Научная статья на тему 'Концептуальная модель педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов'

Концептуальная модель педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕЛЬ / ТЕОРИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / СОДЕРЖАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / РЕЗУЛЬТАТЫ / AIM / THEORY / METHODOLOGY / CONTENT / ORGANIZATION / TECHNOLOGIES / RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисенко Елена Николаевна

В статье рассматривается концептуальная модель педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов. Модель представляет собой теоретико-методологическое обоснование сопровождающей деятельности преподавателей. Обосновывается компонентный состав модели, раскрывается содержание каждого компонента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTUAL MODEL OF THE EDUCATIONAL SUPPORT OF STUDENTS’ SOCIAL COMPETENCE FORMATION

The article deals with the conceptual model of the educational support of students’ social competence formation. The model is considered to be the theoretical and methodological foundation of the educational support provided by the academic staff. The elements composition of the model is substantiated and the content of the elements is described.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов»

УДК 378:316

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Е. Н. Борисенко

THE CONCEPTUAL MODEL OF THE EDUCATIONAL SUPPORT OF STUDENTS’ SOCIAL COMPETENCE FORMATION E. N. Borisenko

В статье рассматривается концептуальная модель педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов. Модель представляет собой теоретико-методологическое обоснование сопровождающей деятельности преподавателей. Обосновывается компонентный состав модели, раскрывается содержание каждого компонента.

The article deals with the conceptual model of the educational support of students’ social competence formation. The model is considered to be the theoretical and methodological foundation of the educational support provided by the academic staff. The elements composition of the model is substantiated and the content of the elements is described.

Ключевые слова: цель, теория, методология, содержание, организация, технологии, результаты.

Keywords: aim, theory, methodology, content, organization, technologies, results.

Модернизация системы высшего профессионального образования связана с реализацией компетентно-стного подхода. ФГОС ВПО, разработанные на основе компетентностного подхода, предписывают вузам формирование общекультурных компетенций. Многие из общекультурных компетенций являются по сути социальными. Таким образом, ФГОС ВПО фактически ориентируют высшие учебные заведения на формирования социальной компетентности студентов и выпускников вузов.

В нашем понимании социальная компетентность студента - это интегративное качество личности, которое дает человеку возможность успешно выполнять социальную роль студента и осуществлять свою жизнедеятельность в социуме, гармонично и эффективно сочетая свои собственных позиции и интересы с позициями и интересами других членов общества. Социальная компетентность студента представляет собой сложноструктурированное комплементарное единство таких парциальных компетентностей, как компетентность в общении, гражданская компетентность, культурно-досуговая компетентность и социально-личностная компетентность.

Под формированием социальной компетентности понимается осуществляемая в специально созданных условиях самостоятельная деятельность студента, включающая принятие социально значимых ценностей, освоение системы социальных знаний, овладение социальными умениями, приобретение опыта просоциального поведения и развитие социальноличностных качеств. Условия, способствующие формированию социальной компетентности, создаются преподавателем, тем самым он осуществляет педагогическое сопровождение данного процесса.

Приступая к моделированию педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов мы руководствовались тем, что в педагогических исследованиях моделирование обозначает: выявление системных свойств моделируемого объекта; соотнесение собственного опыта с результа-

тами педагогического моделирования; оценку полученного информационного приращения [7, с. 19].

В психолого-педагогической литературе встречаются различные представления о моделях, среди которых представление о модели как о концептуальном обосновании какого-либо процесса [2, с. 38], рассматривается множество видов моделей. Так, О. Л. Карпова выделяет одиннадцать разновидностей моделей, в том числе и концептуальную модель, которая определяется как модель, «основанная на информационной базе данных и программе действий» [1, с. 23].

В других источниках мы находим следующие определения концептуальной модели:

- «образы и представления, которые сыграют роль обобщенных схем поведения; система основных понятий и правил комбинирования классов понятий, не зависящих от языка и содержательной структуры некоторой предметной области» [3, с. 200];

- «(в инженерной психологии) совокупность представлений оператора о целях и задачах трудовой деятельности, состоянии предмета труда - технических средств и внешней среды, о собственных способах управляющих воздействий» [5, с. 92];

- «определенное множество понятий и связей между ними, являющихся смысловой структурой рассматриваемой предметной области. Концептуальная модель - модель предметной области, состоящей из перечня взаимосвязанных понятий, используемых для описания этой области, вместе со свойствами и характеристиками, классификацией этих понятий по типам, ситуациям, признакам в данной области и законов протекания процессов в ней» [4];

- «стратегический план исследования, содержащий теоретико-методологические подходы, проблемы исследования, понятийный аппарат, гипотезы, методику сбора и обработки данных» [6].

Принимая во внимание выше приведенные определения и исходя из того, что в педагогических исследованиях концепция может трактоваться как теория, включающая совокупность концептуальных положений, принципов, факторов, условий, механиз-

мов, процедур и т. д. (А. М. Новиков), мы пришли к следующему определению концептуальной модели педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов. Концептуальная модель педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов - это теоретико-методологическое обоснование педагогической деятельности преподавателя по созданию условий, способствующих формированию социальной компетентности студентов; совокупность представлений о целях, содержании, организации, способах, средствах и результатах этой деятельности.

При разработке концептуальной модели педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов мы ориентировались на требования к модели, изложенные в работах И. А. Колесниковой, А. М. Новикова, Г. Н. Серикова, В. А. Сла-стенина. Согласно этим требованиям модель должна:

- представлять и описывать систему, имеющую цель и результат;

- имитировать реальные процессы будущей деятельности;

- находиться в некотором соотношении сходства и различия с оригиналом;

- замещать оригинал в определенных отношениях в процессе исследования;

- быть согласована с образовательной средой, в которой ей предстоит функционировать;

- позволять проигрывать, сравнивать и оценивать возможные результаты;

- давать возможность сделать обоснованный выбор одного из вариантов решения проблемы;

- обеспечивать получение нового знания об оригинале в результате исследования.

Моделирование процесса педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов осуществлялось с опорой на системный подход (общенаучный уровень), личностно-деятельностный, субъектный, диалогический и компетентно-стный подходы (конкретно-методологический уровень).

Сконструированная концептуальная модель педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов представляет собой педагогическую систему и характеризуется целостным единством целевого, теоретико-методологического, содержательного, организационного, технологического и результативного компонентов.

Целевой компонент определяется в контексте социального заказа системе высшего профессионального образования на подготовку социально компетентного выпускника вуза и исходя из понимания педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов вуза как особого вида деятельности преподавателя, направленной на создание комплекса условий, способствующих успешному формированию социальной компетентности студента.

Таким образом, целью педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов является создание оптимальных условий, обеспечивающих достижение максимально возмож-

ного для каждого студента уровня сформированности социальной компетентности.

Теоретико-методологический компонент объединяет факторы, закономерности, принципы и функции педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов.

Факторами, положительно или отрицательно влияющими на процесс педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов, являются:

- социально-экономическая и политическая ситуации в стране;

- содержание и форма предоставления информации в СМИ и, что особенно важно для студенческой аудитории, в Интернете;

- степень доверия студентов профессорско-преподавательскому составу вуза;

- уровень подготовки преподавателей к осуществлению педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов;

- норма часов по гуманитарному, социальному и экономическому циклу;

- мотивация и ценностное отношение студентов к обладанию социальной компетентностью;

- общекультурный уровень развития студентов.

В процессе педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов проявляются следующие закономерности, отражающиеся во взаимодействии преподавателей и студентов, содержании педагогического сопровождения формирования социальной компетентности и организации процесса педагогического сопровождения:

1. Успешность педагогического сопровождения формирования социальной компетентности зависит от проявления инициативы и активной позиции преподавателя и студентов в процессе педагогического сопровождения.

Эта закономерность реализуется через принцип инициативности и активности, предполагающий:

- осуществление педагогического сопровождения по инициативе преподавателя, а не в приказном порядке; активность и творческий подход сопровождающего в организации комплекса условий, способствующих эффективному формированию социальной компетентности студента; инициативу и активность преподавателя в применении инноваций в процессе педагогического сопровождения; постоянное профессиональное самосовершенствование преподавателя;

- активное и творческое использование студентом условий, создаваемых преподавателем в ходе педагогического сопровождения, сотрудничество с преподавателем в их создании, проявление инициативы в поиске собственных способов и средств формирования социальной компетентности.

2. Эффективность педагогического сопровождения формирования социальной компетентности обусловлена реализацией субъект-субъектного взаимодействия преподавателей и студентов.

Данная закономерность находит своё выражение в принципе опоры на субъектность студента, который предполагает:

- содействие развитию способности студента быть субъектом формирования социальной компетентности;

- демонстрацию уверенности сопровождающего в способности студента самостоятельно и ответственно осуществлять формирование социальной компетентности, т. е. ставить цели и определять задачи формирования социальной компетентности, осознавать мотивы её формирования, решать поставленные задачи, приближаясь к намеченной цели, оценивать и корректировать свою деятельность на основе рефлексии;

- постепенное ослабление роли сопровождающего и возрастание роли студента как субъекта формирования социальной компетентности.

3. Педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности студентов протекает эффективно, если при создании условий, способствующих формированию социальной компетентности, учитываются социально-психологические особенности студентов.

Проявление данной закономерности связано с принципом дифференциации и индивидуализации, предполагающим осуществление педагогического сопровождения с учетом индивидуально-личностных особенностей, интересов и потребностей студентов в сферах формирования социальной компетентности и уровня сформированности их социальной компетентности.

4. Формирование социальной компетентности протекает эффективно, если студент вовлечен в деятельность, позволяющую ему почувствовать на практике значимость социальной компетентности в жизни современного человека.

Данная закономерность реализуется в принципе реалистичности, предполагающем:

- постановку реальных стратегических и тактических целей и задач педагогического сопровождения формирования социальной компетентности, исходя из возможностей вуза, уровня общекультурного развития студентов, исходного уровня сформированности социальной компетентности, уровня подготовленности преподавателей к осуществлению педагогического сопровождения формирования социальной компетентности;

- обеспечение практической направленности формирования социальной компетентности, ориентацию на её скорейшее проявление в реальной жизни.

5. Успешность педагогического сопровождения формирования социальной компетентности зависит от его интегративного характера, с одной стороны, и открытости для взаимодействия с окружающей средой -с другой.

Эта закономерность отражена в принципе интеграции и открытости, означающем:

- интеграцию содержания образования, осуществляемую в рамках дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, при этом содержание образования открыто для обогащения за счет других предметных областей, усвоение учебного материала, идей и понятий которых способствует формированию социальной компетентности;

- объединение усилий всех субъектов педагогического сопровождения с целью создания комплекса ус-

ловий для формирования социальной компетентности студентов;

- открытость для расширения круга субъектов педагогического сопровождения; открытость для взаимодействия сопровождающий - сопровождаемый, сопровождающий - сопровождающий, сопровождаемый

- сопровождаемый;

- открытость социально-образовательного пространства формирования социальной компетентности, выход за пределы вуза на межвузовский, городской, региональный и т. д. уровни.

6. Формирование социальной компетентности как непрерывный преемственный процесс осуществляется на протяжении всего периода обучения в вузе.

Проявление данной закономерности связано с принципом непрерывности и преемственности, обеспечивающем:

- преемственность в формировании социальной компетентности школьников и студентов и непрерывность процесса формирования социальной компетентности на протяжении всего периода обучения в вузе;

- аккумулирование достигнутых результатов на всех этапах педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов;

- постепенность и плавность перехода от формирования социальной компетентности в условиях сопровождения и поддержки со стороны преподавателя к полностью самостоятельному формированию студентом своей социальной компетентности на старших курсах.

Выше рассмотренные принципы (инициативности и активности, опоры на субъектность студента, дифференциации и индивидуализации, реалистичности, интеграции и открытости, непрерывности и преемственности) определяются нами как специальные принципы педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов. Важно также учитывать тот факт, что педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности студентов вуза как специально организованный целенаправленный процесс является элементом целостного педагогического процесса. Это означает, что педагогическое сопровождение базируется на основных принципах целостного педагогического процесса (гуманистическая направленность педагогического процесса, индивидуальный подход, научность, куль-туросообразность, сотрудничество, прочность, осознанность и действенность результатов, преемственность, систематичность и последовательность и др.).

Как элемент целостного педагогического процесса педагогическое сопровождение выполняет его основные функции: образовательную, воспитательную, развивающую и социализирующую.

Что касается специальных функций педагогического сопровождения формирования социальной компетентности, то мы пришли к выводу, что оно выполняет:

- диагностическую функцию, которая предполагает выявление уровня сформированности социальной компетентности студентов на момент поступления в вуз, их готовность к формированию и развитию социальной компетентности;

- проектировочную функцию, которая заключается в проектировании комплекса условий, способствующих формированию социальной компетентности студентов;

- техническую функцию, обеспечивающую создание условий для успешного формирования социальной компетентности студентов;

- аналитическую функцию, включающую всесторонний анализ промежуточных и конечных результатов педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов;

- фасилитационную функцию, заключающуюся в способствовании и стимулировании формирования социальной компетентности студентов путем создания ситуации успеха и благожелательной атмосферы доверия, проявления таких чувства, как уважение, чуткость, отзывчивость, дружелюбие и др.

Содержательный компонент представлен знаниями, способами деятельности, опытом просоциаль-ной и творческой деятельности, опытом эмоционально-ценностного отношения к миру, приобретенными в ходе образовательной и самообразовательной, общественной и культурно-досуговой деятельности студентов. Данный компонент соотносится с содержанием структурных компонентов компетентности в общении, гражданской, культурно-досуговой и социально-личностной компетентностей студента.

Технологический компонент модели отражает формы, методы и средства обучения и воспитания, применение которых обеспечивает достижение цели и реализацию содержания педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов.

Формы как внешняя организация процесса педагогического сопровождения могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными. Поскольку социальная компетентность формируется и проявляется в отношениях и взаимодействии с другими людьми, то логично преобладание групповых и коллективных форм педагогического сопровождения.

Формы педагогического сопровождения мы разделили на непосредственные и опосредованные. Непосредственные формы педагогического сопровождения - это консультации, тьюториалы, модерационные семинары, индивидуальная и коллективная суперви-зия, тренинги, специальные занятия, проводимые с непосредственной целью обучения студентов самостоятельному формированию социальной компетентности, обеспечивающие условия для анализа преподавателем деятельности студентов по формированию социальной компетентности и анализа студентами собственной деятельности.

Опосредованные формы педагогического сопровождения совпадают с основными, традиционными формами организации учебно-воспитательного процесса в вузе (лекции, практические занятия, конференции, конкурсы), обеспечивающими овладение содержанием образования, отвечающим цели и задачам формирования социальной компетентности. С другой стороны, задачи педагогического сопровождения формирования социальной компетентности решаются при помощи менее традиционных для вуза форм, та-

ких как экскурсии, выставки, тематические вечера, встречи с интересными людьми, викторины и т. д.

Под методами педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов понимаются способы субъект-субъектного взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего, обеспечивающие формирование данной компетентности. Мы выделили две группы методов: методы собственно педагогического сопровождения и методы формирования социальной компетентности студентов, использование которых является одним из условий её успешного формирования.

К первой группе относятся наблюдение, модера-ция, опрос, консультирование, тьюторство, суперви-зия, методы стимулирования и мотивации формирования социальной компетентности, методы контроля формирования социальной компетентности студентов. Вторая группа включает методы активного, интерактивного и продуктивного обучения, методы самоконтроля и самовоспитания, применение которых обеспечивает позицию студента как субъекта формирования социальной компетентности.

В нашем понимании и практическом применении средства педагогического сопровождения - это тесты, анкеты, опросники, методики; учебные пособия, сти-мульный материал, специальная литература, художественная литература, искусство, средства массовой информации и коммуникации.

Организационный компонент модели основан на понимании того, что педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности студентов представляет собой сложный, многогранный, системный, личностно-ориентированный, непрерывный процесс, который обеспечивается последовательностью прохождения взаимосвязанных этапов, отражающих логику формирования социальной компетентности студентов.

Мы выделили три этапа в процессе педагогического сопровождения формирования социальной компетентности: подготовительный (ознакомительнопрогностический), основной (организационно-исполнительский) и заключительный (рефлексивно-оценочный).

На ознакомительно-прогностическом этапе осуществляется диагностика исходного уровня сформированности социальной компетентности студентов, анализ полученных результатов и дифференциация студентов в соответствии с уровнем сформированности социальной компетентности; прогнозирование перспектив успешного формирования социальной компетентности и предвидение возможности возникновения у студента проблем в процессе формирования; разработка программы и плана создания комплекса условий, способствующих формированию социальной компетентности. Организационно-исполнительский этап включает создание благоприятных условий для формирования социальной компетентности студентов; мониторинг процесса формирования социальной компетентности и внесение корректив в процесс педагогического сопровождения на основе данных мониторинга; оказание помощи студентам в решении проблем, возникших в процессе формирования социальной компетентности. На рефлексивно-

оценочном этапе происходит заключительная диагностика уровня сформированности социальной компетентности студентов; дается количественная и качественная оценка достигнутых результатов.

Результативный компонент модели представляет результаты педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов. Результатами педагогического сопровождения являются:

- наличие условий, необходимых для успешного формирования социальной компетентности студентов (непосредственные результаты); эти условия охватывают подготовленность преподавателей к педагогическому сопровождению формирования социальной компетентности; отбор содержания образования, обеспечивающего формирование социальной компетентности; применение технологий, методов и средств обучения, гарантирующих формирование социальной компетентности; использование внутренних ресурсов

вуза и внешних ресурсов (ресурсов города) в целях педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов; контроль и оценка формирования социальной компетентности студентов;

- позитивные изменения уровня сформированно-сти социальной компетентности студентов, достигнутые благодаря созданию выше названных условий (опосредованные результаты). Уровни сформирован-ности парциальных компетентностей включают: репродуктивный - низкий, продуктивный - средний и креативный - высокий.

Создание концептуальной модели педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов является важным шагом на пути к практическому осуществлению педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов вуза.

Таблица

Концептуальная модель педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов вузов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целевой компонент

Цель: создание оптимальных условий, обеспечивающих достижение максимально возможного для каждого студента уровня сформированности социальной компетентности_________________________________________

Теоретико - методологический компонент

Факторы:

- социально-экономическая и политическая ситуации в стране;

- содержание и форма предоставления информации в СМИ, в сети Интернет;

- степень доверия студентов профессорско-преподавательскому составу и администрации вуза;

- уровень подготовки преподавателей к осуществлению педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов;

- норма часов по гуманитарному, социальному и экономическому циклу;

- мотивация и ценностное отношение студентов к обладанию социальной компетентностью;

- общекультурный уровень развития студентов___________________________________________________________

Закономерности:

1. Успешность ПСФСК зависит от проявления инициативы и активной позиции преподавателя и студентов в процессе ПСФСК.

2. Эффективность ПСФСК обусловлена реализацией субъект-субъектного взаимодействия преподавателей и студентов.

3. ПСФСК протекает эффективно, если при создании условий, способствующих формированию социальной компетентности, учитываются социально-психологические особенности студентов.

4. Формирование социальной компетентности протекает эффективно, если студент вовлечен в деятельность, позволяющею ему почувствовать на практике значимость социальной компетентности в жизни современного человека.

5. Успешность ПСФСК зависит от его интегративного характера, с одной стороны, и открытости для взаимодействия с окружающей средой - с другой.

6. Формирование социальной компетентности как непрерывный преемственный процесс осуществляется на

протяжении всего периода обучения в вузе.______________________________________________________________

Принципы

Основные:

- гуманистическая направленность,

- индивидуальный подход,

- научность,

- культуросообразность,

- сотрудничество,

- прочность, осознанность и действенность результатов,

- преемственность,

- систематичность и последовательность.

Специальные:

- инициативность и активность,

- опора на субъектность студента,

- дифференциация и индивидуализация,

- реалистичность,

- интеграция и открытость,

- непрерывность и преемственность.

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ \

Продолжение таблицы

Функции

Основные:

- образовательная,

- воспитательная,

- развивающая,

- социализирующая.

Специальные:

- диагностическая,

- проектировочная,

- техническая,

- аналитическая,

- фасилитационная.

Содержательный компонент

- знания,

- способы деятельности,

- опыт просоциальной деятельности,

- опыт творческой деятельности,

- опыт эмоционально-ценностного отношение к социальной компетентности и просоциальной деятельности.

Технологический компонент

Формы

Непосредственные:

- консультации,

- тьюториалы,

- модерационные семинары,

- супервизия,

- тренинги,

- специальные занятия.

Опосредованные:

- лекции,

- практические занятия,

- конференции,

- конкурсы,

- экскурсии,

- выставки,

- тематические вечера,

- встречи с интересными людьми,

- викторины.

Методы

Методы собственно педагогического сопровождения:

- наблюдение,

- опрос,

- консультирование,

- тьюторство,

- модерация,

- супервизия,

- методы стимулирования и мотивации,

- методы контроля.

Методы формирования социальной компетентности:

- методы активного,

- интерактивного и продуктивного обучения,

- методы самоконтроля и самовоспитания.

Средства

- тесты, - учебные пособия, - художественная ли- - средства массовой информации

- анкеты, - стимульный материал, тература, и коммуникации.

- опросники, - специальная литература, - искусство,

- методики,

Организационный компонент

Этапы

подготовительный

(ознакомительно-прогностический),

основной

(организационно-исполнительский)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

заключительный

(рефлексивно-оценочный)

Результативный компонент

- наличие условий необходимых для успешного формирования социальной компетентности студентов,

- позитивные изменения уровня сформированности социальной компетентности студентов.____________

Уровни сформированности парциальных компетентностей

Низкий

репродуктивный

Средний

продуктивный

Высокий

креативный

Примечание: ПСФСК - педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности.

Литература

1. Карпова, О. Л. Содержание прогностической модели развития самообразовательной деятельности студентов вуза / О. Л. Карпова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 8.

2. Селевко, Г. К. Воспитательные технологии / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. -320 с.

3. Современный словарь по общественным наукам / под общей ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. - М.: Эксмо, 2005. - 528 с.

4. Толковый словарь по искусственному интеллекту. - Режим доступа: http://www.raai.org/librarv/tolk/-aivoc.html

5. Ширшов, Е. В. Информационно-педагогические технологии: ключевые понятия: словарь / Е. В. Ширшов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 256 с.

6. Энциклопедия социологии. - Режим доступа: http://enc-dic.com/sociologv/Model-Konceptualnaia-4233.-Мт1

7. Яковлев, Е. В. Педагогический эксперимент: квалиметрический анализ: монография / Е. В. Яковлев. -Челябинск: ЧГПУ, 1998. - 136 с.

Информация об авторе:

Борисенко Елена Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета КемГУ, 89050694838, [email protected].

Elena N. Borisenko - Candidate of Pedagogics, Assistant Professor at the Department of Foreign Languages, Faculty of Romance and Germanic Philology, Kemerovo State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.