Научная статья на тему 'Концептуальная модель формирования информации о доходах и расходах в хлебопекарных организациях'

Концептуальная модель формирования информации о доходах и расходах в хлебопекарных организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / БЛОК / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / РЕГИСТРЫ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ СЧЕТА / MODEL / REVENUES / EXPENSES / UNIT / ACCOUNTING REGISTERS / THE ANALYTICAL ACCOUNTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дедова О. В.

Аннотация: в статье предложена схема формирования информации о доходах и расходах в хлебопекарных организациях с выделением трех основных блоков, охватывающих разные аспекты разработанной модели как единого комплекса обработки и обобщения информации о рассматриваемых объектах бухгалтерского учета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article proposed a scheme for the formation of information about income and expenditure in baker's organizations from the definition of three main parts, covering different aspects of the model as a single complex processing and synthesis of information about these objects Accounting

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель формирования информации о доходах и расходах в хлебопекарных организациях»

УДК - 657.26

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ДОХОДАХ И РАСХОДАХ В ХЛЕБОПЕКАРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

О.В. Дедова

Аннотация: в статье предложена схема формирования информации о доходах и расходах в хлебопекарных организациях с выделением трех основных блоков, охватывающих разные аспекты разработанной модели как единого комплекса обработки и обобщения информации о рассматриваемыхобъектах бухгалтерского учета Ключевые слова: модель, доходы, расходы, блок, бухгалтерский учет, регистры, аналитические счета

В современных условиях трудно представить организацию, которая бы не использовала в своей деятельности интегрированные подходы к управлению производством и распределением продукции, товаров, ориентированных на потребителя. Для принятия ряда управленческих и финансовых решений пользователям бухгалтерской отчетности необходимы показатели о доходах и расходах, формирующие статьи отчетности, которые позволят получитьинформациюо финансово-экономической деятельности предприятия.

В связи с этим возникает необходимость разработки концептуальной модели учета доходов и расходов для формирования показателей к отражению в бухгалтерской отчетности хлебопекарных организаций (рис. 1). Из данной схемы наглядно видно, что процесс сбора и обработки информации условно можно разделить на три блока, которые органично взаимосвязаны и взаимодействуют на протяжении всей цепочки учета доходов и расходов от момента фиксирования факта хозяйственной жизни до отражения в бухгалтерской отчетности.

Организационный блок учета доходов и расходов включает в себя разработку учетной политики и закрепление функции по первичной регистрации доходов и расходов, а в дальнейшем обобщение и обработку информации. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/08), утвержденной Приказом Минфина от 06 октября 2008 г. № 106-н [1] предприятие обязано определиться с системой построения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

На основании изложенных в ПБУ 1/08 принципов учетной политики для организаций появляется необходимость конкретизации отдельных ее разделов, в частности, определения объема, содержания, методологических основ признания доходов и расходов для формирования информации в бухгалтерской отчетности юридических лиц.

Специфика хлебопекарной отрасли диктует организациям особенности выбора вариантов ведения бухгалтерского учета:

- отнесение операций, связанных с перепродажей товаров, к обычной или прочей деятельности;

- производство продукции, не относимой к категории хлебобулочных изделий, носящих сезонный характер (пиво, газированные напитки);

- ограниченная степень свободы при установлении цены на социально значимую хлебобулочную продукцию;

- высокая конкуренция на рынке требует ведения гибкой политики в области применения скидок, обеспечения доставки продукции до оптовых покупателей, введения новых видов продукции в действующий ассортимент.

В результате анализа функционирования данного блока в хлебопекарных организациях можем выделить следующие проблемы:

1. в учетной политике:

- обычно не приводится перечень видов деятельности, составляющихобычнуюдеятельность;

- не утверждается отдельный перечень прямых расходов;

- отсутствует единый подход к установлению базы распределения для косвенных расходов;

2. по распределению обязанностей:

- составляемые графики документооборота не содержат полный комплект документов по учету доходов и расходов;

- в должностных обязанностях работников не закрепляются виды составляемых ими документов.

Решение данных проблем видится в составлении комплексной учетной политики. К условиям,

подтверждающим полученные доходы от обычной деятельности, следует отнести: привязку к уставной деятельности, ожидаемость, существенность и принятие во внимание при прогнозировании дальнейшей деятельности. Рекомендуемый перечень прямых расходов для хлебопекарных организаций диктуется его спецификой: прямые затраты на муку и прочие ингредиенты, заработная плата с отчислениями производственных рабочих, амортизация печей. Что касается базы распределения косвенных расходов, то можно использовать один из вариантов:

- прямые затраты на сырье;

- заработная плата пекарей;

- амортизация основного оборудования;

- стоимость произведенной продукции.

ЦЕЛЬ - формировать информацию для обеспечения ею пользователей независимо от возможностей получить эту информацию

I

ЗАДАЧИ

Оценка величины и источников признаваемых доходов Оценка величины, направлений осуществляемых расходов и расчет себестоимости продукции Расчет финансового результата Сопоставление доходов и расходов прошлых и текущего периодов для анализа эффективности деятельности организации

ОРГАНИЗАЦИОННЫМ БЛОК

Определение приемов и способов учета доходов и расходов в учетной политике организации

Распределение обязанностей по ведению первичного и сводного учета между работниками структурных подразделений

ТЕХНИЧЕСКИМ БЛОК

Первичный учет доходов и расходов по мере осуществления фактов хозяйственной жизни

Сводный учет на основе первичной информации путем формирования обобщающей информации в денежном измерителе

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИИ БЛОК

Организация синтетического Организация аналитического Расчет полной себестоимости

учета учета продукции

ПРОЦЕДУРЫ

наблюдение - документирование - оценка - двойная запись - обобщение -калькулирование - контроль - анализ

Формирование показателей для отражения в бухгалтерской отчетности

Рис. 1 - Концептуальная модель формирования информации о доходах и расходах

В технический блок мы выделили первичный и сводный учет фактов хозяйственной жизни, в результате которых получены доходы или произведены расходы. Здесь следует обозначить проблемы следующего характера:

1. Значительное количество и разнообразие документов по учету доходов и расходов.

2. Отсутствие по части документов унифицированных форм, использование старых и приспособленных форм бланков документов (как первичных, так и сводных), носящих произвольную форму в зависимости отсуждения и профессионализма конкретного исполнителя.

3. Выявлено наличие разных подходов со стороны практикующих бухгалтеров в части формирования сводных показателей о движении продукции и на этой основе отражение итоговых данных о доходах и расходах.

Считаем целесообразным разработать общий набор показателей в сводных регистрах, наиболее полно удовлетворяющих выполнение счетными работниками своих функций в области учета и получение информации и возможности ее анализа со стороны управляющего персонала.

Например, для получения данных, соответствующих требованиям системы учета и формирования отчетности о доходах и расходах, нами разработан проект регистра по продаже продукции (табл. 1), который позволит формировать информацию для расчета конечного финансового результата по видам продукции, оценивать уровень рентабельности и сравнивать его с планируемым значением.

Из планируемых показателей, на наш взгляд, актуальным является указание на возможное количество реализации хлебобулочных изделий и величина уровня рентабельности продаж, которая учитывает одновременно выручку и себестоимость по видам продукции. Выделение именно этих двух показателей связано с, можно сказать, традиционной структурой покупателей, которая позволяет планировать объем и прибыльность от реализации каждого вида продукции.

Таблица 1

Регистр по продаже продукции в ОАО «Стародубский хлебокомбинат»

Наименовани е продукции Кол-во проданно й продукции , кг Выручка от реализаци и с НДС, руб. Выручка без НДС, руб. Себестоимост ь продукции, руб. Прибыл ь (убыток) , руб. Уровень рентабельност и, % Условное обозначени е План

кол- во, кг Уровень рентабельност и, % Условное обозначени е

Хлеб Тимирязевски й 1172,4 15417,06 14016,2 9 12700,63 1315,66 9,4 Кф1 130 0 9,5 Кп1

Хлеб Пшеничный 5474,0 69983,16 63621,7 6 53654,33 9967,43 15,7 вф2 550 0 12,0 вп2

и т.д.

В методологический блок мы включили организацию синтетического и аналитического учета, позволяющего через бухгалтерские процедуры своего рода кодировать информацию для обобщения и представления пользователям в доступном виде. В этот блок мы посчитали целесообразным включить и расчет себестоимости произведенной продукции, поскольку считаем его своего рода заключительным этапом перед определением финансового результата, когда на основании использования бухгалтерского инструментария собирается общая информация о произведенных расходах и появляется возможность определить ресурсозатратность единицы продукции в денежном измерителе.

В отношении использования системы бухгалтерских счетов следует отметить, что в настоящее время система бухгалтерского учета доходов и расходов в хлебопекарных организациях не отражает различия в применяемых механизмах формирования доходов и расходов. Информация собирается на счете 90 «Продажи» котловым методом, независимо от применяемых цен, налоговых ставок, наименований продукции и источников поступлениядоходов.

Ведение аналитического учета к счету 90 «Продажи», по нашему мнению, можно организовать по видам продукции и по территориальному признаку (табл. 2), в зависимости от потребностей руководства и профессионального суждения бухгалтеров.

Таблица 2

Рекомендуемая структура счета 90 «Продажи» для хлебопекарных организаций

Счет 1-го порядка Счет 2-го порядка Аналитические счета

Номер Наименование Номер Наименование Номер Наименование

90/1 Выручка от продаж 90/1.1 Реализация хлебобулочной продукции оптовым покупателям 90/1.1.1 Реализация в собственном регионе

90/1.1.2 Реализация за пределы своего региона

90/1.2 Реализация хлебобулочной продукции в розницу 90/1.2.1 Реализация в собственном регионе

90/1.2.2 Реализация за пределы своего региона

90/1.3 Реализация прочей продукции 90/1.3.1 Реализация в собственном регионе

90/1.3.2 Реализация за пределы своего региона

90/1.4 Реализация товаров

Предложенная структура счета 90 позволит разграничивать информацию о доходах на дату отгрузки, когда по отгрузочным документам выручку и себестоимость можно разделить по предлагаемым классификационным признакам. В дальнейшем такая процедура может стать очень трудозатратной или вообще невозможной. Детализация информации о доходах, на наш взгляд, более предметно соответствует аналитической, контрольной и прогностической функциям бухгалтерского учета, когда сведения будут получены, проконтролированы и использованы для принятия управленческих решений. По кредиту субсчетов и аналитических счетов следует отражать доходы от реализации соответствующих видов продукции и товаров, по дебету - расходы, связанные с получением этих доходов.

Продажа продукции организаций анализируемой отрасли характеризуется значительными расходами, поскольку имеется собственная торговая сеть, организована экспедиторская служба по доставке хлебобулочной продукции. Продажа покупных товаров в розницу в Брянской области подлежит налогообложению ЕНВД, что вызывает необходимость раздельного учета доходов и расходов между собственной продукцией и покупными товарами. Общими для них являются расходы на продажу.

В целях разделения данной категории расходов, что требует налоговое законодательство и актуально для формирования фактической себестоимости продукции, к счету 44 «Расходы на продажу» следует открыть субсчета:

44/1 «Расходы по содержанию собственных торговых точек», в том числе:

44/1.1 - сбыт собственной продукции, 44/1.2 - сбыт покупных товаров;

44/2 «Расходы по сбыту продукции покупателям».

Таким образом, с нашей точки зрения особенности организации синтетического и аналитического учета доходов и расходов организаций анализируемой отрасли сводятся к использованию счетов второго и следующих порядков для детализации информации в рамках решения конкретных задач, установленных управляющим персоналом.

This article proposed a scheme for the formation of information about income and expenditure in baker's organizations from the definition of three main parts, covering different aspects of the model as a single complex processing and synthesis of information about these objects Accounting

The key words: model, revenues, expenses, unit, accounting registers, the analytical accounts

Списоклитературы

1. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/08 утвержденное приказом Минфина России от06 октября 2008 г. № 106-н // Нормативные акты. 2008 №12 С.86.

Об авторе

Дедова О.В. - старший преподаватель Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, o.vod2012@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.