Научная статья на тему 'Формирование учетной политики микропредприятиями, применяющими упрощенные способы ведения бухгалтерского учета'

Формирование учетной политики микропредприятиями, применяющими упрощенные способы ведения бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2177
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИКРОПРЕДПРИЯТИЕ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / УПРОЩЕННЫЕ СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ УЧЕТА / THE MICROENTERPRISE / ACCOUNTING POLICIES / THE SIMPLIFIED WAYS OF MAINTAINING THE ACCOUNT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зылёва Н. В., Луговая Е. И.

Организация бухгалтерского учета останавливает многих потенциальных предпринимателей от открытия собственного дела. В статье рассмотрено упрощение способов ведения бухгалтерского учета, как мера реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства, и представлены рекомендации по формированию учетной политики микропредприятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of accounting stops many potential businessmen from opening of own business. In article simplification of ways of conducting accounting as a measure of realization of a state policy in the field of development of small business is considered, and recommendations about formation of accounting policies are submitted to the microenterprises.

Текст научной работы на тему «Формирование учетной политики микропредприятиями, применяющими упрощенные способы ведения бухгалтерского учета»

2. Зулпукаров А.З., Наралиев Т.А. Анализ использования доходов и расходов домохозяйств районов Ошской области Кыргызской республики // Синергия. 2016. № 2. С. 33-41

3. Ишембаева Ш.К. Исследование соотношения показателей республиканского и местных бюджетов Кыргызской Республики // Синергия. 2016. № 3. С. 63-68.

4. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Инвестиции в системе устойчивого развития региональных экономических систем // Факторы успеха. 2016. № 1 (6). С. 59-64.

5. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В. Обоснование стратегии диверсификации предпринимательских структур в условиях нестабильности внешней среды // Государственный советник. 2015. № 3 (11). С. 9-13.

Зылёва Н.В., Луговая Е.И.

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ МИКРОПРЕДПРИЯТИЯМИ, ПРИМЕНЯЮЩИМИ УПРОЩЕННЫЕ СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО

УЧЕТА

Тюменский государственный университет

Ключевые слова: микропредприятие, учетная политика, упрощенные способы ведения учета

Аннотация: Организация бухгалтерского учета останавливает многих потенциальных предпринимателей от открытия собственного дела. В статье рассмотрено упрощение способов ведения бухгалтерского учета, как мера реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства, и представлены рекомендации по формированию учетной политики микропредприятиям.

Keywords: the microenterprise, accounting policies, the simplified ways of maintaining the account

Abstract: The organization of accounting stops many potential businessmen from opening of own business. In article simplification of ways of conducting accounting as a measure of realization of a state policy in the field of development of small business is considered, and recommendations about formation of accounting policies are submitted to the microenterprises.

В настоящее время в России активно развивается малое предпринимательство. Малым предпринимательством признается самостоятельная, осуществляемая свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг юридическими и физическими лицами, зарегистрированными в качестве субъектов малого предпринимательства. Государство активно поддерживает и финансирует это направление, которое играет немаловажную роль в экономике страны. Развивая предпринимательство, государство решает социальные задачи занятости, благосостояния населения, пополнения бюджетов налогами. Действующий в настоящее время федеральный закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее закон № 209-ФЗ), выделил в существующей категории «малые предприятия» подкатегорию «микропредприятие», но определения данному термину не дал. При этом, дословное прочтение п.2б статьи 4 федерального закона № 209-ФЗ «...среди малых предприятий выделяются микропредприятия...», говорит о том, что кроме указанных в законе отдельных условий, определенных именно для микропредприятий, для отнесения их к субъектам малого предпринимательства, остальные условия у них те же самые, что и для малых предприятий.

Таким образом, микропредприятие это - составляющая часть субъектов малого предпринимательства, осуществляющая свою деятельность небольшим количеством сотрудников в более мелких масштабах по сравнению с малыми предприятиями, и направленную на получение прибыли, в связи с чем зарегистрированное как юридическая коммерческая организация.

Государственная регистрация юридических лиц, в том числе микропредприятий, обязывает экономический субъект непрерывно вести бухгалтерский учет, согласно п.3 статьи 6 федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее закон № 402-ФЗ). Бухгалтерский учет ведется с помощью способов, к которым относятся: первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности. Данные способы подразумевают группировку и оценку фактов хозяйственной жизни, погашение стоимости активов, организацию документооборота, инвентаризации, применение счетов бухгалтерского учета, систему регистров бухгалтерского учета, обработку информации и иные приемы, согласно п.2 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (далее ПБУ 1/2008).

Нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет в России, предоставляют организациям право выбора варианта постановки учета. Более того, федеральный закон № 402-ФЗ дает право малым предприятиям, а значит и микропредприятиям, применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая формирование упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Кроме упрощения бухгалтерской отчетности, нормативными актами предусмотрены упрощения рабочего плана счетов, форм регистров, оценки объектов учета. Использование права на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и сами выбранные способы (их совокупность), должны быть закреплены внутренним документом - учетной политикой.

Учетная политика формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета, и должна быть утверждена руководителем организации в течении 90 дней со дня государственной регистрации. В данной статье будут исследованы упрощенные способы ведения учета, рекомендуемые субъектам малого предпринимательства, и предложена оптимальная учетная политика микропредприятия.

Как указано в статье 4 ПБУ 1/2008, при формировании учетной политики необходимо утвердить:

- рабочий план счетов, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- оценку фактов хозяйственной жизни, погашение стоимости активов;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

- правила документооборота и технологию обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями и другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Рассмотрим каждый из вышеперечисленных элементов учетной политики в части возможности упрощения способов ведения учета микропредприятием.

Сокращенный рабочий план счетов и инструкция по его применению, как упрощенный способ экономической группировки объектов учета, предложен в настоящее время Типовыми

рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными приказом Минфина № 64н (далее Типовые рекомендации № 64н), действующими в настоящее время, несмотря на то, что приняты более 15-ти лет назад, в связи с чем, при их использовании необходимо заменять устаревшие коды синтетических счетов на новые (табл.1).

Таблица 1 - Сокращенный рабочий план счетов бухгалтерского

учета, рекомендуемый для малых предприятий (и микропредприятий), применяющих упрощенные способы ведения учета

Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательств Рекомендации авторов

Название раздела плана счетов Название раздела плана счетов

Счета малого предприятие Вместо следующих счетов Счета малого предприятие Вместо следующих счетов

I. Внеоборотные активы I. Внеоборотные активы

01, 02, 08 01, 02, 03, 04, 05, 08, 09 01, 02, 04, 05, 08 01, 02, 03, 04, 05, 08, 09

II. Производственные запасы II. Производственные запасы

10, 19 07, 10, 14, 15, 16, 19 10, 19 07, 10, 14, 15, 16, 19

III. Затраты на производство III. Затраты на производство

20 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 44 20 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 44

IV. Готовая продукция и товары IV. Готовая продукция и товары

41 | 41, 42, 43 41, 43 | 41, 42, 43

V. Денежные средства V. Денежные средства

50, 51, 52, 55, 58 50, 51, 52, 55, 57, 58, 59 50, 51, 52, 55, 58 50, 51, 52, 55, 57, 58, 59

VI. Расчеты VI. Расчеты

60, 66, 68, 69, 70, 76 60, 62, 66, 67, 68, 69, 70, 71,75, 76, 86 60, 62, 66, 68, 69, 70, 76 60, 62, 66, 67, 68, 69, 70, 71,75, 76, 86

VII. Капитал VII. Капитал

80, 83, 84 80, 82, 83, 84 80, 84 80, 82, 83, 84

VIII. Финансовые результаты VIII. Финансовые результаты

90, 99 45, 90, 91, 94, 96, 98, 99 90, 91, 94, 99 45, 90, 91, 94, 96, 98, 99

Предложение в части увеличения счетов для учета внеоборотных активов связано с тем, что использование счетов 04 «Нематериальные активы» и 05 «Амортизация нематериальных активов» позволит сформировать достоверные данные для заполнения показателя статьи «Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы» упрощенной формы бухгалтерского баланса малого предприятия,

рекомендованного Приказом № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» (далее Приказ № 66н).

По нашему мнению, сокращенный рабочий план счетов Типовых рекомендаций № 64н сокращен до такой степени, что нарушает экономическую суть некоторых понятий. Например, объект «готовая продукция» (продукция, законченная обработкой в цехах...) отличается по своей сути от объекта «товары» (продукция, приобретенная для перепродажи), в связи с чем, считаем неправильным учитывать данные объекты на одном счете.

Пополнение рабочего плана счетов микропредприятия счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», позволит своевременно контролировать дебиторскую задолженность покупателей.

Следующим обязательным утвержденным элементов учетной политики являются формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета. Формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности микропредприятия, скорее всего, разрабатывать не будут.

Статья 9 федерального закона № 402-ФЗ предписывает каждый факт хозяйственной жизни оформлять первичным учетным документом. При этом формы применяемых первичных учетных документов должен утвердить руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Если микропредприятие будет использовать в своей деятельности для учета отдельных объектов первичные документы, по которым имеются унифицированные формы, можно в рамках учетной политики, прописать список этих документов. Остальные, разработанные самостоятельно первичные документы, нужно не только прописать в тексте учетной политики, но и приложить их образцы в состав приложений.

Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Совокупность учетных регистров, применяемых организацией, формирует форму бухгалтерского учета. Именно совокупность регистров предлагают упростить Типовые рекомендации № 64н, прописывая возможность применения малыми предприятиями упрощенных форм бухгалтерского учета (табл.2).

На наш взгляд, микропредприятиям вполне может подойти простая форма бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия). При этой форме учета возникает необходимость обязательного заполнения регистра Книга (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности

(форма К-1) и ведомости учета заработной платы (форма В-8), остальные ведомости ведутся по мере необходимости.

Как было упомянуто выше, микропредприятие может закрепить в своей учетной политике применение формы бухгалтерского учета без применения двойной записи на счетах бухгалтерского учета.

Таблица 2 - Упрощенные формы бухгалтерского учета, рекомендуемые для малых предприятий (и микропредприятий), _применяющих упрощенные способы ведения учета_

Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательств (Приказ Минфина России от 21.12.1998 № 64н)

Название формы бухгалтерского учета

Форма № Название регистра Движение по счетам

Простая форма бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия)

К-1 Книга (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности все счета

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия

В-1 Ведомость по учету основных средств и начисленных амортизационных отчислений 01,04

В-2 Ведомость по учету производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям 10,41,43,19

В-3 Ведомость по учету затрат на производство 08,20

В-4 Ведомость по учету денежных средств и фондов 50,51,52, 02,05,99,80,84

В-5 Ведомость по учету расчетов и прочих операций 55,58, 66,68,69,76

В-6 Ведомость по учету реализации 62,90,91

В-7 Ведомость по учету расчетов с поставщиками 60

В-8 Ведомость по учету оплаты труда 70

В-9 Ведомость (шахматная) все счета

Такой формой учета можно воспользоваться только если она не исказит информацию о микропредприятии, то есть позволит составлять бухгалтерскую отчетность. Применяя данную форму бухгалтерского учета, хозяйственные операции достаточно регистрировать в едином документе в хронологической последовательности непосредственно по группам статей бухгалтерского баланса.

Важным элементом учетной политики является выбор оценки объектов учета. Способы денежного измерения объектов учета, а также требования к учетной политики в части раскрытия постановки учета объекта описывают федеральные учетные стандарты -Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). При этом, ряд ПБУ (табл.

3) имеют пункт, в котором сказано, что «настоящее Положение может не применяться организациями, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.». Следовательно, данным правом могут воспользоваться микропредприятия.

Таблица 3 - Перечень ПБУ, которые вправе не применять микропредприятие, применяющее упрощенные способы ведения _бухгалтерского учета_

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) Основание

ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» п.2.1 ПБУ

ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» п.3 ПБУ

ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» п.3 ПБУ

ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» п.3.1 ПБУ

ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» п.2 ПБУ

ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств» микропредприятия не применяют, поскольку Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н статьей 85 дает право субъектам малого предпринимательства не предоставлять в составе отчетности Отчет о движении денежных средств.

Часть положений по бухгалтерскому учету устанавливают особые способы их применения некоторыми микропредприятиями (табл.4).

Поскольку микропредприятиям разрешено не применять ряд положений по бухгалтерскому учету, то применение данного права (или его игнорирование) нужно отразить в учетной политике.

Таким образом, в учетной политике микропредприятия, как минимум нужно указать (выбрав самый легкий) следующие способы оценки объектов учета и погашения стоимости активов:

- лимит стоимости основных средств, в пределах которого они могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов - 40000 рублей (ПБУ 6/01, п. 5);

- способ начисления амортизации по основным средствам -линейный (ПБУ 6/01, п. 18) и по нематериальным активам - линейный (ПБУ 14/2007, п. 15);

- порядок учета транспортно-заготовительных расходов - в общей стоимости поступивших материалов (п. 83 Методических указаний по учету материально-производственных запасов);

Таблица 4 - Преференции при применении микропредприятиями

отдельных ПБУ

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) Основан ие

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

При формировании учетной политики микропредприятия, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи) п.6.1 ПБУ

Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно п.15.1 ПБУ

ПБУ 9/99 «Доходы организации»

Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) ... п.12 ПБУ

ПБУ 10/99 «Расходы организации»

Если организацией, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, принят порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности п.18 ПБУ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»

Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут признавать все расходы по займам прочими расходами п.7 ПБУ

ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»

Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется. При этом указанные организации могут принять решение не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен п.19 ПБУ

ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»

Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном пунктом 14 настоящего Положения, без ретроспективного пересчета п.9 ПБУ

- оценка материально-производственных запасов при их списании в производство или ином выбытии - по средней себестоимости (ПБУ 5/01, п. 16);

- способ оценки незавершенного производства (приказ № 34н, п. 64) и готовой продукции - по фактической себестоимости (приказ № 34н, п. 59).

В части порядка проведения инвентаризации активов и обязательств, микропредприятие, как и все экономические субъекты, в учетной политике должно отразить перечень проводимых инвентаризаций, сроки их проведения, состав инвентаризационной комиссии.

Схема документооборота является важной частью учетной политики организации (ее целесообразно утвердить отдельным приложением), как и указание на технологию обработки учетной информации. Схема документооборота должна включать в себя перечень работ по созданию, проверке и обработке каждого из первичных документов, журналов, книг учета, сводных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации.

Следует не обделить вниманием организационную часть учетной политики, в которой указывают кто ведет бухгалтерский учет (лично руководитель микропредприятия, главный бухгалтер, специализированная организация или бухгалтерская служба), какие участки учета автоматизированы (весь спектр учетных работ или только учет отдельных объектов), форму бухгалтерского учета (упрощенная или др.), форму бухгалтерской отчетности (упрощенная форма бухгалтерской отчетности или др.), способ представления бухгалтерской отчетности (на бумажных носителях или в электронном виде).

Таким образом, отметим, что утверждение в учетной политике упрощенных способов бухгалтерского учета позволяет микропредприятиям рационально и экономно вести бухгалтерский учет своей деятельности. Учетная политика, рекомендуемая авторами микропредприятиям, представлена в приложении.

Список литературы

1. Ахмедов А.Э. Сравнительный анализ форм финансовой отчетности РСБУ и МСФО и прогнозирование их сближения на перспективу // Экономическое прогнозирование: модели и методы материалы Международной научно-практической конференции. Под редакцией В.В. Давниса. 2005. С. 61-64.

2. Кисец М.В. Актуальные задачи в системе учета затрат и калькулирования себестоимости продукции // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 4. С. 40-45.

3. Семенихина Н.Б., Седова А.А. Учет основных средств: различия российской и международной практики // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 2. С. 95-100.

4. Тхамокова С.М., Кармокова Х.Б., Шогенова М.Х. Развитие концепции управленческого учета в коммерческих организациях // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 2. № 3. С. 5-9.

5. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В. Направления совершенствования системы учета затрат на производство продукции // Современные тенденции экономического развития. Сборник трудов научно-практической конференции молодых ученых федеральных университетов "Долгосрочные тренды развития экономического образования в современной России". 2015. С. 220-223.

Казьмина И.В.

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ РЕИНЖИНИРИНГА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Воронежский государственный технический университет

Ключевые слова: реинжиниринг, бизнес-процессы, эффективность, организация производства.

Аннотация: рассматриваются сущность и содержание концепции реинжиниринга, раскрываются особенности организации реинжиниринга, а также теоретические и практические аспекты проведения реинжиниринга на предприятии.

Keywords: reengineering, business process, efficiency, production organization.

Abstract: The essence and content of the concept of reengineering, reengineering organization disclosed features, as well as the theoretical and practical aspects of the enterprise reengineering.

Переход к инновационной экономике привел к тому, что деятельность многих средних и крупных российских промышленных предприятий стала практически не эффективной. Низкая конкурентоспособность российских предприятий порождается совокупностью причин. Ряд из них связан с нестабильностью современного отечественного законодательства, нехваткой квалифицированных управленческих кадров, отсутствием средств на модернизацию изношенного физически и морально промышленного оборудования. Однако к числу первостепенных причин, бесспорно,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.