Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА КАК МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА КРЫМА'

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА КАК МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА КРЫМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПУБЛИЧНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / РАЗВИТИЕ / МОРСКОЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / DEVELOPMENT / MARITIME TRANSPORT COMPLEX / CONCEPTUALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексахина Л.В.

The article presents the typology of public-private partnership based on the study of its content characteristics. The conceptual model of functioning and development of public-private partnership aimed at the development of the strategic potential of the sea transport complex of the Crimea is formed. The tasks, principles, resources and components of the partnership development mechanism are formulated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА КАК МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА КРЫМА»

7. Садыков Н.Н. Влияние глобальных тенденций в сфере ИКТ на экономические информационные системы в Рос-сии[Текст] / Н.Н. Садыков// Экономическая наука современной России. - 2014. - № 1. - С. 58-71.

8. Семячков К.А. Цифровая экономика и ее роль в управлении современными социально-экономическими отношения-ми[Электронный ресурс] / К.А. Семячков// Современные технологии управления. - 2017. - №8. Режим доступа: http://sovman.ru/article/8001/. (Дата обращения: 05.02.2018)

9. Стефанова Н.А., Седова А.П. Модель цифровой экономики / Н.А. Стефанова, А.П. Седова// Карельский научный журнал. - 2017. - № 1. - С. 91-93. - Режим доступа:

file:///F:/NZ-2017-118-1.pdf (дата обращения: 03.02.3018)

10. Сухарев О.С. Информационная экономика, транзакционное издержки и развитие / О.С. Сухарев[Текст] // Журнал экономической теории. - 2012. - № 1. - С. 50-61.

Sources:

1. Aleksandrova TV, Shilova E.V. Innovative management: a tutorial. Part1 [Electronic resource] / Т.В. Alexandrova, E.V. Shilova -

Perm: PGNIU, 2017. - 143 p. - Access mode: https://elis.psu.ru/node/495642 (circulation date is 30/01/2018)

2. Varnavsky V.G. Digital technologies and the growth of the world economy [Text] / V.G. Varnavsky // The Druker Herald. - 2015.

- No. 3. - P. 73-80.

3. Gulyaev P.V. Problems of effective use of information resources in the economy [Text] / P.V. Gulyaev // Regional economy: theo-

ry and practice. - 2009. - No. 32. P. 10-14.

4. Popov EV, Semyachkov K.A. Features of managing the development of the digital economy [Text] / E.V. Popov, K.A. Semyach-

kov // Management in Russia and abroad - 2017. - № 2. - P. 54-61.

5. Digital Economy of the Russian Federation Program. "Approved by the RF Government Decree No. 1632-r of July 28, 2012

[Electronic resource] // URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/05 /programmaCE.pdf. (Date of circulation: 02/02/2018)

6. Rating of companies according to the version of the analytical company Brand Finance: [Electronic resource] // URL:

http://brandfinance.com. (Date of circulation: January 23, 2013)

7. Sadykov N.N. Influence of global ICT trends on economic information systems in Russia [Text] / N.N. Sadykov // Economic sci-

ence of modern Russia. - 2014. - No. 1. - P. 58-71.

8. Semyachkov K.A. Digital economy and its role in the management of modern socio-economic relations [Electronic resource] /

К.А. Semyachkov // Modern technologies of management. - 2017. - № 8. Access mode: http://sovman.ru/article/8001/. (Date of circulation: 05.02.2018)

9. Stefanova NA, Sedova A.P. Model of the digital economy / N.A. Stefanova, A.P. Sedov // Karelian scientific journal. - 2017. - No.

1. - P. 91-93. - Access mode: file: /// F: / NZ-2017-118-1.pdf (circulation date: 03.02.3018)

10. Sukharev OS Information Economy, Transaction Costs and Development / O.S. Sukharev [Text] // Journal of Economic Theory.

- 2012. - No. 1. - P. 50-61.

Л.В. Алексахина

К.э.н., доцент, доцент кафедры экономики предприятия, Керченский государственный морской технологический университет

L. V. Aleksakhina candidate of economic Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of enterprise Economics Kerch State Maritime Technological University (lyu6097@yandex.ru, 83656163585)

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА КАК МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА КРЫМА

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-02-00057 «Формирование и развитие стратегического потенциала морского транспортного комплекса Крыма»

Аннотация. В статье на основе исследования содержательных характеристик публично-частного партнёрства представлена его типология. Сформирована концептуальная модель функционирования и развития публично-частного партнерства, нацеленная на развитие стратегического потенциала морского транспортного комплекса Крыма. Сформулированы задачи, принципы, ресурсы и составляющие механизма развития партнёрства. Annotation. The article presents the typology of public-private partnership based on the study of its content characteristics. The conceptual model of functioning and development of public-private partnership aimed at the development of the strategic potential of the sea transport complex of the Crimea is formed. The tasks, principles, resources and components of the partnership development mechanism are formulated.

Ключевые слова: публично-частное партнёрство, развитие, морской транспортный комплекс, концептуализация.

Key words: public-private partnership, development, maritime transport complex, conceptualization.

Эффективное морепользование как комплекс взаимоотношений различных субъектов в регионально-отраслевом пространстве, базируется на балансе интересов различных контактных аудиторий, чтобы, следуя положениям доктринального документа России - Морской доктрины РФ до 2020 г. и ее проекта до 2030 г., обеспечивать условия устойчивого развития приморских регионов и страны в целом. Научно-обоснованное дополнение и конкретизация стратегических целей, задач, уточнение системы и индикативных уровней показателей развития инфраструктурных объектов, завязанных на морепользование, а также разработка и адаптация, внедрение в хозяйственную практику новых инструментов развития представляются перманентно актуальными

задачами, предопределяющими апостериорное внесение корректив в реализуемые документы стратегического характера и формирование новых программ и проектов.

Системный подход к развитию стратегического потенциала морского транспортного комплекса Крыма может быть реализован путем создания эффективного механизма, интегрирующего внимание, организационные усилия и средства органов государственной власти, органов местного самоуправления, деловых кругов, научного сообщества и общественных организаций, модели которого достаточно хорошо разработаны мировой хозяйственной практикой.

С практической точки зрения решение проблемы инфраструктурного обеспечения в части предоставления качественных морских транспортно-логистических услуг на современном этапе может быть сведено к созданию целеориентированного потока инвестиционных ресурсов, который, в связи с ограниченностью средств государственного сектора экономики, целесообразно формировать на основе комбинирования источников финансирования. Мотивация к долгосрочному сотрудничеству государственного (и/или мунициального) и частного секторов, возможна на основе учёта интересов частного сектора, что осуществляется в рамках реализации модели государственно- или муниципально-частного партнёрства, именуемого в целом ряде источников публично-частным партнерством (public-private partnership).

Теоретико-методический задел, законодательная база, система мониторинга развития публично-частного партнёрства сформированы и успешно реализуются в целом ряде стран мира. Так, в настоящее время мировыми лидерами по развитию государственно-частного партнерства, считаются США, Великобритания, Германия, Франция, Канада, Япония и Китай, при этом количество стран, использующих преимущества данного механизма в своей хозяйственной практике, достаточно значительно (Италия, Испания, Турция, Чехия, Словакия, Индия, Сингапур, Австралия, Нидерланды, Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Республика Кипр, Израиль, Алжир, Марокко и др.) [1], [2]. Применение публично-частного партнёрства, как правило, имеет раз-ноотраслевую направленность, данный инструмент активно используется для инновационного развития, а также для долгосрочного государственного планирования развития инфраструктуры путем реализации инфраструктурных проектов, в частности, с целью инфраструктурного обеспечения приморских регионов [3], [4].

Отметим, что в мире сложился долгосрочный тренд к росту частных инвестиций в портовую инфраструктуру с доминированием вложений по схеме государственно-частного партнёрства в странах с различным уровнем развития. Вместе с этим, согласно базе данных Всемирного банка за период 1990-2016 гг. в портовую инфраструктуру развивающихся стран и стран с переходной экономикой было инвестировано чуть более 82 млрд долларов США частного капитала, привлеченного в рамках 448 проектов, среди которых по количеству доминируют браунфилд-проекты, а с точки зрения объемов инвестирования - гринфилд-проекты, что вполне объяснимо наличием капиталоёмкого и длительного строительного этапа [5].

Законодательно-нормативная база стран в части публично-частного партнерства достаточно дифференцирована, в связи с национальной и макрорегиональной спецификой, однако, содержит ряд общих подходов к созданию правового поля. В частности, сфера реализации государственно-частного партнёрства традиционно ограничена только теми функциональными элементами, которые могут быть переданы частному субъекту при условии налаженной системы эффективного контроля, то есть видами деятельности, 100%-е присутствие в которых частного сектора в силу ряда объективных причин социально-политического характера недопустимо (сферы хозяйствования, кроме естественно монопольных сегментов экономики, базовой инфраструктуры, охраны окружающей среды и др.). Так, в морском транспортном комплексе к сфере ответственности публичного партнера целесообразно относить следующие объекты: причальные стенки, подходы к морским портам, углубление акваторий, таможенные посты и пункты пропуска и др., тогда как частный партнер мог бы внедрять новые технологии оказания транспортно-логистических услуг, осуществлять завоз оборудования, осваивать территории порта и др.

Несмотря на ограниченный объем эмпирических данных о реализации проектов публично-частного партнёрства в мировой экономической практике, возможно констатировать положительное влияние использования данного механизма привлечения капитала частного сектора на повышение качественного уровня оказываемых конечных услуг и показатели эффективности деятельности инфраструктурных объектов - портов Британии, Франции, Италии, Испании, Аргентины, Нигерии и др. [2], [3], [5]. Таким образом, весьма целесообразна активизация мер по адаптации механизма публично-частного партнёрства к российскому регионально-отраслевому пространству в контексте государственной политики как одного из инструментов развития инфраструктуры.

В законодательных актах РФ под государственно-частным и муниципально-частным партнёрством понимается «юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения доступности и повышения качества товаров, работ, услуг, обеспечение которыми потребителей обусловлено полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления» [6].

Понимание содержательных характеристик государственно- и муниципально-частного партнёрства требует теоретико-методического обоснования его моделей, а также разработки прикладных аспектов его реализации, прежде всего, процедурных вопросов распределения полномочий и ответственности, права собственности и рисков между публичным (государственным или муниципальным) и частным партнерами, в связи вы-

сокой степенью зависимости от этого результатов инфраструктурного проекта [7, с.104].

Предусмотренные Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года [8] стратегические цели развития всех сфер морской деятельности достижимы при условии соблюдения целого ряда условий, в частности, учитывая важность межотраслевых коммуникаций для повышения уровня конкурентоспособности российского морского транспорта на рынке морских перевозок реализации, необходим комплексный подход к планированию развития приморских территорий и прибрежных акваторий, комбинация интересов и обеспечение непротиворечивости стратегических целей смежных отраслей и пользователей акваторий, привлечение к достижению целевых показателей разноведомственных ответственных исполнителей, а также совершенствование информационного обеспечения морской деятельности на основе интеграции и рационального использования систем, комплексов и средств различного подчинения.

В прикладном аспекте публично-частное партнёрство необходимо рассматривать как конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частными компаниями на объектах федеральной, региональной и муниципальной собственности для решения приоритетных задач социально-экономического развития региона, требующие системного процесса организованного наблюдения, оценки, анализа и прогноза развития интеграционных процессов власти и бизнеса, то есть мониторинга публично-частного партнёрства [7], в связи с чем следует отметить необходимость перманентного совершенствования методических подходов к его организации и контролю и институциональных основ его функционирования, чтобы мониторинг мог полноценно выполнять весь спектр функций (информационную, аналитико-оценочную, контролирующую, прогностическую и корректирующую) [9].

Так, количественная оценка развития государственно-частного партнёрства субъекта РФ дается с помощью комплексного показателя «уровень развития сферы государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации», который интегрирует оценку развития институциональной среды субъекта Российской Федерации в сфере государственно-частного партнёрства, нормативно-правовое обеспечение сферы государственно-частного партнёрства и опыт реализации проектов государственно-частного партнёрства [10].

Динамика уровня развития сферы государственно-частного партнёрства в Республике Крым и г. Севастополь и лидеров рейтинга регионов по данному показателю в Южном федеральном округе и в РФ представлена на рисунке 1, по данным которого видно, что расчетные значения комплексного показателя в оценке за 2015-2016 гг. по сравнению с 2014-2015 гг. в Республике Крым и г. Севастополь резко снизились: на 6,6 % и на 6,7 %, то есть можно констатировать, что в связи с изменением геополитической обстановки представители частного капитала заняли выжидательную позицию.

ЧО 01

ГС X

0 с

.0

1

и X

01 ^

с

о

100 90 80 70 60 50 40

90,2

69,2

46 8

60,2

.-51,6

48,2

5,7

8,1

2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018

■Республика Крым г. Севастополь

Лидер рейтинга регионов по Южному федеральному округу •Лидер рейтинга регионов по России

Период

0

Рисунок 1 - Динамика комплексного показателя уровня развития сферы государственно-частного партнёрства в Республике Крым и г. Севастополь и лидеров рейтинга регионов по данному показателю в Южном федеральном округе и в РФ в 2014-2018 гг.

Однако, в 2015 г. наметилась и приобрела устойчивость к росту тенденция изменения данного комплексного показателя, благодаря чему за весь исследуемый период комплексный показатель возрос на 7,5 % по Республике Крым и на 7,8 % по г. Севастополю, тогда как прирост данного показателя лидера РФ составил 21 %, а по Южному федеральному округу - лишь 4,8 %.

В рейтинге же регионов России по данному показателю за 2014- 2018 гг. Республика Крым сместилась с 77-й на 63-ю позицию, а г. Севастополь с 82-й на 71-ю, таким образом, наблюдается положительная динамика

активности в данном направлении, тенденция которой очевидна в сравнении с другими менее активными регионами РФ, однако, вместе с этим, прогнозировать возможность занять лидирующие позиции в России в ближайшей перспективе не представляется возможным.

В части развития морского транспорта и логистики государственно-частное партнёрство не получило пока достаточного распространения, что весьма актуализирует работу в данной сфере. Так, среди объектов государственного (республиканского) значения, предлагаемых для реализации проектов в сфере государственно-частного партнёрства, перечень которых представлен Министерством экономического развития Республики Крым, обозначены только ГУП РК «Крымские морские порты» и его филиал «Ялтинский торговый порт» в части ввода в эксплуатацию имеющихся пассажирских судов и оказания услуг пассажирам туристических и внутренних линий с целью повышения рентабельности работы филиала.

На муниципальном уровне в сфере морского транспорта и логистики активность в части предложения проектов муниципально-частного партнёрства по повышению эффективности функционирования действующего морского транспорта проявили органы власти западного региона Крыма, в частности, г. Евпатория, представив проекты по привлечению маломерных судов для осуществления пассажирских перевозок и реконструкции и строительству инфраструктуры пассажирских пирсов, а также по созданию транспортно-логистического комплекса на озере Донузлав с целью внедрения современных технологий переработки грузов и привлечения транзитного грузопотока.

Следует отметить, что, несмотря на растущий уровень активности по привлечению частного сектора к инвестированию средств экономику Крымского региона, она еще остается низкой в сравнении с другими регионами, а с функциональной точки зрения не прослеживается комплексный характер подхода к использованию государственно- и муниципально-частного партнёрства как инструмента развития морского транспорта и логистики, ибо наибольшее внимание уделяется другим отраслям и другим объектам инфраструктурного обеспечения, в частности, автомобильным дорогам, системам тепло- и водоснабжения и рекреационному хозяйству. Кроме того, среди объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений на территории Республики Крым, предприятия (организации) морского транспорта и логистики не представлены.

В сфере информационно-коммуникативной поддержки функционирования механизма государственно-и муниципально-частного партнёрства в Крыму следует отметить как положительный момент следующее: контактные аудитории, в частности потенциальные инвесторы, получили доступ к информации справочного характера, включающей в себя подборку нормативно-правовых актов, макетов концессионных соглашений, пакет методических рекомендаций, накопленный опыт государственно- и муниципально-частного партнёрства, схемы его реализации, визуализированные схемы реализации проектов, что позволяет говорить о развитии единой информационной системы публично-частного партнёрства в РФ на региональном уровне.

Формы и модели государственно- и муниципально-частного партнёрства, применение которых возможно в рамках национального законодательства, достаточно разнообразны, кроме того, практически все из них применимы в практике хозяйствования предприятий морского транспорта и логистики, в зависимости от конкретного объекта государственно- и муниципально-частного партнёрства, которым может выступать имущество, входящее в состав транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры (либо в целом некоторая часть публичного сектора), а применительно к конкретной сфере хозяйствования - непосредственно морские порты и суда.

Многоаспектность публично-частного партнёрства как механизма софинансирования инфраструктурных проектов государством (муниципальными образованиями) и частным партнером актуализирует необходимость систематизированного представления объектов и видов публично-частного партнёрства применительно к сфере морского транспорта и логистики (рисунок 2). Систематизируя формы и модели публично-частного партнёрства в источниках [1-4, 11-16], акцентируется внимание на институциональной основе взаимодействия государственного и частного сектора и на разделении собственности, функций, прав, обязанностей и рисков государственного и частного секторов.

Из распространенных в мировой практике моделей вовлечения частного капитала в портовую инфраструктуру публично-частного партнёрства соответствует эксплуатационная (управленческая) модель, сочетающая публичное регулирование деятельности, публичную и частную собственность на объекты инфраструктуры (причём, общепортовая инфраструктура остается в собственности публичного партнера) с частным оперированием. В такой модели непосредственным обеспечением движения пассажиро- и грузопотока и осуществлением косвенной деятельности занимается частный партнер, что позволяет избежать риска нецелевого использования инфраструктуры как при реализации схемы полной ее приватизации, но в то же время вовлечь частного партнера в бизнес-процесс, стимулируя тем самым его инвестиционную активность.

и >

X X X и 01 т

X I-и X

о

0

1 I-

а

0 с и

1 ГС

а

I-^

ГС

I-^

ГС

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II

о

_____________________Всероссийски й. жуй н.ал_________________________________________

Публично-частное партнёрство в широком смысле

____________________________________________________________________..1______________________________________________________________________________________

Виды и характеристики публично-частного партнёрства в узком смысле (как сочетание контрактных связей с элементами владения инфраструктурными объектами)

Доход от эксплуатации

Вознаграждение при передаче в собственность

Вознаграждение по окончании срока соглашения

Комбинированный доход

Форма получения дохода частным партнером (источник возмещения инвестиций)

Без возникновения права собственности

С возникновением права собственности

X

В начале срока соглашения

X

В течение срока соглашения

Ж

До эксплуатационной стадии проекта

В течение эксплуатационной стадии проекта

Не наступает

Момент перехода права собственности от частного партнера к публичному

Возникновение права собственности на инфраструктурный объект у частного партнера

Кр

ит >

е

р

и

и

Ви

д

ы

Х

а

р

а

к

т

е

р

и

с

т

и

к

и

Уровень административного управления

Этапы жизненного цикла инфраструктурного объекта, в течение которых функции, ответственность и риск возлагаются на частного партнера

Риски получения прибыли по проекту

X

Полностью Распреде-

возлагаются лены

на частного между

партнёра партнё-

(концессион- рами

ный тип)

Государственно-частное

Муниципально-частное

Смешанное

п о

уб ыв ан ию

Фу

нк ци й ч а с т н и к а

Проекты жизненного цикла

Проекты «Проектирование-строительство-эксплуатация-

перелача»

Проекты «Строительство-передача-эксплуатация» и др.

Проекты «Реконструкция/

расширение-эксплуатация-

передача»

Проекты «Восстановление-эксплуатация-передача»

Проекты «Эксплуатация-обслуживание»

И н в е с т

и ц

и о н н ы

э к с п

л у

а т

а ц

и о н н ы

Источник: составлено автором на основе анализа источников [1-4, 11-16].

Концептуальная модель функционирования и развития публично-частного партнёрства как инструмента наращивания стратегического потенциала морского транспортного комплекса Крыма представлена на рисунке 3. Так, ставя целью развитие публично-частного партнерства как инструмента наращивания стратегического потенциала морского транспортного комплекса Крыма, целесообразно решить ряд взаимосвязанных, непротиворечивых и взаимодополняющих задач по адаптации моделей публично-частного партнерства к специфике региона, по созданию целеориентированного потока инвестиций, росту объемов и повышению качества морских транспортно-логистических услуг и расширению их ассортимента, в частности, по созданию системы морских пассажирских перевозок как между портами Крыма и Черноморского побережья Кавказа, а в перспективе и круизных перевозок.

Рост числа проектов, софинансируемых публичным и частным партнерами и наращивание ресурсов, вовлекаемых в морские инфраструктурные проекты Крыма, возможен лишь при полноценном выполнении контрольной, регулирующей и исполнительной функций субъектами управления механизмом публично-частного партнерства, как на региональном, так и на муниципальном уровнях (Государственный совет Республики Крым, Правительство Республики Крым, ряд министерств, госкомитетов, ведомств различного подчинения, органы местного самоуправления).

Управление процессами и процедурами, обеспечивающими функционирование и развитие публично-частного партнёрства, должно базироваться на принципах, отраженных в нормативно-правовых актах, его регламентирующих. На основе использования земельных, водных, материально-технических, кадровых, организационных, информационных и финансовых ресурсов, возможна реализация организационно-экономического механизма развития публично-частного партнёрства в Крыму с помощью целого ряда инструментов, выработанных мировой практикой (участие в подготовке перечня объектов соглашений, заключение соглашений, мониторинг выполнения регионального стандарта, включение в бюджетные расходы региона и муниципалитетов средств (бюджетных инвестиций, субсидий) на развитие морских инфраструктурных объектов, предоставление налоговых льгот, льготного подключения к коммунальным сетям), при обязательном оказании информационно-коммуникационной поддержки. Это позволит привлечь различные источники финансовых средств реализации проектов по схеме публично-частного партнёрства в Крыму и в долгосрочной перспективе обеспечить устойчивое наращивание стратегического потенциала морского транспортного комплекса.

Принципы:

доступность информации об объектах и процедурах заключения соглашений о партнёрстве; обеспечение конкуренции; отсутствие дискриминации, равноправие сторон соглашения и равенство их перед законом; добросовестное исполнение сторонами соглашения обязательств; справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения; свобода заключения соглашения

Составляющие механизма развития публично-частного партнёрства в Крыму

Организационный

Экономический

С

Информационно-коммуникационная поддерж-

Инструменты воздействия

Участие в подготовке перечня объектов соглашений, заключение соглашений, мониторинг выполнения регионального стандарта

Включение в бюджетные расходы региона и муниципалитетов средств (бюджетных инвестиций, субсидий) на развитие морских инфраструктурных объектов, предоставление налоговых льгот, льготного подключения к коммунальным сетям и т.д.

Комплексное информационное сопровождение проектов; публикация планов, перечня объектов и т.д.

Ресурсы:

земельные, водные, материально-технические, кадровые, организационные, информационные, финансо-

V

Источники финансовых средств реализации проектов по схеме публично-частного партнёрства в Крыму

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бюджетные средства

Бюджета Республики Крым

Бюджетов муниципалитетов

Собственные средства предприятий (организаций) морского транспортного комплекса

Внебюджетные средства ► Привлеченные инвестиционные ресурсы

- - Кредитные ресурсы

Рисунок 3 - Концептуальная модель функционирования и развития публично-частного партнёрства как инструмента наращивания стратегического потенциала морского транспортного комплекса Крыма

Таким образом, учитывая сформированность законодательно-нормативной базы государственно- и му-ниципально-частного партнерства, значительный накопленный мировой и отечественный опыт его осуществления, наличие систематизированного материала по лучшим практикам применения, целесообразно рассматривать его как современный инструмент привлечения внебюджетных инвестиций, позволяющий расширить инвестиционные возможности морского транспортного комплекса, наращивать его стратегический потенциал с использованием преимуществ совместного финансирования инфраструктурных проектов и применением современных механизмов вовлечения частного капитала в долгосрочное развитие инфраструктуры региона. Вместе с этим, учитывая многоаспектность моделей публично-частного партнерства, необходим индивидуальный и комплексный подход к рассмотрению рисков и вариантов соглашения по каждому проекту. Источники:

1. Новикова Е А., Санжеева Д.Д. Современные модели взаимодействия государства, бизнеса и науки в зарубежных странах

// Вестник Бурятского государственного университета. - 2016. - № 3. - С.44-54.

2. Мерзлов И.Ю. Международный опыт развития государственно-частного партнерства в экономически развитых странах:

институциональный аспект // Вестник Пермского университета. - 2012. - № 3(14). - С.75-81.

3. Красильников М.В. Публично-частное партнёрство в России и зарубежных странах: правовые аспекты // Научные изве-

стия. - 2017. - № 7. - С. 37-41.

4. Иванов О.В. Стратегическое целеполагание и долгосрочное планирование развития инфраструктуры как факторы повы-

шения эффективности государственно-частного партнерства (международный опыт) // Государственно-частное партнерство. — 2016. — Том 3. — № 3. — С. 173-188. doi: 10.18334/ppp.3.3.36506

5. Привлечение частных инвестиций и компетенций для развития инфраструктуры морских портов в России. - [Электрон-

ный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pppi.ru/sites/all/themes/pppi/img/sea_ports_150917.pdf

6. Федеральный закон РФ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Фе-

дерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 224-ФЗ (последняя редакция) - Электронный ресурс. - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/

7. Ткаченко И.Н., Евсеева М.В. Формирование системы мониторинга развития государственно-частного партнёрства (на

примере промышленного комплекса) // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2015. -№ 2 (58). - С. 101-110.

8. Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Рос-

сийской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 2205-р г. Москва). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2010/12/21/mordeyatelnost-site-dok.html

9. Ткаченко И.Н., Стариков Е.Н. Стратегический мониторинг как элемент антикризисного управления развитием экономи-

ческого потенциала отраслевого комплекса // Известия Уральского государственного экономического университета. -2010. - № 1 (27). - С.165-173.

10. Приказ Минэкономразвития России от 15.05.2014 N 266 (ред. от 04.02.2016) «Об утверждении методики расчета значе-

ний показателей оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, в отношении которых Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за предоставление информации о достигнутых значениях показателей». - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.pppi.ru/sites/default/files/ob_utverzhdenii_metodiki_rascheta_znacheniy_pokazateley.pdf

11. Козлов А.А. Государственно-частное партнерство: сущность, классификация // Управление экономическими системами,

электронный научный журнал. - 2012. - № 2. Режим доступа: http://uecs.ru/uecs-38-382012/item/1053-2012-02-20-06-19:20.

12. Кочеткова С.А. Развитие государственно-частного партнерства в регионе: организационно-правовой механизм // Науч-

ный журнал НИУ ИТМО. - 2015. - № 1. - С.113-120.

13. Магомедянова О.В. Тенденции развития государственно-частного партнерства на региональном уровне // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2015. - № 4(и.1). - С.223-232.

14. Матаев Т.М. Определение и классификация форм государственно-частного партнерства // Российское предприниматель-

ство. - 2014. - № 7(253). - С.51-58.

15. Резниченко Н.В. Модели государственно-частного партнёрства // Вестник Санкт-Петербургского университета (серия

«Менеджмент»). - 2010. - № 4. - С.58-83.

16. Белов С.А., Гриценко Е.В., Жмулина Д.А. и др. Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах: право-

вые аспекты / Под ред. В.Ф. Попондопуло, Н.А. Шевелевой. - М.: Инфотропик Медиа, 2015. - 528 с. Sources:

1. Novikova E. A., Sanzheeva D.D. Modern models of interaction of the state, business and science in foreign countries // Bulletin of

the Buryat State University. - 2016. - No. 3. - P.44-54.

2. Merzlov I.Yu. International experience of development of public-private partnership in economically developed countries: institu-

tional aspect // Bulletin of Perm University. - 2012. - No. 3 (14). - P.75-81.

3. Krasilnikov M.V. Public-private partnership in Russia and foreign countries: legal aspects // Scientific news. - 2017. - No. 7. - P.

37-41.

4. Ivanov O.V. Strategic goal-setting and long-term planning of infrastructure development as factors of increasing the efficiency of

public-private partnership (international experience) // Public-private partnership. - 2016. - Volume 3. - No. 3. - P. 173-188. doi: 10.18334 / ppp.3.3.36506

5. Attraction of private investments and competences for the development of the infrastructure of seaports in Russia. - [Electronic

resource]. - Access mode: http://www.pppi.ru/sites/all/themes/pppi/img/sea_ports_150917.pdf

6. Federal Law "On Public-Private Partnership, Municipal-Private Partnership in the Russian Federation and Amendments to Certain

Legislative Acts of the Russian Federation" of July 13, 2015 N 224-FZ (last version) - Electronic Resource. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/

7. Tkachenko I.N., Evseeva M.V. Formation of a system for monitoring the development of public-private partnerships (using the

example of an industrial complex) // Izvestia Ural State Economic University. - 2015. - No. 2 (58). - P. 101-110.

8. Strategy for the development of maritime activities of the Russian Federation until 2030 (approved by the decree of the Govern-

ment of the Russian Federation of December 8, 2010 No. 2205-r, Moscow). - [Electronic resource]. - Access mode: https://rg.ru/2010/12/21/mordeyatelnost-site-dok.html

9. Tkachenko I.N., Starikov E.N. Strategic monitoring as an element of anti-crisis management of the development of the economic

potential of the industrial complex // Izvestia Ural State Economic University. - 2010. - No. 1 (27). - P.165-173.

10. Order of the Ministry of Economic Development of Russia from 15.05.2014 N 266 (Edited on 04.02.2016) "On the approval of

the methodology for calculating the values of performance indicators for the performance of heads of federal executive bodies and senior officials (heads of higher executive bodies of the government of the constituent entities of the Russian Federation) creation of favorable conditions for doing business in relation to which the Ministry of Economic Development of Russia is a federal executive body responsible for granting information on the achieved values of indicators ". - Electronic resource. - Access mode: http://www.pppi.ru/sites/default/files/ob_utverzhdenii_metodiki_rascheta_znacheniy_pokazateley.pdf

11. Kozlov A.A. Public-private partnership: essence, classification // Management of economic systems, electronic scientific journal.

- 2012. - № 2. Access mode: http://uecs.ru/uecs-38-382012/item/1053-2012-02-20-06-19:20.

12. Kochetkova S.A. The development of public-private partnership in the region: the organizational and legal mechanism // Scien-

tific journal of NIU ITMO. - 2015. - No. 1. - P.113-120.

13. Magomedyanova O.V. Trends in the development of public-private partnership at the regional level. // Izvestiya Tula State Uni-

versity. Economic and legal sciences. - 2015. - No. 4 (i.1). - P.223-232.

14. Mataev, TM. Definition and classification of forms of public-private partnership // Journal of Russian Entrepreneurship. - 2014. -

No. 7 (253). - P.51-58.

15. Reznichenko N.V. Models of public-private partnership // Bulletin of St. Petersburg University (series "Management"). - 2010. -

No. 4. - P.58-83.

16. Belov SA, Gritsenko EV, Zhmulina DA Public-private partnership in Russia and foreign countries: legal aspects / Ed. V.F. Popondopulo, N.A. Shevelyovoy. - Moscow: Infotropic Media, 2015. - 528 p.

Артемова Е.И.

Д.э.н., профессор, заведующая кафедрой экономической теории, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина

Artemova E.I.

doctor of economic sciences, professor, head of the department of economic theory, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin

Е.В. Плотникова

старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина

E. V. Plotnikova

senior Lecturer of the department of state and municipal governance, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Аннотация. Рассмотрены сущность сельскохозяйственной кооперации, типы сельскохозяйственных кооперативов, принципы их деятельности. Обоснована необходимость развития сельскохозяйственной кооперации в Краснодарском крае. Выделены проблемы малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, решаемые с помощью сельскохозяйственной кооперации. Сформулированы преимущества и факторы эффективности ее развития. Описаны механизмы грантовой поддержки начинающих и действующих сельскохозяйственных кооперативов, действующие с 2017 года по федеральной и краевой государственным программам развития сельского хозяйства. Отражены результаты и перспективы государственной поддержки кооперативного движения в Краснодарском крае.

Annotation. The essence of agricultural cooperation, types of agricultural cooperatives, the principles of their activity are considered. The necessity of development of agricultural cooperation in the Krasnodar region. The problems of small forms of management in agriculture, solved with the help of agricultural cooperation. The advantages and efficiency factors of its development are formulated. The mechanisms of grant support of the beginning and operating agricultural cooperatives operating since 2017 on Federal and regional state programs of development of agriculture are described. The results and prospects of state support of the cooperative movement in the Krasnodar region are reflected. Ключевые слова: сельскохозяйственная кооперация, импортозамещение, малые формы хозяйствования, гран-товая поддержка, государственная программа.

Key words: agricultural cooperation, import substitution, small forms of management, grant support, state program.

Агропромышленный комплекс является основой экономики Краснодарского края. Его развитие является одной из приоритетных и важнейших задач краевых органов государственной власти. При этом в условиях обеспечения продовольственной безопасности и импортозамещения перед сельхозтоваропроизводителями стоит задача увеличения объемов производства продукции. Необходимо обеспечить местной сельхозпродукцией стремительно растущее население края, внутренний продовольственный рынок, а излишки в обработанном виде отправлять на экспорт [1]. С целью ускоренного импортозамещения и дальнейшего увеличения объемов сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае необходимо развивать сельскохозяйственную коопе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.