Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство на современном этапе правового регулирования как форма оптимизации публичных расходов'

Государственно-частное партнерство на современном этапе правового регулирования как форма оптимизации публичных расходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / BUDGET EXPENSES / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щукина Татьяна Владимировна

В данной статье рассматриваются вопросы современного развития государственно-частного партнерства как нового метода государственного регулирования, предоставляющего возможность государству оптимизировать бюджетные расходы. Целью научного исследования являются характеристика и анализ сущности государственно-частного партнерства. Методы научного познания, применяемые в этом исследовании, позволили представить положительные эффекты от применения вышеуказанного процесса для государства. К ним относятся: стабильный социальный эффект от планомерного и постоянного развития сети важных инфраструктурных объектов; создание экономически выгодной и финансово оправданной системы эксплуатации отраслевых объектов; оптимизация бюджетных расходов, направленных на строительство, реконструкцию и поддержку эксплуатации объектов отраслевой инфраструктуры. Экономия бюджетных расходов формируется за счет передачи полностью или частичного финансирования важных инфраструктурных объектов частным партнерам. Кроме того, государство и бизнес выстраивают в указанных процессах отношения партнерства, что позволяет решать социальные проблемы на взаимовыгодных условиях.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article questions of modern development of public-private partnership are considered as a new method of state regulation giving an opportunity to state to optimize budget expenses. The purpose of the scientific research is the characteristic and the analysis of essence of public-private partnership. The methods of scientific knowledge applied in this research allowed to provide positive effects from application of the above-stated process for the state. They are: stable social effect of systematic and constant development of network of important infrastructure facilities; creation of economic and financially justified system of operation of industry objects; optimization of budget expenses directed to construction, reconstruction and support of using objects of industry infrastructure. Economy of budget expenses is created for the transfer account completely or partial financing of important infrastructure facilities to private partners. Besides, state and business build up partnership relationship in the specified processes allowing to solve social problems on mutually advantageous conditions.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство на современном этапе правового регулирования как форма оптимизации публичных расходов»

УДК: 351.72 DOI: 10.12737/24264

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАК ФОРМА ОПТИМИЗАЦИИ ПУБЛИЧНЫХ РАСХОДОВ

Щукина Т.В.1

В данной статье рассматриваются вопросы современного развития государственно-частного партнерства как нового метода государственного регулирования, предоставляющего возможность государству оптимизировать бюджетные расходы. Целью научного исследования являются характеристика и анализ сущности государственно-частного партнерства. Методы научного познания, применяемые в этом исследовании, позволили представить положительные эффекты от применения вышеуказанного процесса для государства. К ним относятся: стабильный социальный эффект от планомерного и постоянного развития сети важных инфраструктурных объектов; создание экономически выгодной и финансово оправданной системы эксплуатации отраслевых объектов; оптимизация бюджетных расходов, направленных на строительство, реконструкцию и поддержку эксплуатации объектов отраслевой инфраструктуры. Экономия бюджетных расходов формируется за счет передачи полностью или частичного финансирования важных инфраструктурных объектов частным партнерам. Кроме того, государство и бизнес выстраивают в указанных процессах отношения партнерства, что позволяет решать социальные проблемы на взаимовыгодных условиях.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, бюджетные расходы, социальное партнерство.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AT THE PRESENT STAGE OF LEGAL REGULATION AS THE FORM OF OPTIMIZATION OF PUBLIC EXPENSES

SHCHUKINA T. V. - Doctor of Juridical Sciences, Docent, Head of the Department of Administrative and Financial Law, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Lipetsk branch (Russian Federation, Lipetsk), e-mail: shukiha-tv@rambler.ru

In this article questions of modern development of public-private partnership are considered as a new method of state regulation giving an opportunity to state to optimize budget expenses. The purpose of the scientific research is the characteristic and the analysis of essence of public-private partnership. The methods of scientific knowledge applied in this research allowed to provide positive effects from application of the above-stated process for the state. They are: stable social effect of systematic and constant development of network of important infrastructure facilities; creation of economic and financially justified system of operation of industry objects; optimization of budget expenses directed to construction, reconstruction and support of using objects of industry infrastructure. Economy of budget expenses is created for the transfer account completely or partial financing of important infrastructure facilities to private partners. Besides, state and business build up partnership relationship in the specified processes allowing to solve social problems on mutually advantageous conditions.

Keywords: public-private partnership, budget expenses, social partnership.

Щукина Татьяна Владимировна - доктор юридических наук, доцент, зав. кафедрой административного и финансового права, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Липецкий филиал, адрес: 398050, Россия, г. Липецк, ул. Интернациональная, д. 3, e-mail: shukiha-tv@rambler.ru

Вступление в силу Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обозначает новый период в модернизации публичного управления в Российской Федерации, совершенствовании инструментов публичного регулирования бюджетных средств, а также стратегическое обновление возможных результатов государственного управления и его социальных эффектов.

Согласно статье 4 указанного Федерального закона, государственно-частное партнерство строится на определенных принципах, таких как: открытость и доступность информации о государственно-частном партнерстве, обеспечение конкуренции, равноправие сторон соглашения и равенство их перед законом, добросовестное исполнение сторонами соглашения обязательств по соглашению, справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения, свобода заключения соглашения1.

Данные принципы подтверждают гражданско-правовой формат соглашения о государственно-частном партнерстве. Несмотря на это, соглашение включает в себя публичный интерес, он характеризуется наличием обязательного участника государственно-частного партнерства - государства в лице Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и соответствующих уполномоченных органов власти - характеристикой объектов государственно-частного партнерства, обремененных социальной значимостью. К ним относятся:

1) объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта;

2) объекты благоустройства территорий;

3) подводные и подземные технические сооружения;

4) воздушные суда, аэродромы, аэропорты;

5) морские порты, речные порты, морские суда и речные суда;

6) объекты железнодорожного транспорта;

7) объекты трубопроводного транспорта;

8) частные автомобильные дороги или участки частных автомобильных дорог, мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты и др.

В связи с этим, государственно-частное партнерство как форма взаимодействия органов государственной и муниципальной власти по вопросам развития социальной инфраструктуры соответствующей территории обладает рядом положительных черт и эффектов для государства:

1) обеспечение стабильного социального эффекта публичного управления в процессе планомерного и постоянного формирования, реконструкции важных инфраструктурных объектов. Например, объектов водоснабжения и водоотведения, очистки сточных вод; объектов по производству, передаче и распределению тепловой энергии; участков автомобильных дорог; мостов, путепроводов, тоннелей;

2) создание экономически выгодной и финансово оправданной системы эксплуатации комплекса отраслевых объектов транспортной, социальной, коммунальной, энергетической инфраструктуры, позволяющей возвращать вложенные инвестиции в виде выплат за предоставленные услуги;

3) развитие конкурентной среды среди хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги

1 Закон о государственно-частном партнерстве: руководство по применению. - URL: www.pppi.ru / content / upravlenie-sferoy-gchp-1 (дата обращения: 01.10.2016).

по проектированию и строительству инфраструктурных объектов и повышению качества подобных работ;

4) оптимизация бюджетных расходов, направленных на строительство, реконструкцию и поддержку эксплуатации объектов отраслевой инфраструктуры;

5) возложение ответственности за проектирование, строительство или реконструкцию, эксплуатацию инфраструктурных объектов как в техническом, так в финансовом плане на частного партнера (снижение рисков будущих затрат на эксплуатацию);

6) сохранение серьезной системы контроля публичным партнером исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве (исполнения обязательств по соблюдению сроков проектирования, создания объекта соглашения, финансированию создания объекта соглашения, обеспечению соответствия технико-экономических показателей объекта).

Основной положительной чертой государственно-частного партнерства для публичного партнера в лице государства является оптимизация бюджетных расходов. Если полностью инфраструктурный объект финансируется за счет частного партнера, то у государства возникает возможность повысить эффективность использования имеющихся публичных финансов и осуществить серьезную экономию бюджетных средств. В случае частичного финансирования инфраструктурного объекта со стороны частного партнера, даже при отсутствии у публичного партнера свободных бюджетных средств, реализация проекта возможна. И финансироваться он будет государством небольшими платежами в течение длительного времени, за счет чего также формируется экономия средств бюджета (не требуется сразу же вложение значительной суммы, а краткосрочный период вложения денежных средств в объект превращается в длительный период).

Кроме того, Федеральным законом «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривается процедура оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства уполномоченным органом на основании следующих критериев:

1) финансовой эффективности проекта,

2) социально - экономического эффекта от реализации проекта.

Решение о реализации проекта государственно-частного партнерства, принятое соответствующими органами власти, предоставляет право частному партнеру принять участие в конкурсе на заключение соглашения о государственно-частном партнерстве.

После победы в конкурсе частному партнеру разрешается реализовывать условия соглашения о государственно-частном партнерстве, то есть приступить к проектированию и строительству объектов общественной инфраструктуры.

Библиография/Яе1егепсев:

1. Гришина Я.С. Правовая регламентация государственно -частного партнерства в условиях формирования правовой модели социального предпринимательства // Вестник Поволжского института управления. - 2013. - № 3 (36). - С. 35-42.

2. Мамонтова Ю.П., Морозова А.И. Государственно-частное партнерство в управлении институциональными преобразованиями // Среднерусский вестник общественных наук. -2015. - Т. 10. - № 6. - С. 307-314.

3. Шуртухина Е.А. Государственно-частное партнерство как эффективная форма взаимодействия власти и бизнеса // Среднерусский вестник общественных наук. - 2012. -№1. - С. 153-162.

1. Grishina, Ia.S. (2013) Pravovaia reglamentatsiia gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v usloviiakh formirovaniia pravovoi modeli sotsial'nogo predprinimatel'stva [Legal Regulation of Public-Private Partnership in Conditions of Social Entrepreneurship Legal Model Formation] // Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniia [The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration]. - № 3 (36). - P. 35-42. (In Russ.)

2. Mamontova, Iu.P., Morozova, A.I. (2015) Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v upravlenii institutsional'nymi preobrazovaniiami [Public and private partnership in management of institutional reforms] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. - T. 10. - № 6. - P. 307-314. (In Russ.)

3. Shurtukhina, E.A. (2012) Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak effektivnaia forma vzaimodeistviia vlasti i biznesa [Public-private partnerships as an effective form of interaction between government and business] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. - № 1. - P. 153-162. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.