Научная статья на тему 'Использование государственно-частного партнерства в системе образования в России'

Использование государственно-частного партнерства в системе образования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE ECONOMY / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / EDUCATIONAL INFRASTRUCTURE / ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА / FORMS OF COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рукина С.Н., Такмазян А.С., Самойлова К.Н., Герасимова К.А.

Обосновывается необходимость развития государственно-частного партнерства в системе образования России и рассматриваются формы взаимодействия государства, образовательного учреждения и бизнеса с учетом зарубежного опыта. Методология исследования основывается на статистическом, логическом и сравнительном анализе. Авторами предлагается в современных условиях акцентировать внимание на реализации проектов по финансированию инновационной инфраструктуры университетов в рамках государственно-частного партнерства, что обеспечит экономическую стабильность, рост бюджетных доходов и социальных расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The need for the development of public-private partnership in the education system of Russia is justified. Forms of interaction between the state, educational institution and business taking into account foreign experience are considered. The research methodology is based on statistical, logical and comparative analysis. The authors suggest in the current conditions to focus on the implementation of projects to finance innovative infrastructure of universities within the framework of public-private partnership, which will ensure economic stability, growth of budget revenues and social expenditures.

Текст научной работы на тему «Использование государственно-частного партнерства в системе образования в России»

Библиографический список

1. Dairy Reporter [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. dairyreporter.com/.

2. Milk News: Новости и аналитика молочного рынка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://milknews.ru.

3. The Dairy News [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. dairynews.ru/.

4. Смертина Е. Н., Градинаро-ва М. А. Анализ и прогнозная оценка перспектив развития молочного животноводства в России // Учет и статистика. -2017. - № 4.

5. Смертина Е. Н. Мониторинг регионального рынка молочной продукции // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2014. - № 2. - С. 198-205.

6. Смертина Е. Н. Выявление резервов повышения эффективности производства и качества молочной продукции // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2015. - № 2. - С. 139-143.

Bibliographic list

1. Dairy Reporter [Electronic resource]. - Access mode: https://www. dairyreporter.com/.

2. Milk News: News and analytics of milk market [Electronic resource]. -Access mode: https://milknews.ru.

3. The Dairy News [Electronic resource]. - Access mode: http://www. dairynews.ru/.

4. Smertina E. N, Gradinova M. A. Analysis and Forecast Assessment of the Prospects of Development of Dairy Farming in Russia // Accounting and Statistics. -2017. - № 4.

5. Smertina E. N. Monitoring of the regional market of dairy products // Bulletin of the Rostov State University of Economics (RINH). - 2014. - № 2. -P. 198-205.

6. Smertina E. N.Disclosure of reserves raising production efficiency and dairy product quality // Bulletin of the Rostov State University of Economics (RINH). -2015. - № 2. - P. 139-143.

УДК 336.1:336.5

Рукина С. Н., Такмазян А. С., Самойлова К. Н., Герасимова К. А.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Аннотация

Обосновывается необходимость развития государственно-частного партнерства в системе образования в России и рассматриваются формы взаимодействия государства, образовательного учреждения и бизнеса с учетом зарубежного опыта. Методология исследования основывается на статистическом, логическом и сравнительном анализе. Авторами предлагается в современных условиях акцентировать внимание на реализации проектов по финансированию инновационной инфраструктуры университетов в рамках государственно-частного партнерства, что обеспечит экономическую стабильность, рост бюджетных доходов и социальных расходов.

Ключевые слова

Экономика знаний, финансирование, государственно-частное партнерство, образовательная инфраструктура, формы сотрудничества.

JEL: H52, I22, I25

Rukina S. N., Takmazyan A. S., Samoilova K. N., Gerasimova K. A.

USING THE STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE SYSTEM OF RUSSIAN EDUCATION

Abstract

The need for the development of public-private partnership in the education system of Russia is justified. Forms of interaction between the state, educational institution and business taking into account foreign experience are considered. The research methodology is based on statistical, logical and comparative analysis. The authors suggest in the current conditions to focus on the implementation of projects to finance innovative infrastructure of universities within the framework of public-private partnership, which will ensure economic stability, growth of budget revenues and social expenditures.

Keywords

Knowledge economy, financing, public-private partnership, educational infrastructure, forms of cooperation.

Введение. В условиях формирования цифровой экономики возрастает роль образования в социально-экономическом развитии государства. В этой отрасли формируются компетенции, создаются и распространяются знания, являющиеся главными ресурсами общества. Эффективность системы образования является залогом поступательного социально-экономического развития. Ее основными сферами являются:

- образование и обучение, способствующие формированию человеческого капитала;

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и инновации;

- информационные и компьютерные технологии.

Экономика знаний, или экономика, основанная на знаниях, отличается от предшествующих этапов развития тем, что обеспечивается уже не внешними, а внутренними, нематериальными факторами, ключевыми из которых выступают знания и человеческий капитал.

Процессы глобализации, становление цифровой экономики, базирующейся на знаниях и информационных

технологиях, объективно рассматриваются качестве ключевого ресурса экономического роста и повышения интеллектуально-образовательного потенциала государства. В этой связи развитие системы образования приобретает стратегическое значение, становится главным инструментом обеспечения высокой конкурентоспособности. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение их в основной капитал принципиально изменяют роль сферы образования в структуре общественной жизни современного мира. Конечно, в разных группах стран и отдельных государствах существует значительная специфика, характеризующая образовательную систему в общественной структуре. Однако становление новой информационной цивилизации в разной степени затрагивает все страны, выдвигая сферу образования в центр общественной жизни, вызывая ее тесное переплетение со всеми основными элементами общества. В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Его

роль постоянно повышается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Образование становится важнейшим фактором динамичного обновления и российского общества. Оно существенно влияет на глобальные системные преобразования, происходящие в России по всем стратегическим направлениям развития (политика, экономика, социальная сфера и др.). В современных условиях осуществляется интенсивная интеграция образовательного пространства нашего государства и мирового образовательного пространства. В постоянно совершенствующихся условиях, в условиях высокой конкуренции и изменяющейся хозяйственной жизни роль образования является системообразующей. Образование обладает высокой ценностью для инновационного развития государства, а также для формирования человеческого капитала. Следовательно, между уровнем развития образования, объемами финансирования образовательных учреждений, научных исследований, новых технологий и

Динамика доли расходов федерального бюджета на образование в 2012-2019 гг. приведена на рисунке 1. Она свидетельствует, что на протяжении последних лет удельный вес расхо-

уровнем развития государства существует прямая зависимость. Поэтому меняется подход к финансированию образовательного сектора, идет поиск новых внебюджетных источников.

Методы и результаты. Известно, что основным источником финансирования российской системы образования являются бюджетные средства. Расходы федерального бюджета Российской Федерации на образование представлены в таблице 1. Как следует из анализа таблицы 1, в 2017 году расходы на образование были запланированы в сумме около 597 млрд руб., что на 10,37 % выше уровня предыдущего года (для сравнения: расходы федерального бюджета увеличились лишь на 5 %). Следует отметить стабильный объем расходов федерального бюджета на образование, максимальный уровень которого -более 607 млрд руб. - за рассматриваемый период был достигнут в 2013 году, это почти на 2 % ниже уровня текущего года.

дов федерального бюджета на образование уменьшился более чем на 1 % и составляет 4,4 % [1].

Одним из реальных инструментов финансового обеспечения системы

Таблица 1 - Расходы федерального бюджета на образование в 2012-2019 гг.,

тыс. руб.

Годы Расходы федерального бюджета Темпы роста, % Расходы на образование Темпы роста, %

2012 11 108 039 113,3 - 586 295 076,2 -

2013 11 493 871 092,9 103,47 607 195 489,3 103,56

2014 11 634 323 429,3 101,21 569 224 816,1 93,74

2015 12 138 783 088,6 104,34 579 359 019,7 101,78

2016 12 821 021 657,5 105,62 540 881 509,5 93,37

2017* 13 478 526 347,6 105,13 596 968 557,4 110,37

2018* 13 371 829 118,8 99,21 598 923 337,1 100,33

2019* 13 269 497 983,6 99,23 596 968 557,4 96,67

Тг—-*--

Примечание. * - плановые показатели.

образования является государственно-частное партнерство, которое позволяет привлечь новое финансирование, снизить нагрузку на бюджеты, провести научные исследования, получить дополнительные гарантии, уменьшить суммарные риски. В современных реалиях государственно-частное партнерство в системе образования необходимо рассматривать как один из важнейших элементов функционирования образовательных учреждений, их финансирова-

ния и повышения качества образовательных услуг.

Как свидетельствует зарубежный опыт, в качестве эффективного инструмента государственно-частное партнерство позволяет привлекать частный капитал для финансирования инвестиционных проектов, общественных благ в таких секторах, как социальная инфраструктура, коммунальное хозяйство, транспорт, ввиду ограниченности бюджетных ресурсов.

5,4 5,2 5 4,8 4,6 4,4 4,2 4

2012

2013

2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рисунок 1 - Динамика доли расходов федерального бюджета на образование

в 2012-2019 гг., %

Трансформационные процессы, происходящие в экономиках мира, связанные с постиндустриальной стадией развития, глобализационными тенденциями, интернационализацией капитала, приводят к дисбалансу функционирования производственной и социальной инфраструктур, не отвечающих современным потребностям воспроизводства и общества. Практика зарубежных стран показывает, что взаимовыгодное сотрудничество государства и бизнеса, оказывая положительное влияние на экономический рост, способствует реализации структурных проектов, новых технологий. Таким образом, государственно-частное партнерство позволяет

привлекать дополнительные финансовые ресурсы на финансирование инфраструктурных проектов, производственного сектора, научных исследований и др.

За период с 2010 по 2015 год количество проектов, финансируемых в рамках государственно-частного партнерства в странах Европейского союза, сократилось со 112 до 49 проектов, т. е. почти в 2,5 раза. В то же время объемы финансирования уменьшились только на 15 %, с 18,3 млрд евро до 15,6 млрд евро. Обращает внимания факт неравномерного развития государственно-частного партнерства в европейских государствах. Высоким уровнем разви-

тия государственно-частного партнерства отличаются Германия, Франция, Великобритания, Испания, Италия. На начальных стадиях формирования подобных программ находятся Бельгия и Греция [2, с. 1570-1571].

Что касается российской практики реализации проектов, базирующихся на модели государственно-частного партнерства, то она характеризуется этапом становления, связанным с формированием законодательства. С 1 января 2016 г. реализуется Федеральный закон от 13.07.201. № 244-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муни-ципально-частном партнёрстве в Российской Федерации», который систематизировал понятийный аппарат в сфере государственно-частного и муници-пально-частного партнерства, определил элементы, объекты, условия соглашений о государственно-частном и му-ниципально-частном партнерстве, обеспечил гарантии прав и интересов всех сторон соглашения, установил полномочия органов государственной власти в сфере государственно-частного партнерства и органов местного самоуправления в сфере муниципально-частного партнерства1. В 2015 г. также произошли существенные изменения в российском законодательстве о концессионных соглашениях в части процедуры подготовки и их заключения, давшие дополнительные гарантии для инвесторов, был введен институт частной концессионной инициативы. Еще одной причиной роста проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства является определение приоритетных сфер в зависимости от социально-экономических потребностей об-

1 Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (в актуальной редакции) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/privgovpartnerdev/201507213/.

щества. Такими сферами государственно-частного и муниципально-частного партнерства выступают коммунальная, транспортная, социальная и энергетическая сферы.

По данным Центра развития государственно-частного партнерства, на начало 2015 г. в социальной сфере осуществлялось 117 проектов, на начало 2016 г. - 212 проектов. Большинство проектов государственно-частного партнерства реализуются в здравоохранении и образовании, гораздо меньше в отраслях туризма и культуры. Небольшое количество проектов государственно-частного партнерства представлено в сферах физкультуры и спорта, а также социального обслуживания населения, однако эксперты рассматривают их как перспективные для частных инвесторов [3].

В соответствии с Федеральным законом № 224-ФЗ, государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство - это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муници-пально-частном партнерстве, заключенных в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества2.

Государственно-частное партнерство в сфере образования можно представить как взаимодействие государ-

2 Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (в актуальной редакции) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sectюns/privgovpartnerdev/201507213/.

ственных образовательных учреждений и структур бизнеса на основе взаимных интересов для достижения общих целей. На рисунке 2 представлены участники государственно-частного партнерства в сфере образования.

Следует обратить внимание, что с конца XX века во многих зарубежных странах, являющихся мировыми лидерами на рынке образовательных услуг, активно применяется государственно-частное партнерство, прежде всего в образовательной инфраструктуре. В результате используются ресурсы и навыки, доступные частному бизнесу, при-

меняются менее формализованные процедуры закупок, повышается эффективность процесса управления имуществом учреждений образования, что позволяет частному сектору предоставлять качественные вспомогательные услуги. Реализация совместных образовательных проектов на базе государственно-частного партнерства связана с совершенствованием материальной базы образовательных учреждений, обеспечением подготовки уникальных специалистов, привлечением средств от коммерческих структур.

ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Рисунок 2 - Основные участники государственно-частного партнерства в сфере образования Российской Федерации (источник [4])

Система образования в Российской Федерации - это комплекс обучающих программ, регламентированных государственными стандартами образования, и реализующих их образовательных сетей, состоящих из независимых друг от друга учреждений, подчиненных контролирующим и управляющим органам. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства,

отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств. Также гарантируются общедоступность и бесплатность образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Необходимо выделить основные преимущества государственно-частного партнерства в области образования:

- возможность социально-экономического развития более высокими темпами;

- уменьшение расходования бюджетных средств;

- увеличение реализованных проектов с высоким уровнем эффективности;

- минимизацию рисков и получение синергического результата;

- повышение качества образовательных услуг;

- ослабление коррупционных действий и незаконной практики на всех этапах реализации проектов.

Указанные преимущества государственно-частного партнерства и их основные характеристики позволяют обосновать необходимость формирования механизма взаимоотношений между государством, образовательными учреждениями и бизнесом, способного создать совершенную систему образования и повысить качество образовательных услуг, предоставляемых на территории Российского государства.

Как показывает изучение зарубежного и отечественного опыта, способы взаимодействия государства и бизнеса в образовательной сфере весьма разнообразны. Примером взаимовыгодного сотрудничества является известная в Великобритании и распространившаяся в других государствах программа Private Finance Initiative, или PFI, цель которой - повышение роли бизнес-структур в финансировании строительства и содержания инфраструктурных объектов в сфере образования. Кроме указанной формы сотрудничества, частный партнер также может проводить ремонт и реконструкцию зданий, где осуществляется образовательный процесс, оснащать общежития мебелью, оказывать вспомогательные профессиональные услуги (аутсорсинг).

На сегодняшний день в Российской Федерации происходит постепенное расширение взаимодействия между государственными образовательными организациями и бизнесом, который активно содействует развитию учреждений системы образования и участвует в их деятельности. Если несколько лет назад помощь частных организаций российским образовательным учреждениям заключалась в основном в благотворительной деятельности, спонсорстве определенного мероприятия, то на данный момент частный сектор российской экономики принимает участие в работе образовательных учреждений, совершенствовании их материально-технической базы.

Нам представляется, что важным направлением для современной России является развитие государственно-частного партнерства в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Союз между образовательным учреждением, государством и бизнесом рассматривается теорией «тройной спирали» как основа инновационной системы любой страны. Авторами этой теории выступают Генри Ецковиц (университет Ньюкасла, Великобритания) и Лойст Лейдесдорф (университет Амстердама, Голландия). Сотрудничество перечисленных участников «тройной спирали» позволяет сформировать инновационную среду, которая выражается в финансировании научно-исследовательской и научно-практической деятельности [5, с. 307].

Данное взаимодействие реализуется в форме создания малых инновационных предприятий при университетах, научно-исследовательских институтов, бизнес-центров, обеспечивающих совместную деятельность исследователей и бизнес-структур, ускоряя процесс внедрения инноваций. Сравнительно недавно стали создаваться образовательные и производственно-образовательные кла-

стеры, деятельность которых направлена на повышение качества образования и обеспечение конкурентоспособности

отрасли. В таблице 2 представлены возможные формы сотрудничества образовательного учреждения и бизнеса.

Таблица 2 - Формы государственно-частного партнерства между образовательными учреждениями и бизнесом

№ Форма взаимодействия Направления взаимодействия

1. Контрактная форма - проведение различных исследований и опытов; - совместное поддержание и реконструкция (ремонт) образовательного учреждения, его инфраструктуры; - строительство новых корпусов для осуществления образовательной деятельности; - совместное взаимодействие с органами исполнительной власти для реализации общих проектов; - финансовая поддержка образовательных учреждений; - создание необходимых условий для самореализации преподавателей и обучающихся на основе предоставления различных грантов, стипендий, кредитов на обучение и т. д.; - проведение бизнес-структурами лекций, семинаров в образовательных учреждениях; - проведение совместных конференций и круглых столов; - создание условий для прохождения студентами практики в организации-партнере образовательного учреждения, выполнения выпускной квалификационной работы

2. Институциональная форма - создание бизнесом некоммерческих организаций (благотворительных фондов, корпоративных институтов); - совместное юридическое учреждение исследовательских институтов; - организация бизнес-школ

3. Форма общественного взаимодействия - создание попечительских советов, в деятельности которых участвуют представители бизнеса; - создание ассоциации выпускников

Таким образом, позитивными характеристиками государственно-частного партнерства в области образования, которые появляются при эффективном взаимодействии государства и бизнеса с целью повышения качества образовательных услуг в Российской Федерации, являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- возможность привлечения частных инвестиций для финансовой поддержки образовательных учреждений, которая позволяет сократить государственные расходы на образовательную сферу в условиях ограниченных финансовых ресурсов;

- способность уменьшить срок реализации различных проектов образовательных учреждений;

- возможность экономических выгод для бизнес-структур при взаимодействии с образовательными организациями.

Дальнейшее развитие государственно-частного партнерства в образовании связано с созданием благоприятного инвестиционного климата в стране для восстановления экономического роста и улучшения показателей международных рейтингов. В результате снизятся риски для частных инвесторов, осо-

бенно малого бизнеса, повысится их интерес к долгосрочным инвестициям.

Заключение. Государственно-частное партнерство представляется перспективным механизмом финансирования проектов, инвестирующих в инфраструктурные объекты, и повышения их эффективности. Стратегическое взаимодействие государства и бизнеса будет способствовать инновационной активности и росту конкурентоспособности России, а также стимулировать развитие социальной и производственной инфраструктур. Поскольку долгосрочные инвестиции в систему образования являются более рискованными и менее маржинальными, чем, например, в проекты транспортной инфраструктуры, то частным инвесторам необходимы дополнительные гарантии со стороны государства, требующие совершенствования правовой базы. Приоритетным направлением развития государственно-частного партнерства в системе образования в России является создание инновационной инфраструктуры университетов как основы стабильной экономики и социального благополучия.

Библиографический список

1. Andreeva O., Samoylova K., Takmazyan A., Gerasimova K. Modern trends of financing the system of education of the Russian Federation // Norwegian Journal of development of the International Science. - 2017. - № 11. - Vol. 2. - P. 27-30.

2. Семенова Н. Н., Ермоши-на Т. В. Финансирование инвестиционных проектов на основе механизма государственно-частного партнерства // Российское предпринимательство. -2017. - Т. 18. - № 10. - С. 1567-1578.

3. Центр развития государственно-частного партнерства. Лучшие практики реализации государственно-частного партнерства в социальной сфере [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pppi.ru.

4. Герасимова К. А. Государственно-частное партнерство Российской Федерации в системе образования: современное состояние и перспективы развития // Финансовые исследования. -2017. - № 4. - С. 34-42.

5. Мельникова М. С. Использование государственно-частного партнерства в образовании // Российское предпринимательство. - 2017. - Т. 18. - № 3. -С. 303-308.

6. Денисова И. П., Рукина С. Н. Финансовое обеспечение социальной политики в современных условиях // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2016. - № 37. - С. 2-12.

Bibliographic list

1. Andreeva O., Samoylova K., Takmazyan A., Gerasimova K. Modern trends of financing the system of education of the Russian Federation // Norwegian Journal of Development of the International Science. - 2017. - № 11. - Vol. 2. -P. 27-30.

2. Semenova N. N., Ermoshina Т. V. Financing of investment projects based on the mechanism of public-private partnership // Journal of Russian Entrepreneurship. - 2017. -Vol. 18. - № 10. - P. 1567-1578.

3. Center for Public-Private Partnership Development. Best practices for implementing public-private partnership in the social sphere [Electronic resource]. -Access mode: www.pppi.ru.

4. Gerasimova K. A. Public-Private Partnership of the Russian Federation in the Education System: Current Status and Prospects of Development // Financial Research. - 2017. - № 4. - P. 34-42.

5. Melnikova M. S. The use of public-private partnership in education // Russian Entrepreneurship. - 2017. - Vol. 18. -№ 3. - P. 303-308.

6. Denisova I. P., Rukina S. N. Financial provision of social policy in modern conditions // Financial analytics: problems and solutions. - 2016. - № 37. -P. 2-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.