КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА
М.Г. Волотова
Кафедра русского языка и методики его преподавания Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассмотрены особенности концептуализации домостроительства, представленные в тексте литературного памятника XVI в. «Домострой». Целью исследования является построение и описание лексико-семантического поля концептосферы традиционного домостроительства в русской языковой картине мира.
Ключевые слова: домострой, домостроительство, концепт, концептуализация, языковая картина мира, лексико-семантическое поле.
Основным методом исследования концептов принято считать концептуальный анализ, под которым следует понимать «совокупность приемов и методов, необходимых для исследования концепта и репрезентации его содержания» [3. С. 88].
Однако, как показали многочисленные исследования, единого пути описания концепта не существует. В силу того, что концепт является сложным, многомерным образованием, у каждого автора существует своя, индивидуальная, схема описания концепта, в результате чего итоговые результаты анализа одного и того же концепта у различных исследователей могут не совпадать. Как справедливо отмечают З.Д. Попова, И.А. Стернин, «концепт — явление сознания и исследователь в любом случае моделирует концепт по косвенным признакам его проявления. Любая модель концепта — это лишь исследовательская модель» [4. С. 165].
Концепт является своеобразной «ячейкой культуры». Однако в лингвистических исследованиях, сопряженных с изучением национально-культурного наследия России, многие годы упускался целый корпус важнейших текстов, на которых были воспитаны многие поколения наших предков. Важнейшим материалом, через концептуальный анализ которого можно понять русскую культуру, и является памятник средневековой культуры XVI века «Домострой», открывающий нам идеалы, стремления и помыслы наших далеких предков.
Любой текст предполагает наличие автора, которому свойственно определенное мировоззрение и мировидение, являющееся частью национально-языковой картины мира. Применительно к тексту «Домостроя» под автором следует понимать весь русский народ, выразителем идей которого стал священник Сильвестр — составитель этого сборника поучений, назиданий, духовных и практических советов.
В «Домострое» система концептов воплощается в виде системы ключевых понятий и образов, восходящих как к православию, так и к гражданской этике. Эта система является не только ключом к пониманию национального сознания русского народа, но и коррелирует с системой культурно значимых фактов, объектов и явлений, отраженной в тексте этого удивительного памятника русской истории
и культуры. Следует отметить, что сложность исследования концептуальной системы русского домостроительства состоит в том, что оно предполагает описание системы культурно значимых концептов, собранных воедино в одном текстовом пространстве и связанных между собой как на бытовом, так и на ментальном уровнях.
Итак, в «Домострой» входят концепты, связанные с двумя сферами: духовно-нравственной, восходящей с идеям государственной религии России — православия, и светской, предполагающей организацию быта и системы хозяйствования в доме. К первой группе концептов относятся те из них, которые имеют религиозно-нравственное значение. Это концепты с православным компонентом содержания — такие как «Бог», «грех», «вера», «молитва» и др. Сосуществуя в лингво-культурном пространстве, они не только являются нравственными векторами культуры, но и определяют этим своим качеством характер функционирования других концептов. Но, поскольку «Домострой» следует рассматривать не только в аспекте религиозной этики, но и как практическое руководство жизнедеятельности человека, в нем на концептуальном уровне отражены и такие понятия, как «семья», «труд», «брак», «закон», «богатство», «собственность» и т.п. Эти концепты являются маркерами светской жизни, которая, по «Домострою», предполагает организацию семейного жития на внешнем уровне.
Представим концептуальную структуру лексико-семантического поля русского домостроительства, опираясь выявленные нами концепты, фигурирующие в текстовом пространстве «Домостроя».
Как известно, основой концептуального исследования является построение лексико-семантического поля (ЛСП) концепта, которое сопровождается анализом и описанием семантики языковых средств, входящих в это поле. Семантическое поле — это «иерархическая структура множества лексических единиц, объединенных общим (инвариантным) значением и отражающих в языке определенную понятийную сферу» [5. С. 458].
Собственно семантическая структура поля состоит из следующих частей:
— ядро поля (это семантический компонент высшего порядка, организующий вокруг себя семантическое развертывание поля);
— центр поля, включающий единицы, имеющие интегральное, общее с ядром и друг с другом, значение и разграничивающихся с ядром и расположенными единицами дифференциальными значениями;
— периферия поля, состоящая из единиц, наиболее удаленных в своем значении от ядра (обычно периферийные слои поля вступают в контакты с другими, семантическими полями, образуя лексико-семантическую непрерывность языковой системы). Периферия поля может быть ближней и дальней [2. С. 85—86].
В качестве ядра ЛСП выступает, как правило, ключевая лексема концепта, в основе которой и лежит образ концептируемого явления. Ключевое слово — это «определяемая исследователем лексическая единица, которая наиболее полно номинирует исследуемый концепт» [4. С. 177]. Семантика ключевого слова (лексемы) лучше всего отражает ядро концепта.
В концепте домостроительства ядром являются два концепта — «дом» и «семья/брак». Они тесным образом взаимосвязаны, поскольку именно семья со-
Волотова М.Г. Концептуализация домостроительства в русской языковой картине мира
ставляет основу дома, а дом, в свою очередь, есть прибежище всякой семьи от бед и несчастий. У каждого из этих концептов есть свое лексико-семантическое поле с центом, ближней и дальней перифериями.
Центром ЛСП «дом» являются три концепта — «труд», «хозяйство» и «достаток». «Труд» является основополагающим концептом, так как представление о труде занимает важное место в текстах «Домостроя». Труд неотделим от жизни. По домостроительной этике, он есть основа жизнедеятельности. Если члены дома будут трудиться, то у них обязательно будет хорошее, крепкое хозяйство и достаток. Хозяйство предполагает материальные блага, которые созданы и приумножены трудами рук человека — домостроителя. Важной частью структуры дома является достаток. В «Домострое» речь идет именно о достатке, который есть результат праведного труда, в то время как богатство не должно быть целью. Ведь богатство является чаще всего результатом наживы, что «Домострой» осуждает. Поэтому концепт «богатство» вынесен на ближнюю периферию ЛСП «дом». Сюда же относится и концепт «собственность», который в «Домострое» выражается не лексемой собственность, а посредством лексем, имеющих отношение к понятию «приватность», т.е. собственность (деньги, скот, посуда и т.п.).
На дальнюю периферию ЛСП «дом» можно вынести два антонимичных концепта, восходящих к православной интерпретации «дома» — «суд божий» и «божественная милость». Концепт «божественная милость» является своего рода благословением того дома, где в чести труд. Если члены дома будут работать честно, не покладая рук своих, если все у них в руках спорится, то Бог ниспошлет тому дому свою милость в виде достатка. Но если членов дома обуяет лень, если труд им будет в тягость, то таких «домостроителей» ожидает суд божий, который здесь, на земле, проявится посредством лишения жильцов этого дома достатка и благополучия.
Центр ядерного концепта «семья/брак» составляют концепты-номинации членов семьи — «муж», «жена» и «домочадцы», причем под «домочадцами» подразумеваются не только дети (сыновья и дочери), но и слуги.
Ближняя и дальняя периферии этого концепта полностью составлены из концептов, восходящих к традициям православия, поскольку семья, по «Домострою», основана на внутренней гармонии. Внешняя периферия — это те духовные критерии православной веры, которые делают семью единой и неделимой. Прежде всего жизнедеятельность семьи должна быть построена на правде (справедливости и честности) и нестяжательстве (преобладании духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами). Члены семьи объединены верой в Бога, которая реализуется через молитву (совместную), жизнь по закону божию, в основе которой лежит исполнение заповедей. Если семья будет исполнять все, что предначертано Богом и духовно-нравственным законом, то такую семью ждет спасение «и сем веке, и в будущем». Концепт «спасение» вынесен нами на дальнюю периферию. Сюда же мы отнесли и концепт «покаяние», без которого, согласно учению Православной Церкви не может быть спасения.
Таким образом, все концепты «домостроительства» не только связаны между собой, но и вытекают один из другого.
В тексте «Домостроя» большинство концептов восходят к православной вере, они связаны с верой и законом божиим. Однако в концептосфере домостроительства можно выделить несколько концептов, которые по отношению к некоторым из рассмотренных выше концептов являются бинарными оппозициями. Это такие концепты, как «ложь», «неправда», «грех», «дьявол». Концепты «ложь» и «неправда» вступают в антонимические связи с концептом «правда», концепт «дьявол» противостоит концептам «закон божий» и «заповедь». Концепт «грех» имеет широкое распространение. Грех — это то, на чем невозможно возвести дом и создать крепкую семью. От последствий греха можно спастись только покаянием. Поэтому концепты «грех» и «покаяние» могут также считаться бинарной оппозицией.
Концептуализация русского домостроительства позволяет представить человека XVI века прежде всего как субъекта познания как в контексте его активной жизненной позиции, так и в аспекте его духовно-нравственного мировоззрения, что в полной мере раскрывает его языковую картину мира.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Домострой. — СПб.: Наука, 2007. [Domostroj. — SPb.: Nauka, 2007.]
[2] Кезина С.В. Семантическое поле как система // Филологические науки. — 2004. — № 4. — С. 79—86. [Kezina S. V. Semanticheskoe pole kak sistema // Filologicheskie nauki. — 2004. — № 4. — S. 79—86.]
[3] Подковырова Н.В. Языковое выражение концепта Jealousy в индивидуально-авторской картине мира Шекспира // Актуальные проблемы лингвистики и теории преподавания языков и культур: материалы междунар. науч.-практ. конф. В 2 ч. — Шадринск: ШГПИ, 2009. — Ч. 1. — С. 88—94. [Podkovy'rova N.V. Yazy'kovoe vy'razhenie koncepta Jealousy v individual'no-avtorskoj kartine mira Shekspira // Aktual'ny'e problemy' lingvistiki i teorii prepodavaniya yazy'kov i kul'tur: materialy' mezhdunar. nauch.-prakt. konf. V 2 ch. — Shadrinsk: ShGPI, 2009. — Ch. 1. — S. 88—94.]
[4] Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. — М.: АСТ: Восток — Запад, 2007. [Popova Z.D., Sternin I.A. Kognitivnaya lingvistika. — M.: AST: Vostok — Zapad, 2007.]
[5] Русский язык. Энциклопедия / Под ред. Ю.Н. Караулова. — М.: Большая Российская энциклопедия: Дрофа, 1998. [Russkij yazy'k. E'nciklopediya / Pod red. Yu.N. Karaulova. — M.: Bol'shaya Rossijskaya e'nciklopediya: Drofa, 1998.]
CONCEPTUALIZATION OF DISPENSATION IN RUSSIAN LANGUAGE WORLDVIEW
M.G. Volotova
The Chair of the Russian Language and Methods of Its Teaching Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article characterizes the peculiarities of conceptualization of dispensation represented in a Russian 16th-century book "Domostroj". The aim of the research is to construct and describe lexical and semantic field of traditional dispensation conceptual sphere in Russian language worldview.
Key words: Domostroj, dispensation, concept, conceptualization, language worldview, lexical and semantic field.