Научная статья на тему 'Экономические и семейные отношения в концептуальной системе домостроительства в поучительных текстах русского православия XI-XIX веков (на примере «Домостроя»)'

Экономические и семейные отношения в концептуальной системе домостроительства в поучительных текстах русского православия XI-XIX веков (на примере «Домостроя») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
965
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО / "ДОМОСТРОЙ" / КОНЦЕПТ / CONCEPT / ДРЕВНЯЯ РУСЬ / ANCIENT RUS' / ТРУД / LABOUR / СЕМЬЯ / FAMILY / HOUSE BUILDING / "THE DOMOSTROY"

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Волотова Маргарита Геннадьевна

В данной статье исследованы подходы, связанные с отражением экономических и семейных отношений в концептуальной системе домостроительства, самобытного хозяйственного строя, дошедшего до нашего времени в поучительных текстах русского православия XI-XIX веков. В качестве информационной базы исследования использован средневековый труд «Домострой». В ходе проведения анализа автором широко использованы материалы монографических и диссертационных исследований отечественных авторов дореволюционного и современного периода. На основе исторических материалов «Домостроя» проанализированы основные нормы домостроительства в Древней Руси в области экономики ведения домашнего хозяйства и семейных взаимоотношений. Автором указано на необходимость внимательного и всестороннего изучения исторического наследия «Домостроя», а также возможности практического применения его основных подходов с определенной современной трансформацией в целях духовного развития российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND FAMILY RELATIONS IN THE CONCEPTUAL SYSTEM OF HOUSE BUILDING IN THE INSTRUCTIVE TEXTS OF THE RUSSIAN ORTHODOXY OF XI-XIX CENTURIES (BY THE EXAMPLE OF “THE DOMOSTROY”)

In the article the approaches, connected with the reflection of economic and family relations in the conceptual system of house building, original domestic formation, coming to until present in the instructive texts of the Russian Orthodoxy of XI-XIX centuries, are examined. The medieval work “The Domostroy” is used as information data of the study. The materials of monograph and dissertation researches of national writers of pre-revolutionary and modern periods are used extensively while conducting the analysis. The main norms of house building in Ancient Rus’ in the area of the economy of household and family interrelations are analyzed on the basis of historical materials “The Domostroy”. The author points at the necessity of careful and all-round study of the historical heritage of “The Domostroy”, and also the possibility of a practical application of its main approaches with a certain contemporary transformation aimed at the spiritual development of the Russian society.

Текст научной работы на тему «Экономические и семейные отношения в концептуальной системе домостроительства в поучительных текстах русского православия XI-XIX веков (на примере «Домостроя»)»

Волотова Маргарита Геннадьевна

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА В ПОУЧИТЕЛЬНЫХ ТЕКСТАХ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ Х^Ж ВЕКОВ (НА ПРИМЕРЕ "ДОМОСТРОЯ")

В данной статье исследованы подходы, связанные с отражением экономических и семейных отношений в концептуальной системе домостроительства, самобытного хозяйственного строя, дошедшего до нашего времени в поучительных текстах русского православия XI-XIX веков. В качестве информационной базы исследования использован средневековый труд "Домострой". В ходе проведения анализа автором широко использованы материалы монографических и диссертационных исследований отечественных авторов дореволюционного и современного периода. На основе исторических материалов "Домостроя" проанализированы основные нормы домостроительства в Древней Руси в области экономики ведения домашнего хозяйства и семейных взаимоотношений. Автором указано на необходимость внимательного и всестороннего изучения исторического наследия "Домостроя", а также возможности практического применения его основных подходов с определенной современной трансформацией в целях духовного развития российского общества. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2016/1-1/3.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 1(55): в 2-х ч. Ч. 1. C. 15-17. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/1-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

УДК 82

В данной статье исследованы подходы, связанные с отражением экономических и семейных отношений в концептуальной системе домостроительства, самобытного хозяйственного строя, дошедшего до нашего времени в поучительных текстах русского православия XI-XIX веков. В качестве информационной базы исследования использован средневековый труд «Домострой». В ходе проведения анализа автором широко использованы материалы монографических и диссертационных исследований отечественных авторов дореволюционного и современного периода. На основе исторических материалов «Домостроя» проанализированы основные нормы домостроительства в Древней Руси в области экономики ведения домашнего хозяйства и семейных взаимоотношений. Автором указано на необходимость внимательного и всестороннего изучения исторического наследия «Домостроя», а также возможности практического применения его основных подходов с определенной современной трансформацией в целях духовного развития российского общества.

Ключевые слова и фразы: домостроительство; «Домострой»; концепт; Древняя Русь; труд; семья.

Волотова Маргарита Геннадьевна

Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации Gudmargarita@yandex. гы

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА В ПОУЧИТЕЛЬНЫХ ТЕКСТАХ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ XI-XIX ВЕКОВ (НА ПРИМЕРЕ «ДОМОСТРОЯ»)

Домостроительство представляет собой самобытный хозяйственный строй, который долгое время существовал на Руси. В понимании русского человека «домостроительство» представляло собой науку о том, как вести хозяйство на духовно-нравственных началах для обеспечения собственного достатка и изобилия.

При этом в русской науке домостроительства хозяйство представляло собой, прежде всего, определенную духовно-нравственную категорию, в рамках которой прибыль выступала не самоцелью, а существовавшие хозяйственные отношения ориентировались на нравственно-трудовой порядок, который порицал поклонение деньгам и несправедливую эксплуатацию. Многие основы домостроительства нашли свое отражение в «Домострое», написание и дальнейшее редактирование которого относится к XV-XVII вв.

Споры по поводу того, кто, где и когда написал «Домострой», одно из уникальнейших творений русского Средневековья, идут до сих пор в научной среде между историками и литературоведами. Долгое время автором «Домостроя» считали священника Сильвестра. Но вряд ли этот «свод наставлений и правил, которым должен был следовать всякий человек в обществе и домашней жизни» [2], был написан одним автором. В современном научном сообществе сформировалось мнение о том, что у «Домостроя» несколько авторов, а Сильвестр, скорее всего, был его редактором, написавшим только завершающую главу [7]. Поэтому будем рассматривать «Домострой» как продукт коллективного труда, своеобразный срез рекомендаций и указаний по ведению «правильной» обыденной жизни.

Главная экономическая идея «Домостроя» заключается в создании замкнутого саморегулируемого русского хозяйства, которое ориентировано на разумный достаток и самоограничение («нестяжательство») и живет по православным нравственным нормам.

Как отмечает О. А. Платонов, духовное начало русского православного быта одухотворяет мир экономики. В «Домострое» приводится идея практической духовности, которая неразрывно связана с экономической стороной жизни, в чем и состоит особенность развития духовности русского народа. Духовность при этом предстает не рассуждениями о душе, а практическими делами по претворению в жизнь идеала, имевшего духовно-нравственный характер, и прежде всего идеала праведного труда [2].

Черты социально-нравственного портрета русского человека складывались веками, впитывая множество идеальных черт, восходящих к народному представлению о человеке, к христианским духовным нормам нравственности (порядочности). «Домострой» и стал своеобразной попыткой синтеза этих черт русского характера, выступая настольной книгой поистине русской православной организации и ведения хозяйства (хозяйствования). В своей основе «Домострой» и изложенные в нем принципы отражают неразрывное единение-слияние духовной и светской жизни, основополагающие устои не просто быта, а соборного единения и бытия, базирующиеся на подходах созидательного хозяйствования и нравственности, освященных самим духом православия.

В «Домострое» нашли отражение основные принципы экономического-культурного-духовного уклада православной общины, домохозяйства и семьи. Важно отметить, что большая часть наставлений, советов, поучений «Домостроя» содержит рекомендации по ведению домашнего хозяйства (многие из которых выглядят вполне актуальными и не потеряли своего значения сегодня).

Одними из важнейших в этой системе принципов и подходов выступают способность человека к самоограничению (нестяжательство), направленность трудовой деятельности и повседневного поведения не на потребительскую экспансию (где самоцелью выступает постоянное наращивание объемов и видов товаров и услуг), а на обеспечение самодостаточности домохозяйства.

Хозяйственная деятельность имеет выраженный трудовой характер. В «Домострое» отражен взгляд на труд как на добродетель. При этом сам экономический процесс производства в домохозяйстве направлен на обеспечение трудовой самодостаточности, а не на максимизацию получения прибыли и формирование капитала.

16

^БЫ 1997-2911. № 1 (55) 2016. Ч. 1

Как отмечает В. М. Пилипов, авторы «Домостроя» всячески подчеркивали огромную роль настроения, с которым ремесленник, домохозяйка, мастер, любой работник приступали к делу. Во время работы считалось кощунственным предаваться каким-либо посторонним мыслям, не связанным с ней. А говорить праздно во время работы - это причислялось к большому греху. Словом, трудиться надо с чистыми помыслами, осознанно, целеустремленно, со знанием дела и радостью [6, с. 23].

Согласно подходам «Домостроя» собственность представляет собой функцию труда, а не капитала. При этом капиталом выступает производительная часть собственности, которая предназначена для производства (в современном понимании бухгалтерского учета это «основные средства», «запасы» - часть оборотных и необоротных активов, участвующая в производстве товаров и услуг). Общеизвестная в настоящее время трактовка капитала как финансовых накоплений, которые можно в том числе и отдать в рост (ростовщичество), рассматривается в «Домострое» как паразитический капитал.

Необходимо отметить, что в Древней Руси само понятие «капитал» отсутствовало и появилось в употреблении только в XVII в. В качестве современного понимания материальных накоплений использовалось слово «истиник», произошедшее от устаревшего значения слова «истина» - наличность, наличные деньги.

Народная этика одобряет собирание капитала (сбережения) ради нового производства и всячески порицает ситуацию, когда это собирание осуществляется ради своекорыстного стяжания неоплаченного труда других людей. В этом заключается значительное различие русской и западной экономической мысли того времени о традиционных факторах производства - труде, земле и капитале.

Самобытными национальными особенностями организации труда и производства в православной общине и артели выступает рабочее самоуправление. При этом преобладание моральных стимулов трудовой мотивации над материальными принципами понуждения к труду выступает самобытной особенностью трудовой и хозяйственной мотивации в общине и артели.

Важнейшими понятиями православного домостроительства выступают отношения между мужчиной и женщиной - то, что принято понимать под современным «браком» и «семьей». В первом же поучении «Домостроя» («Наставление отца сыну») указывается на строгую иерархичность в укладе русской православной семьи. При этом основная роль отводится в ней мужчине, который выступает истинным главой, наставником, кормильцем и ответчиком. Именно с мужчины общество осуществляет спрос за благополучие и здоровье семьи. В «Домострое» статус женатого человека трактуется выше, чем статус одинокого (неженатого).

Эти подходы вполне современны и для сегодняшнего дня. Так, В. М. Пилипов восклицает: «Разве это не современно? Не о таком ли муже, надежном, работящем, ответственном, мечтает сегодня женщина?» [Там же, с. 25].

Значительная часть «Домостроя» посвящена регламентации отношений к православной церкви, ее служителям и Богу. Но при этом характерной особенностью «Домостроя» выступает освящение семьи и ее уклада через призму богопослушания. В современных условиях это придает принципам и постулатам «Домостроя» определенную архаичность, но, с другой стороны, эта религиозная основа сегодня выглядит вполне актуальной и востребованной в наше время, когда происходит возрождение духовности и церковь играет немалую роль во влиянии на общество.

В «Домострое» вместе с перечислением обязанностей женщины как жены, дочери, работницы, в основе которых лежит труд и повиновение мужчине - мужу, отцу, хозяину, ответственность матери за своих детей и ведение хозяйства, присутствует и особая глава - «Похвала женам», представляющая собой, по сути, маленькую поэму в прозе, которая пронизана любовью к женщине, признанием ее как начала всего доброго, вдохновляющего и созидающего в семье и обществе.

Источником высокой оценки роли женщины как жены и матери в «Домострое» выступает представление о браке как о христианском таинстве. Согласно подходам «Домостроя» жена является регулятором эмоционально-психологического климата в семье.

По мнению дореволюционного историка И. Е. Забелина, посвятившего свою деятельность исследованию быта русского народа, «целостной личностью» в «Домострое» выступает только хозяин, «государь» дома (сравнимая параллель между государем и его подданными). При этом слуги и челядь входят в понятие «домочадцы», составляя наиболее широкое понятие «семья» [4].

Важно отметить, что сам термин «семья» в его современной трактовке в «Домострое» не представлен. Здесь авторы оперируют общим понятием «дом» - некое единое хозяйственное и психологическое целое, члены которого находятся в отношениях взаимозависимости (господство-подчинение), но при этом равно необходимы для нормального функционирования домохозяйства.

Домашнее сообщество стремилось оградить себя от вмешательства сплетен и пересудов в свою домашнюю жизнь, которые были свойственны населению. Самое страшное наказание, которое известно авторам «Домостроя», - «от людей смех и осуждение», что свидетельствует о зависимости семьи от равного социального окружения, с одной стороны, и стремлении сохранить семейные отношения в тайне. Наказанием оказывается «позор» как «всеобщее обозрение» [1].

Л. П. Найденова указывает на семейные удовольствия, которые присутствуют в «Домострое» (удовольствие от вкусной разнообразной еды, от хорошо сделанной вещи, от «устроя в доме», куда «как в рай войти», от почета и уважения со стороны соседей и «людей Знаемых») [5, с. 290].

Обязанностью главы дома выступает забота о благосостоянии, благополучии и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Все решения, связанные с «домовным строением», муж и жена должны принимать совместно. При этом обсуждение семейных проблем должно проводиться ежедневно и наедине.

Приоритет в домохозяйстве и семейном укладе принадлежит мужчине. «Домострой» рекомендует жене «мужу уноровить», т.е. поступить сообразно с его желаниями и представлениями. Из текста «Домостроя» следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство...» [2, с. 116].

Любовь к детям в «Домострое» выступает вполне естественным чувством, как, впрочем, и забота об их телесном благополучии, и забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье дети намного ближе к слугам, чем к своим родителям. Главной обязанностью детей является любовь к своим родителям, полное послушание в детстве и юности, забота о родителях в старости. За избиение родителей грозит суровое наказание - дети подлежат церковному отлучению и смертной казни.

Все человеческие поступки согласно «Домострою» делятся на дела «добрые» и «злые». При этом среди добрых дел особенно чтутся «труды праведные». Согласно «Домострою» нормой является умеренная достаточность не только в имущественном, но также и в эмоциональном планах.

Среди наказаний, указанных в «Домострое», возможно избиение. Но при этом бить следует только за большую вину, наедине и потом «примолвить» и «пожалеть». Это в определенной степени характеризует характер межличностных отношений в семье и домохозяйстве.

Достаточно интересным для понимания национального характера семейных отношений выступает упоминание в «Домострое» зависимости от людского мнения. Вместе с тем, что при этом социальному окружению положено всегда демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещается разглашать семейные тайны, возникает представление о двойственности морали: «для себя» и «для людей». «Домострой» указывает средневековому человеку, что страшнее нет беды, чем «от людей смех и осуждение» [1, с. 19].

По нашему мнению, подходы к концептуальным полям «труд», «достаток», «богатство», «собственность», «семья», «брак», изложенные в «Домострое», имеют не только историческое и культурное значение для России.

Следует согласиться с Т. Н. Юдиной, отмечающей, что «Домострой» в его совокупности представляет собой не только целостную, универсальную и гармоничную духовно-нравственную многоуровневую, тысячелетием испытанную экономическую Систему созидательного хозяйствования, организацию человеческого бытия. Фактически основанный на православной Вере и соборном единении, «Домострой» представляет собой проверенную и не устаревающую в веках спасительную наднациональную Идею [8].

В современных условиях развития цивилизации, глобализации и обострения национальных противоречий эта Идея, заложенная в «Домострое», требует не только внимательного и всестороннего изучения, но и практического применения с определенной современной трансформацией ради духовного развития общества. По нашему мнению, ориентиром на этом пути и значимой историко-культурной вехой выступает именно «Домострой», в котором нашел отражение тысячелетний созидательно-праведный труд десятка поколений наших предков.

Список литературы

1. Вызова Л. В. Эволюция брака и семьи в истории человечества. Иркутск: ИГУ, 2006. 44 с.

2. Домострой. Поучения и наставления всякому христианину / отв. ред. О. А. Платонов; сост., вступит. ст. и коммент. В. В. Колесова. М.: Институт русской цивилизации, Родная страна, 2014. 448 с.

3. Домострой. Сильвестровская редакция [Электронный ресурс] / подготовлено к изданию В. В. Колесовым, В. В. Рождественской. СПб.: Наука, 1994 // Российский общеобразовательный портал. URL: http://historydoc.edu.ru/ catalog.asp?cat_ob_no=15926&ob_no=15925 (дата обращения: 09.11.2015).

4. Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях / отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014. 704 с.

5. Найденова Л. П. «Свои» и «чужие» в Домострое: внутрисемейные отношения в Москве XVI века // Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. М.: РГГУ, 1996. С. 290-305.

6. Пилипов В. М. Так ли плох был Домострой? М.: Панорама, 1991. 48 с.

7. Хорихин В. В. Списки домостроя XVI-XVIII вв.: история издания и изучения: дисс. ... к.и.н. М., 2003. 202 с.

8. Юдина Т. Н. Новый Домострой. Конституирующая универсальная перспективная экономическая система России. М.: ТЕИС, 2014. 448 с.

ECONOMIC AND FAMILY RELATIONS IN THE CONCEPTUAL SYSTEM OF HOUSE BUILDING IN THE INSTRUCTIVE TEXTS OF THE RUSSIAN ORTHODOXY OF XI-XIX CENTURIES (BY THE EXAMPLE OF "THE DOMOSTROY")

Volotova Margarita Gennad'evna

Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation Gudmargarita@yandex. ru

In the article the approaches, connected with the reflection of economic and family relations in the conceptual system of house building, original domestic formation, coming to until present in the instructive texts of the Russian Orthodoxy of XI-XIX centuries, are examined. The medieval work "The Domostroy" is used as information data of the study. The materials of monograph and dissertation researches of national writers of pre-revolutionary and modern periods are used extensively while conducting the analysis. The main norms of house building in Ancient Rus' in the area of the economy of household and family interrelations are analyzed on the basis of historical materials "The Domostroy". The author points at the necessity of careful and all-round study of the historical heritage of "The Domostroy", and also the possibility of a practical application of its main approaches with a certain contemporary transformation aimed at the spiritual development of the Russian society.

Key Words and phrases: house building; "The Domostroy"; concept; ancient Rus'; labour; family.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.