УДК: 821
Волотова Маргарита Геннадьевна
соискатель кафедры русского языка
и методики его преподавания Российского
университета дружбы народов России
Margarita G. Volotova
Competitor of chair of Russian and technique
of its teachingRussian university of friendship
of the people of Russia
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА
CONCEPTUALIZATION OF HOME-BUILDING IN RUSSIAN LANGUAGE WORLDVIEW
Аннотация. В статье рассмотрены особенности концептуализации домостроительства, представленные в тексте литературного памятника XVI века «Домострой». Целью исследования является построение и описание лек-сико-семантического поля концептосферы традиционного домостроительства в русской языковой картине мира.
Ключевые слова: домострой, домостроительство, концепт, концептуализация, языковая картина мира, лексико-семантическое поле.
Annotation. In this article the peculiarities of conceptualization of Homebuilding represented in Old Russian book of 16th century named "Domostroj" are regarded. The aim of the research is the construction and the description of lexical-semantic field of traditional Home-building conceptual sphere in Russian language worldview.
Keywords: domostroj, Home-building, concept, conceptualization, language worldview, lexical-semantic field.
Основным методом исследования концептов принято считать концептуальный анализ, под которым следует понимать «совокупность приемов и методов, необходимых для исследования концепта и репрезентации его содержания» [3, с.88].
Однако, как показали многочисленные исследования, единого пути описания концепта не существует. В силу того, что концепт является сложным, многомерным образованием, у каждого автора существует своя, индивидуальная, схема описания концепта, в результате чего итоговые результаты анализа одного и того же концепта у различных исследователей могут не совпадать. Как справедливо отмечают З.Д. Попова, И.А. Стернин, «концепт - явление сознания и исследователь в любом случае моделирует концепт по косвенным признакам
его проявления. Любая модель концепта - это лишь исследовательская модель» [4, с. 165].
Концепт является своеобразной «ячейкой культуры». Однако в лингвистических исследованиях, сопряженных с изучением национально-культурного наследия России, многие годы упускался целый корпус важнейших текстов, на которых были воспитаны многие поколения наших предков. Важнейшим материалом, через концептуальный анализ которого можно понять русскую культуру, и является памятник средневековой культуры XVI века «Домострой», открывающий нам идеалы, стремления и помыслы наших далеких предков.
Любой текст предполагает наличие автора, которому свойственно определенное мировоззрение и мировидение, являющееся частью национально-языковой картины мира. Применительно к тексту «Домостроя» под автором следует понимать весь русский народ, выразителем идей которого стал священник Сильвестр - составитель этого сборника поучений, назиданий, духовных и практических советов.
В «Домострое» система концептов воплощается в виде системы ключевых понятий и образов, восходящих как к православию, так и к гражданской этике. Эта система является не только ключом к пониманию национального сознания русского народа, но и коррелирует с системой культурно значимых фактов, объектов и явлений, отраженной в тексте этого удивительного памятника русской истории и культуры. Следует отметить, что сложность исследования концептуальной системы русского домостроительства состоит в том, что оно предполагает описание системы культурно значимых концептов, собранных воедино в одном текстовом пространстве и связанных между собой как на бытовом, так и на ментальном уровнях.
Итак, в «Домострой» входят концепты, связанные с двумя сферами: духовно-нравственной, восходящей с идеям государственной религии России -Православия, и светской, предполагающей организацию быта и системы хозяйствования в доме. К первой группе концептов относятся те из них, которые имеют религиозно-нравственное значение. Это концепты с православным компонентом содержания - такие как БОГ, ГРЕХ, ВЕРА, МОЛИТВА и др. Сосуществуя в лингвокультурном пространстве, они не только являются нравственными векторами культуры, но и определяют этим своим качеством характер функционирования других концептов. Но, поскольку «Домострой» следует рассматривать не только в аспекте религиозной этики, но и как практическое руководство жизнедеятельности человека, то в нем на концептуальном уровне отражены и такие понятия, как СЕМЬЯ, ТРУД, БРАК, ЗАКОН, БОГАТСТВО, СОБСТВЕННОСТЬ и т.п. Эти концепты являются маркерами светской жизни, которая, по «Домострою», предполагает организацию семейного жития на внешнем уровне.
Представим концептуальную структуру лексико-семантического поля русского домостроительства, опираясь выявленные нами концепты, фигурирующие в текстовом пространстве «Домостроя».
Как известно, основой концептуального исследования является построение лексико-семантического поля (ЛСП) концепта, которое сопровождается
анализом и описанием семантики языковых средств, входящих в это поле. Семантическое поле - это «иерархическая структура множества лексических единиц, объединенных общим (инвариантным) значением и отражающих в языке определенную понятийную сферу» [5, с.458].
Собственно семантическая структура поля состоит из следующих частей:
• ядро поля (это семантический компонент высшего порядка, организующий вокруг себя семантическое развертывание поля).
• центр поля, включающий единицы, имеющие интегральное, общее с ядром и друг с другом, значение и разграничивающихся с ядром и расположенными единицами дифференциальными значениями;
• периферия поля, состоящая из единиц, наиболее удаленных в своем значении от ядра (обычно периферийные слои поля вступают в контакты с другими, семантическими полями, образуя лексико-семантическую непрерывность языковой системы). Периферия поля может быть ближней и дальней [2, с. 85 -86].
В качестве ядра ЛСП выступает, как правило, ключевая лексема концепта, в основе которой и лежит образ концептируемого явления. Ключевое слово - это «определяемая исследователем лексическая единица, которая наиболее полно номинирует исследуемый концепт» [4, с.177]. Семантика ключевого слова (лексемы) лучше всего отражает ядро концепта.
В концепте домостроительства ядром являются два концепта - ДОМ и СЕМЬЯ/БРАК. Они тесным образом взаимосвязаны, поскольку именно СЕМЬЯ составляет основу ДОМА, а ДОМ, в свою очередь есть прибежище всякой семьи от бед и несчастий. У каждого из этих концептов есть свое лексико-семантическое поле с центом, ближней и дальней перифериями.
Центром ЛСП ДОМ являются три концепта: ТРуД, ХОЗЯЙСТВО и ДОСТАТОК. ТРУД является основополагающим концептом, т.к. представления о труде занимает важное место в текстах «Домостроя». Труд неотделим от жизни. По домостроительной этике, он есть основа жизнедеятельности. Если члены ДОМА будут трудиться, то у них обязательно будет хорошее, крепкое ХОЗЯЙСТВО и ДОСТАТОК. ХОЗЯЙСТВО предполагает материальные блага, которые созданы и приумножены трудами рук человека - домостроителя. Важной частью структуры ДОМА является ДОСТАТОК. В «Домострое» речь идет именно о ДОСТАТКЕ, который есть результат праведного труда, в то время как БОГАТСТВО не должно быть целью. Ведь БОГАТСТВО является чаще всего результатом наживы, что в «Домострое» не приветствуется. Поэтому концепт БОГАТСТВО вынесен на ближнюю периферию ЛСП ДОМ. Сюда же относится и концепт СОБСТВЕННОСТЬ, который в «Домострое» выражается не лексемой собственность, а посредством лексем, имеющих отношение к понятию «приватность», т.е. собственность (таких, как деньги, скот, посуда и т.п.).
На дальнюю периферию ЛСП ДОМ можно вынести два антонимичных концепта, восходящих к православной интерпретации ДОМА - СУД БОЖИЙ и БОЖЕСТВЕННАЯ МИЛОСТЬ. Концепт БОЖЕСТВЕННАЯ МИЛОСТЬ является своего рода благословением того ДОМА, где в чести ТРУД. Если члены ДОМА будут работать честно, не покладая рук своих, если все у них в руках
спорится, то Бог ниспошлет тому дому СВОЮ милость в виде ДОСТАТКА. Но если членов ДОМА обуяет лень, если труд им будет в тягость, то таких «домостроителей» ожидает СУД БОЖИИ, который здесь, на земле проявится посредством лишения жильцов этого дома достатка и благополучия.
Центр ядерного концепта СЕМЬЯ/БРАК составляют концепты-номинации членов семьи - МУЖ, ЖЕНА и ДОМОЧАДЦЫ. Причем под ДОМОЧАДЦАМИ подразумеваются не только дети (сыновья и дочери), но и слуги.
Ближняя и дальняя периферии этого концепта полностью составлены их концептов, восходящих к традициям Православия, поскольку СЕМЬЯ, по Домострою, основана на внутренней гармонии. Внешняя периферия - это те духовные критерии православной веры, которые делают СЕМЬЮ единой и неделимой. Прежде всего, жизнедеятельность СЕМЬИ должна быть построена на ПРАВДЕ (справедливости и честности) и НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВЕ (преобладании духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами). Члены СЕМЬИ объединены ВЕРОЙ в Бога, которая реализуется через МОЛИТВУ (совместную), жизнь по ЗАКОНУ БОЖИЮ, в основе которой лежит исполнение ЗАПОВЕДЕЙ. Если СЕМЬЯ будет исполнять все, что предначертано Богом и духовно-нравственным ЗАКОНОМ, Им данным, но такую семью ждет СПАСЕНИЕ «и сем веке, и в будущем». Концепт СПАСЕНИЕ вынесен нами на дальнюю периферию. Сюда же мы отнесли и концепт ПОКАЯНИЕ, без которого, согласно учению Православной Церкви, не может быть СПАСЕНИЯ.
Таким образом, все концепты ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА не только связаны между собой, но и вытекают один из другого.
В тексте «Домостроя» большинство концептов восходят к Православной вере, они связаны с ВЕРОЙ и ЗАКОНОМ БОЖИИМ. Однако в концептосфере домостроительства можно выделить несколько концептов, которые по отношению к некоторым из рассмотренных выше концептов являются бинарными оппозициями. Это такие концепты, как ЛОЖЬ, НЕПРАВДА, ГРЕХ, ДЬЯВОЛ. Концепты ЛОЖЬ и НЕПРАВДА вступают в антонимические связи с концептом ПРАВДА, концепт ДЬЯВОЛ противостоит концептам ЗАКОН БОЖИЙ и ЗАПОВЕДЬ. Что же касается концепта ГРЕХ, то он имеет широкое «поле деятельности». ГРЕХ - это то, на чем невозможно возвести ДОМ и создать крепкую СЕМЬЮ. От последствий ГРЕХА можно спастись только ПОКАЯНИЕМ. Поэтому концепт ГРЕХ и ПОКАЯНИЕ могут также считаться бинарной оппозицией.
Концептуализация русского домостроительства позволяют представить человека XVI века, прежде всего, как субъекта познания, как в контексте его активной жизненной позиции, так и в аспекте его духовно-нравственного мировоззрения, что в полной мере раскрывает его языковую картину мира.
Литература:
1. Домострой. СПб: Наука, 2007. 400 с.
2. Кезина С.В. Семантическое поле как система. // Филологические науки. 2004. № 4. С. 79 - 86.
3. Подковырова Н.В. Языковое выражение концепта Jealousy в индивидуально-авторской картине мира Шекспира // Актуальные проблемы лингвистики и теории преподавания языков и культур: материалы междунар. науч.-практ. конф. В 2-х ч. Шадринск: ШГПИ, 2009. Ч. 1. С .88 - 94.
4. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток - Запад, 2007. 314 с.
5. Русский язык. Энциклопедия. / Под ред. Ю.Н. Караулова. М.: Большая Российская энциклопедия Дрофа, 1998. - 703 с.
Literature:
1. Domostroy. St. Petersburg: Nauka, 2007. 400 р.
2. Supervising the enlargement of schools C. C. Semantic field as a system. // Philological Sciences. 2004. No. 4. Р. 79 - 86.
3. Podkovyrov N. In. The linguistic expression of the concept of Jealousy in the author's individual view of the world Shakespeare // Actual problems of linguistics and theory of teaching languages and cultures: proceedings of the Intern. nauch.-practical use. proc. In 2 hours - Shadrinsk: sgpi, 2009. H1 Р .88 - 94.
4. Popov, H. W., I. Sternin (Moscow) A. Cognitive linguistics. M.: AST: East -West, 2007. 314 р.
5. The Russian language. The encyclopedia. / Ed. by Y. N. Karaulov. - M.: Great Russian encyclopedia bustard, 1998. 703 р.