Научная статья на тему 'Концепция жизненных якорей и инновационные педагогические технологии в системе ФСИН'

Концепция жизненных якорей и инновационные педагогические технологии в системе ФСИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жизненный якорь / воспитание / ресоциализация / режим / духовность / труд / забота / личность / ориентиры / life anchor / education / resocialization / regime / spirituality / labour / care / personality / guidelines

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрей Алексеевич Ломонос, Алексей Михайлович Богачев, Татьяна Григорьевна Винтонюк

Введение. Исследуется концепция жизненных якорей личности в контексте развития педагогических технологий, применяемых в целях реабилитации и ресоциализации осужденных. Цель — прояснить основные векторы актуализации и (или) формирования созидательных жизненных якорей личности заключенного, разработать соответствующую программу практической работы. Материалы, результаты и обсуждение. Разработана коррекционная программа актуализации жизненных якорей. Особое внимание уделяется духовной и трудовой основам формирования и (или) воссоздания жизненных якорей в условиях пенитенциарного учреждения. Выводы. Многомерное восстановление (формирование) жизненных якорей личности свидетельствует о прикладной эффективности концепций строгой заботы и жизненных якорей личности в сфере пенитенциарной педагогики. Воспитание осужденных должно осуществляться с учетом их первоначально неосознанных духовных устремлений, проявление которых становится возможным при жестком подходе к единообразному и неукоснительному соблюдению режима каждым осужденным. Новое звучание и перспективы приобретают синтез духовного и материального в жизнедеятельности осужденных и разработка соответствующей психолого-педагогической программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрей Алексеевич Ломонос, Алексей Михайлович Богачев, Татьяна Григорьевна Винтонюк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of Life Anchors and Innovative Pedagogical Technologies in the Federal Penitentiary Service System

Introduction. The concept of life anchors of personality in the context of the development of pedagogical technologies used for rehabilitation and resocialization of convicts is under study. The aim is to clarify the main vectors of actualization and (or) formation of creative life anchors of the convict's personality, to develop an appropriate program for practical work. Materials, Results and Discussion. A correctional program for actualizing life anchors is developed. Special attention is paid to the spiritual and labor bases of formation and (or) restoration of life anchors in the conditions of a penitentiary institution. Conclusions. The multidimensional restoring (forming) life anchors of the personality testifies to the applied effectiveness of the concepts of strict care and life anchors of the personality in the sphere of penitentiary pedagogy. Education of convicts should be carried out with regard to their initially unconscious spiritual aspirations, the manifestation of which becomes possible with a strong approach to uniform and strict compliance with the regime by each convict. The synthesis of the spiritual and the material in convicts’ life activities and the development of an appropriate psychological and pedagogical program acquire new meaning and prospects.

Текст научной работы на тему «Концепция жизненных якорей и инновационные педагогические технологии в системе ФСИН»

Научно-практическая статья

УДК 37.013 © Ломонос А. А., Богачев А. М., Винтонюк Т. Г., 2024

doi: 10. 24412/1999-6241-2024-297-198-203

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Концепция жизненных якорей и инновационные педагогические

технологии в системе ФСИН

Андрей Алексеевич Ломонос, заместитель начальника УФСИН России по Республике Карелия 1 lomonos.77@mail.ru; https://orcid.org/0009-0005-7258-6893

Алексей Михайлович Богачев, научный сотрудник центра профилактики экстремизма 2; amb1976@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-9430-2274

Татьяна Григорьевна Винтонюк, преподаватель кафедры практической психологии 3; t.vintoniuk@mgumariupol.ru; https://orcid.org/0009-0009-3636-4125

' Петрозаводский государственный университет, 185910, Петрозаводск, пр. Ленина, 33, Республика Карелия, Россия 2Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, '9' '86, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, Россия 3Мариупольский государственный университет им. А. И. Куинджи, 287537, Мариуполь, пр. Строителей, '29 А, Донецкая Народная Республика, Россия

Реферат. Введение. Исследуется концепция жизненных якорей личности в контексте развития педагогических технологий, применяемых в целях реабилитации и ресоциализации осужденных. Цель — прояснить основные векторы актуализации и (или) формирования созидательных жизненных якорей личности заключенного, разработать соответствующую программу практической работы. Материалы, результаты и обсуждение. Разработана коррекционная программа актуализации жизненных якорей. Особое внимание уделяется духовной и трудовой основам формирования и (или) воссоздания жизненных якорей в условиях пенитенциарного учреждения. Выводы. Многомерное восстановление (формирование) жизненных якорей личности свидетельствует о прикладной эффективности концепций строгой заботы и жизненных якорей личности в сфере пенитенциарной педагогики. Воспитание осужденных должно осуществляться с учетом их первоначально неосознанных духовных устремлений, проявление которых становится возможным при жестком подходе к единообразному и неукоснительному соблюдению режима каждым осужденным. Новое звучание и перспективы приобретают синтез духовного и материального в жизнедеятельности осужденных и разработка соответствующей психолого-педагогической программы.

Ключевые слова: жизненный якорь, воспитание, ресоциализация, режим, духовность, труд, забота, личность, ориентиры

Для цитирования: Ломонос А. А, Богачев А. М., Винтонюк Т. Г. Концепция жизненных якорей и инновационные педагогические технологии в системе ФСИН // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 2(97). С. 198-203. Шрк//Могд/10. 24412/1999-6241-2024-297-198-203

Scientific and Practical Article

UDC 37.013 © Lomonos A. A., Bogachev A. M., Vintonyuk T. G., 2024

doi: 10. 24412/1999-6241-2024-297-198-203

5.8.1. General Pedagogy, History of Pedagogy and Education

The Concept of Life Anchors and Innovative Pedagogical Technologies in the Federal Penitentiary Service System

Аndrey А. Lomonos, Deputy-Chief of the Directorate of the Federal Penitentiary Service in the Republic of Karelia 1; lomonos.77@mail.ru; https://orcid.org/0009-0005-7258-6893

Аlexey М. Bogachev, Researcher at the Centre of Preventing Extremism 2; amb1976@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-9430-2274 Таtiana G. Vintonyuk, Lecturer at the chair of Practical Psychology; t.vintoniuk@mgumariupol.ru; https://orcid.org/0009-0009-3636-4125 1 Petrozavodsk State University, 33 Lenin pr., Petrozavodsk, 185910, Republic of Karelia, Russia 2Herzen Russian State Pedagogical University, 48, Moika Embankment, St. Petersburg, 191186, Russia

3 Mariupol State University named after A. I. Kuindzhi, 129 A Stroiteley pr., Mariupol, the Donetsk People's Republic, 287537, Russia

Abstract. Introduction. The concept of life anchors of personality in the context of the development of pedagogical technologies used for rehabilitation and resocialization of convicts is under study. The aim is to clarify the main vectors of actualization and (or) formation of creative life anchors of the convict's personality, to develop an appropriate program for practical work. Materials, Results and Discussion. A correctional program for actualizing life anchors is developed. Special attention is paid to the spiritual and labor bases of formation and (or) restoration of life anchors in the conditions of a penitentiary institution. Conclusions. The multidimensional restoring (forming) life anchors of the personality testifies to the applied effectiveness of the concepts of strict care and life anchors of the personality in the sphere of penitentiary pedagogy. Education of convicts should be carried out with regard to their initially unconscious spiritual aspirations, the manifestation of which becomes possible with a strong approach to uniform and strict compliance with the regime by each convict. The synthesis of the spiritual and the material in convicts' life activities and the development of an appropriate psychological and pedagogical program acquire new meaning and prospects.

Keywords: life anchor, education, resocialization, regime, spirituality, labour, care, personality, guidelines

Citation: Lomonos А. А., Bogachev А. 11, Vintonyuk I G. The Concept of Life Anchors and Innovative PedagogicalTechnologies in the Federal Penitentiary Service system. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 2(97). Pp. 198-203 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-297-198-203

Основные положения

1. Концепции строгой заботы и жизненных якорей личности могут эффективно использоваться в области пенитенциарной педагогики. Актуализация созидательных жизненных якорей личности осужденного происходит в соединении жесткого режима и высвобождения духовной свободы.

2. Духовное творчество и обращение к базовым нравственным ценностям выводят в сферу сознания целые пласты неосознаваемой части психической реальности осужденного.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы.

Ранее авторы рассмотрели и общетеоретические, и сугубо практические вопросы, связанные с концепцией жизненных якорей личности в рамках мультидисциплинарного подхода [1; 2], включающего в себя психологические, социологические, социально-психологические и педагогические аспекты «ядерного» развития личности [3-5].

В настоящей статье посредством описания процесса организации воспитательной работы в местах лишения свободы обратимся к собственно педагогическим аспектам концепции жизненных якорей личности в контексте возвращения осужденных к здоровой и социально одобряемой жизнедеятельности.

Жизненные якоря определены нами «как сформированные в процессе жизнедеятельности (социализации) личности и неразрывно связанные с „пиковыми переживаниями" ценностные „точки опоры", связывающие между собой различные „измерения" (например, внутреннее и внешнее) личности и одновременно ориентиры, которые способны повлиять на возвращение человека к адекватному поведению, в случае его отклонения от базового вектора жизни» [2, с. 144], и выделены такие жизненные якоря, как духовные, социальные, психофизиологические, «отцовские» и «материнские», «религиозные» и «псевдорелигиозные», «мужские и женские» и т. д. [2, с. 145].

Цель — прояснить основные векторы актуализации и (или) формирования созидательных жизненных якорей личности заключенного и разработать соответствующую программу практической работы.

Материалы, результаты и обсуждение

Профилактический учет и организация воспитательной работы с осужденными. Очевидно, что, попав в условия пенитенциарного учреждения, индивид оказывается в ситуации полной смены социальной ситуации развития своей личности. В случае если администрация учреждения выдерживает линию на изоляцию лиц, способных нарушить установленный законом режим, а также создает условия для соблюдения режима остальными осужденными (их подавляющим большинством), то с точки зрения внешней среды создаются возможности для актуализации и (или) воссоздания здоровых жизненных

якорей личности осужденного. Это особенно четко видно на внедренной системе исправления и развития личности А. С. Макаренко, которая остается актуальной до сих пор именно с точки зрения организации совместной деятельности осужденных [6].

Прежде чем организовать воспитательную работу с осужденным, необходимо провести детальный анализ его личности. В момент прибытия в исправительное учреждение осужденного администрация обладает необходимым минимумом информации о нем, которая получена в период нахождения под стражей с помощью психологов и воспитателей следственного изолятора. Психологи, используя определенную батарею методик, делают прогноз по суицидальным рискам и адаптивным способностям гражданина. Воспитатели и оперативники, наблюдая за следственно-арестованным, определяют степень его вовлеченности в криминальную среду, уровень способности к взаимодействию с администрацией и т. д. Это касается только осужденных, прибывающих в исправительную колонию из следственных изоляторов. Другая категория осужденных — осужденные, арестованные в зале суда и направленные для отбытия наказания из зала суда (срок их нахождения в СИЗО минимален и не всегда позволяет провести полный анализ личности).

Обе эти категории осужденных по прибытии в колонию помещаются в карантинное отделение сроком до 14 суток. Карантин — это один из самых важных этапов в процессе изучения личности осужденного и организации воспитательной работы с ним. В этот период проводится полномасштабное изучение личности всеми службами учреждения: психологи делают упор на адаптивные способности личности; соцработники — на изучение социальных связей; производственники — на наличие трудовой функции; медики — на наличие заболеваний (в том числе способных повлиять на выстраивание отношений внутри коллектива колонии); оперативники — на степень вовлеченности в криминальную среду и наличие внутренних противоречий в коллективе колонии (соучастники преступлений); воспитатели определяют образовательный уровень.

Обобщая информацию, начальник отряда, в который распределяется осужденный, выстраивает модель поведения с гражданином и предусматривает схему организации воспитательной работы. В большинстве случаев формируется коллективный план воспитательной работы, но часто данные, полученные в ходе изучения гражданина в карантине, требуют от администрации постановки на «профилактический учет», а следовательно, и составления индивидуального плана воспитательной работы.

Профилактический учет принято считать режимным мероприятием, и его часто определяют как некую часть режима. Однако это и мероприятие, позволяющее спланировать индивидуальную воспитательную работу, а также

сформировать мини-группы для проведения, например, групповой психокоррекционной работы. Профилактический учет делится на постатейный и ситуационный. Например, осужденный за преступления против половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних, попадает на профучет по прибытии в колонию автоматически, т. е. по статье. Осужденный, совершивший в учреждении попытку суицида или членовредительства, ставится на профучет как лицо, склонное к совершению суицида, т. е. ситуационно. Исходя из вида профилактического учета формируются индивидуальные планы, но в то же время один вид профучета может предусматривать одинаковые мероприятия, что позволяет сформировать мини-группы и осуществлять групповую работу, а мини-группы объединять в большие группы по общим признакам.

Например, имеют хороший эффект беседы священнослужителей с осужденными, состоящими на профучете как склонные к суициду. Освещение позиции церкви к суициду и донесение ее до осужденного из первых уст священнослужителя, безусловно, имеет положительный эффект.

В то же время работа врача-психиатра с осужденными, совершившими преступления против половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних, позволяет решать ряд медицинских задач и является началом профилактики будущих преступлений.

Формы и методы воспитательной работы. Общеизвестно, что формы и методы воспитательной работы делятся на две группы: коллективные и индивидуальные.

Согласно ст. 9 УИК РФ воспитательная работа является средством исправления осужденного, наряду с режимом, общественно полезным трудом, образованием, общественным воздействием и профессиональным обучением. Определить первоочередность этих факторов невозможно, только комплексный подход позволяет добиться результата. Вместе с тем главным нам представляется режим — соблюдение установленного порядка исполнения и отбывания наказания. На соблюдении режима построена воспитательная работа. Навык соблюдения порядка отбывания наказания, привитый осужденному, служит фундаментом для дальнейшей организации воспитательной работы.

Групповая воспитательная работа основывается на принципах совместной деятельности или сопричастности осужденных к общим делам колонии. Это различного рода конкурсы, спартакиады, просмотр строго отобранных телепередач и фильмов, а также участие в акциях добрых дел (изготовление игрушек для детских домов, масок (в период пандемии) для социально не защищенных слоев населения и пр.).

Однако одна только совместная деятельность и самый правильный по своей форме режим отбывания наказания не могут заменить соответствующей индивидуальной воспитательной работы, прежде всего, в контексте духовных якорей личности.

Духовные жизненные якоря в воспитательной работе. Духовная деятельность — малоразработанная и не осмысленная в полной мере научным сознанием форма внутренней деятельности. Н. Е. Щуркова, один из исследователей проблем духовности в воспитании, считает, что

духовная деятельность направляет человека на всю жизнь, так как выясняются «моя» суть жизни и мое место в ней [7]. Это та же ценностно ориентированная деятельность, направленная на осмысление (придание смыслов) явлений внешней и внутренней действительности и, главным образом, на установление личностных смыслов происходящих событий, явлений, типов и способов деятельности своих чувств, идеалов, целей и т. п. [8]. Духовная деятельность не имеет материализованного результата и кардинально отличается именно невидимым продуктом: идея, знания, принципы, отношения, проявляя себя таким образом, чтобы быть воспринятым другим человеком.

Конфликты и проблемы низшего порядка разрешаются на более высоком уровне, и, соответственно, внутренние факторы, ставшие основой для асоциального и противоправного поведения осужденного, могут быть нивелированы духовной работой [9].

УИК РФ не рассматривает духовное воспитание в качестве средства исправления осужденных, так как Россия — светское государство, оно отделено от церкви, и, соответственно, федеральный закон не может содержать подобный посыл.

При этом духовная работа в условиях учреждения ФСИН может и должна сочетаться с практической деятельностью предметного характера [10-12]. Приобщение осужденного к духовному миру проводится не только через участие в богослужениях и беседах со священнослужителем, но и через сочетание с творчеством. Ярким примером такого сочетания является проведение различных конкурсов по изготовлению пасхальных яиц, написанию икон, созданию моделей храмов.

Любое воспитательное мероприятие должно содержать триединство педагогической цели: познавательной, воспитательной и развивающей.

Участие осужденных в таких конкурсах развивает не только творческое начало, но и познавательную функцию. Осужденный в процессе подготовки к конкурсу изучает литературу и материалы, связанные с исторической, культурной и патриотической составляющими того или иного предмета конкурса. Приобщение осужденного к духовно-нравственным, патриотическим ценностям народа дает серьезный и качественный скачок в его миропонимании и мироощущении, а также осознании его места в этом мире. Развитие духовного фактора личности осужденного позволяет ему спроецировать ситуацию на свою семью и свою жизнь и прийти (с помощью духовника и воспитателя) к переоценке ценностных ориентаций (как правило, имеющих девиации по прибытии в учреждение), что влечет за собой восстановление (укрепление) социальных связей и стимулирует на правопослушное поведение, а следовательно, на скорейшее возвращение в общество.

Другими словами, мы воссоздаем и (или) формируем жизненные якоря осужденного через синтез духовного труда и труда физического (вплоть до активизации мелкой моторики, столь важной для развития в раннем детстве и дошкольном возрасте). Акцент на предметной деятельности в более широком контексте, безусловно, отвечает

традициям отечественной педагогики, причем как классической [13], так и современной [14].

Пробуждение духовных жизненных якорей можно, на наш взгляд, описать на примере обучения осужденных иконописи, причем как в плане обращения к духовной сфере без выхода на написание освящаемых церковью икон, так и в плане создания таких икон (что рассматривается как достижение качественно нового уровня социализации).

Очевидно, что в процессе создания иконы (или даже духовной картины (рисунка)) личность обращается к фундаментальным (традиционным) нравственным ориентирам как осознанно, так и неосознанно, закрепляя это на уровне «нейронных сетей», что создает все условия для новой архитектоники его личности и новых внутренних стандартов поведения, более того, деятельности, а значит, и формирования необходимых для ресоциализации жизненных якорей.

Жизненный якорь «Я-добытчик». Другая ситуация, когда осужденный попадает в учреждение с частично или полностью утраченной (несформированной) трудовой функцией. В данном случае формирование жизненного якоря «Я-добытчик» осуществляется через формирование трудовой функции. Многие осужденные проходят обучение востребованным на рынке труда профессиям в местах лишения свободы, но само по себе обучение не способствует формированию трудовой функции, в отличие от организации вопроса по применению осужденным навыков, приобретенных в процессе обучения на производстве, с выплатой определенного вознаграждения. Часть получаемого за труд вознаграждения идет на возмещение вреда потерпевшему в результате преступления. Такая ситуация обладает рядом очень важных аспектов: 1) осужденные понимают, что средства к существованию можно добывать не только преступным путем; 2) они возмещают (хотя бы частично) вред, причиненный преступлением (своего рода самоочищение); 3) у осужденных появляется уважение к результатам труда другого человека и, возможно, неприятие их криминального присвоения. Это далеко не полный список положительных моментов деятельности воспитателей в данном направлении.

Таким образом, вопросы восстановления жизненных якорей получают новое звучание в рамках развития системы пробации, которая фактически удлиняет срок контролируемой ресоциализации осужденного. Наиболее логичный путь развития системы пробации видится нами следующим образом. В период пенитенциарной пробации проводится работа по восстановлению жизненных якорей, определяются установки по их развитию (образование, профессия, восстановление социальных связей). После отбытия части наказания для гражданина, успешно прошедшего этап восстановления жизненных якорей, применяется предусмотренная законом мера по смягчению наказания на принудительные работы (исправительный центр), где осужденный проживает в условиях общежития, трудоустроен в гражданскую организацию (обычный трудовой коллектив), получает большее вознаграждение за свой труд, чем в исправительной колонии, продолжает погашать исковые обязательства в отношении потерпевших, имеет больший объем личных свобод, адаптируясь

к «пьянящему воздуху свободы», но в то же время находится под постоянным контролем администрации исправительного центра.

Разработка коррекционной программы возвращения к созидательным жизненным якорям. Разработка такой программы при одновременной ее апробации уже ведется на стыке практической психологии и прикладной педагогики в контексте концепций строгой заботы и жизненных якорей личности, а также экзистенциального подхода в области глубинной психологии [2].

Базой для такой программы является обращение к коренным для человеческой личности архетипическим образам (Матери, Отца, Природы, Красоты) с внесением в соответствующую работу необходимых «технологических» элементов. Речь идет о соединении педагогической деятельности с достижениями современной практической психологии, включая наработки в области психосинтеза, символдрамы, арт-терапии, экзистенциального подхода и т. д. Важно отметить, что указанный подход позволит актуализировать в психической реальности осужденных такие жизненные якоря, которые в ряде случаев могут быть давно забытыми, вытесненными в подсознание. Бережная работа, направленная на трансформацию внутреннего мира осужденного, при формировании (или воссоздании) у него умения работать с самим собой при проявлении к нему внимания способна выполнить функцию строгой заботы.

Целью разработанной нами программы является содействие качественному улучшению психологического благополучия осужденных при пробуждении в них установки на созидание и ее осознание. Отсюда вытекают задачи:

— заново осознать созидательный смысл жизни во внутреннем переживании;

— актуализировать внутренний личностный потенциал саморазвития;

— испытать и удержать внутри себя интерес к самому себе, к достойной насыщенной жизни;

— осознать и принять собственные глубинные чувства.

К настоящему моменту нами в рамках пилотажного исследования была проведена первичная апробация программы на базе Федерального казенного учреждения исправительного центра 1 УФСИН России по Республике Карелия.

Программа состояла из еженедельных занятий и реа-лизовывалась согласно следующему плану:

1. Знакомство. Речь идет о саморепрезентации участников программы, которая осуществляется в адрес ведущего. Участники программы вкратце рассказывают о своей личности и о своем запросе на личностную трансформацию.

2. Обучение осужденных методике «Релаксация по Джейкобсону». Релаксация по Джейкобсону была выбрана нами в качестве максимально удобной для вхождения участников в программу с точки зрения достижения ими ресурсного состояния с помощью извне и одновременно в режиме саморегуляции.

3. После использования данной методики и далее после каждого занятия применялась технология мандалотера-

пии «Рисование в круге», которая позволяет как закреплять результаты работы, так и снимать негативные состояния в случае их появления.

4. Обучение осужденных технологии работы с внутренним ресурсом собственной личности посредством практики «Заветное место» (участники программы в режиме саморегуляции при посредничестве извне получали доступ к ресурсному состоянию внутренней безопасности с помощью соответствующей визуализации).

5. Обучение осужденных обращаться к созидательной части своего внутреннего опыта путем задействования практики «Ресурсное воспоминание», которая усиливает эффект практики «Заветное место» при одновременном обучении участников программы самостоятельно обращаться к ресурсным и созидательным аспектам собственного опыта (в контексте актуализации созидательных жизненных якорей).

6. Актуализация в осужденных личностного потенциала развития и интеграции с использованием практики «Единственный цветок», которая на основе предыдущих занятий и кумулятивного эффекта позволяет участникам программы обратиться к своим глубинным чувствам и архетипическому стремлению к творческому развитию личности.

7. Обучение осужденных работать с различными измерениями своей личности посредством практики «Семь животных», которая позволяет получить эмоционально значимый опыт по интеграции своей личности.

8. Этап повторения и закрепления с помощью нового варианта практики «Ресурсное воспоминание».

9. Работа над актуализацией в личности осужденных внутреннего потенциала с использованием практики «Маяк и Бабочка» (по Р. Ассаджиоли), которая позволяет получить символический опыт внутреннего обновления и актуализации внутренних жизненных ориентиров, имеющий прямую связь с жизненными якорями.

10. Работа над актуализацией в осужденных потенциала внутренней самореабилитации посредством практики «Восстановление дома» (по Р. Ассаджиоли), которая усиливает эффект созидательной внутренней трансформации.

11. Обращение осужденных к личностно значимому образу способности быть полноценным родителем путем применения практики «Настоящий Родитель», подразумевающей задействование механизма идентификации со значимой ролевой моделью.

12. Обращение осужденных к желаемому образу будущего посредством практики «Линия жизни», которая позволяет выстроить внутреннюю программу созидательных изменений и усвоить ее как на осознанном, так и на бессознательном уровнях, закрепить соответствующий результат в ходе общей беседы.

Занятия по данной программе проводились раз в неделю в ноябре-декабре 2023 г. и январе 2024 г. в групповом режиме. В программе приняли участие 22 осужденных, проявляющих осознанное стремление и (или) готовых к работе по развитию (эволюции) своей личности.

Перед началом работы и по ее завершении осужденные прошли тест Спилбергера (Ханина) по оценке их личностной тревожности (табл.).

Таблица. Показатели личностной тревожности осужденных до и после реализации программы возвращения к созидательным жизненным якорям, балл по тесту Спилбергера (Ханина) (Table. Indicators of convicts' personal anxiety before and after implementation of the program of returning to creative life anchors, Spielberger (Hanin) test score)

Личностная тревожность Оценка полезности курса х±ст

до Х±ст после Х±ст

44,2±6,8 28,5±4,2 7,41±2,1

Примечания: Личностная тревожность до 30 баллов — низкая, 31 — 44 балла — умеренная, 45 и более — высокая. Оценка полезности: 1 балл — не принесло пользы, 10 — очень полезно.

После завершения работы по коррекционной программе проведена оценка степени тревожности (от 20 до 80 баллов) и степени полезности и удовлетворенности соответствующей работы (по шкале от «1» до «10») (табл.).

Полученные данные свидетельствует об уменьшении личностной тревожности у осужденных на достоверном 5%-ном уровне значимости. В свою очередь высокий уровень заявленной ими удовлетворенности участием в программе может говорить о том, что обращение к созидательным жизненным якорям приводит к повышению степени интегрированности личности и вызывает позитивный отклик на уровне самосознания осужденных.

Выводы

Приведенные выше примеры педагогической работы по многомерному, синтетическому восстановлению (формированию) жизненных якорей личности свидетельствуют о прикладной эффективности концепций строгой заботы и жизненных якорей личности в сфере пенитенциарной педагогики.

Воспитание осужденных должно осуществляться с учетом их скрытых и неосознанных в начале отбытия наказания духовных устремлений, проявление которых становится возможным при жестком подходе к единообразному и неукоснительному соблюдению режима каждым из осужденных. В этом случае новые перспективы приобретает трехстороннее взаимодействие ФСИН с образовательными и религиозными организациями в контексте синтеза духовного и физического труда осужденных, что подразумевает разработку соответствующей психолого-педагогической программы.

Рекомендации. Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью,

беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Значение итогового показателя позволяет не только оценить уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия.

Личности, относящиеся к категории высоко тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать возникновение у него состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо

смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивацион-ных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Перспективы. Результаты исследования направлены на улучшение психологического благополучия осужденных, их исправление. Именно здесь, с нашей точки зрения, открываются осязаемые перспективы практической реализации принципа индивидуализации в работе с осужденными в структурах ФСИН. Необходимо проводить дальнейшие более масштабные и детализированные исследования по совершенствованию организации педагогической и психологической работы с осужденными

Список источников / References

1. Богачев А. М., Ломонос А. А., Боброва Н. В. «Строгая забота» как основа воспитательной и психокоррекционной деятельности в учреждениях ФСИН // Педагогика и просвещение. 2023. № 1. С. 1-16.

2. Ломонос А. А., Боброва Н. В., Богачев А. М. Жизненные «якоря» личности как фактор нравственного развития // Общество. Среда. Развитие. 2023. № 2(67). С. 137-145.

3. Макарова А. И. Принципы воспитательной системы Л. С. Выготского в организации учебно-воспитательного процесса // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 347-349.

4. Берестов В. Е. От традиционных к инновационным формам и методам воспитания осужденных // Современное педагогическое образование. 2022. № 10. С. 64-69.

5. Конькова А. А. Девиантное поведение осужденных в процессе отбывания наказания, психологическая диагностика и коррекция // Novalnfo. 2023. № 137. С. 166-168.

6. Намлинская О. О. Макаренко А. С. // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 1. С. 287-289.

7. Щуркова Н. Е. Лекции о воспитании. М., 2009. 110 с.

8. Джиембаев Р. К. О проблеме повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. 2018. № 3. С. 34-37.

9. Братусь Б. С., Василюк Ф. Е., Слободчиков В. И. Христианская психология в контексте научного мировоззрения. М., 2017.

528 с.

10. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2004. 232 с.

11. Кляйн М. Психоаналитические труды. Ижевск, 2010. 320 с.

12. Малер М. Психологическое рождение человеческого младенца: симбиоз и индивидуация. М., 2011. 413 с.

13. Монсзон Э. И. Становление и развитие советской педагогики: 1917-1987. М., 1987. 220 с.

14. Гусакова В. О. Контент-анализ понятий: духовно-нравственное, нравственное и моральное воспитание // Вестник Новгородского государственного университета. 2015. № 5(88). С. 33-36.

Поступила 21.11.2023; одобрена после рецензирования 10.01.2024; принята к публикации 30.03.2024.

Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.