Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая направленность работы по обеспечению личной безопасности осужденных в условиях исправительного учреждения'

Психолого-педагогическая направленность работы по обеспечению личной безопасности осужденных в условиях исправительного учреждения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовно-исполнительная система / безопасность / право на личную безопасность / условия личной безопасности / психолого-педагогическое сопровождение / социализация / воспитание / penal executive system / safety / right to personal safety / conditions of personal safety / psychological and pedagogical maintenance / socialization / education

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Надежда Григорьевна Красноруцкая, Санал Михайлович Дорджиев

Введение. Значительные изменения в системе исполнения наказаний в Российской Федерации связаны с гуманизацией отношений и формированием новых подходов к организации исполнения уголовных наказаний, основанных на соблюдении прав, свобод и законных интересов осужденных, соответствующих международным нормам и стандартам. В уголовно-исполнительном законодательстве России и материалах Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации обращено внимание на снижение карательно-исправительных мер и усиление психолого-педагогических, социальных и воспитательных мер воздействия в работе с осужденными в учреждениях исполнения наказаний. Особое место в общем комплексе правозащитных проблем российского общества занимают вопросы безопасности личности. Исследование проблемы личной безопасности лиц, отбывающих наказания, обусловлено важностью психолого-педагогической составляющей деятельности учреждений исполнения наказаний в решении проблемы исправления и социального сопровождения осужденных. Материалы и методы. Анализ и синтез научных исследований по проблеме; контент-анализ нормативных правовых документов; анализ результатов анкетирования, документов и практической деятельности осужденных в учреждениях исполнения наказаний. Результаты и обсуждение. Обеспечение личной безопасности во многом определяется уровнем психолого-педагогической направленности работы учреждений исполнения наказаний с осужденными, которая позволит им быть готовыми к предупреждению и преодолению угрожающих им опасных ситуаций. Готовность к обеспечению личной безопасности осужденных актуализирует психолого-педагогическое сопровождение лиц, отбывающих наказания в исправительных учреждениях. Психолого-педагогическое сопровождение осужденных рассматривается как педагогически ориентированная работа с осужденными, направленная на формирование у них перспективных жизненных целей, интересов, установок и мотивации поведения, как в условиях заключения, так и после освобождения. Выводы. Эффективность обеспечения личной безопасности осужденных будет достигнута при реализации ряда таких психолого-педагогических условий, как возможность получения общего и профессионального образования, воспитательная работа, соблюдение режима содержания заключенных, трудовая и производственная деятельность, организация свободного времени и досуга осужденных в условиях исправительного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Надежда Григорьевна Красноруцкая, Санал Михайлович Дорджиев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Pedagogical Approach in the work on providing Personal Safety of Convicts in the Correctional Institution

Introduction. Significant changes in the system of execution of punishments in the Russian Federation are associated with the humanization of relations and the formation of new approaches to the organization of execution of criminal punishments, based on respect for the rights, freedoms and legitimate interests of convicts, consistent with international norms and standards. In the penal executive legislation of Russia and materials of the Concept of development of the penal executive system of the Russian Federation, attention is drawn to the reduction of punitive and correctional measures and strengthening of psychological, pedagogical, social and educational measures of influence in the work with convicts in penal institutions. In the overall set of human rights problems of the Russian society a special place is assigned to the issues of personal security. The study of the problem of personal safety of those serving sentence is determined by the importance of the psychological and pedagogical component of the activity of penal institutions in solving the problem of correction and social support of convicts. Materials and Methods. The authors employ analysis and synthesis of scientific studies on the problem; content analysis of normative legal documents; analysis of the results of questionnaires, documents and practical activities of convicts in penal institutions. Results and Discussion. Ensuring personal safety is largely determined by the level of psychological and pedagogical character of the work of penal institutions with convicts, which will allow them to be ready to prevent and overcome dangerous situations that threaten them. Proficiency in providing personal safety for convicts actualizes psychological and pedagogical maintenance of persons serving sentence in penal institutions. Psychological and pedagogical maintenance of convicts is considered as a pedagogy-focused work organized with them and aimed at formation of their prospective life goals, interests, attitudes and motives of behaviour both in conditions of imprisonment and after release. Conclusions. Effective personal safety of convicts will be achieved during realization of some psychological and pedagogical conditions as an opportunity of acquiring general and professional education, educative work, keeping the regime of imprisonment, labour and work performance, organization of convicts’ free and leisure time within the correctional institution.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая направленность работы по обеспечению личной безопасности осужденных в условиях исправительного учреждения»

Общая педагогика. Теория и методика профессионального образования, обучения и воспитания

General pedagogy. Theory and methods of professional education, learning and upbringing

Научно-практическая статья

УДК 343.8 © Красноруцкая Н. Г., Дорджиев С. М., 2024

doi: 10. 24412/1999-6241-2024-297-190-197

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Психолого-педагогическая направленность работы по обеспечению личной безопасности осужденных в условиях исправительного учреждения

Надежда Григорьевна Красноруцкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и менеджмента профессионального образования 1 nadyaelista@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0003-0903-9772

Санал Михайлович Дорджиев, магистрант 2 курса направления «Педагогическое образование» профиля «Безопасность жизнедеятельности» 1; sanaldor@mail.ru; https://orcid.org/0009-0002-2052-770X

' Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова, 358000, Элиста, ул. Сусеева, 4, Россия

Реферат. Введение. Значительные изменения в системе исполнения наказаний в Российской Федерации связаны с гуманизацией отношений и формированием новых подходов к организации исполнения уголовных наказаний, основанных на соблюдении прав, свобод и законных интересов осужденных, соответствующих международным нормам и стандартам. В уголовно-исполнительном законодательстве России и материалах Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации обращено внимание на снижение карательно-исправительных мер и усиление психолого-педагогических, социальных и воспитательных мер воздействия в работе с осужденными в учреждениях исполнения наказаний. Особое место в общем комплексе правозащитных проблем российского общества занимают вопросы безопасности личности. Исследование проблемы личной безопасности лиц, отбывающих наказания, обусловлено важностью психолого-педагогической составляющей деятельности учреждений исполнения наказаний в решении проблемы исправления и социального сопровождения осужденных. Материалы и методы. Анализ и синтез научных исследований по проблеме; контент-анализ нормативных правовых документов; анализ результатов анкетирования, документов и практической деятельности осужденных в учреждениях исполнения наказаний. Результаты и обсуждение. Обеспечение личной безопасности во многом определяется уровнем психолого-педагогической направленности работы учреждений исполнения наказаний с осужденными, которая позволит им быть готовыми к предупреждению и преодолению угрожающих им опасных ситуаций. Готовность к обеспечению личной безопасности осужденных актуализирует психолого-педагогическое сопровождение лиц, отбывающих наказания в исправительных учреждениях. Психолого-педагогическое сопровождение осужденных рассматривается как педагогически ориентированная работа с осужденными, направленная на формирование у них перспективных жизненных целей, интересов, установок и мотивации поведения, как в условиях заключения, так и после освобождения. Выводы. Эффективность обеспечения личной безопасности осужденных будет достигнута при реализации ряда таких психолого-педагогических условий, как возможность получения общего и профессионального образования, воспитательная работа, соблюдение режима содержания заключенных, трудовая и производственная деятельность, организация свободного времени и досуга осужденных в условиях исправительного учреждения.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, безопасность, право на личную безопасность, условия личной безопасности, психолого-педагогическое сопровождение, социализация, воспитание

Для цитирования: Красноруцкая Н. Г., Дорджиев С. М. Психолого-педагогическая направленность работы по обеспечению личной безопасности осужденных в условиях исправительного учреждения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 2(97). С. 190-197. Мрк//Могд/10. 24412/1999-6241-2024297-190-197

Scientific and Practical Article

UDC 343.8 © Krasnorutskaya N. G., Dordzhiev S. М., 2024

doi: 10. 24412/1999-6241-2024-297-190-197

5.8.1. General Pedagogy, History of Pedagogy and Education

Psychological and Pedagogical Approach in the work on providing Personal Safety of Convicts in the Correctional Institution

Nadezhda G. Krasnorutskaya, Candidate of Science (in Pedagogy), Associate-Professor at the chair of Technology and Management of Professional Education 1; nadyaelista@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0003-0903-9772 Sanal М. Dordzhiev, second-year Master's degree student in «Pedagogical Education» area, «Life Safety» profile 1 sanaldor@mail.ru; https://orcid.org/0009-0002-2052-770X

' Kalmyk State University named after Gorodovikov B.B., 4 Suseev st., Elista, 358000, Russia

Abstract. Introduction. Significant changes in the system of execution of punishments in the Russian Federation are associated with the humanization of relations and the formation of new approaches to the organization of execution of criminal punishments, based on respect for the rights, freedoms and legitimate interests of convicts, consistent with international norms and standards. In the penal executive legislation of Russia and materials of the Concept of development of the penal executive system of the Russian Federation, attention is drawn to the reduction of punitive and correctional measures and strengthening of psychological, pedagogical, social and educational measures of influence in the work with convicts in penal institutions. In the overall set of human rights problems of the Russian society a special place is assigned to the issues of personal security. The study of the problem of personal safety of those serving sentence is determined by the importance of the psychological and pedagogical component of the activity of penal institutions in solving the problem of correction and social support of convicts. Materials and Methods. The authors employ analysis and synthesis of scientific studies on the problem; content analysis of normative legal documents; analysis of the results of questionnaires, documents and practical activities of convicts in penal institutions. Results and Discussion. Ensuring personal safety is largely determined by the level of psychological and pedagogical character of the work of penal institutions with convicts, which will allow them to be ready to prevent and overcome dangerous situations that threaten them. Proficiency in providing personal safety for convicts actualizes psychological and pedagogical maintenance of persons serving sentence in penal institutions. Psychological and pedagogical maintenance of convicts is considered as a pedagogy-focused work organized with them and aimed at formation of their prospective life goals, interests, attitudes and motives of behaviour both in conditions of imprisonment and after release. Conclusions. Effective personal safety of convicts will be achieved during realization of some psychological and pedagogical conditions as an opportunity of acquiring general and professional education, educative work, keeping the regime of imprisonment, labour and work performance, organization of convicts' free and leisure time within the correctional institution.

Keywords: penal executive system, safety, right to personal safety, conditions of personal safety, psychological and pedagogical

maintenance, socialization, education

Citation: Krasnorutskaya N. G., Dordzhiev S. IVl. Psychological and Pedagogical Approach in the work on providing Personal Safety of Convicts in the Correctional Institution. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 2(97). Pp. 190-197 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-297-190-197

Основные положения

1. Право осужденных на личную безопасность гарантируется целым рядом правовых, психолого-педагогических и организационных мер. Особая роль в этом принадлежит использованию психолого-педагогических мер в реализации гуманистической направленности функционирования учреждений исправительной системы. Это связано прежде всего с тем, что современные подходы к адаптации осужденного к условиям изоляции, формированию законопослушного поведения, воспитанию чувства достоинства и ответственности за собственную личную безопасность предусматривают непосредственное участие педагогов-психологов и социологов.

2. Обеспечение личной безопасности во многом определяется уровнем психолого-педагогической направленности работы уголовно-исполнительной системы с осужденными, которая позволит им быть готовыми к предупреждению и преодолению угрожающих им опасных ситуаций. Готовность к обеспечению личной безопасности осужденных реализуется в процессе их психолого-педагогического, социального сопровождения в условиях заключения.

3. Психолого-педагогическое сопровождение осужденных в условиях исправительного учреждения следует понимать как систему психолого-педагогически ориентированной социальной работы, в результате которой развивается готовность личности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, обеспечению личной безопасности.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы.

Право на личную безопасность относится к основным конституционным правам и свободам каждого человека. Безопасность личности является основополагающим принципом приоритета человека, его прав и свобод и рассматривается как важнейшее условие безопасности российского общества. Это право на жизнь, право на благоприятные условия содержания, отвечающие требованиям безопасности, право на достижимый уровень физического и психического здоровья, духовной и моральной неприкосновенности личности и др.

Учреждения исправительной системы (далее — УИС), в которых отбывает наказание определенная категория граждан за преступления, представляют собой источник повышенной опасности для осужденных. В связи с этим

проблема обеспечения личной безопасности заключенных является весьма актуальной. Как свидетельствуют исследования, деятельность многих исправительных учреждений в основном ориентирована на карательно-репрессивные методы в отношении осужденных, а не на их исправление с использованием средств и методов психолого-педагогического сопровождения в период отбывания наказания. Это связано с многими объективными и субъективными факторами: необеспеченностью научно обоснованными программами формирования законопослушной личности, решения проблемы обеспечения их личной безопасности; некомпетентность сотрудников исправительно-трудовых учреждений в обеспечении правовых и психолого-педагогических условий личной безопасности осужденных.

Проведенный анализ литературы показывает, что значительным пробелом в современных условиях ориентации нашего общества на гуманизацию остаются исследования психологических и педагогических способов сопровождения заключенных, психолого-педагогических условий обеспечения безопасности личности, роли психологической службы в адаптации, поддержке и обеспечении личностной безопасности в условиях лишения свободы.

Проблема безопасности осужденных весьма актуальна как в правовом, так и в социальном и психолого-педагогическом аспектах обеспечения личной безопасности лиц, находящихся не только в условиях заключения, но и в условиях предварительного заключения в период следственных процедур, а также при отсутствии методических разработок в сфере определения оптимальных форм и методов педагогической работы с осужденными. Именно эти аспекты на сегодняшний день являются слабоизучен-ными, малоразработанными.

Считаем, что психолого-педагогический аспект проблемы обеспечения личной безопасности личности в исправительном учреждении предполагает исследование способов взаимодействия осужденного с другими как субъекта деятельности и общения, адаптации к новой среде, в которой ему предстоит жить дальше.

Цель — определение основных направлений психолого-педагогической работы с осужденными в условиях отбывания наказания.

Теоретические предпосылки и степень изученности проблемы. В настоящее время активно продолжается процесс реформирования российской системы исполнения наказаний, устранения недостатков, противоречащих гуманистическим требованиям. Гуманизация учреждений исправительной системы связана с поиском новых подходов к организации исполнения уголовных наказаний, основанных на соблюдении прав, свобод и законных интересов личной безопасности осужденных, соответствующих международным нормам и стандартам.

С. И. Паканич отмечает, что «необходимо изменять содержание права на личную безопасность осужденных и его перехода в более развитую форму, при которой осужденные должны быть полностью защищены от различного вида

угроз» [1]. Опыт реформирования пенитенциарной системы в системе исполнения наказаний и реализации прогрессивной системы отбывания наказания в исправительных учреждениях за рубежом представлен в работе М. Грюн-хут [2]. Н. А. Тюфяков указывал, что система отбывания наказания за рубежом «позволяет заключенным поэтапно улучшать свое положение путем последовательного перевода из тюрьмы максимального уровня безопасности в тюрьму с более низким уровнем безопасности» [3, с. 57], поэтому положительный опыт исполнения наказания в зарубежных странах может быть положен в основу дальнейшего совершенствования российской уголовно-исполнительной системы [3, с. 58].

В исследованиях отечественных авторов Г. А. Май-стренко, Б. И. Селиверстова, В. С. Радкевич, И. С. Цаплина говорится, что особое место в общем комплексе правозащитных проблем российского общества занимают вопросы права осужденных на личную безопасность, правовой регламентации и проблемы обеспечения безопасности личности, неотъемлемой частью которой является понятие «личная безопасность» 1 [4-5].

Анализ научных исследований показал, что в них наблюдаются разные подходы к определению «личная безопасность осужденных». С позиции права содержание понятия «личная безопасность» рассматривается с точки зрения обеспечения прав и свобод личности в условиях демократизации общества, а также неукоснительного соблюдения личностью закона, норм, правил безопасности и ответственности за свои действия и поступки. Е. П. Гук указывает, что личная безопасность представляет «сложное системное образование, включающее в себя правовое обеспечение, защищенность и реализацию различных видов безопасности относительно личности» [6, с. 40]. По мнению П. В. Дихтиевского, безопасность личности определяется «как создаваемое и гарантированное государством через нормы объективного права такое положение личности в обществе, при котором существует возможность ненарушенного пользования правами и свободами, а также достигается состояние защищенности жизненно важных интересов личности от возможного причинения вреда» [7].

Совершенно очевидно, что безопасность такой категории лиц, как осужденные в условиях изоляции от общества, во многом будет зависеть от внешних факторов. При этом осужденный может реально выступать в роли как субъекта, так и объекта безопасности, может быть деформированной личностью и не быть таковой. Следовательно, как утверждает А. Н. Сухов, «определение „безопасность личности" не всегда говорит, в каком качестве выступает личность (субъекта, объекта или одновременно в роли того и другого), не раскрывает вектор безопасности (не ясно, по отношению к кому и к чему она направляет свои безопасные или опасные действия и поступки: по отношению к другим, к самой себе); также не ясно, в какой ситуации она находится (нормальной, осложненной или экстремальной)» [8, с. 230].

1 Селиверстов Б. И., Радкевич В. С. Защита прав человека в местах лишения свободы // Сборник нормативных актов и официальных документов. Казань, 2003. 475 с.

Таким образом, личная безопасность в условиях лишения свободы отражает в первую очередь наиболее важные личностные интересы, удовлетворение которых способствует безопасному существованию и возможности развития личности. В то же время личная безопасность осужденного не должна ограничиваться только жизненно важными интересами, находясь в условиях исправительного учреждения. В связи с этим, соглашаясь с В. Н. Чорным, отметим, что категория «безопасность личности осужденного» является «комплексной гарантией, позволяющей осужденному реализовать свои права, свободы и законные интересы в условиях лишения свободы» [9, с. 73].

Право осужденных на личную безопасность гарантируется целым рядом правовых, психолого-педагогических и организационных мер. При этом следует особо отметить роль психолого-педагогических мер в реализации гуманистической направленности функционирования учреждений исправительной системы. Это связано, прежде всего, с тем, что современные подходы к формированию законопослушного поведения, воспитание чувства достоинства и ответственности за собственную личную безопасность реализуемы только при непосредственном участии педагогов, психологов и социологов.

Обеспечение права осужденных на личную безопасность в нашей стране возлагается на государственные органы — учреждения уголовно-исполнительной системы. Отмечая роль УИС, Д. В. Горбач, Н. Н. Кутаков указывают, что «уголовно-исполнительная система, выполняя свои функции в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в последние годы довольно часто сталкивается с проблемами обеспечения безопасности» [10, с. 136]. Это предусматривает реализацию конституционных прав осужденного на жизнь, на благоприятные условия содержания, отвечающие требованиям безопасности, на нормальный уровень физического и психического здоровья, духовной и моральной неприкосновенности личности. Следовательно, в управлении безопасностью в исправительном учреждении (далее — ИУ) принципиальное значение будет иметь использование всех исправительных, воспитательных мер и психолого-педагогической помощи в перевоспитании каждого заключенного, обеспечении его личной безопасности.

Особенности функционирования исправительных учреждений, поиск форм и методов обеспечения безопасности личности осужденного, его прав, гуманизация среды на сегодняшний день являются предметом исследования ученых и практиков, направленных на исправление осужденных и подготовку их к освобождению. Именно на исправление осужденных должны быть нацелены меры воздействия. Так, в ч. 1 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации сказано, что «исправление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения».

Как известно, длительное содержание под стражей проходит очень сложно для осужденного, и он вынужден

адаптироваться к необычной для него среде, где есть опасность принятия негативных установок и форм поведения. В этот период у осужденных отмечаются психологические переживания, потребности в изменении своего поведения, привычек в связи с новыми условиями жизнедеятельности [11; 12]. Вместе с тем их правильное усвоение помогает избежать многих конфликтов со средой. Осужденный нуждается в социальной, психолого-педагогической поддержке и сопровождении на протяжении всего срока пребывания в ИУ. По мнению В. В. Фомина, психолого-педагогическое сопровождение представляет многоуровневую систему «педагогически ориентированной социальной работы с осужденными, направленной на их ресоциализацию посредством формирования у них перспективных жизненных целей, интересов, установок и мотивации поведения по социально-ролевому самоопределению в таких сферах жизнедеятельности, как семья, общее и профессиональное образование, межличностное общение, трудовая деятельность, свободное времяпрепровождение» [13, с. 53].

Рассматривая психолого-педагогический аспект проблемы безопасности личности в исправительном учреждении, считаем, что создание психолого-педагогических условий будет способствовать обеспечению комфортной безопасной среды жизнедеятельности осужденного.

Материалы и методы

Осуществлены анализ и синтез исследований по проблеме, анализ нормативной, психолого-педагогической, юридической литературы; контент-анализ законодательных, ведомственных нормативных правовых актов; включенное наблюдение; анкетирование, опрос; анализ документов и практической деятельности осужденных.

Результаты и обсуждение

Анализ научных исследований и практики решения проблемы безопасности в ИУ позволил определить ряд психолого-педагогических условий, способствующих обеспечению личной безопасности осужденных.

1. Реализация возможностей получения общего и профессионального образования в ИУ.

2. Воспитательная работа с осужденными.

3. Соблюдение режима содержания заключенных.

4. Трудовая и производственная деятельность осужденных.

5. Организация свободного времени и досуга осужденных в условиях ИУ

Рассмотрим особенности их реализации в условиях исправительного учреждения.

Реализация возможностей получения общего и профессионального образования в условиях ИУ является одним из основных средств исправления, успешной ре-социализации и необходимым компонентом психолого-педагогического сопровождения осужденных. Создание условий для получения профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих осужденными к лишению свободы определяется ст. 108 УИК РФ. Это необходимое психолого-педагогическое условие обосновано тем, что в изоляции от общества у осужденных ограничивается кругозор, снижаются познавательные потребности, что приводит к созданию дефицита социально

полезных и значимых личностных и общественных ценностей, к принятию негативных установок и форм поведения, свойственных среде ИУ. Следовательно, эффективность решения проблемы личной безопасности всех категорий осужденных будет определяться организацией образовательного процесса и личной значимостью для каждого осужденного.

Психолого-педагогическое сопровождение осужденного целесообразно осуществлять с момента его поступления в карантинное отделении ИУ. Для этого необходимо изучить материалы личного дела осужденного, проводить индивидуальную работу, тестирование, получать информацию о нем от сотрудников иных служб исправительного учреждения (начальника отряда, психолога, медицинских работников, сотрудников отдела безопасности и др.) [14; 15]. Данная работа позволяет определить индивидуальные особенности личности осужденного, уровень его образования и предложить дальнейший «индивидуальный образовательный маршрут» обучения.

Право получения образования в условиях ИУ предоставляется всем заключенным и реализуется в учреждениях УФСИН России по Республике Калмыкия (далее — РК). В настоящее время 37% осужденных, не имеющих обязательного общего образования, обучаются в образовательном учреждении «Казенное общеобразовательное учреждение Республики Калмыкия вечерняя (сменная) общеобразовательная школа».

Считаем, что образовательная деятельность осужденных будет способствовать реализации их познавательных потребностей, достижению социально значимых результатов исправления, развитию их социальности, а значит, и субъектности. Следовательно, если эта деятельность приобретает для осужденного личностно значимый характер, то будет помогать разностороннему развитию его личности, способности к отстаиванию своей субъектности, защите своих интересов и личной безопасности.

Возможность получения профессионального образования осужденным предоставлена в Федеральном казенном профессиональном образовательном учреждении № 216 по образовательной программе среднего профессионального образования «Инженерное дело, технологии и технологические науки» по специальностям: Электро- и теплоэнергетика (квалификация «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»); Технологии легкой промышленности (квалификация «Столяр. Отделочник изделий из древесины», «Оператор швейного оборудования. Швея»; Машиностроение (квалификация «Электрогазосварщик, Электрогазосварщик ручной сварки»).

Весьма важным направлением работы ИУ является оказание помощи осужденным в поиске подходящей работы после освобождения и их профориентации, для чего ежеквартально проводятся ярмарки вакансий специалистами центра занятости населения, информирование о ситуации на рынке труда республики, тестирование, вручаются информационные буклеты о возможности получения рабочих специальностей по направлению службы занятости. В рамках сотрудничества УФСИН

России по РК заключаются договоры с рядом предприятий республики о трудоустройстве осужденных после освобождения.

Таким образом, основной целью психолого-педагогического сопровождения осужденных является оказание им помощи в получении общего и профессионального образования в ИУ на протяжении всего срока исполнения наказания и получение специальности, востребованной в том регионе, где они будут проживать после освобождения.

Воспитательная работа с осужденными. Целенаправленная воспитательная работа в ИУ является необходимым условием и основным компонентом психолого-педагогического сопровождения осужденных и регламентируются Конституцией РФ, УИК РФ.

Проведение воспитательной работы с осужденными рекомендуется в индивидуальных, групповых и массовых формах, с использованием форм и методов воспитательной работы, таких как лекции, беседы, тренинги, конкурсы, тематические вечера, смотры художественной самодеятельности, спортивно-массовые мероприятия, спартакиады, участие в самодеятельных организациях и др.

В реализации педагогической направленности в учреждениях УФСИН России по РК особое место занимает социально-воспитательная работа, которая возложена на Совет воспитательной работы с осужденными.

Соблюдение режима содержания заключенных. Личная безопасность осужденного, его защищенность во многом определяются состоянием режима в исправительном учреждении. Воспитательное значение режима состоит в создании необходимых условий для использования других средств исправления, таких как включение осужденных в общественно полезный труд, получение общего и профессионального образования.

В соответствии с Европейскими пенитенциарными критериями безопасности ИУ таковым является оценка риска, представляющего угрозу для самих себя, персонала и других осужденных. Согласно правилам минимизации риска безопасности должно предшествовать предварительное разделение осужденных, учитывающее их криминологические и психолого-педагогические характеристики: категории осужденных, способных к ресоциализации, и тех, кто прочно усвоил и придерживается поведения криминальной среды и нарушителей режима. Такое разделение способствует обеспечению личной безопасности осужденных, стремящихся к исправлению. Вполне справедливо отмечают В. Е. Южанин, Д. В. Горбань, что «основной задачей классификации осужденных служит создание оптимальных условий для дифференциации карательно-воспитательного процесса, направленного на различные категории подобных лиц. Разделение осужденных на категории обеспечивает безопасность уголовно-исполнительной системы» [16]. Следовательно, раздельное содержание осужденных позволяет снизить угрозы личной безопасности и выстраивать работу, в том числе и психолого-педагогическую, с разными категориями осужденных по секторам. Соглашаясь с Е. А. Тимофеевой, отметим, что данная классификация заключенных во многом определяет их успешность подготовки к буду-

щей жизни на свободе, так как «в процессе разделения осужденных на однородные группы к каждому из них применяется индивидуальный подход и составляется индивидуальная программа ресоциализации» [17].

Важность классификации осужденных, отбывающих наказания в ИУ, отмечается в зарубежной литературе и реализуется в правоприменительной практике. В исследованиях зарубежных авторов говорится о важности классификации заключенных в профилактике рецидива преступлений, а также в достижении максимального эффекта возвращения их в законопослушное общество [2; 18; 19]. Это отвечает также интересам заключенных, которые нуждаются в обеспечении личной безопасности, в более надежных условиях отбывания наказания.

Таким образом, режим и дисциплина, создание оптимального психологического климата в коллективах как осужденных, так и сотрудников выступают комплексным средством поддержания общей и личной безопасности осужденных в условиях ИУ.

Трудовая и производственная деятельность осужденных. Обязанность осужденных трудиться в период отбывания наказания в ИУ определяется ст. 103 УИК РФ и направлена на достижение исправительной цели наказания, поскольку в процессе трудовой деятельности осужденный приобретает такие социально полезные навыки и убеждения, как ответственное отношение к обязанностям, дисциплинированность и исполнительность. Развитие данных качеств у осужденных будет способствовать усилению их значимости как личности, собственного достоинства, уважения к себе, что, несомненно, скажется на обеспечении личной безопасности.

Исследования данной проблемы свидетельствуют, что осужденные, привлеченные к трудовой и производственной деятельности, намного меньше нарушают режим исполнения наказания, чем осужденные, не занятые в данной сфере, при этом большинство осужденных заинтересованы в трудовой деятельности, поскольку они отвлекаются в психологическом смысле от пребывания в ИУ, имеют возможность зарабатывать, приобретать товары первой необходимости и откладывать денежные средства на свой счет.

В ходе исследования практики организации трудовой деятельности осужденных в учреждениях УФСИН России по РК установлено, что осужденные привлекаются к труду с соблюдением требований к условиям труда согласно ст. ст. 103, 106 УИК РФ. В целях обеспечения осужденных оплачиваемой работой в Центрах трудовой адаптации осужденных исправительных учреждений республики функционируют деревообрабатывающее, металлообрабатывающее, сельскохозяйственное производства, производство сувенирной продукции, строительных материалов, товаров легкой промышленности.

Следует отметить, что воспитательное и исправительное значение для осужденного имеет труд только при заинтересованности в его результатах. Это достигается посредством оплаты труда в соответствии с ее минимальным размером на текущий момент и с профессиональной ква-

лификацией, приобретенной до заключения или во время профессионального обучения в ИУ.

Исследование показало, что осужденные, имеющие трудовую занятость, гораздо меньше нарушают режим по сравнению с осужденными, не занятыми в производстве. Результаты исследования позволяют утверждать, что трудовая и производственная деятельность способствует повышению безопасности исправительного учреждения и во многом предопределяет и личную безопасность, поскольку позволяет осознать, изменить и сформировать личное поведение, отношение к труду, другим заключенным.

Организация свободного времени и досуга осужденных. Одной из проблем исправительного учреждения является вопрос организации свободного времени осужденных, поскольку отсутствие воспитательных и других мероприятий часто служит одной из причин нарушения дисциплины, возникновения конфликтов, увлечения азартными играми и др., что представляет угрозу личной безопасности отдельных осужденных.

Эффективность организации свободного времени осужденных в условиях ИУ достигается включением их в различные виды художественного, декоративно-прикладного, театрального и других видов творчества, спортивные мероприятия. Участие осужденных в данных мероприятиях способствует развитию многих положительных качеств, коммуникативности, взаимопомощи, что в свою очередь создает благоприятный климат в коллективе осужденных. Традиционно в исправительных учреждениях Республики Калмыкия в День поэзии проходят литературно-поэтические мероприятия, в рамках которых проводятся беседы, викторины на знание творчества известных российских и калмыцких поэтов. Значимость таких мероприятий состоит в активном участии осужденных, которые читают стихи любимых поэтов, а также стихи собственного сочинения, исполняют песни.

Особо отметим возможность осужденных в удовлетворении религиозных чувств и потребностей. Этому способствуют организация посещения буддийского Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьяму-ни», Казанского кафедрального собора в г. Элисте, беседы священнослужителей с лицами, преступившими закон. Основной целью таких посещений является обеспечение права осужденных на свободу вероисповедания, духовное окормление верующих, формирование у осужденных стремления к правопослушному образу жизни.

По мнению организаторов встреч осужденных с представителями духовенства, духовно-просветительская беседа «способствует положительным изменениям личности осужденных. По отзывам осужденных, такие выездные мероприятия вызывают только положительные эмоции, обогащают духовный мир, пользуются большой популярностью и имеют огромный воспитательный эффект. Духовная поддержка имеет большое значение для осужденных — доверительные беседы со священнослужителями и чтение духовной литературы помогают им найти путь к исправлению» 2.

2 УФСИН России по Республике Калмыкия. URL: https://08.fsin.gov.ru/stat/index.php (дата обращения: 19.10.2023). https://pp.omamvd.ru Psychopedagogy in Law Enforcement. Volume 29, No 2(97). 2024 195

Личная безопасность осужденных, гарантированная международным правом и российским законодательством, определяется также защищенностью жизни и здоровья от причинения вреда здоровью в условиях отбывания наказания. В плановом порядке проводятся комплексные медицинские осмотры спецконтингента, в ходе которых выявляются хронические заболевания или риски их развития; консультации психиатров-наркологов.

Обеспечение личной безопасности осужденных во многом определяется психолого-педагогической компетентностью сотрудников УФСИН России по РК. В связи с этим систематически проводятся учебно-методические сборы; анализируются результаты работы психологических лабораторий, эффективность воздействий используемых форм и методов в воспитательной работе с осужденными; рассматриваются нормативные правовые документы, регламентирующие психолого-педагогическое сопровождение осужденных в условиях ИУ.

Обеспечение личной безопасности осужденных. В целях исследования мнений сотрудников учреждений УФСИН России по РК о ситуации обеспечения личной безопасности осужденных проведен анкетный опрос. В опросе приняли участие 148 сотрудников исправительных учреждений г. Элисты, в числе которых сотрудники отделов безопасности, оперативных подразделений, психологи, социальные работники. Как считают 87% опрошенных, обеспечение личной безопасности осужденных — важная задача исправительного учреждения. При этом мнения сотрудников разных видов ИУ различаются. Так, наибольшая доля (91%) сотрудников исправительных колоний общего режима и строгого режима (ИК-1, ИК-2) придают этой проблеме особую значимость; для 83% сотрудников колонии-поселения и следственного изолятора эта проблема менее значима, что объясняется наиболее мягкими условиями содержания контингента осужденных без изоляции от общества.

Опрошенные отметили, что в большей степени на возникновение угроз для личной безопасности осужденных в условиях отбывания наказания в ИК-1 и УК-2 влияют участие в азартных играх — 35%; конфликты между заключенными — 27%, преступная иерархия — 25%. Кроме того, уровень подготовки сотрудников ИУ указали 24%, организацию режима — 21%.

Среди угроз личной безопасности осужденных опрошенные выделяют: осужденных (преступное окружение) — 65%; лидеров и активных участников уголовно-преступной среды — 16%. Угрозы со стороны сотрудников ИУ, по мнению респондентов, составляют всего 2%.

В связи с этим 78% опрошенных полагают, что необходимо уделять большое внимание профилактической работе с осужденными, которые выступают источником угроз для личной безопасности других, а также целесообразно введение особого вида воспитательной и профилактической работы с осужденными, являющимися источниками угроз личной безопасности лиц, содержащихся в условиях И К.

На вопрос о конкретных мерах обеспечения личной безопасности осужденных, наиболее часто использующихся

в ИУ, опрошенные ответили следующим образом: перевод в безопасное место — 49%, разобщение участников конфликта (перевод в другую бригаду, отряд, на отдаленные спальные места) — 34%; перевод в другое исправительное учреждение — 10%; использование профилактических мер воспитательного характера — 7%.

Данные опроса свидетельствуют о том, что в обеспечении личной безопасности осужденных в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Калмыкия сотрудниками ИУ не придается необходимого внимания использованию профилактических мер воспитательного характера, выявлению причин и характера возникновения угроз личной безопасности.

Выводы

Обеспечение личной безопасности во многом определяется уровнем психолого-педагогической направленности работы УИН с осужденными, которая позволит им быть готовыми к предупреждению и преодолению угрожающих опасных ситуаций. Готовность к обеспечению личной безопасности осужденных реализуется в процессе психолого-педагогического сопровождения лиц, отбывающих наказания в УИС. Понятие «психолого-педагогическое сопровождение осужденных» определяется как система психолого-педагогически ориентированной социальной работы, в результате которой развивается готовность личности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, обеспечению личной безопасности в условиях заключения. Обеспечение личной безопасности является стабилизирующим фактором деятельности органов ФСИН России в работе по исправлению осужденных, формированию у них мотивации и стремления к позитивному социально значимому поведению как в период отбывания наказания, так и после освобождения.

Данный вывод определяет сущность и особенность психолого-педагогической направленности обеспечения личной безопасности осужденных, основными компонентами которой являются психологическая диагностика, воспитательная работа, образование и профессиональная подготовка, соблюдение режима содержания, трудовое воспитание, профессиональная ориентация, производственная деятельность, которые будут осуществляться в процессе их психолого-педагогического сопровождения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перспективы. В связи с переходом ФСИН России на раздельное содержание осужденных особого внимания требует разработка воспитательной и профилактической работы с категориями осужденных по секторам, составление индивидуальных программ ресоциализации осужденных, разработки методических рекомендаций по определению оптимальных форм и методов педагогической работы с разными категориями осужденных. Перспективность исследования проблемы обеспечения личной безопасности осужденных в условиях ИУ обусловлена гуманизацией российской системы исполнения наказаний, что предполагает разработку психологических и педагогических способов сопровождения заключенных в период отбывания наказания в ИУ, направленных на минимизацию риска личной безопасности.

Список источников / References

1. Паканич С. И. Теоретико-правовое исследование понятия права осужденных на личную безопасность в условиях лишения свободы // Вестник Кузбасского института. 2011. № 5(8). С. 96-102.

2. Grunhut М. Penal Reform. A coparative study. Oxford, 1948. 486 р.

3. Тюфяков Н. А. Изменение вида исправительного учреждения для осужденных к лишению свободы в пенитенциарном праве зарубежных стран // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 3(70). С. 55-60.

4. Майстренко Г. А. Право осужденных на личную безопасность: правовая регламентация и проблемы обеспечения // Образование и право. 2021. № 6. С. 295-298.

5. Цаплин И. С. Правовые и организационные вопросы обеспечения личной безопасности осужденных при исполнении наказаний // Закон и право. 2018. № 12. С. 90-96.

6. Гук Е. П. К вопросу о понятии личной безопасности // Вестник Пензенского государственного университета. 2016. № 4. С. 40-42.

7. Дихтиевский П. В. Административно-правовое принуждение в механизме обеспечения личной безопасности : монография. М., 2004. 428 с.

8. Сухов А. Н. Безопасность личности: теоретико-практический аспект // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. № 3. С. 229-238. Ы^:/Мо1о^/10.23888^ит120213229-238.

9. Чорный В. Н. Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности осужденных в исправительных учреждениях : учеб. пособие. Рязань, 1999. 103 с.

10. Горбач Д. В., Кутаков Н. Н. Теоретические аспекты обеспечения безопасности личности в исправительных учреждениях // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 4. С. 135-139.

11. Духновский С. В., Корзунин В. А., Гайдамашко И. В. Переживание безопасности и темпоральность личности // Прикладная психология и педагогика. 2023. №. 1. С. 1-13.

12. Тюгаева Н. А. Адаптация осужденных к условиям отбывания наказания: психологопедагогический аспект // Человек: преступление и наказание. 2021. Т. 29, № 4. С. 539-548.

13. Фомин В. В. К вопросу о личной безопасности осужденных в местах лишения свободы // Человек: преступление и наказание. 2018. Т. 26, № 1. С. 54-56.

14. Савинова Е. А. Влияние общеобразовательного и профессионального обучения на процесс исправления осужденных к лишению свободы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2020. № 1(212). C. 59-63.

15. Тищенко Ю. Ю. Педагогические требования к организации трудового воспитания осужденных, отбывающих наказания в воспитательных колониях // Право и управление. 2022. № 12. С. 83-85.

16. Южанин В. Е., Горбань Д. В. Психолого-педагогическая (групповая) классификация осужденных к лишению свободы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. № 3(86) С. 338-345. Ы^/Мо^о^/Ю. 24412/1999-6241-2021-3-86-338-345.

17. Timofeeva E. A. Foreign Prison Experience Resocialization of Prisoners. SHS Web of Conferences. 2019. Рр. 1-4.

18. Park Yo. K. A Study on the Reasonable Treatment by Prisoners Classification Screening Measures. Korean Society for Corrections Service. 2016. Vol. 26. No. 4. Pp. 203-232.

19. Jeffrey R., Stephen R. Convict Perspective on the Classification of Prisoners. Criminology & Public Policy. 2003. № 2. Pp. 241-251.

Поступила 03.11.2023; одобрена после рецензирования 10.12.2023; принята к публикации 30.03.2024.

Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.