Научная статья на тему 'Зарубежный опыт психологической работы по исправлению осужденных'

Зарубежный опыт психологической работы по исправлению осужденных Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
79
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
осужденные / несовершеннолетние правонарушители / зарубежный пенитенциарный опыт / исправление осужденных / психообразовательные программы / криминальная субкультура / аддиктивное поведение / convicts / juvenile offenders / foreign penitentiary experience / reforming convicts / programmes of psychoeducation / criminal subculture / addictive behaviour

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Григорий Викторович Щербаков

Введение. Психологическая работа по исправлению осужденных (заключенных) в зарубежных пенитенциарных учреждениях является одной из важнейших практических задач, имеющих государственное и общественное значение. Цель — анализ и синтез зарубежного опыта работы по исправлению осужденных. Материалы, результаты и обсуждение. Изложен анализ опыта психологической работы по исправлению осужденных в исправительных учреждениях зарубежных стран. Представлены основные подходы, методы и результаты исправительного воздействия на заключенных (осужденных) в практике США и стран Западной Европы. Опыт по исправлению осужденных рассмотрен в историческом контексте с учетом особенностей развития пенитенциарно-психологических взглядов. Проанализированы отдельные программы по исправлению осужденных в части их научного и методического обеспечения, а также результатов исправительного воздействия. Рассмотрен опыт психологической работы по исправлению осужденных в азиатских странах (Китай, Япония, Шри-Ланка и др.). Отмечены общие закономерности и особенности в работе по исправлению осужденных в странах Запада и азиатских странах. Внимание уделено специфике организации исправительного процесса в отношении несовершеннолетних правонарушителей, осужденных с наркотической зависимостью и лиц, придерживающихся криминальной субкультуры. Выводы. Опыт психологической работы по исправлению осужденных в зарубежных странах имеет важное значение для российской пенитенциарно-психологической практики, главным образом, в вопросах предупреждения рецидивной преступности. Особо уязвимыми категориями лиц, содержащимися в пенитенциарных учреждениях, с точки зрения возможности совершения ими повторных преступлений являются несовершеннолетние осужденные, осужденные с аддиктивным поведением, а также осужденные, придерживающиеся криминальной субкультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign Experience of Psychological Work aimed at Reforming Convicts

Introduction. Psychological work aimed at reforming convicts (prisoners) in foreign penitentiary institutions is one of the most important practical tasks of national and public importance. The purpose is to analyze and synthesize foreign experience related to the reforming of convicts. Materials, Results and Discussion. The paper provides an analysis of the experience of psychological work on the correction of convicts in correctional institutions of foreign countries. The main approaches, methods and results of correctional influence on prisoners (convicts) in the practice of the USA and Western European countries are described. The experience of correcting convicts is considered in a historical context, the peculiarities of the development of penitentiary psychological views taken into account. Individual programs for the correction of convicts are analyzed in terms of their scientific and methodological maintenance, as well as the results of correctional impact. The author examines the experience of psychological work concerning the correction of convicts in Asian countries (China, Japan, Sri Lanka, etc.). General patterns and features in the work of reforming convicts in Western and Asian countries are mentioned. The focus is made on the specifics of organizing the correctional process in relation to juvenile offenders, convicts with drug addiction and persons adhering to the criminal subculture. Conclusions. The experience of psychological work in the reforming convicts in foreign countries is important for Russian penitentiary psychological practice, mainly in matters of preventing recidivism. Particularly vulnerable categories of persons kept in penitentiary institutions, from the point of view of possibility to commit repeated crimes, are juvenile convicts, convicts with addictive behavior, as well as convicts adhering to a criminal subculture.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт психологической работы по исправлению осужденных»

Обзорная статья

УДК 159.9 © Щербаков Г. В., 2023

doi: 10. 24412/1999-6241-2023-495-396-401

5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности

Зарубежный опыт психологической работы по исправлению осужденных

Григорий Викторович Щербаков \ кандидат психологических наук, доцент, начальник; gregoralt@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0001-5997-8028

1 Научно-исследовательский институт ФСИН России, 125130, Москва, ул. Нарвская, 15а, Россия Реферат

Введение. Психологическая работа по исправлению осужденных (заключенных) в зарубежных пенитенциарных учреждениях является одной из важнейших практических задач, имеющих государственное и общественное значение. Цель — анализ и синтез зарубежного опыта работы по исправлению осужденных. Материалы, результаты и обсуждение. Изложен анализ опыта психологической работы по исправлению осужденных в исправительных учреждениях зарубежных стран. Представлены основные подходы, методы и результаты исправительного воздействия на заключенных (осужденных) в практике США и стран Западной Европы. Опыт по исправлению осужденных рассмотрен в историческом контексте с учетом особенностей развития пенитенциарно-психологических взглядов. Проанализированы отдельные программы по исправлению осужденных в части их научного и методического обеспечения, а также результатов исправительного воздействия. Рассмотрен опыт психологической работы по исправлению осужденных в азиатских странах (Китай, Япония, Шри-Ланка и др.). Отмечены общие закономерности и особенности в работе по исправлению осужденных в странах Запада и азиатских странах. Внимание уделено специфике организации исправительного процесса в отношении несовершеннолетних правонарушителей, осужденных с наркотической зависимостью и лиц, придерживающихся криминальной субкультуры. Выводы. Опыт психологической работы по исправлению осужденных в зарубежных странах имеет важное значение для российской пенитенциарно-психологической практики, главным образом, в вопросах предупреждения рецидивной преступности. Особо уязвимыми категориями лиц, содержащимися в пенитенциарных учреждениях, с точки зрения возможности совершения ими повторных преступлений являются несовершеннолетние осужденные, осужденные с аддиктивным поведением, а также осужденные, придерживающиеся криминальной субкультуры.

Ключевые слова: осужденные, несовершеннолетние правонарушители, зарубежный пенитенциарный опыт, исправление осужденных, психообразовательные программы, криминальная субкультура, аддиктивное поведение

Для цитирования: Щербаков Г. В. Зарубежный опыт психологической работы по исправлению осужденных // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28, № 4(95). С. 396-401. ^://Моге|/10. 24412/1999-6241-2023-495-396-401

Review Article

UDC 159.9 © Shcherbakov G. V., 2023

doi: 10. 24412/1999-6241-2023-495-396-401

5.3.9. Legal Psychology and Psychology of Security

Foreign Experience of Psychological Work aimed at Reforming Convicts

Grigory V. Shcherbakov \ Candidate of Science (in Psychology), Associate-Professor, Chief; gregoralt@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-5969-8509

1 Research Institute of Russian Federal Penitentiary Service, 15a Narvskaya st., Moscow, 125130, Russia

Abstract

Introduction. Psychological work aimed at reforming convicts (prisoners) in foreign penitentiary institutions is one of the most important practical tasks of national and public importance. The purpose is to analyze and synthesize foreign experience related to the reforming of convicts. Materials, Results and Discussion. The paper provides an analysis of the experience of psychological work on the correction of convicts in correctional institutions of foreign countries. The main approaches, methods and results of correctional influence on prisoners (convicts) in the practice of the USA and Western European countries are described. The experience of correcting convicts is considered in a historical context, the peculiarities of the development of penitentiary psychological views taken into account. Individual programs for the correction of convicts are analyzed in terms of their scientific and methodological maintenance, as well as the results of correctional impact. The author examines the experience of psychological work concerning the correction of convicts in Asian countries (China, Japan, Sri Lanka, etc.). General patterns and features in the work of reforming convicts in Western and Asian countries are mentioned. The focus is made on the specifics of organizing the correctional process in relation to juvenile offenders, convicts with drug addiction and persons adhering to the criminal subculture. Conclusions. The experience of psychological work in the reforming convicts in foreign countries is important for Russian penitentiary psychological practice, mainly in matters of preventing recidivism. Particularly vulnerable categories of persons kept in penitentiary institutions, from the point of view of possibility to commit repeated crimes, are juvenile convicts, convicts with addictive behavior, as well as convicts adhering to a criminal subculture.

Keywords: convicts, juvenile offenders, foreign penitentiary experience, reforming convicts, programmes of psychoeducation,

criminal subculture, addictive behaviour.

Citation: Shcherbakov G. V. Foreign Experience of Psychological Work aimed at Reforming Convicts. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2023. Vol. 28. No. 4(95). Pp. 396-401 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2023-495-396-401

Основные положения

1. В фокусе психологической работы по исправлению преступников (осужденных) зарубежных государств, как азиатских, так и западных, сосредоточены, главным образом, две категории лиц — несовершеннолетние и осужденные с аддиктивным поведением. Эти лица представляют, по мнению большинства зарубежных ученых и практиков, наибольшую опасность с точки зрения совершения повторных преступлений.

2. Психологическое содержание зарубежных программ исправления преступников (осужденных) ориентировано на нейтрализацию (коррекцию) ряда неблагоприятных факторов, оказывающих существенное влияние на совершение освободившимися осужденными новых преступлений (отсутствие усвоенных нравственных ценностей, неграмотность, проблемы в общении и семейных отношениях), с одновременным формированием и развитием положительного личностного имиджа, чувства ответственности и уверенности в себе.

3. Особое внимание в психологической работе по исправлению осужденных и противодействию рецидивной преступности в зарубежных пенитенциарных учреждениях обращается на борьбу с распространением криминальной субкультуры как драйвера совершения новых преступлений.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы.

Исправление осужденных рассматривается в большинстве стран мира в контексте борьбы с преступностью, предполагающей в том числе и недопущение совершения повторных преступлений лицами, отбывшими уголовное наказание. В связи с этим психологическая работа по исправлению осужденных (заключенных) в зарубежных пенитенциарных учреждениях является одной из важнейших практических задач, имеющих важное государственное и общественное значение.

Цели — проанализировать психологический опыт работы по исправлению осужденных, существующий в США, западноевропейских странах и странах Юго-Восточной Азии; определить целевые установки и психологическое содержание зарубежных исправительных программ, оценить степень их эффективности в отношении отдельных категорий осужденных.

Методы исследования. Использовались теоретические методы научного исследования в юридической психологии: анализ литературы по изучаемой проблеме, систематизация и обобщение теоретического материала; синтез; абстрагирование и конкретизация.

Материалы, результаты и обсуждение

Исторические предпосылки организации работы по исправлению осужденных в странах Запада. Современный зарубежный пенитенциарный опыт по исправлению

преступников ведет свое начало с 1595 г., с момента, когда была построена первая тюрьма исправительного типа в Амстердаме. Основным средством исправления в ней было усиленное привлечение заключенных к труду. Называлось это учреждение «исправительным домом». Содержались в нем и мужчины, и женщины. Однако уже в следующем году открыли отдельное исправительное заведение для заключенных женщин — «прядильный дом», в названии которого отражалась также основная идея труда как средства исправления и указывалось на характер этого труда. Позже под влиянием социально-политических процессов в странах Запада подобные исправительные заведения для преступников появились и в других европейских странах, в частности в 1739 г. в г. Турку был построен первый прядильный дом в Финляндии [1].

Говоря о зарубежном опыте работы по исправлению осужденных, отметим, что первые шаги в психологизации процесса исправления были сделаны швейцарским педагогом И. Г. Песталоцци, который в 1775 г. в г. Аргау устроил земледельческий приют для заброшенных, порочных и преступных детей. «В основу процесса личностных изменений, отношений и общения воспитателей и воспитанников были положены следующие принципы: любовь к детям, забота о них, об их интересах, труд» [2, с. 13]. Несовершеннолетние воспитанники занимались сельскохозяйственными работами, учились ремеслу, осваивали различные хозяйственные работы. Кроме того, И. Г. Песталоцци сам обучал детей чтению, письму и счету. «Он видел в их труде, прежде всего, средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей, стремился дать им не просто ремесленные навыки, а разностороннюю трудовую подготовку» [2, с. 14].

Важным этапом развития пенитенциарно-психоло-гической деятельности по исправлению преступников (осужденных) следует считать опыт открытой в конце XVIII в. в США тюрьмы (штат Пенсильвания), где строгое одиночное заключение подкреплялось в качестве исправительного воздействия на заключенных религиозной пропагандой. Впоследствии «в г. Оборне (США) была открыта тюрьма, в которой была предпринята попытка устранения пенсильванской системы. Однако недостатком обеих систем было отсутствие у заключенных каких-либо материальных и моральных стимулов к исправлению» [3, с. 43].

Большинство западных ученых-пенитенциаристов (Э. Сазерленд, Д. Кресси, Д. Тафт, Т. Варне, У. Реклесс, Дж. Митфорд, А. Ройс, Г. Шнайдер, Р. Кристи) ориентировались и отстаивали идеи функционирования пенитенциарных учреждений на основе принципов, лежащих в основе исправительной системы. К таким принципам относились: перевоспитание преступников вместо их наказания; применение научно обоснованных средств позитивного изменения личности нарушителя закона; дифференциация в зави-

симости от особенностей личности, а не от степени тяжести совершенного преступления; немедленное освобождение осужденного, как только он доказал свое исправление.

По результатам исследования Л. Р. Хаббард сделал вывод о современной ему пенитенциарной системе: «Традиционная тюрьма никого не исправляет, потому что единственное, чему человек может там научиться, так это тому, что он на самом деле является животным» '. Реакцию общества на совершенное человеком преступление он рассматривал как месть.

Психологическое содержание исправительных программ в пенитенциарных учреждениях США и странах Западной Европы. На основе идей Л. Р. Хаббарда была разработана программа социальной реабилитации заключенных «Криминон» («нет преступности»). Программа включала в себя восемь разделов. Каждый из разделов был ориентирован на нейтрализацию (коррекцию) того или иного определяющего преступное поведение фактора: «неусвоенные нравственные ценности; неправильный этический выбор; неспособность решать свои проблемы, действуя исключительно в рамках закона и нравственных норм; неграмотность либо низкий уровень грамотности; неспособность обучаться; проблемы с общением; внешнее подавление; проблемы в семейных отношениях и др.» 2.

Разделы рассматриваемой программы реализовыва-лись (и продолжают реализовываться) как в очной, так и в заочной формах. Заключенные получают текстовые просветительские материалы, за каждым субъектом закрепляется индивидуальный инструктор. Индивидуальная работа дает возможность заключенным усваивать разделы программы в своем темпе, возвращаться к непонятому материалу и выполнять практические задания в течение того времени, которое необходимо, чтобы прочно усвоить материал и приобрести соответствующие навыки [4].

Следует отметить, что к середине XX столетия в США и странах Западной Европы значительно возросло количество реализуемых психологических и психиатрических программ для заключенных. М. Манес (Michael G. Maness) в своей работе сообщает, что уровень предоставления групповой терапии в учреждениях поднялся с 35% в 1950 г. до 79% в 1966 г. [5].

Наряду с психологическими и психиатрическими программами исправления заключенных в 1950-1960 гг. за рубежом все чаще стали появляться программы педагогические, основным постулатом которых выступала идея о том, что места лишения свободы должны обеспечить осужденному место в повседневной жизни общества. В связи с этим заявлялась необходимость расширения связи мест лишения свободы с обществом, повышения уровня образования и профессиональных навыков заключенных. Это послужило началом развития «реинтеграционной модели», в основе которой зафиксировано важное для нас положение о том, что «работа по исправлению личности правонарушителя предполагает восстановление у него уверенности в себе, формирование положительного личностного имиджа,

чувства ответственности наряду с развитием правильных ценностных ориентаций и пр.» [6, с. 38].

Заметной фигурой в вопросах разработки исправительных программ для заключенных в середине 1980-х гг. был американский криминолог В. Фокс. В обосновании одной из таких программ он писал, что исправительные программы «должны строиться на принципах морального перевоспитания и комбинации приемов стимулирования-подавления, основанных на тезисе о том, что преступление не приносит выгоды» [7, с. 22-23]. К подходам внешней детерминации В. Фокс отнес «социологические, психологические, психиатрические и прочие подходы» [7, с. 23].

К концу 1990-х — началу 2000-х гг. можно констатировать «расширение влияния психологического и психиатрического подходов внешней детерминации с одновременной декларацией активности заключенного» [8, с. 21]. Распространение в вопросах исправления и ресоциали-зации заключенных получают программы самотерапии (аутопсихокоррекции) и самопомощи.

К заметным педагогическим концепциям исправления осужденных относится Концепция понимания Лотара Бениша, которая исходит из того, что «девиантное поведение — это деятельность по преодолению: люди в критических ситуациях стремятся к дееспособности не всегда одинаковыми средствами (субъективное функциональное поведение)» [9, с. 12]. Концепция гласит, что преступника и преступление следует рассматривать отдельно друг от друга, т. е. поведение преступника в контексте его деятельности по преодолению жизненных обстоятельств, что, однако, не имеет ничего общего с одобрением его поступка. В плане критической педагогики Л. Бениш ставит вопрос: «Кто имеет право определять в интеракции девиацию, и что могут люди, которых это коснулось, этому противопоставить?» [9, с. 13].

Основные принципы диагностики и интервенции — это, согласно концепции Л. Бениша, действие по преодолению, которое проявляется в критических событиях жизни. Если человек не располагает достаточными личными ресурсами, это приводит к потере самоконтроля.

Кризисные ситуации (такие как преступление) требуют немедленной интервенции, чтобы не возник больший вред жизни. Речь в этом случае идет о поддержке самооценки осужденного. В данной модели кризисной интервенции и консультации в центре консультативной интервенции находится самоуважение личности. Задачей консультирования при этом является восстановление эмоционального равновесия осужденного.

В первом шаге для консультанта необходимо внимательно разобраться с нанесенным самооценке осужденного ущербом (личный уровень). В данном случае следует учитывать типичные для пола образцы преодоления кризисных ситуаций и работать над поврежденными компонентами «Я» осужденного. Цель — работать с осужденными над их сильными сторонами при помощи рационализации, связанной с поступком. На социальном уровне осужден-

1 Состояния в жизни. Основано на работах Л. Р. Хаббарда. М., 2008. С. 2.

2 Криминон : информационная брошюра. Culver City : Southern California Graphics, 2005. С. 15.

ные получают признание своего поведения и мыслей: они попадают в доверительное пространство, в котором могут самоутвердиться и ощутить свои границы.

Во втором шаге происходит «эмоциональный реф-рейминг», вследствие которого путем консультирования у осужденного формируется новая ориентация. Под реф-реймингом понимается специфический прием, позволяющий обеспечить контакт с той частью личности, которая порождает одно поведение или блокирует другое. На социальном уровне это еще подкрепляется дополнительно построением социальных сетей. Таким образом, прогресс заключается в развитии «новой биографической ориентации» человека.

Как показывает практика, обычным наказанием за совершенное преступление во многих странах служит тюремное заключение. Однако известно, что отдельные государства имеют достаточно впечатляющие (низкие) показатели по количеству совершаемых преступлений, применению наказаний в виде лишения свободы и рецидиву преступлений, совершаемых лицами, ранее уже отбывавшими аналогичные наказания. Главное, на наш взгляд, что им удалось сделать, это существенно снизить влияние социально-экономических причин совершения людьми преступлений как способа выживания в невыносимых условиях безработицы, безденежья и нищеты. Второе — удалось решить проблему толерантного отношения к неимущим слоям населения. Третье — они сняли напряженность между властью и неимущими слоями населения, финансируя разнообразные социальные программы, позволяющие людям выйти из сложившейся жизненной ситуации либо жить, не нищенствуя в готовности в любую минуту уйти из нее.

В то же время в отдельных странах в деятельности по исправлению осужденных применяются конкретные программы, рассчитанные на работу с преступниками. К ним относятся психообразовательные программы, интенсивные долговременные программы, переходное программирование, расширенное программирование и др. [10].

Во многих зарубежных исследованиях и исправительных программах создатели и разработчики высказывают озабоченность тем, что осужденных, особенно несовершеннолетних, часто привлекает криминальная субкультура и они достаточно быстро поддаются ее негативному влиянию и вступают в ряды правонарушителей.

Очевидно, что криминальная субкультура, которая существует в различных пенитенциарных учреждениях, явление не новое. Она представляет собой псевдоценности, находящиеся не только в пенитенциарной системе, но и в обществе. Данный вопрос актуален для большинства стран, что требует его детального рассмотрения, особенно в условиях пенитенциарных учреждений при реализации программ исправления осужденных.

Так, в одном из американских аналитических материалов сообщается, что в штате Джорджия около 30% несовершеннолетних, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, активно участвуют в групповой преступной деятельности, а вступают они в преступные группы во время отбывания наказания [11]. Подобная тенденция также

отражается в увеличении количества случаев совершения повторных преступлений за пределами пенитенциарных учреждений. В ряде исследований, проведенных в зарубежных странах (Lewisetal, 1994; HageП, 2002), было выявлено, что около 90% освободившихся несовершеннолетних совершают повторные преступления. Поэтому к условиям содержания несовершеннолетних заключенных необходимо подходить с особым вниманием, чтобы свести к минимуму возможность заражения криминальной субкультурой [12].

В научной литературе существует достаточно обзоров, посвященных изучению проблемы исправления заключенных в США, Великобритании, различных европейских странах. Однако мало информации об исправительной работе, проводимой с осужденными в азиатских странах. В связи с этим кратко остановимся на опыте работы пенитенциарных учреждений этих стран.

Опыт психологической работы по исправлению осужденных в пенитенциарных учреждениях некоторых азиатских стран. В азиатских странах проблема исправления осужденных и профилактики совершения ими повторных преступлений стоит на особом месте. Так, в Шри-Ланке несовершеннолетние правонарушители содержатся в трех различных учреждениях: в учебном заведении для несовершеннолетних правонарушителей, закрытой тюрьме и открытом лагере. Большое число осужденных в возрасте от 16 до 22 лет заключены в тюрьму за различные преступления. Часто после выхода на свободу они возвращаются к преступным привычкам, потому для этой группы осужденных разработаны программы реабилитации, цель которых состоит в том, чтобы развить различные жизненные навыки и умения, повысить образовательный уровень, пройти профессиональную подготовку по какой-либо учебной программе или при желании по нескольким. Таким образом, к этой работе подходят комплексно, обеспечивая всестороннее развитие несовершеннолетних [13].

Отдельного внимания заслуживает работа по исправлению осужденных с аддиктивным поведением. Так, в Китае и Шри-Ланке разрабатываются программы, нацеленные на работу с наркозависимыми осужденными, которые содержатся в отдельных учреждениях, специализирующихся на реабилитации данной категории лиц. В Китае (Гонконг) созданы два учебных центра для различных возрастных групп: 1) для молодых подростков в возрасте до 17 лет; 2) для молодых взрослых в возрасте до 21 года. Заключенные, содержащиеся в таких учреждениях, дополнительно могут получать профессиональную подготовку, а также семейное групповое консультирование. При необходимости осуществляется контроль за ними после освобождения.

Как и в западных странах, в странах Юго-Восточной Азии эффективность реализации программ исправления осужденных рассматривается через призму предотвращения распространения криминальной субкультуры в местах лишения свободы и профилактики совершения повторных преступлений лицами, отбывающими уголовные наказания. Соответствующий доклад «Обращение с несовершеннолетними правонарушителями и их реинтеграция в общество» подготовил суперинтендант Б. П. Корф по мате-

риалам опыта пенитенциарных учреждений Японии, Китая, Шри-Ланки, Бутана и некоторых других стран.

В целом азиатские страны для обеспечения эффективной исправительной работы с несовершеннолетними правонарушителями используют такие теоретические подходы и методы, как инсайт-ориентированная психотерапия; гуманистическая психотерапия; когнитивно-поведенческие стратегии; семейная кризисная интервенция и методы повышения родительской компетентности.

Дополнительно может применяться медикаментозное лечение, например при сопровождении наркозависимых заключенных. Для обеспечения эффективной терапии рекомендуются программы управления гневом, обучения социальным навыкам, семейного воспитания. Свою эффективность также доказали программы психотерапии, в которых работа направлена на жертву или возмещение вреда, причиненного жертвам. Например, в японских школах для несовершеннолетних правонарушителей членам семей жертв предлагается регулярно выступать с речью перед заключенными. Заключенные принимают участие в занятиях, на которых рассказывается о том, как писать письма с извинениями жертвам перед реальными встречами с ними при участии медиатора (посредника). Психологический эффект медиации рассчитан на то, чтобы помочь заключенным углубить чувство раскаяния по отношению к жертвам. Можно согласиться с тем, что семейные групповые конференции могут быть действенным способом создания условий для несовершеннолетних правонарушителей задуматься о чувствах жертв и том вреде, что они им причинили, а также о последствиях совершенных ими преступлений.

В Шри-Ланке видеопрограммы подобного рода проводятся в качестве учебных занятий для повышения осведомленности о вреде для жертв, а также для пробуждения чувства раскаяния, составляющего основу исправления преступника (осужденного).

В Японии система правосудия основана на принципе дифференциации в соответствии с полом, возрастом, содержанием психотерапии и степенью склонности к правонарушениям. В исправительных заведениях есть программы, которые ориентированы на проблемные зоны для бывших наркозависимых, сложности в семейных взаимоотношениях или антиобщественное поведение. В процесс психотерапии включаются лекции и групповые и (или) индивидуальные занятия. Осужденные с одной и той же проблемой проходят психотерапевтические программы одновременно. В данном случае участники группового общения и взаимодействия могут делиться друг с другом своими идеями, мнениями и осознанием затруднений; могут больше открываться, когда они участвуют в групповых дискуссиях или ролевых играх.

В Японии также создана школа ювенальной подготовки для мальчиков «Тама», в которой прогресс реабилитации несовершеннолетних осужденных оценивается по «кнопочной системе», где за основу взяты цвета светофора. Красная кнопка (первая ступень реабилитации): когда несовершеннолетний носит ее на груди, то тем самым показывает, что он находится на этапе ориентации. На ступени красной

кнопки несовершеннолетние получают консультации и базовую подготовку, включающую в себя обучение необходимым жизненным навыкам, физическую подготовку, дополнительные уроки; проводятся родительские собрания. Оранжевая кнопка (вторая ступень): несовершеннолетние носят ее на груди, с целью показать, что они находятся на промежуточной стадии. При этом успех их реабилитации оценивается по способности решать собственные проблемы, а также оказывать помощь другим заключенным при их затруднениях. Зеленую кнопку (третий этап) имеют те, кто находится на продвинутой стадии реабилитации. Успех их реабилитации оценивается по усвоению этики, знаний и навыков для планирования работы и жизни после освобождения. Белую кнопку получают несовершеннолетние, которые смогли пройти все три предыдущие ступени и достигли стадии предварительного освобождения. Они будут оцениваться по возможности формирования и адекватной оценки своего собственного жизненного плана после освобождения.

Таким образом, в исправительной работе с правонарушителями в азиатских странах применяются различные методы воздействия — как социальные, воспитательные, так и психологические, а в некоторых случаях и медицинские. Это позволяет подходить к проблеме дифференцированно, концентрируясь на конкретных трудностях и личностных возможностях каждого осужденного. Особенностью является то, что большое внимание уделяется не столько наказанию путем десантирования от общества, сколько целенаправленной работе с осужденными, стимулирующей осознание нанесенного вреда и развитие чувства раскаяния. Данный подход к исправлению осужденных позволяет прорабатывать глубинные проблемы личности и в итоге снижать вероятность повторного совершения противоправных действий. Работа, проводимая в пенитенциарных учреждениях азиатских стран, представляет собой большой практический интерес и требует дальнейшего изучения.

Выводы. Зарубежные ученые и практики в своих подходах к исправлению преступников (осужденных) исходят из принципов уважения личности, понимания ее внутреннего мира, реализации широкого спектра психообразовательных и психотерапевтических программ, профилактики криминальной субкультуры, а также коррекции аддиктивного поведения.

Целевые установки зарубежных программ исправления преступников (осужденных) связаны главным образом с нейтрализацией таких факторов, оказывающих существенное влияние на совершение освободившимися осужденными новых преступлений, как отсутствие усвоенных нравственных ценностей, неграмотность, неспособность к обучению, проблемы в общении и семейных отношениях. Психологическое содержание зарубежных исправительных программ ориентировано, прежде всего, на формирование и развитие положительного личностного имиджа, чувства ответственности и уверенности в себе.

Изучение зарубежного опыта по исправлению осужденных, а также применения широкого спектра психообразовательных и психотерапевтических программ имеет для

России важное значение и позволяет не только использовать этот опыт в нашей стране, но и осуществлять разработку технологий, с еще большим успехом применяемых в пенитенциарных целях.

Перспективы. Данная статья не претендует на исчерпывающий и всесторонний анализ опыта психологической работы по исправлению осужденных за рубежом. Вместе с тем выявленные целевые установки и психологическое со-

держание ряда исправительных программ, реализующихся в пенитенциарной практике азиатских стран и стран Запада, будут способствовать разработке отечественной модели психологической работы по исправлению осужденных, в частности обоснованию психологических критериев их исправления, а также разработке психокоррекционных и психопрофилактических программ по предупреждению рецидивной преступности.

Список источников / References

1. Лайне М. Криминология и социология отклоненного поведения. Хельсинки, 1994. 173 с.

2. Беляева Л. И. Правовые, организационные и педагогические основы деятельности исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в России (середина XIX - начало XX вв.) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1995. 47 с.

3. Ананьев О. Г., Александров Б. В., Щербаков Г. В. Ресоциализация и социальная адаптация в уголовно-исполнительной системе. Рязань, 2021. 236 с.

4. Строева Г. В. Гуманитарно-образовательная система самоисправления осужденных в пенитенциарных учреждениях: теоретико-методологический контекст : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Великий Новгород, 2015. 49 с.

5. Maness M. G. History of Prison Programming in America: A Technical Treatise. USA Prison Programming. URL: http://www. preciousheart.net/chaplaincy/Programming_History.htm#Technical%20Treatise (дата обращения: 30.02.2023).

6. Сова Б. Л. Развитие гуманистических идей и опыта их воплощения в пенитенциарной педагогике : дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2004. 197 c.

7. Фокс В. Введение в криминологию. М., 1985. 312 с.

8. Links To Redirecting Self-Therapy (RST). URL: http://www.gocure.com (дата обращения: 06.02.2023).

9. Бениш Л. Девиантное поведение: учебно-социологическое введение. Базель, 2001. 244 c.

10. Ананьев О. Г., Александров Б. В., Щербаков Г. В. Ресоциализация и социальная адаптация в уголовно-исполнительной системе. Рязань, 2021. 236 c.

11. Changing Nature of Juvenile Offenders. URL: https://ojjdp.ojp.goV/sites/g/files/xyckuh176/files/conference/track1.htm l (дата обращения: 25.02.2023).

12. Day A., Howells K., Rickwood D. Current trends in the rehabilitation of juvenile offenders. Australian Institute of Criminology. URL: https://www.aic.gov.au/publications/tandi (дата обращения: 28.02.2023).

13. Treatment of juvenile offenders and their reintegration into society. Research & curriculum development. URL: https://www. saps.gov.za/resource_cen-tre/women_children/book_layout.pdf (дата обращения: 25.02.2023).

Поступила 02.03.2023; одобрена после рецензирования 10.04.2023; принята к публикации 30.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.