КОНЦЕПЦИЯ ЗАПОВЕДНИКА-МУЗЕЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСТОРИИ ГОРОДА УФЫ
Научно-практическое значение создания историко-культурного заповедника-музея средневековой истории города Уфы. Официальная история г. Уфы начинается с 1574 г., когда первые русские переселенцы в устье р. Сутолока, на правом берегу р. Белой, построили крепость Уфу. В то же время историческая наука располагает достоверной информацией о том, что на территории г. Уфы ранее существовал большой башкирский г. Башкорт. Город под таким названием в числе крупных золотоордынских городов XIII -XIV вв. упоминает известный арабский автор XIV в. Ибн-Халдун, а западно-европейские картографы XIV - XVI вв. его помещают в устье р. Уфы, т.е. на территории современной Уфы.
Вышеуказанные исторические сведения перекликаются с данными русских источников XVI - XVIII вв. Например, выдающийся русский историк П.И. Рычков, пользуясь недошедшими до нас письменными источниками башкир
(рукописная книга «Башкирская история»), писал, что на территории г. Уфы до прихода русских существовал большой башкирский город, который располагался по высокому берегу р. Белой на протяжении более 10 верст. Согласно источникам данного круга, на рубеже XV - XVI вв. здесь пребывали башкирские ханы (например, Турахан, мавзолей которого находится близ с. Чишмы), а в 10 - S0-е годы -резиденция ногайских наместников. Последнее документально подтверждено недавними исследованиями московского ученого В.В. Трепавлова.
Однако ввиду того, что археологическое изучение территории города началось лишь в S0-е годы XX в., долго не удавалось отыскать следы средневекового г. Башкорт. Современными исследованиями археологов доказано, что эта территория является своеобразным музеем уникальных средневековых памятников. Достаточно сказать, что здесь выявлено
Макет заповедника-музея средневековой истории города Уфы (арх. С.Ф. Бакиев) Вестник Академии наук РБ. 2009. Том 14, № 4
S городищ-крепостей, около 10 курганных и грунтовых могильников, более 10 открытых поселений, густо расположенных на участке от района устья р. Уфы до района железнодорожного вокзала. Среди них центральным и самым выдающимся является городище Уфа-11, расположенное на участке ул. Пушкина, ограниченном ул. Ново-Мостовая и просп. Салавата Юлаева.
Археологическими исследованиями S0 -60-х годов XX в. и, главным образом, 2006 -2008 гг. доказано, что городище является самым крупным на Урале археологическим памятником. Его крепостная стена имела ширину 10 - 11 м, при высоте около S - 6 м; рядом с крепостной стеной шел широкий глубокий ров, а по краю площади над крепостной стеной устанавливались бревенчатые стены на высоту S - 6 м. Мощность культурного слоя достигает 4 м.
Раскопками на площади городища выявлены следы прямоугольных и юртообразных (круглых) жилищ, уличные досчатые настилы, более 20 железо- и медеплавильных печей. Найдены следы большой ювелирной мастерской по изготовлению украшений из золота.
Находкам из керамики, серебра, бронзы, кости нет счета. Они разнообразны по составу, форме и возрасту; относятся к различным периодам V - XVI вв. К числу редких находок можно отнести 19 серебряных золотоордынских монет XIV в., а также обломок головы от скульптурной фигуры усатого мужчины. Предположительно, эта находка датируется VIII -X вв.
Городище Уфа-II, как отмечено выше, находится в непосредственном окружении двух городищ (Уфа-III, Монумент Дружбы) и огромного курганного могильника, занимавшего в IV -XII вв. территорию кварталов по улицам Тука-ева, Заки Валиди, Пушкина от ул. Ново-Мостовой до Правой Белой и Мусульманского кладбища. Не вызывает сомнения, что данный могильник служил местом погребения жителей города, в т. ч. названных городищ. Аналогичные могильники находились по высокому берегу р. Белой на участке между устьями р. Сутолока и р. Уфы и далее до санатория «Зеленая роща».
Расположение вокруг городища Уфа-II под-курганных захоронений подтверждено письменными сообщениями уфимских краеведов XVIII - XX вв. Судя по ним, курганы содержали
много ценных предметов из золота, серебра, стекла, бронзы. В XVI - XVII вв. эти курганы с целью наживы хищнически раскапывались первыми жителями Уфимской крепости (города), и это стало известно русскому царю Алексею Михайловичу и европейской научной общественности, после чего царь приказал информировать его о предпринятых мерах по их сохранению. К сожалению, указанные курганы к XVIII в. остались уже под уличными мостовыми, разрушены в ходе строительства различных хозяйственных и жилых сооружений. Но часто обнаруживаются уникальные находки, происходящие из разрушенных курганов. Достоверно известно, что в 1828 г. в непосредственной близости от городища Уфа-II был срыт богатейший курган, где найдена золотая монета V в. византийского императора Феодосия II (40S - 4S0 гг.). Этот случай в 1832 г. подробно описан в специальном журнале Российской академии наук. Такие факты обнаружения захоронений с особо ценными находками происходили регулярно и в XX в; часть из них находится в фондах Национального музея РБ.
Выявленные объекты монументальной архитектуры на городище Уфа-II и весь комплекс находок 2007 г. были специально изучены и критически оценены официально приглашенными авторитетными учеными-экспертами из Москвы (Институт археологии РАН) и Казани (Институт истории Республики Татарстан). После внимательного ознакомления с материалами они пришли к мнению о том, что городище Уфа-II являлось цитаделью (административным центром) большого города, непрерывно существовавшего на протяжении V - XVI вв. Эксперты особо обратили внимание на то, что крепостная стена этого центра (Кремля) строилась путем широкого использования такого искусственно созданного строительного материала, как жидкая глина в опалубках. Это придавало монументальность построенным объектам и особый архитектурный облик городу. Эксперты считают, что археологически выявленный средневековый город представлял собой один из крупных и оригинальных по архитектуре городов Степной Европы (Восточной Европы). По мнению коллектива объединенной археологической экспедиции АН РБ, Министерства культуры и национальной политики РБ и БашГУ, данный город уверенно отождествляется с г. Башкорт, упомянутым в средневековых арабских и западноевропейских источниках.
Топографическое положение, особенности выявленных объектов монументальной архитектуры и вещевого материала указывают, что г. Башкорт, скорее всего, имел статус столицы Исторического Башкортостана. Но следует иметь в виду, что в Башкортостане того времени он не был единственным, и об этом свидетельствуют арабские авторы IX - XII вв. Они в стране башкир, расположенной на Южном Урале, подробно описали такие крупные города, как Намджан, Гурхан, Карукийа, Кастр, Мастр. Они являлись крупными торгово-экономическими и культурно-политическими центрами, управлялись национальными ханами и вели оживленную караванную торговлю со странами Средней Азии, Кавказа и широкой Степной Евразии. Не исключено, что под одним из названных городов (скорее, Гурхан) подразумевается тогдашний г. Башкорт. Возможно, он имел двойное название, что было нередким явлением в эпоху древности и средневековья.
Исследование цитадели Башкорт (городища Уфа) находится на начальной стадии. Значительная часть ее территории (квартал S33) пока занята жилыми и хозяйственными постройками, не завершено исследование территории квартала S70.
Тема о средневековых городах Башкортостана и, в частности, г. Башкорт как предшественника современного города Уфы на его территории - новое явление в исторической науке республики.
Но она имеет важное значение в плане изучения социально-экономического, политического и культурно-духовного аспектов истории башкирского народа. Именно из-за отсутствия конкретных фактов о средневековых городах в науке сложилось и до сих пор господствует мнение о том, что дальние и недавние предки башкирского народа были чистыми кочевниками («не имеющими никакого города») и находились на низком уровне социально-экономического развития. Этот домысел оказался очень живучим и часто используется в средствах массовой информации для недружеских выпадов в адрес башкирского народа.
Восстановление за г. Уфой его средневекового названия Башкорт открывает перед учеными перспективу истории башкирского народа и Башкортостана с неожиданной до сих пор стороны.
Логично думать, что название Башкорт за городом утвердилось благодаря тому, что его основателями была группа племен, которая называла себя башкирами. Тем более, что традиция именовать города самоназванием доминирующих этнических групп характерна для многих раннесредневековых тюркских народов (Болгар, Сувар, Биляр). В этой связи особый интерес представляет тот факт, что во всех арабских источниках IX - XII вв. весь Южный Урал описывается как страна башкир. Таким образом, между появлением на Южном Урале группы племен с самоназванием баш-корт, возникновением г. Башкорт и распространением на весь Южно-Уральский регион понятий «башкирский народ» и «страна башкир» имеется прямая генетическая связь. Она, скорее всего, происходила по следующей схеме: в V - VII вв. г. Башкорт становился столицей государственного образования во главе с элитной группой племен башкир. Уже к VII -VIII вв. данное башкирское государство распространило свою власть на весь ЮжноУральский регион, что создало реальные условия для консолидации различных по образу жизни, культуре местных и пришлых групп населения в рамках формирующегося башкирского народа. Такой смене ранних этапов этногенеза башкирского народа (V - IX вв.) можно найти десятки аналогий в истории народов Степной Евразии раннего средневековья, в т. ч. Урало-Поволжья. В ней важнейшим и бесспорным звеном является возникновение и непрерывное существование г. Башкорт, который к X - XIV вв. становится одним из крупнейших городов Евразии.
Все вышеизложенное служит достаточным основанием для признания г. Уфы одним из древнейших и крупных городов Российской Федерации. Публикация предварительных результатов научного исследования 2006 -2008 гг. способствовало превращению его в национальную святыню башкирского народа. Это почитание обусловлено тем, что г. Баш-корт, т.е. древнее основание современной столицы Башкортостана, башкиры рассматривают как важнейший источник своего культурнодуховного возрождения путем изучения и пропаганды достойной прошлой истории своего народа. Одновременно это - гордость для всех остальных народов республики, выбравших Башкортостан своей второй родиной. Во всех цивилизованных государствах мира по-
добные историко-архитектурные и историкоархеологические памятники являются объектом особой заботы государств и принимаются все меры по их сохранению, научному изучению, практическому использованию как эффективное средство в патриотическом воспитании населения, прежде всего, подрастающего поколения. Одной из самых распространенных форм реализации этих задач является создание историко-культурного заповедника-музея на базе сохранившегося исторического памятника. Яркими примерами, достойными подражания, могут служить города Самарканд, Бухара, Новгород, Казань, Болгар, Биляр. Такой же заповедник-музей в скором времени будет построен в Астане на базе средневекового г. Бузук. В Уфе имеются все необходимые условия для создания на базе городища Уфа-11 - цитадели (кремля) средневекового (V - XVI вв.) г. Башкорт - историкокультурного заповедника-музея истории города Уфы.
Это - относительно хорошо сохранившаяся монументальная архитектура (крепостные стены, жилища, производственные объекты, уличные мостовые и др.), что позволит восстановить максимально приближенный к прошлой действительности архитектурный облик памятника. Ценную часть экспозиции заповедника-музея составит вещественный материал, отражающий особенности материальной культуры жителей г. Башкорт на протяжении с древнейших времен до XVI в.
Предполагается, что в заповеднике-музее должно быть уделено серьезное внимание показу и пропаганде истории г. Уфы с момента добровольного вхождения Башкортостана в состав Русского государства до современности. Столица республики, являясь одним из крупнейших экономических и культурных центров Российской Федерации, заслуживает право организации такого специализированного музея.
Следующим важным условием необходимости создания предлагаемого заповедника-музея истории г. Уфы служит большая всеобщая потребность в нем.
Материальная база (основа) заповедника-музея. Иторико-культурный заповедник-музей истории г. Уфы будет построен на территории городища Уфа-И, являющегося хорошо сохранившейся цитаделью (кремль) средневекового г. Башкорт (V - XVI вв.). Его пло-
щадь полностью впишется в территорию строительных кварталов S70 (левая сторона ул. Пушкина) и S33 (правая сторона ул. Пушкина). Но в связи с тем, что заповедник-музей в ходе сооружения и в особенности после ввода в эксплуатацию будет самым привлекательным и массово посещаемым объектом жителей и гостей г. Уфы, желательно, чтобы территория заповедника-музея была определена с включением охранной зоны на S0 - 100 м шире самого заповедника-музея.
Территорию участка заповедника-музея планируется ограничить с южной стороны просп. Салавата Юлаева, с западной - красной линией ул. Заки Валиди, с севера - забором автостоянки и территорией проектируемого жилого дома №31(ОАО «СК Трест №21»), с восточной стороны - проектируемыми жилыми домами № 8, 17 (ОАО «СК Трест № 21 ») и, частично, красной линией ул. Октябрьской революции (на генплане указать пунктирной линией). Общая территория музея составит S,3 га. Проектом предусмотрено максимальное сохранение рельефа местности, реконструкция естественных валов и оврагов.
Расширение охранной зоны со стороны ул. Заки Валиди предусматривает разбивку сквера, а с восточной - до красной линии ул. Октябрьской революции размещение общественно-культурного центра (Караван Сарай) и создание единого градостроительного ансамбля кремля (как, например, в исторических городах Казань, Сергиев Посад и тд.).
Современный музейный комплекс станет научным и культурным, туристическим центром, достопримечательностью города, центром проведения массовых мероприятий, связанных, прежде всего, с изучением и пропагандой истории Уфы.
Правовой аспект историко-культурного заповедника-музея. Городище Уфа-И как историко-археологический памятник Постановлением Совета Министров БАССР от 22 июня 1961 г. взято под государственную охрану. Этот статус памятника был подтвержден Указом Президента Верховного Совета РБ от 12 мая 1992 г., а на основании ст. 64 Федерального Закона «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» включен в государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ в качестве объекта культурного наследия регионального значения под кодом
в электронной базе данных 0300015000. Согласно требованиям упомянутых выше законов, передача территории городища Уфа-II под строительство могла состояться при гарантии заказчиками организации научного изучения памятника до начала строительства. Такой гарантии не было.
В связи с началом реконструкции южной зоны г. Уфы еще в начале XXI в. территория городища попала в зону реконструкции. Согласно плану реконструкции, основная территория городища (квартал 570) передана под строительство Фонду жилищного строительства РБ, а другая ее часть (квартал 533) - Гос-собранию - Курултаю РБ. Но в этих постановлениях условия выполнения требований законов РБ и РФ о научном изучении памятников, расположенных в зоне новостроек, за счет строительных организаций не предусмотрены, поэтому они являются незаконными. Несмотря на это, Фонд жилищного строительства РБ в нарушение требований законов в сентябре 2008 г. приступил к варварскому разрушению памятника: на площади 1200 м2 он вывез весь культурный слой мощностью от 2 до 3 м на городскую свалку и построил на неисследованной части памятника карьер. Этот акт вызвал протесты общественности РБ и РФ, о нем критически отозвался Премьер-министр РФ и потребовал от руководства республики принять необходимые меры по прекращению дальнейшего разрушения этого уникального историко-археологического памятника.
Вышеизложенное создает реальные условия для принятия Правительством РБ специального Постановления о придании городищу Уфа-II статуса историко-культурного заповедника-музея средневековой истории г.Уфы. Одновременно может быть рассмотрен вопрос о создании на базе городища Уфа-II музея
истории города Уфы с древнейших времен до современности.
Этапы создания историко-культурного заповедника-музея. Создание историко-культурного заповедника-музея истории г.Уфы предусматривает следующие самостоятельные виды работ, которые тесно связаны между собой и должны выполняться одновременно:
а) продолжение научного изучения памятника путем организации охранных археологических раскопок;
б) разработка генерального плана и единого архитектурного ансамбля музейного комплекса, макета будущего музея, рабочего проекта;
в) начало практического формирования дизайна и оформления музея.
На начальном этапе реализации плана создания заповедника-музея главным является проведение масштабных археологических раскопок. По опыту археологических раскопок 2006 - 2008 гг. есть все основания ожидать, что предстоящие раскопки дадут еще более ценные материалы о внутренней планировке городища-цитадели города (детали устройства крепостной стены, расположение жилищ и хозяйственных построек), возможность составить генеральный топографический архитектурный план цитадели Башкорт и уточнить макет будущего музея.
Согласно общепринятым в РФ финансовым расценкам археологических раскопок, на проведение охранных раскопок потребуются немалые средства.
Планы мероприятий по разработке генерального проекта будущего историко-культурного заповедника-музея истории г. Уфы, макета музея, а также план мероприятий по началу создания этого объекта должны составить соответствующие организации (Союз архитекторов РБ, Министерство строительства РБ).
Н.А. Мажитов,
академик АН РБ, вице-президент АН РБ