Е. В. Маслова
КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБНОВЛЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Работа представлена кафедрой экономики и организации производства Санкт-Петербургского
государственного технологического института (Технического университета).
Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор П. П. Табурчак
Инновационная деятельность является приоритетным направлением в развитии экономики многих стран и связана с риском, который нужно учитывать в стоимости инновации. Страна, которая эффективно расходует инвестиции на этот вид деятельности, занимает и будет занимать лидирующее положение в мире. Для того чтобы инновационная деятельность была эффективной, необходимо разработать концепцию управления механизмом финансирования этой деятельности.
Innovational activity is a priority direction in economic development of many countries. It is connected with risk that needs to be taken into account in innovation's value. A country that effectively spends investments on this type of activity holds and would hold the leading position in the world. It is necessary to work out a management concept of this activity's financing mechanism to make innovational activity more effective.
Одним из наиболее эффективных элементов хозяйственного механизма национальной экономики является инновационная деятельность, в основе которой лежит процесс разработки и реализации инновационного продукта или инновации. В соответствии с принятой правительством Российской Федерации «Стратегией развития науки и инноваций Российской Федерации на период до 2015 г.» инновационная система призвана стать одним из эффективных инструментов динамичного развития национальной экономики. Россия располагает значительными ресурсами научных идей и инновационных разработок, которые вместе с высококвалифицированными кадрами и развитой сетью научных центров и университетов должны лечь в основу подъема экономики страны и решения на этой основе социальных задач.
В России ситуация с расходами на исследования и разработки гораздо хуже, чем в Европе и других развитых странах. Так, суммарные затраты на исследования и раз-
работки в 2004 г. достигли по данным Центра исследований и статистики науки при Минобрнауки, 169,9 млрд руб., увеличившись за 2003-2004 гг. на 68,6 млрд руб. К 2005 г. эти затраты увеличились примерно на 20%. Доля исследовательских расходов в ВВП повысилась с 1,18% в 2002 г. до 1,28% в 2004 г., а в 2005 г. она увеличилась до 1,36%. Однако российские затраты на исследования и разработку непроизводительны, поскольку лишь 2,7% из них приходятся на покупку нового оборудования и 53% - на зарплату исследователям вместе с налоговыми отчислениями. В расчете на одного исследователя госсектор тратит 198 000 руб. в год, тогда как частный бизнес - 673 000 руб. Как показывают наши исследования, именно инновационная деятельность помогает развивающимся странам становиться развитыми, а развитым странам удерживать атаки развивающихся. Умение создавать товары, способные заинтересовать отечественных и зарубежных потребителей, нашим государством
1 18
много лет никак не поощрялось. Зачастую малые предприятия оказывались не в состоянии преодолевать даже административные барьеры.
Учитывая исключительную стратегическую важность развития инновационного сектора национальной экономики, государственные организации на всех уровнях управления - федеральном, региональном, местном - должны разрабатывать и грамотно использовать различные методы и инструменты (организационные, финансовые, правовые, кадровые) поддержки инновационного предпринимательства. Объектами такой поддержки должны стать прежде всего фундаментальная и прикладная наука; инновационные предпринимательские проекты, нацеленные на коммерциализацию изобретений; корпоративные инициативы по научно-исследовательским разработкам и использованию их результатов в производственном процессе; новые формы организации инновационного предпринимательства, такие как венчурные фонды, бизнес-инкубаторы, университетские инновационно-технологические центры.
Инновационная деятельность - деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании, - напрямую связана с объемом финансирования этой деятельности. И следовательно, одним из важнейших факторов, ограничивающих инновационную деятельность, являются финансовые проблемы: недостаток собственных финансовых средств, недостаток инвестиций, неприемлемые условия кредитования.
Анализ состояния инновационной деятельности в крупном бизнесе показывает, что крупный бизнес в России в своем подавляющем большинстве не хочет и не умеет эффективно работать с инновационными проектами. Менеджеры крупного бизнеса поверхностно знакомы со способами управления инновационным бизнесом, конкретных механизмов такого управления еще не выработано. Это означает, что го-
сударство в лице Министерства образования и науки РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и других государственных агентств и ведомств должно проявить инициативу и создать различные стимулы для прихода капитала в сферу инноваций1.
Инновационная деятельность связана с привлечением большого объема денежных средств, основных фондов, кадровых ресурсов. Поскольку результат инновационной деятельности не всегда приносит ожидаемый эффект, необходимо сделать так, чтобы затраты не привели к полному банкротству предприятий. Очень важно разработать механизм финансирования инновационной деятельности предприятий, заставить его успешно функционировать.
Одним из нетрадиционных и достаточно эффективных финансовых инструментов служит лизинг, представляющий собой альтернативу традиционным формам инвестирования. Особенно интересным с этой точки зрения является финансовый лизинг, который за определенную плату позволяет одной стороне использовать имущество, являющееся собственностью другой стороны, на условиях, закрепленных законодательством. Лизинг дает возможность компаниям, не обладающим достаточными оборотными средствами, получать требуемое оборудование в случаях, когда у них затруднен доступ к источникам прямого банковского кредитования или имеются иные причины, по которым компания не хочет показывать в своем балансе заемные средства2.
Концепция обновления и развития механизма финансирования инновационной деятельности предполагает наличие взаимосвязанных элементов с иерархической соподчиненностью и специфическими функциональными особенностями и включает:
• источники поступления финансовых средств для осуществления инновационной деятельности;
• механизм аккумуляции средств из различных источников;
1 19
• принципы вложения мобилизованного капитала;
• механизм возвратности;
• механизм контроля за инвестициями.
Финансовое обеспечение инновационной сферы отражается в функциональных направлениях: воспроизводственная функция, распределительная функция, контрольная функция. К контрольной функции относится финансовый мониторинг, задачами которого являются:
• выявление соотношения между структурой фондов денежных средств и намеченными целями инновационной деятельности;
• корректировка несоответствия между доходами и расходами новатора;
• определение возможности прекращения финансирования в неэффективной сфере и открытие финансирования новых направлений инновационной деятельности.
Финансовое обеспечение - это деятельность по привлечению, распределению и использованию капитала, а также по управлению им на рынке рисковых капиталов. Инновационный капитал является частью инновационной сферы, который опосредует этапы инновационной деятельности.
Наиболее значительными частями совокупного национального капитала, обслуживающего инновационную деятельность, является государственный капитал, ссудные капиталы, инвестиции в ценные бумаги, венчурный капитал, иностранный капитал, а также собственный капитал хозяйствующих субъектов.
Капитал, направляемый в инновации, проявляется в конкретных формах инвестиций:
• по форме вложения и осуществления контроля за инновационной деятельностью;
• прямые (непосредственные) вложения финансовых, интеллектуальных и других альтернативных средств в производство новаций; портфельные (приобретение ценных бумаг) или предоставление средств в виде кредитов;
• по видам инвестирования (финансовые инвестиции, оборотные средства, ценные бумаги, паи, ссуды, интеллектуальные инвестиции, имущественные права);
• по формам собственности (государственные, муниципальные, частные, смешанные);
• по условиям ассигнований: льготные, не льготные;
• по отношению к незамкнутой экономической системе: дискретные, недискретные;
• по альтернативности способов финансового обеспечения: венчурные, лизинговые, совместно-долевые.
К источникам инвестиций в инновации относят:
• собственные финансовые средства (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность) и привлеченные средства;
• ассигнования из различных бюджетов;
• иностранные инвестиции;
• кредиты.
Эффективной формой реализации инновационной деятельности является управление капиталом, вкладываемым в инновации с учетом особенностей протекания инновационного процесса с учетом иннова-ционных рисков.
Причиной возникновения рисков является неопределенность, которая выступает основным признаком инноваций. В связи с этим инновационные проекты относятся к категории наибольшего риска. Поэтому важным элементом системы управления инновациями на предприятии является управление рисками. От этого зависит результат инновационного проекта. При этом не существует четких правил о том, какие методы управления рисками и в какой ситуации необходимо применять. Каждое предприятие в силу своей индивидуальности применяет собственные методы. Можно выделить четыре типа управления риском (рис. 1).
Из приведенной классификации методов управления рисками видно, что суще-
Методы управления рисками
Методы - стратегия планирования деятельности организации; - активный маркетинг;
компенсации - прогнозирование внешней среды; - мониторинг социально-экономической и правовой сферы;
Р
рисков - создание системы резерва
Методы - диверсификация видов деятельности;
- диверсификация сбыта и поставки;
распределения - диверсификация кредиторской задолженности;
- диверсификация инвестиций;
рисков - распределение ответственности между участниками;
- распределение рисков во времени
Методы - создание организаций, использующих венчурное
финансирование;
локализации - создание специальных подразделении для выполнения
Р рисковых проектов
рисков
Методы - отказ от ненужных партнеров;
- отказ от рисковых проектов;
ухода - страхование различных видов рисков;
- поиск грантов
от рисков
Рис. 1. Методы управления рисками
ствует определенный набор типов ситуаций и видов инновационных проектов, в которых применение того или иного метода будет оптимально. Однако следует помнить, что риск инновационного проекта порождает систему факторов, которая проявляется в виде комплексов рисков, поэтому всегда необходимо применять несколько методов. Реализация всех этих мероприятий должна способствовать значительному упрощению процесса управления риска-
ми и повышению эффективности инновационной деятельности.
Инновационная деятельность предполагает последовательность инвестиций, а не параллельное инвестирование всех или нескольких этапов жизненного цикла инноваций. При этом наблюдается потеря коммерческого эффекта инновации, которая связана с тем, что перерывы в финансировании подчас носят длительный характер, меняются как заказчики, так и специа-
12 1
лизация будущих производств. В этой связи в основе теории совмещения инновационного и инвестиционного циклов лежит положение: новшество есть результат деятельности, т. е. на каждом относительно самостоятельном этапе может возникнуть определенный результат, который может стать самостоятельным товаром. Однако результат конкретной стадии инновационного цикла в непрерывной цепи его взаимопревращений выступает по отношению к конечному инновационному продукту лишь как его промежуточная форма, т. е. промежуточный продукт.
Данные теоретического обобщения допускают следующую формализацию. Если денежный поток на стадии т обозначить Б(т), то в сопоставимом базовому моменту времени он будет равен
S {tm, t1 ) = S (m)* K1* K 2* K 3
(1)
а интегральная оценка на весь инновационный цикл
X S(tm, t1 ) = £ S (m)* K1* K2* K3, (2)
где K1 - коэффициент, учитывающий размер инфляции в момент времени tm, соответствующий концу m стадии;
K2 - коэффициент, учитывающий влияние риска на m стадии;
K3 - коэффициент, учитывающий распределение денежных потоков на m стадии.
Приведенные коэффициенты функции обозначают не только номера стадии, но и периода, в течение которого «накапливается» инфляция, риск и обесценивание денег.
Следовательно, нововведение - это совокупность процесса и результата, а инвестиционный цикл инноваций содержит следующие признаки процесса: последовательность, стадийность, относительная самостоятельность стадий и этапов.
Взаимосвязь инновационного и инвестиционного процессов проявляется посредством реализации следующих этапов их финансового обеспечения:
1) оценка экономической целесообразности создания и использования инновационного продукта;
2) определение субъектов инновационных отношений, источников и форм их финансового обеспечения; распределение авансируемых средств по фазам инновационной деятельности; определение степени риска и прогнозирование эффекта на каждой фазе;
3) преобразование ресурсов в конкретные объекты инновационного продукта;
4) выявление промежуточных эффектов от реализации инноваций и инвестиций;
5) финансовое обеспечение расширенного воспроизводства инноваций;
6) возмещение затраченных финансово-кредитных средств и получение коммерческого эффекта.
Повышение результативности инновационных процессов зависит от готовности национальной экономики в целом развивать свой инновационный потенциал. Существуют определенные положительные тенденции в развитии страны по инновационному сценарию, несмотря на то что целостная инновационная система России пока находится на начальной стадии своего развития.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Шеховцов М. В. // Инновации 2006. № 4 (91). С. 14.
2 http://financial-lawyer.ru/topicbox/leasing/143-239.html; стр. 1