DOI 10/14526/01_2018_286 УДК 304.442
КОНЦЕПЦИЯ ЦИВИЛИЗОВАННО-ИНТЕГРИРОВАННОГО ПРОГНОСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ С ЦЕЛЬЮ ДОСТИЖЕНИЯ ВЕРШИН РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Н.И. Калаков — доктор педагогических наук, профессор ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации, ул. Карбышева, д.8, г. Балашиха, Россия, 143900 С.Д. Неверкович — доктор педагогических наук, профессор, академик РАО ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта,
молодежи и туризма» (РГУФКСМиТ) Сиреневый бульвар, д. 4, Москва, Россия, 105122
E-mail: [email protected]
Аннотация. В условиях модернизации структуры воспитания и развития культуры, здравоохранения, образования и науки России приоритетными являются такие ценности, как здоровье, знание, любовь к Отечеству, справедливость, самодостаточность, традиционная семья, патриотизм, мир и т. п. Для достижения этой стратегической цели необходимо развитие системы цивилизованно-интегрированного прогностического воспитания молодежи в межкультурном пространстве. Материал. В статье рассматриваются крупные проблемы цивилизованно-интегрированного прогностического воспитания молодежи с целью достижения вершин развития универсализации общества с учетом международной обстановки. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы. Результаты. Рассмотрены проблемы и возникающие противоречия в системе воспитания и развития общества; обозначены особенности, факторы и условия развития культуры, образования, здравоохранения и науки в межкультурном пространстве; разработанная концепция цивилизованно-интегрированного прогностического воспитания молодежи направлена на целостное, гармоничное развитие личности и достижение вершин развития универсализации общества; затронуты проблемы снижения уровня преступности, социальной напряженности и повышения уровня стрессо-устойчивости, дисциплинированности, образованности, грамотности, профессионализма личности; раскрыты подходы к развитию мотивационно-ценностных потребностей в духовно-нравственном, интеллектуальном, физическом и профессиональном преображении личности; выявлены тенденции, закономерности, подходы и интегрированные направления воспитания молодежи: духовно-нравственное, политическое, семейное, физическое, трудовое, правовое, экологическое, экономическое, гражданское, патриотическое, профессиональное - с учетом влияющих факторов и особенностей; обоснованы стратегические цели, задачи и функции воспитания: статусно-позиционная, целостно-формирующая, развивающая, информационно-коммуникативная, мотивационно-мобилизующая, активизирующая, диагностирующая, профилактико-перевоспитывающая, проектирующая; раскрыты основные пути, методы и алгоритмы воспитания; в целом научно обоснована концепция цивилизованно-интегрированного прогностического воспитания молодежи в процессе непрерывного образования. Заключение. Учет закономерностей цивилизованно интегрированной прогностической воспитательной работы необходимо осуществлять путем выдвижения пакета междисциплинарных принципов, методов, форм и средств. Важно обеспечить системное сочетание традиционных принципов воспитания с инновационными, которые выдвигаются в рамках
выявленных междисциплинарных закономерностей, проявляющихся в современной практике государственного строительства и жизнедеятельности конкретного коллектива и человека.
Ключевые слова: цивилизация, универсализация, общество, безопасность, политика, федеральные законы, взаимодействия и взаимосвязи, культура, образование, здравоохранение, наука, российские ценности, международная обстановка, межкультурное пространство, проблемы, противоречия, тенденции, закономерности, условия, особенности, факторы, цивилизованно - интегрированное прогностическое воспитание молодежи, мотивы, потребности, направленность, юноши, самоорганизация, самообразование, самовоспитание, самореализация, личность; цели, задачи, подходы, функции, пути, методы, алгоритмы, направления воспитания.
CONCEPTION OF CIVILIZED-INTEGRATED PROGNOSTIC UPBRINGING AMONG YOUTH IN ORDER TO ACHIEVE THE DEVELOPMENT PEAK OF THE RUSSIAN SOCIETY UNIVERSALIZATION
Nikolay I. Kalakov - Doctor of Pedagogics, Professor «Military Academy of Strategic Rocket Forces Named After Peter the Great» Ministry of Defense of
the Russian Federation, 8, Karbyshev str., Balashikha, 143900, Russia Sergey D. Neverkovich - Doctor of Pedagogics, Professor, the Member of the Russian Academy of
Education
Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), 4, Sireneviy boulevard, Moscow, 105122, Russia
E-mail: [email protected]
Annotation. In terms of the upbringing structure modernization and culture, public health, education and science development in Russia the following values become the priority: health, knowledge, love for native land, justice, self-sufficiency, traditional family, patriotism, peace and others. In order to achieve this strategic aim, it is necessary to develop the system of civilized-integrated prognostic upbringing among youth in cross-cultural space. Material. The article considers great problems of civilized-integrated prognostic upbringing among youth in order to achieve the development peak of the Russian society universalization, taking into account international situation. Research methods: scientific literature analysis and summarizing. Results. The problems and contradiction in the system of society upbringing and development are considered; the peculiarities, factors and conditions of culture, education, public health and science development in cross-cultural space are mentioned; the created conception of civilized-integrated prognostic upbringing among youth is directed at an integral, harmonious development of a personality and the development peak of society universalization achievement; the following problems are discussed: crime rate, social strain decrease and the level of personality's stress resistance, discipline, education, literacy, professionalism increase; the approaches to motivational-axiological needs development in spiritualmoral, intellectual, physical and professional transformation of a personality are revealed; the tendencies, laws, approaches and integrated directions of youth upbringing are revealed: spiritualmoral, political, family, physical, labor, juridical, ecological, economic, civic, patriotic, professional-taking into account the influencing factors and peculiarities; strategic aims, objectives and functions of upbringing are substantiated: status- positional, integral-forming, developing, information-communicative, motivational- mobilizing, intensifying, screening, preventive-re-educating, projecting; the main ways, methods and algorithms of upbringing are revealed; in general the conception of civilized-integrated prognostic upbringing among youth during lifelong learning is substantiated. Conclusion. Taking into account the regularities of civilized integrated prognostic upbringing work
80
should be realize by means of offering the block of interdisciplinary principles, methods, forms and means. It is important to provide a system combination of traditional and innovative upbringing principles, which are mentioned in terms of the revealed interdisciplinary regularities, demonstrated in modern practice of state creation and the life of the definite collective and a person. Keywords: civilization, universalization, society, safety, politics, federal laws, interactions and interconnections, culture, education, health, science, Russian values, international climate, intercultural space, problems, contradictions, regularities, conditions, peculiarities, factors, civilized-integrated prognostic upbringing of youth, motives, needs, orientation, youngsters, self-organization, self-education, self-upbringing, self-realization, personality; aims, objectives, approaches, functions, ways, methods, algorithms, directions of upbringing.
Системный анализ обстановки, складывающейся на всех границах России с определенными государствами, свидетельствует о наличии в ее развитии тенденций, неблагоприятных для российских интересов и безопасности нашего государства. Важная роль здесь отводится ученым и представителям силовых структур, способным комплексно охватить проблему международного терроризма в условиях масштабного миграционного процесса, выработать теорию и методологию противостояния и противодействия.
В настоящее время Россия испытывает определенные трудности и стоит перед лицом реальных угроз экономическим и военно-политическим интересам государства, его военной и национальной безопасности. Важно отметить, что любая война - это жертвы, травмы, гибель людей.
Сегодня российские силовые структуры находятся на этапе масштабных преобразований, вызванных рядом факторов: нарушением сложившейся в мире системы стратегической
стабильности; изменением характера военных угроз; новыми тенденциями в развитии средств и способов вооруженной борьбы, изменениями, происходящими в экономической и социальной жизни общества.
Будущее России - это единство нашего народа, целостность и нерушимость границ государства, суверенитет и независимость, мощный научно-технический, экономический,
кадровый и военный потенциал страны.
Думается, что в XXI веке стратегической целью России является, во-первых, сохранение мира на планете и становление ее как великой, могучей державы с неисчерпаемым национальным потенциалом, природным богатством и огромным авторитетом на международном уровне; во-вторых, достижение вершин развития универсализации общества в мировом пространстве.
В условиях модернизации структуры воспитания и развития культуры, здравоохранения, образования и науки России приоритетными являются такие ценности, как здоровье, знание, любовь к Отечеству, справедливость, самодостаточность, традиционная семья, патриотизм, мир и т. п.
Для достижения этой
стратегической цели необходимо развитие системы цивилизованно-интегрированного прогностического воспитания молодежи в межкультурном пространстве.
Когда базовые ценности и универсальные идеи в сфере политики, культуры, образования, здравоохранения, науки глубоко проникают в сознание и подсознание человека, они становятся его убеждением, что приводит к формированию определенных черт его духовно-нравственного, интеллектуального,
физического и личностно-
профессионального потенциала.
Поэтапное прогностическое
развитие общества эволюционным путем зависит:
-от геополитической, политической, правовой, социально-экономической, экологической системы государства;
-от духовно-нравственного,
психического, психологического,
физического и материального состояния людей;
-от создания условий для воспитания, обучения и прогностического, стрессоустойчивого развития молодежи;
-от цивилизованно-
интегрированного прогностического
воспитания и достижения вершин развития универсализации общества с учётом национально-религиозных, территориальных, климатических,
культурных, профессиональных,
гендерных, индивидуальных и других особенностей.
Необходимо выделить общие и специфические закономерности развития общества в межкультурном пространстве. Под общими закономерностями развития общества понимаются устойчивые, повторяющиеся и значимые связи социально-политического, социально-экономического, правового процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей и коллективов.
Современная реальность
свидетельствует о том, что в непрерывном социально-экономическом процессе
можно выделить междисциплинарные (философские, экономические,
политические, социальные и
социологические). В соответствии с вышеизложенными закономерностями руководители разного уровня должны создавать необходимые условия для достижения вершин развития
универсализации общества в
государственной системе.
Когда осознанные универсальные идеи, идеологии, теории, методологии междисциплинарной глобалистической науки на цивилизационной основе глубоко проникают в сознание и подсознание человека, становятся его убеждением, это приводит к формированию определенных черт его духовно-нравственного, физического, личностно-профессионального облика и социально значимых ценностей, личностных прогностических способностей,
мотивационно-ценностных потребностей в духовном, физическом, интеллектуальном, профессиональном преображении личности.
В условиях активизации
миграционных процессов и развития международного терроризма,
информационно-психологической войны в мировом пространстве также остро стоит вопрос цивилизованно-интегрированного прогностического подхода к воспитанию молодежи (политического, правового, гражданско-патриотического, экономического, экологического,
физического, семейного,
профессионального) с учетом различных особенностей и влияющих факторов.
Цивилизованно-интегрированное прогностическое воспитание - это предвидение будущего и приобщение субъектов воспитания к системе базовых ценностей определенной ступени общественного развития через достижения мировой и отечественной культуры, образования, здравоохранения, науки и техники.
Кризис в политической, социально-экономической, правовой системе, дестабилизация и расслоение общества влекут за собой перемены в мироощущении и этических ценностях детей и подростков; утрачивают свою значимость такие понятия, как «труд, честь, совесть, человеческое достоинство», «гражданский долг», «личная
ответственность», «патриотизм и культура».
Снижается уровень нравственности; желание принять участие в общественной, политической жизни или хотя бы проявить интерес стремится к минимуму, а отдельные личности сознательно уклоняются от работы, службы в армии и хотят устроить свою жизнь за пределами нашей Родины, а некоторые из них предают свою страну.
В настоящее время на государственном уровне остро встает вопрос о цивилизованно-интегрированном прогностическом воспитании юношей (политическом, семейном, правовом, физическом, патриотическом,
экономическом, экологическом, трудовом) и проявлении целеустремленности и активности среди нового поколения. При системно-интегрированном воспитании юноши приобретают базовые ценности и искреннюю любовь к Родине, которая наилучшим образом прослеживается на примерах героического прошлого, настоящего и будущего нашей страны.
К сожалению, «лихие девяностые», годы разрушения духовных основ, распада некогда могучего государства, больших и малых войн, жесточайших
межнациональных конфликтов,
экономических и политических кризисов свели на нет и правовое, физическое, семейное, экологическое, трудовое и военно-патриотическое воспитание. При переходе на новую общественно-экономическую формацию в нашей стране произошла смена системы общественных ценностей, усиление мотивов
материального вознаграждения
деятельности, социального и карьерного успеха, то есть «потребительских» или «дефицитарных» мотивов (А.Р.Фонарёв). При этом на второй план отошли мотивация к самообразованию, саморазвитию, творчеству, общественно полезной деятельности - «развивающие» или «бытийные» мотивы (А.Маслоу). Изменения в мотивах, потребностях и целях сказались на политическом, правовом самосознании личности и построении образа будущего Я современной молодёжи в межкультурном пространстве. Построение образа будущего Я как психолого-педагогического, акмеологического
источника целостного, гармоничного развития личности является особенно значимым в юношеском возрасте, поэтому немаловажно то, насколько мотив, потребность, направленность и
стратегические цели, связанные с этим образом, будут способствовать дальнейшей самоорганизации,
самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию личности в системе непрерывного образования.
Возрождение интеграционных процессов уже на новой социально-экономической основе, стабилизация политической ситуации в наших странах, рост национального и правового самосознания привели к новому всплеску патриотических настроений, в том числе и в системе образования, здравоохранении, культуре и науке.
В современном российском многонациональном обществе преобладают гуманистические, духовно-нравственные, патриотические, семейные и в целом базовые российские ценности в условиях становления многополярного мира.
Сегодня российские структуры образования, культуры, здравоохранения и науки находятся на этапе масштабных преобразований, вызванных рядом факторов: нарушением сложившейся в мире системы стратегической стабильности; изменением характера угроз; новыми тенденциями в развитии средств и способов геополитической борьбы; изменениями, происходящими в социально-экономической жизни общества. В условиях отсутствия государственной идеологии, главными целями политики Российского государства в области прогностического воспитания и развития науки, культуры и спорта является оздоровление нации, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, формирование здорового образа жизни населения (Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта РФ на 2006-2015 гг.»).
По мнению А. М. Столяренко, подлинно воспитан не тот, кто знает, как вести себя, и умеет это делать, а тот, кто вести себя иначе не может. Он отмечает, что целью воспитания и выступает формирование такой воспитанности, а задачами - формирование ее компонентов [12].
Последнее определяет
существование в системе прогностического воспитания взаимосвязанного,
взаимообусловленного комплекса
различных видов воспитания
(политического, правового,
экономического, духовно-нравственного,
физического и т. д.), интегрированных между собой в эту целостную систему. П. И. Пидкасистый отмечает, что закономерность в любой научной дисциплине отражает объективные, т. е. независимые от субъектов процесса существенные связи, которые, как правило, возникают и проявляются независимо от того, знают о них или не знают, учитывают их или не учитывают [11]. Поэтому важно, чтобы духовно-нравственное,
патриотическое, правовое и экономическое воспитание во взаимосвязи с физическим, личностно-профессиональным развитием людей опиралось на социально-политическое, социально-экономическое, социально-правовое, социально-
экологическое, научно-техническое,
военно-политическое положение в общественной и государственной системе.
Последнее определяет
существование в системе непрерывного цивилизованно-интегрированного прогностического воспитания
взаимосвязанного, взаимообусловленного, взаимодополняемого комплекса различных видов воспитания, интегрированных между собой в эту целостную систему.
Происходящие кризисные
изменения во всех сферах общества выдвигают на первый план обеспечение безопасности, воспитание личности, развитие семьи и общества. Воспитание гражданина России в условиях реформирования общества и
государственной системы вполне обоснованно и закономерно считается приоритетным направлением деятельности на всех уровнях управления.
Существуют фундаментальные противоречия:
- назревает разрыв между психическими, интеллектуальными, техническими возможностями человека и его физическим состоянием, духовно-нравственным уровнем;
- между обеспечением развития следующего поколения, находящегося в зависимости от духовно-нравственного, интеллектуального и физического потенциала российского общества, и
необходимостью понимания того, что именно несет в себе международная и российская культура, образование, наука и современное искусство, спорт различных стран в межкультурном пространстве.
Повышение уровня духовно-нравственного, психофизиологического, физического, материального состояния молодёжи достигается в процессе непрерывного системного воспитания, обучения и является важным условием развития культуры, образования и науки.
Качественно новое состояние системной воспитательной деятельности направлено на разрешение комплекса проблем, противоречий, соблюдение законов и закономерностей, новой реальности и обусловленных ими принципов цивилизационного и прогностического подхода в воспитании и обучении. Это будет соответствовать интересам общества и потребностям молодежи. Непрерывное цивилизованно-интегрированное прогностическое
воспитание как система представляет собой совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных, взаимодополняемых элементов, которые объединены для достижения
стратегических целей и задач, связанных с формированием и прогнозированием развития общества в государственной системе. Организация непрерывного цивилизованно-интегрированного прогностического воспитания в учебной, научной, культурной, спортивной и практической деятельности отражается в компонентах системы воспитания: целях, задачах, закономерностях, содержании, принципах, методах, средствах, формах, моделях и результатах.
Цели цивилизованно-
интегрированного прогностического
воспитания молодежи направлены на достижение вершин развития
универсализации общества и в системе непрерывного образования имеют конкретно-исторический характер. Они всегда специфичны не только для определенной эпохи, но и для конкретных военно-политических, социально-
экономических, правовых,
образовательных и культурных систем и институтов государства. Основные цели и задачи воспитания граждан
сформулированы в законодательных актах Российской Федерации и
конкретизированы в Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года и других нормативных документах органов государственного управления.
Цивилизованно-интегрированное прогностическое воспитание - это процесс формирования и целостного,
гармоничного развития личности как совокупности биоэнергетических,
психофизиологических, психолого-
педагогических, акмеологических и социально значимых свойств.
Сущность и задачи стратегии прогностического совершенствования системы цивилизованно-интегрированного воспитания молодежи в процессе непрерывного образования заключаются в придании воспитанности личности совокупности характеристик:
- гармоничное и целостно-ориентированное прогностическое развитие личности (как будущего семьянина, гражданина-патриота, профессионала) с учетом влияющих факторов, условий, индивидуальных и других особенностей;
- социально-ориентированное отношение к здоровому образу жизни, людям, труду и ответственное поведение в семье, коллективе и т. п.;
- целеустремленность к духовно-нравственной, физической и творческой активности, направленной на стрессоустойчивость, самоорганизацию, саморазвитие и самореализацию;
- самоутверждение, самодостаточность при соблюдении Конституции, законов, морали и т. п.;
- гражданственность, патриотизм, любовь к семье, к коллективу, к Родине;
- трудолюбие, гуманизм, демократизм, культурно-экологическое отношению к природе, здоровью;
- гармоничное формирование адаптационных и прогностических способностей личности к духовному отождествлению;
- развитие мотивационно-ценностных потребностей в духовно-нравственном, интеллектуальном, физическом и профессиональном преображении личности.
В процессе достижения
стратегических целей и задач совершенствования системы
цивилизованно-интегрированного прогностического воспитания в процессе непрерывного образования реализуются возложенные на руководителей разного уровня функции.
К основным функциям, по нашему мнению, можно отнести следующие:
1. Прогностическая функция. Она развивает прогностическое мышление, интуицию и обеспечивает способность предвидеть, принимать рациональное опережающее решение и действовать с определенным временным упреждением.
2. Статусно-позиционная функция. Она обеспечивает понимание и принятие персоналом, коллективами законного социально-политического, социально-экономического, правового, экологического положения роли и места, круга функциональных задач, ответственностей, обязанностей как основных субъектов труда и жизненно важных стратегий.
3. Целостно-формирующая и развивающая функция. Формирующая функция способствует представлению современной и будущей картины мира и формированию научного мировоззрения, идей, взглядов, убеждений. Развивающая функция способствует развитию личности (адаптационный, духовно-нравственный, интеллектуальный, физический, профессиональный прогностический потенциал), положительной мотивации, добросовестного отношения к выполнению своих обязанностей, культуры мышления, речи, поведения, общения.
4. Информационно-коммуникативная функция. Она обусловливает активное влияние системного воспитания на процесс познания и самопознания в коллективе, а также развитие совокупности значимых взаимосвязей и взаимодействий внутри него.
5. Мотивационно-мобилизующая и активизирующая функции. Мотивационно-мобилизующая функция заключается в создании социально-экономических, психолого-педагогических, акмеологических, правовых условий, побуждающих субъектов учебного, научного и производственного труда к продуктивному выполнению обязанностей и социально-ценностных функций в коллективе. Активизирующая функция заключается в активизации роли интегрированного воспитания, в единственном и целостном укладе повседневного учебного, научного и производственного труда.
6. Диагностирующая и профилактико-перевоспитывающая функция заключается в прогнозировании развития личности в коллективе, предупреждении и ликвидации нежелательных проявлений поведения, упреждении отклоняющегося поведения, преодолении негативных качеств и черт характера субъекта в интересах формирования духовно-нравственных, интеллектуальных, физических, профессиональных и социально-ценностных образований.
7. Проектирующая функция заключается в совершенствовании модели и технологии цивилизованно-интегрированного воспитания личности и коллектива с учетом специфики деятельности и обстановки с целью достижения политической, правовой, психологической, физической, информационной, экономической, экологической и профессиональной культуры на духовно-нравственной основе и на основе наиболее значимых мировых, российских и этнических ценностей.
Руководителям разного уровня необходимо системно и совместно с общественными институтами,
государственными органами, семьями и другими субъектами воспитания осуществлять цивилизованно-
интегрированное прогностическое
воспитание в процессе непрерывного образования с учетом влияющих факторов и условий.
В цивилизованно-интегрированном прогностическом воспитательном
процессе диалектически взаимодействуют субъекты: руководитель, подчиненные, семьи, коллектив и др.
Эффективность совершенствования цивилизованно-интегрированного прогностического воспитания зависит:
- от знания руководителями разного уровня законов, закономерностей, механизмов, принципов, методов, технологий прогностического воспитания, образования и развития личности;
- от системно-научного знания теории прогнозирования и управления;
- от умения принимать опережающее решение и находить оптимальные пути формирования и развития духовно-нравственных, интеллектуальных, физических, профессиональных ценностей коллективов в сложных социально-экономических условиях.
Формирование и целостное развитие интеллектуальных, физических, духовно-нравственных качеств, а также материальных ценностей - процесс диалектический. Чтобы глубоко проникнуть в него и разумно его направлять, необходимо отчетливо видеть существенные и несущественные связи между биоэнергетическими,
психофизиологическими, психическими и социальными явлениями, а также факторы, влияющие на них в ходе воспитательных взаимодействий и комплексных воздействий.
Необходимо выявлять в этом процессе тенденцию формирования, развития и изменения облика личности, появление новых черт, базовых ценностей,
качеств и вытеснение старых, борьбу со старыми привычками и убеждениями. Без опоры на глобалистическую
прогностическую науку невозможно объемно познать сущность цивилизованно-интегрированного прогностического
воспитания в процессе непрерывного образования в общественной и государственной системе и вести эффективную воспитательную и развивающую работу. Совершенствование системы цивилизованно-интегрированное прогностическое воспитание молодежи направлено на эволюционный путь достижения вершин универсализации общества в условиях всестороннего обеспечения безопасности страны.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить общие и специфические закономерности воспитания в процессе непрерывного образования. Под общими закономерностями непрерывного
воспитания понимаются устойчивые, повторяющиеся и наиболее значимые связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых продуктивных результатов в развитии культуры людей и коллективов и оказывать воспитательное воздействие на весь уклад профессиональной и общественной деятельности. Их действия выражаются в сущностных
характеристиках данного феномена. Характеристика идейно-теоретической основы цивилизованно-интегрированного прогностического воспитания личности будет неполной, если не учитывать особенности деятельности, которая обусловливается запросами автономного обеспечения безопасности,
энергоснабжения, теплоснабжения,
водоснабжения, продуктов питания умных городов и новой техники, технологии, практики, потребностями достижения вершин универсализации общества. В цивилизованно-интегрированном прогностическом воспитательном
процессе выделены следующие общие закономерности:
- обусловленность непрерывного прогностического духовно-нравственного,
интеллектуального, физического
воспитания конкретно-историческими факторами, условиями жизни в прошлом, настоящем и будущем страны в мировом пространстве;
- запланированность внутренней и внешней активности и направленности личности в процессе воспитания с учетом влияющих факторов и условий; системно-целостный характер воспитания;
- единство воспитания, обучения и целостного, гармоничного развития личности в государственной системе.
Рассмотрим междисциплинарные закономерности:
- обусловленность стратегических, тактических целей и многофункциональных прогностических задач воспитательной работы конституционными, мировоззренческими, этическими, морально-психологическими ориентирами и позициями, правовыми, культурными, научными рамками в различной сфере в межкультурном пространстве;
- соответствие стандарта, модели, алгоритма, технологии воспитания в системе непрерывного образования требованиям нормативных документов, научно-методических рекомендаций, программ и планов конкретного коллектива;
- оптимальное усиление прогностического технологического компонента в формировании социальных субъектов - коллективов;
- формирование у молодежи стремления активно проявлять и выражать себя в учебной, научной, профессиональной деятельности и личностном развитии;
- зависимость результатов воспитания не только от учебной, воспитательной, научной, спортивно-массовой, культурно-просветительской деятельности, но и от создания реальных условий взаимодействия с окружающей межкультурной средой с учетом влияющих факторов.
Еще одним видом являются педагогические закономерности, а именно:
— результаты цивилизованно-интегрированного прогностического воспитания зависят от целевой установки и комплексного содержания материалов, разработанных на основе достижений мировой и российской культуры, образования и науки;
— от междисциплинарных принципов, методов, форм, средств вовлечения молодежи в учебно-воспитательную, научно-образовательную, спортивно-массовую, культурно-просветительскую и профессиональную деятельность;
— продуктивность воспитания в процессе обучения находится в зависимости от количества и качества развития опережающего мышления, интуиции и полученных навыков, практического творческого опыта;
— эффективность воспитания в процессе обучения зависит от уровня духовного, психического и физического состояния, от уровня культуры, интеллектуального, адаптационного потенциала среды и повышается вследствие поисково-аналитической, прогностической и физической активности и напряженности, вызванной соревнованием и т. п.;
— эффективность воспитания зависит от уровня организации и управления учебно-воспитательного, научно-образовательного, спортивно-массового, культурно-просветительского и производственного процессов с соблюдением техники безопасности, санитарно-гигиенических норм, режима питания, труда и отдыха;
— продуктивность воспитания зависит от уровня общей культуры, самоорганизации, самовоспитания, самообразования, саморазвития личности с направленностью на достижение результатов в настоящему и будущему;
— результаты воспитания в процессе обучения зависят от стратегии
поведения, морально-психологической устойчивости и готовности личности к будущей профессиональной деятельности и в целом готовности служить Родине;
— от уровня развития адаптационных, прогностических способностей личности к физическим, интеллектуальным и психическим нагрузкам;
— от мотивационно-ценностных потребностей в духовном, физическом и профессиональном преображении личности и т.п.
В соответствии с
вышеизложенными закономерностями руководитель (организатор, педагог, тренер, воспитатель) непрерывного воспитательного процесса должен обеспечить необходимые условия в учебной, научной и практической деятельности молодежи в сфере будущей деятельности для более эффективного воспитания, обучения и развития личности. Это предполагает наилучшее удовлетворение всего комплекса потребностей молодежи. В этих целях требуется интеграция воспитательных, образовательных, организационных
обеспечивающих мер.
Личность по отношению к обществу и государству реализует системные принципы: самовоспитания, самообразования, саморазвития, личной свободы, ответственности, долга, чести, предполагающие продуктивную
реализацию собственных потребностей, потенциальных возможностей, интересов, предоставление возможностей достойного самосовершенствования, общественной и личностно-профессиональной карьеры на разных уровнях.
Семья, общество по отношению к личности и государству реализуют системные принципы: сплоченности, организованности, мобилизованности, патриотизма, открытости,
доброжелательности, взаимоподдержки, взаимоуважения, взаимоответственности, предполагающие инициативное участие граждан совместно с государственными
институтами в развитии системы воспитания в процессе непрерывного образования.
В связи с этим учет закономерностей цивилизованно-
интегрированной прогностической
воспитательной работы необходимо осуществлять на основе
междисциплинарных подходов и принципов. Важно обеспечить системное сочетание традиционных подходов, принципов воспитания с инновационными (ситуативными, прогностическими,
аксиологическими, поликультурными и т. п.), которые выдвигаются в рамках выявленных междисциплинарных
закономерностей, проявляющихся в современной практике государственного строительства и жизнедеятельности конкретного коллектива и человека.
Существует интегрированная
система медико-биологических,
психолого-педагогических, акмеологических методов воспитания, классификация которых раскрывает их основные предназначения.
Во-первых, к методам воздействия на сознание и подсознание относятся: разъяснение, словесное убеждение, убеждение на опыте, пример, самовоспитание, самовнушение,
саморефлексия и т. п.
К основным путям убеждения словом можно отнести разъяснение, доказательство, опровержение, диалог.
Комплексные средства убеждения словом включают: логические доводы, цифры и факты, примеры, эпизоды деятельности, ссылки на документы и авторитетные лица; подкрепление выдвинутых положений средствами наглядности и звукозаписи, опора на общественное мнение и др.
Основные пути убеждения словом и делом основываются на личном опыте воспитуемого и на опыте семьи, группы, коллектива и других лиц.
Комплексными средствами
убеждения выступают: поступки, действия людей, самого воспитателя; текущие факты, события общественной,
спортивной, культурной жизни и природы; сравнение поступков личности с поступками других людей, в объективной оценке которых воспитуемый убежден; демонстрация научных, культурных, технических достижений и примеров работы и т. п. Убеждение может быть основанием уверенности в правильности принятия решений в процессе жизнедеятельности субъекта
экстремальной деятельности.
Психолого-педагогические и
акмеологические условия успешного и эффективного убеждения включают: личную убежденность, связь с жизнью, культурной, физической и
профессиональной деятельностью; ясность, доходчивость, наглядность,
доказательность; профессиональную
компетентность, культуру, эмоционально-волевую устойчивость и т.п.; учет особенностей аудитории, психологической, физической и профессиональной готовности студентов, курсантов и т. п.
К методам выработки привычек поведения принадлежат: следование примеру, участие в совместной работе, упражнение, тренинги в правильном поступке, помощь в совершении поступка, приучение, требование, напоминание, предупреждение, принуждение и т.п.
К методам стимулирования должного поведения принадлежат: соперничество, состязание (соревнование), поддержка, показ перспектив,
авансирование доверия, требование, одобрение, поощрение, осуждение, критика, самокритика, самовнушение, наказание, а также выработка доступных пониманию стереотипов поведения и их принятие на различных этапах роста личности.
Каждому методу свойственны свои интегрированные комплексные
методические приемы.
Системные интегрированные
методы воспитания представляют собой сложные действия, предполагающие применение геополитических,
политических, целостно-психологических, педагогических и социально-
экономических мер.
Критериями эффективности
цивилизованно-интегрированной прогностической воспитательной
деятельности являются:
— достижение стратегических, тактических воспитательных целей, связанных с целостным и гармоничным формированием личности молодежи, сплочением коллектива, что проявляется в морально-психологическом, духовно-нравственном, физическом состоянии и результатах учебно-профессиональной деятельности;
— соответствие прогностической воспитательной работы объективным законам и закономерностям воспитания, социально-экономическим, правовым, санитарно-гигиеническим, экологическим нормам, решаемым задачам и потребностям людей;
— оптимальность прогностической воспитательной деятельности и действенность комплексных воспитательных мероприятий, то есть соответствие ее продуктивной модели, алгоритму и технологии;
— уровень профессионального мастерства, культуры и искусства руководителя прогностической воспитательной деятельности, его личная роль в организации целостного воспитательного процесса, в решении учебно-воспитательных, научно-образовательных, спортивно-массовых, культурно-просветительских задач и конкретных проблем.
Учет условий эффективности цивилизованно-интегрированной прогностической воспитательной
деятельности и ее объективная оценка в соответствии с указанными критериями позволяют добиваться высоких
результатов в воспитании в процессе непрерывного образования. В реальной практике это обеспечит соответствие системной воспитательной работы в учреждении новым решаемым задачам в профессиональной сфере.
Алгоритм цивилизованно-
интегрированной прогностической
воспитательной деятельности указывает на последовательность следующих факторов и условий:
- анализ и оценка фактического положения, выявление противоречий в целостном воспитательном процессе, прогнозирование и определение путей их разрешения;
- планирование на основе прогнозирования эффективных воспитательных мер (краткосрочных и среднесрочных) и организация их исполнения для достижения требуемого воспитательного воздействия с учетом влияющих факторов и условий;
- создание на данной основе условий для эффективного прогностического воспитания в системе непрерывного образования;
- мониторинг, оценка и научный прогноз результатов воспитательной деятельности и коррекция системного цивилизованного интегрированного прогностического воспитательного процесса.
Достижение гармоничного,
целостного развития личности
непосредственно зависит от того, насколько результативно был организован этот процесс на всех предшествующих возрастных, профессиональных,
культурных ступенях формирования индивидуальных, личностных и субъектно-деятельностных характеристик у развивающегося человека как в семье, коллективе, так и в научно-образовательных, культурных, спортивных системах, в которых он учился и воспитывался.
Основными направлениями, по которым сегодня следует осуществлять системные меры (геополитические, политические, правовые, социальные, экономические, экологические), помощь и поддержку молодежи, семьям с целью снижения правонарушений, являются следующие:
- совершенствование системы цивилизованно-интегрированного
прогностического воспитания и развития молодежи (совершенствование
управления, организации, содержания, деятельности учебных заведений различного типа);
- выработка и принятие законов, направленных на защиту молодежи и предотвращение правонарушений;
- предоставление юридической и психологической помощи молодежи в вопросах эффективного использования юридических норм и законов;
- формирование наиболее значимых мировых, российских и этнических ценностей на духовно-нравственной основе, создание условий для получения образования, медицинского обеспечения, занятий спортом и туризмом, улучшения жилищных условий, решение проблемы трудоустройства;
- оказание социально-психологической и психолого-педагогической помощи и поддержки молодежи и семье, формирование общей и профессиональной культуры с учетом территориальных, климатических, национально-религиозных, гендерных и других особенностей.
В связи с этим учет закономерностей цивилизованно
интегрированной прогностической
воспитательной работы необходимо осуществлять путем выдвижения пакета междисциплинарных принципов, методов, форм и средств. Важно обеспечить системное сочетание традиционных принципов воспитания с инновационными, которые выдвигаются в рамках выявленных междисциплинарных
закономерностей, проявляющихся в современной практике государственного строительства и жизнедеятельности конкретного коллектива и человека.
Литература
1. Жаркова, Г. А. Модели прогноза успешности обучения в педагогике / Г. А. Жаркова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 2. - С. 71-79.
2. Калаков, Н. И. Концепция комплексного прогнозирования в стратегии развития образования в России / Н. И. Калаков. -
Ульяновск : Ульяновский государственный университет, 2006. - 356 с.
3. Калаков, Н. И. Методология прогностического исследования в глобалистике. (На материале анализа и прогнозирования социально-образовательных процессов) / Н. И. Калаков. - М. : Академический Проект; Культура, 2010. - 747 с.
4. Калаков, Н. И. Стратегия развития экспорта образовательных услуг в образовательном пространстве России / Н. И. Калаков // Известия южного федерального университета. - 2014. -(Серия: педагогические науки).
5. Калаков, Н. И. Методологические особенности формирования поликультурных ценностей личности курсантов образовательных организаций высшего образования силовых структур на духовно-нравственной основе / Н. И. Калаков, Е.Н. Немова. - М. : РГУФКСиТ; Ульяновск, 2015. - 122 с.
6. Калаков, Н. И. Методология развития прогностического образования и науки в России в целях обеспечения безопасности страны / Н. И. Калаков. - М. : РГУФКСиТ, 2015. - 634 с.
7. Калаков, Н. И. Прогнозирование развития региональных образовательных систем : монография. - Т. 1. / Н. И. Калаков, Г. А. Жаркова. -М. : Изд-во «Физическая культура», 2012. - 237 с.
8. Калаков, Н. И. Проблемы развития методологии глобалистической прогностики в межкультурном мировом пространстве / Н. И. Калаков // Человеческий капитал. - 2016. - № 11(95). - С. 17-22.
9. Калаков, Н. И., Кирилова, Т.В. Стратегия прогностического совершенствования системы цивилизованного интегрированного воспитания молодежи в условиях обеспечения безопасности страны / Н. И. Калаков, Т.В. Кирилова // Теория и практика воспитания: психология и педагогика : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского (Москва,7-8 июня 2016 года). - М. : Изд-во Московского психолого-социального университета, 2016. С. 360-364.
10. Кузнецова, З. М. Об истории развития физкультурного образования в советский период [электронный ресурс] / З. М. Кузнецова, Ю. П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2008. - Т. 3. - № 2. - С. 9-19. Режим доступа: http://www.journal-science.org/ru/magazine/42. Ыш1
11. Михайлова, М.А. Этнокультурная идентичность в условиях культурной глобализации / М. А. Михайлова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - Вып. № 14. - С. 191-196.
12. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред.
П. И. Пидкасистого. - М. : Рос. педагогическое о-во, 1995. 638 с.
13. Столяренко, А.М. Психология и педагогика : учеб. пособие для вузов / А. М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - С. 98-99. 15.
14. О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 357 // Российская газета. - 2012. -19 мая.
15. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organizm. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
References
1. Zharkova G. A. Models of education efficiency prediction in pedagogics / G. A. Zharkova. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. 2011, no 2, pp. 71-79. (in Russian).
2. Kalakov N. I. Kontseptsiya kompleksnogo prognozirovaniya v strategii razvitiya obrazovaniya v Rossii [Conception of a complex prediction in the strategy of education development in Russia]. - Ulyanovsk, Ulyanovsk State University. 2006, 356 p. (in Russian).
3. Kalakov N. I. Metodologiya prognosticheskogo issledovaniya v globalistike (Na materiale analiza I prognozirovaniya social'no-obrazovatel'nyh processov) [Methodology of prognostic research in global studies. (Based on the analysis and prediction social-educational processes)]. Moscow, Academic Project Culture. 2010, 747 p. (in Russian).
4. Kalakov N. I. Strategy of educational services export development in educational space of Russia. Izvestiya Uzhnogo federal'nogo universiteta [Proceedings of South Federal University]. 2014 (Series: pedagogical sciences). (in Russian).
5. Kalakov N. I., Nemova E.N. Metodologicheskie osobennosti aormirovaniya polikul 'turnyh cennostej lichnosti kursantov obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya silovyh struktur na duhovno-nravstvennoj osnove [Methodological peculiarities of multicultural values of cadets' personality formation at educational establishments of higher education of force structures on spiritual-moral base]. Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Ulyanovsk. 2015, 122 p. (in Russian).
6. Kalakov N. I. Metodologiya razvitiya prognosticheskogo obrazovaniya I nauki v Rossii v celyah obespecheniya bezopasnosti strany [Methodology of prognostic education and science development in Russia in order to provide country safety]. Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport and Tourism. 2015, 634 p. (in Russian).
7. Kalakov N. I., Zharkova G.A. Prognozirovanie razvitiya regional'nyh obrazovatel'nyh system [Regional educational systems development prediction]. - Volume 1. Moscow, "Physical culture" publishing house. 2012, 237 p. (in Russian).
8. Kalakov N. I. Development problems of global prediction methodology in intercultural world space. Chelovecheskij capital [Human capital]. 2016, no 11(95), pp. 17-22. (in Russian).
9. Kalakov N. I., Kirilova T.V. Strategy of prognostic development of the system of civilized integrated upbringing among youth in terms of country safety provision. Teoriya I praktika vospitaniya: psihologiya I pedagogika: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyachennoj 120-letiyu so dnya rozhdeniya L.S. Vygotskogo (Moskva, 7-8 iyunya 2016) [Theory and practice of upbringing: psychology and pedagogics : materials of the International scientific-practical conference, dedicated to 120th birth anniversary of L.S. Vygotskiy (Moscow, June, 7-8, 2016)]. Moscow, Moscow Psychological-Social University publishing house. 2016, pp. 360-364. (in Russian).
10. Kuznetsova Z. M., Simakov Yu. P. About the history of physical education development during the Soviet period. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport]. 2008, Vol. 3, no 2, pp. 9-19. Availed at: http ://www.j ournal-science.org/ru/magazine/42. html
11. Mikhaylova M.A. Ethnocultural identity in terms of cultural globalization. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [Buryat State University bulletin]. 2013, Vol. 14, pp. 191-196. (in Russian).
12. Pidkasistyi P.I. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov ped.vuzov I ped. kolledgej [Pedagogics: teaching aid for students of pedagogical higher educational establishments and pedagogical colleges]. Moscow, Russian pedagogical society. 1995, 638 p. (in Russian).
13. Stolyarenko A.M. Psihologiya I pedagogika: uchebnoe posobie dlya vuzov [Psychology and pedagogics: teaching aid for higher educational establishments]. Moscow, YNITA-DANA. 2004, pp. 98-99. 15. (in Russian).
14. About the strategy of the national safety of the Russian Federation till 2020 RF Presidential Edict on May, 12, 2009 No. 357. Rossijskaya gazeta [Russian newspaper]. 2012, May, 19. (in Russian).
15. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z., 2017. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus).
Подано: 10.01.2018 Принято: 13.01.2018
Калаков Николай Ильич — доктор педагогических наук, профессор, ФГКВОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации, ул. Карбышева, дом 8, г. Балашиха, Россия, 143900
Неверкович Сергей Дмитриевич - доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма» (РГУФКСМиТ), Сиреневый бульвар, д. 4, Москва, Россия, 105122, Email: [email protected]
Для цитирования: Калаков Н.И., Неверкович С.Д. Концепция цивилизованно-интегрированного прогностического воспитания молодежи с целью достижения вершин развития универсализации российского общества // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2018. - Т. 13. - № 1. - С. 79-93. DOI 10/14526/01 2018 286
DOI 10/14526/01_2018_287 УДК.796. 5
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ СКАЛОЛАЗАНИЕМ НА КОМПЛЕКСАХ ИСКУССТВЕННЫХ ТРАСС ДЛЯ СТУДЕНТОВ I КУРСА
Л.В. Моисеева - доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Проспект Космонавтов, дом 26, г. Екатеринбург, Россия, 620027
E-mail: [email protected] А.Е. Пиратинский - кандидат педагогических наук, профессор ФГАОУ ВО « Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н
Ельцина»,
ул. Мира, дом 19, г. Екатеринбург, Россия, 620002 E-mail: apiratinskiy@yandex. ru
Е.М. Дейнега - студент магистратуры Институт физической культуры, спорта и молодежной политики ФГБОУ ВО «Уральский
федеральный университет», ул. Мира, 19, г. Екатеринбург, Россия, 620002 E-mail: [email protected]
Е.М. Тимофеева - студент магистратуры Институт физической культуры, спорта и молодежной политики ФГБОУ ВО «Уральский
федеральный университет», ул. Мира, 19, г. Екатеринбург, Россия, 620002 E-mail: [email protected]