Getoyeva Lyudmila Kaisynovna, Kadiev Alibek Khairbekovich MORAL-AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN ..
pedagogical sciences
УДК 371
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕДИАТВОРЧЕСТВА
© 2017
Гетоева Людмила Кайсыновна, доцент, зав. кафедрой художественного и музыкального образования Кадиев Алибек Хаирбекович, доцент кафедры художественного и музыкального образования Северо-Осетинский государственный педагогический институт (362003, Россия, Владикавказ, ул. К. Маркса, д. 36, e-mail: [email protected])
Аннотация. Научить видеть вокруг себя, в окружающем реальном мире восхитительное призвана система нравственно-эстетического воспитания учащихся. Нравственно-эстетическое воспитание школьников, являясь органической частью системы образования, связано с приобретением необходимого для каждого цивилизованного человека знаний из истории становления человеческого общества, культуры и традиций своего и других нардов, литературы, искусства, то есть с формированием знаний о нравственно-ценностных приоритетов. Данная система воспитания призвана обеспечивать формирование творческой личности, старающейся самосовершенствоваться, саморазвиваться, умеющей пользоваться духовными и материальными богатствами общества и высоко ценить их. Для того чтобы эта система оказывала влияние на школьника наиболее эффективно и достигала поставленной цели, необходимо учитывать специфическую ее особенность, которая заключается в том, что система нравственно-эстетического воспитания должна быть, прежде всего, целостной, интегрирующей все дисциплины, все внеклассные занятия, всю коллективную жизнь обучающихся, где каждый предмет, каждое занятие имеет свою отчетливую задачу в процессе формирования нравственной эстетической культуры личности ученика. Педагогам важно понимать, что процесс нравственно-этического воспитания специфический, именно поэтому он отличается некоторыми характерными особенностями, о которых не следует забывать: он непрерывен и продолжителен, а результаты его во времени отодвинуты; он творческий и динамичный, поэтому необходимо постоянно привносить в него поправки, направленные на его совершенствование. Необходимым условием совершенствования современной системы нравственно-эстетического воспитания и развития школьников является использование медиатворчества в педагогической деятельности. Медиатворчество содействует глубокому воздействию на внутренний мир обучающихся, обладает познавательной, воспитательной, нравственной, эстетической, культурной ценностями, олицетворяет исторический опыт предыдущих поколений и анализируется как часть культуры народа.
Ключевые слова: воспитание школьников, нравственно-эстетическое воспитание, медиатворчество, музыкальное творчество, танцевальное искусство, изобразительное искусство, хореография.
MORAL-AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF ARTISTIC MEDITERRANE
© 2017
Getoyeva Lyudmila Kaisynovna, associate professor, head. department of art and music education Kadiev Alibek Khairbekovich, associate professor of the department of art and music education
North Ossetian State Pedagogical Institute (362003, Russia, Vladikavkaz, K. Marx street, 36, e-mail: [email protected])
Abstract. To teach you to see around yourself, in the surrounding real world, the system of moral and aesthetic education of students is called into exquisite. The moral and aesthetic education of schoolchildren, being an organic part of the education system, is connected with the acquisition of knowledge necessary for every civilized person from the history of the formation of human society, the culture and traditions of one's own and other backgammon, literature, art, that is, with the formation of knowledge of moral value priorities. This system of education is designed to ensure the formation of a creative personality, trying to improve, self-develop, who can use the spiritual and material wealth of society and appreciate them. In order for this system to influence the student most effectively and achieve the goal, it is necessary to take into account its specific feature, which is that the system of moral and aesthetic education should be, first of all, integral, integrating all disciplines, all extra-curricular activities, all the collective life of students, where each subject, each occupation has its distinctive task in the process of forming the moral aesthetic culture of the student's personality. It is important for educators to understand that the process of moral and ethical education is specific, that is why it is distinguished by certain characteristic features, which should not be forgotten: it is continuous and prolonged, and its results are postponed in time; it is creative and dynamic, therefore it is necessary to constantly bring in it the amendments aimed at its improvement. A necessary condition for improving the modern system of moral and aesthetic education and development of schoolchildren is the use of media creativity in pedagogical activity. Mediatry promotes profound impact on the inner world of students, has cognitive, educational, moral, aesthetic, cultural values, embodies the historical experience of previous generations and is analyzed as part of the culture of the people.
Keywords: education of schoolchildren, moral and aesthetic education, media creativity, musical creativity, dance art, fine arts, choreography.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе нравственно-эстетического воспитания выступают искусство, музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец, в совокупности составляющие основу любого медиатворчества. В отличие от других учебных дисциплин, музыка, танцевальное искусство и изобразительное искусство снимают перегрузку, улучшают психической и физическое состояние обучающихся и даже поднимают общую успеваемость. Специфическая особенность каждого жанра искусства заключается в том, что оно особо действует на школьников своими характерными художественными приемами и средствами: словом, звучанием, движением, тональностью и т.д.
Как интегрированная дисциплина, музыка органически впитывает в себя усвоение собственно музыкальных творений, историю, теорию и методологию музыки (Л.А. Безбородова) [1], а также простые умения и навыки исполнительской деятельности в области вокала и игры на различных музыкальных инструментах. Изобразительное искусство, как комплексная учебная дисциплина, конструирует целостную систему, содержащую элементы искусствознания, знание самих художественных произведений, теории и методологии художественно-изобразительной деятельности, овладение навыками практического воссоздания образа, изобразительной грамотности и созидательного направления. Танцевальное искусство содействует физическому развитию обучающихся, развитию их хореографических способностей (Ф.Н. Цораева) [2], нравственно-эстетиче-
педагогические науки
Гетоева Людмила Кайсыновна, Кадиев Алибек Хаирбекович НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ...
скому воспитанию.
Таким образом, каждое направление в искусстве обращено к любой человеческой личности, независимо от вероисповедания, национальной и культурной принадлежности. Это значит, что любой человек может постигать все жанры искусства. Педагогический смысл заключается в том, что ограничивать занятия ученика всего одним видом искусства нельзя. Только в совокупности они могут обеспечить успешное нравственно-эстетическое воспитание. Разумеется, это не значит, что школьники должны непременно испытывать равную любовь ко всем жанрам и видам искусства, так как не каждый человек может стать музыкантом, писателем, композитором, художником, танцором, но каждый может научиться слушать, ценить и понимать прекрасное в хореографии, живописи, музыке, в общественной жизни, в действиях и поступках других людей, в быту.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Важную роль медиаресурсов в нравственно-эстетическом воспитании школьников отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина) [3]. Они убедительно доказывают, что знакомство с произведениями народного творчества формируют у школьников первые красочные представления о Родине, ее истории и культуре, содействует вырабатыванию патриотических чувств, присоединяет к миру восхитительного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс начального образования. В соответствии с современными научными концепциями, воспитание и развитие обучающихся должно опираться на нравственный, культурно-исторический опыт (Л.С. Выготский, В.Т. Кальянов [4], А.Н. Леонтьев и др.) и прогрессивные традиции (Л.А. Безбородова [1], Х. Гаджиева [5], А.Н. Леонтьев и др.), не только существующие в пространстве художественной среды (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина и др.) [3], но и продуцирующие [М.И. Бекоева [6], создающие такую среду. Это позволит глубже воспринимать, усваивать, воссоздавать и творчески преобразовывать духовные, нравственно-эстетические ценности (Л.С. Выготский, Л.А. Безбородова [1], Х. Гаджиева [5] и др. [7-11).
Нравственно-эстетическое воспитание на основе художественного творчества перечисленные ученые рассматривают как целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения нравственного культурно-ценностного отношения к реальной действительности с целью выработки у них системы ориентаций в мире художественных и нравственно-эстетических ценностей в соответствии со сложившимися в данном обществе убеждениями об их характере и предназначении.
Формирование целей статьи (постановка задания). Процесс нравственно-эстетического воспитания школьников средствами художественного медиатворчества объединяет в единую систему совместную работу семьи и школы, родителей и учителей - ведь только такое взаимодействие может обеспечить эффективное развитие подрастающего поколения. В результате нравственно-эстетического воспитания происходит приобщение молодежи к нравственным ценностям благодаря развитию внутренних структур психики человека через овладение внешними структурами социальной деятельности. На этой основе строится и развивается способность человека к эстетическому восприятию и нравственному переживанию, его эстетический вкус и понятие об идеале и нравственных ценностях. Воспитание красотой и через прекрасное развивает не только эстетическую ориентацию личности, но и формирует способность к творчеству, к формированию нравственно-эстетических ценностей в быту, в сфере трудовой деятельности, в поступках и поведении и, несомненно, в искусстве.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Нравственно-эстетическое воспитание личности, разумеется, в первую очередь осуществляется в семье. Но наиболее содержательное, последовательное, структурированное нравственно-эстетическое духовное воспитание и развитие личности, по мнению
B.Т. Кальянова [4, с. 118], происходит в системе образования. Общеобразовательная школа - единственный социальный институт, через который проходит каждый гражданин страны. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и культурная жизнь школьников. Той же точки зрения придерживается и Л.Ю. Калинина «Успех деятельности личности в той или иной области, пишет он, определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания» [12]. Главное - воспитать, развить такие качества личности, такие способности, которые позволят человеку не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей и нравственных образцов, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности [13]. Сегодняшний ученик в условиях стремительно меняющегося мира совсем другой, чем был раньше. Своих предшественников, как справедливо отмечает Ф.Н. Цораева, он опережает в физическом развитии, но, к сожалению, отстает в эстетическом, духовно-нравственном развитии [14]. К тому же нынешние условия социальной жизни не способствуют формированию нравственно-эстетических качеств у современной молодежи.
Важнейшим компонентом нравственно-эстетического воспитания мы считаем художественное медиатвор-чество, формирующее особые способности, использующее в качестве основного воспитательного воздействия средства искусства и развивающее дарования в определенных его видах - музыкальном, танцевальном, декоративно-прикладном, хореографическом, изобразительном, вокальном, театральном и др. Медиатворчество - это не только художественно-коммуникативная или художественно-публицистическая деятельность, но и отражает эффективное использование технических средств (А. Нурутдинова), включающих аудиозапись, телекоммуникационные ресурсы, печать, компьютерную графику и т.д. [15]. Обращает на себя внимание тот аспект, что освоение медиаграмотности проявляется более объективно в механизмах эстетического восприятия, в креативных действиях. При этом в основу медиатвор-чества может быть положена коммуникация между объектом и субъектом восприятия и совокупность психологических отношений к медиаресурсам.
В результате нравственно-эстетического воспитания школьники социализируются, вливаются в сферу общественных отношений и одновременно впитывают эстетические ценности и идеалы, присущие данному социуму. Анализируя эстетические потребности и нравственные приверженности в общем контексте культуры общества, некоторые исследователи (Н.А. Поляткова,
C.Д. Якушева) пришли к выводу, что соперничество эстетических нравов и пристрастий зарождается не как условный показатель невысокой развитости и несостоятельности нравственно-эстетической сферы данного общества, а совершенно закономерное явление благополучного функционирования культурного направления общества [16]. Главной движущей силой в культуре всегда выступало противоречие между утонченным эстетическим вкусом, демонстрируемым подлинным искусством и поддельным, лишенным творческого начала и уникальности, нравственных начал.
По мнению большинства ученых (О.А. Корнилова, А.В. Наседкина, Т.Н. Прохорова, Е.Л. Яковлева), обязательным условием любого системного анализа является
Getoyeva Lyudmila Kaisynovna, Kadiev Alibek Khairbekovich MORAL-AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN ..
pedagogical sciences
«культурный контекст», который позволяет избежать абстрактных, спекулятивных рассуждений о состоянии эстетического начала и сформулировать другой подход к нравственно-эстетическому воспитанию обучающихся средствами художественного медиатворчества, чем это принято в рамках общего образования» [17; 18; 19; 20].
Для реализации разнообразных программ по нравственно-эстетическому воспитанию обучающихся применяются специфические формы, методы и средства работы, среди которых - анализ произведений искусств, положительный пример, разъяснение, решение эстетических задач, поощрение и др. Формы нравственно-эстетического воспитания - это различные диспуты, беседы на эстетические темы, нравственные действия и поступки, демонстрация учебного материала в виртуальном режиме, вечера поэзии, организация различных культурно-воспитательных мероприятий и т.д. Среди всех средств эстетического воспитания наиболее эффективным, на наш взгляд, являются средства художественного творчества, с помощью которых школьники получают возможность раскрыть свои задатки, способности, проявить свой талант, индивидуальность, занять свое место в коллективе, обогатить свой жизненный опыт.
Эстетическое воспитание обучающихся средствами художественного творчества нами рассматривается, прежде всего, как процесс цивилизованной идентификации личности. В этом контексте задача общеобразовательной школы заключается в том, чтобы помочь обучающимся, во-первых, экстраполировать свой культурный духовный мир максимально; во-вторых, через глубокое освоение культурных ценностей своего народа и общечеловеческой культуры в целом, через занятия художественным творчеством сформировать свои созидательные способности до предельно возможного для данного ученика уровня.
Движущими силами эстетического воспитания выступают также противоречия между культурно-эстетической сферой общества и собственными внутренними потребностями человека, его склонностями, увлечениями, индивидуальными особенностями мироощущения. Анализируя структуру эстетической культуры (Ж.М. Молбасынова, Г.К. Токкулинова) [21, с. 862-864], а также уровни ее сформированности у обучающихся (Л.В. Гущина, Л.В. Ершова) [22, с. 35], необходимо исходить не из формального дифференцирования по внешним культурным проявлениям, а из качественных характеристик, таких как эстетическое восприятие, эмоциональное переживание, нравственное отношение к действительности, гуманистическое воспроизведение картины мира в художественной деятельности, а из анализа результатов этой деятельности. Такая внутренняя дифференциация обучающихся как субъектов эстетического воспитания раскрывает уникальность каждого из них. В данной системе воспитания ученики выступают носителями специфической модели эстетического мироощущения, отражающей критерии эстетического развития личности, позволяющие однозначно и объективно оценить степень сформированности эстетических качеств личности ученика. Тем не менее, учитывая уникальность и индивидуальность каждого школьника, не следует забывать, что «результат эстетического воспитания всегда ассоциируется с некоторым конкретным образцом, эталоном, который в культуре представлен в качестве идеала» [23, с. 159-162]. Вместе с тем, эстетическое воспитание направлено на максимальное приближение личности школьника к данному идеалу [24].
«Начавшийся в конце XX в. переход общества с технологического этапа развития на информационный, как отмечает Ф.К. Цаллагова, поставил систему образования перед необходимостью учитывать новые реалии действительности, использовать в образовательном процессе информационные носители и средства. Эстетическая сфера культуры также стремительно меняется. Современная культурная среда безоговорочно
выдвинула в ряд актуальных задач эстетического воспитания включение в педагогический процесс мультимедиа средств. Являясь частью художественной культуры всего общества и одной из форм искусственной реальности, медиапродукция потребляется особым образом
- как произведение художественной культуры» [25, с. 212-214].
Одной из основных задач нашего исследования было выявление влияния современной медиапродукции на эффективность формирование эстетической культуры учащихся, а также изучение потенциала медиапедаго-гики в их эстетическом воспитании. При организации практической части исследования исходными положениями послужили следующие:
1. Эстетическое воспитание школьников с использованием потенциала мультимедиа продуктов, происходящее в условиях медиаобучения, медиавоспитания и медиаобразования, включает в себя соответственно три главных компонента:
1) художественное медиаобучение, направленное на освоение обучающимися практических умений и навыков творческо-художественной деятельности в процессе создания медиапродуктов;
2) художественное медиавоспитание, способствующее освоению методов и приемов ценностного ориентирования в художественной медиакультуре;
3) художественное медиаобразование, содействующее получению учащимися установленного объема знаний и умений, которые признаны основой эстетической медиакультуры человека.
Художественное медиатворчество оказывает содействие освоению закономерных этапов эстетического восприятия, манер и стилей, специфики видов и жанров искусства, художественных языков, вырабатывает и укрепляет особый тип мировосприятия у школьников
- художественное мировосприятие. В процессе медиат-ворчества школьники приобретают способность уяснять, понимать, испытывать, оценивать эстетические явления вне искусства, осваивают интегральные структуры и взаимоотношения элементов разнообразных жизненных событий «в художественном представлении».
Проведенное нами опытно-экспериментальное исследование и соответствующий теоретический анализ проблемы изучения влияния медиакультуры на качество эстетического воспитания позволяют утверждать, что овладение медиакультурой и ее художественными средствами является органичной частью эстетического воспитания школьников. Художественное творчество в форме создания и потребления медиапродукции формирует высокий уровень эстетической культуры личности и осмысленное отношение к изучению художественных языков и кодов, которые, подобно языкам различных народов, служат ключом к постижению иных культур.
Результаты анализа медиапродукции, используемой школьниками - участниками эксперимента по реализации специальных программ медиаобучения, показали высокую эффективность воздействия предлагаемых нами моделей не только на общее и художественное развитие обучающихся, но и на эффективное формирование медиакультуры, ориентации в информационно-коммуникационных потоках. При этом выяснилось, что эстетически воспитанный школьник оказывается не только более готовы к восприятию и использованию ме-диапродукции в различных ситуациях, но и более защищенным от ее негативного влияния.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, проведенное экспериментальное исследование позволяет утверждать, что значение художественного медиатвор-чества в процессе эстетического воспитания школьников существенна и художественное медиатворчество является необходимым средством эстетического воспитания личности. Результатом эстетического воспитания считается сформированность у школьников по-
педагогические науки
Гетоева Людмила Кайсыновна, Кадиев Алибек Хаирбекович НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ...
коления эстетического идеала и эстетического вкуса, которые представляют собой устойчивые, неизменные личностные свойства, выступающие критериями эстетических оценок. Именно с точки зрения этих личностных свойств ученик эстетически оценивает реальность. Общеобразовательная школа, закладывая начала, исходные принципы формирования личности школьника, воспитывает из них не только сознательных граждан и отличных специалистов, но и членов общества с развитым эстетическим вкусом. Избирательная склонность к нравственно-эстетическому восприятию реальной действительности у обучающихся проявляется довольно рано. Еще выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - открыватель мира, пытливый исследователь, творец. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. 416 с.
2. Цораева Ф.Н. Обращение к искусству как к одному из важнейших средств духовно-нравственного потенциала личности //Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 6 (101). С. 426-430.
3. Критская Е.Д., Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка 1-4 классы: Методическое пособие. 2-е изд. М.: Просвещение, 2004. 207 с.
4. Кальянов В.Т. Эстетическая подготовка учителя в школе. Дис...канд. М, 2007. 180 с.
5. Гаджиева Х. Наглядные пособия в системе художественно-эстетического образования и воспитания учащихся //Искусство в школе. № 1. 2007. С. 81 - 85.
6. Бекоева М.И. Совершенствование процесса технологизации системы управления образованием // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-9. С. 73-78.
7. Тахохов Б.А. Духовно-нравственное воспитание -актуальная проблема // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 207-210.
8. Аббасова К.Я. Нравственные ценности как правила жизни // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 3 (07). С. 19-24.
9. Холомина О.А., Курилова А.А. Формирование нравственно-эстетических ценностей в процессе обучения у учеников начальных классов на основе интегрированного подхода // Карельский научный журнал. 2013. № 3. С. 8-11.
10. Агапова Э.И. Значение духовных практик в истории современного российского общества // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 58-61.
11. Позднякова О.К. Педагогические аспекты духовно-практического освоения действительности в морали // Самарский научный вестник. 2016. № 3 (16). С. 174179.
12. Калинина Л.Ю. Ресурс синестезии в музыкальном образовании: современные аспекты проблемы // Балтийский гуманитарный журнал. Т. 6. №1 (18). 2017. С. 103-106.
13. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2006. 640 с.
14. Цораева Ф.Н. Этнокомпонент в нравственно-эстетическом воспитании обучающихся ОУ Чеченской Республики //Известия Чеченского государственного педагогического института. 2017. Т. 1. №1 (17). С. 128-134.
15. Нурутдинова А. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства на уроках художественного цикла и во внеучебной деятельности //Искусство в школе. № 1. 2007. С. 64 - 66.
16. Поляткова Н.А., Якушева С.Д. Нравственно-эсте-
тическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы //В мире научных открытий. 2010. № 5-3. С. 88-94.
17. Прохорова Т.Н. Особенности нового мышления в современном понимании педагогики искусства в школе //Образование как ресурс развития. Астрахань, 2002. С. 18-24.
18. Прохорова Т.Н. Теория и практика формирования творческой личности учащегося в системе художественно-эстетического образования: дис. ... д-ра пед. наук. М. 2003. 320 с.
19. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. 287 с.
20. Наседкина А.В., Корнилова О.А. Сущность и содержание интегративного подхода в процессе формирования профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №1 (14). С. 124-127.
21. Токкулинова Г.К., Молбасынова Ж.М. Проблемы нравственно-эстетического воспитания учащейся молодежи //Фундаментальные исследования. 2012. № 9-4. С. 862-864.
22. Гущина Л.В., Ершова Л.В. Специфика методов нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами искусства народной игрушки // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 6. С. 35.
23. Бекоева М.И. Основные направления профори-ентационной деятельности в современной общеобразовательной школе //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 159-162.
24. Цаллагова Ф.К. Национальная художественная культура в содержании нравственно-эстетического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 212-214.
25. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2005. 576 с.
Статья поступила в редакцию 28.09.2017
Статья принята к публикации 25.12.2017