УДК 658.5.011
КОНЦЕПЦИЯ TQM КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ В РОССИИ
М. Ю. Горячева
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: mafka_goryacheva @mail.sibsau.ru
Описывается одно из решений современной проблемы становления концепции Всеобщего качества национальной идеей России. Также рассмотрены подходы к руководству организацией, нацеленные на качество и направленные на достижение долгосрочного успеха. Проанализирована информация, позволяющая сравнить опыт внедрения TQM в отечественную практику с другими странами.
Ключевые слова: TQM, система качества.
THE CONCEPT OF TQM - NATIONAL LEVEL IN RUSSIA M. Y. Goryacheva
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: mafka_goryacheva @mail.sibsau.ru
Describes one solution to the problem of formation of the modern concept of total quality national idea of Russia. Also discusses approaches to the governance of the organization, focused on quality and aimed at achieving long-term success. Analyzed information, enabling them to compare the experience of introducing the concept of TQM in national practices with other countries.
Keywords: TQM, system of quality.
Ведя разговор о системах качества, его обеспечении и постоянном улучшении, нельзя обойти стороной такое ныне популярное во всем мире понятие как Total Quality Management (TQM). TQM -адаптация классического операционного менеджмента к изменчивости внешней среды, когда нормы выработки как метод управления становятся неэффективны. Лишь халатность и злой умысел связаны с намеренным недостижением необходимого уровня качества. Все остальное - не вина, а беда, привнесенная плохим менеджментом.
Многие страны - Япония, Корея, Сингапур, Малайзия, Гонконг, Англия, Германия, в последние годы Бразилия - подняли концепции Всеобщего качества на уровень национальной идеи. Российская промышленность и сфера услуг действительно только в начале пути к овладению TQM, и стартовая скорость тоже не внушает большого оптимизма. Нынешняя Россия не сформулировала ни миссии, ни целей, ни ценностей, ни руководящих принципов [1].
Вынесение идей Всеобщего качества на уровень нации является необходимым хотя бы по следующим четырем причинам:
1. Системный характер обеспечения качества. Качество продукции, услуг - системное понятие, оно с трудом решается в рамках одного, отдельно взятого предприятия. Особенно четко это видно на примере автомобильной продукции. Чтобы поднять качество своих автомобилей, «АвтоВАЗ» и «ГАЗ» должны потребовать соответствующего подъема качества продукции от своих поставщиков. Их около полутысячи у каждого. Поставщики, в свою очередь, должны добиваться подъема качества своих поставщиков-субподрядчиков. А это уже тысячи предприятий, значительная часть промышленности.
2. Авторитет продукции начинается с ее национальной принадлежности. Покупатели в своем выборе чаще всего ориентируются на страну, к которой принадлежит производитель. Репутация страны в вопросах качества - очень важный фактор успеха в международной торговле. Все знают:
Секция «Метрология, стандартизация и сертификация»
японское - значит отличное. Другое отношение к китайским товарам, польским и, к сожалению, к российским. Переломить ситуацию можно лишь представив концепцию Всеобщего качества как основу экономической политики страны.
3. Социально-экономический аспект Всеобщего качества. Концепции TQM гуманны и справедливы, они несут классовый мир и сотрудничество между владельцами, менеджерами и служащими. Другими словами, концепции Всеобщего качества привносят стабильность и справедливость в социальную жизнь страны, общества, и в этом они также должны быть востребованы на национальном уровне. Для России начала XXI вв. концепции Всеобщего качества представляют дополнительный интерес в связи с отсутствием идеи, объединяющих страну.
4. Использование научно-технического потенциала России. Очевидно, что концепции Всеобщего качества особенно привлекательны для научной и в целом интеллектуальной части общества. Огромное количество научных работников из бывших отраслевых НИИ, профессора и преподаватели вузов не востребованы сегодня промышленностью. Масштабное внедрение TQM на большом числе российских компаний с продуманной поддержкой государства могло бы начать процесс интеграции науки и производства.
Подготовительные действия необходимы. Выявим основные причины причин неэффективности наших предприятий:
а) низкий уровень морали и цинизм большой части работающих;
б) неадекватная рыночным механизмам структура промышленных предприятий;
в) низкие качество продукции, услуг и производительность;
г) длительные сроки освоения новой продукции и неэффективный менеджмент;
А теперь сравним предприятия, использующие TQM с отечественным производством:
а) высокий уровень морали у всех служащих и эффективный менеджмент, а именно:
- наличие четкого контроля за менеджерами со стороны собственников;
- новый стиль менеджмента, обеспечивающий высокую мотивацию и вовлеченность персонала;
б) ориентация на удовлетворение всех заинтересованных сторон;
в) непрерывное улучшение качества продукции, услуг, процессов, работы;
г) качество как цель номер один, ведущая к снижению затрат, сокращению сроков, повышению производительности и в итоге победе над конкурентами;
д) непрерывное образование всего персонала;
е) четкое распределение ответственности, полномочий и взаимодействия [1].
Опыт внедрения TQM в отечественную практику позволяет выделить основные составляющих:
1) создание документированных систем качества; взаимоотношения с поставщиками;
2) взаимоотношения с потребителями; 3) мотивация к улучшению качества; обучение в области качества [2].
Внедрение TQM в России, как и любые перемены, связанные с переходом к рыночной системе хозяйствования, сопровождаются рядом барьеров, одни из которых - наследство советского прошлого, другие - объективная реальность настоящего. Успех и реализация потенциала российского бизнеса в первую очередь будет зависеть от адекватного восприятия происходящего всеми участниками процесса.
Подводя итоги, можно выделить основные роли каждого из сторон и свести данные в таблицу.
Роль сторон при внедрении TQM как национальный уровень в России
Сторона Обязанности
Государство - устанавливать вектор развития и способствовать формированию культуры качества
Потребители - защищать и отстаивать свои интересы
Компании - удовлетворять требования и пожелания потребителей
Наука - формировать научную и методологическую базу для адаптации философии качества
Образование - готовить грамотных специалистов для осуществления преобразований
Должна ли концепция Всеобщего качества стать национальной идеей России? Процитирую русского философа Ивана Ильина (1882-1954): «Верим и знаем: придет час, и Россия восстанет из распада и унижения и начнет эпоху нового расцвета и нового величия. Но возродится она и расцветет лишь после того, как русские люди поймут, что спасение надо искать в качестве!» Только разоблачив
и отвергнув практику бескачественности, страна может рассчитывать на достойное место в мировой экономике [3].
Библиографические ссылки
1. Качалов В. А. Энциклопедия ошибок в менеджменте качества // Стандарты и качествою
2003.
2. Мазур И. И., Шапиро В. Д. Управление качеством : учеб. пособие. М. : Высш. шк., 2003.
3. Международные стандарты ИСО серии 9000 и статистические методы (новая версия и процессный подход) // Сб. материалов 13-й Междунар. конф. СМЦ «Приоритет», Нижний Новгород. 2001.
© Горячева М. Ю., 2016