УДК 661
КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ
А. В. Наумова Научный руководитель - А. И. Таюрский
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E - mail: [email protected]
Рассматривается концепция управления качеством образования и возможности ее реализации в системе подготовки инженерных кадров.
Ключевые слова: инженерно-техническое образование, качество образовательных услуг, сфера образования
THE CONCEPT OF MANAGEMENT OF EDUCATION QUALITY AND OPPORTUNITIES OF ITS IMPLEMENTATION IN THE SYSTEM OF TRAINING OF ENGINEERING PERSONNEL
A. V. Naumova Scientific Supervisor - A. I. Tayurskiy
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E - mail: [email protected]
The article discusses the concept of quality management of éducation and the possibility of its realization in the system of engineering personnel training
Keywords: engineering education, quality educational services, education
Основное направление модернизации системы финансирования образовательных учреждений и их систем - это рационализация расходов федерального, региональных и местных бюджетов путем введения нормативных принципов их перераспределения и обеспечения прозрачности процессов распределения и использования.
Важным моментом намеченных механизмов является фактическое включение внебюджетных средств, получаемых учебными заведениями от коммерческой деятельности, в единый процесс бюджетирования. С экономической точки зрения эта инновация не может не вызвать серьезных сомнений, поскольку жесткая регламентация использования заработанных средств в состоянии подорвать стимулы на уровне учебного заведения как к максимизации внебюджетной составляющей, так и к рациональному использованию всей совокупности располагаемых ими финансовых средств [1].
Указанная интенсивная проработка вопросов финансирования образования всегда сочеталась с существенно меньшим вниманием, уделявшимся органами управления совершенствованию содержания образовательного процесса и качества образования. Фактически значимые документы этой области затрагивали лишь два момента: усиление стандартизующего начала в системе высшего образования и организационных вопросов перехода учащихся от одной ступени образования к другой. В то же время следует признать, что одной из самых актуальных проблем, стоящих перед руководителями и преподавателями российских вузов, является проблема формирования системы надежного управления качеством образования. Под качеством, понимается со-
Секция «Современнее проблемы экономики труда и управления персоналом»
вокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Опыт работы в системе высшей школы, обобщение ряда исследований отечественных и зарубежных ученых и практиков высшей школы, в том числе стран, где автору приходилось непосредственно знакомиться с организацией высшего образования (Германия, Франция), позволяет сформулировать ряд положений, характеризующих ее состояние:
- разработка программы реформирования сферы образования в отрыве от социально-экономических, демографических и политических тенденций, не связанная с общим направлением реформ в социальной сфере, не достигает своих целей;
- отсутствие адекватной институциональной среды, задающей рамки трансформации системы управления образованием и ее организационно-экономического механизма, не только сдерживает, но и препятствует развитию содержания образования, повышению его качества;
- недостаточный учет фактора регионализации систем образования, стремление к единообразию, не учитывающему существенную региональную дифференциацию страны, также выступает серьезной причиной низкой эффективности проводимой федеральной образовательной политики;
- отсутствие последовательно реализуемой и доходчиво объясненной населению программы реформ не дает возможности опираться на поддержку большинства образовательного сообщества, активнее подключать к ее осуществлению общественно-государственные организации [2].
Особенностью образования является более сложная, чем для продуктов, структура потребления. В качестве потребителей результатов образовательного процесса выступают как сами студенты, так и их семьи, предприятия, на которых они будут работать, и, наконец, общество и государство в целом, которые будут эффективно (или неэффективно) использовать их потенциал. В связи с этим качество образования можно определить, как совокупность свойств и характеристик образовательного процесса, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности в знаниях и навыках отдельных граждан, предприятий и организаций, общества и государства.
Одним из инструментов обеспечения гарантии качества образовательной услуги является его оценка, т.е. оценка качества процесса преподавания и обучения, также исследование деятельности самим университетом или внешними экспертами. Например, обратная связь с предприятиями, изучение мнения потребителей, участие в конкурсах по системам качества [3].
Следовательно, необходима разработка эффективных процессов по участию всех заинтересованных сторон: органов государственной власти, работодателей, молодежи и студенческих организаций, представителей учебных заведений, общественности [3].
В России, в XXI веке. Революционное изменение технологий на рубеже веков, опирающихся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов, и связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира за обладание данными ресурсами, становятся важнейшими условиями, определяющими не только экономику, но и политику нового века. Например, дефицит специалистов в области информационных технологий в экономике США в настоящее время составляет более миллиона человек и, по прогнозам, будет возрастать, а ликвидировать его за счет внутренних ресурсов, по мнению американских аналитиков, не удастся. В связи с этим уровень интеллектуального потенциала страны, непосредственно определяемый качеством высшего образования, становится важнейшим фактором не только экономического и социального развития, но и условием ее экономической и политической самостоятельности, основой ее выживания. В последнее десятилетие тысячи организаций во всём мире внедряют философию всеобщего управления качеством Total Quality Management - TQM), которая может и должна быть положена в основу всех процессов деятельности организации. Философия TQM непосредственно связана и базируется на нормах обеспечения качества, заложенных в серии международных стандартов ISO 9000, разработанных Международной организацией стандартов (International Standards Organization - ISO) [4].
Первоначально использование методов управления качеством наибольшее распространение получило в промышленности, однако, в настоящее время философия управления качеством и нормы его обеспечения находят применение в сфере предоставления услуг: в здравоохранении, в сервисе, не исключение и сфера образования.
До середины 1995 года только четыре образовательных учреждения за рубежом были сертифицированы в соответствии с требованиями норм международных стандартов серии ISO 9000. В настоящее время работы по внедрению элементов системы качества и созданию руководства по качеству для образовательных учреждений ведутся практически во всех странах Европы и США. В чём же привлекательность этого подхода и необходимость проведения этих работ в настоящее время не только за рубежом, но и в нашей стране? Согласно ISO 8402, TQM - это подход к руководству организацией, нацеленной на качество, который основан на участии всех ее членов и направлен на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества. Как видно из определения, подход к управлению с позиций TQM в образовательной организации позволяет решить следующие актуальные задачи:
- удовлетворение потребностей современного общества в высококвалифицированных специалистах;
- решение экономических проблем в образовании;
- создание команды единомышленников, способных эффективно решать поставленные задачи в интересах всего коллектива.
Таким образом, необходимость внедрения TQM связана с главной задачей образования на современном этапе - совершенствованием образовательных программ и улучшением качества предоставления образовательных услуг в целях удовлетворения потребностей общества и подготовки специалистов, отвечающих требованиям современного этапа развития экономики российского государства. Все это потребовало анализа всех аспектов качества образования, изучения перспектив внедрения в сферу образования принципов и идей TQM - Всеобщего управления качеством, а также обобщения первых практических шагов по внедрению стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г. в систему управления качеством образования в ряде вузов России и Татарстана. Результатом наших исследований в данной сфере стал совместный труд коллектива Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева (КАИ) «Управление качеством в системе образования», вышедший в издательстве «Стандарты и качество» в 2003 году. Помимо сугубо теоретических вопросов (качество как область познания, эволюция взглядов на проблему оценки качества образования, система критериев качества образования и др.) в ней рассматриваются вопросы, имеющие ярко выраженный прикладной характер. К ним относятся: государственные стандарты и проблема повышения качества образования, проектирование систем управления качеством, оценка соответствия системы управления качеством вуза требованиям стандарта серии ISO 9000 и др.
Библиографические ссылки
1. Багаутдинова Н. Г. Концепция управления качеством образования и возможности ее реализации в системе подготовки инженерных кадров высшей квалификации // Российское предпринимательство. — 2004. — № 3 (51). — С. 25-30. — URL: http://bgscience.ru/lib/1241/
2. Леденева И. Н. Метод оценки качества подготовки кадров в системе профессионального образования // Креативная экономика. — 2010. — № 2 (38). — С. 96-101. — URL: http://bgscience.ru/lib/4185/
3. Окунева Т. Г., Подвербных О. Е. Организационно-экономический подход в управлении подготовки инженерных кадров в системе высшего образования // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (19-20 марта 2015г., Красноярск) / Сиб.гос.аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2015. - 478 с.
4. Товышева И. З. Внешняя оценка качества образовательных услуг учреждений высшего профессионального образования как основа целостной общероссийской системы оценки качества образования // Креативная экономика. — 2010. — № 5 (41). — С. 87-90. — URL: http://bgscience.ru/lib/4218/
© Наумова А. В., 2017