Научная статья на тему 'Концепция управления качеством образования и возможности ее реализации в системе подготовки инженерных кадров высшей квалификации'

Концепция управления качеством образования и возможности ее реализации в системе подготовки инженерных кадров высшей квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багаутдинова Н.Г.

С1992 по 2003 гг. в Российской Федерации был принят целый ряд правительственных документов, которые способны определить будущее развитие сферы образования на достаточно длительную перспективу. Среди них следует выделить федеральные законы «Об образовании» (с дополнениями и изменениями), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». При этом вопрос о том, какова будет эта перспектива, остается в настоящее время открытым, поскольку подавляющая часть этих документов посвящена фактически лишь модернизации системы финансирования образовательных учреждений и их систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция управления качеством образования и возможности ее реализации в системе подготовки инженерных кадров высшей квалификации»

выживание интеллекта

концепция управления качеством образования и возможности ее реализации в системе подготовки инженерных кадров высшей квалификации

С1992 по 2003 гг. в Российской Федерации был принят целый ряд правительственных документов, которые способны определить будущее развитие сферы образования на достаточно длительную перспективу. Среди них следует выделить федеральные законы «Об образовании» (с дополнениями и изменениями), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». При этом вопрос о том, какова будет эта перспектива, остается в настоящее время открытым, поскольку подавляющая часть этих документов посвящена фактически лишь модернизации системы финансирования образовательных учреждений и их систем.

Основное направление модернизации системы финансирования образовательных учреждений и их систем - это рационализация расходов федерального, региональных и местных бюджетов путем введения нормативных принципов их перераспределения и обеспечения прозрачности процессов распределения и использования. Важным моментом намеченных механизмов является фактическое включение внебюджетных средств, получаемых учебными заведениями от коммерческой деятельности, в единый процесс бюджетирования. С экономической точки зрения эта инновация не может не вызвать серьезных сомнений, поскольку жесткая регламентация использования заработанных средств в состоянии подорвать стимулы на уровне учебного заведения как к максимиза-

Багаутдинова Н.Г.

канд. экон. наук,

доцент, зав. кафедрой

промышленной

коммерции и

маркетинга

Казанского

государственного

технического

университета им.

АНТТуполева

_интенсивная

_проработка

_вопросов

_финансирования

образования всегда

_сочеталась

_с существенно

_меньшим

_вниманием

_к совершенство_ванию

образовательного _процесса

ции внебюджетной составляющей, так и к рациональному использованию всей совокупности располагаемых ими финансовых средств.

Указанная интенсивная проработка вопросов финансирования образования всегда сочеталась с существенно меньшим вниманием, уделявшимся органами управления совершенствованию содержания образовательного процесса и качества образования. Фактически значимые документы этой области затрагивали лишь два момента: усиление стандартизующего начала в системе высшего образования и организационных вопросов перехода учащихся от одной ступени образования к другой. В то же время следует признать, что одной из самых актуальных проблем, стоящих перед руководителями и преподавателями российских вузов, является проблема формирования системы надежного управления качеством образования. Под качеством, согласно ИСО 8402, нами понимается совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Опыт работы в системе высшей школы, обобщение ряда исследований отечественных и зарубежных ученых и практиков высшей школы, в том числе стран, где автору приходилось непосредственно знакомиться с организацией высшего образования (Германия, Франция), позволяет сформулировать ряд положений, характеризующих ее состояние:

- разработка программы реформирования сферы образования в отрыве от социально-экономических, демографических и политических тенденций, не связанная с общим направлением реформ в социальной сфере, не достигает своих целей;

- отсутствие адекватной институциональной среды, задающей рамки трансформации системы управления образованием и ее организационно-экономического механизма, не только сдерживает, но и препятствует развитию содержания образования, повышению его качества;

- недостаточный учет фактора регионализации систем образования, стремление к единообразию, не учитывающему существенную региональную дифференциацию страны, также выступает серьезной причиной низкой эффективности проводимой федеральной образовательной политики;

- отсутствие последовательно реализуемой и доходчиво объясненной населению программы реформ не дает возможности опираться на поддержку большинства образовательного сообщества, активнее подключать к ее осуществлению общественно-государственные организации.

Особенностью образования является более сложная, чем для продуктов, структура потребления. В качестве потребителей результатов образовательного процесса выступают как сами студенты, так и их семьи, предприятия, на которых они будут работать, и, наконец, общество и государство в целом, которые будут эффективно (или неэффективно) использовать их потенциал. В связи с этим качество образования можно определить как совокупность свойств и характеристик образовательного процесса, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности в знаниях и навыках отдельных граждан, предприятий и организаций, общества и государства.

Основные свойства и характеристики образовательного процесса, которые определяют его качество, можно представить в виде диаграммы, приведенной на рис. 1. Такой вид диаграмм качества предложен одним из ведущих в мире специалистов в области качества К. Ишикавой (К. Ishikawa) и в настоящее время является общеупотребительным.

Таким образом, концептуально качество образования включает в себя:

- качество человека;

- качество содержания учебного материала;

- качество образовательных технологий. Качество высшего образования имеет определяющее значение для успешного развития практически любой страны, в особенности

одной из самых

актуальных

является проблема

формирования

системы

надежного

управления

качеством

образования

Рис. 1. Свойства образовательного процесса, определяющие его качество

_в качестве

_потребителей

_результатов

образовательного

_процесса

_выступают

_как сами

_студенты,

_так и их семьи,

_предприятия,

на которых они будут работать

России, в XXI веке. Революционное изменение технологий на рубеже веков, опирающихся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов, и связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира за обладание данными ресурсами, становятся важнейшими условиями, определяющими не только экономику, но и политику нового века. Например, дефицит специалистов в области информационных технологий в экономике США в настоящее время составляет более миллиона человек и, по прогнозам, будет возрастать, а ликвидировать его за счет внутренних ресурсов, по мнению американских аналитиков, не удастся. В связи с этим уровень интеллектуального потенциала страны, непосредственно определяемый качеством высшего образования, становится важнейшим фактором не только экономического и социального развития, но и условием ее экономической и политической самостоятельности, основой ее выживания.

В последнее десятилетие тысячи организаций во всём мире внедряют философию Всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM), которая может и должна быть положена в основу всех процессов деятельности организации. Философия TQM непосредственно связана и базируется на нормах обеспечения качества, заложенных в серии международных стандартов ISO 9000, разработанных Международной организацией стандартов (International Standards Organization - ISO).

Первоначально использование методов управления качеством наибольшее распространение получило в промышленности, однако, в настоящее время философия управления качеством и нормы его обеспечения находят применение в сфере предоставления услуг: в здравоохранении, в сервисе, не исключение и сфера образования.

До середины 1995 года только четыре образовательных учреждения за рубежом были сертифицированы в соответствии с требованиями норм международных стандартов серии ISO 9000. В настоящее время работы по внедрению элементов системы качества и созданию руко водства по качеству для образовательных реждений ведутся практически во всех стр Европы и США. В чём же привлекательность этого подхода и необходимость проведения этих работ в на стоящее время не только за рубежом, но и в на шей стране?

Согласно ISO 8402, TQM - это подход к р водству организацией, нацеленной на качест во, который основан на участии всех ее членов и направлен на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества. Как видно из определения, подход к управлению с позиций TQM в образовательной организации позволяет решить следующие актуальные задачи:

- удовлетворение потребностей современного общества в высококвалифицированных специалистах;

уровень

интеллектуального потенциала страны становится условием экономической и политической самостоятельности России, основой ее выживания

а ние

и

_ - решение экономических проблем в образо-

_ вании;

_ - создание команды единомышленников, спо-

_ собных эффективно решать поставленные за_ дачи в интересах всего коллектива.

_ Таким образом, необходимость внедрения

_ TQM связана с главной задачей образования на

современном этапе - совершенствованием об_ разовательных программ и улучшением качества предоставления образовательных услуг в

_____целях удовлетворения потребностей общества

_____и подготовки специалистов, отвечающих требованиям современного этапа развития экономики российского государства. _ Все это потребовало анализа всех аспектов качества образования, изучения перспектив внедрения в сферу образования принципов и идей TQM - Всеобщего управления качеством, а так_ _ _ же обобщения первых практических шагов по

_ внедрению стандартов ИСО серии 9000 версии

_ 2000 г. в систему управления качеством образо-

_ вания в ряде вузов России и Татарстана.

Результатом наших исследований в данной _ сфере стал совместный труд коллектива Казан_ ского государственного технического универ-

_ ситета им. А.Н.Туполева (КАИ) «Управление ка_ чеством в системе образования», вышедший в

_ издательстве «Стандарты и качество» в 2003 го_ ду. Помимо сугубо теоретических вопросов

(качество как область познания, эволюция взглядов на проблему оценки качества образования, система критериев качества образования и др.) в ней рассматриваются вопросы, имеющие ярко выраженный прикладной ха-

_ рактер. К ним относятся: государственные

стандарты и проблема повышения качества образования, проектирование систем управления качеством, оценка соответствия системы управления качеством вуза требованиям стандарта серии ISO 9000 и др.

рп

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.