выживание интеллекта
концепция управления качеством образования и возможности ее реализации в системе подготовки инженерных кадров высшей квалификации
С1992 по 2003 гг. в Российской Федерации был принят целый ряд правительственных документов, которые способны определить будущее развитие сферы образования на достаточно длительную перспективу. Среди них следует выделить федеральные законы «Об образовании» (с дополнениями и изменениями), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». При этом вопрос о том, какова будет эта перспектива, остается в настоящее время открытым, поскольку подавляющая часть этих документов посвящена фактически лишь модернизации системы финансирования образовательных учреждений и их систем.
Основное направление модернизации системы финансирования образовательных учреждений и их систем - это рационализация расходов федерального, региональных и местных бюджетов путем введения нормативных принципов их перераспределения и обеспечения прозрачности процессов распределения и использования. Важным моментом намеченных механизмов является фактическое включение внебюджетных средств, получаемых учебными заведениями от коммерческой деятельности, в единый процесс бюджетирования. С экономической точки зрения эта инновация не может не вызвать серьезных сомнений, поскольку жесткая регламентация использования заработанных средств в состоянии подорвать стимулы на уровне учебного заведения как к максимиза-
Багаутдинова Н.Г.
канд. экон. наук,
доцент, зав. кафедрой
промышленной
коммерции и
маркетинга
Казанского
государственного
технического
университета им.
АНТТуполева
_интенсивная
_проработка
_вопросов
_финансирования
образования всегда
_сочеталась
_с существенно
_меньшим
_вниманием
_к совершенство_ванию
образовательного _процесса
ции внебюджетной составляющей, так и к рациональному использованию всей совокупности располагаемых ими финансовых средств.
Указанная интенсивная проработка вопросов финансирования образования всегда сочеталась с существенно меньшим вниманием, уделявшимся органами управления совершенствованию содержания образовательного процесса и качества образования. Фактически значимые документы этой области затрагивали лишь два момента: усиление стандартизующего начала в системе высшего образования и организационных вопросов перехода учащихся от одной ступени образования к другой. В то же время следует признать, что одной из самых актуальных проблем, стоящих перед руководителями и преподавателями российских вузов, является проблема формирования системы надежного управления качеством образования. Под качеством, согласно ИСО 8402, нами понимается совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Опыт работы в системе высшей школы, обобщение ряда исследований отечественных и зарубежных ученых и практиков высшей школы, в том числе стран, где автору приходилось непосредственно знакомиться с организацией высшего образования (Германия, Франция), позволяет сформулировать ряд положений, характеризующих ее состояние:
- разработка программы реформирования сферы образования в отрыве от социально-экономических, демографических и политических тенденций, не связанная с общим направлением реформ в социальной сфере, не достигает своих целей;
- отсутствие адекватной институциональной среды, задающей рамки трансформации системы управления образованием и ее организационно-экономического механизма, не только сдерживает, но и препятствует развитию содержания образования, повышению его качества;
- недостаточный учет фактора регионализации систем образования, стремление к единообразию, не учитывающему существенную региональную дифференциацию страны, также выступает серьезной причиной низкой эффективности проводимой федеральной образовательной политики;
- отсутствие последовательно реализуемой и доходчиво объясненной населению программы реформ не дает возможности опираться на поддержку большинства образовательного сообщества, активнее подключать к ее осуществлению общественно-государственные организации.
Особенностью образования является более сложная, чем для продуктов, структура потребления. В качестве потребителей результатов образовательного процесса выступают как сами студенты, так и их семьи, предприятия, на которых они будут работать, и, наконец, общество и государство в целом, которые будут эффективно (или неэффективно) использовать их потенциал. В связи с этим качество образования можно определить как совокупность свойств и характеристик образовательного процесса, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности в знаниях и навыках отдельных граждан, предприятий и организаций, общества и государства.
Основные свойства и характеристики образовательного процесса, которые определяют его качество, можно представить в виде диаграммы, приведенной на рис. 1. Такой вид диаграмм качества предложен одним из ведущих в мире специалистов в области качества К. Ишикавой (К. Ishikawa) и в настоящее время является общеупотребительным.
Таким образом, концептуально качество образования включает в себя:
- качество человека;
- качество содержания учебного материала;
- качество образовательных технологий. Качество высшего образования имеет определяющее значение для успешного развития практически любой страны, в особенности
одной из самых
актуальных
является проблема
формирования
системы
надежного
управления
качеством
образования
Рис. 1. Свойства образовательного процесса, определяющие его качество
_в качестве
_потребителей
_результатов
образовательного
_процесса
_выступают
_как сами
_студенты,
_так и их семьи,
_предприятия,
на которых они будут работать
России, в XXI веке. Революционное изменение технологий на рубеже веков, опирающихся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов, и связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира за обладание данными ресурсами, становятся важнейшими условиями, определяющими не только экономику, но и политику нового века. Например, дефицит специалистов в области информационных технологий в экономике США в настоящее время составляет более миллиона человек и, по прогнозам, будет возрастать, а ликвидировать его за счет внутренних ресурсов, по мнению американских аналитиков, не удастся. В связи с этим уровень интеллектуального потенциала страны, непосредственно определяемый качеством высшего образования, становится важнейшим фактором не только экономического и социального развития, но и условием ее экономической и политической самостоятельности, основой ее выживания.
В последнее десятилетие тысячи организаций во всём мире внедряют философию Всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM), которая может и должна быть положена в основу всех процессов деятельности организации. Философия TQM непосредственно связана и базируется на нормах обеспечения качества, заложенных в серии международных стандартов ISO 9000, разработанных Международной организацией стандартов (International Standards Organization - ISO).
Первоначально использование методов управления качеством наибольшее распространение получило в промышленности, однако, в настоящее время философия управления качеством и нормы его обеспечения находят применение в сфере предоставления услуг: в здравоохранении, в сервисе, не исключение и сфера образования.
До середины 1995 года только четыре образовательных учреждения за рубежом были сертифицированы в соответствии с требованиями норм международных стандартов серии ISO 9000. В настоящее время работы по внедрению элементов системы качества и созданию руко водства по качеству для образовательных реждений ведутся практически во всех стр Европы и США. В чём же привлекательность этого подхода и необходимость проведения этих работ в на стоящее время не только за рубежом, но и в на шей стране?
Согласно ISO 8402, TQM - это подход к р водству организацией, нацеленной на качест во, который основан на участии всех ее членов и направлен на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества. Как видно из определения, подход к управлению с позиций TQM в образовательной организации позволяет решить следующие актуальные задачи:
- удовлетворение потребностей современного общества в высококвалифицированных специалистах;
уровень
интеллектуального потенциала страны становится условием экономической и политической самостоятельности России, основой ее выживания
а ние
и
_ - решение экономических проблем в образо-
_ вании;
_ - создание команды единомышленников, спо-
_ собных эффективно решать поставленные за_ дачи в интересах всего коллектива.
_ Таким образом, необходимость внедрения
_ TQM связана с главной задачей образования на
современном этапе - совершенствованием об_ разовательных программ и улучшением качества предоставления образовательных услуг в
_____целях удовлетворения потребностей общества
_____и подготовки специалистов, отвечающих требованиям современного этапа развития экономики российского государства. _ Все это потребовало анализа всех аспектов качества образования, изучения перспектив внедрения в сферу образования принципов и идей TQM - Всеобщего управления качеством, а так_ _ _ же обобщения первых практических шагов по
_ внедрению стандартов ИСО серии 9000 версии
_ 2000 г. в систему управления качеством образо-
_ вания в ряде вузов России и Татарстана.
Результатом наших исследований в данной _ сфере стал совместный труд коллектива Казан_ ского государственного технического универ-
_ ситета им. А.Н.Туполева (КАИ) «Управление ка_ чеством в системе образования», вышедший в
_ издательстве «Стандарты и качество» в 2003 го_ ду. Помимо сугубо теоретических вопросов
(качество как область познания, эволюция взглядов на проблему оценки качества образования, система критериев качества образования и др.) в ней рассматриваются вопросы, имеющие ярко выраженный прикладной ха-
_ рактер. К ним относятся: государственные
стандарты и проблема повышения качества образования, проектирование систем управления качеством, оценка соответствия системы управления качеством вуза требованиям стандарта серии ISO 9000 и др.
рп