Научная статья на тему 'Система управления качеством в сфере образования и особенности ее реализации в процессе подготовки специалистов энергетического комплекса'

Система управления качеством в сфере образования и особенности ее реализации в процессе подготовки специалистов энергетического комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багаутдинова Н. Г.

В настоящей статье рассматриваются основные этапы реализации TQM-подхода в инженерном образовании и меры по организации подготовки кадрового потенциала энергетического комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of quality in the sphere of education and peculiarities of its realization in the process of energetic complex specialist training

The paper deals with the main stages of TOM-approach realization in the engineer education and measures on organization of energetic complex staff potential training.

Текст научной работы на тему «Система управления качеством в сфере образования и особенности ее реализации в процессе подготовки специалистов энергетического комплекса»

НАУЧНО-МЕТ ГОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

ЗАНИЯ В ОБЛАСТИ НЕРГЕТИКИ

УДК 378.1

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО

КОМПЛЕКСА

Н.Г. БАГАУТДИНОВА

В настоящей статье рассматриваются основные этапы реализации TQM-подхода в инженерном образовании и меры по организации подготовки кадрового потенциала энергетического комплекса.

Реструктуризация российской энергетики требует значительных усилий по совершенствованию инженерного образования, реализации программ подготовки и переподготовки кадров по новым для вузов энергетическим специальностям, включая системы управления качеством на энергетических предприятиях.

Согласно результатам исследования, проведенного экспертами Московского энергетического института, специалистов действительно высокого класса по энергетическим специальностям готовят только 10 - 15 российских вузов, что ведет к падению престижа профессии инженера энергетического комплекса.

Качество высшего образования имеет определяющее значение для успешного развития практически любой страны, в особенности России, в XXI веке. Революционное изменение технологий на рубеже веков, опирающихся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов, и связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира за такие факторы производства, становятся важнейшими условиями, определяющими не только экономику, но и политику нового века. Например, дефицит специалистов в области информационных технологий в экономике США в настоящее время составляет более миллиона человек и, по прогнозам, будет возрастать, а ликвидировать его за счет внутренних ресурсов, по мнению американских аналитиков, не удастся.

В связи с этим уровень интеллектуального потенциала страны, непосредственно определяемый качеством высшего образования, становится важнейшим фактором не только экономического и социального развития, но и условием ее экономической и политической самостоятельности, основой ее выживания.

В последнее десятилетие тысячи организаций во всём мире внедряют философию Всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM) при организации своей деятельности. Всеобщее управление качеством является

© Н.Г. Багаутдинова

Проблемы энергетики, 2003, № 7-8

философией, которая может и должна быть положена в основу этой деятельности для постоянного улучшения всех процессов деятельности организации. Философия TQM непосредственно связана и базируется на серии норм обеспечения качества, заложенных в серии международных стандартов серии ISO 9000, разработанных Международной организацией стандартов (International Standards Organization - ISO).

Первоначально использование методов управления качеством наибольшее распространение получило в промышленности, однако в настоящее время философия управления качеством и нормы его обеспечения, которые сформулированы в серии международных стандартов серии ISO 9000, находят применение в сфере предоставления услуг - здравоохранении, сервисе, не исключение - сфера образования.

До середины 1995 года только четыре образовательных учреждения за рубежом были сертифицированы в соответствии с требованиями норм международных стандартов серии ISO 9000. В настоящее время работы по внедрению элементов системы качества и созданию руководства по качеству для образовательных учреждений ведутся практически во всех странах Европы и США.

В чём же привлекательность этого подхода и необходимость проведения этих работ в настоящее время не только за рубежом, но и в нашей стране? Согласно ISO 8402, TQM - это подход к руководству организацией, нацеленной на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества. Как видно из определения, подход к управлению с позиций TQM в образовательной организации позволяет решить следующие актуальные задачи:

1. Удовлетворение потребностей современного общества в высококвалифицированных специалистах.

2. Решение экономических проблем в образовании.

3. Создание команды единомышленников, способных эффективно решать поставленные задачи в интересах всего коллектива.

Таким образом, необходимость внедрения TQM связана с главной задачей образования на современном этапе - совершенствованием образовательных программ и улучшением качества предоставления образовательных услуг в целях удовлетворения потребностей общества и подготовки специалистов, отвечающих требованиям современного этапа развития экономики российского государства.

Организация работ по внедрению принципов TQM в образовательном учреждении, как и на любых предприятиях промышленности или сферы услуг, должна включать следующие стадии:

1. Принятие решения высшим руководством образовательного учреждения о проведении работ по внедрению TQM-подхода в управлении организацией. Это предполагает определение всех проблем, которые могут возникнуть в организации, связанных с изменением организационной структуры, с затратами по управлению, обеспечению и улучшению качества (в сфере промышленности объём затрат составляет не менее 5 -10 % от оборота предприятия), с подготовкой кадрового потенциала и т. д., а также осознание тех преимуществ, которые получит организация, и сроков, в которые эти преимущества будут достигнуты.

2. Разработка стратегии всеобщего управления качеством в организации (определение политики, целей и задач организации, показателей качества).

3. Создание Совета по качеству, возглавляемого руководителем

организации, и назначение должностных лиц, ответственных за качество в организации и каждом подразделении.

4. Распространение информации среди всех работников коллектива о внедрении ТрМ-подхода в организации и тех преимуществах, которые будут получены после проведения всего комплекса работ.

5. Разработка систем нормативно-правового обеспечения, контроля и отчётности, информированности и ответственности.

6. Разработка руководства по качеству, методических рекомендаций по всем процессам организации, рабочих инструкций для каждого работника организации.

7. Реорганизация всей структуры управления с целью удаления всех барьеров между подразделениями в деятельности, относящейся к вопросам качества.

8. Выбор основных направлений (тем, проектов) для улучшения качества.

9. Формирование групп (команд) для улучшения процессов.

10. Выполнение рекомендаций, выработанных этими группами.

Одним из ключевых моментов внедрения ТрМ-подхода в образовательных учреждениях является этап создания Совета по качеству, который должен определить основные направления для улучшения процессов (но не их реализации). На Совет возлагается задача подбора и назначения групп сотрудников, работающих над улучшением тех или иных процессов в организации. Основные этапы работы такой группы отражены на рис. 1.

Группы по улучшению процесса могут быть созданы для таких областей, как методы преподавания, критерии оценки студентов, методы оценки преподавателей, улучшение контактов с абитуриентами и родителями, бюджетирование, улучшение условий проживания в общежитиях, помощь отстающим студентам и т.д.

В современных условиях университеты работают в среде повышенной конкурентной борьбы. Те из них, кто будет использовать принципы трм, получат значительное преимущество перед конкурентами, так как вся система будет ориентирована на потребителя услуг и те основные факторы, которые потребители оценивают: понимание потребностей общества и его требований, надежность, восприимчивость, конкурентоспособность, доступность, вежливость, общение (коммуникация), авторитет, безопасность.

Реализация всех поставленных задач по внедрению ТрМ-подхода требует, в первую очередь, наличия квалифицированного персонала в самой организации и способности образовательных учреждений готовить кадровый потенциал для предприятий промышленности, то есть работать как на внутренний (для образовательных учреждений), так и на внешний (для предприятий промышленности) рынок. Причем работа на внешний рынок имеет не менее, а может и более важное значение для создания атмосферы взаимопонимания с потенциальными потребителями.

Рис. 1. Основные этапы работы Совета вуза по качеству

В настоящий момент многие организации образования и предприятия промышленности пытаются решать проблемы качества и сертификации. Достаточно успешно развиваются такие отраслевые программы, как “Индустрия образования”, “Качество и безопасность технологий, продукции, образовательных услуг и объектов”. Безусловно, такая глобальная проблема не может решаться на уровне отдельно взятого вуза, она требует целенаправленных и скоординированных усилий государства, общества, высшей школы. К сожалению, информация о всеобщем управлении качеством и понимание его методов работниками вузов являются ограниченными, что ослабляет их усилия и попытки по сертификации систем управления качеством в соответствии с европейскими стандартами. Следует также признать, что без теоретических разработок в сфере управления качеством образования, без реальной инфраструктуры по обучению кадров эти шаги малоэффективны.

Под качеством, согласно ИСО 8402, нами рассматривается совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Особенностью образования является более сложная, чем для продуктов, структура потребления. В качестве потребителей результатов образовательного процесса выступают как сами студенты, так и их семьи, предприятия, на которых они будут работать, и,

наконец, общество и государство в целом, которые будут эффективно (или неэффективно) использовать их потенциал. В связи с этим качество образования можно определить как совокупность свойств и характеристик образовательного процесса, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности в знаниях и навыках отдельных граждан, предприятий и организаций, общества и государства. Основные свойства и характеристики образовательного процесса, которые определяют его качество можно представить в виде диаграммы, приведенной на рис. 2. Такой вид диаграмм качества предложен одним из ведущих в мире специалистов в области качества К. Ишикавой (К. Ishikawa) и в настоящее время является общеупотребительным.

Контроль н управление процессом образования

Качество

образовате

льного

процесса

Социальная, технологическая, экономическая, политическая среда (СТЭП-факторы)

Рис. 2. Свойства образовательного процесса, определяющие его качество

Для того, чтобы решить задачу повышения качества образования, необходимо это качество

• спланировать;

• обеспечить в образовательном процессе;

• подтвердить.

Планирование, обеспечение и подтверждение качества - это традиционные задачи построения систем качества, оговариваемые нормами международных стандартов семейства ИСО 9000. В соответствии с этими стандартами, под системой качества вуза понимается часть его системы управления, охватывающая наиболее важные функции. В соответствии с действующим стандартом ИСО 9001 редакции 1994 г., система качества должна охватывать не менее 20 таких основных функций или элементов качества.

На наш взгляд, основой концепции вуза в области системы качества могут

стать:

• Система качества может решить только те задачи, которые может решить эффективная система управления, она - не панацея, а одно из средств решения общей задачи повышения качества образования.

• Система качества - корпоративная система, успех ее внедрения напрямую зависит от вовлеченности всего коллектива сотрудников вуза в ее создание и внедрение.

• Основная цель создания системы - повышение эффективности процессов вуза, поэтому важнейшей задачей является выбор критериев эффективности, их измерение и доведение результатов до всех участников процесса.

Подобный подход означает, что важнейшим документом создаваемой системы качества становится документ стратегического планирования деятельности вуза - концепция его развития. Эта концепция фактически является многоуровневой и включает:

• на верхнем уровне - концепцию развития вуза в целом и концепции развития основных направлений его деятельности: образовательной, научной и производственной;

• на среднем уровне - концепции развития факультетов вуза, создаваемые на основе документов верхнего уровня и конкретизирующие цели и задачи развития на уровне факультетов;

• на нижнем уровне - концепции развития подразделений вуза - кафедр, служб, отделов, конкретизирующие цели и задачи развития факультетов.

На основании концепции развития формируются важнейшие характеристики системы качества вуза - система показателей эффективности, устанавливаются принципы структурной, финансовой, кадровой политики и др. Важнейшим моментом при разработке подобной концепции является трансформация технологий, методов и разработок вуза в области обеспечения качества для промышленных предприятий в образовательную сферу и широкое использование технологии развертывания функций качества для решения задачи планирования, обеспечения и подтверждения качества.

Очевидно, что качество подготовки специалиста непосредственно зависит от качества образовательного процесса, основным критерием которого является состав, содержание учебного материала. Эти сущностные характеристики на сегодняшний день определяются стандартом профессионального образования, основная цель которого - повысить качество профессиональной подготовки, обеспечить конвертируемость профессионального образования внутри страны и за ее пределами для участия РФ в международном рынке труда.

Ядро стандарта профессионального образования составляет квалификация, корень которой определяется соотношением следующих параметров: объема и диапазона знаний и умений; качества знаний и умений; способности рационально планировать и организовывать свою работу; умения применять знания в нетипичной ситуации, аддитивности в новых производственных условиях.

Основными составляющими стандарта являются: квалификационная

структура, перечень профессий и номенклатура специальностей, профессиональная характеристика, учебно-программная документация, документы, удостоверяющие профессиональное образование.

ГОС должен стать основным инструментом управления качеством профессионального образования на государственном уровне, служить социальной гарантией для выпускника и обеспечивать его конкурентоспособность на отечественном и мировом рынке труда.

Именно ГОС как образовательная норма оценивает качество учебного процесса, то есть в конечном счете качество выпускника, определяя минимальный исходный уровень образования и профессиональной подготовки будущего специалиста. Стандартизация профессионального образования, начатая в 1997-98 годах в Российской Федерации, позволит оптимизировать учебный процесс и поднимет работу по повышению уровня молодых специалистов в области качества на более высокую ступень.

Известно, что качество образовательной услуги напрямую зависит от профессионализма преподавателей, от их профессионального отношения к работе, к преподаваемому предмету. Именно поэтому особенно острой в настоящее время является проблема совершенствования и поддержки профессионально -квалификационного и интеллектуального уровня педагогических работников. Именно от них, от их профессиональной компетентности зависит, в первую очередь, как будут воспитаны и обучены молодые люди, насколько они будут активны и в какой степени смогут применить знания, полученные в период обучения. Для того, чтобы вклад в качество был весомее, преподавателям необходимо поддерживать интерес у учащихся к учебе, к предмету, стимулировать их к работе, а следовательно, искать и применять наиболее эффективные методы и приемы обучения, что, в свою очередь, связано с работой педагога над собой. Особую роль сегодня приобретает профессионально-педагогическое самосовершенствование педагога через собственные индивидуальные программы саморазвития (самосовершенствования) или творческие планы. Целью такой программы (или плана) является повышение качества педагогической деятельности, повышение эффективности повседневной учебной работы через реализацию личной программы саморазвития. Данная программа охватывает все стороны педагогической деятельности и включает комплекс мероприятий по повышению педагогического мастерства, таких как изучение и внедрение опыта в области педагогики, обмен опытом, изучение научно-методической литературы, организация собственного научно-методического поиска новых методов и приемов работы, работа над собственной авторской программой, разработка методической продукции и т.д., направленных на решение главной задачи образования - повышение качества обучения, гарантирующее востребованность выпускника на рынке труда.

Современное обучение, его качество, немыслимо без инновационных преобразований в технологии обучения, интерес к которым возрос особенно в последнее время. Это связано с внедрением в учебный процесс современных технологий обучения, сочетающих как традиционные, так и инновационные методы и приемы обучения, причем инновации относятся не просто к созданию и применению новшеств, а к изменениям, которые обеспечили бы качественные изменения в обучении и воспитании учащихся. Эта работа является определяющим фактором развития образовательного учреждения, именно от нее зависит и уровень преподавания, творческая атмосфера, связь обучения с современной наукой и качество образования.

В настоящее время благодаря этим инновациям происходит переориентация традиционного обучения на принципиально новое обучение, связанное с творческим развитием личности и способностей учащихся, так как общей чертой различных вариантов современных педагогических технологий является изменение роли учащегося; он становится активным участником образовательного процесса - участником деловой игры, семинара, конференции, дискуссии и др. При таком подходе в обучении претворяется в жизнь педагогика

сотрудничества, учитель и ученик находятся в процессе активного взаимодействия. Процесс обучения при этом превращается в поиск, решение проблемной ситуации, требующие применения новых знаний, что, в свою очередь, реализует развитие мыслительных способностей, способствует появлению мотивации к учению, к творчеству.

Особое место среди слагаемых качества образования отводится социальному партнерству - совместной взаимовыгодной деятельности различных государственных структур и общественных организаций, направленной на эффективное развитие и совершенствование профессионального образования.

В качестве участников социального партнерства выступают государственные структуры (официальные органы), работодатели (предприятия, отраслевые ассоциации, консорциумы), население, общественные организации и объединения. Компетенция социальных партнеров касается всех сфер образования: образовательной, правовой, финансовой, социальной, научной. Основная цель социального партнерства - совместные действия всех социальных партнеров для решения первоочередных задач профессионального образования. На современном этапе именно от взаимодействия социальных партнеров зависит, в первую очередь, решение основной (и главной) задачи образования -кардинальное повышение качества образования, подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда.

Значительным шагом в реализации концепции качества образования в сфере подготовки специалистов для отраслей энергетического комплекса может стать добровольное объединение тринадцати ведущих университетов России и создание “Открытого энергетического университета”. Участниками данного объединения стали Амурский государственный и Томский политехнический университеты, Дальневосточный, Красноярский, Новосибирский, Уральский, Южно-Российский, Санкт-Петербургский, Саратовский и Самарский государственные технические университеты, Ивановский, Казанский государственные энергетические университеты и Московский энергетический институт (технический университет).

В условиях современной России система высшего технического образования находится в экстремально кризисной ситуации. Это обусловлено как и общим недостаточным финансированием сферы образования, так и катастрофическим состоянием сферы материального производства, для которой готовят кадры вузы. Если в условиях рыночной экономики на профессии, связанные с посреднической деятельностью (специалисты финансово-банковской сферы, юристы, коммерсанты, дистрибьюторы, имиджмейкеры, психологи, экономисты и т.п.), пока наблюдается невиданно высокий спрос, то спрос на профессии, связанные с производством материальных благ, резко упал. В рамках объединения “Открытый энергетический университет” был определен перечень специальностей подготовки инженеров, необходимых для предприятий энергетики и востребованных ими. По этим специальностям были “назначены” базовые вузы с учетом качества подготовки инженеров и их месторасположения на карте России. Базовые вузы должны также стать основой для развертывания сети региональных отделений головного учебно-научного центра РАО “ЕЭС России” для переподготовки специалистов-энергетиков, причем с активным развитием дистанционных форм обучения.

Эффективная модернизация, проведение которой предусматривает современная система подготовки специалистов для отраслей энергетического

комплекса, невозможна без активизации социокультурного потенциала обучающих и, особенно, самих учащихся.

Предметом социокультурного подхода является взаимосвязь социального и культурного аспектов общественного бытия в их целостном единстве с вытекающими из этой целостности последствиями для всего социального и, в частности, для образовательного процесса. Причем, наряду с изучением социально-экономических условий деятельности высших технических учебных заведений, особый научный и практический интерес представляет исследование социокультурных факторов модернизации высшего технического образования. Социальные, экологические, экономические изменения ведут общество со все возрастающей скоростью в неопределенное будущее. Этот вывод высшего совета экспертов ООН по устойчивому развитию актуален для нашей страны, пожалуй, более, чем для какой-либо другой. Следовательно, модернизация российского образования, и в частности высшего технического, должна обеспечить высокую степень его мобильности и адаптивности. Практическое решение этой задачи требует не только периодического проведения комплексных исследований системы высшего технического образования, но и непрерывного социокультурного мониторинга, обеспечивающего органы управления оперативной информацией.

Таким образом, для поддержания на общественно значимом уровне качества инженерного образования необходимо разработать целостную систему поддержки качества инженерного образования, элементами которой должны стать:

• новое поколение государственных образовательных стандартов и разработанных на их основе образовательных стандартов вузовского уровня;

• система общественно-государственной аттестации образовательных учреждений инженерного профиля;

• система и технология аккредитации профессиональных образовательных программ по специальностям подготовки общественными отечественными и зарубежными профессиональными объединениями, а также общенациональными специализированными агентствами;

• система сертификации специалистов инженерного профиля и присвоения инженерных сертификатов различного уровня (например, европейский преподаватель, инженер);

• система социальных и экономических стимулов для профессионального роста и повышения статуса инженера в обществе;

• активизация социокультурных факторов модернизации высшего технического образования;

• создание единой информационной образовательной среды вузов;

• система постоянного повышения квалификации и послевузовского инженерного образования.

Summary

The paper deals with the main stages of TOM-approach realization in the engineer education and measures on organization of energetic complex staffpotential training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.