Научная статья на тему 'Концепция свободы в романе-эпопее В. Гроссмана "жизнь и судьба"'

Концепция свободы в романе-эпопее В. Гроссмана "жизнь и судьба" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
585
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА / FREEDOM / ВЫБОР / CHOICE / ТОТАЛИТАРИЗМ / TOTALITARIANISM / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / INDIVIDUALITY / СТРАХ / FEAR / ГЕРОИЗМ / HEROISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абдуллаева С.Н.

В статье рассматривается один их основных философских вопросов романа «Жизнь и судьба» вопрос свободы. Цель исследования описать понимание Гроссманом свободы, формы ее проявления, степень ее присутствия в поступках и мышлении героев в условиях тоталитарного государства, а также роль взаимосвязанных категорий свободы и ответственности в победе советского народа над фашизмом. Результаты исследования таковы: категория свободы в исследуемом произведении является ключевой: ее раскрытие позволяет понять и иные тематические, художественные пласты произведения; в интерпретации Гроссмана свобода в человеке неуничтожима даже вопреки давлению тоталитарной системы на индивидуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of Freedom in the Epic Novel by V. Grossman "Life and Fate"

The article deals with the main philosophical question of the novel "Life and Destiny" a question of freedom. The objective of the article is to describe Grossman's understanding of freedom, forms of its manifestation, the degree of its presence in the actions and thinking of heroes in the conditions of a totalitarian state, and the role of interrelated categories of freedom and responsibility in the victory of the Soviet people over fascism. The results of the study are as follows: the category of freedom in the work under study is key: its disclosure makes it possible to understand other thematic and artistic layers of the work; in the interpretation of Grossman, freedom in man is indestructible even in spite of the pressure of the totalitarian system on individuality.

Текст научной работы на тему «Концепция свободы в романе-эпопее В. Гроссмана "жизнь и судьба"»

Литературоведение

УДК 882 Гроссман7Жизнь и судьба2.06 DOI: 10.21779/2542-0313- 2016-31-4-92-94 С.Н. Абдуллаева

Концепция свободы в романе-эпопее В. Гроссмана «Жизнь и судьба»

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Га-джиева, 43а; sveta_abdullaeva_1986@mail.ru

В статье рассматривается один их основных философских вопросов романа «Жизнь и судьба» - вопрос свободы. Цель исследования - описать понимание Гроссманом свободы, формы ее проявления, степень ее присутствия в поступках и мышлении героев в условиях тоталитарного государства, а также роль взаимосвязанных категорий свободы и ответственности в победе советского народа над фашизмом. Результаты исследования таковы: категория свободы в исследуемом произведении является ключевой: ее раскрытие позволяет понять и иные тематические, художественные пласты произведения; в интерпретации Гроссмана свобода в человеке неуничтожима даже вопреки давлению тоталитарной системы на индивидуальность.

Ключевые слова: свобода, выбор, тоталитаризм, индивидуальность, страх, героизм.

В статье рассматривается проблема свободы личности в тоталитарном государстве. Ее научная новизна состоит в интерпретации названной категории как ключевого понятия и одного из главных нравственных критериев в художественном мире В. Гроссмана. Актуальность исследования обусловлена социально-философским аспектом научного анализа романа-эпопеи «Жизнь и судьба», что способствует постижению и описанию авторской концепции.

Важнейшими философскими вопросами, поднимаемыми В. Гроссманом в романе-эпопее «Жизнь и судьба», являются вопросы добра и зла, смысла человеческой жизни, отношения тоталитаризма и свободы, наказания и вины, судьбы человека и народа и др. Ключевой является концепция свободы.

«Жизнь - это свобода, и потому умирание есть постепенное уничтожение свободы» [4, с. 414]. Одним из высших проявлений свободы Гроссман считал героизм, способность человека действовать вопреки очевидному риску, на что способны только духовно свободные люди. Писатель изображает подвиги простых людей на фронте и в тылу, обусловленные природным свободолюбием: среди них капитан Греков, Софья Левин-тон, Новиков и др.

Почти каждый герой романа-эпопеи оказывается перед выбором - быть свободным или подчиняться диктату государства. Порой им приходится платить за свободу очень дорого: так, Софья Левинтон на пороге газовой камеры не откликается на призыв выйти из строя врачам, тем самым обрекая себя на верную гибель. Но в этом роковом выборе она свободна и сама выбирает свою судьбу. Новиков задерживает атаку танкового корпуса, несмотря на приказы военачальника, тем самым спасает жизни молодых бойцов, рискуя при этом собственной.

Не все выдерживают испытание свободой. Например, ученый Штрум в результате своих размышлений приходит к выводу, что тоталитаризм ни к чему хорошему не приведет, но все же подписывает лживый документ, и это становится свидетельством его нравственного падения. Но все же Штрум испытал «миг» свободы, как испытали его Мостовский при встрече с гестаповцем Лисом, а также Крымов и Магар во время свое-

го диалога, приведшего к истинному пониманию свободы - свободы как смысла всего сущего.

Примечателен образ Иконникова, который проповедует идеи добра и гуманизма. По его мнению, зло бессильно перед добром, добро непобедимо: «В бессилии бессмысленной доброты тайна его бессмертия» [4, с. 39]. Литературовед М. Липовецкий сформулировал основной пафос произведения следующим образом: «В художественной структуре романа... один из важнейших философско-нравственных вопросов: что есть свобода, ... это поразительная сила, которую топчет и давит тоталитаризм и которая все равно неуничтожима...» [7, с. 165].

Отрицательных персонажей романа-эпопеи объединяет то, что они находятся в плену догматов и стереотипов; главными для них являются интересы государства, а основной мотив их поступков - стремление к власти.

В романе показан трагизм существования человека в условиях тоталитаризма, когда царствует правовой произвол, угрозы физической расправой, необоснованные обвинения и ссылки, когда испытываются на прочность душевные силы. Одним из любимых персонажей Гроссмана является Крымов - коммунист, который поначалу свято верит в партию и оправдывает физическое уничтожение инакомыслящих. Написав донос на Грекова, Крымов успокаивает себя: «Ничего не поделаешь, дорогой товарищ, ты член партии, выполняй свой партийный долг» [4, с. 112]. Но, несмотря на свою веру, он чувствует себя всего лишь «пасынком времени»: «И нет тяжелее участи жить пасынком в свое время. Время любит лишь тех, кого оно породило» [4, с. 227]. Гроссман на разных примерах исследует проблему отношений человека и общества и формы насилия над личностью, которые являются неотъемлемыми составляющими тоталитарного государства.

Сознание и поступки большинства советских людей оказались обусловленными революционной идеологией и слоганами, внушавшими, что цель оправдывает средства, а значит, цель выше морали и человека, выше самой жизни: «Революционная цель оправдывала доносчиков, лицемеров. позволяла отворачиваться от детей, чьи родители попали в лагеря. Революция объясняла, почему жен, не доносивших на своих мужей, следовало оторвать от детей и поместить в концентрационный лагерь.» [4, с. 49]. Автор говорит об искажении, подмене ценностей, что является следствием революции, бюрократии, тоталитаризма.

Рассуждая на тему авторитарной системы, автор пытается понять причины ее живучести. При этом он сравнивает две системы - советскую и фашистскую: в режимах обоих государств вся власть была сосредоточена в руках одного диктатора, оба государства были однопартийными, и идеи партии ставились выше всего. Люди в них, по мысли автора, жили по одинаковым правилам, когда отвергались и преследовались индивидуальность, всякое инакомыслие, «самоопределение индивидуума сталкивается с мощной машиной власти, с развитой системой наказаний, человек «овнешняется», становится легко управляемым» [5, с. 35]. Граждане названных стран находились в состоянии постоянного страха за свою жизнь, за жизнь родных и близких; доносы, кляузы становились причиной лишения свободы ни в чем не повинных людей.

Гроссман показывает схожесть концентрационных лагерей двух формально враждующих государств. При чтении глав, посвященных описанию этих лагерей, читатель не сразу может разобраться, о каком именно лагере, о какой стране идет речь. Автор проводит параллели не только между государствами, но и между их лидерами, и подобное сопоставление приводит к пониманию сути тоталитаризма, обретая характер не только исторической параллели, но и насущной общественной проблемы.

Вместе с тем Гроссман отвечает и на вопрос, как советскому народу удалось победить фашистскую армию: он убежден, что защитить родину могли только свободные

люди. Ими двигала та внутренняя свобода, которая вырвалась наружу именно в критический для страны момент как последний спасительный нравственный ресурс.

Таким образом, категорию свободы в исследуемом произведении можно охарактеризовать как ключевую: ее раскрытие позволяет понять и иные тематические, художественные пласты произведения. Главный же вывод, к которому приходит В. Гроссман, заключается в том, что свобода в человеке неуничтожима даже вопреки немыслимо сильному давлению тоталитарной системы.

Литература

1. Альтман И. Неизвестная черная книга. - М.: Corpus, 2015.

2. Борщаговский А. Жизнь - это свобода // С разных точек зрения: «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана. - М., 1991.

3. Бочаров А. Василий Гроссман. Жизнь, творчество, судьба. - М.: Советский писатель, 1990.

4. Гроссман Василий. Жизнь и судьба. - М.: Книжная палата, 1989.

5. Дегтева В.В. Творчество Василия Гроссмана: современные подходы и концепции // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 4.

6. Ланин Б.А. Сталин в прозе Василия Гроссмана // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Литературоведение, журналистика. - 2014. - № 4.

7. Липовецкий М. Единоборство // Урал. - 1989. - № 3. - С. 161-171.

8. Маркиш Ш. Трагедия или триумф Василия Гроссмана, или Об универсальности рабства и свободы в XX в. // Иерусалимский журнал. - 2004. - № 18.

9. Сухих С.И. Три вопроса Василия Гроссмана (роман «Жизнь и судьба») // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Филология. - 2013. -№ 5-1.

10. Штедке К. Жизнь и судьба. Напоминание о романе Василя Гроссмана, посвященном XX столетию» // Неприкосновенный запас. - 2005. - № 2-3.

Поступила в редакцию 22 сентября 2016 г.

UDC 882 Гроссман7Жизнь и судьба2.06 DOI: 10.21779/2542-0313- 2016-31-4-92-94

The Concept of Freedom in the Epic Novel by V. Grossman "Life and Fate"

S.N. Abdullayeva

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, Gadzhiyev st., 43a; sveta_abdullaeva_1986@mail.ru

The article deals with the main philosophical question of the novel "Life and Destiny" - a question of freedom. The objective of the article is to describe Grossman's understanding of freedom, forms of its manifestation, the degree of its presence in the actions and thinking of heroes in the conditions of a totalitarian state, and the role of interrelated categories of freedom and responsibility in the victory of the Soviet people over fascism. The results of the study are as follows: the category of freedom in the work under study is key: its disclosure makes it possible to understand other thematic and artistic layers of the work; in the interpretation of Grossman, freedom in man is indestructible even in spite of the pressure of the totalitarian system on individuality.

Keywords: freedom, choice, totalitarianism, individuality, fear, heroism.

Received 22 September, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.