Научная статья на тему 'Время в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба»'

Время в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1672
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ / СЮЖЕТНОЕ И АВТОРСКОЕ ВРЕМЯ / БИОГРАФИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ КАК СИСТЕМА КООРДИНАТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абдуллаева Светлана Наримановна

Автор статьи рассматривает роль времени и его разновидности в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба». Историческое время, изображенное в произведении, играет важную роль в раскрытии описываемой эпохи. Сюжетное время протекает неравномерно из-за временных нарушений, используемых автором. В статье подробно описаны их виды и основные характеристики, особая роль отводится времени как главному фактору поступков героев. В статье отражены типы времени, дан анализ авторского времени, психологического, личностного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Время в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба»»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 82-31

ВРЕМЯ В РОМАНЕ В. ГРОССМАНА «ЖИЗНЬ И СУДЬБА»

© 2012 Абдуллаева С.Н.

Дагестанский государственный университет

Автор статьи рассматривает роль времени и его разновидности в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба». Историческое время, изображенное в произведении, играет важную роль в раскрытии описываемой эпохи. Сюжетное время протекает неравномерно из-за временных нарушений, используемых автором. В статье подробно описаны их виды и основные характеристики, особая роль отводится времени как главному фактору поступков героев. В статье отражены типы времени, дан анализ авторского времени, психологического, личностного.

The author of the article considers the role of time and its varieties in the novel “Life and Fate ”. Historical time, described in the novel plays a very important role in the description of the epoch. Story time is not steady because of the time breaches shown by the author. The forms of the time breaches are described in details. Time plays a special role as a factor of heroes ’ behavior. Different kinds of time analyzed in the article: the author time, psychological and individual time.

Ключевые слова: время, историческое время, сюжетное и авторское время, биографическое время как система координат.

Keywords: time, historical time, storytime and author time, biographical time as coordinate system.

Одним из фундаментальных понятий в физике, философии, астрономии и литературе является понятие времени. Представители различных философских течений с доисторических времен и до наших дней выдвигали различные концепции времени. Первое упоминание категории времени встречается в античной мифологии. Гесиод в своей «Теогонии» выделяет циклическое время несовершенного мира и высшее время. Именно эти идеи нашли свое дальнейшее развитие в работах мыслителей различных эпох.

Философское осмысление времени является общезначимым. В различных системах знания существует множество других специфических подходов к определению времени.

Большой вклад в исследование художественного времени и его форм в литературе внесли работы М. М. Бахтина, ставшие основополагающей

теоретической базой для современных исследований. В литературном произведении время напрямую зависит от точки зрения автора, который является основной организующей силой

временных отношений в художественном тексте [9. С. 23]. Здесь возможно более свободное обращение с реальным временем, смещение временной

перспективы, временные нарушения,

ускорение и замедление времени (прием ретардации) и т.д. Но важно заметить, что представление о времени зависит не

только от замысла автора, но и от картины мира, в рамках которой он творит.

Писатель в России не только художник, но и философ, историк, социолог, и часто художественное произведение рассказывает об эпохе

больше, чем профессиональные историки. Одна из разновидностей художественного времени - историческое время. Именно эта форма времени получила, в первую очередь, отражение в романе В. Гроссмана. «Жизнь и судьба» -роман исторический и роман-эпопея -представил читателям историю страны периода Великой Отечественной войны. О войне Василий Гроссман знал не понаслышке. Писатель отправился на фронт, где переживал со всеми горечь поражений, отчаяние людей и великую победу. Военный корреспондент «Красной звезды» становится одним из самых читаемых писателей в стране [7. С. 23].

Василий Гроссман писал свой роман более десяти лет, писал без оглядки на цензуру, как думал и чувствовал. Он первым из писателей неэмигрантов всесторонне обличил советскую власть [3. С. 200]. В романе дан мощный социально-психологический анализ таких явлений сталинской эпохи, как аресты, лагеря, репрессии, превращение храбрецов в трусов, сталинское самовластие и всеобщий страх перед ним. Автор рассуждает о подмене ценностей, о том, что «цель выше морали, дело выше человека, идея выше жизни» [5. С. 175].

Гроссман обратился к самым больным, темным явлениям нашей недавней истории. Автор показывает политическую природу сталинщины через судьбу человека, раскрывает, как он живет, на что его толкает время, перед

каким выбором ставит. Сталинская политика, по мнению автора, направлена на то, чтобы истребить, искоренить дух свободы, - «авторитарной власти нужны нерассуждающие, механически

действующие по приказу исполнители» [6. С. 665].

Все герои романа Василия Гроссмана проверяются временем. Они

представляют разные народы, классы, профессии, позиции, жизненные

убеждения, идеалы. Автор проводит каждого из них через испытание войной, экстремальные ситуации с целью выяснения их подлинной человеческой сущности. Кроме того, все главные герои Гроссмана испытываются одиночеством, давлением тоталитарной машины.

«Продуктом времени» [10. С. 120] является, на первый взгляд, простой и располагающий к себе своей грубоватой манерой общения комиссар Гетманов. Во всех случаях он держится уверенно, так как является сталинцем и верит, что за вождем - великая идея. Рассуждая о Гетманове, Гроссман с удивлением говорит о лицемерии героя, который повышал розничные цены, урезал зарплату рабочим и в то же время с сочувствием и пониманием говорил о нелегкой судьбе женщин и о ряде проблем, с которыми они сталкиваются, например, с теснотой в рабочих общежитиях. Гетманов вовсе не чувствует себя лицемером и даже борьбу с фашистами использует в своих честолюбивых интересах. Человек двойных стандартов, Гетманов похвалил и, выказав свое одобрение по поводу удачного взаимодействия артиллерии с танками под руководством Новикова, сразу же написал на него донос.

На страницах романа

разворачиваются трагические истории героев. Одной из таких является история Крымова, «пасынка времени». Автор подводит читателей к не утратившей актуальности проблеме тех, кто установил бесчеловечный режим и сам позже стал его жертвой. На протяжении нескольких глав мы можем наблюдать, как тяжело Крымов принимает решение

написать донос. «Сейчас Николай Григорьевич был спокоен и уверен. Колебания, какое решение будет наиболее правильным, прошли. Грекова надо отстранить от командования» [2. С. 589]. Он пишет докладную записку о том, что Греков политически разложил военное подразделение и стрелял в него - в военного комиссара. И снова задумывается: «Что же это, - думал Крымов, - донос что ли я написал?» Пусть и не ложный, но все же донос... И тут же себя убеждает: «Ничего не

поделаешь, товарищ дорогой, ты член партии. Выполняй свой партийный долг» [2. С. 589]. Именно в этих фразах воплотился важнейший принцип коммунистической морали [3. С. 181].

Изображая время социалистического государства, автор ставит судьбу героев в прямую зависимость от политической ситуации этой эпохи. Время, изображаемое в романе, является определяющим фактором тех или иных поступков большинства персонажей.

Одним из центральных героев романа «Жизнь и судьба» является Штрум. Он представлен в романе в самых разных проявлениях: в отношениях с женой, дочерью, товарищами по работе, любимой женщиной, начальством, собеседниками, государством [3. С. 167]. Отношение его к науке двояко: то Штрум уверен, что нет на свете человека, счастливее ученого, то сомневается в чем-то. Все меняет открытие, сделанное Штрумом. Теперь он чувствует себя не «краснорожим карликом», а «белой кувшинкой» [3. С. 169]. Казалось бы, его открытие должно быть замечено всеми. Но Штрум не чувствует той поддержки, о которой думал. Автор впервые показал драму своего современника -

ассимилированного интеллигентного еврея, которого ассимиляция не спасает от антисемитизма сталинской эпохи, как и еврея «традиционного». Ученый остается совсем один. Все меняется со звонком Сталина. Неожиданная победа Штрума лишает его душевной чистоты. Его рассуждения о советской стране, об уничтожении национальной культуры, о

коллективизации и расстрелах 1937 года уходят в никуда, так как он становится конформистом, как и тысячи советских людей под влиянием диктатуры того времени.

Сюжетное время романа расширяется за счет включений предысторий героев, которые раскрывают их социальную типажность. Такова, например, история того же комиссара Гетманова -исполнителя железной воли. Будь он шофером-энкавэдэшником или

генералом, доносительская основа осталась бы неизменной [10, С.108].

Время у Василия Гроссмана - система координат. Это не та сетка делений, в которой можно что-то рассчитать или успеть. Это природная магма, и никакое противостояние здесь невозможно Можно лишь совпасть со временем, с фазой потока. Или не совпасть. Счастливы совпавшие. Они - «сыны времени», но обречены, несчастны пасынки времени -их шансы равны.. .нулю» [10. С. 206].

Литература по сравнению с другими видами искусства наиболее свободно может обращаться с реальным временем. Так, по воле автора возможно смещение временной перспективы. В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» мы можем наблюдать временные нарушения, ахронии, которые в литературе могут проявляться в двух разновидностях: ретроспекции и проспекции. Гроссман использует ретроспекцию - обращение к прошлому, анализ прошлых событий и переживаний. Кажется, что время романа останавливается благодаря введению портретов героев, пейзажа и философских размышлений автора. Но в то же время оно представляется нам многомерным благодаря

перекрещивающимся или параллельным сюжетным линиям. В «Жизни и судьбе» можно выделить как минимум пять сюжетных линий: Штрума, Крымова,

Жени, полковника Новикова, майора Березкина [3. С. 167]. Гроссман в романе дает портреты Штрума и Гетманова, Людмилы и Марьи Ивановны, портреты палачей, наблюдающих через смотровое окошечко.

В романе есть описания природы. Они очень выразительны и связаны с настроением персонажей и их судьбой. Наступает рассвет на Волге, по которой плывет на пароходе Людмила к сыну в госпиталь, не зная еще, что он умер. «Туман колыхался над Волгой и казалось, все живое утонуло в нем. И вдруг взошло солнце - словно взрыв надежды! Налетел ветер, исчез туман, мир стал стеклянный, пронзительнопрозрачный и не было тепла ни в ясном солнце, ни в синеве воды и неба». Туман, утопивший живое, - символ смерти, солнце - надежда, пронзительная прозрачность -ассоциируется с болью [3. С. 197].

Гроссман рисует в романе и калмыцкую степь, описание которой несет философский смысл. Степь - это свобода, поэтому она приобретает особую красоту и пленительность. Символична и картина весенней природы, в которой изобилуют свет и тишина как символы спокойной, мирной жизни.

Особым пейзажем для Гроссмана является пейзаж войны, который показан как катаклизм вселенского масштаба.

Точка зрения всезнающего рассказчика, т.е. автора, стоящего над событиями, выражается во вставных философско-исторических экскурсах и комментариях [11. С. 682].

Как было указано выше, представление о времени обусловлено той действительностью, в рамках которой работает писатель. Например, в древнерусской литературе, как отмечал Д. С. Лихачев, наблюдается не столь эгоцентричное восприятие времени, как в литературе ХУШ-Х1Х вв. Время характеризовалось замкнутостью,

однонаправленностью, строгим

соблюдением реальной

последовательности событий,

постоянным обращением к вечному. Гроссман противопоставляет свой способ изложения социалистическому реализму, господствующему в этот период.

Наряду с событийным временем существует и авторское время. «Автор-создатель свободно движется в своем

времени: он может начать свой рассказ с конца, с середины и с любого момента изображаемых событий, не разрушая при этом объективного хода времени». Роман В. Гроссмана начинается с описания немецкого лагеря для военнопленных, одного из «странных барачных городов со своими переулками и площадями, крематориями и стадионами» [3. С. 153].

Художественный текст предполагает наличие адресата, т.е. читателя, слушателя. Автор может

непосредственно обращаться к адресату своего произведения. Такой прием был популярен у Карамзина и Пушкина. Но присутствие читателя может быть выражено косвенно, когда автор мысленно подразумевает его, использует в своем произведении вопросительные и побудительные предложения. Такого рода приемы мы можем встретить и на страницах романа Гроссмана. «В чем же дружба? Только ли в общности труда и судьбы суть дружбы?» [2. С. 271].

М. Бахтин в работе «Формы времени и хронотопа в романе» представил три его типа: авантюрное, авантюрно-

бытовое и биографическое время. Особенностью биографического времени является его реальность, необратимость и неповторимость жизненных процессов. Именно такое время, наряду с историческим, на наш взгляд, изображено в романе Гроссмана.

Одним из типов биографического времени является аналитический тип. Биографический материал

распределяется между общественной и семейной жизнью, отношение к друзьям, жизнь героя складывается из разнообразных случаев, которые могут быть расположены не в хронологической последовательности, но, несмотря на то, не нарушать целостность образа. Биографический материал использован Гроссманом при описании жизни ученого Штрума, судьба которого во многом сходится с судьбой самого автора. Именно такие параллели из жизни героя и автора позволяют нам говорить об изображении

биографического времени. Кроме того, в

романе существует и время

психологическое. Течение такого времени растягивается и сжимается; мгновение может длиться долго или остановиться, а большие временные периоды - промелькнуть в одночасье. В «Жизни и судьбе» изображено

многообразие личностного времени. Долгое заключение в тюрьме

складывается в сознании узника в «одновременное ощущение краткости и бесконечности». Девочка,

протанцевавшая на новогоднем балу до утра, воспринимает каждое событие столь стремительным, что оно не оставляет в сознании ощущения

протяженности во времени. «Но сумма этих коротких событий породила ощущение большого времени». Трансформация времени на войне еще более удивляет: «В бою секунды

растягиваются, а часы сплющиваются», «рукопашный бой происходит вне времени», ощущение времени

«раздирается в клочья» [4. С. 167].

Нужно заметить, формы

художественного времени отличаются изменчивостью и многообразием. «Все изменения художественного времени складываются в определенную общую

Примечания

линию его развития, связанную с общей линией развития словесного искусства в целом» [8. С. 127].

Таким образом, в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба» четко выделяется историческое время, на основе которого автор во всей полноте раскрывает перед читателями сталинскую эпоху. Герои романа проверяются временем, оно выступает в качестве испытания, выдержать которое удается не всем персонажам произведения. Время в романе - главный фактор поступков героев. В изображении реального времени автор использует различные приемы, что приводит к ощущению остановки времени. Важное место занимает авторское время, которое позволяет вести повествование с любого момента, при этом не разрушая целостности произведения.

Биографический материал,

использованный Гроссманом в романе, позволяет говорить о биографическом времени. Особое место занимает личностное и психологическое время, влияющее на трансформацию времени в романе.

1. Бахтин М. Литературно-критические статьи. М., 1986. 2. Гроссман В. Жизнь и судьба. М., 1989. 740 с. 3. Елина Н. Василий Гроссман. Иерусалим, 1994. 4. Касавин И. Свидание с многообразием // Звезда. 1990. № 9. 5. Колобаева Л. Дисгармоничный мир в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба» // История национальных литератур. 1995. Вып. 1. 6. Лазарев Л. Дух свободы. Жизнь и судьба. М., 1989. 7. Литвинова В. И. Яростная радость жизни // Методический материал для проведения уроков по роману В. Гроссмана «Жизнь и судьба». Абакан, 1991. 8. Лихачев Д. С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы. СПб., 1999. 9. Озерная М. Категория художественного времени в литературе. URL: http://ozzsite.ucoz.ru/publ/15-1-0-14 10. Оскоцкий В. Жизнь и судьба Василия Гроссмана. С разных точек зрения. М., 1991. 11. Штедтке К. Жизнь и судьба. Память о войне: 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. М., 2005.

Статья поступила в редакцию 17.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.