УДК 882
Abdullaeva S.N., specialist in UMR, Department of Printed Media, Philological Faculty, Dagestan State University (Makhachkala,
Russia), E-mail: [email protected]
THE EPIC NOVEL "LIFE AND DESTINY" BY V. GROSSMAN AS A COLLECTION OF GENRES. In the article the author studies a problem of genre originality of the novel "Life and Destiny" by V. Grossman, in which structure elements of various genres are provided. The object of the research is elements of various genres in structure of this work. The objective of the work is to describe the genre originality of the book by V. Grossman. The results of the research: the author reveals elements of various genres in V. Grossman's literary work that allow estimating a ratio of traditions and innovation in the use of various genres by the writer; compliance of genre structure of the researched epic novel of the single philosophical and esthetic concept of works of the writer is analyzed; genre specifics is considered in close connection with subject and a perspective, structure of the narration, image of the author, the conflict, style, composition, etc. All this constitutes the theoretical importance of the research and reflects a personal contribution of the author of the article to the solution of the studied problem.
Key words: image, genre, novel, epic, tragedy, chronicle.
С.Н. Абдуллаева, специалист по УМР каф. печатных СМИ, отделение журналистики филологического факультета,
Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
РОМАН-ЭПОПЕЯ В. ГРОССМАНА КАК СОБРАНИЕ ЖАНРОВ
В данной статье рассматривается проблема жанрового своеобразия произведения В. Гроссмана «Жизнь и судьба», в структуре которого представлены элементы различных жанров. Предмет исследования - элементы различных жанров в структуре данного произведения; цель - описать жанровое своеобразие исследуемой книги. Результаты исследования таковы: выявлены элементы различных жанров в произведении В. Гроссмана, что позволяет оценить соотношение традиций и новаторства в использовании писателем различных жанров; проанализировано соответствие жанровой структуры исследуемого романа-эпопеи единой философско-эстетической концепции творчества писателя; жанровая специфика рассмотрена в тесной связи с тематикой и проблематикой, структурой повествования, образом автора, конфликтом, стилем, композицией и др. Всё это составляет теоретическую значимость исследования и отражает личный вклад автора статьи в решение поставленной проблемы.
Ключевые слова: образ, жанр, роман, эпопея, трагедия, хроника.
Объект исследования - роман-эпопея В. Гроссмана «Жизнь и судьба» [1]. Предмет исследования - элементы различных жанров в структуре произведения В. Гроссмана «Жизнь и судьба». Цель исследования - выявить и описать жанровое своеобразие книги В. Гроссмана «Жизнь и судьба».
Научная проблема, решаемая автором, - это проблема жанрового своеобразия произведения В. Гроссмана «Жизнь и судьба», в структуре которого представлены элементы различных жанров. Актуальность и новизна данного направления исследования обусловлены тем, что изучение жанровой природы произведения позволяет выявить особенности следующих компонентов: подачи автором материала, используемых художественных средств, структуры повествования, тематического содержания, стиля и композиции.
В отечественном литературоведении по творчеству В. Гроссмана не так много работ. Наиболее значимые монографии, по-свящённые ему, - «Василий Гроссман: Жизнь. Творчество. Судьба» А. Бочарова [2] и «Идеи «открытого общества» в творчестве Василия Гроссмана» Б. Ланина [3].
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём представлены жанровые характеристики произведения В. Гроссмана, открывающие новые смысловые пласты повествования. Кроме того: выявлены элементы различных жанров в произведении В. Гроссмана, которые позволяют оценить следование автором традиционным жанровым формам, а также способы их новаторского преображения и обогащения данным писателем; проанализировано соответствие жанровой структуры исследуемого романа-эпопеи единой философско-эстетической концепции творчества писателя; жанровая специфика рассмотрена в тесной связи с такими категориями, как тематика и проблематика, структура повествования, образ автора, конфликт, стиль, композиция и др. Всё это составляет также теоретическую значимость исследования и отражает личный вклад автора статьи в решение рассматриваемой проблемы.
Практическая значимость статьи в том, что в ней собраны материалы и сделаны выводы, которые могут быть использованы в дальнейшем изучении творчества В. Гроссмана, в исследованиях по истории отечественной литературы, критики и журналистики, а также при составлении общих и специальных курсов по истории отечественной литературы и критики XX в.
Все это свидетельствует о значимости и перспективности данного исследования на обозримый период времени. Также следует упомянуть о неочевидности сделанных выводов и решений и необходимости дальнейшего теоретического поиска в заданном направлении.
Научная достоверность обеспечивается обширным эмпирическим материалом и применением научной методологии.
Как известно, жанр - «это определённый тип формы литературного произведения, который характеризуется общностью структурно-композиционных и стилистических признаков. Жанры литературных произведений отличаются один от другого способами и приёмами подачи материала, совокупностью средств, используемых для выражения содержания, структурными особенностями публикации, ее построением» [4, с. 29]. Структуру жанра составляют три компонента: тематическое содержание, стиль и композиционная завершённость.
В настоящей статье мы рассмотрим роман-эпопею В. Гроссмана «Жизнь и судьба».
Литературный род «эпос» объединяет ряд произведений, «изображающих внешние по отношению к автору события через рассказ о человеке и происходящее с ним» [5]. Эпос изначально ориентируется на повествование о героическом и претендует на правдивость, объективность изложения, что в полной мере соответствует и повествованию Гроссмана, который изображает подвиг самых обычных людей и на фронте, и в тылу, причем делает это без пафоса и с максимальной искренностью, стараясь следовать исторической правде.
Эпическое творение Гроссмана имеет большой объём, описывает множество событий и персонажей, при этом автор применяет внушительный арсенал изобразительно-выразительных средств, способствующих наиболее полному раскрытию внутреннего мира героев. Гроссман здесь выступает как толкователь событий и порой смотрит на происходящее глазами какого-либо своего персонажа (Штрума, Крымова, др.).
Как и в книге «Война и мир» Л. Толстого, с которой часто сравнивают «Жизнь и судьбу», предмет изображения в последнем случае - жизнь во всех ее героических и самых прозаических проявлениях: здесь и «мысль семейная», и «мысль народная». Кроме испытания войной, как и в творении Л. Толстого, все основные герои Гроссмана проходят испытание одиночеством даже в кругу самых близких родственников, а также подвергаются давлению со стороны государственной машины. Через это проходят Штрум, Крымов, Анна Семеновна, Женя Шапошникова. http://moluch.ru/archive/63/9724/
Кроме того, для произведения Гроссмана как для типичного эпического творения характерны следующие признаки: плотность исторических событий в определённом отрезке времени»; чередование обзорных и повествовательных глав; большое количество персонажей.
Художественный, идейный смысл каждой части произведения Гроссмана можно постигнуть лишь в связи с содержанием эпопеи в целом: в основе содержания - события исторического масштаба, преломленные в судьбах отдельных личностей. «Жизнь и судьба» включает в себя достоверные, порой документально точно обрисованные картины советской жизни, художественное повествование; авторские историко-философские отступления, размышления о прошлом, настоящем и будущем; батальные сцены... Автор охватывает разные слои русской жизни - отсюда и большое число действующих лиц.
Исследуемое произведение можно назвать также хроникой военных лет.
В Большом Энциклопедическом словаре значение понятия «хроника» объясняется следующим образом: это «литературный жанр повествовательного или драматического произведения, излагающего исторически достопримечательные события в их временной последовательности, а также повести о частной жизни, использующие приемы хроникального повествования» [6, с. 78].
Не смешивая правду и вымысел, Гроссман в своём романе-хронике располагает их в своем повествовании рядом друг с другом, заставляя, например, Сталина общаться с вымышленными персонажами. Благодаря такому приёму последние обретают в глазах читателя особую убедительность, наподобие реальных, а лица исторические, в свою очередь, приобретают дополнительные краски.
Роман иногда называют «эпосом частной жизни», концентрированной же формой такой жизни, как известно, является семья. В центре произведения Гроссмана - история нескольких семей (Штрумов, Шапошниковых и др.), потому его можно считать, в том числе, и семейным романом. Характерной чертой книги «Жизнь и судьба» становится присутствие внутрисемейного конфликта, непростых родственных отношений.
В семейном романе Гроссмана особый смысл имеет взаимодействие представителей различных поколений Штрумов, находящихся в постоянном поиске нравственных ориентиров, путей самоопределения. Поколения эти отличаются своим духовным опытом, образом мыслей, способом самовыражения. Произведение Гроссмана характеризуются также своеобразием композиции, в основе которой главные события в жизни каждого человека: рождение и смерть, свадьбы, разлуки. Автор при этом прибегает в повествовании к пространным отступлениям, внутренним монологам и диалогам, выражению собственных идей от лица героев романа, в частности от лица учёного Штрума.
Принципиальная задача Гроссмана - это не только повествование о жизненных перипетиях персонажей, отдельной семьи, но и рассказ о событиях из жизни советского общества предвоенных и военных лет. История жизни отдельной семьи для данного писателя - вполне подходящая форма повествования о жизни целой страны, мира, так как семья - это общество в миниатюре.
Для Гроссмана семейная хроника значима так же, как историческая хроника: связь между ними проявляется почти на всех уровнях исследуемого произведения - в композиции, сюжете, идейной стороне, основной тематике. Писатель описывает два
Библиографический список
типа связей, объединяющих людей, - семейную связь и ту, что скрепляет весь народ перед лицом общенациональной трагедии. В период таких общенародных потрясений, как война, судьбы отдельных людей сливаются в единый поток, поэтому эпопейное и хроникальное начала в «Жизни и судьбе» столь сильны.
Исследовательница Т. Прохорова называет «Жизнь и судьбу» социально-философским романом и выделяет там четыре уровня осмысления автором идеи свободы, двигаясь от общего к частному: 1) общефилософский уровень (свобода и человечность, свобода и нравственность, свобода и космос, свобода и жизнь); 2) философско-эстетический уровень (художник и власть); 3) социально-философский уровень (свобода и революция, свобода и социализм, свобода и тоталитарное государство); 4) конкретно-исторический уровень, обусловленный общефилософским и социально-философским (свобода и Сталинградская битва) [7, с. 26].
В произведении Гроссмана можно обнаружить и некоторые признаки трагедии. Данный жанр отличается финалом-катастрофой, некоей заостренностью межличностных отношений, насыщенными и напряженными конфликтами, а также масштабностью событий: так, в данной романе-эпопее затрагиваются такие высокие материи, как справедливость, любовь, нравственные принципы, долг и ответственность, патриотизм и т. п. Примечательно, что классическая трагическая тема - это противостояние личности и обстоятельств, личности и общества. По мнению исследователя Т. Гармаш, «трагедия исходит из точки зрения уже состоявшейся индивидуальности, делающей свободный выбор» [8].
Ощущение неизбежной гибели, обреченности некоторых героев (например, Крымова) в финале не создаёт при этом пессимистического характера романа-трагедии. Напротив, противостояние героев (Грекова, Иконникова, Жени и др.) неблагоприятным обстоятельствам свидетельствует о торжестве нравственного императива, героическом начале в личности. Все это позволяет читателю испытывать своего рода катарсис (очищение), обнаруживая связь трагедии с идеей циклического умирания и возрождения природы.
Помимо прочего, книга Гроссмана содержит элементы романов других типов: это психологический роман, рассматривающий внутренний мир личности (вспомним развернутые мысленные монологи Штрума и его матери, Крымова, Гетманова); социальный роман, исследующий закономерности и процессы общественно-политической жизни (коллективизация, репрессии, проявления тоталитарной системы); исторический роман... Всё это - доказательство жанрового многообразия исследуемого творения, возможности его бесконечных прочтений.
Анализ жанровой структуры произведения Гроссмана «Жизнь и судьба» позволяет констатировать: присутствие в ней элементов сразу нескольких жанров; обогащение автором традиционных жанровых форм, в том числе жанра романа-эпопеи; соответствие единой философско-эстетической концепции творчества писателя. Можно также отметить соответствие положений и выводов автора в работе современным научным концепциям, существующим в данной области исследования.
1. Гроссман Василий. Жизнь и судьба. Москва: Книжная палата, 1989.
2. Бочаров А. Василий Гроссман. Жизнь, творчество, судьба. Москва: Советский писатель, 1990.
3. Ланин Б.А. Идеи «открытого общества» в творчестве Василия Гооссмана. Москва: Магистр, 1997.
4. Чернец Л. Литературные жанры. Проблемы типологии и поэтики. Москва: МГУ, 1982.
5. Available at: http://moluch.ru/archive/63/9724/
6. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Норинт, 2004.
7. Прохорова Т.Г. Жанровое своеобразие романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба» (к вопросу о толстовской традиции). Слово и мысль Льва Толстого. Казань, 1993.
8. Available at: http://moluch.ru/archive/63/9724/
References
1. Grossman Vasilij. Zhizn'isud'ba. Moskva: Knizhnaya palata, 1989.
2. Bocharov A. Vasilij Grossman. Zhizn', tvorchestvo, sud'ba. Moskva: Sovetskij pisatel', 1990.
3. Lanin B.A. Idei «otkrytogo obschestva» v tvorchestve Vasiliya Grossmana. Moskva: Magistr, 1997.
4. Chernec L. Literaturnye zhanry. Problemy tipologiiipo'etiki. Moskva: MGU, 1982.
5. Available at: http://moluch.ru/archive/63/9724/
6. Prohorov A.M. Bol'shoj 'enciklopedicheskijslovar'. 2-e izd., pererab. i dop. Moskva: Norint, 2004.
7. Prohorova T.G. Zhanrovoe svoeobrazie romana V. Grossmana «Zhizn' i sud'ba» (k voprosu o tolstovskoj tradicii). Slovo imysl'L'va Tolstogo. Kazan', 1993.
8. Available at: http://moluch.ru/archive/63/9724/
Статья поступила в редакцию 17.01.17