Научная статья на тему 'Концепция становления механизма инвестиционного обеспечения Чеченской Республики: от стабилизации и высокой дотационности к экономическому развитию и бюджетно-финансовой самообеспеченности'

Концепция становления механизма инвестиционного обеспечения Чеченской Республики: от стабилизации и высокой дотационности к экономическому развитию и бюджетно-финансовой самообеспеченности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хачукаева Л. Т., Дружинин А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция становления механизма инвестиционного обеспечения Чеченской Республики: от стабилизации и высокой дотационности к экономическому развитию и бюджетно-финансовой самообеспеченности»

ISSN 0321-3056

Таким образом, банковский маркетинг, можно определить как поиск и использование банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры. Сущность банковской услуги выражается в экономических отношениях, участниками которых являются банк и его клиент, посредством и по поводу движения денег, цель банковской услуги - удовлетворение финансовых потребностей и получение прибыли. Проявляется сущность банковской услуги через ее свойства.

Белгородский государственный университет

Для расширения уже существующих рынков сбыта и завоевания новых банки совершенствуют предоставление имеющихся услуг и внедряют современные, согласовывая их с требованиями рынка и времени. Но для того чтобы получить новых клиентов, банкам необходимо изучить потребительский спрос, проанализировать рынок конкурентов и составить план действий по продвижению своего товара - маркетинговую стратегию.

27 июня 2006 г.

© 2006 г. Л. Т. Хачукаева, А.Г. Дружинин

КОНЦЕПЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМА ИНВЕСТИЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: ОТ СТАБИЛИЗАЦИИ И ВЫСОКОЙ ДОТАЦИОННОСТИ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ И БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ САМООБЕСПЕЧЕННОСТИ

В современной российской экономике, характеризуемой в целом завершением восстановительного роста и исчерпанием позитивных макроэкономических эффектов произошедшего в 1998 г. дефолта, проблема привлечения инвестиций (создание благоприятного инвестиционного климата) в российскую экономику превратилась в одну из наиболее приоритетных. Адекватное инвестиционное обеспечение в особой мере актуализировано и востребовано в условиях имманентных территориально-хозяйственной системе России высокодепрессивных высокодотационных регионов, в том числе и ряда субъектов федерации Юга России [1].

Как свидетельствует авторский анализ, для высокодотационной территории характерен крайне неблагоприятный в мезоэкономическом сопоставлении инвестиционный климат, усугубляемый практическим отсутствием внутренних (собственно региональных) ресурсов инвестиционного роста, причём как бюджетных, так и внебюджетных. Из-за экономической специфики (неразвитость современной рыночной инфраструктуры, криминализация экономики, её преимущественно теневой характер, привычка к бюджетному иждивенчеству и др.) здесь отсутствуют также и высоконкурентные инвестиционные проекты, современные технологии привлечения инвестиций. Это ведёт к перманентному «оттоку» имеющихся инвестиционных ресурсов. Спецификой высокодотационной территории является также гипертрофированная даже по современным российским меркам степень зависимости от внешних (эндогенных) политико-экономических условий. Последняя просматривается в возможностях бюджетного инвестирования, привлечении внебюджетных средств, селекции «точек экономического роста» и др. и предопределяет ситуацию фактического внешнего управления всей системой инвестиционного обеспечения развития экономики. Складываясь и функционируя как результат, с одной стороны, адаптации территории к действующему в России мезоэкономическому контексту, с другой -как следствие компромисса между высокодотационной высокодепрессивной территории экономически-

ми формами и укладами, между эндогенными и экзогенными экономическими и политическими интересами, высокодотационная экономика не только специфична, но и весьма устойчива, формируя особую мезоэкономическую модель, в полной мере проявляющуюся в Чеченской Республике.

Уровень инвестиционной привлекательности Чеченской Республики в 14 раз ниже, чем по остальным республикам Северного Кавказа (без Ингушетии) в среднем. Он уступает, в частности соответствующему показателю по Республике Северная Осетия в 16,3 раза, Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республикам - в 15-16 раз, Республике Дагестан - в 11,5 раза. В общей структуре инвестиций в основной капитал сложилась и сохраняется доминирование бюджетной (главным образом федеральной) составляющей. При этом прирост объёма инвестиций лишь незначительно превышает уровень текущей инфляции (таблица).

Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности, млн р.*

Инвестиции 2004 2005 2006 (оценка)

Всего, в том числе 8651 9959 11600

Собственные средства предприятий 981 1066 1427

Бюджетные средства, в том числе 5709 6918 8305

Федерального бюджета 4444 6351 6929

Бюджета субъекта федерации 1264 566 1367

Прочие 1961 1975 1717

* Составлено по данным Министерства финансов Чеченской Республики.

В силу комплекса причин (политическая автаркия, разрушение хозяйственных связей, утрата огромной страты квалифицированных специалистов в ходе масштабных миграций, продолжительные военные дейст-

вия, унёсшие жизни почти 45 тыс. гражданских и военных и др.) трансформационный кризис не просто полномасштабно проявил себя на территории Чеченской Республики, но и сопровождался многими сопутствующими негативными эффектами, уже к середине 1990-х гг. кардинально видоизменившими весь хозяйственный ландшафт данного региона. Сложившийся и устойчиво функционировавший в конце 1980-х гг. высокоразвитый индустриально-аграрный комплекс с мощной нефтепереработкой и нефтедобычей, машиностроением, пищевой индустрией, интенсивным сельским хозяйством стремительно превратился в подпитываемый федеральным центром ареал теневой экономики и натуральной и полунатуральной аграрной сферы.

Позитивный перелом в антитеррористической операции создал условия для восстановления экономики Чеченской Республики. Однако именно в 20002003 гг., которые, с нашей точки зрения, можно рассматривать как переходные от доминировавшей в 1990-е гг. мезоэкономической модели к современной ситуации хозяйственно-инфраструктурного восстановления и социально-политической стабилизации, сформировался «высокодотационный» профиль региона, проявились доминантные, сохраняющие своё значение и поныне «точки роста»: военно-силовой комплекс, бюджетно-социальная сфера и ведущееся преимущественно на бюджетные же средства строительство (главным образом сооружение объектов военной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей), формирующие в совокупности бюд-жетно-перераспределительный сегмент мезоэкономи-ки; постепенно восстанавливающаяся и выходящая из тени нефтедобыча, кардинально видоизменившее свой институционально-хозяйственный облик сельское хозяйство, а также диверсифицированная (однако крайне слаборазвитая на фоне ситуации в крупнейших российских городах) сфера услуг, культивируемая благодаря усилиям малого бизнеса.

При этом возникает двоякий приоритет инвестирования: с одной стороны, в «точки роста» в рамках сложившейся высокодотационной модели (с целью недопущения ухудшения социально-политической и экономической ситуации), с другой - в условия и механизмы, способствующие трансформации высокодотационной высокодепрессивной экономики в экономику инвестиционного роста, в «точки роста», благоприятствующие снижению бюджетной зависимости республики от федерального центра.

Адекватное инвестиционное обеспечение задач восстановления и последующего развития экономики Чеченской Республики предполагает наличие соответствующего механизма, рассматриваемого как особая экономическая категория и совокупности специфических методов хозяйствования и управления. В формировании данного механизма, в его приоритетах и соответственно структурных составляющих в этой связи уже изначально проявляется выраженная региональная специфика.

Во-первых, экономика Чечни за постсоветский период претерпела специфическую, отличающуюся от остальных регионов России, в том числе и высокодотационных, эволюцию. Механизм инвестиционного обеспечения создаётся здесь с существенным «запаз-

дыванием» по сравнению с иными территориями. Во-вторых, в системе РФ территория Чеченской Республики до сих пор остаётся зоной особой экономической политики, что проявляется, в частности, в наличии специальных программ социально-экономического развития данного региона, в финансировании её по специальным строкам бюджета, в максимально высокой даже на фоне современных реалий зависимости региональной экономики от центра, в доминантном влиянии на мезоэкономическую ситуацию силовых структур и др. В-третьих, как и в других депрессивных, зависимых от федерального бюджета территориях экономика Чеченской Республики формируется взаимодействием трёх базовых сфер: «бюджетно-перераспределительной экономики», «неучитываемой» экономики, а также вкраплений «трансрегиональной экономики» (подобное структурирование и терминология заимствованы из публикаций группы ростовских экономистов [2]). У каждой из них есть своя ресурсная база, свои интересы и инвестиционные приоритеты, это нельзя не учитывать в формируемом механизме. Наконец, экономика Чеченской Республики формируется сложным переплетением тейповых, клановых и групповых интересов; фактически это сложившаяся клановая монополия, распространяющаяся на всю совокупность используемых, формируемых и перераспределяемых в регионе ресурсов, в том числе и бюджетно-инвестиционных.

Как представляется, прежде всего необходимо отлаживать инвестиционный механизм в рамках уже сложившейся высокодотационной модели и решаемых на уровне республики задач восстановления экономики (рисунок). Приоритетным здесь видится, с одной стороны, логическое и последовательное выстраивание всей обеспечивающей бюджетное инвестирование управленческой вертикали, повышение её действенно -сти, с другой - более эффективное разделение ресурсов, ответственности и полномочий между федеральным и республиканским уровнями государственного управления по поводу решения инвестиционных задач на территории. Решая задачу наращивания инвестиционных возможностей субфедерального бюджета, крайне важно разграничить сферу инвестиционного использования федеральных и региональных бюджетных средств. Причём данная задача важна не столько сейчас (когда экономическая и инфраструктурная основа бюджетного самообеспечения республики только начинает восстанавливаться), сколько на последующем этапе, при решении задач инвестиционного роста. Полагаем, что уже через три - четыре года основные полномочия по завершению восстановления и развития социальной сферы должны перейти непосредственно к Чеченской Республике. Федеральные же бюджетные средства должны инвестироваться в крупные (стратегически значимые для Юга России, РФ в целом) инфраструктурные проекты (транспорт и др.), а также быть задействованы в формировании и функционировании современных рыночных механизмов инвестирования (специальные страховые и гарантийные фонды, датирование банковской кредитной ставки, информационное и РЯ-обеспечение процесса инвестирования в регионе и др.).

Механизм инвестиционного обеспечения экономики Чеченской Республики: концептуальная модель

Инвестиционное обеспечение следует ориентировать на формирование региональных кластеров - технологической цепочки концентрации добавленной стоимости перерабатываемого сырья на территории. Соответствующий рост производственной базы региона приведет к бюджетным и налоговым изменениям, обеспечивая самофинансирование и снижение миграции за пределы республики, вновь проявившейся в последние 2-3 года. Формирование благоприятной предпринимательской среды при этом должно быть дополнено созданием позитивного инвестиционного и в целом социально-экономического имиджа (образ «отсталого», «бедного» «криминального» и т.п. региона в этой связи должен быть кардинально сменён на имидж динамично развивающейся, интегрированной в мировую экономику и в целом в глобальное социокультур-

Министерство финансов Чеченской Республики

ное пространство территории, ареал больших экономических возможностей («Евразийского региона»), один из макрорегиональных эпицентров модернизации), привлечением в регион крупных трансрегиональных и транснациональных финансово-экономических структур, развитием рынка и рыночных институтов.

Литература

1. Дружинин А.Г. Юг России конца XX - начала XXI вв. (экономико-географические аспекты). Ростов н/Д, 2005.

2. Дружинин А.Г., Бойко Л.И., Бойко А.Л. и др. Особенности и механизмы формирования уровня жизни населения на аграрных территориях периферийного типа (некоторые итоги локализованного исследования Чернозе-мельского района Республики Калмыкия) // Экономико-географический вест. Ростовского госуниверситета. 2006. № 3.

20 июня 2006 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.