Научная статья на тему 'Восстановление и развитие экономического потенциала устойчиво-депрессивного региона: приоритеты и механизмы'

Восстановление и развитие экономического потенциала устойчиво-депрессивного региона: приоритеты и механизмы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадмаева Э. В.

Рассмотрены приоритеты и механизмы совершенствования системы государственной поддержки восстановления и развития экономического потенциала устойчиво-депрессивного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восстановление и развитие экономического потенциала устойчиво-депрессивного региона: приоритеты и механизмы»

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УСТОЙЧИВО-ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА: ПРИОРИТЕТЫ И МЕХАНИЗМЫ

Э.В. БАДМАЕВА

Южный федеральный университет, Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем, соискатель, e-mail: isep@sfedu.ru

Рассмотрены приоритеты и механизмы совершенствования системы государственной поддержки восстановления и развития экономического потенциала устойчиво-депрессивного региона.

Ключевые слова: регион; экономика; государственное стимулирование.

Коды классификатора ^БЬ: 012, R11, М31.

В последние годы в России ведется достаточно активная работа по совершенствованию спектра инструментов и механизмов государственного стимулирования территориальнохозяйственного развития [1]. Вместе с тем, реализуемая в отношении устойчиво-депрессивных территорий политика РФ малоэффективна, непоследовательна, недостаточно системна и является периферийной по отношению к иным декларируемым и реализуемым целям региональной политики [3]. Характерный для периода макроэкономической стабильности растущий «поток» бюджетных трансфертов и инвестиций в регионы не снимал глубинных причин депрессивности, не благоприятствовал модернизации устойчиво-депрессивных территориально-хозяйственных комплексов. Разворачивающийся с лета 2008 года глобальный финансовый кризис обострил противоречие между ограниченностью бюджетных ресурсов РФ (особенно в среднесрочной перспективе) и потребностью наращивания государственной координации мезоэкономики в условиях углубляющейся асимметрии и дезинтеграции. Многолетняя установка на бюджетную «подпитку» депрессивных регионов, в этой связи, все в большей мере должна дополняться акцентом на восстановление и развитие их хозяйственных комплексов, в том числе и за счет полномасштабного задействования потенциала государственно-регулятивных мер. Трансформация государственной экономической политики в особой мере необходима применительно к республикам Юга России, включая и Калмыкию, которая с начала рыночных реформ существенно утратила свои позиции в экономической сфере, как в масштабе Южного федерального округа, так и в общероссийских сопоставлениях. Основные «точки роста» экономики (животноводство, сфера обращения, в первую очередь торговля, обрабатывающая промышленность) функционируют либо в рамках традиционной специализации, либо под воздействием финансовых «вливаний» из бюджета РФ. Сложившийся в республике характер инвестиционной активности можно охарактеризовать как бюджетозависимый, реализуемый по минимально-допустимому остаточному принципу. Декларируемые приоритеты модернизации региональной экономики при этом слабо подкрепляются инструментами государственного стимулирования, что консервирует устойчиво-депрессивный тип хозяйственного развития.

Понятие «депрессивности» применимо к любым территориально-хозяйственным системам, «не вписавшимся» в очередной «виток» экономической модернизации, макро- и геоэко-номического развития, характеризуемым спонтанным и существенным ухудшением социальноэкономической ситуации (в том числе и в межрегиональных сопоставлениях) и испытывающих острую потребность в кардинальной трансформации в отраслевом, технико-технологическом, институциональном, инфраструктурном и иных аспектах. «Накопленная» и игнорируемая (в том числе государственной политикой) депрессивность в сочетании с обстоятельствами периферийного позиционирования (доминанта первичной сферы, технико-технологическая отсталость, перманентное «вымывание» финансовых ресурсов) и нарастающего дефицита факторов экономического роста как традиционных (квалифицированная рабочая сила, капитал), так и современных (инновации, институты, высокоэффективный менеджмент и др.), ведет к формированию особого территориально-хозяйственного состояния «устойчивой депрессивности».

В условиях пролонгированного экономического кризиса устойчиво-депрессивные территории окажутся в еще большем отрыве от регионов — социально-экономических лидеров, проявят еще большие признаки депрессивности и хозяйственной отсталости. В данном контексте необходима реализация комплекса мер по «удержанию» финансово-инвестиционных ресурсов в высокопроблемных депрессивных регионах, в том числе на основе придания последним особого инвестиционно-экономического статуса, для чего необходимо: законодательное оформление

© Бадмаева Э.В., 2009

ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА.

191

(в виде особого ФЗ) статуса депрессивного региона — бенефицианта особого экономического режима; четкая нормативно регламентированная идентификация депрессивных регионов (фактически, устойчиво-депрессивных) как объектов приоритетной господдержки и особого финансово-экономического режима; обязательное целевое резервирование части (не менее 5%) средств Инвестиционного фонда РФ и Банка развития в интересах депрессивных территорий.

Учитывая приоритеты экономической модернизации в сложных условиях бюджетнофинансового дефицита, поддерживая минимально приемлемый (и максимально возможный в макроэкономическом контексте) уровень федеральных инвестиций в инфраструктуру, следует, одновременно, повышать их эффективность за счет: выстраивания четкой, адаптированной для территории системы инвестиционных приоритетов (с акцентом на близкие к завершению объекты, объекты, чей ввод в эксплуатацию даст максимальный мультипликативный, ориентированный на модернизацию экономики эффект); снижения уровня криминогенности инвестиционностроительной сферы. Не менее важным представляется размежевание федеральных и субфе-деральных бюджетных инвестиций: федеральные направляются на решение стратегических федеральных задач и развитие узловых элементов инфраструктуры общего назначения, а суб-федеральные ориентируются на «развязку» узких мест в инфраструктуре регионального и локального значения, на модернизацию объектов, находящихся в общерегиональной и локальной собственности.

Пролонгация механизма «накачки» депрессивных территорий должна сочетаться с: обеспечением «инвестиционной составляющей» межбюджетных трансфертов и в целом государственного финансирования в регионах [2]; «стыковкой» (синергией) федеральных и региональных инвестиций, а также средств частных (корпоративных) инвесторов; привлечением к инвестированию в устойчиво-депрессивных регионах крупного российского бизнеса с одновременной поддержкой инвестиционной активности местного малого и среднего бизнеса; взаимоувязкой «потока» бюджетных финансовых ресурсов в регион с позитивными изменениями в его экономике; возвратностью в федеральный бюджет инвестируемых в экономическое развитие депрессивных регионов средств.

Государственное обеспечение роста инвестиционной активности в условиях устойчиводепрессивного региона должно реализовываться в том числе и в рамках следующего алгоритма. На первом этапе в согласовании Правительства Республики, МЭРТ РФ и бизнеса формируются и уточняются инвестиционные приоритеты Республики (в рамках «Программы социальноэкономического развития Республики Калмыкия»), затем разрабатываются и увязываются воедино различного рода частные и государственные инвестиционные проекты (в рамках «Инвестиционного паспорта Республики Калмыкия» и «Программы инвестиционного развития Республики Калмыкия»). Под обоснованные инвестиционные проекты Республика запрашивает у РФ инвестиционные кредиты, формируя на их основе свой Инвестиционный фонд. Инвестиции в приоритетные хозяйственные и инфраструктурные проекты из этого фонда позволяют привлечь дополнительные целевые субсидии из федерального бюджета («инвестиционные субсидии» РФ), что согласно действующим нормам практически удваивает стимулирующие возможности на уровне субъекта РФ. Часть необходимых инвестиционных ресурсов (в «доразвитие» общей инфраструктуры) одновременно напрямую идет из соответствующих фондов РФ (Инвестиционный фонд РФ, средства ФЦП, средства министерств и ведомств). Дополнительные бюджетные доходы, возникшие в ходе реализации инвестиционных проектов на начальных этапах «зачитываются» как новые «инвестиционные кредиты» РФ депрессивному региону, на последующих (по заранее согласованному графику) — возвращаются в бюджет Российской Федерации. Таким образом, основным инструментом привлечения государственных инвестиционных ресурсов в региональную экономику в предлагаемом алгоритме может выступить специфический межбюджетный «инвестиционный кредит», передаваемый региону из бюджета РФ на срочной основе за счет части поступлений от собираемых в регионе федеральных налогов и предназначается исключительно для формирования Регионального инвестиционного фонда в интересах инвестиционной поддержки приоритетных отраслей региональной экономики (в форме лизинга, банковских субсидий, иных возможных инвестиционных инструментов). Инвестиционный кредит должен дополняться другими (уже традиционными) формами государственного инвестирования (прямые федеральные инвестиции, дотации и др.). Основные полномочия по мониторингу и коррекции данного финансово-инвестиционного алгоритма при этом должны возлагаться на специальный «Наблюдательный совет экономического развития Республики Калмыкия», в котором были бы представлены не только интересы региона, но и федерального центра, а также инвестиционно-активного бизнеса.

Важным элементом системы государственной поддержки восстановления и развития экономического потенциала устойчиво-депрессивного региона при определенных обстоятельствах способно стать и частно-государственное партнерство. На территории Калмыкии в настоящее время имеют место многочисленные примеры привлечения частного бизнеса к решению различного рода инфраструктурных и иных социальных задач (благоустройство населенных пунктов, ремонт школ и т.п.). Вместе с тем, речь в подобных случаях, идет не столько о взаимовыгодном

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

192

Э.В. БАДМАЕВА

партнерстве сколько о легализованной и ориентированной на «общее благо» форме административной дани, фактически «довзимании» теневого налога от неучтенных же доходов теневой экономики (выпас неучтенного скота и т.п.). Для полномасштабного «запуска» механизмов ЧГП в республике (равно как и в любом ином устойчиво-депрессивном регионе) необходимыми видятся следующие институциональные и финансовые условия: наличие нормативно-правовой основы функционирования координационных, экспертных и согласительных органов межсекторного характера при органах государственной власти регионального уровня; представительство бизнеса в региональных парламентах; создание регулярных институциональных площадок частно-государственного партнерства (инновационные и инвестиционные форумы, выставки и т.п.) на региональном уровне; создание консультативных и совещательных подразделений органов власти с межсекторным составом участников на региональном и муниципальном уровнях; «запуск» совместных государственно-частных программ развития ЧГП; формирование «пула» потенциальных проектов для реализации на основе механизма частно-государственного партнерства; предоставление налоговых льгот, госгарантий или иных стимулов для представителей бизнеса при условии их участия в частно-государственных проектах; наличие специализированных структур развития механизма частно-государственного партнерства в регионе; создание реестра предприятий — потенциальных партнеров взаимодействия; коррекция целевых программ развития приоритетных сфер экономической деятельности региона с использованием механизма ЧГП и др. Необходима также реальная бюджетно-финансовая и имущественная мотивация для налаживания взаимовыгодного партнерства власти и частного бизнеса с учетом специфики депрессивного региона. Ресурсы для подобной мотивации должны формироваться на совместной основе на федеральном (целевые субсидии на «запуск» проектов ЧГП в высокодепрессивных регионах, часть средств ФЦП) и региональном (средства РЦП, подготовленные объекты и инвестпроекты для ЧГП) уровнях. Стратегические приоритеты ЧГП для территории должны определяться совместно (на региональным и местном уровнях с учетом федеральных приоритетов) и прописываться в «Концепциях...», «Программах...» и «Стратегиях социальноэкономического развития...» территории на среднесрочный и долгосрочный период.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бейбалаева Д.К. Экономическое развитие депрессивного региона // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 22. С. 41-46.

2. Джурбина Е.П. Мезоэкономические детерминанты и приоритеты системы межбюджетных трансфертов. Ростов-на-Дону. 2006.

3. Дружинин А.Г. Глобальное позиционирование Юга России: факторы, особенности, стратегии. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.