Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ "СПОРТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ ВОСПИТАНИЯ" В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

КОНЦЕПЦИЯ "СПОРТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ ВОСПИТАНИЯ" В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ / КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Редреев Владимир Андрианович, Бабик Тарас Михайлович, Попова Анастасия Александровна

«Кризис образования» представлен как социальный феномен (на примере физкультурноспортивного образования России). Названы основные обстоятельства и пути его преодоления исходя из концепции спортивной педагогики социокультуры. Особое внимание уделено вопросам протекания реформ и современных (надвигающихся в нашей стране) контрреформ с позиций развития воспитательных действий в данной сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Редреев Владимир Андрианович, Бабик Тарас Михайлович, Попова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“SPORTS EDUCATIONAL PEDAGOGY" CONCEPT UNDER THE CONDITIONS OF CRISIS PHENOMENA OVERCOMING IN VOCATIONAL EDUCATION

The “crisis of education” is presented as a social phenomenon (on the example of physical culture and sports education in Russia). The main circumstances and ways of overcoming it are named based on the concept of sports pedagogy of socio-culture. Special attention is paid to the issues of the course of reforms and modern (impending in our country) counter-reforms from the standpoint of the development of educational actions in this field of education.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ "СПОРТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ ВОСПИТАНИЯ" В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

цессе традиционного обучения наблюдаются незначительные положительные изменения: 48% студентов имеют начальный уровень сформированности, 44% - оптимальный и только 8% студентов показали продвинутый уровень сформированности этой компетенции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брановский Ю.С. Введение в педагогическую информатику / Ю.С. Брановский. - Ставрополь : Изд-во СГПУ, 1995. - 206 с.

2. Ваграменко Я.А. Информационные технологии и модернизация образования / Я. А. Ва-граменко // Педагогическая информатика. - 2000. - № 2. - С. 3-10.

3. Дендев Б. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : монография / Б. Дендева - Москва : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - 320 с.

4. Гарцов А.Д. Теоретические и технологические стратегии построения профессионально ориентированной сетевой образовательной среды / А.Д. Гарцов, Д.А. Гарцова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. - 2015. - № 3. - С. 24-27.

5. Гейн, А. Г. Информатика и информационные технологии / А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман, А.А. Гейн - Москва : Просвещение, 2009. - 224 с.

6. Завьялова, М.С. Интегративный подход к организации обучения дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности»/ М.С. Завьялова, М.Н. Раздобарова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2020.- №3 (52).-С.157-163.

7. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы исполнения / И.В. Роберт. - Москва : ИИО РАО, 2010. - 140 с.

8. Сысоев П.В. Корпоративное обучение профессиональному иностранному языку / П.В. Сысоев, Е.Н. Потапова // Перспективы науки и образования. - 2022. - № 2 (56). - С. 256-271.

REFERENCES

1. Branovskiy, Y.S.(1995), Introduction to teaching computer science, Stavropol.

2. Vagramenko, J.A. (2000), "Information technology and modernization of education", Pedagogical Informatics, No. 2, pp. 3-10.

3. Dendev, B. (2013), Information and communication technologies in education, The UNESCO Institute for information technology in education, Moscow.

4. Gartsov, A. D.(2015), "Theoretical and technological strategies for building a professionally oriented network educational environment", Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Russian and foreign languages and methods of their teaching, No. 3, pp. 24-27.

5. Gein, A.G.(2009), Computer science and information technology, Enlightenment, Moscow.

6. Zavyalova, M.S. (2020), "An integrative approach to the discipline "Foreign language in professional activity" teaching, Bulletin of the Tver State University, Series: Pedagogy and psychology, No. 3 (52), pp.157-163.

7. Robert, I.V. (2010), Modern information technologies in education: didactic problems, prospects of performance, Russian Academy of Education, Moscow.

8. Sysoev, P.V. (2022), "Corporate training in a professional foreign language", Prospects for science and education, No. 2 (56), pp. 256-271.

Контактная информация: mar-razdobarova2009@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.01.2023

УДК 796.011

КОНЦЕПЦИЯ «СПОРТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ ВОСПИТАНИЯ» В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Владимир Андрианович Редреев, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Тарас Михайлович Бабик, доктор медицинских наук, профессор, Анастасия

Александровна Попова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник,

Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Аннотация

«Кризис образования» представлен как социальный феномен (на примере физкультурно-спортивного образования России). Названы основные обстоятельства и пути его преодоления исходя из концепции спортивной педагогики социокультуры. Особое внимание уделено вопросам протекания реформ и современных (надвигающихся в нашей стране) контрреформ с позиций развития воспитательных действий в данной сфере образования.

Ключевые слова: спортивная педагогика, воспитание, кризисные явления, профессиональное образование, вуз физической культуры.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p421-427

"SPORTS EDUCATIONAL PEDAGOGY" CONCEPT UNDER THE CONDITIONS OF

CRISIS PHENOMENA OVERCOMING IN VOCATIONAL EDUCATION

Vladimir Andrianovich Redreev, the candidate of pedagogical sciences, professor, department

chair, Taras Mikhailovich Babik, the doctor of medical sciences, professor, Anastasiya Ale-xandrovna Popova, the candidate of pedagogical sciences, senior researcher, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Abstract

The "crisis of education" is presented as a social phenomenon (on the example of physical culture and sports education in Russia). The main circumstances and ways of overcoming it are named based on the concept of sports pedagogy of socio-culture. Special attention is paid to the issues of the course of reforms and modern (impending in our country) counter-reforms from the standpoint of the development of educational actions in this field of education.

Keywords: sports pedagogy, education, crisis phenomena, vocational education, university of physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

Подчеркивая актуальность определенной заголовком темы, отметим, что существующая у нас в стране «система подготовки специалистов в различных сферах уже давно не соответствует требованиям действительности и нуждается в реформировании» [2]. Назрела серьезная необходимость модернизации высшего педагогического образования в сфере физической культуры и спорта национальной экономики с учетом наличия конкретных кризисных явлений с позиций несоответствия предложения и потребностей рынка труда.

Цель исследования - выявление педагогических условий, способствующих преодолению кризисных явлений в физкультурно -спортивном образовании.

Объект исследования - образовательный процесс физического воспитания и развития спортсменов - студентов вуза физической культуры в рамках «двойной карьеры».

Предмет исследования - состояние физкультурно-спортивного (профессионального) образования; формирование концепции спортивной педагогики воспитания исходя из наличия кризисных явлений в условиях современной действительности; моделирование исследуемых процессов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В процессе исследования определены сущностные аспекты кризиса в современном физкультурно-спортивном - профессиональном - образовании (таблица). Отметим при этом, что он на текущий момент приобрел глобальные масштабы, являясь при этом характерной и общепризнанной особенностью современной России.

Таблица - Сущностные аспекты кризиса в современном физкультурно-спортивном образовании (ФСО)_

Аспект Сущностная характеристика кризиса

Философский Противоречия в диалектике образовательной системы, обусловленные изменениями внешней и внутренней среды ФСО

Педагогический Несоответствие социокультурных компетенций в процессе профессионального обучения ценностным ориентациям личности

Социальный Институциональные разногласия между возможностями системы ФСО и потребностями общества в рамках физкультурно-спортивной деятельности

Экономический Несоответствие в возможностях формирования установки на деловой успех и потребностях рынка труда сферы физической культуры и спорта национальной экономики

Управленческий Неспособность ФСО (как открытой системы) выполнять свои основные функции и возложение на него задачи

Юридический Ассиметричность регуляции проблем ФСО в связи с недостатком правовой базы и слабой проработанностью существующих нормативных актов на национальном уровне

Психологический Разрушение традиционной системы взаимосвязи социальных установок в обществе и форматом бурно протекающих процессов смены профессий в условиях глобализации спорта

Как следует из данных таблицы, этих аспектов довольно много. К перечисленным можно добавить и другие, например исторический и информационный). Все они с различных позиций оценивают обстоятельства кризиса [1], которые связываются с большим количеством желающих обучаться, недостатком средств, консервативностью системы физкультурно-спортивного образования (несмотря на наличие различного рода процессов, называемых нередко инновационными). Обращается также внимание на: инертность общества, безразличие к нуждам и проблемам образования (Ф. Кумбс); несоответствие возможностей системы образования требованиям общества и перспективам цивилизованного развития (Г.Е. Зборовский, Г.Б. Коровлева, Г.П. Орлов).

Кризис образования мы связываем с изменением роли спортивно-педагогического образования в современном мире, в условиях глобализации спорта. В этой связи обратим внимание на мнение Г. Ильина, в соответствии с которым кризис образования, помимо девальвации традиционных социальных ценностей и поисков нового мировоззрения, ха-растеризуется все более возрастающим различием в уровне и качестве образования между странами, а также внутри стран между социальными слоями.

Кризисные явления в рассматриваемой авторами сфере по своему содержанию являются функциональными (когнитивными и социальными). Причем если первые универсальны, то вторые - достаточно вариативны, с позиций системных связей и особенностей общественного развития (Г.В. Астратова, В.М. Русаков). Подчеркнем также, что кризис в рассматриваемой сфере национальной экономики начал формироваться довольно давно под влиянием внешних факторов (национальных и мировых).

В современных условиях особый акцент делается на преодолении кризисных явлений с учетом оценки силы влияния названных факторов. Движущей силой отмеченного, по нашему мнению, является прежде всего конкуренция не только в образовании, но и в бизнесе, активно развивающемся в рамках физкультурно-спортивной деятельности.

Как уже отмечалось, выбор рассматриваемой нами темы определен потребностями общества в повышении эффективности спортивно-педагогического образования. В процессе исследования разработана концепция «спортивной педагогики», представленная в виде основополагающей идеи преодоления кризисных явлений в физкультурно-спортивном образовании.

Суть данной концепции в том, что педагогика ФКиС не является застывшей схемой, а представляет собой динамическую, развивающуюся область знания, предлагающую адаптирование к реальной педагогике схемы управления физической культурой и спортом. Речь прежде всего идет о формировании установки на деловой успех выпускников вуза физической культуры, их подходе к лидерству и доверительности рыночных отношений, уверенности в принятии профессиональных решений, гибкости и вариативно-

сти мышления.

Речь также идет о высоком уровне формирования установки на деловой (профессиональный) успех в сфере воспитательных действий. Эксперимент, в рамках которого оценивался данный уровень, затрагивал как бакалавров, так и магистров. Его результаты свидетельствуют не только об актуальности исследований в рамках экономической педагогики ФКиС, но и о модификации учебных программ вузов физической культуры в направлении конкретизации формирования данной установки в направлении развития ряда профессионально значимых качеств, что показали результаты их экспериментальной оценки у преподавателей ряда учреждений ФКиС, прошедших курсовое обучение в УралГУФК (рисунок 1).

1. Компетентность в области ОГ

воспитательной деятельности КГ

2. Высокая культура делового ОГ

общения КГ

3. Организаторские способности в ОГ

сфере воспитания КГ

4. Способность прогнозировать ОГ

ожидаемые результаты КГ

воспитательной деятельности

5. Гибкость. аналитичность, ОГ

вариативность мышления КГ

6. Импровизация в процессе ОГ

проведения аудиторных занятий КГ

7. Коммуникабельность, ОГ

адаптивность и мобильность КГ

8. Владение эффективными ОГ

методами воспитательных

действий КГ

9. Творческая восприимчивость к ОГ

педагогическим инновациям КГ

10. Системность в рамках ОГ

воспитательной деятельности

КГ

Проценты 20 40 60

Рисунок 1 - Результаты экспериментальной оценки уровня сформированности установки на успех у специалистов ФКиС опытной и контрольной групп (ОГ и КГ) на заключительном этапе формирующего эксперимента (1.. .10 - профессионально значимые качества)

Следует отметить, что созданная в процессе исследования концепция спортивной педагогики воспитания позволяет проводить корректную оценку учебных программ подготовки специалистов для сферы ФКиС. Причем отмеченное касается не только подготовки бакалавров и магистров, но также повышения квалификации работников (и прежде всего управленческих кадров) различных организаций сферы ФКиС.

В процессе исследования разработана модель формирования установки на успех в сфере воспитательной деятельности (рисунок 2). Основой построения данной модели является концепция «спортивной педагогики воспитания» (как основополагающая идея преодоления кризисных явлений в ФСО). Основные блоки этой модели следующие.

Цель - формирование установки на успех в сфере воспитательной деятельность.

Задачи:

1. Организация образовательного процесса, позволяющая преодолеть кризисные явления.

2. Формирование установки на

успех.

3. Реализация личного и группового потенциала через профессиональную и социально ориентированную деятельность.

4. Изучение уровня формирования установки на успех в сфере воспитательной деятельности.

Принципы:

1. Ориентация образовательного процесса на формирование установки на успех в сфере воспитательной деятельности.

2. Принцип гибкости образовательного процесса.

3. Принцип стимулирования творческой направленности воспитательной деятельности студентов в учебной и вне учебной деятельности.

4. Принцип доминирования проектной технологии в образовательном процессе воспитательной направленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Принцип социокультурной ориентации.

6. Принцип мотивационного обеспечения и преемственности традиций.

7. Принцип открытости внешней среде.

Особенности сферы физической культуры. Данные особенности, прежде всего, заключаются в следующем:

1. Сфера физической культуры - это сфера услуг. Соответственно оценка результата предоставления услуги имеет высокую степень субъективности.

2. Процесс предоставления услуг физической культуры имеет специфику как в оснащении основными средствами производства, так и в методике спортивно-педагогической деятельности.

3. Для работников сферы физической культуры характерны ряд свойств личности: работа в команде, системность работы, целеустремлённость - работа на результат, проектное мышление.

4. Качество и охват населения услугами физической культуры является показателем обеспечения национальной, в том числе экономической безопасности, так как определяет уровень профилактики заболеваний и физического здоровья населения.

В образовательном процессе особенности сферы физической культуры проявляются в педагогических условиях, субъектах деятельности, основных подходах, образовательных технологиях.

Педагогические условия. Формированию и развитию установки на успех в сфере воспитательной деятельности способствует:

- вовлечение студентов в процесс самовоспитания;

Рисунок 2 - Личностно-ориентированная модель формирования лидерских качеств спортивных менеджеров в образовательном процессе вуза

- совместное творчество в рамках систем «тренер-спортсмен» и «преподаватель - студент вуза физической культуры»;

- предоставление (в рамках данных систем) возможности формирования лидерских качеств;

- личностно-развивающее взаимодействие, основанное на принципах партнерства, доверия и уважения.

Важным педагогическим условием является формирование из группы студентов -сообщества, что достигается посредством связующей коммуникации со стороны преподавателя и организацией группы в социальной сети. Например, преподаватель / тренер -группа / команда.

Субъекты деятельности. Реализуют модель. Это в первую очередь профессорско-преподавательский состав. Кафедра и деканат как организаторы образовательного процесса. В вузе физической культуры необходимо к субъектам деятельности отнести выдающихся спортсменов, выпускников вуза и включать их в процесс общения со студентами. Опосредованно субъектом деятельности по реализации модели может являться ассоциация выпускников вуза. Особое значение приобретает студенческий совет, институт кураторства.

Основные подходы. Во-первых, это личностно-ориентированный подход. И, во-вторых, компетентностный подход.

В процессе реализации модели применяются также системный подход, деятель-ностный подход, культурологический подход, информационно-коммуникативный подход, ценностный подход, комплексный подход, исторический подход, индивидуально -дифференцированный подход, управленческий подход, рефлексивный подход.

Образовательные технологии. Речь, прежде всего, идет о перспективных технологиях формирования установки на успех в сфере воспитательной деятельности, основанных на развитии компетенций в сфере управленческой деятельности будущих спортивно-педагогических менеджеров (тренеров).

Субъекты социально-значимой деятельности. Студенты, будущие тренеры и менеджеры сферы физической культуры.

Критерии и показатели эффективности. Когнитивный, деятельностный, эмоциональный, а также статусно-компетентностный.

Результаты и их анализ. Сформированность установки на успех в сфере образовательной деятельности. Анализ результатов необходимо проводить в краткосрочном и долгосрочном периоде [3, 4].

Системные социальные эффекты и их анализ. Рассматривать социальные эффекты от реализации модели необходимо на национальном уровне (особенно если речь идет о преодолении кризисных явлений в физкультурно-спортивном образовании). Реализация модели предполагает повышение качества подготовки будущих спортивных менеджеров в сфере физической культуры.

Личностно-ориентированная модель формирует у будущих спортивных менеджеров (тренеров) гражданскую идентичность, так как они занимаются важным государственным делом и при этом интересным, сознательно выбранным.

Анализ системных социальных эффектов важно производить на федеральном уровне, например профильным министерством, в формате межведомственной комиссии. Такая форма позволит изучить вопросы здоровья населения, его социального самочувствия и сопоставить с показателями работы сферы физической культуры и спорта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под концепцией авторами понимается особая форма познания действительности, следующая вслед за гипотезой научного исследования и представляющая собой обобщенную мысль на уровне теории и методологии. В нашем исследовании речь идет о

спортивной педагогике воспитания как основополагающей идее формирования установки на профессиональный (деловой) успех, представленный в виде определенного умственного образа.

В более конкретизированном виде речь идет: 1) об образовательном процессе вуза физической культуры, формирующем определенный умственный образ у обучающихся спортивных менеджеров; 2) их модульно-компетентностном обучении коммуникативному лидерству (доверительности рыночных отношений в сфере физкультурно-спортивной деятельности); 3) о вузе физической культуры как социокультурной (воспитательной) системе, самоорганизующаяся направленность которой определяется прежде всего непрерывным развитием управленческой компетентности педагогов данного учебного заведения. Все это - в совокупности - определяет когнитивную и инструментальную ценность концепции спортивной педагогики воспитания.

Заключая, отметим также, что спортивная педагогика воспитания - это наука об искусстве ведения соответствующей образовательной деятельности. Ее гносеологические корни уходят в теорию нравственного и научного ФСО. В первом случае особый акцент делается на идеале, цели, ступенях такого образования, а также свободе (в рамках процесса воспитания). Во втором - речь идет о внешней стороне ФСО, органически связанной с учетом факторов, характеризующих кризисное состояние отечественной системы образования сферы ФКиС национальной экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астратова Г.В. Сущностные аспекты кризиса в современном образовании / Г.В. Астра-това, В.М. Русаков, Е.А. Рыбаков // Аграрный вестник Урала. - 2004. - № 1 (19). - С. 3-7.

2. Губина Е.М. Интеграция образовательных подходов в процессе компетентного обучения / Е.М. Губина // Менеджмент и маркетинг в олимпийском движении: актуальные проблемы и пути решения : материалы международной научно-практической конференции. - Волгоград : ВГАФК, 2015. - С. 253-265.

3. Неверкович, С.Д. Спортивно-педагогический менеджмент. Часть первая / С. Д. Невер-кович, А.А. Попова. - Москва : Российская академия образования, 2022. - 297 с.

4. Павлова А.С. Воспитание коммуникативных и лидерских качеств будущих специалистов с помощью инновационных физкультурно-оздоровительных технологий / А.С. Павлова, А.Д. Лифанов, И.А. Зенуков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 99-103.

5. Попова А.А. Безопасность жизнедеятельности: образовательный аспект / А.А. Попова, С.Д. Неверкович. - Москва : Российская академия образования, 2020. - 264 с.

REFERENCES

1. Astratova, G.V., Rusakov V.M. and Rybakov E.A. (2004), «Essential aspects of the crisis in modern education», Agrarian Bulletin of the Urals, No. 1 (19), pp. 3-7.

2. Gubina, E.M. (2015), "Integration of educational approaches in the process of competent learning", Management and marketing in the Olympic movement: current problems and solutions, materials of the international scientific and practical conference, Volgograd, pp. 253-265.

3. Neverkovich, S. D., Popova A. A. (2022), Sports and pedagogical management, Russian Academy of education, Moscow.

4. Pavlova, A.S. Lifanov A.D. and Zenukov I. A. (2013), "Education of communicative and leadership qualities of future specialists with the help of innovative physical culture and wellness technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (100), pp. 99-103.

5. Popova, A.A. and Neverkovich, S.D. (2020), Life safety: an educational aspect, Russian Academy of education, Moscow.

Контактная информация: popova.niios@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.