Научная статья на тему 'ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ'

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОЛЛЕКТОРСКАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корзникова Галина Г., Корзников Николай И., Корзников Александр Н.

Актуальность. Дополнительное профессиональное образование, ориентированное на реализацию профессиональных стандартов, выходит на новый качественный уровень. Как система организации и построения образовательной деятельности ДПО предполагает целенаправленную работу взаимодействию профессиональной школы дополнительного образования с обучающимися и работодателями, обеспечению преемственности образовательных и профессиональных стандартов, развития рефлексии обучающихся и активизации их роли как заказчика образовательных услуг. В условиях реализации концепции учения на протяжении всей жизни актуальной становится практикоориентированная деятельность слушателей по освоению профессии на основе коллекторской программы. Процессуальные знания позволяют учитывать специфику профессиональной деятельности специалистов СФКиС, систематизировать имеющиеся у них знания, умения и уже приобретенный опыт, проектировать целостное представление о перспективах самореализации в профессии. Цель исследования: изучение особенностей организации процесса и содержания дополнительного профессионального образования. Методы и организация исследования. В ходе написания статьи использовались следующие методы исследования: анализ отечественной и зарубежной литературы, в том числе научные работы и исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корзникова Галина Г., Корзников Николай И., Корзников Александр Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT: FEATURES OF CONTENT AND ORGANIZATION

Additional professional education focused on the implementation of professional standards is reaching a new quality level. As a system for organizing and constructing educational activities, DPE involves purposeful work on the interaction of a professional school of additional education with students and employers, ensuring the continuity of educational and professional standards, developing students' reflection and www.saebipcas.elpub.ru 34 enhancing their role as a customer of educational services. In the context of the implementation of the concept of learning throughout life, the practice-oriented activity of students in mastering a profession on the basis of a collection program becomes relevant. Procedural knowledge makes it possible to take into account the specifics of the professional activity of specialists in the field of physical culture and medicine, to systematize their knowledge, skills and already acquired experience, to design a holistic view of the prospects for self-realization in the profession.

Текст научной работы на тему «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ»

https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-6-2-34-41 Оригинальные статьи / Original Articles

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

УДК 378

Галина Г. Корзникова, Николай И. Корзников, Александр Н. Корзников

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, институт физической культуры, спорта и молодежной политики, г. Екатеринбург, Россия.

Аннотация

Актуальность. Дополнительное профессиональное образование, ориентированное на реализацию профессиональных стандартов, выходит на новый качественный уровень. Как система организации и построения образовательной деятельности ДПО предполагает целенаправленную работу взаимодействию профессиональной школы дополнительного образования с обучающимися и работодателями, обеспечению преемственности образовательных и профессиональных стандартов, развития рефлексии обучающихся и активизации их роли как заказчика образовательных услуг. В условиях реализации концепции учения на протяжении всей жизни актуальной становится практико-ориентированная деятельность слушателей по освоению профессии на основе коллекторской программы. Процессуальные знания позволяют учитывать специфику профессиональной деятельности специалистов СФКиС, систематизировать имеющиеся у них знания, умения и уже приобретенный опыт, проектировать целостное представление о перспективах самореализации в профессии.

Цель исследования: изучение особенностей организации процесса и содержания дополнительного профессионального образования.

Методы и организация исследования. В ходе написания статьи использовались следующие методы исследования: анализ отечественной и зарубежной литературы, в том числе научные работы и исследования.

Ключевые слова: профессиональные стандарты, дополнительное профессиональное образование, коллекторская программа, профессиональное становление, компетенция.

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов

Для цитирования: Корзникова Г.Г., Корзников Н.И., Корзников А.Н. Дополнительное профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта: особенности содержания и организации // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2022. №2. С. 34-41 https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-6-2-34-41

Статья поступила: 05.07.2021 г.

Статья принята в печать: 06.08.2021 г.

Статья опубликована: 10.08.2021 г.

Информация для связи с автором: nir@sport-ural.ru

ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT: FEATURES OF CONTENT AND

ORGANIZATION

Galina G. Korznikova Nikolai I. Korznikov Alexander N. Korznikov

Ural state federal university, Ekaterinburg, Russia Abstract

Additional professional education focused on the implementation of professional standards is reaching a new quality level. As a system for organizing and constructing educational activities, DPE involves purposeful work on the interaction of a professional school of additional education with students and employers, ensuring the continuity of educational and professional standards, developing students' reflection and

.ru 34

enhancing their role as a customer of educational services. In the context of the implementation of the concept of learning throughout life, the practice-oriented activity of students in mastering a profession on the basis of a collection program becomes relevant. Procedural knowledge makes it possible to take into account the specifics of the professional activity of specialists in the field of physical culture and medicine, to systematize their knowledge, skills and already acquired experience, to design a holistic view of the prospects for self-realization in the profession.

Keywords: professional standards, collection program, professional train-ing, professional development, competence.

Conflict of interest: Author declares absence of conflict of interest

For citation: Korznikova G.G., Korznikov N.I., Korznikov A.N. Additional professional education in the field of physical culture and sports: features of content and organization // Scientific and educational foundations in physical culture and sports. 2022. №2. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-6-2-34-41

Введение. Условия трудовой деятельности за последнее время претерпевают серьезные изменения под влиянием глобализации, обновления знаниевой составляющей взаимодействия, цифровизации производственного процесса и изменения технико-технологической базы. Трудовые ресурсы - это люди, к уровню подготовки которых, их личностным, деловым и профессиональным качествам предъявляются требования, определяемые меняющимся содержанием трудовой деятельности. Актуальность соответствия конкретного человека содержанию выполняемых им трудовых функций обозначена Профессиональными стандартами. Меняются условия и содержание профессиональной деятельности - изменяются и требования к уровню и направленности профессиональной готовности специалиста выполнять обновленные трудовые функции. В этих условиях дополнительное профессиональное образование, призванное обеспечить качество трудовых ресурсов на перспективу, приобретает особую значимость [2; 4; 12].

В научно-методической литературе понятие дополнительное профессиональное образование ограничено рассмотрением форм профессионального образования. В частности, наиболее распространенное определение термина дополнительное профессиональное образование, следующее: это различные формы профессионального образования, получаемого дополнительно к начальному, среднему или высшему образованию.

Цель исследования: изучение особенностей организации процесса и содержания дополнительного профессионального образования.

Методика и организация исследования. Дополнительное профессиональное образование имеет свои особенности и по

содержанию образования, и по организации процесса обучения. Категория обучающихся, относящихся к СФКиС имеет свою специфику, которую необходимо учитывать.

1. Категория слушателей. Это люди, уже имеющие профессиональное образование и определенный опыт работы. У них разные цели получения дополнительного профессионального образования - от целей карьерного роста и смены вида деятельности (переподготовка) до формального действия по получению очередного (отчетного) документа об образовании (повышении квалификации). У каждого - разная степень проявления инициативы и самостоятельности (самостей) в процессе познания (самоорганизации, самообразования, самоконтроля, самосовершенствования и пр. на основе рефлексии), проявления самостоятельности в решении профессионально-практических задач познавательными средствами. С этих позиций обучающиеся, обучаемые, слушатели выступают субъектами познания, которые в рамках ДПО осуществляют выбор по таким вопросам:

— чему учиться - отбор содержания образования для усвоения и систематизация знаний в форме, удобной для практического использования в дальнейшем;

— как учиться - личностная интеллектуальная отдача и самостоятельность в познавательной деятельности, в интеграции теории и практики (что проявляется в выборе заданий для выполнения и пр.).

Ориентация системы ДПО на слушателей как субъектов познания позволяет учитывать специфические особенности профессиональной деятельности различных категорий специалистов СФКиС, что обусловливает своеобразие каждой катего-

рии обучающихся и осуществлять образовательный процесс непосредственно на субъектном уровне (О. А. Дмитренко и др.)

2. Содержание дополнительного профессионального образования. Его отбор/определение ведется с учетом уже имеющегося у слушателей уровня профессиональной подготовки и опыта практической работы. (Необходимо учитывать случаи, когда документ об образовании есть, но по специальности не работал.). Актуальность отбора/определения содержания дополнительного профессионального образования остается и в случае, когда образовательный процесс относится к переподготовке.

Образовательная потребность, будучи характеристикой личности, определяется условиями её профессиональной деятельности. Трудовая функция в профессиональных стандартах соотносится с местом работы и является характеристикой места и условий профессиональной деятельности.

Выстраивая логику познания в рамках дополнительного профессионального образования, необходимо видение перспектив приобретения и освоения новых знаний, умений, навыков и опыта, когнитивных новообразований и преобразований уже имеющегося интеллектуального потенциала, что должно быть ориентировано не только на здесь и на сейчас, но и на перспективу.

Термин дополнительное обязывает проектировать содержание образования в дополнение к чему-то. Вопрос - к чему? С дидактических и методических позиций -это прежде всего составляющие (компоненты) самого содержания образования. Согласно теоретической концепции содержания образования, таковыми компонентами являются: знания, опыт известных способов деятельности (умения и навыки), опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Усвоение (осмысление) компонентов содержания образования на уровне ДПО позволит специалистам в СФКиС перенести (спроецировать) данное содержание и в работе с воспитанниками. В профессиональных стандартах для специалистов в СФКиС основной акцент делается на тренировочную деятельность, оставляя за скобками образовательный процесс [3; 10]. Но тренировка (ФТП - физкультурно-

тренировочный процесс) - это прежде всего форма, которая предполагает, что она наполняется определенным содержанием от тренировки к тренировке.

3. Овладение компетенциями. Компетенции специалиста выступают фактором его профессионального развития, личностной и профессиональной самореализации и означает готовность субъекта осуществлять определенную деятельность. Овладение компетенцией - это целенаправленный процесс, требующий определенных ресурсов, включая время и работу по содержательному наполнению конкретной компетенции. Последнее обусловлено целевыми установками субъекта в отношении своей профессиональной деятельности и деловой карьеры. Если от слушателя требуется мобильность и готовность к овладению компетенцией (компетенциями), то от системы дополнительного профессионального образования требуется точечность, что означает расширение спектра воздействия и условий, охватывающие широкий диапазон потребностей/ожиданий разных категорий слушателей. Кажется, странным, но точечность достигается возможностью слушателей широкого выбора содержания, форм и средств познавательной деятельности. С другой стороны, разнообразие потребностей/ожиданий разных категорий слушателей обусловлено разнообразием осваиваемых компетенций и структурой самой компетенции.

Результаты исследования и их обсуждение. Структура компетенции включает знания, умения, навыки, опыт и качества личности. В частности, в основе определенных умений лежат уже хорошо сформированные навыки, например, обязательное формирование навыков у начинающих спортсменов, связанных с безопасностью.

Слушатели ДПО, как субъекты познания, достаточно дифференцированы в освоении составляющих компетенции и самих компетенций из большого списка их разнообразия. Одним слушателям необходимо одно, другим, - другое. И это в отношении тех, кто уже определился. Но есть и такие, кому ДПО должно помочь в выявлении их собственного незнания, недостающих элементов имеющегося профессионального и интеллектуального потенци-

ала, определении ориентиров дальнейшего совершенствования профессионального опыта.

Компетенции сотрудников ФСО выступают ведущими параметрами при определении категории, расширении функциональных обязанностей, в развитии персонала и открытии новых направлений деятельности, карьерном продвижении и материальном стимулировании персонала. Актуальным становятся выявление и четкая формулировка компетенций со стороны организации-работодателя, заинтересованной в повышении профессионального уровня своих сотрудников, формировании имиджа физкультурно-спортивной организации, завоевании рынка спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг. Эта актуальность обусловлена не только решением стратегических задач и требованиями сегодняшнего дня, но и перспективами развития, новыми направлениями работы самой организации, обеспечением ее конкурентоспособности.

Перспективность обеспечения конкурентоспособности ФСО, профессионального становления специалиста в СФКиС и развития ОО ДПО могут быть рассмотрены в едином ключе разработки и реализации коллекторских программ [1; 6; 11]. На их основе создаются учебные программы, учебники, учебно-методические комплексы (УМК) и т.п. Примерами коллек-торских программ в других сферах являются географическая карта, периодическая таблица химических элементов Д. Менделеева. Такие программы имеют место и в педагогике, дидактике, отражающей сферу деятельности по усвоению знаний. Особого внимания и изучения требуют коллекторские программы в СФКиС.

Коллекторские (от лат. - собиратель) программы предусматривают отбор, организацию и систематизацию знаний: знания, которые, с одной стороны, необходимо усвоить, с другой, - в случае необходимости - своевременно использовать. В когнитивной психологии существуют отдельные теории, относящиеся к уровням обработки информации, анализу множественности хранилищ и/или систем рабочей памяти и пр., рассматривающие влияние типа и глубины обработки информации для запоминания.

Основное назначение коллекторских программы - это систематизация знаний (и не только знаний) в форме социальной

памяти. Такая программа связана не столько с методами познания (способами добывания новых знаний), сколько с организацией уже усвоенных знаний, их сохранением и определением способов их своевременного извлечения (воспроизводства). И не только знаний, но и опыта, и умений, и навыков, и соотнесенные с усвоенными действиями качества личности, и внутренние когнитивные и эмоциональные установки, связанные с той или иной практической деятельностью. Каждый тренер, методист-инструктор, спортсмен уже имеет свой набор знаний, умений, опыт. Но все это необходимо удержать в памяти и, в случае необходимости, извлечь. Особенно это важно для действующих спортсменов, которые в будущем, возможно и наверняка перейдут на тренерскую работу. В какие ячейки памяти положен весь бесценный практический опыт тренировок, которым владеют действующие спортсмены? И как в последующем, без потерь извлечь этот опыт в работе с воспитанниками?

Коллекторская программа - это субъектный отбор новых знаний и систематизация новых и уже имеющихся знаний, создание организованного набора ячеек памяти. Субъектный характер обработки отобранных и приобретенных знаний, их адаптация к условиям конкретной деятельности (применение общей теории в конкретной практике) дает право говорить о производстве знаний в новом формате -об их обработке и систематизации в форме социальной памяти. Тренерская мысль России потеряла бы намного меньше, если техники и методики получения высоких спортивных результатов были бы своевременно описаны и систематизированы. Этому надо учить и учиться. Актуализация таких программ важна как для специалистов в СфКиС, так и будущих спортсменов, и воспитанников ФСО.

Коллекторская программа выступает важным конкурентным преимуществом, которое обеспечивает гарантии продолжения профессиональной карьеры спортсмена и других специалистов в СФКиС. Актуальность отбора и систематизации знаний на основе коллекторских программ является очевидной и для спортсмена и/или тренера, планирующего в будущем стать, например, инструктором-методистом или руководителем ФСО.

Способы организации информации в рамках коллекторской программы могут быть разными, что во многом зависит от самого носителя идеи данной программы: графический, классификационный, аналитический, категориальный и др. Сам факт появления коллекторских программ означает появление новых требований к процедурам отбора/получения знаний. Специалист, принявший решение пройти повышение квалификации или переподготовку в системе ДПО, уже имеет заготовку -матрицу своих образовательных (что хочу узнать? - образовательная потребность) и когнитивных (ожидания от процесса познания - как хочу познавать?, - предчувствие интеллектуального комфорта от образовательной деятельности) потребностей.

Реализация на практике обозначенных положений может быть обеспечена на основе долгосрочного сотрудничества ФСО и организации ДПО.

ФСО как заказчик услуг ДПО на основе профессиональных стандартов конкретизирует трудовые функции и формулирует соответствующие компетенции в отношении конкретных сотрудников. Данная деятельность осуществляется на перспективу с учетом карьерного роста (горизонтальная или вертикальная виды карьеры), что обеспечивает специалисту реализацию самостей на основе рефлексии и успешную самореализацию в профессии. Сложность в том, что обучающиеся в системе ДПО иногда затрудняются в формулировке своей образовательной потребности. Составление программы профессионального роста на перспективу - это согласованные действия и ФСО, и ОО ДПО. Функция сопровождения необходима и тогда, когда ОО ДПО сотрудничает с муниципальными отделами по ФКиС, Министерством и с соответствующими органами власти, которые могут сформулировать заявки, спрогнозировать потребность в повышении квалификации и переподготовке кадров. Предполагается, что функцию сопровождения следовало бы выполнять действующей в СФКиС системе на муниципальном, региональном и областном уровнях. И здесь доминирующими выступают образовательные потребности каждого специалиста в СФКиС.

В системе ДПО концептуальное видение деятельности может быть представлено через взаимодействие:

а) специалиста как заказчика и потребителя образовательных услуг и как субъекта познания;

б) организации-работодателя (ФСО) как заказчика и потребителя образовательных услуг в лице конкретного специалиста, направленного (изъявившего желание) на ПК и/или ПП;

в) образовательной организации ДПО, осуществляющей дополнительное профессиональное образование.

Взаимодействие предложенной триады идет в рамках реализации профессиональных стандартов. Представленную ниже таблицу можно рассматривать как вариант коллекторской программы, в которой собрана информация, позволяющая определиться с содержанием ДПО и уровнем образовательных потребностей (например, с уровнем квалификации) всем взаимодействующим сторонам.

Таблица имеет три основные части:

— колонки 1 и 2 - содержание профессионального стандарта;

— колонки 3 и 4 - характеристика претендента на обучение;

— колонки 5 и 6 - предложение со стороны ОО ДПО.

Взаимодействие специалиста, выходящего на ПК и/или ПП в системе ДПО, ФСО как организации-работодателя и ОО ВПО (триады) позволит реализовать на практике определенные идеи и решить проблемы, связанные с профессиональным ростом специалистов СФКиС, тем самым обеспечить развитие и самой системы дополнительного профессионального образования.

К практической реализации могут быть рекомендованы следующие положения.

1. Актуализировать дифференциацию дополнительного профессионального образования. Как вариант дифференциация может быть:

— по контингенту слушателей - тренеры и спортсмены с учетом стажа работы в отрасли, студенты, члены исследовательских сообществ, специалисты, ведущие профессиональную деятельность индивидуально и пр.;

— содержанию образования - нормативно-правовая база, планирование и проведение тренировочного процесса, по компонентам содержания образования, психологические и медицинские аспекты тренировочного процесса и пр.;

— индивидуализированному воздействию на слушателя (проектирование индивидуальной траектории профессионального становления, приемы и методы формирования/освоения компетенций, определение профессионально-педагогической идеи профессиональной самореализации и пр.);

— уровню управления объектами СФКиС (тренировочным процессом, материально-технической базой, профессиональной деятельностью в спорте высших достижений, тренерским коллективом ФСО, системой мастер-классов специалистов СФКиС, комплектование групп спортсменов, организация соревновательной деятельности т. п.).

2. Работа специалиста в СФКиС на основе коллекторской программы предусматривает не только отбор и систематизацию уже известных в науке и практике знаний. Не исключено проведение и явных исследований - получение новых знаний (методических, психологических, управленческих и т.п.). Даже согласование знаний, относящихся к разным наукам или структурным элементам компетенции, в рамках коллекторской программы порождает проблемы, требующие решения со стороны субъекта познания; возможно порождение дискуссии и/или научной критики.

3. ДПО характеризуется практико-ори-ентированной направленностью усвоения

знаний. Уже в рамках коллекторской программы возникает потребность уточнении и конкретизации объектов профессиональной деятельности, выявлении проблем, определения параметров и критериев физкультурно-спортивной подготовки воспитанников, отбора методических, медико-психологических, специальных, управленческих и пр. знаний, необходимых для решения практических задач; поиск вариантов систематизации и структурирования знаний и способов их организации.

Выводы. Постоянная работа над собой в рамках коллекторской программы обеспечивает субъекту динамичность в познании и стратегическую перспективу в освоении профессии и самореализации в профессиональной деятельности. Следование концепции учения на протяжении всей жизни (но уже не вслепую!) придает уверенность в профессиональном соответствии при переходе от одной профессиональной деятельности к другой в отрасли ФКиС.

Дополнительное профессиональное образование являясь одним из главных элементов непрерывного образования на сегодня выступает важным фактором профессионального становления каждого специалиста. В меняющихся условиях профессиональной деятельности и социальной среды от субъекта познания требуется только одно: как говорили древние философы - познай себя и у вас все получится.

© Галина Григорьевна Корзникова, 2021 © Николай Ильич Корзников, 2021 © Александр Николаевич Корзников, 2021

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горбунова О. А. Исследовательские и коллекторские программы в социально-гуманитарных науках: автореф. дис. канд. филос. Наук / О. А. Горбунова - Новосибирск, 2004.

2. Дмитренко О. А. Педагогические особенности, определяющие личностно-информационную подготовленность специалистов / О. А. Дмитренко, Ф. Г. Переходко, А. А. Михонин // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2, N 2

3. Ерегина С. В. Роль профессионального стандарта «ТРЕНЕР» в повышении эффективности организации спортивной подготовки / С. В. Ерегина, К. Н. Тарасенко // Детский тренер. - 2015. - № 4. -С. 72-80.

4. Ерегина С. В. Педагогические условия повышения квалификации инструкторов-методистов физ-культурно-спортивных учреждений / С. В. Ерегина //Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», 7(185) - 2020

5. Корзникова Г. Г. Менеджмент в образовании: учебник / Г. Г. Корзникова. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 352 с. - (Высшее образование. Магистратура).

6. Корзникова Г. Г. Профессиональная подготовка будущих специалистов на основе коллекторских программ: сб. науч. статей / Г. Г. Корзникова, Н. И. Корзников. - Екатеринбург, УрГПУ. 2019. - 363367.

7. Кудина Л. В. Технология программно-модульной системы повышения квалификации современных тренеров / Л. В. Кудина, В. П. Губа // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2019. - № 6. - С. 10.

8. Лукичёва Л. И. Управление интеллектуальным капиталом: учебн. пособие / Л. И. Лукичева. - М.: Омега-Л, 2007.

9. Петровский А. В. Личность: феномен субъектности /А. В Петровский. - Ростов-н/Д., 1993.

10. Профессиональные стандарты. Сборник 1: «Спортсмен», «Тренер», «Инструктор-методист»: документы и методические материалы / сост. И. И. Григорьева. - Москва : Спорт, 2015. - 270 с.

11. Розов М. «Парадигма», «дисциплина», «коллекторская программа» / М. Розов // Высшее образование в России. - 2004. - № 9. - С. 136 - 141.

12. Филимонова, С.И. Самореализация педагога по физической культуре и спорту: монография / С. И. Филимонова. - М : Московский городской педагогический университет, 2013. - 278 с.

REFERENCES

1. Gorbunova O. A. Research and collection programs in the social sciences and humanities: author. dis. ... cand. philosophy Nauk / O. A. Gorbunova - Novosibirsk, 2004.

2. Dmitrenko O. A. Pedagogical features that determine the personal-informational readiness of specialists / O. A. Dmitrenko, F. G. Perekhodko, A. A. Mikhonin // Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation. 2017. Vol. 2, N 2

3. Eregina S. V. The role of the professional standard "COACH" in increasing the effectiveness of the organization of sports training / S. V. Eregina, K. N. Tara-senko // Children's trainer. - 2015. - No. 4. - P. 7280.

4. Eregina S.V. Pedagogical conditions for advanced training of instructors-methodologists of physical culture and sports institutions / S.V. Lesgaft, 7 (185) - 2020

5. Korznikova G. G. Management in education: textbook / G. G. Korznikova. - 2nd ed., revised and additional. - M.: INFRA-M, 2018. - 352 p. - (Higher education. Master's degree).

6. Korznikova G. G. Professional training of future specialists on the basis of collection programs: Sat. scientific articles / G. G. Korznikova, N. I. Korznikov. - Yekaterinburg, USPU. 2019. - 363-367.

7. Kudina L. V. Technology of a software-modular system for improving the qualifications of modern trainers / L. V. Kudina, V. P. Guba // Physical culture: education, education, training. - 2019. - No. 6. - P. 10.

8. Lukicheva L. I. Management of intellectual capital: textbook. allowance / L. I. Lukicheva. - M.: Omega-L, 2007.

9. Petrovsky A.V. Personality: the phenomenon of subjectivity /A. In Petrovsky. - Rostov-n / D., 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Professional standards. Collection 1: "Athlete", "Trainer", "Instructor-methodist": documents and teaching materials / comp. I. I. Grigorieva. - Moscow: Sport, 2015. - 270 p.

11. Rozov M. "Paradigm", "discipline", "collection program" / M. Ro-zov // Higher education in Russia. -2004. - No. 9. - P. 136 - 141.

12. Filimonova, S.I. Self-realization of a teacher in physical culture and sports: monograph / S. I. Fili-monova. - M: Moscow City Pedagogical University, 2013. - 278 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:/ INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Корзникова Галина Григорьевна. ФГБОУ ВО "Уральский государственный педагогический университет", г. Екатеринбург, Россия.

Ответственный за переписку автор

Корзников Николай Ильич. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, институт физической культуры, спорта и молодежной политики, г. Екатеринбург, Россия Корзников Александр Николаевич. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, институт физической культуры, спорта и молодежной политики, г. Екатеринбург, Россия_

Korznikova Galina Grigorievna. Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

The author responsible for the correspondence_

Korznikov Nikolai Ilyich. Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, Institute of Physical Culture, Sports and Youth Policy,

Ekaterinburg, Russia._

Korznikov Alexander Nikolaevich. Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, Institute of Physical Culture, Sports and Youth Policy, Ekaterinburg, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.