Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО, ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ПРАВОСЛАВНЫЙ АСПЕКТ'

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО, ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ПРАВОСЛАВНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / LEGAL STATE / PUBLIC AUTHORITY / LEGAL SYSTEM / SOCIAL JUSTICE / ORTHODOX CULTURE / SPIRITUALITY / MORALITY / CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мазурин Станислав Фёдорович

В представленной статье рассматриваются наиболее значимые проблемы, лежащие в основе формирования социального, правового государства, раскрываются факторы, оказывающие негативное влияниена реализацию идеи построения государства социальной справедливости в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО, ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ПРАВОСЛАВНЫЙ АСПЕКТ»

создать "Алиментный Фонд" который был бы предназначен для определенных случаев как это.

В некоторых случаях взыскание алиментов не продвигается из-за ограниченности законом деятельности судебных исполнителей. Для улучшения положения необходимо увеличить права в определенных случаях судебных исполнителей, а именно проверка частной собственности должника в присутствии понятых, а также создание определенной базы должников для облегчения розыска должников. А также одной из проблем является не заинтересованность судебных исполнителей из-за мизерной прибыли за исполнительного производства связанного с алиментами (1-2 МРП), учитывая то, что задолженность может составлять выше миллиона и судебный исполнитель тратит время на поиски должника и исполнительные меры, они обязаны получать определенный процент от задолженности в случае оплаты долга.

Бывают ситуаций, когда между бывшими супругами сложились неприязненные отношения, которые могут препятствовать алиментным обязательствам. В таких случаях было бы неплохо применить совместную опеку. Данный процесс развит в зарубежных странах, основной сутью данного процесса заключается в том, что бывшие

супруги сами определяют порядок содержания ребенка.

В крайних случаях встречаются должники, которые злостно уклоняются от оплаты алиментов. В таких случаях надо переходить к жестким мерам, а именно привлечение к уголовной ответственности. Под уголовной ответственностью понимается ограничения свободы или вовсе лишение свободы от 1-го года до 3-х лет.

Список литературы:

Проект «Алименты. 30 шагов против неуплаты» [Электрон.ресурс]. - 2016.-URL: https://online.zakon.kz/m/Document/?doc_id=395641 54#sub_id=200

Вадим Кримханд Дюссельдорфская таблица 2019 (Düsseldorfer Tabelle) [Электрон.ресурс]. -2019. - URL: https://kanzlei-

krimhand.de/publikatsii/o -semej nyh-otnosheniyah/duesseldorfer-tabelle-2019/

Закон об " Исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей"

Уголовный кодекс Республики Белоруссии Семейный кодекс Республики Польшы Асанов Азамат Ерланович Исполнительное производства в РК

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО, ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ПРАВОСЛАВНЫЙ АСПЕКТ.

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2019.6.69.510 Мазурин Станислав Фёдорович

доцент кафедры гражданского процесса Санкт-Петербургской юридической академии кандидат юридических наук,

доцент

АННОТАЦИЯ

В представленной статье рассматриваются наиболее значимые проблемы, лежащие в основе формирования социального, правового государства, раскрываются факторы, оказывающие негативное влияниена реализацию идеи построения государства социальной справедливости в России.

ANNOTATION

The article deals with the most significant problems underlying the formation of a social, legal state, reveals the factors that have a negative impact on the implementation of the idea of building a state of social justice in Russia.

Ключевые слова: Правовое государство, публичная власть, правовая система, социальная справедливость, православная культура, духовность, нравственность, коррупция.

Keywords: Legal state, public authority, legal system, social justice, Orthodox culture, spirituality, morality, corruption.

Изучение исторического наследия развития государства и права, в различные исторические периоды, убедительным образом свидетельствует о стремлении многих видных философов, ученых и прогрессивных политических деятелей к поискам идеальной модели построения государственной системы управления, удовлетворяющей насущным интересам абсолютного большинства членов гражданского общества. В современный период, на рубежах ХХ-ХХ! столетий, такой идеальной моделью государственного устройства, многие ученые и политики стали считать социальное, правовое государство.

В Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием

(референдумом) 12 декабря 1993 года в ст. ст. 1 и 7 закреплено положение о том, что Российская Федерация является демократическим правовым, социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[1].

Рассматривая сущность правового государства, большинство ученых правоведов сходятся в едином мнении, что правовым может быть лишь такое государство, в котором господствует право, верховенствует закон, где все государственные и муниципальные органы власти соблюдают принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина - признают, соблюдают и

защищают права человека и гражданина. Социальным же признано считать государство, в котором гарантируется поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера заработной платы и социальных выплат в случае утраты трудоспособности и потери кормильца.

Вместе с тем, условия существования непримиримых противоречий между трудовой частью общества и ее работодателями, несоответствие общественно полезного труда его справедливой оплате, и отсутствие правовых гарантий защиты наемного труда, на протяжении всего существования в России рыночной экономики, является неустранимой социальной проблемой, которая не позволяет говорить о том, что Россия является социальным, правовым государством.

Как представляется, проблемы формирования правового, социально справедливого государства в Российской Федерации, связанные с обеспечением жизненно необходимыми средствам всех членов гражданского общества, нередко сталкиваются с черствостью и безразличием государственных чиновников всех уровней власти. Озабоченные собственным благополучием и личными материальными выгодами, в ущерб национальным интересам своего государства, политическая элита государства, игнорирует важнейшие вопросы, связанные с совершенствованием общественных отношений, формированием духовности и нравственности в социальной среде общества. Стараниями секуляризованных политических руководителей государства, в период перехода от административно-командной к рыночной системе экономики, была создана олигархическая прослойка из капитализировавшихся

родственников, свойственников и ближайшего окружения государственной политической элиты, перераспределившей между собой более 80 % всех национальных богатств государства, ранее находящихся во всенародной собственности. Такое перераспределение стало главной причиной возникновения и всеобщего распространения во всех институтах государственной и муниципальной власти такого социально опасного явления как системно-функциональная коррупция. В основе всеобщего обмана российского общества были положены ваучеризация и приватизация государственного имущества, оказавшегося в руках узкого круга лиц, особо приближенных к системе публичной власти. Сегодня не сложно сделать вывод о том, кто из государственных чиновников прямо, или косвенно причастен к системно-функциональной коррупции, достаточно лишь получить достоверную информацию о реальных доходах членов семей государственных чиновников и о наличие у них дорогостоящей недвижимости в России и за рубежом. Главной проблемой построения в России социально справедливого правового государства являет тот факт, что абсолютное большинство руководящих

должностей среднего и высшего звена системы исполнительной власти занимают люди, не обладающие высокими профессиональными интеллектуальными способностями, не имеющие защитного духовно-нравственного иммунитета от материальных соблазнов. Таких руководителей можно разделить на две основные группы: во-первых, это лица - назначенцы, обладающие достаточными финансовыми возможностями, позволяющими им покупать государственные должности, вторую группу составляют родственники, свойственники и ближайшие друзья субъектов, достигших значительных высот в системе государственной власти. Все эти лица, обязательно имеют принадлежность к какой-либо из партийных фракций, представленных в Государственной Думе и имеют партийную защиту и круговую поруку. В результате некомпетентности и безнравственности таких государственных чиновников, призванных обеспечивать и повышать уровень социального развития Российской Федерации, население России значительно уступает по своему социальному положению населению большинству государств Западной Европы. В крайне неудовлетворительном положении в России находится система здравоохранения, жилищное обеспечение, кредитование населения и материальное положение десятков миллионов российских граждан.

Среди факторов, лежащих в основе построения правового, социально справедливого государства, существенное место занимает несправедливое распределение национальных доходов среди различных социальных слоев населения. В большинстве случаев реальные трудозатраты населения не соответствуют уровню справедливой оплаты социально полезного труда, в результате чего в России, в период рыночной экономики образовался глобальный дисбаланс между самыми высокодоходными слоями общества и самыми низко оплачиваемыми профессиями, занимаемыми работниками наемного труда.

В научном сообществе России мало кто из современных ученых - правоведов, обращает свое внимание на Евангельское вероучение, как на безальтернативный источник добра,

справедливости и, Богом данной мудрости всему человечеству. Одним из ключевых заключений, относительно сущностного проявления человеческой воли, Христос Спаситель отмечает: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне». [2(Матф. 6:24)].

Под служением Богу, буквально следует понимать мессианское, беспристрастное и бескорыстное служение другим людям, как это делали святые отцы Православной Церкви Христовой и многие православные правители Византии и Святой Руси.. Под служением маммоне понимается служение своим личным плотским

материальным интересам. Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что воля абсолютного большинства, обличенных властными полномочиями государственных и муниципальных чиновников, направлена не на служение своему народу, который они если и не ненавидят, то относятся к нему с некоторым презрительным пренебрежением, истинную же заботу проявляют лишь о своем материальном благополучии. При этом указанные выше государственные чиновники - назначенцы, стремятся не к улучшению социального положения находящихся за чертою бедности своих сограждан, а к собственному обогащению и сохранению власти, пренебрегая остатками своей совести и нравственности. Любому государственному чиновнику, имеющему значительный политический вес, не сложно, при помощи различных политических комбинаций и преступных криминальных связей, обеспечить прибыльный бизнес для своих родственников, свойственников и доверенных лиц, что, впрочем, свойственно абсолютному большинству государственных чиновников российского государства. Как свидетельствует история, психология абсолютного большинства людей не имеющих православного менталитета, опирается и всегда опиралась на материальную практичность и потребительские приоритеты, оставляя за рамками своего самосознания духовные и нравственные идеалы. Отсутствие страха Божьего в самосознании большинства секуляризованных государственных чиновников, делает их слабовольными по отношению к плотским соблазнам, склонными к совершению многих плотских греховных пороков: сребролюбию, чревоугодию, мздоимству, стяжательству, тщеславию, зависти, лукавству и др., позволяющим им в ущерб своему государству и оказывающему им доверие народу, решать свои материальные интересы. Нельзя забывать о том, что в основе всех, когда-либо совершенных предательств, всегда лежали личные корыстные интересы, не зависимо от того, кто бы за этим не стоял. Неоспоримым выводом из сказанного является то, что не один государственный чиновник, члены семьи которого являются крупными успешными бизнесменами, никогда не служил, и не будет служить Богу в лице своего народа, не станет ставить интересы своего народа и государства выше служения своим корыстным материальным интересам.

В основе формирования правового, социально справедливого государства может лежать только бескорыстное и беспристрастное служение абсолютным большинством государственной политической элиты своему народу и национальным интересам своего государства, ибо в этом их предназначение, именно для этого и создается внутри государства публичная система власти, призванная признавать, соблюдать и защищать законные интересы своего народа. Допускать к системе публичной власти людей,

заботящихся о накоплении собственных капиталов членами их семей, категорически недопустимо, ибо не о каком служении национальным интересам своего государства они никакой реальной заботы проявлять не будут. С такими чиновниками построить социальное, правовое государство не возможно, они всегда будут стоять непреодолимым барьером на пути прогрессивного развития государственности и нравственного

совершенствования социальной среды общества. Никакие сверх высокие должностные оклады, не страх перед наказанием, не могут заставить государственных чиновников, лишенных духовно-нравственного менталитета, отказаться от сверхприбылей, получаемых ими в результате различных экономических манипуляций и тщательно скрываемых коррупционных связей. По существу, все государственные чиновники, среди членов семей которых есть успешные бизнесмены, представляют коррупционную капиталистическую прослойку общества, по поводу которой совершенно справедливо и уместно сделал замечание известный британский публицист Томас Джозеф Даннинг, отмечавший в одной из своих научных статей в журнале «Quarterly Reviewer»:«Капитал, избегает шума и брани и отличается боязливой натурой. Это правда, но это ещё не вся правда. Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому»5. Если же говорить о прибыли капитализировавшейся части общества, которую представляют семьи и родственники многих министров, руководителей федеральных служб, руководителей субъектов Федерации и других чиновников публичной власти, то их прибыли во многих случаях зашкаливают далеко за 300 %, и ради этой прибыли многие государственные чиновники, как показывает судебная практика, не только попирают человеческие законы, но и идут на разные тяжкие преступления, не сильно опасаясь ответственности за свои противоправные деяния.

В своем послании к Коринфянам святой апостол Павел писал: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого»[3(1Кор.10:24)]. Кто действительно желает угодить Богу, не ищет в этой жизни своего, но прежде думает о пользе для других. В наставлениях Своих учеников Христос Спаситель говорил: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и

5T. J. Dunning, цит. соч., стр. 35, 36.

следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» [2 (Матф.69 зач., 16:24-28)].

Обличенным властью, богатством и земною славой, секуляризованным государственным чиновникам, сложно понять наставления Христа Спасителя, их самосознанию не доступен смысл и содержание этих слов, потому и сказано для них, что богатому пройти в Царствие Небесное труднее, чем« верблюду пройти сквозь игольные уши», ибо они всегда будут рабами своей плоти. Не является секретом тот факт, что многие государственные должности продаются вышестоящими

коррумпированными руководителями, либо на них назначаются лица угодные таким руководителям. В послании к Римлянам святой апостол Павел писал: «помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир» [3(Рим.8:6)]. Тот, кто протежирует, продвигает на государственные должности лиц, обладающих крупным капиталом (служителей плоти), по определению является их сообщником, а значит и Богу угодить не может.

Христос Спаситель, Отдавший Себя на крестные муки, в руки безбожных, бездуховных и безнравственных иудеев и Римлян, за грехи человеческого рода, учит людей: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут»[2(Матф.6:19-20)]. Кто из государственных людей действительно желает быть совершенным, тот никогда не поступится своею совестью, ради любой прибыли, не станет лукавить и заниматься протежированием и покровительством своих родственников и свойственников, занимающихся стяжательством капиталов, но будет беспристрастно служить своему народу и своему государству. В Нагорной проповеди, перед многими собравшимися людьми Иисус Христос, подводя итог Своим рассуждениям о сокровищах земных и небесных, сказал: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше[2(Матф.6:21)].

Для обличенных властью и богатством, реальное, практическое значение, всегда будут иметь только их материальные блага, всецело овладевающие их самосознанием и душой. Для таких людей беспристрастное служение своему народу и государству, по самому их мировоззрению чуждо, и сердца их всецело будут там, где их материальные сокровища. Именно поэтому, все, что относится к духовности и нравственности, не находит реального воплощения не в содержании правовой системы российского государства, не в проводимой политической элитой

государства идеологии, основанной на материальных приоритетах, потому и принцип социальной справедливости в системе государственной власти не работает. Если говорить о правовой системе государства, которая способствовала бы построению социального правового государства, то в ее базовой основе должны лежать, прежде всего, не материальные, а духовно нравственные приоритеты. Правовую систему, как и политику государства в целом, всегда можно ориентировать на обеспечение интересов узкого круга лиц, которые, их вырабатывают, или которые за ними стоят, но Законы Божие подстроить под корыстные завуалированные интересы узкого круга лиц, невозможно. «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, - говорит святой апостол Иаков, -смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» [3(Иак.3:11,12)].

Вместе с тем, как считают большинство государственных чиновников, наличие власти и богатства, дает им полную свободу, при которой можно попирать Законы Божие и ими же создаваемые законы человеческие. В угоду собственных греховных страстей и плотских пристрастий можно игнорировать интересы своего народа, общества и государства, пренебрегать человеческой моралью, духовностью и нравственностью и за это, как они полагают, им ничего не будет. Несмотря на то, что во многих случаях власть и богатство позволяют уходить коррумпированным государственным чиновникам и преступившим закон их родственникам от справедливой ответственности перед законами земными, но от Суда Божьего им уйти не удастся и отвечать придется не только за свои земные нераскаянные грехи, но и за то, как они распоряжались данной им властью.

Всякая власть, даже если она дана нам от Бога, представляет собою зеркальное отражение той части общества, из которой она выходит, и каждый народ заслуживает той власти, которую сам выбирает, или проявляет политическое равнодушие. Это и есть демократический реализм нашего времени. Если среди большинства населения государства нет единого мнения и согласия, основанного на Евангельском вероучении, то никогда не будет и власти, беспристрастно служащей своему народу, радеющей о национальных интересах своего государства. Желание масс жить в правовом социально справедливом государстве, окажется таким же утопическим реализмом, как и жизнь при коммунизме, прогнозируемая во времена советской партократии.

О том, что современная политическая элита российского государства не служит своему народу, свидетельствует тот факт, что менее 3 % населения владеют более 80 % всех национальных доходов государства, значительную часть которых, в десятках миллиардов долларов, ежегодно, вывозят

за рубеж, инвестируя их в экономику других государств. В то же время, не менее 20 % населения России продолжают жить за чертою бедности. Безусловно, государство, в котором дисбаланс между малозначительной, капитализировавшейся частью общества и абсолютным большинством малоимущего населения многократно превышает пределы всякой разумной социальной допустимости, назвать демократическим, правовым, социальным, довольно сложно. К большому сожалению, среди тех, кто вырабатывает и определяет социальную политику государства, практически нет таких, кто соблюдал бы золотое правило православной культуры: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и

пророки.» [2(Матф.7:12)]., это правило должно лежать в основе принципа социальной справедливости при формирования правового социально справедливого государства и иного быть не должно.

Используемые литературные источники

1. Конституция РФ М.: «Юридическая литература» - 1993г.

2. Новый завет Господа нашего Иисуса Христа. Т.1. М.: Московский Сретенский монастырь; «Новая книга», 1997, 576 с.

3. Новый завет Господа нашего Иисуса Христа. Т.2. М.: Московский Сретенский монастырь; «Новая книга», 1996, 640 с.

ИНТЕРНЕТ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО - СОВРЕМЕННАЯ УГРОЗА ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Твлегенов Санат Орынбасарулы

Магистрант АО «КАЗГЮУ им. М. С. Нарикбаева»

Нур-Султан, Казахстан

INTERNET ENTREPRENEURSHIP IS A MODERN THREAT TO CONSUMERS

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме нарушений прав потребителей в онлайн договорах купли-продажи (через глобальную сеть Интернет). Автором предпринята попытка раскрыть элементы системы данных нарушений посредством анализа правовых актов, регулирующих права потребителей, а также сравнительно-правового анализа.

В статье рассмотрены отдельные ситуации, с которыми сталкиваются потребители непосредственно в электронной коммерции. По итогам проведенного анализа автор предлагает ввести практику мониторинга и очищения отечественного интернет-пространства от недобросовестной рекламы и публичной оферты.

ABSTARCT

The article is devoted to the problem of violations of consumer rights in online sales contracts (via the global Internet). The author made an attempt to disclose the elements of the system of these violations through the analysis of legal acts regulating the rights of consumers, as well as comparative legal analysis.

The article discusses individual situations that consumers face directly in e-commerce. Based on the results of the analysis, the author proposes to introduce the practice of monitoring and cleaning up the domestic Internet space from unfair advertising and public offer. In addition, the author suggests introducing a system of unconditional money back at the country's post offices.

Ключевые слова: права потребителей, договор купли-продажи, электронная коммерция, публичная оферта, онлайн-маркетинг, недобросовестная реклама, контрафактная продукция.

Key words: consumer rights, sales contract, e-commerce, public offer, online marketing, unfair advertising, counterfeit products.

Одна из наиболее распространенных разновидностей потребительских договоров -договор купли-продажи. В современном обществе, в условиях развития сети Интернет, особо актуальной стала проблема нарушений обязанностей продавцов в онлайн договорах купли-продажи товаров через Интернет-ресурсы.

На сегодняшний день мониторинг разных источников6 позволил выявить неоднократные нарушения в сделках, заключаемых через Интернет, в том числе нарушения в части предоставления недостоверной информации покупателям. Этому свидетельствуют

многократные жалобы граждан РК в общества

защиты прав потребителей и в правоохранительные органы. Кроме того, на разных Интернет-ресурсах, посвященных теме защиты прав потребителей, можно найти свидетельства в виде жалобных книг. Суть проблемы заключается в угрожающем количестве нарушений прав потребителей в РК посредством рекламы в Интернете, в социальных сетях, одним из основных факторов которых является доступная цена рекламируемых в Интернете товаров по сравнению с установленной рыночной стоимостью.

В послании Первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева от 5 октября 2018 года был озвучен вопрос о контроле качества товаров и

6 https://zhalobakz.com/id/54305

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.