Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД'

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
343
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуальный стиль деятельности / процессуальный и результативный подход / социально-психологический норматив / индивидуальный подход

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акимова M. K., Персиянцева С. В.

В работе затрагиваются вопросы дифференцированного подхода в образовательном процессе. Рассматриваются факторы, способствующие формированию индивидуального стиля деятельности в учебной и профессиональной ситуации. Приводится сравнительный анализ статистической нормы и социально-психологического норматива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД»

Раздел 6. Индивидуальные различия в обучении: факторы, закономерности и возрастные особенности

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ И

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Акимова M. K., Москва (Россия), доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры Общая психология, Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, m.k.akimova@rambler.ru

Персиянцева С. В., Москва (Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры Общая психология, Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, ученый секретарь, Психологический институт РАО, perssvetlana@yandex.ru

DOI:

В работе затрагиваются вопросы дифференцированного подхода в образовательном процессе. Рассматриваются факторы, способствующие формированию индивидуального стиля деятельности в учебной и профессиональной ситуации. Приводится сравнительный анализ статистической нормы и социально-психологического норматива.

Ключевые слова: индивидуальный стиль деятельности, процессуальный и результативный подход, социально-психологический норматив, индивидуальный подход

CONCEPT OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL STANDARDS AND INDIVIDUAL

APPROACH

Akimova M. K., Moscow (Russia), Doctor of Psychological Sciences, Professor, Professor of the Department of General Psychology, Russian State University for the Humanities, m.k.akimova@rambler.ru

Persiyantseva S. V., Moscow (Russia), Phd, Associate Professor of the Department of General Psychology, Russian State University for the Humanities, Psychological Institute of the Russian Academy of Education, perssvetlana@yandex.ru

The article touches upon the issues of a differentiated approach in the educational process. The factors that contribute to the formation of an individual style of activity in an educational and professional situation are considered. A comparative analysis of the statistical norm and the socio-psychological standard is given.

Keywords: individual style of activity, procedural and effective approach, socio-psychological standard, individual approach

Усваивая общественно-исторический опыт предшествующих поколений, индивиду в процессе онтогенетического развития, необходимо быть подготовленным к объективно сложившимся требованиям того социального окружения, в котором он планирует успешно адаптироваться и реализовывать себя. Соблюдая требования и правила общества, индивид сможет найти свое место в общественной жизни и быть ему полезен [3].

Требования общества объективны и охватывают существенные стороны жизни, деятельности членов данного общества, их отношения друг к другу, к культуре и природе. Эти

321

требования влияют на установки людей, ценности, мировоззрение. Можно отметить, что требования общества, его правила составляют целостную систему, под влиянием которой складывается психологический облик человека в данной социальной общности, формируется его личность и индивидуальность. Общие и фундаментальные требования общества К.М. Гуревич назвал системой социально-психологических нормативов [4].

Теоретической основой такого определения нормативов является то понимание развития, которое сложилось в психологии и которое А.Н. Леонтьев охарактеризовал как специфический процесс присвоения ребенком достижений предшествующих поколений [5]. Иногда нормативы учитываются ребенком как условия своей жизни и деятельности, неосознанно впитываются и не рассматриваются как навязываемые извне правила.

Однако чаще овладение социально-психологическими нормативами - это активный процесс со стороны индивида: стремясь занять определенное место в социуме, он сознательно прилагает определенные усилия, преодолевая возникающие препятствия. Скорость овладения нормативами зависит от динамических природных свойств индивида и индивидуально-психологических различий. Это влияет на особенности индивидуализации и дифференциации процесса образования, выбора профессии и жизни в целом. Б.М. Теплов отмечал, что не бывает человека, который мог бы с одинаковым успехом «приспособляться ко всяким новым условиям» [6, с. 33].

Требования, составляющие содержание социально-психологических нормативов, вполне реальны и закреплены в форме правил, предписаний, традиций, обычаев повседневной жизни; они присутствуют в образовательных программах, квалификационных профессиональных характеристиках, общественном мнении взрослых членов общества. Такие требования охватывают разные аспекты психического развития - умственное, нравственное, эстетическое.

В процессе психического развития человек активизирует процессуальные действия, которые напрямую связаны с интеллектуальными функциями и работой мозга.

Процессуальный подход к пониманию умственного развития рассматривается как способность человека проявлять адекватное поведение в разнообразных жизненных ситуациях. При этом результативный подход в данном контексте понимается как возможность измерения умственного развития с помощью психометрических техник. В результативном подходе оценивается потенциал, способности интеллекта соответствовать правилам и требованиям в том сообществе, в котором функционирует индивид, а не успешность выполнения конкретных типов интеллектуальных задач.

Исследуя индивидуальный подход и индивидуальный стиль деятельности человека в транзитивном обществе, следует отметить, что эта деятельность соотносится с задатками процессуального и результативного аспекта деятельности.

Понятие индивидуального стиля деятельности отражает способности человека адекватно вести себя в той или иной учебной или трудовой ситуации в соответствии с индивидуальными особенностями нервной системы и используется для описания неодинаковых форм поведения и приемов выполнения деятельности, обеспечивающих людям с разными нейродинамическими свойствами достижение примерно равных результатов [1, с. 20].

Индивидуальный стиль активно вырабатывается человеком, чему способствуют три фактора (К.М. Гуревич) [4]. Первый - тренировка, закрепление в поведении именно того проявления свойства нервной системы, которое наиболее часто востребуется в реальной жизненной ситуации или деятельности. Второй фактор - отрицательное подкрепление, когда какие-то проявления оказываются неэффективными, социально неодобряемыми, то они тормозятся и подавляются. Оба эти фактора определяют механизм формирования индивидуального стиля только при условии их повторяемости. Третий фактор - это сознательное регулирование поведенческих проявлений свойства нервной системы, влияющее на индивидуальный стиль даже при однократном возникновении.

Научная психология отрицает передачу по наследству таких психических образований, как знания, умения, установки, ценностные ориентации и т.п., т.е. всего, что включается в понятие «содержание индивидуальной психики». Это же относится и к сложившейся у индивида системе понятий, поскольку они являются продуктами развивающегося познания. Все, что на данный момент представляет собой индивид, составляет его достояние, это приобретено индивидом в его исторически обусловленном жизненном опыте и в его практической деятельности, на базе его задатков и сложившихся способностей.

Изучаемый в дифференциальной психофизиологии индивидуальный стиль деятельности понимается как концепция, обусловленная типологическими особенностями нервной системы. Акцент в концепции делается на адаптивных функциях индивидуального стиля, структура которого состоит из двух компонентов (психофизиологического и психологического). Учитывая природную основу свойств нервной системы (инертность-подвижность), человеку необходимо находить способы оптимального осуществления учебной и профессиональной деятельности.

Те приемы и способы учебной работы, которые приемлемы для одного ученика могут не соответствовать индивидуально-психологическим особенностям другого. В связи с этим одна из главных задач педагогов и родителей заключается в том, чтобы создать индивидуальный подход в учебно-воспитательной работе, учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося. Индивидуальный подход обеспечивает своеобразие в развитии личности ребенка, создает благоприятные возможности для формирования всех его способностей, делает эффективным педагогическое воздействие на него.

В последнее время проблема индивидуализации и дифференциации процесса обучения является наиболее важной. В повышении эффективности как общеобразовательного, так и профессионального обучения большое значение имеет учет индивидуальных особенностей учащихся.

Индивидуальный подход подразумевает не приспосабливать содержание обучения к отдельным учащимся, а формировать способы и методы педагогического и воспитательного воздействия с учетом индивидуального стиля деятельности самих школьников в целях развития личности.

Принцип нормативности в психическом развитии и организации обучения способствует решению этой задачи. Однако в данной работе мы говорим не о статистических нормах, которые вычисляются по суммарным данным. В этом случае допускается не только статистическая неточность, но и психологическая ошибка: в качестве критерия сравнения принимается норма, полученная путем неправомерного объединения психологических

различных выборок, при этом игнорируются условия, влияющие на психическое развитие респондентов. Такой способ расчета нормы ставит представителей разных групп в неравное положение при интерпретации полученных результатов и формировании выводов. Так, например, если репрезентативная выборка находится в благоприятных условиях развития, то ее статистическая норма будет высокой, если участники, имеют неблагополучные условия развития, то их статистическая норма понижается.

Получается, что статистическая норма, подсчитанная на неоднородной выборке, завышается для одних участников исследования и занижается для других.

Систему социально-психологических нормативов можно рассматривать как идеальную модель требований к каждому индивиду со сторону социального сообщества. Установление степени близости взрослеющего человека к социально-психологическим нормативам определяет готовность его адаптации в новых условиях и успешность реализации себя в изменяющемся обществе.

Поскольку нормативы историчны, они меняются вместе с развитием общества. Быстрота их изменения зависит от темпов его развития.

Наиболее динамичны нормативы умственного развития, что связано с темпом научно-технического прогресса и развитием цифрового общества, выдвигающего все новые требования к человеку, его знаниям, умениям, навыкам, сформированности мышления, вследствие чего происходит пересмотр учебных программ, квалификационных профессиональных характеристик. По сравнению с нормативами умственного развития нормативы личностного развития более консервативны, в особенности это относится к нормативам нравственного развития. Однако и они подвержены изменениям.

Система социально-психологических нормативов не является абсолютной, она дифференцируется внутри каждой социальной общности в образовательно-возрастных границах. Очевидно, что нельзя предъявлять одинаковые требования к дошкольнику и взрослому человеку. Необходимость образовательно-возрастных градаций для нормативов объясняется двумя причинами:

- во-первых, овладение нормативами предполагает известную степень зрелости мозга и нервной системы:

- во-вторых, усвоение нормативов возможных лишь на основе накопленного опыта, определенного уровня обученности [2, c. 32].

Социально-психологический норматив рассматривается как некий обязательный минимум в развитии той или иной психической сферы, его нельзя считать пределом развития. Соответствие нормативу создает условия для дальнейшего развития, продвижения индивида.

Литература

1. Акимова М.К. Интеллект как динамический компонент в структуре способностей: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Психологический институт РАО, Москва, 1999. С. 20.

2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей. СПб.: Питер, 2006. С. 30-33.

3. Акимова М.К., Персиянцева С.В. Нормативность в современных условиях развития общества. В кн.: Психологические проблемы смысла жизни и акме. Посвящается 95-летию со дня рождения В.Э. Чудновского. М.: ПИ РАО, 2019. С. 84-87.

4. Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. СПб.: Питер, 2008.

324

5. Леонтьев А.Н. Деятельностный подход к личности и ее развитию. В кн.: Общая психология. В 3-х т. Т. 1: Введение. Книга 3 / Ред.-сост.: Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин, В.В. Петухов. М.: Когито-Центр, 2013. С. 58-70.

6. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1985. С. 33.

СПОСОБНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)

Божович Е. Д., Москва (Россия), доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, Психологический институт Российской академии образования, elenabozhovich@inbox. ru

DOI:

В статье анализируется соотношение понятий «способности» и «компетенция». Показана неоднозначная и не прямолинейная связь лингвистических способностей и языковой компетенции школьников. Показано, что определенные устойчивые, имеющие широкий диапазон проявлений особенности работы детей с языковым знаком могут рассматриваться как один из аспектов характеристики лингвистической способности.

Ключевые слова: способности, языковая компетенция, чувство языка, речевой опыт.

ABILITIES AND INDIVIDUAL DIFFERENCES IN LINGUISTIC COMPETENCE OF SCHOOLCHILDREN (TO THE FORMULATION OF THE PROBLEM)

Bozhovich E. D., Moscow (Russia), Advanced doctor of Psychological Sciences, Senior Researcher, Leading Researcher of the Laboratory of Differential Psychology and Psychophysiology, elenabozhovich@inbox.ru.

The article analyzes the relationship between the concepts of "ability" and "competence". The ambiguous and non-linear relationship of linguistic abilities and language competence of schoolchildren is shown. It is shown that certain stable, having a wide range of manifestations, features of the work of children with a language sign can be considered as one of the aspects of the characteristics of linguistic ability.

Keywords: abilities, language competence, sense of language, speech experience.

Широта научных интересов Бориса Михайловича Теплова и круг проведенных им исследований дает возможность психологам, работающим в разных областях нашей науки, найти для себя то, что отвечает их проблематике и задачам. Для педагогической психологии одной из важнейших является его работа «Способности и одаренность» [5].

В первую очередь надо отметить скрупулезность ее автора в анализе понятий. Прежде чем сформулировать собственные представления и рабочие определения понятия способность, он рассматривает различные точки зрения на этот феномен и попытки построения его дефиниций, обращаясь к отечественным и зарубежным публикациям. Более того, он рассматривает термины, сопутствующие этому понятию: «наследственный», «врожденный», «природный»; «склонности», «наклонности», «предрасположенность». Четко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.