Научная статья на тему 'СХОДСТВО РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ПО БАЗОВЫМ ЧЕРТАМ ЛИЧНОСТИ: СРАВНЕНИЕ САМООЦЕНОК И ВЗАИМНЫХ ОЦЕНОК'

СХОДСТВО РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ПО БАЗОВЫМ ЧЕРТАМ ЛИЧНОСТИ: СРАВНЕНИЕ САМООЦЕНОК И ВЗАИМНЫХ ОЦЕНОК Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
433
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HEXACO / сходство родителей и детей / самооценки / экспертные оценки

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черткова Ю. Д., Егорова М. С., Ежевская О. С.

В исследовании сопоставляются черты личности (HEXACO) матерей и их взрослых детей. Различия средних по личностным характеристикам соответствуют возрастной норме (в частности, более высокие значения обнаружены у матерей по показателям Честности/Скромности и Сознательности). Показатели сходства матерей и детей обнаружили серьезные различия в зависимости от того, какой способ оценки личностных черт использовался – самооценки или экспертные оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Черткова Ю. Д., Егорова М. С., Ежевская О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СХОДСТВО РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ПО БАЗОВЫМ ЧЕРТАМ ЛИЧНОСТИ: СРАВНЕНИЕ САМООЦЕНОК И ВЗАИМНЫХ ОЦЕНОК»

СХОДСТВО РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ПО БАЗОВЫМ ЧЕРТАМ ЛИЧНОСТИ: СРАВНЕНИЕ САМООЦЕНОК И ВЗАИМНЫХ ОЦЕНОК

Черткова Ю. Д., Москва (Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психогенетики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, y chertkova@mail.ru

Егорова М. С., Москва (Россия), доктор психологических наук, заведующая кафедрой психогенетики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. ms_egorova@mail.ru

Ежевская О. С., Москва (Россия), студентка магистратуры, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Olesya09051996@gmail.com

DOI:

В исследовании сопоставляются черты личности (HEXACO) матерей и их взрослых детей. Различия средних по личностным характеристикам соответствуют возрастной норме (в частности, более высокие значения обнаружены у матерей по показателям Честности/Скромности и Сознательности). Показатели сходства матерей и детей обнаружили серьезные различия в зависимости от того, какой способ оценки личностных черт использовался - самооценки или экспертные оценки.

Ключевые слова: HEXACO, сходство родителей и детей, самооценки, экспертные оценки

Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ проект 19-013-00274 «Использование модели взаимодействия актора и партнера для анализа супружеских, детско-родительских и сиблинговых отношений»

PARENT-OFFSPRING SIMILARITY ON PERSONALITY TRAITS: SELF- AND OTHER-

ASSESMENT

Egorova M. S., Moscow (Russia), PhD, Doctor habilitatus, Head, Department of Behavioral Genetics, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, ms_egorova@mail.ru

Chertkova Y. D., Moscow (Russia), PhD, Associate Professor, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, y_chertkova@mail.ru

Ezhevskaya O. S., Moscow (Russia), postgraduate student, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, Olesya09051996@gmail.com

The study compares personality traits (HEXACO) of mothers and their adult children. Differences between personality traits correspond to the age norm (in particular, higher Honesty/Humility and Conscientiousness of mothers). Similarity between mothers and adult children differed significantly depending on the way of assessing personality traits - self-assessment or other-assessment.

Keywords: HEXACO, parent-offspring similarity, self-assessment, other-assessment

При оценке степени сходства личностных черт у партнеров различных диад необходима комбинация различных способов получения психологических оценок. Неоднократно было показано, что оценки черт личности, получаемые по опросникам, зависят от того, кто является оценивающим субъектом или, иначе говоря, используются ли при определении степени сходства самооценки или экспертные оценки.

В нашем исследовании при сравнении сходства родителей и их взрослых детей по диспозиционным чертам личности (шестифакторному опроснику HEXACO) рассматривались самооценки и взаимные оценки респондентов.

Выборка исследования включала 51 пару мать - взрослый ребенок. Возраст матерей находился в диапазоне 43-66 лет, возраст детей - 19-30 лет.

Респонденты заполняли опросник HEXACO [4, 5], адаптированному для российской выборки [1, 2]. Опросник содержит 100 утверждений и позволяет оценить 6 базовых черт личности - Честность/Скромность, Эмоциональность, Экстраверсию, Доброжелательность, Сознательность (Добросовестность) и Открытость опыту, а также их фасетки.

Рассмотрим результаты самооценок матерей и самооценок их взрослых детей. В таблице 1 представлены результаты, полученные при сравнении средних в выборках матерей и их взрослых детей.

Таблица 1

Средние показатели и стандартные отклонения матерей и детей по диспозиционным

чертам личности (НЕХАСО)

Диспозиционные черты личности Дети Матери 1>критерий Б-отношение

М М

Честность/Скромность 3,45 0,56 3,80 0,56 -3,10 (р<0,003) н.з.

Эмоциональность 3,34 0,79 3,61 0,70 -1,85 (р<0,068) н.з.

Экстраверсия 3,10 0,85 3,24 0,77 н.з. н.з.

Доброжелательность 2,84 0,78 2,71 0,53 н.з. 4,49 (р<0,037)

Сознательность 3,35 0,64 3,66 0,63 -2,46 (р<0,016) н.з.

Открытость опыту 3,69 0,53 3,53 0,63 н.з. н.з.

В пяти случаях можно сделать вывод о равенстве дисперсий сравниваемых показателей. В одном случае (по показателю Доброжелательность) обнаружено неравенство дисперсий (различия ниже 5%-ого уровня значимости).

Значимые различия средних обнаружены по двум диспозиционным чертам личности -Честность/Скромность и Сознательность; есть также различия на уровне тенденции - по Эмоциональности. Все три показателя выше в выборке родителей. Кроме наиболее обобщенных черт личности значимые различия обнаруживают и их составляющие - три фасетки Честности/Скромности, одна фасетка Эмоциональности, одна фасетка Доброжелательности, две фасетки Сознательности, две фасетки Открытости опыту. При этом фасетки Открытости опыту, в отличие от составляющих других диспозиционных черт личности, демонстрируют разнонаправленность: по одной показатели выше у родителей, по другой - у детей. В результате этого различия между родителями и детьми по суммарному показателю Открытость опыту оказываются незначимыми.

При сравнении самооценок взрослых детей и того, как они оценивают своих матерей, картина несколько меняется. Нет значимых различий по Честности/Скромности. Различия по Эмоциональности становятся значимыми (1=3,03, p<0,003). Появляются значимые различия по трем фасеткам Экстраверсии, но различия по суммарному баллу - только на уровне тенденции (1=1,84, p<0,068). Сохраняются различия по Сознательности (1—5,77, p<0,000), причем значимо различается не только суммарный балл, но и все фасетки. По всем перечисленным чертам личности более высокие значения имеют показатели личности матерей. Значимыми

становятся и различия по Открытости опыту 0=3,5, p<0,001) и трем ее фасеткам, но в данном случае более высокие значения оказываются у детей.

Кроме этого, по большинству показателей, обнаруживших значимые различия, различаются также и дисперсии - у матерей они больше, чем у детей. На этот факт следует обратить особое внимание, потому что он свидетельствует о значительных индивидуальных различиях в восприятии родительских психологических особенностей.

При сравнении средних показателей черт личности у матерей, полученных по их самооценкам, со средними значениями тех же черт личности матерей, полученных по оценкам детей, неравенство дисперсий обнаружено только для Доброжелательности (Р=6,90, p<0,010). Средние значимо различаются по Честности/Скромности 0 = -2,58, p<0,012), Сознательности 0=3,05, p<0,003), Открытость опыту 0=2,19, p<0,031). Матери оценивают себя по Честности/Скромности и Открытость опыту, выше, а по Сознательности - ниже, чем это делают их дети, оценивая своих матерей. Самооценки матерей и оценки, полученные матерями от детей, различаются также по фасеткам - по двум фасеткам Честности, одной фасетке Доброжелательности, двум фасеткам Сознательности и двум фасеткам Открытости опыту.

Таким образом, взрослые дети склонны оценивать эмоциональные особенности матерей и уровень их организованности и добросовестности выше, чем это делают сами матери, а особенности, связанные с восприятием нового опыта и креативностью - ниже.

В таблице 2 представлены результаты расчета коэффициентов ранговых корреляций Спирмана между одноименными показателями.

Таблица 2

Корреляции между одноименными показателями

HEXACO Дети (самооценки) vs матери (самооценки) Дети (самооценки) vs матери(оценки детей) Матери (оценки детей) vs матери (самооценки)

Честность/Скромность 0,09 0,29* 0,30**

Эмоциональность 0,11 0,09 0,41**

Экстраверсия 0,35** 0,43** 0,66***

Доброжелательность 0,09 -0,06 0,50***

Сознательность 0,30** -0,00 0,49**

Открытость опыту 0,28* -0,36** 0,66***

Примечание: здесь и далее в таблицах: * - p<0,05, ** - p<0,01, *** - p<0,001.

При корреляции результатов самооценок детей и самооценок матерей были выявлены статистически достоверные взаимосвязи по следующим базовым чертам: Экстраверсия 0=0,35, р<0,01), Сознательность 0=0,30, p<0,01), Открытость опыту (г=0,28, р<0,05). Это означает, что чем более у матерей выражены данные черты, тем в большей степени они выражены у детей.

При корреляции результатов самооценок детей и оценок детьми матерей были установлены статистически достоверные взаимосвязи по таким базовым чертам, как: Частность/Скромность (г=0,29, р<0,05), Экстраверсия (г=0,43, р<0,01). Это означает, что чем более выраженными дети оценивают у себя Честность/Скромность и Экстраверсию, тем более

выраженными они считают данные черты у матерей. Кроме того, была выявлена статистически достоверная отрицательная взаимосвязь между самооценкой детей выраженности у них Открытости опыту и оценками детей данной черты у родителей (г=-0,36, р<0,01). Это означает, что чем выше дети оценивают выраженность у себя Открытости опыту, тем менее выраженной они считают данную черту у родителей.

Также было показано, что оценки матерей детьми и самооценки матерей взаимосвязаны по всем базовым чертам, что позволяет утверждать, что полученные данные являются надежными.

Результаты сопоставления средних показателей, полученных в группе родителей и детей, соответствуют описанным в литературе и могут быть интерпретированы в контексте представлений о возрастных различиях.

В наиболее крупном исследовании возрастных различий шести диспозиционных черт личности, в котором рассматривался возрастной диапазон 14 лет - 74 года и участвовало 100 тысяч респондентов [4], было показано, что показатели Честности/Скромности увеличиваются от 18 до 60 лет почти на стандартное отклонение. Фасетки Эмоциональности имеют склонность к снижению, за исключением одной - Чувствительности, которая с возрастом повышается. Увеличивается значение трех фасеток Сознательности (Организованность, Упорство и Благоразумие). Фасетки Открытости опыту имеют противоположную возрастную динамику - с возрастом снижается Неординарность и несколько повышаются Любознательность и Креативность. Доброжелательность и Экстраверсия не имеют явных возрастных изменений.

В нашем исследовании различие между группами родителей и детей по Честности/Скромности приближалось к 2/3 стандартного отклонения. Среди фасеток Эмоциональности именно Чувствительность в группе родителей оказалась значимо выше. Все фасетки Сознательности были выше в группе родителей, но значимо выше - только Организованность и Благоразумие. Из фасеток Открытости опыту в группе родителей значимо выше оказалась Любознательность, а ниже - Неординарность. Различий между группами родителей и их взрослых детей по Экстраверсии и Доброжелательности не обнаружено.

Таким образом, картина, полученная в нашем исследовании при анализе средних показателей, очень похожа, на ту, которая была описана по результатам исследования, проведенного авторами опросника НЕХАСО на англоязычной выборке.

Результаты, полученные при анализе сходства матерей и детей (то есть при корреляционном анализе одноименных характеристик) оказались чувствительны к тому, кто оценивает личностные особенности - сам респондент или же эксперт, который его хорошо знает. В том случае, когда взрослые дети оценивали и себя и мать, снизилось до незначимого уровня сходство матери и ребенка по показателю Сознательности (в то время как самооценки по этой черте были значимо связаны), а связь между материнскими и детскими показателями Открытости опыту из значимой положительной (по самооценкам) превратилась в значимую отрицательную.

Таким образом, можно констатировать, что разные способы оценки личностных черт могут давать существенные различия при оценке сходства в диадах мать - взрослый ребенок.

Литература

1. Егорова М.С., Паршикова О.В. Исследование структуры фактора Честность, Скромность из шестифакторного опросника личности HEXACO. //Психологические исследования. 2017, Т. 10, № 56, с. 13-13.

2. Егорова М.С., Паршикова О.В., Митина О.В. Структура российского варианта шестифакторного личностного опросника HEXACO-PI-R. // Вопросы психологии, 2019, 5, 33-49.

3. Ashton M.C., Lee K. Age trends in HEXACO-PI-R self-reports. // Journal of Research in Personality, 2016, 64, 102-111.

4 Lee K., Ashton M.C. Psychometric properties of the HEXACO Personality Inventory. // Multivariate Behavioral Research, 2004, 39, 329-358.

5. Lee K, Ashton M.C. Psychometric properties of the HEXAC0-100. // Assessment, 2018, 25(5), 543-556.

Раздел 6. Индивидуальные различия в обучении: факторы, закономерности и возрастные особенности

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ И

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Акимова M. K., Москва (Россия), доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры Общая психология, Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, m.k.akimova@rambler.ru

Персиянцева С. В., Москва (Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры Общая психология, Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, ученый секретарь, Психологический институт РАО, perssvetlana@yandex.ru

DOI:

В работе затрагиваются вопросы дифференцированного подхода в образовательном процессе. Рассматриваются факторы, способствующие формированию индивидуального стиля деятельности в учебной и профессиональной ситуации. Приводится сравнительный анализ статистической нормы и социально-психологического норматива.

Ключевые слова: индивидуальный стиль деятельности, процессуальный и результативный подход, социально-психологический норматив, индивидуальный подход

CONCEPT OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL STANDARDS AND INDIVIDUAL

APPROACH

Akimova M. K., Moscow (Russia), Doctor of Psychological Sciences, Professor, Professor of the Department of General Psychology, Russian State University for the Humanities, m.k.akimova@rambler.ru

Persiyantseva S. V., Moscow (Russia), Phd, Associate Professor of the Department of General Psychology, Russian State University for the Humanities, Psychological Institute of the Russian Academy of Education, perssvetlana@yandex.ru

The article touches upon the issues of a differentiated approach in the educational process. The factors that contribute to the formation of an individual style of activity in an educational and professional situation are considered. A comparative analysis of the statistical norm and the socio-psychological standard is given.

Keywords: individual style of activity, procedural and effective approach, socio-psychological standard, individual approach

Усваивая общественно-исторический опыт предшествующих поколений, индивиду в процессе онтогенетического развития, необходимо быть подготовленным к объективно сложившимся требованиям того социального окружения, в котором он планирует успешно адаптироваться и реализовывать себя. Соблюдая требования и правила общества, индивид сможет найти свое место в общественной жизни и быть ему полезен [3].

Требования общества объективны и охватывают существенные стороны жизни, деятельности членов данного общества, их отношения друг к другу, к культуре и природе. Эти

321

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.