Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РЕСУРСОВ В УСТОЙЧИВОЙ СЕТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РЕСУРСОВ В УСТОЙЧИВОЙ СЕТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дифференциально-психологический подход / социальный капитал / средовые условия / индивидуальные варианты / differential psychological approach / social capital / environmental conditions / individual options

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Акимова Маргарита Константиновна, Персиянцева Светлана Владимировна

В работе проверено предположение о том, что конкретные виды практик социального взаимодействия, выражающие способ интенсивности и актуализации социальных связей с окружающими, соотносятся с уровнем индивидуального социального капитала. Характер этой связи имеет свою специфику в разных социокультурных средах, определяя избирательность предпочтений в оценке значимости ситуаций социальной активности в конкретных сферах социального бытия студентов мегаполиса, областного центра и малого города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Акимова Маргарита Константиновна, Персиянцева Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CAPITAL AS AN INDICATOR OF RESOURCES IN A SUSTAINABLE NETWORK OF INSTITUTIONAL RELATIONS

The article verified the assumption that specific types of social interaction practices, expressing the way of intensity and actualization of social ties with others, correlate with the level of individual social capital. The nature of this connection has its own specifics in different sociocultural environments, determining the selectivity of preferences in assessing the significance of situations social activity in specific areas of social life of students of a megalopolis, regional center and small town.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РЕСУРСОВ В УСТОЙЧИВОЙ СЕТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

РАЗДЕЛ 4.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЭПОХУ РАДИКАЛЬНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РЕСУРСОВ В УСТОЙЧИВОЙ СЕТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Акимова Маргарита Константиновна (Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии, Российский государственный гуманитарный университет. Е-mail: m.k.akimova@rambler.ru

Персиянцева Светлана Владимировна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, Российский государственный гуманитарный университет; ученый секретарь, Психологический институт Российской академии образования. Е-mail: perssvetlana@yandex.ru

Аннотация. В работе проверено предположение о том, что конкретные виды практик социального взаимодействия, выражающие способ интенсивности и актуализации социальных связей с окружающими, соотносятся с уровнем индивидуального социального капитала. Характер этой связи имеет свою специфику в разных социокультурных средах, определяя избирательность предпочтений в оценке значимости ситуаций социальной активности в конкретных сферах социального бытия студентов мегаполиса, областного центра и малого города.

Ключевые слова: дифференциально-психологический подход, социальный капитал, средовые условия, индивидуальные варианты.

SOCIAL CAPITAL AS AN INDICATOR OF RESOURCES IN A SUSTAINABLE NETWORK OF INSTITUTIONAL RELATIONS

Akimova Margarita Konstantinovna (Moscow, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of General Psychology, Russian State University for the Humanities. E-mail: m.k.akimova@rambler.ru

Persiyantseva Svetlana Vladimirova (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of General Psychology, Russian State University for the Humanities; Scientific Secretary, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: perssvetlana@yandex.ru

Abstract. The article verified the assumption that specific types of social interaction practices, expressing the way of intensity and actualization of social ties with others, correlate with the level of individual social capital. The nature of this connection has its own specifics in different sociocultural environments, determining the selectivity of preferences in assessing the significance of situations social activity in specific areas of social life of students of a megalopolis, regional center and small town.

Keywords: differential psychological approach, social capital, environmental conditions, individual options.

Одним из главных условий, создающих социальное единство и эффективное функционирование индивидов, их групп и социума в целом, в настоящее время принято рассматривать социальный капитал [2; 3].

В качестве гипотезы в данном исследовании рассматривалось предположение об особой роли принятия социально-психологических требований, нормативов в формировании практик социального взаимодействия, наращивания социально значимых ресурсов в устойчивой сети и их вариативности в институциональных отношениях социального бытия студентов мегаполиса, областного центра и малого города.

В качестве эмпирической базы исследования использовались данные изучения интенсивности и разнообразия практик социального взаимодействия в их соотношении с уровнями принятия нормативов доверия, честности и солидарности, образующих социальный капитал студентов, обучающихся по программам психолого-педагогического и социально-гуманитарного образования в Российском гуманитарном государственном университете (РГГУ, г. Москва), в Московском государственном областном гуманитарном университете (МГОГУ, г. Орехово-Зуево) и Калужском государственном университете им. К.Э. Циолковского (КГУ, г. Калуга). В исследовании приняли участие 236 студентов, которые имеют схожие образовательно-возрастные группы, но отличаются местом проживания и обучения (112 студентов из Москвы, 79 из Калуги и 45 из Орехово-Зуева). Возраст испытуемых от 18 до 27 лет (^=19,59; 8Б=1,34).

Была разработана процедура экспертного опроса, позволяющая оценить социокультурный ресурс образовательно-возрастных групп в условиях сред, в которых проживают и обучаются студенты — участники исследования. Выявлены ресурсные характеристики, оказывающие влияние на конкретные аспекты социального взаимодействия респондентов:

1) социально-демографические характеристики;

2) профессионально-образовательные, охватывающие особенности реализуемых в вузе программ, наличие программ дополнительного образования и информационной среды, обогащающих учебный контекст;

3) субъектно-коммуникативные характеристики, включающие средовое влияние преподавателей на студентов (профессиональная компетентность, научная репутация, общественная активность).

Проведение экспертного опроса позволило систематизировать и оценить степень выраженности ресурсных характеристик средового уровня, способствующей вариативности практик социального взаимодействия и их соотношения с уровнем принятия нормативов, составляющих основу социального капитала студентов.

В качестве экспертов были приглашены преподаватели, работающие в вузах, где проводилось наше исследование. Им было предложено оценить по специальной шкале меру представленности таких переменных средового уровня, которые в той или иной мере способствуют формированию социальной и информационной активности студентов. Экспертами для оценивания использовались следующие средовые параметры:

1) доминирование горизонтальных связей;

2) расширение социальных контактов: преподают ли в вузе представители культурной и научной элиты;

3) активность внеучебной коммуникации: внеучебная деятельность студентов (например, волонтерство, решение социальных проблем и т.д.);

4) социальные доминанты коммуникации, т.е. нормы, правила поведения, принятые в образовательном процессе вуза.

По результатам экспертизы Российский государственный гуманитарный университет отличается от КГУ и МГОГУ свободной и демократичной атмосферой, широкими возможностями встреч учащихся с представителями научной элиты, участием в международных, всероссийских, региональных конференциях, симпозиумах, конгрессах. Присущее этому вузу расширение смыслового пространства учебных коммуникаций и повышение качества среды общения обеспечивает гибкую сеть «горизонтальных связей» разнородных по образовательным и культурным характеристикам представителей групп.

Повседневные практики общения студентов данного вуза отличаются большим разнообразием и яркостью, по сравнению со студенческой жизнью молодых людей, обучающихся в вузах Орехово-Зуева и Калуги. Вместе с тем в последних в большей степени

актуализируются условия для большей вовлеченности молодежи в деятельность общественных организаций, в том числе волонтерские и добровольческие группы. В КГУ широко реализуется проектная деятельность студентов по освоению и социальной включенности в городские пространства. В МГОГУ создана специальная социальная структура поддержки и мониторинга волонтерской деятельности студентов. Социальная и научная активность преподавателей и характер реализуемых ими повседневных практик в провинции невелики: в вузах Калуги, по данным экспертов, такие педагоги составляют не более 35 % от преподавательского корпуса, в Орехово-Зуево их еще меньше (15 %). В РГГУ доля таких преподавателей весьма существенна и составляет не менее 57 %.

Для выявления практик социального взаимодействия был выбран метод типологического описания ряда повседневных социальных ситуаций, в которых требовалось принять какое-то решение, найти какой-либо выход. Повседневные социальные ситуации отличаются большим разнообразием. Таким образом, был проведен их качественный анализ, на основе которого они объединялись по 11 категориям. Это ситуации в формате коллективного действия — коллективное действие не задано; ситуации благотворительности — в случаях, когда требуется помощь; защиты прав людей и собственных интересов; защиты окружающей среды и ситуации, в которых проявляется внепрофессиональная активность (интерес к чему-либо, информационная активность).

Для оценки черт, составляющих социальный капитал личности, использовались опросники: «Доверительные отношения», «Легитимизация нечестности» и «Солидарность» [1].

Подводя итог, можно сказать, что в рамках исследования получило подтверждение предположение о том, что определенные виды практик социального взаимодействия соотносятся с индивидуально-личностными чертами, составляющими базу социального капитала (доверие, честность, солидарность).

Получены новые данные взаимосвязи между уровнем принятия социальных нормативов, характеристик социального капитала и интенсивностью применения практик социального взаимодействия, отличающихся характером активности, содержанием социальных контактов. Установлено, что студенты, проживающие и обучающиеся в средах с разным социокультурным ресурсом, осуществляют разный состав практик социального взаимодействия, которые поддерживаются специфичными для этих сред структурами социального капитала.

Разработана и введена в контекст дифференциально-психологических исследований методика диагностического интервью, позволяющая выявить многообразие вариантов реализуемых практик социального взаимодействия, различающихся уровнем их интенсивности, характером актуализации социальных связей с окружающими, способом их инициации и мерой избирательности в конкретных сферах общественной жизни. Обоснована и реализована процедура экспертного опроса по выявлению социокультурного ресурса образовательно-возрастных групп студентов в условиях проживания и обучения в мегаполисе, в областном центре и малом городе, учитывающая:

а) степень доминирования в образовательной деятельности горизонтальных или иерархических связей;

б) меру расширения границ социальных контактов;

в) степень интенсивности использования формата внеучебных коммуникаций в обсуждении и решении социальных проблем; меру доминантности в трансляции нравственных ценностей и норм помогающего взаимодействия в образовательном процессе вуза и в его непосредственном окружении;

г) степень «прозрачности» и демонстративности поведенческих нормативов социального взаимодействия в реальном формате городских коммуникаций.

Выявлена функциональная роль социокультурного средового ресурса в освоении студентами практик социального взаимодействия с высоким индексом активности и направленностью в установлении партнерских связей организационного характера. Студенты вузов г. Калуги и г. Орехово-Зуево продемонстрировали большую степень укорененности в социуме и готовность к помогающему поведению, по сравнению с их сверстниками, обучающимися в Москве. Вместе с тем, независимо от ресурсных характеристик среды проживания и обучения, студенты предпочитают действовать в уже имеющихся структурах горизонтальных связей и не готовы реализовывать прогрессивные для российского социума солидарные действия, интегрирующие вертикальные и горизонтальные коммуникации.

В московской выборке автономность инициации практик социального взаимодействия, интенсивность и широта их применения в разных сферах социальной жизни (помогающее поведение, гражданское действие, публичная информационная активность и т.п.) поддерживается высокими показателями солидарности — приверженности ценностям патриотизма и в большей степени гражданственности. В калужской выборке просоциальные практики взаимодействия опираются на присвоение нормативов доверия в таких его социально развивающих формах, как позитивные представления о людях, готовность сотрудничать с общественными институтами, принимать людей в их инако-вости. В выборке студентов, проживающих и обучающихся в Орехово-Зуеве, содержание таких практик оказалось не связано с уровнем нормативопринятия. В данном случае проявилось воздействие средового фактора, в частности социокультурных характеристик профессионально-образовательной среды вуза, артикулирущей нормы и стандарты помогающего поведения, а также свойственные малому городу особенности социальных контактов с выраженной доступностью и демонстративностью внешних регуляторов норм оказания помощи и социального включения.

Литература

1. Акимова М.К., Горбачева Е.И. Социальный капитал личности: нормативный подход к изучению и диагностике // Вопросы психологии. 2014. № 1. C. 58—67.

2. Акимова М.К., Персиянцева С.В. Психологические основы социального капитала представителей разных этнических групп // Инновации в образовании. 2019. № 6. C. 44—54.

3. J. Social Capital in the Création of Human Capital // Social Capital: A Multifaceted Perspective / Ed. P. Dasgupta, I. Serageldin. — Washington: The World Bank, 2000.

ПАНДЕМИЯ COVID-19 КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Анисимова Оксана Анатольевна (Смоленск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Смоленский государственный университет. E-mail: anisimov-am@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме трансформации психологического здоровья субъектов образовательного процесса высшей школы в связи с переходом на дистанционную форму обучения из-за пандемии COVID-19. Приведены результаты эмпирического исследования особенностей процесса трансформации психологического здоровья субъектов образовательного процесса высшей школы в период пандемии COVID-19.

Ключевые слова: образование, высшая школа, студенты, преподаватели, дистанционная форма обучения, пандемия короновируса COVID-19, стресс, здоровье, психологическое здоровье, психологическая устойчивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.