Научная статья на тему 'Влияние субъективных оценок значимости проблемных ситуаций на механизмы социального взаимодействия'

Влияние субъективных оценок значимости проблемных ситуаций на механизмы социального взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
286
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / УРОВЕНЬ АКТИВНОСТИ / СУБЪЕКТИВНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Акимова Маргарита, Персиянцева Светлана

В работе исследуется специфика социального взаимодействия как процесса, в котором индивид сталкивается с повседневными проблемами, требующими решения (выхода). Выделены два типа социального взаимодействия: сотрудничество, включающее наличие общих, совместных целей, строится на основе доверия, взаимопомощи, взаимоподдержки, и соперничество, предполагающее стремление опередить, отстранить, подчинить соперника. Возникает вследствие наличия единого объекта притязаний субъектов взаимодействия. Анализируются разные подходы понимания социального взаимодействия через теорию коммуникативного действия, теорию социальной солидарности, теорию социальной статики. Представлены данные о взаимосвязи социального взаимодействия с категориями «социальное отношение» и «социальные действия». С помощью авторской методики «Диагностическое интервью социального взаимодействия» исследуется уровень активности индивида, зависящего от оценки значимости проблемы, которая влияет на пути ее решения. Были выявлены значимые корреляции: отрицательные между высокой субъективной значимостью проблемы и выбором ответа «ничего не буду делать»; положительные между высокой оценкой важности ситуации и стремлением не только действовать самостоятельно, но и устанавливать горизонтальные, вертикальные связи социального взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of subjective assessments of the significance of problem situations on the mechanisms of social interaction

In the paper, the specificity of social interaction as a process, in which an individual faces everyday questions, and which demands for solution (exit). Two types of social interaction are distinguished: a cooperation, including the existence of common, joint goals, which is built on the basis of trust, mutual assistance, mutual support, and a rivalry, which implies the desire to get ahead, remove, subordinate the opponent and arises from the existence of a single object for claims of the interaction subjects. The article analyzes different approaches to understanding social interaction through the theory of communicative action, the theory of social solidarity, the theory of social statics. Records of the relationship of social interaction with the categories “social attitude” and “social actions” are presented. The author with the help of his technique “Diagnostic interview of social interaction” studies the level of activity of an individual depending on an assessment of the significance of the problem that affects its solution modes. Significant correlations were found: negative between the high subjective significance of the problem and the choice of the answer “I will not do anything”; positive between a high assessment of the situation importance and the desire not only to act independently but also to establish horizontal and vertical links of social interaction.

Текст научной работы на тему «Влияние субъективных оценок значимости проблемных ситуаций на механизмы социального взаимодействия»

УДК 316.6

БО1: 10.28995/2073-6398-2018-1-89-98

Влияние субъективных оценок значимости проблемных ситуаций на механизмы социального взаимодействия

Маргарита К. Акимова

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, m.k.akimova@rambler.ru

Светлана В. Персиянцева

Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия; Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, perssvetlana@yandex.ru

Аннотация. В работе исследуется специфика социального взаимодействия как процесса, в котором индивид сталкивается с повседневными проблемами, требующими решения (выхода). Выделены два типа социального взаимодействия: сотрудничество, включающее наличие общих, совместных целей, строится на основе доверия, взаимопомощи, взаимоподдержки, и соперничество, предполагающее стремление опередить, отстранить, подчинить соперника. Возникает вследствие наличия единого объекта притязаний субъектов взаимодействия. Анализируются разные подходы понимания социального взаимодействия через теорию коммуникативного действия, теорию социальной солидарности, теорию социальной статики. Представлены данные о взаимосвязи социального взаимодействия с категориями «социальное отношение» и «социальные действия». С помощью авторской методики «Диагностическое интервью социального взаимодействия» исследуется уровень активности индивида, зависящего от оценки значимости проблемы, которая влияет на пути ее решения. Были выявлены значимые корреляции: отрицательные - между высокой субъективной значимостью проблемы и выбором ответа «ничего не буду делать»; положительные - между высокой оценкой важности ситуации и стремлением не только действовать самостоятельно, но и устанавливать горизонтальные, вертикальные связи социального взаимодействия.

Ключевые слова: социальное взаимодействие, социальные отношения, социальные действия, уровень активности, субъективная значимость ситуации

Для цитирования: Акимова М.К., Персиянцева С.В. Влияние субъективных оценок значимости проблемных ситуаций на механизмы социального взаимодействия // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018. № 1(11). С. 89-98. БОТ: 10.28995/2073-6398-2018-1-89-98

© Акимова М.К., Персиянцева С.В., 2018

The influence of subjective assessments of the significance of problem situations on the mechanisms of social interaction

Margarita K. Akimova

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, m.k.akimova@rambler.ru

Svetlana V. Persiyantseva

Psychological Institute of Russian Academy of Education, Moscow, Russia; Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, perssvetlana@yandex.ru

Abstract. In the paper, the specificity of social interaction as a process, in which an individual faces everyday questions, and which demands for solution (exit) . Two types of social interaction are distinguished: a cooperation, including the existence of common, joint goals, which is built on the basis of trust, mutual assistance, mutual support, and a rivalry, which implies the desire to get ahead, remove, subordinate the opponent and arises from the existence of a single object for claims of the interaction subjects. The article analyzes different approaches to understanding social interaction through the theory of communicative action, the theory of social solidarity, the theory of social statics. Records of the relationship of social interaction with the categories "social attitude" and "social actions" are presented. The author with the help of his technique "Diagnostic interview of social interaction" studies the level of activity of an individual depending on an assessment of the significance of the problem that affects its solution modes. Significant correlations were found: negative - between the high subjective significance of the problem and the choice of the answer "I will not do anything"; positive - between a high assessment of the situation importance and the desire not only to act independently but also to establish horizontal and vertical links of social interaction.

Keywords: social interaction, social relations, social actions, level of activity, subjective significance of the situation

For citation: Akimova MK., Persiyantseva SV. The influence of subjective assessments of the significance of problem situations on the mechanisms of social interaction. RSUH/RGGUBulletin. Series "Psychology. Pedagogics. Education". 2018;1(11):89-98. DOI: 10.28995/2073-6398-2018-1-89-98

Введение

Социальное взаимодействие является важнейшей фундаментальной характеристикой социальной реальности и социальной общности. Многое в обыденном поведении оказывается аспектом социального взаимодействия. Философы, социологи, психологи рассматривают социальное взаимодействие как специфический образ взаимоотношений в условиях общественной жизни. Несмотря на разнообразие исследовательских подходов, данная категория мало изучена в литературе, нет отдельных трудов, посвященных данному понятию, очень мало комплексных исследований, анализирующих процесс социального взаимодействия. Рассмотрим последнее в связи с категориями социальных отношений и социального действия.

Впервые понятие «социальное действие» определил немецкий социолог Макс Вебер [1]. Социальное действие, согласно Веберу, можно рассматривать как действие человека, которое соотносится с действиями других сограждан, и неважно, имеет ли действие внутренний или внешний характер, оно сводится либо к невмешательству, либо к терпеливому принятию.

Любое социальное действие представляет собой систему, в которой можно выделить субъект и объект действия, средства (орудия) и методы действия, а также его результат как ответную реакцию индивида или общности, на которых было направлено действие. Вебер рассматривал социальные действия как преднамеренные комплексы поступков, связанные с выбором средств и направленные на достижение определенной цели (к примеру, изменение поведения, установок или мнений других индивидов или групп индивидов, которое бы удовлетворяло определенные потребности и интересы воздействующей группы).

Таким образом, социальные действия - это определенная система поступков, средств и методов, используя которые индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнения других индивидов или групп.

В основе социального действия лежат контакты между индивидами и группами индивидов, так как без контактов не возникает желания вызвать определенные реакции, изменить чье-либо поведение.

М. Вебер писал о том, что не все действия людей являются социальными, так как достижение далеко не всякой цели предполагает ориентацию на других людей [1]. Для того чтобы социальное действие являлось таковым, необходимо одновременное сочетание

наличия субъективной мотивации действия индивида или группы, а также ориентация на поведение других людей. Это поведение может быть в прошлом, настоящем или ожидаемое в будущем.

Юрген Хабермас [2] разработал свою теорию социального действия, названного им коммуникативным, в основу которой были положены работы М. Вебера. Хабермас рассматривал коммуникативное действие как действие в согласии с другими участниками для достижения совместной цели. Коммуникативное действие относится к взаимодействию как минимум двух субъектов, которые стремятся к взаимопониманию и достижению согласия по поводу самой ситуации действия. Основной чертой в данном случае является интерпретация цели и ситуации действия. Одним из видов коммуникативного действия является нормативное действие, то есть поведение, основанное на нормах и ценностях, разделяемых в конкретной группе. Таким образом, основной чертой данного вида коммуникативного действия является следование принятым в обществе нормативам, что возможно вследствие нормативопринятия [3].

Рассмотрим соотношение социального взаимодействия и социальных отношений. Люди постоянно взаимодействуют друг с другом, являясь субъектом социальных отношений. Соотношение понятий «социальные отношения» и «социальное взаимодействие» разные исследователи рассматривают по-разному. Одни отождествляют понятия «социальное взаимодействие» и «социальные отношения», другие же, наоборот, доказывают, что это совершенно разные категории. Несмотря на множество подходов к толкованию данных понятий, большинство исследователей полагают, что это взаимосвязанные, взаимозависимые и взаимообуславливающие друг друга категории.

Так, признается, что совокупность социальных отношений между индивидами характеризует структуру общества [4, 5], рассматривает социальные отношения как «социальную клетку» общества. Изучая их, исследователь получает информацию о социальных явлениях и процессах, происходящих в обществе. Вместе с тем Огюст Конт (2000), будучи автором теории социальной статики, считает, что базовым элементом общественной структуры может выступать лишь такая единица, где присутствует социальное взаимодействие.

Неотъемлемой частью социальных отношений являются нормы и ценности, которыми руководствуются люди в ходе взаимодействия друг с другом.

Исследователи выделяют два основных типа социального взаимодействия - сотрудничество и соперничество. Сотрудничество

предполагает наличие общих, совместных целей и строится на основе доверия, взаимопомощи, взаимоподдержки, стремления учитывать интересы партнера. Соперничество возникает вследствие наличия единого объекта притязаний субъектов взаимодействия. Такими объектами могут выступать авторитет, голоса избирателей, территория, властные полномочия и т. д. Соперничество проявляется в стремлении опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника и может принимать вид конкуренции и даже конфликта.

Социальное взаимодействие как сотрудничество связывает разных людей в единое целое, в определенное сообщество, позволяющее реализовать те или иные социальные задачи в совместной деятельности. Совместная деятельность позволяет эффективнее решать возникающие в жизни проблемы и задачи. Совместная деятельность по достижению общей цели способствует появлению своеобразной эмоциональной энергии, сплачивающей их и позволяющей добиваться успеха в достижении поставленной цели.

Э. Дюркгейм [6], автор теории социальной солидарности, показывает, что люди объединяются в группы для достижения общей цели, имея важные социально-психологические мотивы.

Дж. Мид и Т. Блумер [7] обращают внимание на то, что оказывать влияние на других для реализации цели могут не только поступки, но и намерения окружающих. Понимание (интерпретация) намерений и поступков друг друга являются условием социального взаимодействия. Последнее происходит тогда, когда намерения субъектов осознанны, что вызывает стремление к взаимным действиям, к сотрудничеству. Эффективное социальное взаимодействие проистекает из взаимопонимания и совпадения индивидуальных линий поведения.

Социальное взаимодействие в разных ситуациях, требующих выхода (решения), можно охарактеризовать с разных сторон. Его наличие зависит от особенностей ситуации/проблемы и ее оценки индивидом. Индивиды совершают свои поступки, направленные на решение разных проблем, в зависимости от той значимости, которую они придают этим проблемам и тем объектам, которые вовлечены в эти проблемы. Любое социальное действие - результат той оценки, которую индивиды дают этим проблемам. Блумер в своих исследованиях показал, что индивиды совершают свои поступки в отношении тех или иных объектов, опираясь на те значения, которые они этим объектам придают.

Методы

Наше исследование направлено на выяснение того, как оценки значимости ситуации повлияют на уровень активности индивидов, проявляемой ими для выхода из нее, и выбор предпочитаемых ими способов решения. Эти данные позволят охарактеризовать специфику социального взаимодействия людей, в процессе которого они намерены справиться с достаточно типичными повседневными проблемами, описать некоторые из механизмов социального взаимодействия.

Если проблема интерпретируется как незначимая, по мнению человека, может обнаружиться его нежелание что-либо делать, пассивность, самоустранение от проблемы (гражданское невнимание, по терминологии Блумера). Гражданское невнимание является одним из механизмов, характеризующих повседневную жизнь. Поэтому первая гипотеза нашего исследования - уровень активности индивидов будет зависеть от оценки значимости проблем. Вторая гипотеза заключается в том, что с оценкой значимости связаны разные подходы к решению проблемы. Один подход - стремление взять ответственность за выход из ситуации на себя, не вступая во взаимодействие с другими людьми. Другой -стремление к установлению разных видов сотрудничества (как непосредственного контакта между людьми, так и опосредованных форм взаимодействия).

Исследование было выполнено на студентах Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Число испытуемых 57 человек, возраст 18-19 лет.

Методика, направленная на диагностику социального взаимодействия (авторы М.К. Акимова, Е.И. Горбачёва, С.В. Пер-сиянцева, Т.А. Сысоева, С.В. Ярошевская), представляет собой набор из 20 ситуаций, требующих какого-то решения или выхода. Для каждой из них предлагается оценить по шкале от 0 до 5, насколько важной является проблема, затронутая в описании ситуации, а также, насколько вероятен по шкале от 0 до 5 выбор испытуемым каждого из предложенных способов действия в этой ситуации. Оценка 0 означает, что этот вариант действия испытуемый точно не будет предпринимать, а 5 - что он наверняка поступит именно так.

Результаты

Разброс в суммарных оценках важности предложенных ситуаций - от 25 до 94 баллов при среднем арифметическом х = 58,7. Разброс в нежелании что-либо делать от 1 до 86 баллов, х = 42,0 (чем больше баллов, тем чаще человек уклоняется от решения проблемы, предпочитает пассивность). Результаты обследования показали, что существует значимая отрицательная корреляция между оценкой важности проблемы и выбором ответа «ничего не буду делать» г = -0,44 (р < 0,001). Таким образом, первая гипотеза подтвердилась.

С чем связаны различия в оценках проблем у разных индивидов? С точки зрения Блумера, это - результат прошлого опыта, специфики социального взаимодействия; любое социальное действие проистекает из приспособления друг к другу индивидуальных линий поведения. Нам представляется, что главная причина связана с системой ценностей, разделяемых индивидами и теми нормативами поведения, которые господствуют в обществе.

На следующем этапе анализа мы сопоставили суммарные оценки значимости ситуаций с намерением индивидов найти выход из них самостоятельно, не вступая во взаимодействие с окружающими. Разброс в этих оценках от 10 до 68, х = 38,4. Коэффициент ранговой корреляции между этими показателями равен 0,68 (р < 0,001). Эти данные свидетельствуют, что, высоко оценив значимость проблемы, индивиды часто склонны брать ответственность за ее решение на себя, не привлекая к этому других людей. Причинами такого поведения могут быть и уверенность в своих возможностях, и опирающееся на прошлый опыт разочарование в использовании других людей посредством установления с ними контактов, и оценка выбранного способа решения как наиболее эффективного (например, требующего наименьшего времени).

Разброс в показателях стремления устанавливать горизонтальные связи с окружающими - от 0 до 72, х = 35,4. Оценки значимости ситуаций высоко коррелируют со стремлением устанавливать горизонтальные связи с окружающими для решения проблемных ситуаций г = 0,54 (р < 0,001). Это стремление реализуется в инициации совместных действий, в стремлении привлечь других людей, в их организации.

Разброс в показателях стремления установить вертикальные связи с теми людьми, от которых в наибольшей степени зависит успешное решение проблемы, от 0 до 82, х = 34,4. Часто такое стремление быть инициатором обращения в инстанции или к некоторым

индивидам, занимающим более высокое положение по отношению к инициатору, объясняется их социальными ролями или профессиональной принадлежностью. Корреляция оценок значимости ситуаций и стремления к установлению вертикальных связей равна 0,59 (р < 0,001).

Разброс в показателях желания стать участником решения проблемы, примкнуть к другим, откликнуться на их действия или призывы от 0 до 95, х = 53,9. Корреляция оценок значимости с этими показателями равна 0, 42 (р < 0,001).

Найдено, что высоко коррелируют между собой стремление к установлению горизонтальных и вертикальных связей (г = 0,66 (р < 0,001)), стремление к установлению горизонтальных связей и участию вместе с другими (г = 0,63 (р < 0,001)).

Разброс в показателях, отражающих все виды социальных действий - самостоятельного нахождения решения, установления горизонтальных контактов, установления вертикальных контактов и совместного участия с другими индивидами в решении ситуации -от 36 до 306, х = 170,6. Корреляция оценок значимости ситуаций и всех видов социальных действий равна 0,61 (р < 0,001).

Итак, исследование показало, что поведение индивидов зависит от оценок, от субъективной интерпретации ситуаций. Этот результат согласуется с современными представлениями психологов относительно того, что поведенческие проявления человека зависят не от выраженности в отдельности присущих ему черт (каждый человек уникален) или оценок ситуаций, а от их взаимодействия. В дальнейшем мы планируем соотнести между собой разные типы предложенных проблем (помощь какому-либо конкретному индивиду или животному, благотворительность, вмешательство в конфликт, защита собственных интересов, защита прав людей, специфика предполагаемой активности) с оценками их значимости и желанием решать их.

Обсуждение

Наше исследование направлено на анализ механизмов социального взаимодействия в повседневной жизни. В современных обществах большинство людей живут в городах и постоянно взаимодействуют между собой. Повседневная жизнь представляет собой серию столкновений человека с другими людьми в различных обстоятельствах. Посредством обычно используемых особенностей социальных взаимодействий индивиды общаются

как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми, с теми, кого не знают лично.

Но повседневная жизнь проливает свет на деятельность социальных систем, институтов, общества в целом. Все крупные социальные системы используют те же модели социального взаимодействия, которые воспроизводятся индивидами в ходе повседневной жизни. В этом состоит актуальность и практическая значимость нашего исследования.

Финансирование

Статья выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект «Индивидуальные и средовые факторы, определяющие практики социального взаимодействия у студенческой молодежи» № 17-06-00768.

Funding

This work was supported by the Russian Foundation for Fundamental Research, project "Individual and environmental factors that determine the practice of social interaction among students" no. 17-06-00768.

Литература

1. Müller H.P. Max Weber: Eine Einführung in sein Werk. Köln: Böhlau, 2007. 311 p.

2. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия (фрагменты) // Вопросы социальной теории. 2007. Т. 1. Вып. 1. С. 229-245.

3. Акимова М.К., Горбачева Е.И., Козлова В.Т. Нормативная концепция диагностики индивидуальности // Век психологии: К 100-летию Психологического института: 1912-2012 / Под ред. В.В. Рубцова. СПб.: Нестор-История, 2012. С. 630-654.

4. Маринов М.Б. Стратегия жизни личности в индивидуализирующемся обществе: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 2008. 41 с.

5. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Под ред. А.Ю. Согомонова. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

6. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение: [пер. с фр.]. М.: Канон, 1995. 352 с.

7. Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 173-179.

References

1. Müller HP. Max Weber: Eine Einführung in sein Werk. Köln: Böhlau; 2007. 311 s.

2. Habermas J. The theory of communicative action (fragments). Issues of social theory. 2007;1(1):229-45. (In Russ.)

3. Akimova MK., Gorbacheva EI., Kozlova VT. The normative concept of diagnostics of individuality. Century of psychology: The 100th anniversary of the Psychological Institute: 1912-2012. Ed. by VV. Rubtsov. Saint-Petersburg: Nestor-Istoriya Publ.; 2012. P. 630-654. (In Russ.)

4. Marinov MB. Life strategy of a personality in individualizing society. Avtoreferat dis. ... doctora filos. nauk. Rostov-on-Don, 2008. 41 p. (In Russ.)

5. Sorokin PA. Man. Civilization. Society / Ed. by AYu. Sogomonov. Moscow: Politiz-dat Publ.; 1992. 543 p. (In Russ.)

6. Durkheim E. Sociology. Its subject, method, purpose. Moscow: Kanon Publ.; 1995. 352 p. (In Russ.)

7. Blumer G. Society as symbolic interaction. Modern foreign social psychology. Moscow: MGU Publ.; 1984. P. 173-179. (In Russ.)

Информация об авторах

Маргарита К. Акимова, доктор психологических наук, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; m.k.akimova@rambler.ru Светлана В. Персиянцева, кандидат психологических наук, Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; perssvetlana@yandex.ru

Information about the authors

Margarita K. Akimova, Doctor in Psychology, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya sq., Moscow, Russia, 125993; m.k.akimova@rambler.ru

Svetlana V. Persiyantseva, PhD in Psychology, Psychological Institute of Russian Academy of Education, bldg. 4, bld. 9, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009; Russian State University for the Humanities, bld. 6, Miusskaya sq., Moscow, Russia, 125993; perssvetlana@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.