Научная статья на тему 'Социально-психологический портрет родителей современных дошкольников'

Социально-психологический портрет родителей современных дошкольников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
2224
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО РОДИТЕЛЯ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / VITALITY / СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / STRUCTURE OF SOCIAL IDENTITY / ИНФОРМАЦИОННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / INFORMATION SOCIALIZATION / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / SOCIO-PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF THE MODERN PARENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Киселёва Екатерина, Орестова Василиса

В статье приведены результаты исследования, позволяющие построить социально-психологический портрет современных родителей. Исследование проводилось по четырем направлениям: определение сферы значимых интересов и способов получения информации; выявление особенностей структуры социальной идентичности; изучение жизнестойкости личности; измерение эмоционального интеллекта личности. В исследовании приняли участие 1115 родителей в ДОО Московской области. Из них русские 63%; 51% приезжие (переехали из различных регионов РФ);56% живут в Московской обл., работают в Москве; люди с высшим и средним специальным образованием; имеют относительно высокий уровень информационной культуры; для них собственный ребенок абсолютная самоценность, именно поэтому проблема безопасности, физического и психического комфорта является одним из важнейших приоритетов. Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами, психологами, педагогами-психологами для разработки эффективных форм взаимодействия родителей и педагогов для полноценного развития современных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-psychological portrait of parents of modern preschoolers

The article presents results of the research, which allow to build a socio-psychological portrait of modern parents. The study was conducted in four areas: the definition of the significant interests scope and ways of obtaining information; the identification of features of the social identity structure; studying the viability of the personality; measuring the emotional intelligence of the individual. The study involved 1115 parents in the Moscow Region LLP. of those, Russian 63%; 51% visitors (moved from different regions of the Russian Federation); 56% live in the Moscow Region, work in Moscow; people with higher and secondary special education; have a relatively high level of information culture; for them, their own child is an absolute inherent worth, that is why the problem of safety, physical and mental comfort is one of the most important priorities.Results of the study can be used by teachers, psychologists, and psychology educators in order to develop effective forms of interaction between parents and teachers for the meaningful development of modern children.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический портрет родителей современных дошкольников»

УДК 159.923

БОТ: 10.28995/2073-6398-2018-1-77-88

Социально-психологический портрет родителей современных дошкольников

Екатерина А. Киселёва

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, vita_ek@mail.ru

Василиса Р. Орестова

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, v.r.orestova@gmail.com

Аннотация. В статье приведены результаты исследования, позволяющие построить социально-психологический портрет современных родителей. Исследование проводилось по четырем направлениям: определение сферы значимых интересов и способов получения информации; выявление особенностей структуры социальной идентичности; изучение жизнестойкости личности; измерение эмоционального интеллекта личности. В исследовании приняли участие 1115 родителей в ДОО Московской области. Из них русские - 63%; 51% - приезжие (переехали из различных регионов РФ); 56% - живут в Московской обл., работают в Москве; люди с высшим и средним специальным образованием; имеют относительно высокий уровень информационной культуры; для них собственный ребенок - абсолютная самоценность, именно поэтому проблема безопасности, физического и психического комфорта является одним из важнейших приоритетов.

Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами, психологами, педагогами-психологами для разработки эффективных форм взаимодействия родителей и педагогов для полноценного развития современных детей.

Ключевые слова: социально-психологический портрет современного родителя, жизнестойкость, структура социальной идентичности, информационная социализация, эмоциональный интеллект

Для цитирования: Киселёва Е.А., Орестова В.Р. Социально-психологический портрет родителей современных дошкольников // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018. № 1(11). С. 77-88. БОТ: 10.28995/2073-6398-2018-1-77-88

© Киселёва Е.А., Орестова В.Р., 2018

Socio-psychological portrait of parents of modern preschoolers

Ekaterina A. Kiseleva

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, vita_ek@mail.ru

Vasilisa R. Orestova

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, v.r.orestova@gmail.com

Abstract. The article presents results of the research, which allow to build a socio-psychological portrait of modern parents. The study was conducted in four areas: the definition of the significant interests scope and ways of obtaining information; the identification of features of the social identity structure; studying the viability of the personality; measuring the emotional intelligence of the individual. The study involved 1115 parents in the Moscow Region LLP. Of those, Russian - 63%; 51% - visitors (moved from different regions of the Russian Federation); 56% live in the Moscow Region, work in Moscow; people with higher and secondary special education; have a relatively high level of information culture; for them, their own child is an absolute inherent worth, that is why the problem of safety, physical and mental comfort is one of the most important priorities.

Results of the study can be used by teachers, psychologists, and psychology educators in order to develop effective forms of interaction between parents and teachers for the meaningful development of modern children.

Keywords: socio-psychological portrait of the modern parent, vitality, the structure of social identity, information socialization, emotional intelligence

For citation: Kiseleva EA., Orestova VR. Socio-psychological portrait of parents of modern preschoolers. RSUH/RGGU Bulletin. Series "Psychology. Pedagogics. Education". 2018;1(11):77-88. DOI: 10.28995/2073-6398-2018-1-77-88

На современном этапе психологами и педагогами проводятся исследования развития современных детей, это вызвано теми реальными изменениями, которые произошли в современном мире, транзитивном и постоянно изменяющемся. В настоящее время присутствуют общие закономерности личностного, познавательного,

эмоционального развития, выявленные в работах ведущих психологов прошлого века [1]. В то же время сам характер этого развития, последовательность и даже содержание этапов взросления и тем более характер социализации, специфика вступления детей в мир взрослых и характер межпоколенной трансмиссии существенно изменились буквально за последние 20 лет во всем мире [2].

Наиболее кардинальные изменения в последнее время претерпели социализация и индивидуализация, личностное и эмоциональное развитие детей. Тем не менее данные процессы включают в себя и понятия внутренней позиции, переживания, идентичности, используют для объяснения полученных фактов механизмы компенсации и интериоризации [3]. Проблемы деятельности в разных ее аспектах, новые мотивы и операциональные стороны деятельности проявляются в изменении всех сторон общения и познавательной активности, а новые формы субъектности ведут к новым формам репрезентации, которые складываются в специфическую для современных детей модель психического [4].

В связи с вышесказанным на этапе дошкольного образования становится важным взаимодействие ребенка с родителями как основными носителями культуры, с одной стороны, и возможностью получить маркеры, позволяющие ребенку сохранять стабильность в транзитивном мире, - с другой. Однако в образовательной среде в диаде взаимодействия субъектов образования педагог-родитель часто различается понимание вектора развития современного дошкольника. Педагоги дошкольных образовательных организаций испытывают трудности во взаимодействии с родителями. Педагоги назвали несколько стереотипов о современных родителях:

- современные родители - это люди, которые проводят большую часть времени в сети Интернет и социальных сетях;

- современные родители имеют низкую активность и нежелание участвовать в жизни ребенка и детского сада;

- современные родители относятся к комментариям педагогов с непониманием, зачастую демонстрируют агрессивное поведение.

Анализ источников за последние годы показал, что исследования родителей как социально значимой группы для процесса воспитания детей не были проведены. Хотя на наш взгляд изменились не только дети, но и родители.

В этой связи наше исследование было направлено на изучение социально-психологических особенностей современных родителей.

Для создания портрета современного родителя было проведено анкетирование 1115 родителей в ДОО Московской области по четырем направлениям:

1) определение сферы значимых интересов и способов получения информации;

2) выявление особенностей структуры социальной идентичности;

3) изучение жизнестойкости личности;

4) измерение эмоционального интеллекта личности.

По результатам исследования современные родители современных дошкольников - это:

- русские - 63%;

- 51% - приезжие (переехали из различных регионов РФ);

- 56% - живут в Московской обл., работают в Москве;

- люди с высшим и средним специальным образованием;

- имеют относительно высокий уровень информационной культуры;

- для них собственный ребенок - абсолютная самоценность, именно поэтому проблема безопасности, физического и психического комфорта является одним из важнейших приоритетов;

- рост правовой культуры содействует все большему осознанию родителями себя и своего ребенка как правовых субъектов образования;

- образование воспринимается ими как инвестиционное пространство;

- они могут быть достаточно требовательны и даже агрессивны в случае ущемления прав их ребенка.

Определение сферы значимых интересов и способов получения информации

При обработке результатов анкетирования выявлено, что основным источником получения любой информации (музыка, политика, книги, развлечения и т. д.) у большинства родителей является Интернет, что наглядно показывают диаграммы.

Однако наряду с сетью Интернет значимое место занимает телевидение. Наименее значимыми источниками получения информации являются радио, личный опыт, опыт друзей и близких.

Таким образом, мы видим, что виртуальное общение преобладает над живым общением. В то время как основным источником получения новых знаний и опыта для детей является личное общением с родителями.

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

60%

Интернет

Телевидение

Радио

Личный опыт

Опыт друзей и близких

Рис. 1. Источники информации, которыми чаще всего пользуются современные родители

Рис. 2. Количество времени, которое современные родители уделяют в день тем или иным источникам информации

Рис. 3. Виды книг, которые предпочитают современные родители

Также одним из стереотипов, прозвучавших от педагогов дошкольного образования, является то, что современные родители не читают сами и соответственно не читают детям. Однако наше исследование опровергло данный стереотип.

100% участников исследования продемонстрировали важность чтения, из них 50% предпочитают книги на бумажных носителях, 30% читают электронные книги, 20% прослушивают аудиокниги (рис. 3).

Выявление особенностей структуры социальной идентичности

Участникам исследования было предложено проранжиро-вать 10 предложений по степени значимости: «Я как часть семьи», «Я как представитель человечества», «Я как гражданин своей страны», «Я как житель своего города», «Я как представитель своей национальности», «Я как представитель своей религии», «Я как представитель своей профессии», «Я как представитель своего поколения», «Я как представитель своего пола», «Я как представитель группы своих увлечений, хобби».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 ■ Я как часть семьи

2 ■. Я как представитель человечества

3 ■ Я как гражданин своей страны

4 ■ Я как житель своего города

5 ■ Я как представитель своей национальности

6 ■ Я как представитель своей религии

7 Я как представитель своей профессии

8 Я как представитель своего поколения

9 ■ Я как представитель своего пола

10 Я как представитель группы своих

" увлечений, хобби_

Рис. 4. Структура социальной идентичности

Современные родители из предложенных десяти групп социальной идентичности выделили:

на 1-е место - «Я как часть семьи»; на 2-е место - «Я как гражданин своей страны»; на 3-е место - «Я как представитель своего пола». Последние позиции занимают: «Я как представитель своей религии» (10-е место); «Я как представитель группы своих увлечений, хобби» (9-е место); «Я как житель своего города» и «Я как представитель своей профессии» (8-е место).

Изучение жизнестойкости личности

Для изучения жизнестойкости личности была использована методика «Опросник для измерения жизнестойкости».

Жизнестойкость - система убеждений, позволяющая человеку воспринимать даже негативные события как опыт и успешно справляться с ними.

Жизнестойкость включает в себя три компонента: вовлеченность (убеждение в том, что только благодаря своей активности человек находит в мире интересное), контроль (убежденность в контролируемости мира и своей способности добиться результата) и принятие риска (готовность действовать вопреки неопределенности ситуации и извлекать опыт из любых ситуаций).

При обобщении итогов анкетирования выявлено, что современные родители уверены в себе, в своих решениях, активны, позитивны, коммуникативны, стараются быть в курсе событий, не пасуют перед трудностями.

Исследование показало нам высокий уровень жизнестойкости и высокую развитость каждого из трех компонентов, что говорит о психологическом здоровье, оптимальной работоспособности, активной жизненной позиции личности в пользу будущего, умении находить выход из трудной ситуации, не склоняться перед трудностями, т. е. активность, деятельность человека преобладает над пассивностью.

Результаты измерения жизнестойкости личности отображены на рис. 5.

Хотелось бы отметить, что активность личности формируется на ранних периодах жизни, после чего она мало изменяется. Самый важный период - детство и подростковый возраст, при этом решающим фактором здесь выступают детско-родительские отношения.

1. В частности, для увеличения вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение ребенка со стороны родителей (рис. 6).

2. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задача-

1 ^ыюкпп >роисиь жизнестойкости

жизнестойкости

3 []ц ;К1||[ \]ИП1С|||, жизнестойкости

Вовлеченность Контроль Принятие риска

Рис. 6. Результаты измерения компонентов жизнестойкости

ми всевозрастающей сложности на грани своих возможностей (рис. 6).

3. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды (рис. 6).

Изучение эмоционального интеллекта личности

Эмоциональный интеллект - это способность распознать собственные чувства и эмоции, умение вызвать нужные нам эмоции созидания, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.

Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.

Важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

- умением контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;

1 «Низкий уровень EQ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 "Нижняя граница нормы EQ

3 "Норма EQ

Рис. 7. Результаты исследования эмоционального интеллекта (EQ)

- способностью сознательно влиять на свои эмоции;

- умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

- способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

- умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

- способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Эмоциональный интеллект ребенка может развиваться, если он развит у родителей. Однако, по результатам исследования эмоционального интеллекта родителей (рис. 7), мы наблюдаем, что эмоциональный интеллект респондентов находится на низком уровне (46%) и на нижней границе нормы (23%), что не позволяет в полной мере обеспечить полноценное развитие эмоционального интеллекта у ребенка. Именно эти показатели объясняют и агрессивное поведение по отношению к педагогу. Это подтверждает наблюдение педагогов, что современные родители относятся к комментариям педагогов с непониманием и зачастую демонстрируют агрессивное поведение.

По результатам исследования мы можем сделать вывод, что современные родители (от 20 до 40 лет) - это люди с активной жизненной позицией, с высоким уровнем показателя жизнестойкости,

для которых семья и страна занимают первые позиции в структуре социальной идентичности, способные получать информацию как из сети Интернет и телевидения, так и из более традиционных источников: книг и живого общения. Современные родители готовы принимать активное участие в развитии и воспитании своих детей, но при этом четко понимать свои задачи. Они готовы к сотрудничеству с педагогом, а не к жесткому выполнению его требований. Однако настораживает низкий уровень развития эмоционального интеллекта (69%) респондентов, что ставит перед педагогами дошкольных образовательных организаций задачу разработки совместных форм деятельности, способствующих развитию эмоционального интеллекта как у родителей, так и у детей.

Литература

1. Марцинковская Т.Д. Социальное пространство: теоретико-эмпирический анализ // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 30.

2. Марцинковская Т.Д. Проблема социализации в историко-генетической парадигме. М.: Смысл, 2015.

3. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. М.: Академия, 2004.

4. Изотова Е.И. Эмоциональные представления как фактор психического развития детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1994.

References

1. Martsinkovskaya TD. Social space: teoretiko-empirical analysis. Psikhologicheskie issledovaniya. 2013;6(30). (In Russ.)

2. Martsinkovskaya TD. Socialization problem in a historical and genetic paradigm. Moscow: Smysl Publ.; 2015. (In Russ.)

3. Izotova EI., Nikiforova EV. Emotional sphere of the child: theory and practice. Moscow: Akademiya Publ.; 2004. (In Russ.)

4. Izotova EI. Emotional representations as factor of mental development of children of preschool age. [avtoreferat dis. ... kand. psikhol. nauk.] Moscow; 1994. (In Russ.)

Информация об авторах

Екатерина А. Киселёва, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; vita_ek@mail.ru

Василиса Р. Орестова, доктор психологических наук, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; v.r.orestova@gmail.com

Information about the authors

Ekaterina A. Kiseleva, PhD in Education, associate professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya sg., Moscow, Russia, 125993; vita_ek@mail.ru

Vasilisa R. Orestova, Doctor in Psychology, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya sq., Moscow, Russia, 125993; v.r.orestova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.