Научная статья на тему 'Концепция системы профессиональной подготовки преподавателя вуза к организации дистанционного обучения'

Концепция системы профессиональной подготовки преподавателя вуза к организации дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL WORK / VOCATIONAL TRAINING / THE HIGH SCHOOL TEACHER / DISTANT EDUCATION / E-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костиков Алексей Николаевич

В статье рассматриваются актуальные вопросы подготовки преподавателей высшей школы к осуществлению дистанционного обучения. Автор предлагает изменить существующую проблему отставания информационно-коммуникационной компетентности преподавателя высшей школы от растущих потребностей получения высшего образования посредством дистанционных технологий обучения с помощью высокоэффективной системы профессиональной подготовки преподавателя высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костиков Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of vocational training for the high school teacher to implement e-learning process

The article focuses on the problem of high school teachers training to implement distant education. The author suggests changing the problem of a gap between information-communication competence of high school teachers and growing needs of gaining higher education by means of e-learning through highly effective system of the high school teacher vocational training.

Текст научной работы на тему «Концепция системы профессиональной подготовки преподавателя вуза к организации дистанционного обучения»

А. Н. Костиков

КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА К ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В настоящее время отечественное образование переживает период реформ, обусловленных интеграцией российской системы образования в мировую, а также ее переходом к новой образовательной парадигме, основными приоритетами которой являются интересы личности, адекватные тенденциям интенсивного развития общества. Происходит модернизация высшего профессионального образования: внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВПО), в соответствии с которыми необходимо осуществлять подготовку выпускников вузов (бакалавров, магистров), способных решать профессиональные задачи нового класса в рамках компетентностного подхода. В связи с этим у преподавателей и студентов высших учебных заведений появляется необходимость в постоянном и быстром обновлении информации и знаний, формируются потребности в самостоятельном овладении ими, а у преподавателей высшей школы — в самостоятельном повышении квалификации. Поэтому современная система образования должна предоставлять человеку возможность не только получать основное и дополнительное образование в стенах вузов, но и осуществлять непрерывное образование открытыми способами. Одним из важных направлений развития такой системы является «открытое образование» [1], или дистанционное обучение. Дистанционное обучение в определенной мере может способствовать решению актуальных проблем отечественного образования: обеспечить доступ широких слоев населения к образованию, приблизить образовательные услуги к месту жительства их потребителей, дать возможность реализацовать принцип непрерывности образования. Следует выделить также такие несомненные преимущества как повышение качества подготовки выпускников за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, специализированных учебно-методических материалов, оперативного обновления методического обеспечения учебного процесса, эффективного сочетания новых педагогических и информационных технологий, развитие форм самостоятельной работы студентов на новом инфокоммуникационном уровне и т. д. [2].

Стоит отметить, что сейчас в России дистанционное обучение начинает широко использоваться в системе непрерывного профессионального образования [3]. Однако, несмотря на то, что число публикаций, посвященных вопросам формирования и развития дистанционного обучения, непрерывно растет, в них до сих пор не представлена четкая система организации подобного виртуального обучения, а также автоматизированных систем дистанционного обучения и профессиональной подготовки преподавателей к деятельности в рамках дистанционного обучения. Более того, преподаватели вузов, в той или иной степени реализующие технологии дистанционного обучения, в большинстве случаев не знакомы со спецификой такого обучения и работают по традиционным схемам. А между тем современное информационное общество ставит перед преподавателем новые требования, которым необходимо соответствовать

© А. Н. Костиков, 2011

для обеспечения эффективной жизнедеятельности и удовлетворения своих профессиональных потребностей. К таким требованиям относятся прежде всего повышение уровня качества образованности и компетентности в смежных областях своей профессиональной сферы, повышение профессиональной креативности и мобильности, способность оптимально принимать решения и постоянно обновлять профессиональную компетентность как в сфере своих научных, научно-педагогических интересов, так и в других сферах человеческой деятельности [4].

В связи с принятием нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» перед современной российской высшей школой ставятся сложные задачи подготовки образованного конкурентоспособного выпускника, который отвечал бы жестким требованиям рыночной экономики. При такой ориентации подготовка будущего специалиста должна превращаться не только в учебно-воспитательный процесс, но и в процесс формирования определенных профессионально важных качеств личности. В связи с этим возникает необходимость по-новому рассмотреть специфику профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы, прежде всего — во взаимоотношениях (коммуникации, взаимодействии) со студентами.

Вузовское сообщество нуждается в профессорско-преподавательских кадрах в области образования, не только обладающих необходимыми компетентностями для успешной педагогической деятельности, но и способных регулярно обновлять сферу своей профессиональной деятельности. Изменения в педагогической профессии естественным образом находят свое отражение в профессиональной подготовке преподавателя высшей школы. Можно констатировать, что в обществе сформировалась потребность в преподавателях высшей школы, которые могут, используя современные информационные и коммуникационные технологии, качественно обучать студентов на всей территории нашей страны. Среднестатистический преподаватель высшей школы использует лишь традиционные технологии в аудиторном формате. Сегодня образование нацелено на интенсификацию: за минимальное время необходимо предоставить максимум информации. В рамках ФГОС ВПО нового поколения это возможно лишь при условиях максимального использования самостоятельной работы студентов и использования интерактивных форм обучения, которые можно эффективно применять на основе информационных и коммуникационных технологий, а для удаленных в пространстве студентов — на основе дистанционных форм обучения. Современные студенты готовы воспринимать информацию дистанционно, но большинство преподавателей высшей школы не могут предоставить им такой возможности. Разрыв между нарастающей с каждым днем технической составляющей в образовательном процессе и текущей профессиональной компетентностью преподавателя высшей школы увеличивается.

Имидж современного российского вуза зависит в первую очередь от информационно-коммуникационной компетентности профессорско-преподавательского состава, от умения работать со студентами дистанционно, предоставлять знания посредством современных средств обучения. Важно понимать, что вузы страны не только передают имеющийся социальный опыт, но и порождают новое научное знание, активно формируют корпоративные идеалы, духовные ценности, нравственные нормы. Вокруг высших образовательных учреждений концентрируются культурная, социально-экономическая и политическая элиты регионов, поэтому они становятся реальным социальным институтом, удовлетворяющим потребности общества, государства, отдельных

регионов. За последнее время в системе высшего образования произошли серьезные изменения, появились новые ориентиры на профессиональное развитие современного преподавателя высшей школы, способного в изменяющихся условиях информационного общества выбирать оптимальные пути решения возникающих проблем на основе фундаментальных знаний, диалога, сотрудничества; готового к постоянному самообразованию и саморазвитию [5].

В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р) в отношении модернизации образования отмечено, что «на всех уровнях образовательной системы повышение качества и инновационный характер образования будут обеспечиваться путем внедрения новых образовательных технологий, развития интерактивных форм обучения, широкого использования проектных методов и методов, позволяющих имитировать реальные ситуации, а также современных обучающих программ», и что «важным элементом роста качества кадрового состава станет модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования».

Однако, несмотря на фундаментальность подходов к организации дистанционного обучения в высших учебных заведениях, его многоаспектному изучению и профессиональной подготовке преподавателей высшей школы в этой области в рамках дополнительного образования, проблема системного внедрения современных дистанционных технологий в учебный процесс преподавателями высшей школы полностью не решена. В целом, анализ сложившейся в теории и практике профессиональной подготовки преподавателя высшей школы в области дистанционного обучения позволил выявить ряд противоречий:

1. Между системной сущностью организации профессиональной подготовки преподавателя высшей школы в рамках дополнительного образования и несистемным характером организации подобной профессиональной подготовки в учреждениях дополнительного образования.

2. Между новыми требованиями к формированию профессиональной компетентности преподавателя высшей школы и традиционной организацией профессиональной подготовки в учреждениях дополнительного образования.

3. Между качественным и количественным изменениями в содержании профессиональной подготовки, связанными с современными задачами формирования профессиональной компетентности преподавателя высшей школы в области дистанционного обучения и отсутствием системно разработанной программы такой профессиональной подготовки, а также подготовки учебнометодических материалов, дистанционных платформ обучения, специального программного обеспечения, направленных на решение поставленных задач.

4. Между потребностью в построении деятельностных моделей профессиональной подготовки в учреждениях дополнительного образования, разработанных на базе платформ дистанционного обучения для организации деятельностного подхода в освоении дистанционных технологий обучения, и отсутствием конкретных технологий их организации.

5. Между трансляцией практического опыта традиционной педагогической деятельности большинства профессорско-преподавательского состава (ППС) учреждений дополнительного образования в процессе профессиональной

подготовки преподавателя высшей школы и необходимостью формирования информационно-коммуникационных компетенций у этого ППС, являющихся условием эффективности и успешности этой деятельности.

Профессиональная подготовка преподавателя высшей школы в области дистанционного обучения должна выйти на новый виток развития, чтобы отвечать современным требованиям общества и государства и обеспечивать решение поставленных перед системой профессиональной подготовки преподавателя вуза задач [3]. Важно констатировать тот факт, что специальные исследования в этом направлении до настоящего времени не проводились.

Таким образом, можно сформулировать общее противоречие между потребностью в совершенствовании и реформировании системы профессиональной подготовки преподавателя высшей школы и отсутствием теоретико-концептуальных подходов к разработке и обоснованию условий реализации профессиональной подготовки преподавателя высшей школы в области дистанционного обучения.

На основе выявленных современных требований общества и российской системы высшего образования к формированию профессиональной компетентности преподавателя высшей школы в области дистанционного обучения в рамках системы дополнительного образования необходимо определить основные подходы к профессиональной подготовке преподавателя высшей школы по осуществлению дистанционного обучения, четко и однозначно определив ее содержание.

Методология данного исследования базируется на важнейших положениях философской и педагогической антропологии, психолого-педагогических теориях, рассматривающих личность как многофункциональную саморазвивающуюся систему. Методологической основой исследования является системный подход, позволяющий исследовать процесс обучения в системе профессиональной подготовки преподавателя высшей школы как целостный объект в контексте субъектно-объектных действий участников данного процесса. Также в основе исследования лежит деятельностный подход, позволяющий рассматривать модели педагогического взаимодействия (педагогического общения) между участниками образовательного процесса в рамках профессиональной подготовки средствами дистанционных технологий с помощью деятельностных элементов, внедренных в современные программно-аппаратные комплексы и/или платформы дистанционного обучения. Таким образом, профессиональная подготовка преподавателя высшей школы к организации дистанционного обучения будет носить системно-деятельностный характер при соблюдении следующих условий:

1. Реализации новых требований государства и общества к профессиональной деятельности преподавателя высшей школы в системе дистанционного обучения (ст. 66 проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), осуществляющейся путем профессиональной подготовки преподавателя вуза в системе дополнительного образования, в частности, средствами дистанционных технологий.

2. Формирования профессиональной компетентности преподавателя высшей школы в области дистанционного обучения, отражающей концептуальное осмысление природы его инновационной деятельности, ориентированной на предметную деятельность и требующей от преподавателя постоянной активности в этой области, как основной цели в системе профессиональной подготовки преподавателя.

3. Реализации программ профессиональной подготовки преподавателя высшей школы на основе совокупности профессиональных задач для различных педагогических ситуаций и в соответствии с требованиями ФГОС ВПО нового поколения и обучения их решению согласно современным достижениям в области дистанционных технологий обучения.

4. Использования андрагогического подхода к профессиональной подготовке преподавателя вуза в системе дополнительного образования, а также учета профессиональной специфики контингента обучающихся при определении когнитивных стратегий обучения и самообразования преподавателя высшей школы.

5. Активизации учебно-познавательной деятельности в системе профессиональной подготовки преподавателя высшей школы на основе совокупности современных технологий обучения (методов, форм и средств, в том числе дистанционных), наиболее адекватно отражающих специфику профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.

6. Создания концепции системы профессиональной подготовки преподавателя высшей школы с использованием системного подхода, ориентированного на разработку соответствующей модели, выполняющей функции метода модернизации, включенного в постоянный процесс реформирования системы профессиональной подготовки преподавателя высшей школы.

7. Обучения преподавателей высшей школы новейшим дистанционным и информационно-телекоммуникационным технологиям.

В связи с вышеизложенным необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить факторы, обусловливающие необходимость исследования системы профессиональной подготовки преподавателя высшей школы в аспекте целей и задач осуществления дистанционного обучения.

2. Обосновать содержание профессиональной компетентности (профессиональной подготовки) преподавателя высшей школы в современных условиях и выявить характерные особенности их профессиональной деятельности.

3. Обосновать теоретические предпосылки выявления профессиональных задач в различных педагогических ситуациях (в рамках педагогического взаимодействия).

4. Научно обосновать андрагогические и психолого-педагогические условия профессиональной подготовки преподавателя высшей школы к деятельности в системе дистанционного обучения.

5. Обосновать совокупность дистанционных технологий обучения как условие реализации системы профессиональной подготовки преподавателя высшей школы к осуществлению дистанционного обучения.

6. Разработать и научно обосновать концепцию системы профессиональной подготовки преподавателя высшей школы к осуществлению дистанционного обучения.

7. Разработать критерии оценивания концепции системы профессиональной подготовки преподавателя высшей школы к осуществлению дистанционного обучения.

8. Разработать и апробировать пути внедрения системы профессиональной подготовки преподавателя высшей школы к осуществлению дистанционного обучения.

С учетом выявленных противоречий, условий и поставленных задач, автором разработана концепция системы профессиональной подготовки преподавателя высшей школы к осуществлению дистанционного обучения. На основе системно-деятельностного подхода к проектированию построены общая сетевая блочно-модульная система профессиональной подготовки преподавателя высшей школы и ее основные подсистемы: внутренней и внешней мотивации, целей как результатов профессиональной компетентности, субъектов профессиональной подготовки, иерархическая блочномодульная подсистема содержания профессиональной подготовки, современных технологий обучения (формы, методы и средства, включая современные дистанционные технологии обучения), контрольно-оценочная подсистема, а также подсистема институциональных форм и трансформации профессиональной компетентности.

Концепция системы профессиональной подготовки преподавателя высшей школы к осуществлению дистанционного обучения базируется на следующих основополагающих идеях.

1. Основные принципы, на которых построена общая сетевая блочно-модульная

система профессиональной подготовки преподавателя высшей школы:

— системность;

— деятельность в процессе профессиональной подготовки;

— непрерывность профессиональной подготовки;

— модульность как самой системы профессиональной подготовки, так и подсистем в нее входящих;

— распределение организации профессиональной подготовки во времени и пространстве (с использованием дистанционных технологий обучения);

— корпоративность в процессе профессиональной подготовки (обучение в мультипрофессиональных командах) с учетом индивидуальных особенностей всех категорий лиц из подсистемы субъектов профессиональной подготовки (то есть лиц с различными уровнями информационно-коммуникационной компетентности);

— обеспечение оптимальной реализации интересов преподавателя.

2. Основные условия построения системы профессиональной подготовки преподавателя высшей школы:

— реализация новых требований государства и общества к профессиональной деятельности преподавателя высшей школы в соответствии с программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р) в отношении модернизации образования;

— подготовка преподавателя вуза в системе дополнительного образования, в частности с использованием дистанционных технологий обучения;

— формирование профессиональной компетентности преподавателя высшей школы в области дистанционного обучения, отражающей концептуальное осмысление природы его инновационной деятельности, ориентированной на предметную деятельность и требующей от преподавателя постоянной саморазвивающейся активности в этой области, является основной целью в системе профессиональной подготовки преподавателя;

— выявление профессиональных задач для различных педагогических ситуаций;

— учет профессиональной специфики контингента обучающихся при выборе когнитивных стратегий обучения и самообразования преподавателя высшей школы;

— использование совокупности современных технологий обучения (методов, форм и средств, в том числе дистанционных), наиболее адекватно отражающих специфику профессиональной деятельности преподавателя высшей школы;

— использование системного подхода, ориентированного на разработку соответствующей модели, выполняющей функции метода модернизации, включенного в постоянный процесс реформирования системы профессиональной подготовки преподавателя высшей школы;

— обучение новейшим дистанционным и информационно-телекоммуникационным технологиям преподавателей высшей школы.

3. Профессиональная подготовка преподавателя высшей школы в рамках системы дополнительного образования, рассматривается в качестве подсистемы общей системы непрерывного профессионального образования, функционирование которой обусловлено изменениями в задачах, содержании и характере профессиональной подготовки преподавателя высшей школы, связанными с реформированием образования в России; несоответствием подготовки преподавателей высшей школы потребностям общества в новом качестве предоставления образовательных услуг на уровне высшего образования; инновационным развитием образования, трансформацией профессиональных функций преподавателя высшей школы, интенсификацией труда и т. д.

4. Приоритетной целью профессиональной подготовки преподавателя высшей школы является формирование и развитие профессиональной компетентности преподавателя, способного обеспечить инновационный образовательный процесс в вузе, в том числе с применением новейших информационно-коммуникационных, дистанционных, мобильных технологий, способного эффективно включить эти технологии и механизмы в современные интерактивные формы вузовского образовательного процесса.

5. Особенности организации профессиональной подготовки преподавателя высшей школы определяются характером профессиональной деятельности преподавателя вуза, а именно: включенностью профессиональной подготовки в профессиональную деятельность; ответственностью за качество образования студента как субъекта педагогического процесса; решением учебных задач в контексте реальной профессиональной деятельности; групповым способом профессиональной деятельности при условии личной ответственности за качество обучения каждого студента, единой системой ценностей и установок, необходимостью следовать принципам педагогической этики.

6. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы имеет свою специфику, которая обусловлена готовностью к самостоятельной и ответственной профессиональной деятельности, решению конкретных профессиональных задач согласно требованиям ФГОС ВПО, выполнению своих должностных обязанностей, в условиях взаимодействия с коллегами, в том числе с использованием высокотехнологичной информационной образовательной среды.

7. Системообразующим фактором, определяющим содержание профессиональных компетентностей, содержание образовательных программ профессиональной подготовки преподавателя высшей школы, а также совместную деятельность субъектов профессиональной подготовки по достижению определенных целей на каждом этапе учебного процесса, является совокупность профессиональных задач и ситуаций преподавателя-предметника, выявленная в соответствии с преподаваемым блоком дисциплин (филологические, математические, технические и т. д.) .

8. Технологии обучения (методы, формы и средства, в том числе дистанционные технологии) в процессе профессиональной подготовки преподавателей высшей школы включают и модульную технологию, методику «малых групп и групповой динамики», метод конкретных ситуаций, метод сценариев, метод семантических карт, методы дискуссий, алгоритмические методы, моделирование учебного содержания на основе теории графов, информационно-коммуникационные технологии, дистанционные технологии (разнообразные платформы дистанционного обучения, отдельные элементы дистанционных технологий: форум, чат, глоссарий, дистанционная лекция, дистанционный семинар, ведение протокола занятий средствами блога или твиттера), системы видеоконференцсвязи, мобильные технологии.

Литература

1. Основы открытого образования. Т. 1 / Отв. ред. В. И. Солдаткин. Российский государственный институт открытого образования. М.: НИИЦ РАО, 2002. 676 с.

2. Костиков А. Н. Модель профессиональной подготовки преподавателя высшей школы в системе дистанционного обучения // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2008. № 9 (48). Естественные и точные науки.

3. Матушанский Г У. Система непрерывного профессионального образования преподавателя высшей школы: дис. ... доктора пед. наук. Калуга, 2003. 466 с.

4. Закотнова П. В. Подготовка преподавателей вуза к деятельности в системе дистанционного обучения: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2004. 211 с.

5. Костиков А. Н. Информационное общество и проблема профессиональной подготовки преподавателя вуза // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2009. № 87. Общественные и гуманитарные науки.

Статья поступила в редакцию 16 июня 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.