Научная статья на тему 'Концепция системы оценки качества образования Челябинской области как механизм формирования регионального сегмента общероссийской системы оценки качества образования'

Концепция системы оценки качества образования Челябинской области как механизм формирования регионального сегмента общероссийской системы оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ СИ-СТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬ-НОМ УРОВНЕ / ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБ-РАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ / МОНИТОРИНГ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барабас Андрей Александрович, Тюрина Елена Александровна

Обновление требований и подходов к си-стеме оценки качества образования на феде-ральном уровне, принятие новой редакции «Закона об образовании в Челябинской обла-сти», накопленный инновационный опыт государственно-общественного управления качеством образования на региональном уровне [4], новые запросы потребителей ре-зультатов РСОКО стали основой совершен-ствования Концепции региональной си-стемы оценки качества образования Челя-бинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барабас Андрей Александрович, Тюрина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция системы оценки качества образования Челябинской области как механизм формирования регионального сегмента общероссийской системы оценки качества образования»

ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИИ В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.014

КОНЦЕЦПИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕГМЕНТА ОБЩЕРОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

А.А. Барабас, Е.А. Тюрина

Представлена Концепция региональной системы оценки качества образования. Показаны актуальность ее совершенствования в условиях изменяющегося законодательства, цель и задачи. Описаны подходы к формированию содержания, обеспечивающие востребованность результатов оценочных мероприятий. Дана характеристика процедур оценки качества образования. Обоснованы варианты управленческих решений на основе анализа исследований качества образования. Показаны варианты управленческих решений по результатам оценки качества образования.

Ключевые слова: общероссийская система оценки качества образования, региональная система оценки качества образования, Концепция региональной системы оценки качества образования, механизмы оценки качества образования на региональном уровне, процедуры оценки качества образования на региональном уровне, мониторинг системы оценки качества образования на региональном уровне, востребованность системы оценки качества образования, управленческие решения.

В условиях современных требований к управлению качеством образования как никогда важна интегрирующая роль региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО) в обеспечении эффективного управления качеством образования всей образовательной системы области.

Современная региональная система оценки качества образования должна стать составляющей востребованной общероссийской системы оценки качества образования.

Такая система должна обеспечивать комплексный подход к анализу процессов и результатов функционирования областной образовательной системы в условиях высокой объективности и обоснованности выводов о качестве образования [2].

Обновление требований и подходов к системе оценки качества образования на федеральном уровне, принятие новой редакции «Закона об образовании в Челябинской области», накопленный инновационный опыт государственно-общественного управления качеством образования на региональном уровне [4], новые запросы потребителей результатов РСОКО стали основой совершенствования Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области.

В этой связи Министерством образования и науки Челябинской области была поставлена задача разработки новой редакции Концепции региональной системы оценки качества образования (далее - Концепции). Результатом проделанной работы стали материалы Концепции, которая была принята по результатам обсуждения на заседании Коллегии Министерства образования и науки Челябинской области, а также профессионально-общественного обсуждения педагогическим сообществом области [3].

Концепция определяет: методологические основания совершенствования региональной системы оценки качества образования, включая понятийный аппарат и принципы; цель и задачи РСОКО, ее объекты и содержание.

Концепция включает также описание используемых в образовательной системе Челябинской области механизмов и процедур

оценки качества образования, организационную структуру управления РСОКО. В Концепции сформулированы ожидаемые результаты реализации РСОКО и направления управленческих решений по результатам мероприятий РСОКО на всех уровнях принятия решений.

Методология региональной системы оценки качества образования Челябинской области, определенная Концепцией, представляет собой неразрывное единство нормативного, системного и деятельностного подходов [3].

Построение региональной системы оценки качества образования Челябинской области на основе нормативного подхода обеспечивает отражение в ее функционировании полномочий Министерства образования и науки Челябинской области в части обеспечения оценки качества образования, а также определяет вертикаль исполнения таких полномочий на всех уровнях управления образовательной системой региона.

Формальными основаниями выделения таких полномочий стали нормативные документы федерального уровня [2,1].

Концепция отражает также иные полномочия региона, закрепленные в практике функционирования РСОКО в Челябинской области.

Например, это полномочия в части: проектирования и проведения измерений; интерпретации результатов оценивания; распространения информации о результатах оценивания; оценки эффективности управленческих решений; подготовки кадров в области оценки качества образования; экспертизы и сертификации измерителей, процедур системы оценки качества образования; создания сервисов для потребителей и др.

Построение региональной системы оценки качества образования Челябинской области в соответствии с полномочиями регионального органа управления образованием обеспечивает ее применимость ко всей вертикали управления образовательной системой Челябинской области, а также обеспечивает встраивание РСОКО в общероссийскую систему оценки качества образования.

Использование в качестве методологичес-

кого основания региональной системы оценки качества образования Челябинской области системного подхода нашло свое отражение в формировании совокупности компонентов РСОКО, выявления их взаимосвязи между собой, а также - в определении места РСОКО в других системах оценки качества образования (федеральной, муниципальных, институциональных).

Деятельностный подход позволил представить процесс совершенствования РСОКО в динамике и подчеркнуть этапность использования механизмов и процедур оценки качества образования, достижения ожидаемых результатов реализации РСОКО.

В целом, методология РСОКО, определенная Концепцией, позволила отобрать понятийный аппарат, необходимый с точки зрения совершенствования системы оценки качества образования Челябинской области и представленный ключевыми понятиями, определенными Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», [1] или сформулированными научным педагогическим сообществом Челябинской области. К группе последних относятся, например, понятия, определенные впервые разработчиками Концепции:

- механизмы оценки качества образования на региональном уровне;

- процедуры оценки качества образования на региональном уровне;

- система оценки качества образования на региональном уровне;

- мониторинг системы оценки качества образования на региональном уровне [5].

Методологические основания построения и функционирования региональной системы оценки качества образования Челябинской области, сформулированные в Концепции, позволили уточнить цель и задачи РСОКО применительно к современному этапу развития системы российского образования.

Основная стратегическая цель региональной системы оценки качества образования Челябинской области - получение и распространение достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества дошкольного, общего, дополнительного и

среднего профессионального образования; в том числе о причинах, влияющих на его уровень, для формирования востребованной информационной основы принятия эффективных управленческих решений в контексте вертикали управления системой образования Челябинской области.

Достижение стратегической цели РСОКО пролонгировано во времени, а потому требует осуществления в несколько этапов, соотносимых с этапами реализации мероприятий ФЦПРО на 2016-2020 г.г.

На первом (подготовительно-деятель-ностном) этапе совершенствования РСОКО в Челябинской области в ходе решения комплекса задач в 2016-2017 г.г. будет происходить обновление и корректировка действующей системы оценки качества образования с учетом произошедших изменений федерального и регионального законодательства в сфере оценки качества, накопленного опыта государственно-общественного управления качеством образования на региональном уровне, новых запросов потребителей результатов РСОКО.

На втором (продуктивно-результативном) этапе совершенствования РСОКО в Челябинской области в 2018-2020 г.г. будет: сформирована востребованная система оценки качества образования, обеспечивающая эффективное управление качеством образования в региональной, муниципальных и институциональных образовательных системах Челябинской области.

Логика решения задач, определенная Концепцией, предполагает последовательное решение задач в рамках каждого этапа, а также развитие каждой задачи от первого этапа ко второму, что обеспечивает последовательное и системное достижение цели РСОКО.

Объектами региональной системы оценки качества образования в соответствии с компонентами качества образования, нормативно определенными Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» выступают:

- образовательные программы;

- условия реализации образовательных программ;

- планируемые результаты освоения обучающимися образовательных программ[1].

При этом данная совокупность объектов РСОКО рассматривается и конкретизируется по уровням образования, оценка качества которых относится к полномочиям Министерства образования и науки Челябинской области:

- общее образование, включая дошкольное;

- дополнительное образование;

- среднее профессиональное образование.

Содержание РСОКО по каждому объекту определяется федеральными государственными образовательными стандартами соответствующего уровня образования. Федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности отдельных образовательных организаций, муниципальных образовательных систем, региональной системы образования в целом, а также подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности [1].

Предлагаемый нормативный подход к формированию содержания РСОКО обеспечивает:

1) единство системы оценки качества образования на всех уровнях системы образования области (общее, дополнительное, среднее профессиональное), сопоставимость полученных результатов;

2) преемственность подсистем оценки качества образования на различных уровнях управления системой образования (региональный, муниципальный, институциональный);

3) единство и вариативность содержания, механизмов и процедур оценки качества образования объектов РСОКО с учетом особенностей требований к качеству образования соответствующего уровня образования;

4) сравнимость и востребованность результатов РСОКО на разных уровнях принятия управленческих решений.

Региональная система оценки качества образования в соответствии с Концепцией включает также описание используемых в образовательной системе Челябинской обла-

сти механизмов и процедур оценки качества образования [6]. На этапах совершенствования РСОКО Концепцией выделяются универсальные для всех объектов механизмы оценки качества образования, а также процедуры оценки качества образования, применяемые или потенциально применяемые в системах дошкольного, общего, дополнительного и среднего профессионального образования.

В рамках Концепции впервые предпринята попытка представления и описания специфических для каждого объекта механизмов и процедур оценки качества образования, уже применяемых, а также потенциальных, необходимых для обеспечения цели и задач РСОКО.

Новым компонентом региональной системы оценки качества образования в соответствии с Концепцией является организационная структура управления РСОКО, сформированная в соответствии с полномочиями Министерства образования и науки Челябинской области в части управления качеством образования.

Концепцией определено, что комплексное (в рамках каждого этапа) и последовательное (от первого этапа ко второму) решение задач позволит обеспечить достижение ожидаемых результатов реализации РСОКО.

В результате первого этапа к концу 2017 года региональная система оценки качества образования Челябинской области будет:

- приведена в соответствие с изменившимся требованиями федерального и регионального законодательства в сфере оценки качества образования (в части содержания, механизмов и процедур оценки качества образования);

- учитывать экономические, общественно-политические и социокультурные особенности региона Челябинской области;

- готова применять инновационные процедуры оценки качества образования;

- готова привлекать экспертное сообщество к участию в различных формах оценки качества образования;

- готова применять эффективные средства информационного, методического и технического сопровождения механизмов и

процедур оценки качества образования;

- готова информировать потребителей результатов РСОКО о состоянии и тенденциях качества образования в образовательной системе Челябинской области.

В целом, к концу 2017 года будут созданы условия, обеспечивающие востребованность РСОКО при принятии управленческих решений в части качества образования на всех уровнях управления системой образования Челябинской области, а также для негосударственных потребителей результатов РСОКО.

В результате второго этапа к концу 2020 года региональная система оценки качества образования Челябинской области будет эффективно функционировать как часть общероссийской востребованной системы оценки качества образования, основанной на принципах профессионально-общественного участия.

В результате совершенствования, РСОКО сможет выступать действенным механизмом управления качеством образования на региональном уровне.

Управленческими решениями по результатам региональной системы оценки качества образования могут, например, выступать:

на уровне Министерства образования и науки Челябинской области:

- оценка по итогам РСОКО результативности и эффективности функционирования региональной системы образования в целом, отдельных ее объектов и структурных компонентов;

- определение (расширение) полномочий органов управления общественной природы в сфере оценки качества образования;

- оценка результативности и эффективности деятельности муниципальных образовательных систем (руководителей МОУО) на основе результатов РСОКО;

- совершенствование РСОКО в части применения эффективных механизмов и процедур оценки качества образования;

- концептуализация и распространение передового опыта реализации РСОКО на уровне муниципалитетов, образовательных организаций;

- внесение изменений в региональные целевые программы по результатам мероприятий оценки качества образования;

- повышение квалификации педагогических работников системы образования по итогам анализа результатов проведённых оценочных процедур;

- активизация участия в инновационных проектах, направленных на обеспечение качества образования;

- выстраивание единой вертикали систем оценки качества образования (региональной, муниципальных, институциональных).

На уровне органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования решениями по результатам реализации мероприятий РСОКО могут выступать:

- формирование (совершенствование) муниципальной системы оценки качества образования (далее - МСОКО) на основе РСОКО с учетом специфики территории и запросов потребителей результатов оценки качества;

- оценка результативности и эффективности муниципальной системы образования в целом, отдельных ее объектов и структурных компонентов на основе результатов МСОКО;

- привлечение общественности к процедурам оценки качества образования на уровне муниципалитета;

- оценка результативности и эффективности деятельности образовательных систем (руководителей образовательных организаций) в сфере оценки качества образования; внесение изменений в программы развития муниципальных систем образования по результатам мероприятий оценки качества образования;

- создание условий применения передового опыта реализации МСОКО в образовательных организациях.

На уровне образовательных организаций результаты РСОКО будут служить основаниями:

- совершенствования внутренних систем оценки качества образования (далее -ВСОКО) в соответствии с региональной и муниципальной системами оценки качества образования, а также с учетом специфики

образовательной организации;

- совершенствования локальной нормативной базы, обеспечивающей ВСОКО;

- управления качеством образования образовательной организации на основе результатов ВСОКО;

- разработки Программ развития образовательных организаций на основе результатов ВСОКО;

- привлечения родительской общественности, социальных партнеров к формированию и функционированию ВСОКО.

Концепция совершенствования РСОКО, таким образом, может и должна сыграть интегрирующую роль в обеспечении эффективного управления качеством образования всей образовательной системы области в современных условиях и стать действенным механизмом формирования регионального сегмента системы общероссийской системы оценки качества образования и образовательных результатов.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг.».

3. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.11.2016 г. № 03/961 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области»

4. Государственно-общественное управление качеством общего образования: специфика осуществления на различных уровнях принятия решений: монография / М. И. Со-лодкова, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова и др.; науч. Ред. Д-р пед. наук В. Н. Кеспиков. Челябинск: ЧИППКРО, 2015. - 300 с.

5. Модели государственно-общественного управления образованием: сборник научно-методических материалов / В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов и др. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014.

6. Мониторинговые исследования качества образования в образовательной системе Челябинской области в 2015/2016 учебном

году: сборник материалов по итогам исследований / сост. М. Ю. Школьникова, О. А. Черепанова, Е. А. Букачёва, Н.А. Павлова, Л.Е. Кузнецова, Е. А. Смелкова, О.В. Дом-нич. - Челябинск: РЦОКИО, 2016. - 100 с.

References

1. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 03.02.2014) «Ob obrazovanii v Ros-sijskoj Federacii».

2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23.05.2015g. № 497 «O Feder-al'noj celevoj programme razvitiya obra-zovaniya na 2016-2020 gg.».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoj oblasti ot 14.11.2016 g. № 03/961 «Ob utverzhdenii Koncepcii regional'noj sistemy ocenki kachestva obrazovaniya Chelya-binskoj oblasti».

4. Gosudarstvenno-obshchestvennoe uprav-lenie kachestvom obshchego obrazovaniya: specifika osushchestvleniya na razlichnyh urov-nyah prinyatiya reshenij: monografiya / M. I. Solodkova, D. F. Il'yasov, YU. YU. Baranova i dr.; nauch. Red. D-r ped. nauk V. N. Kespikov. Chelyabinsk: CHIPPKRO, 2015. - 300 s.

5. Modeli gosudarstvenno-obshchestvennogo upravleniya obrazovaniem: sbornik nauchno-metodicheskih materialov / V.N.Kespikov, M.I. Solodkova, D.F.Il'yasov i dr. - CHelyabinsk: CHIPPKRO, 2014.

6. Monitoringovye issledovaniya kachestva obrazovaniya v obrazovatel'noj sisteme

CHelyabinskoj oblasti v 2015/2016uchebnom godu: sbornik materialov po itogam issledovanij / sost. M. YU. SHkol'nikova, O. A. CHerepanova, E. A. Bukachyova, N.A. Pavlova, L.E. Kuznecova, E. A. Smelkova, O.V. Domnich. - CHelyabinsk: RCOKIO, 2016. -100 s.

Сведения об авторах Барабас Андрей Александрович - Почетный работник общего образования РФ, Член учебно-методического объединения по общему образованию Челябинской области, директор ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Тюрина Елена Александровна - начальник управления начального, основного и среднего общего образования Министерства образования и науки Челябинской области, г. Челябинск

Information about authors Barabas A.A. - Honourable worker of the general education of the Russian Federation, Member of the educational and methodological Association for General education of the Chelyabinsk region, Director, Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

Tyurina E.A. - Head of primary, basic and secondary General education, Ministry of education and science of the Chelyabinsk region, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.