Научная статья на тему 'Концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области'

Концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION QUALITY / EDUCATION QUALITY APPRECIATION / REGIONAL SYSTEM / REGIONAL SYSTEM OF EDUCATION QUALITY APPRECIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калугина Т. Г., Абрамова Т. В., Корнещук Н. Г., Рубин Г. Ш.

В статье представлен проект региональной системы оценки качества образования в образовательных учреждениях Челябинской области, разработанный специалистами областного министерства образования и науки и профессорско-преподавательским составом южноуральских вузов на базе Магнитогорского государственного университета. Концепция включает описание: методологических подходов к ее построению; организационной структуры и информационно-технологического обеспечения системы оценки качества образования; инструментов оценивания; нормативно-правовой базы функционирования рассматриваемой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калугина Т. Г., Абрамова Т. В., Корнещук Н. Г., Рубин Г. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTION OF THE REGIONAL SYSTEM OF THE CHELYABINSK REGION EDUCATION QUALITY APPRECIATION

In the article the project of the regional system of education quality appreciation in the educational establishments of the Chelyabinsk region is represented, this project was worked out by specialists of the Regional Ministry of Education and Science and professors and teachers of the South Ural High Education Establishments on the base of the Magnitogorsk State University. The conception concludes the description of: • ·methodological approaches to the conception building; • ·organization structure and informational and technological providing of education quality system appreciation; • ·appreciation instruments; • normatively-legal base of considerated system function.

Текст научной работы на тему «Концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области»

УДК 370

Калугина Т.Г., 1-й зам. министра образования и науки Челябинской области, E-mail: Rp1967@mail.ru Абрамова Т.В., начальник управления МОиН Челябинской области, E-mail: Rp1967@mail.ru Корнещук Н.Г., проф. МаГУ, г. Магнитогорск, E-mail: Rp1967@mail.ru Рубин Г.Ш., доц. МаГУ, г. Магнитогорск, E-mail: Rp1967@mail.ru

КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье представлен проект региональной системы оценки качества образования в образовательных учреждениях Челябинской области, разработанный специалистами областного министерства образования и науки и профессорско-преподава-тельским составом южноуральских вузов на базе Магнитогорского государственного университета.

Концепция включает описание:

- методологических подходов к ее построению; - организационной структуры и информационно-технологического обеспечения системы оценки качества образования; - инструментов оценивания; - нормативно-правовой базы функционирования рассматриваемой системы.

Ключевые слова: качество образования, оценка качества образования, региональная система оценки качества образования.

Экономическое и духовное развитие страны в значительной степени определяется качеством общего и профессионального образования. Качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором в мире. В связи с этим, в рамках приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных Правительством Российской Федерации, предусмотрено создание моделей организации контроля качества образования и формирование нормативной базы для общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО).

Под общероссийской системой оценки качества образования понимается совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.

В рамках формирования ОСОКО предполагается обобщить опыт регионов и муниципалитетов и разработать на этой основе типовые модели организации оценки качества деятельности территориальных образовательных систем, так называемых региональных систем оценки качества образования (РСОКО).

Построение РСОКО требует разработки следующего комплекса вопросов:

- определение методологических подходов к построению РСОКО;

- описание ее организационной структуры и информационно-технологического обеспечения;

- разработка инструментов оценивания;

- создание нормативно-правовой базы функционирования РСОКО.

1. Методологические подходы к построению РСОКО.

1.1. Методологические основы РСОКО определяются базовыми положениями Закона «Об образовании».

Действующим Законом «Об образовании» определены цели и задачи различных уровней систем образования.

Выделяются следующие уровни: дошкольное; начальное, основное, полное общее образование; начальное и среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества.

Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно (Закон РФ «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования).

Доттткольное образование.

Основой дошкольного образования является семья. Ро-

дители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому (Закон «Об образовании». Статья 18. Дошкольное образование).

Общее образование.

Общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования.

Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности. Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования (Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»).

Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

Профессиональная подготовка.

Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образо-

вательного уров-ня обучающегося (Закон «Об образовании». Статья 21).

Начальное профессиональное образование.

Начальное профессиональное образование имеет целью осуществлять подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования (Закон «Об образовании». Статья 22 (в ред. Федерального Закона от 18.07.2005 № 92-ФЗ).

Среднее профессиональное образование.

Среднее профессиональное образование имеет целью проводить подготовку спе-циалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования (Закон «Об образовании». Статья 23).

Высшее профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование имеет целью осуществлять подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования (Закон «Об образовании». Статья 24).

При построении РСОКО образовательная система рассматривается как непрерывная система, состоящая из генетически связанных уровней. Эффективное и оперативное управление всей системой требует оценки как конечного результата, так и отдельных результатов образовательного процесса на всех уровнях. Поэтому оценивание строится отдельно для каждого из уровней системы образования.

1.2. Функциональная реализация интересов.

Под оцениванием понимается сложная процедура соотнесения свойств объектов образовательных систем с принятым критерием, образцом или нормой. При этом процедура оценивания состоит из двух этапов: измерение свойств объекта и собственно самого оценивания измеренных свойств. Результатом оценивания является количественная характеристика качества объектов образовательных систем - оценка качества.

Процедура оценивания предполагает определение субъекта оценки (лица (или группы лиц), приписывающие ценность некоторому объекту); предмета оценки (объекта, которому приписывается ценность, или объекты, ценности которых сопоставляются); характера оценки (абсолютная и сравнительная); основания оценки (то, с точки зрения чего производится оценивание).

Мы различаем следующие объекты оценивания в образовательных системах:

- региональная система образования;

- муниципальная образовательная система;

- образовательное учреждение;

- учащийся (воспитанник, обучающийся, студент).

Определим ценностные предпочтения субъектов оценивания.

Внешняя оценка качества объектов образовательной системы осуществляется через призму предпочтения субъектов оценивания.

Под субъектами оценивания мы понимаем те заинтересованные в качестве образования стороны, которые вовлекаются в систему обеспечения качества как эксперты, высказывающие свое мнение о различных аспектах образовательного учреждения на этапе оценивания. Субъекты оценивания, заинтересованные в использовании объективной и достоверной информации о качестве образовательных услуг, представляют основные группы потребителей результатов системы образования.

Мы предлагаем выделить четыре субъекта, чьи оценки образования социально значимы и требуют учета в практике развития образовательной системы.

1. Государство. Система образования формируется на основе потребностей общества, выразителем интересов которого является государство в лице исполнительных органов

(министерство, служба, агентство и пр.). Общество, как целостный субъект, заинтересовано в поддержании общеобразовательного уровня своих граждан, обеспечивающего потенциал подготовки кадров по определённому, актуальному на данный период спектру профессий и специальностей, а также в сознательном участии граждан в жизни общества. То есть интересы государства здесь понимаются в связи с его ответственностью за реализацию конституционных прав граждан, за социальную стабильность и конкурентоспособность российской экономики, а также в связи с тем, что оно является крупнейшим работодателем. Например, в разные периоды экономического и социального развития нашей страны приоритетом пользовались разные формы и ступени образования. В разные периоды ликбезы и рабфаки - когда готовились кадры нового поколения для социалистической экономики, приоритет начального и среднего профессионального образование - в военные и послевоенные годы, когда страна испытывала высокую потребность в квалифицированных рабочих, развитие технических вузов - в период интенсивного развития промышленности и т.д.

2. Собственно сама система образования. Эта система также формирует свои критерии, требования к собственному развитию. Они основываются на специфических знаниях профессионалов образовательной сферы: методистов, психологов, предметников, администраторов и пр. Разумеется, эти критерии формируются в связи с общественными интересами, но в то же время носят специфический характер и потому могут рассматриваться как предмет отдельного изучения.

3. Учащийся и родители как выразители его интересов. С развитием рыночных отношений, в том числе и в сфере образования, самостоятельным субъектом оценивания системы образования выступает учащийся или же его родители как выразители его интересов. Учащийся имеет право выбора учебного заведения с учётом его профиля, условий обучения, имеет возможность через рыночные отношения влиять на формирование образовательной системы. Внешние изменения, которые происходят с учащимся при прохождении образовательной программы, могут быть выражены и измерены в категории приобретенного человеческого капитала. Это условная количественная величина, определяемая доходом, который обучаемый получит, в следствие имеющегося образования. Эта величина зависит как от навыков, знаний и способностей данного индивида, так и от сложившихся уровней оплаты труда в различных отраслях экономики. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защи-щать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением (Закон «Об образовании». Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)).

4. Общественные структуры. Они выражают интересы работодателей, предприятий, организаций и учреждений социальной, культурной сферы и т.д. Этим элементам государственно-общественного управления системой образования отводится большая роль в программе реформ системы образования вплоть до распределения финансовых средств и материальных ресурсов.

В практических целях целесообразно остановится на трех субъектах оценивания: 1) государство, 2) личность в лице семьи и общественных объединений, выражающих интересы семьи, 3) ассоциации и объединения профессиональной организации, выражающие интересы работодателей.

Сформулированные концептуальные подходы позволяют определить отношение субъектов к системе РСОКО.

Потребность субъектов оценивания в данных о различных компонентах системы образования определяется их взаимоотношением с этой системой, внутренним или внешним положением к этой системе, отношением потребления услуг и результатов деятельности. Для этого необходимо определить взаимоотношение трех различных субъектов оценки с системой образования.

С этой целью систему образования следует рассматри-

вать как операционную систему, целью которой является подготовка личности как полноценного субъекта социальной системы, и квалифицированного специалиста, удовлетворяющего потребностям экономики и способным в силу своей квалификации удовлетворить личные материальные и социальные потребности.

Личность - это основной потребитель услуг системы образования и этим определяется особенность его информационных потребностей о системе. В то же самое вре-мя личность является основным объектом деятельности системы образования. Однако, учащийся в ситу неполной социальной зрелости не всегда самостоятельно может выражать и защищать свои интересы. Эти функции выполняет семья и общественные институты как инструмент наиболее оперативного выражения интересов семьи и личности. Таким образом, эти две составляющие (личность (семья), общественные институты) по отношению к системе образования выступает как единый субъект оценки.

Конечным результатом деятельности системы образования, в котором концентрируются и объединяются интересы всех трех субъектов оценки (государство, личность (семья), общественные структуры) является профессионально подготовленная, социально интегрированная личность.

Однако, это понятие, будучи разносторонним, специфически воспринимается каждым субъектом оценки.

Так, например, понятие «высококвалифицированный специалист» государство понимает как личность, прошедшую определенные процедуры аттестации. Работодатель, не ограничиваясь наличием документов об образовании, будет оценивать специалиста по эффективности его трудовой деятельности, гораздо более многосторонней, чем детерминированные квалификационные требования. Личность, скорее всего, вкладывает в это понятие востребованность на рынке труда, которая обеспечивается определенными условиями труда и материальным вознаграждением.

В соответствии с этим все эти три субъекта оценки имеют потребность в специфических блоках информации об одном и том же явлении.

На основании определенной выше концепции можно определить объемы и содержание информации об объектах образовательной системы, в которых нуждаются различные субъекты оценки.

Кратко опишем подходы субъектов оценки к системе РСОКО.

Государство:

1) осуществляет контроль за нормативно-правовой основой функционирования РСОКО;

2) управляет опосредованным социальным эффектом.

Личность (семья) оценивает систему образования с точки зрения:

1) подготовленности к трудоустройству и возможности осуществления непрерывного образования;

2) социализации (наличие здоровьесберегающих технологий обучения, нормативность поведения и т.д.);

3) экономического аспекта (соответствие качества образования со стоимостью обучения в сравнении с семейным бюджетом).

Работодатель оценивает систему образования с точки зрения:

1) успешности в практической или профессиональной деятельности;

2) формирования потенциала профессиональных ресурсов в контексте непрерывного образования.

Несмотря на то, что все перечисленные субъекты, в конечном счете, имеют общую цель функционирования образовательной системы, в рамках РСОКО происходит функциональная реализация их интересов.

Результат деятельности образовательной системы определяется двумя обширными группами факторов. Одни из них характеризуют образовательную систему как таковую, а дру-

гие являются внешними по отношению к ним. Последние находятся вне поля параметров, управляемых образовательной системой, хотя существенно влияют на результат ее деятельности. Это совокупность социально-экономических условий, в которых функционирует образовательная система. Объективная оценка деятельности образовательной системы требует учета влияния внешних факторов. Это достигается путем анализа временных рядов, сравнительных характеристик муниципальных образовательных систем.

Объективность оценки достигается, прежде всего, единообразием по времени и месту применения подходов к оцениванию различных объектов.

Единообразие обеспечивается единством показателей оценки, методов их определения и способов агрегирования, выбором базисных значений, т. е. совокупностью методов и нормативов, определяющих технологию оценки. Таким образом, основой обеспечения объективности является технологичность процедуры оценивания.

Таким образом, методологический подход к построению РСОКО определяется следующими положениями:

1) образовательная система рассматривается как непрерывная система, состоящая из генетически связанных уровней; эффективное и оперативное управление всей системой требует оценки как конечного результата, так и отдельных стадий образовательного процесса, поэтому оценивание строится отдельно для каждого из уровней системы образования;

2) осуществление преемственности между уровнями образования;

3) функциональная реализация интересов;

4) дифференцирование оценки с учетом социальноэкономических условий;

5) обеспечение объективности оценки через ее технологичность.

2. Организационная структура РСОКО

Перечисленные выше положения определяют организационную структуру РСОКО.

Внутренняя оценка качества образования осуществляется органами государственной исполнительной власти в лице:

- Министерства образования и науки Челябинской области (МОиН ЧО),

- органа, осуществляющего полномочия по надзору в сфере образования (Служба),

- Регионального центра обработки информации (РЦОИ).

Внешнюю оценку осуществляет независимый от государственных органов уп-равления образованием и самих образовательных учреждений - Южно-Уральский центр мониторинга системы образования (ЮУЦМСО).

Организационная структура представлена на рис.1

Примечание к рис.1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принятые сокращения:

- ЧО - Челябинская область;

МО и Н ЧО - Министерство образования и науки Челябинской области;

- ОУ - образовательное учреждение.

Рк. І Ор>чхюо*кжжх спргяпрі рсжтал*» ахтехы <я*т ьжттз обрикжзаа Ч*п6**сюі обмсш

3. Описание информационно-технологическое обеспечение РСОКО

Рис. 2. Информационно-технологическое обеспечение региональной системы оценки качества образования Челябинской области

Предполагается реорганизация уже существующих структур, которые в той или иной мере работают на основные идеи региональной системы оценки качества образования, по следующим направлениям:

- разграничение полномочий различных организационных структур и координация их деятельности (рис.1).

- упорядочивание информационных потоков: исключение дублирования или повторных запросов в адрес образовательного учреждения; вся информация, собираемая из первичных источников, должна быть доступна для официального использования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;

- объективизация существующих экспертных процедур и технологий, традиционных методов оценки и контроля;

- введение механизмов обязательной общественнопрофессиональной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений;

- осуществление централизованной разработки диагностических средств;

- методическое сопровождение функционирование РСО-КО, в том числе информационно-технологическое;

- научное сопровождение РСОКО;

- разработка и внедрение программ повышения квалификации и переподготовки работников образования в области оценки качества образования.

Информационное обеспечение основывается на основе существующих и разрабатываемых базах данных.

Структура данных по всем уровням образования:

- реестр образовательных учреждений;

- база данных официального статистического наблюдения за дошкольными образовательными учреждениями, об-

щеобразовательными учреждениями, учреждениями начального и среднего профессионального образования;

- база данных материально-технического оснащения образовательных учреждений;

- база данных результатов ЕГЭ;

- база данных результатов новой формы итоговой аттестации выпускников 9-Х классов;

- база данных общеобразовательной подготовки учащихся 4-х классов;

- база данных профессиональных компетенций обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования;

- база данных готовности воспитанников дошкольных образовательных учреждений к обучению в школе;

- база данных по педагогам;

- база данных индивидуальных достижений учащихся (портфолио);

- база данных учебно-методического обеспечения учебного процесса.

Работа с базами данных обеспечивается работой следующих информационных систем:

1) удаленная система сбора образовательной статистики;

2) система интеграции всех баз данных в единую систему;

3) система формирования отчетов;

4) система расчета комплексного показателя качества деятельности дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования;

5) система визуализации аналитической информации с использованием географических систем;

6) ШеЪ-портал Региональной системы оценки качества образования Челябинской области;

7) ШеЪ-сайты ОУ, МОиН ЧО, РЦОИ ЕГЭ, ЮУЦМСО.

Построение РСОКО невозможно без реформирования

региональной системы статического наблюдения за образовательными учреждениями.

Несмотря на серьезный прогресс в решении теоретических и методологических вопросов модернизации информационного обеспечения в сфере образования, его реаль-ное состояние и, в первую очередь, статистика образования не отвечают требованиям как федеральных и региональных органов управления образованием, так и потребностям самих образовательных учреждений.

В настоящее время набор показателей образовательной статистики представляет собой не логически выдержанную содержательную конструкцию, а скорее перечень тех позиций, которые были включены в формы статистической отчетности образовательных учреждений в прошлом и теперь во многом устарели. Именно поэтому сегодняшняя статистика, отличаясь чрезмерным объемом, не охватывает всех современных аспектов развития сферы образования и не позволяет обеспечить расчет многих необходимых индикаторов.

Процесс модернизации статистики образования предполагает концентрацию внимания на процессы, протекающие исключительно внутри системы образования. Од-нако, совершенно очевидно, что для формирования продуктивной стратегии требуется информация о внешних условиях и процессах вне системы образования, анализ взаимодействия и взаимовлияния системы образования и социально-экономической среды.

Информационные технологии в статистике образования не оказали практически никакого влияния на механизмы принятия управленческих решений, поскольку информационные технологии стали поставщиком скорее данных, нежели аналитической информации. Идет наращение технического потенциала системы статистики образования, однако информации для увеличения состава регламентных разрезов на основе «пообъектного» учета нет.

Технологический этап развития системы статистики образования с неизбежностью поставит вопрос о смысле собираемой информации и ее назначении, что приведет к переопределению задач, а затем и переопределению социальных ин-

ститутов, исполняющих эти задачи в сфере управления системой образования.

Таким образом, целесообразно выделить нижеследующие направления модернизации региональной статистики образования.

1. Соблюдение единого методологического подхода к сбору образовательной статистики в образовательных учреждениях всех типов и видов.

2. Формирование системы статистических показателей в сфере образования, адекватных российским и международным статистическим стандартам.

3. При разработке системы показателей и индексов (относительная величина, количественно характеризующая сводную динамику разносоставной совокупности), характеризующих процессы и достижения в образовании, необходимо шире использовать как внутреннюю, так и внешнюю информацию, влияющую на систему образования и личность обучающегося (например, характеризующую доступность, эффективность и качество), на фоне сохранения процедур сбора внутренних данных с помощью информационных технологий.

4. Ликвидация межведомственной разобщенности в процессе сбора, обработки, предоставления и анализа статистической информации.

5. Открытость статистики образования - обеспечение доступа к образовательной информации всех заинтересованных пользователей: общественности, исследователей, управленческих структур и т. д.

6. Использование для анализа статистических данных новой модели управления информационно-статистическим ресурсом, а именно создание географически распределенных (по субъектам Российской Федерации) в централизованном порядке ресурсов для налаживания пообъектного учета в рамках перехода от ОКОНХ к ОКВЭД.

7. Последовательная реализация комплексного подхода к образовательной статистике: учет разнообразных форм, видов и способов ведения образовательной деятельности.

8. Формирование финансового блока статистики образования, где достоверно отражались бы все источники финансирования образовательной и иной деятельности учреждений образования, а значит, и реальное финансовое положение сферы образования.

9. Формирование информационного хранилища для накопления, анализа и использования набора межведомственных данных: демографическая ситуация, тенденции на рынке труда, состояние здоровья населения, заболеваемость детей и подростков, правонарушения и преступность в подростковой среде и т. п.

4. Описание инструментов оценивания

При оценке качества деятельности образовательных систем мы исходим из того, что главным объектом образовательного процесса является учащийся. Следовательно, оценка качества деятельности образовательной системы должна опираться на свой базовый (центральный) элемент - оценку личности обучающегося, которая производится на основе оценки его индивидуальных достижений.

Региональная система оценки качества образования строится иерархически. Нижним (базовым) уровнем этой иерархии является:

- оценка учащегося - в системе среднего общего образования,

- оценка воспитанника в системе дошкольного образования (через оценку готовности воспитанника дошкольного образовательного учреждения к обучению в школе),

- оценку обучающегося / студента в системе начального профессионального образования (НПО), среднего профессионального образования (СПО), высшего профессионального образования (ВПО) через оценку их индивидуальных достижений.

Следующим уровнем этой иерархии является оценка качества деятельности образовательного учреждения, которая базируется не только на оценке индивидуальных достижений, а включает в себя еще и оценку условий, в рамках которых

организуется образовательный процесс (оценка образовательных программ, оценка кадрового состава, оценка материально-технических условий, оценка информационно- коммуникационного ресурса, оценка финансового и управленческого обеспечения).

Интегрирование оценки качества деятельности образовательных учреждений формирует следующий уровень иерархии - оценку качества муниципальной образовательной системы. На этом уровне особенно важен учет социальноэкономических условий конкретной административнотерриториальной единицы (АТЕ).

Схематически методическое обеспечение региональной системы оценки качества образования Челябинской области представлено на рис.З.

Рис. 3. Методическое обеспечение региональной системы оценки качества обраювания

Примечание к рис. 3 Принятые сокращения:

- ОУ - общеобразовательное учреждение;

- ДОУ - дошкольное образовательное учреждение;

- ИКТ - информационно-коммуникационные технологии;

- МТБ - материально-техническая база.

- НПО - начальное профессиональное образование (соответствующее учреждение - УНПО);

- СПО - среднее профессиональное образование (соответствующее учреждение - УСПО);

- ВПО - высшее профессиональное образование (соответствующее учреждение - УВПО);

- АТЕ - административно-территориальная единица.

В зависимости от объекта оценивания различаются шесть видов инструментов оценивания:

1. Инструмент оценивания готовности воспитанников дошкольных образовательных учреждений к обучению в школе (тестовая технология).

2. Инструмент оценивания индивидуальных достижений учащихся образовательных учреждений (технология ЕГЭ, технология новой формы итоговой аттестации выпускников 9-х классов, тестовая технология оценки общеобразовательных достижений учащихся 3-х классов).

3. Инструмент оценивания качества деятельности образовательных учреждений (аттестационные, аккредитационные

технологии, технология комплексной оценки качества деятельности образовательного учреждения).

4. Инструмент оценивания профессиональных компетенций выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования (независимая сертификация профессиональных компетенций в ресурсных центрах).

5. Инструмент оценивания качества функционирования муниципальной образовательной системы.

6. Инструмент оценивания образовательных программ - анализ их поэлементного соответствия государственным образовательным стандартам в аттестационных и аккредитационных технологиях.

Основным инструментом оценивания является метод комплексной количественной оценки, основывающийся на квалиметрии [1; 2; 3]. Он включает в себя нижеследующие этапы.

1. Разработка номенклатуры показателей качества, учитывающая принттипы:

- соответствия ведущим целям российского образования;

- соответствия современным исследованиям в области педагогики, психологии, социологии, квалиметрии, логики оценок, теории математической статистики и др. наук;

- принятие за исходное положение, что качество - это особое свойство объекта, которое описывается иерархической структурой показателей;

- детализация групповых показателей до единичных (элементарных) показателей, т.е. измеряемых.

2. Определение характеристик показателей качества, входящих в номенклатуру показателей:

- определение статуса показателей - доминирующий, компенсируемый (все показатели, входящие в номенклатуру, статусно делятся на доминирующие и компенсируемые; смысл статуса показателя: низкое значение доминирующего показателя не может быть перекрыто сколь угодно большим значением компенсируемого показателя и, если имеются два объекта с одинаковым значением доминирующего показателя, то лучшим / худшим будет считаться тот объект, у которого большее / меньшее значение компенсируемого показателя);

- определение весовых коэффициентов показателей (показатели одного статуса несут разный вклад в общую оценку объекта, поэтому мы их различаем по весовым коэффициентам.

3. Разработка системы оценки показателей, входятттих в номенклатуру:

- единичные показатели рассчитываются по формам относительных статистических величин. При этом используются следующие виды относительных величин:

- относительная величина структуры - характеризует долю отдельных частей в общем объеме совокупности и выражаются в долях единицы или процентах;

- относительная величина интенсивности - представляет собой результат сопоставления разноименных статистических показателей, характеризует распределение явления в определенной среде (насыщенность каким-либо явлением);

- все оценки делятся на 3 категории: возрастающие, убывающие, локальные. Оценки первых двух категорий возрастают или убывают, соответственно, с ростом показателя, а локальные оценки достигают наивысшего значения, когда показатель принимает некоторое оптимальное значение и убывает по мере удаления от него.

Примером возрастающего показателя может быть, на-

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пример, количество выпускников школы, поступивших в вуз, убывающего показателя - количество правонарушений, локального - оснащение образовательного учреждения техническими средствами обучения.

Все единичные показатели получают численные оценки из интервала от 0 до 1. Метод определения конкретных значений оценок проиллюстрируем на примере возрастающих оценок.

Оценка минимального (наихудшего) значения показателя РШт равна 0. При изменении показателя от Рт;п до некоторого значения Р! (принцип его определения изложен ниже) его оценка растет с небольшой скоростью до уровня 0, 2. То есть изменение показателя в интервале от Рт;п до Р! не дает существенного повышения качества.

Изменение показателя от Р! до Р2 (Р2 определяется по тому же принципу, что и Р1) влечет активный рост качества. При этом оценка показателя изменяется от 0, 2 до 0, 8 со скоростью, большей, чем в интервале от Рт;п до Р!. Дальнейшее увеличение показателя до уровня Ртах влечет повышение оценки до 1, но с меньшей скоростью, чем на предыдущем интервале.

Для убывающих показателей график изменения оценки строится зеркально по тому же принципу, что и для возрастающих.

Выбор конкретных значений Рь Рт;п, Р2, Ртах для единичных показателей производится экспертным путем.

Свертка единичных оценок в комплексную оценку производится по уровням но-менклатуры показателей качества образовательного учреждения, начиная с самого низшего уровня, на котором расположены единичные показатели. При этом доминирующие и компенсируемые показатели в пределах одной группы сворачиваются по раз-ным формулам с учетом весовых коэффициентов.

5. Описание нормативно-правовой базы функционирования РСОКО

Для формирования нормативно-правовая база РСОКО необходимо определить правовой статус:

- органа исполнительной власти РФ, осуществляющего полномочия по надзору в сфере образования (отдельная структура, отдельное учреждение, управление / отдел в министерстве образования). При этом должно учитываться следующее. Первая модель: преимущества - независимость положения контрольного органа от предмета контроля и в силу этого высокая эффективность осуществления надзорных функций, недостаток - сложность формирования нового коллектива, высокие финансовые и материальные затраты на создание такой структуры. Вторая модель: преимущества - высокая координация с органами исполнительной власти субъекта федерации, однако сохраняет сложности первой модели. Третья модель преимущества - наибольшая степень координации с органами исполнительной власти субъекта федерации и органами управления образования. Недостаток - в силу административной зависимости от органов управления образования эта структура не сможет полностью реализовать свои надзорные функции;

- комплексной оценки качества деятельности образовательного учреждения;

- портфолио учащегося разных уровней образования,

Кроме того, следует также определить финансовые источники процедуры государственной аккредитации образовательных учреждений.

1. Азгальдов, Г.Г. Квалиметрия - наука об измерении качества продукции / Г.Г. Аз-гальдов, А.В. Гличев, З.Н. Крапивенский [и др.] // Стандарты и качество. - 2007. - № 4. 2. Рубин, Г.Ш. Логические законы оценки качества продукции: библиогр. указ. / Г.С. Гун, Г.Ш. Рубин. - [Б. м.: б. и.], 1982. - №1. - Деп. В ВИНИТИ 19.08.1981. - № 4. 3. Корнещук, Н.Г. Образовательная квалиметрия как системный инструмент комплексной оценки качества деятельности общеобразовательного учреждения: монография / Н.Г. Корнещук, Г.Ш. Рубин, Т.В. Абрамова. - Магнитогорск: МаГУ, 2007.

Статья поступила в редакцию 15.06.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.