Научная статья на тему 'Региональная система оценки качества образования в Забайкальском крае'

Региональная система оценки качества образования в Забайкальском крае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1103
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОСОКО / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РСОКО / ALL-RUSSIAN SYSTEM OF ESTIMATION OF THE QUALITY OF EDUCATION ASEQE / THE QUALITY OF EDUCATION / THE MONITORING OF THE QUALITY / THE REGIONAL SYSTEM OF ESTIMATION OF THE QUALITY OF EDUCATION RSEQE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клименко Татьяна Константиновна

Статья посвящена проблеме создания системы оценки качества в Читинской об-ласти Забайкальском крае. В материалы статьи включены подходы по разработке концепции системы ОСОКО, рассмотрены компоненты системы, на основе которых могут быть созданы региональные варианты этой системы. В статье проанализирован опыт работы ряда российских территорий по созданию системы оценки качества. Представлен опыт ряда районов Читинской области по созданию системы оценки качества и определены задачи и мероприятия на ближайшие годы по созданию региональной системы оценки качества образо-вания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The regional system of estimation of the quality of education in Zabaikalski kray

The article is devoted to the problem of the creation of the system of estimation of the quality of education in Chita region (which is now called Zabaikalski kray). The author article examines the ways to work out the conception of All-Russian system of estimation of the quality of education (ASEQE); the system components, on the basis of which regional variants of this system may be drawn up. The author has analysed the results of the work of some Russian territories at the creation of the system of estimation of the quality. In the article the author presents the experience of a number of districts of Chita region in the creation of the system of estimation of the quality. The main tasks and measures which are necessary for the creation of the regional system of estimation of the quality of education in the near future are to be found in the article.

Текст научной работы на тему «Региональная система оценки качества образования в Забайкальском крае»

УДК 371+913 (Заб)

ББК Ч 31.21

Т.К. Клименко

г. Чита

Региональная система оценки качества образования в Забайкальском крае

Статья посвящена проблеме создания системы оценки качества в Читинской области — Забайкальском крае. В материалы статьи включены подходы по разработке концепции системы ОСОКО, рассмотрены компоненты системы, на основе которых могут быть созданы региональные варианты этой системы. В статье проанализирован опыт работы ряда российских территорий по созданию системы оценки качества. Представлен опыт ряда районов Читинской области по созданию системы оценки качества и определены задачи и мероприятия на ближайшие годы по созданию региональной системы оценки качества образования.

Ключевые слова: общероссийская система оценки качества образования — ОСОКО, качество образования, мониторинг качества, региональная система оценки качества образования — РСОКО.

T.K. Klimenko

Chita

The regional system of estimation of the quality of education in Zabaikalski kray

The article is devoted to the problem of the creation of the system of estimation of the quality of education in Chita region (which is now called Zabaikalski kray). The author article examines the ways to work out the conception of All-Russian system of estimation of the quality of education (ASEQE); the system components, on the basis of which regional variants of this system may be drawn up. The author has analysed the results of the work of some Russian territories at the creation of the system of estimation of the quality. In the article the author presents the experience of a number of districts of Chita region in the creation of the system of estimation of the quality. The main tasks and measures which are necessary for the creation of the regional system of estimation of the quality of education in the near future are to be found in the article.

Key words: All-Russian system of estimation of the quality of education — ASEQE, the quality of education, the monitoring of the quality, the regional system of estimation of the quality of education — RSEQE.

В современном мире сложилось понимание того, что будущая конкурентоспособность государств зависит от образования, точнее, от качества образования, где важными составляющими являются качество ресурсов, качество процессов и качество результатов. В связи с этим в рамках приоритетных направлений развития образовательной системы РФ на период до 2010 г., предусмотрено создание моделей организации контроля качества образования и формирование нормативной базы для общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО).

В текущее десятилетие разработка подходов к оценке качества образования осуществляется через систему всероссийского, регионального и международного мониторинга качества образования, в рамках эксперимента по введению единого государственного экзамена, а также посредством научно-практических разработок, осуществляемых как на федеральном, так и на региональном уровнях. В работах последних лет находит отражение мировой опыт разработки инструментария оценивания результатов обучения, в том числе тестирования и обработки результатов, на основе современных теорий педагогических измерений.

В системе образования традиционно существовала внешняя и внутренняя оценка результатов образования. Формы и механизмы внутренней отчетности и ответственности являются элементом самой системы. Они складывались вначале как внутришкольный контроль, входящий в функциональные обязанности директора и его заместителя по учебно-воспитательной работе. Инспектирование как процесс к настоящему времени — оценка деятельности ОУ органом управления образованием.

Внутренняя оценка включает: внутришколь-ный контроль; аккредитационную экспертизу учреждения образования; профессиональная аттестацию педагога; профессиональные конкурсы мастерства; мониторинг и диагностику обученности; образовательные достижения учащихся; инспектирование; рейтингование.

Некоторые из этих форм и механизмов развиваются в процессе модернизации с 2001 года, в том числе аккредитационная экспертиза ОУ, мониторинг и диагностика обученности, образовательных достижений учащихся, рейтинговая оценка. К настоящему времени в процессе развития приоритетных направлений в образовании, усилении общественной составляющей в оценке деятельности системы образования новое развитие получила внешняя оценка, которая включает: оценку по результатам; оценку перед потребителями; усиление внешней

ответственности; устойчивость результатов; объективную основу для оценки труда преподавателей; становление инвестиционной привлекательности образования; управление по результатам.

Данное направление оценки качества образования пока не до конца выстроено, нет единых технологий оценки, нарабатывается опыт. Однако без развития внешнего оценивания оценка качества будет неполной и недостоверной. Складывание системы оценки качества образования происходит одновременно как на общероссийском, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Следует заметить, что ОСОКО не может быть спроектирована и внедрена как проект. Создание ОСОКО — это эволюционный процесс «выращивания» необходимой инфраструктуры и длительной притирки интересов различных общественных институтов в части ее использования, определения оптимальных контуров, соотнесения опыта разных регионов. Отдельные элементы ОСОКО фактически уже существуют и функционируют, в частности, структуры единого государственного экзамена, центры мониторинга качества образования и т.д.

К настоящему времени определены основные понятия:

• общероссийская система оценки качества образования понимается как совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества

образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг;

• оценка качества образования подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, деятельности всей образовательной системы страны и ее территориальных подсистем;

• система оценки качества образования в Российской Федерации отражает интересы всех субъектов (людей, сообществ, органов власти, экономических структур и т.д.), прямо или косвенно заинтересованных в эффективной деятельности системы образования и ее различных подструктур.

Наиболее активный период развития ОСОКО начался в 2006 г., когда появились разработки Федерального института развития образования (ФИРО), нормативные документы Ро-собрнадзора и главный среди них — Концепция ОСОКО, разработанная группой ученых: А.И. Лейтович, А.О. Татур, Г.С. Ковалевой, А.М. Новиковым, Д.А. Новиковым и др. [см.: 1].

Рассмотрим основные компоненты Концепции ОСОКО: структура, принципы, назначение и область применения ОСОКО.

Концепция ОСОКО включает три главные составляющие: что оценивается в системе образования, кто заинтересован в оценке (главные потребители), как происходит оценивание — система ОСОКО как независимая экспертиза качества образования. Схематично Концепция ОСОКО выглядит следующим образом:

Образование можно рассматривать в двух аспектах:

— образование как общественное благо представляет социальный аспект образования: Конституция гарантирует равные права граждан страны на образование;

— образование как потребительская услуга (с позиции внешнего оценивания результатов образование рассматривается как услуга, имеющая определенные выраженные потребительские свойства).

В качестве информационной подсистемы (поставщиков информации) выступают: образовательная статистика, мониторинг, ЕГЭ. Экспертная подсистема (поставщики экспертиз и проектов решений) опирается на информационную подсистему, что требует создания консалтинговых структур

— аналитических служб, обладающих опытом работы с информационными потоками ОСОКО. Именно поставщики экспертиз и проектов решений взаимодействуют с потребителями.

Регуляторами, определяющими процесс формирования ОСОКО, являются следующие основные принципы:

•Приоритет внешней оценки качества образования над внутренней.

•Открытость информации о механизмах, процедурах и результатах оценки в рамках действующего законодательства.

•Прозрачность, нормативное оформление российской системы оценки качества образования.

• Единство деятельности региональной системы оценки качества образования на всех уровнях реализации при сохранении разнообразия организационно-технических решений.

•Применение научно обоснованного, стандартизированного и технологического инструментария оценки.

•Разделение информационно-диагностической и экспертно-аналитических функций.

•Профилактика монополизации оценки качества образования.

•Системно-целевая направленность формирования информационных ресурсов региональной системы оценки качества образования.

Рассмотренные принципы дают возможность выделить назначение и область применения ОСОКО:

•Организационно-методическое и

информационно-технологическое сопро-

вождение оценочных процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений.

•Организация и участие в проведении итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования.

•Проведение регионального мониторинга качества образования (оценка качества подготовки обучающихся, образовательных программ и деятельности образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования.

•Оценка деятельности региональных (территориальных) систем образования, в т.ч. прогнозирование основных тенденций их развития.

•Сбор, обобщение и представление статистической отчетности о качестве образования в федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти.

•Обеспечение информацией о качестве образования специалистов системы управления образованием разных уровней и внешних пользователей (представители исполнительной и законодательной власти, общественных организаций и СМИ, работодатели, родители, широкая общественность) в определенной для РСОКО сфере деятельности.

•Подготовка нормативно-правовой документации в сфере оценки качества образования в рамках полномочий субъекта РФ.

Анализ показал, что региональный опыт построения систем оценки качества образования демонстрирует различие в подходах и в выборе путей построения таких систем.

На наш взгляд, интересным является опыт Челябинской области, изложенный в нескольких публикациях (схема 1).

В данном опыте наиболее интересным является разработка модели оценки индивидуальных достижений учащихся и оценка готовности выпускников дошкольных учреждений к обучению в школе, а также подходы к оценке в сфере профессионального образования.

Модель оценки индивидуальных достижений учащихся включает:

1) обоснование критериев и процедур оценки индивидуальных достижений выпускников общеобразовательных учреждений разных типов, уровней и профилей;

2) разработка и внедрение новых форм итоговой (4-й, 9-й и 11-й классы) и промежуточной аттестации учащихся учреждений к обучению в школе;

3) научное обоснование, разработка и внедрение оценки готовности выпускников дошкольных учреждений к обучению в школе;

4) разработка содержания и способов оценки ключевых компетентностей выпускников общеобразовательных учреждений;

Схема 1

Челябинская схема оценки качества образования

Социально-

экономические показатели уровня развития административно -территориальной единицы

Общее

образование

Дошкольное

образование

Оценка качества образования \ Оценка качества муниципальных образовательных систем

\

Оценка качества деятельности образовательных учреждений

Оценка индивидуальных достижений выпускников 4, 9, 11 классов общеобразовательных учреждений

Оценка готовности выпускников Дошкольных образовательных учреждений к обучению

1

в школе

Комплексная оценка качества деятельности ОУ

Комплексная оценка качества деятельности ДОУ

5) обеспечение объективности и независимости процедур лицензирования, государственной аккредитации общеобразовательных учреждений и учреждений дошкольного образования на основе комплексной оценки качества их деятельности;

6) обучение экспертов основам и технологиям контрольно-измерительной деятельности в области образования;

7) проведение плановых контрольноизмерительных мероприятий;

8) подготовка аналитических заключений, экспертиз, выявление причин позитивных и негативных изменений в области образования, тенденций и прогнозов развития.

В сфере профессионального образования создание центров сертификации выпускников учреждений профессионального образования. В этих целях разработана экспертноаналитическая модель для профессионального образования, основная идея которой - независимая сертификация выпускников учреждений профессионального образования. При этом проявляется управленческая функция как «переходник» между учреждениями профессионального образования и рынком труда, между выпускниками и работодателями.

Еще один опыт - города Москвы, который

включает окружные лаборато-рии качества образования (Схема 2).

При этом сложились направления развития региональной системы оценки качества образования, включающие следующие компоненты: •разработка средств оценки учебных и других достижений обучаемых;

•совершенствование технологий диагностики и мониторинга образовательных достижений и образовательного процесса;

•общественно-профессиональная экспертиза контрольно-измерительных материалов;

•проведение мониторинга образовательных достижений учащихся и образовательных учреждениях города;

•Координирование и сбор данных по всем диагностическим мероприятиям;

•сбор аналитических данных по итоговой аттестации учащихся по аттестационному обследованию образовательных учреждений, итогам участия образовательных учреждений в конкурсах в рамках Национального проекта «Образование» (в том числе для создания единой базы данных);

•организация ЕГЭ в Москве;

•обучение администрации управлению качеством образования (разработка и внедрение методик и технологий, программы развития об-

Схема 2

Московская система оценки качества образования: функциональная схема работы

Московский центр качества образования

О

Окружные лаборатории качества образования

Удаленное Удаленное Удаленное

рабочее рабочее рабочее

место место место

Образовательные учреждения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

разовательного учреждения как инструмента управления качеством образования).

Другой характер модель СОКО имеет в Якутии и называется «Административнонормативная модель Якутии». В основе деятельности региональной системы образования — деятельность образовательных учреждений. В качестве ведущей выбрана функция осуществления контроля за деятельностью образовательных учреждений, а в качестве основного процесса РСОКО —

Отчеты по состоянию качества предоставляемых образовательных услуг. Прогнозы тенденций развития системы образования.

Информирование потребителей образовательных услуг

Внутренняя аналитика образовательного учреждения. Рекомендации по изменению параметров качества образования в образовательном учреждении

формирование нормативно-правовой базы оценки качества образования.

И, наконец, инновационная модель Томской области, которая включает инфраструктуру СОКО (схема 3).

Таким образом, по элементам в разных регионах России складываются подходы к СОКО, виртуально система СОКО работает целостно, однако, повсеместно требуется развитие всех компонентов именно системы оценки качества образования.

Схема 3

Инновационная модель Томской области

Аудиторская организация Некоммерческое партнерство

«Бизнес Агентство» «Центр оценки качества

образования»

Оказание консультационных

услуг в области

лицензирования

образовательной

деятельности

и аттестации

преподавателей,

учреждений

среднего профессионального

образования

1) Проведение статистического анализа результатов оценки по заказам региональных и муниципальных управлений образованием, образовательных учреждений и иных юридических лиц;

2) организация работ по реализации научноисследовательских программ оценки качества образования;

3) организация работ по разработке и изданию научной, учебной иной литературы в том числе периодической, и подготовка материалов для СМИ;

4) создание библиотек и баз данных, обучающих и контролирующих средств по программам и учебным курсам образовательных учреждений

Каковы перспективы развития системы качества образования в Забайкальском крае?

Подготовительная работа по созданию РСОКО в Читинской области началась с июня 2004 г. Проект «Региональная система управления качеством образования в Читинской области» утвержден приказом Комитета от 28.02.05 г.

С 1 июня 2005 г. по 31 декабря 2005 г. шла реализация первого этапа, направленного на решение следующих задач:

1. Создание организационно-управленческого механизма выполнения ре-гионального проекта.

2. Осуществление комплексного анализа сложившейся системы организации и управления образованием в Читинской области и ее ориентации на совершенствование качества и развитие образования.

3. Разработка концепции, модели и механизмов реализации региональной системы управления качеством образования в Читинской области.

4. Создание сети региональных экспериментальных площадок по мониторингу и управлению качеством образования на базе всех типов и уровней образовательных учреждений г. Читы и Читинской области.

5. Организация первого этапа повышения квалификации работников образования, участвующих в инновационных работах на региональных экспериментальных площадках по мониторингу и управлению качеством образования, проектным методам их обучения.

6. Разработка концепции, модели и механизмов реализации систем оценки (мониторингов) качества и управления качеством образования на различ-ных уровнях образования.

7. Проведение инвентаризации и экспертизы оценочных средств и технологий, используемых в образовательных учреждениях — региональных экспериментальных площадках.

Начиная с 2005 г. были организованы и проведены к настоящему времени три конкурса внутришкольных систем качества образования в образовательных учреждениях Читинской области.

Число участников конкурса среди МОУО и ОУ

Дата проведения конкурса Кол-во МОУО, принявших участие в конкурсе Количество ОУ, принявших участие в конкурсе

2005 3 6

2006 8 17

2007 15 33

При этом количество муниципальных образований, принявших участие в конкурсе, расширилось, среди них можно выделить ряд МО, таких, как Краснокаменский, Красночикой-ский, Тунгокоченский районы, г. Чита.

Представительство муниципальных органов управления образованием на конкурсе внутришкольных систем качества

Дата проведения МОУО, представившие ОУ для участия в конкурсе

2005 (всего 3) Краснокаменский р-н

Красночикойский р-н

Тунгокоченский р-н

2006 (всего 7) Балейский р-н Читинский р-н

Краснокаменский р-н Шилкинский р-н

Кыринский р-н Приаргунский р-н г. Чита

2007 (всего 15) Акшинский р-н Могочинский р-н

Балейский р-н Нерчинский р-н

Борзинский р-н Приаргунский р-н

Карымский р-н Сретенский р-н

Краснокаменский р-н Тунгокоченский р-н

Красночикойский р-н Улетовский р-нЧитинский р-н

Кыринский р-н Шилкинский р-н

Семь муниципальных образований с 2005 г. включились в ОЭР по проектированию и внедрению систем качества образования: МОУО г. Чита, МОУО г. Петровск-Забайкальский, МОУО Краснокаменского, Красночикойского, Оловяннинского, Тунгокоченского, Петровск-Забайкальского районов.

Наиболее системно эта работа развернулась в г. Чите, где созданы, утверждены и проведены:

•Программа «Создание муниципальной системы качества образования (2006-2010 гг.)».

•Программа «Приоритеты инновационной деятельности в практике обуче-ния и управления ».

•Проведен городской конкурс программ создания систем качества, в котором приняли участие 13 дошкольных образовательных учреждений, 4 учреждения дополнительного образования, 30 общеобразовательных школ, 9 школьных МОУ и 25 учителей.

•Апробирован первый вариант рейтинговой системы оценки качества образования на уровне общеобразовательных школ, и его результаты представлены на августовской педагогической конференции.

•Научно-методическое обеспечение процессов управления качеством образования в городском округе «Город Чита» представлено двумя пособиями, изданными в 2007 году: «Программа развития современного образовательного учреждения: от проектирования до реализации» (В.А. Сарапулов); «Теория и практика управления качеством образования. Выпуск 2: Образовательная программа педагога: структура, содержание, технология разработки» (Л.В. Дмитриева, в соавторстве с В.А. Сарапуловым).

В Красночикойском районе в школах начался активный процесс перестройки организации и управления деятельностью МОУО и ОУ:

•спроектированы модели управления системой качества образования на уровне каждого образовательного учреждения;

•создается единая информационная среда МОУО, позволяющая обеспечить эффективное решение перехода от линейной модели управления к структурно-функциональной;

•захаровская СОШ, как опорная школа образовательного округа, определена ресурсным центром муниципальной системы образования по инфор-матизации образовательного процесса.

В Краснокаменском районе осуществляется переход от оперативно-тактического к стратегическому управлению:

•совершенствуются государственно-

общественное управление и социальное партнерство в образовании;

•обновляются структуры Комитета управления образованием и формирование системы управления качеством образования;

•формируются системы мониторинга образовательных достижений, оценки качества образования;

•изменяется содержание образования, его структура и управление;

•действует передвижная лаборатория по теме «Проектирование и экспертиза образовательных программ», в результате работы которой созданы проекты и для них разработаны информационные карты: программы ОЭР «Школа как культурнообразовательный центр», программы элективных курсов по математике и русскому языку для учащихся 11 классов; Перспективного плана методической работы в сельском округе до 2010 года. Проведена экспертиза программы «Воспитательные системы школы».

В целом, в Читинской области с 2006 г. готовится ежегодный аналитический доклад о состоянии, тенденциях и перспективах развития качества образования в Читинской области (Забайкальском крае); создается региональная база данных и др.

К настоящему времени создано нормативноправовое обеспечение РСОКО, включающее: Концепцию региональной системы оценки качества образования Забайкальского края; Положение о региональной системе оценки качества (СОКО Заб. кр.); Положение о мониторинге качества общего образования в Забайкальском крае; Порядок внешней экспертизы; Регистр качества образования.

Таким образом, все вышеизложенное подводит к выводу, что пройден стартовый рубеж для полномасштабной работы по изменению качества образования Забайкальского края, который включает: нормативно-правовое обеспечение; создание инфраструктуры (Центр мониторинга образования и обеспечения ЕГЭ — муниципальные центры качества — образовательное учреждение); организацию системы подготовки специалистов для проведения контрольно-оценочных процедур по новым технологиям; создание регионального банка образовательной статистики; Банк инструментария педагогических измерений; стандартизированные контрольно-оценочные процедуры; участие в международных исследованиях качества образования: PISSA, TIMSS; создание системы показателей индикаторов для отслеживания состояния и динамики развития системы образования Забайкальского края; разработку методики оценки качества образования.

Следовательно, можно констатировать: создана Забайкальская комплексная опытноэкспериментальная система оценки качества образования (ЗабКО-ЭСОКО).

Следующий этап развития 2009-2012 гг. можно определить как этап комплексной системы управления и оценки качества образования Забайкальского региона. Для этого необходимо на организационно-управленческом уровне:

- реализация Концепции региональной системы оценки качества образования Забайкальского края;

- разработка на ее основе ежегодных программ РСОКО;

- создание сети лабораторий оценки качества образования в образовательных округах края;

- координация деятельности по мониторингу и оценке качества образования с краевым Центром мониторинга образования и обеспечения ЕГЭ;

- введение реестра образовательных учреж-

дений, ставших победителями конкурсных отборов на федеральном, региональном и муниципальном уровне;

- проведение мониторинга реализации программ их развития; дальнейшее развитие Регистра качества образования.

На содержательно-операциональном уровне:

- выработка единого подхода по использованию диагностического инструментария оценки качества результатов образования, качества образовательного процесса, качества условий, подготовка экспертов по их оценке;

- использование форм аудита и самоаудита;

- подготовка общественных экспертов и включенность общественной экспертизы на всех этапах и во всех процессах обеспечения качества образования;

- реализация единых подходов к подготовке педагогических кадров;

- подготовка версий ежегодных аналитических докладов о состоянии качества образования в Забайкальском крае.

Библиографический список

1. Качество образования в Забайкальском Международная научно-практическая кон-крае: построение региональной системы оцен- ференция. Пленарные доклады. Чита: Изд-во ки качества образования в Забайкальском крае. ЗабКИП-КРО, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.