Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ ЯПОНИИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО КОНТЕКСТА'

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ ЯПОНИИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО КОНТЕКСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
603
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА ЯПОНИИ / SMART CUSTOMS INITIATIVE 2020 / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хузиятов Тагир Даутович

Анализируется концепция развития таможенной службы Японии SMART Customs Initiative 2020, ставящая своей целью формирование «ведущей таможенной службы мира». Характеризуются изменения в глобальном контексте, вызывающие необходимость адекватной перестройки работы таможенной службы. Выделяются основные направления, задачи и инструменты совершенствования работы таможенных органов Японии, ожидаемые результаты в ближайшие годы, а также в средне- и долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF THE CUSTOMS SERVICE OF JAPAN UNDER THE CONDITIONS OF CHANGING GLOBAL CONTEXT

The article analyzes the concept of the development of the Japanese customs service SMART Customs Initiative 2020, which aims to form the “leading customs service of the world”. The article describes the changes in the global context that call for an adequate restructuring of the customs service. The main directions, tasks and tools for improving the work of the Japanese customs authorities are highlighted, as well as the expected results in the coming years and in the medium and long term.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ ЯПОНИИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО КОНТЕКСТА»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 339.5

БСИ 10.24866/1815-0683/2021-1/100-108 Т.Д. ХУЗИЯТОВ*

Концепция развития таможенной службы Японии в условиях изменения глобального контекста

ХУЗИЯТОВ Тагир Даутович -доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры японоведения Восточного Института - Школы региональных и международных исследований. [email protected].

KHUZIYATOV T. D. - Docent, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Japanese Studies of the Eastern Institute - School of Regional and International Studies.

Анализируется концепция развития таможенной службы Японии SMART Customs Initiative 2020, ставящая своей целью формирование «ведущей таможенной службы мира». Характеризуются изменения в глобальном контексте, вызывающие необходимость адекватной перестройки работы таможенной службы. Выделяются основные направления, задачи и инструменты совершенствования работы таможенных органов Японии, ожидаемые результаты в ближайшие годы, а также в средне- и долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: таможенная служба Японии, SMART Customs Initiative 2020, цифровая трансформация, повышение эффективности таможенньх операций.

T.D. KHUZIYATOV

The Concept of Development of the Customs

Service of Japan under the Conditions

of Changing Global Context

The article analyzes the concept of the development of the Japanese customs service SMART Customs Initiative 2020, which aims to form the "leading customs service of the world". The article describes the changes in the global context that call for an adequate restructuring of the customs service. The main directions, tasks and tools for improving the work of the Japanese customs authorities are highlighted, as well as the expected results in the coming years and in the medium and long term.

Keywords: Japan Customs Service, SMART Customs Initiative 2020, digital transformation, improving the efficiency of customs operations.

Таможенная служба Японии относится к числу наиболее эффективных таможенных служб стран мира. В частности, в категории

* Дальневосточный федеральный университет, 690922, г. Владивосток, о. Русский, пос. Аякс, 10. Far Eastern Federal University, 10 Ajax Bay, Russky Island, Vladivostok, 690922.

«таможни» глобального Индекса состояния логистики (Logistics Performance Index, LPI) за 2018 г., которая характеризует эффективность (скорость, простоту и предсказуемость процедур) органов контроля на границе, включая таможенную службу, Япония находится на третьем месте в мире, уступая лишь Германии и Швеции [2].

Тем не менее непрерывно меняющийся глобальный контекст, пандемия ко-ронавируса и прогнозируемые вызовы, в том числе в связи с цифровой трансформацией, побудили Таможенно-тарифное бюро Министерства финансов Японии (центральный аппарат национальной таможенной службы) предложить в июне 2020 г. новую концепцию развития таможенной службы страны под названием SMART Customs Initiative 2020 [3], рассчитанную на 10-летнюю перспективу. Цель инициативы весьма амбициозна - таможенная служба Японии должна стать ведущей в мире за счет использования передовых технологий, раскрытия творческого потенциала персонала и повышения эффективности оперативной работы.

В названии инициативы сразу видна коннотация «умный» по аналогии с понятием «smart city» (умный город). В данном же случае SMART - аббревиатура четырех ключевых слов: Solution (решение, т. е. предложения, повышающие удобство пользования), Multiple Access (многосторонний доступ, т. е. многостороннее сотрудничество с заинтересованными ведомствами и организациями), Resilience (упругость, т. е. способность адекватно реагировать на изменения структуры общества и риски природных и техногенных катаклизмов), Technology&Talent (высокие технологии и обучение кадров). Впрочем, полный смысл каждого ключевого слова будет понятен при детальном рассмотрении предлагаемых направлений и инструментов развития таможенной службы Японии.

Внешние факторы. Глобальный контекст работы таможенной службы Японии за последние 30 лет значительно изменился. С 1988 по 2018 г. торговый оборот Японии увеличился в 2,8 раза, количество импортных и экспортных сделок -в 5,5 раза, объем собранных таможенными органами платежей - в 5,7 раза, число иностранцев, посетивших Японию, - в 13,2 раза. Торговля расширяется самыми разными путями, в том числе благодаря подписанию Соглашений об экономическом партнерстве (СЭП), которых в 1988 г. не было, а в настоящее время подписано 20, причем большинство вступило в силу [4].

В концепции выделяются 6 групп факторов, которые оказывают и будут оказывать существенное влияние на характер работы таможенных органов Японии в средне- и долгосрочной перспективе.

1) Движение товаров (расширение трансграничной электронной торговли; заключение СЭП и рост доли торговли в рамках СЭП в общем торговом обороте Японии; увеличение размеров судов коммерческого флота и формирование сетей морского транспорта).

В частности, по данным Министерства экономики, внешней торговли и промышленности Японии в настоящее время лишь 6 % японских пользователей Интернета используют для покупок каналы трансграничной электронной торговли. Среди причин называются достаточность внутренней электронной торговли, языковой барьер, высокая стоимость и длительные сроки доставки. Очевидно,

что по мере улучшения ситуации рост электронной торговли будет значительным.

Кроме того, электронная торговля сопряжена с ростом объемов торговли товарами в малых упаковках (через курьерские службы и службы экспресс-доставки) и парцеллизации международных перевозок, что требует от таможенных служб иной организации работы.

2) Движение людей (рост числа иностранцев, посещающих Японию, и рост числа японцев, выезжающих за границу).

Так, с 2014 по 2019 г. количество иностранцев, посетивших Японию, увеличилось с 13 млн до 32 млн чел. В 2016 г. правительство поставило амбициозную задачу по превращению Японии в страну с развитым туризмом, установив при этом целевые показатели - 40 млн в 2020 г., 60 млн - в 2030 г.1 В числе мер, способствующих достижению этой цели, в частности, следует назвать расширение сети региональных аэропортов для принятия международных рейсов, привлечение авиакомпаний-лоукостеров и развитие круизного туризма.

3) Движение денег (возникновение криптоактивов; продвижение безналичных платежей).

Если использование криптоактивов как средства оплаты товаров войдет в практику, перед таможенной службой встанут сложные вопросы, например, как оценивать криптоактивы при взимании налоговых платежей и как доказать платежи при возбуждении уголовных дел.

С другой стороны, доля безналичных платежей в Японии заметно отстает от их проникновения в практику в других развитых странах. Например, правительство Японии поставило целью удвоить долю безналичных платежей с 19,9 % в 2016 г. до 40 % к июню 2025 г., тогда как в Южной Корее их доля по состоянию на 2016 г. уже составляет 96,4, в Великобритании - 68,6, в Китае - 65,8 %.

4) Изменения в социальной структуре и риски катастроф.

По прогнозам Национального института населения и социального обеспечения, численность населения Японии в долгосрочном периоде продолжит снижаться и к 2053 г. составит менее 100 млн чел. В 2020-2030 гг. сокращение численности населения будет происходить во всех префектурах, за исключением Токио и Окинава, в после 2030 г. - во всех. В то же время численность трудоспособного населения (от 15 до 64 лет) сократится как абсолютно, так и относительно -с 75,2 млн (59,6 % общей численности населения) в 2018 г. до 59,8 млн (53,9 %) в 2040 г.

Такие изменения в экономике регионов неизбежно будут сказываться на различных сферах экономической активности, включая работу портов и аэропортов, используемых во внешней торговле, и морских и воздушных перевозчиков, использующих эти гавани.

Начавшиеся изменения в стиле работы (гибкий рабочий график, удаленная работа из дома или офиса-спутника, использование технологий автоматизации

1 Ограничения въезда в страну и перенос Олимпийских и Паралимпийских игр в условиях пандемии коронавируса не позволили добиться ближайшей цели, но ориентир на 2030 г. сохранен.

и упрощения рутинной работы и др.) неизбежно затронут таможенную службу, сокращая время, которое сейчас используется на выполнение простых задач, и расширяя масштаб деятельности персонала по решению более сложных задач.

Готовность к выполнению задач в условиях постоянной угрозы природных катаклизмов - неотъемлемая характеристика деятельности любого ведомства Японии, включая таможенную службу. По прогнозам Центра изучения землетрясений, вероятность землетрясений с магнитудой 7 баллов и выше в ближайшие 30 лет превышает 70 %.

Кроме того, распространение коронавируса в Японии и мире оказало значительное влияние на международную логистику и количество въезжающих и выезжающих пассажиров.

5) Развитие новейших технологий (использований технологий искусственного интеллекта (ИИ), роботов, анализа больших данных и блокчейна; запуск телекоммуникационных систем пятого поколения (5G)).

Так, в связи с расширением внедрения технологии блокчейна, которая затрудняет подделку данных, обеспечивает отслеживание сделок и обмен информацией между вовлеченными сторонами, многие зарубежные компании и порты уже применяют ее в торговле. Таможенная служба Японии считает полезным ее использование в цепочках поставок и получение с ее помощью соответствующей информации о сделках.

6) Изменения в международном положении в контексте безопасности (сохранение террористических угроз; растущее усложнение контрабанды со стороны Северной Кореи; возросшая активность международных криминальных организаций и усложнение преступлений).

Японская таможенная служба обращает внимание на то, что кибер-атаки, нацеленные на внедрение в бизнес-операции и получение и использование персональных данных, стали повседневной практикой в Японии и за рубежом.

Что касается Северной Кореи, то таможенная служба Японии по роду деятельности играет важную роль в соблюдении режима санкций. Однако даже в условиях его сохранения Северная Корея продолжает приобретать товары, используя, в частности, перегрузку нефтепродуктов с судна на судно в открытом море, и валюту.

Национальное полицейское управление Японии отмечает, что международные наркокартели используют маршруты, пролегающие через Японию. Есть случаи их сотрудничества с организованными криминальными группами в Японии. Интернационализация Японии вызывает изменения в экономической и социальной структуре страны, облегчая международным криминальным организациям проникновение в Японию. Такая ситуация еще больше усиливает роль таможенной службы по контролю на границе.

Внутренние факторы. В такой непростой ситуации таможенная служба Японии по-прежнему должна выполнять три миссии: 1) вносить вклад в развитие безопасного и устойчивого общества; 2) собирать платежи и налоги; 3) содействовать торговле. Очевидно, что происходящие в глобальном контексте изменения могут вызвать и необходимость новых подходов к работе таможенной службы.

Например, в части содействия торговле уже внедрены предварительное декларирование, программа уполномоченных экономических операторов (УЭО) и либерализация таможенных офисов (позволяющая УЭО подавать декларации в любой таможенный офис). Следующим шагом должно стать активное внедрение передовых технологий. Кроме того, по мере увеличения числа СЭП ожидается все большее использование тарифов СЭП, в том числе малыми и средними компаниями, для чего нужна более активная информационная работа с импортерами и экспортерами. Наконец, для создания лучших условий для развития въездного туризма необходим активный переход к безналичным платежам.

Что касается сбора платежей и налогов, то следует отметить, что таможенная служба Японии в 2019 г. перечислила в бюджет 9,1 трлн иен, что составило 14,2 % всех национальных налоговых сборов. В связи с подписанием большого числа СЭП и ростом применения японскими компаниями тарифов СЭП все более важным вопросом будет происхождение товара, т. е. действительно ли товар произведен в стране - партнере по СЭП. Такая работа будет включать инспекцию во время таможенной очистки, последующий письменный запрос, а также последующую инспекцию с посещением компании-импортера. Объем такого рода работы значительно возрастет. Кроме того, некоторые СЭП допускают обращение с запросом к таможенным органам страны-экспортера для выяснения, действительно ли товар произведен в данной стране. Такой работы тоже станет больше.

В части обеспечения эффективности контртеррористических мер и санкций против Северной Кореи указывается на важность мониторинга ситуации и сотрудничества с соответствующими японскими и зарубежными ведомствами.

Объем конфискованных наркотиков и стимуляторов в 2019 г. превысил 3 т. Количество сделок по импорту, остановленных в связи с нарушениями прав интеллектуальной собственности, сохраняется высоким, при этом многие сделки такого рода остаются нераскрытыми. В этом направлении работа таможенной службы требует большей эффективности.

Бенефициары. Какие результаты должны быть достигнуты в ходе реализации SMART Customs Initiative 2020? Есть три группы бенефициаров, которым адресована данная инициатива.

1) Пассажиры международных рейсов. Для них очевидная выгода - ускорение и упрощение прохождения процедуры таможенного оформления благодаря взаимодействию таможенной службы с иммиграционным и другими ведомствами, установке электронных терминалов подачи таможенных деклараций (E-Gate) и внедрению системы безналичной оплаты таможенных сборов. Электронные терминалы E-Gate, кстати, уже работают в трех терминалах аэропорта Нарита, в Терминале 3 аэропорта Ханэда, в Терминалах 1 и 2 аэропорта Кансай, в Терминале 1 аэропорта Тюбу (Нагоя), в аэропортах Фукуока и Син-Титосэ (Саппоро) [4].

2) Торгующие компании. Их выгода - более удобные и быстрые процедуры таможенного оформления благодаря цифровизации таможенных процедур, консультационной поддержке с использованием программ автоматизированного ответа, улучшенному официальному сайту таможенной службы, возможностям пользования тарифами СЭП и автоматизации таможенного досмотра.

3) Сотрудники таможенной службы. Для них выгода - в улучшении условий работы, сокращении рутинного, по сути, ручного труда в пользу более сложного и интеллектуального, повышении квалификации. Эти результаты будут получены благодаря расширенному обмену информацией с бизнесом, соответствующими ведомствами, таможенными службами зарубежных стран и др.; разработке и внедрению системы работы, устойчивой к природным катаклизмам и другим чрезвычайным ситуациям; тестированию и использованию передовых технологий, включая технологию искусственного интеллекта; реформу формата работы; повышению квалификации персонала; использованию в мониторинге и контроле беспилотных аппаратов, спутников и др.

Предлагаемые меры и ожидаемые результаты. Планируемые результаты реализации концепции можно охарактеризовать по их функциональным направлениям в соответствии с аббревиатурой SMART.

1) Solution - решения или предложения, улучшающие понимание требований и удобство пользования таможенными правилами и нормами бизнесом, пассажирами и др.

Принципиальными мерами здесь являются: цифровизация таможенных процедур (например, внедрение E-Gate); внедрение инфраструктуры оплаты таможенных сборов и потребительского налога банковскими картами; внедрение программ автоматизированного ответа, которые буду работать в круглосуточном режиме 365 дней в году; автоматизация таможенного досмотра для ускорения таможенной очистки.

Краткосрочными результатами (три финансовых года, до 31 марта 2023 г.) в этой сфере предполагаются улучшение приложения для E-Gate, внедрение системы безналичной оплаты таможенных сборов, улучшение официального сайта таможенной службы Японии и разработка системы поддержки бизнеса, работающего в рамках СЭП.

Среднесрочные результаты (до 31 марта 2025 г.) - расширение сотрудничества и обмена информацией с соответствующими министерствами и ведомствами, ускорение и упрощение таможенных процедур, разработка, тестирование и внедрение программ автоматизированного ответа, упрощение процедур торговли товарами в рамках СЭП, разработка и тестирование процесса автоматизированного таможенного досмотра, разработка и тестирование системы таможенной очистки товаров в малых упаковках, в том числе в рамках электронной торговли, и др.

В долгосрочной перспективе (2025-2030 гг.) планируется внедрить и/или усовершенствовать все указанные системы и программы, обеспечив удобство, скорость, функциональность и технологичность таможенных операций.

2) Multiple-Access - расширенный и усиленный обмен информацией между заинтересованными ведомствами и компаниями, вовлеченными в торговлю, в интересах как содействия торговле, так и укрепления контроля на границе.

Принципиальные меры - расширение обмена информацией и углубление сотрудничества с соответствующими ведомствами, компаниями, университетами и зарубежными таможенными службами; активизация сбора информации в интересах противодействия терроризму, более быстрое и эффективное получение/

использование предварительной информации о грузах и пассажирах; изучение возможностей использования поисковых роботов для автоматического сбора информации в сети Интернет в интересах повышения эффективности работы по сбору информации.

Краткосрочными результатами в этой сфере представляются: улучшение методов обмена информацией с заинтересованными сторонами, активизация сбора информации (предварительной и иной) о грузах и пассажирах, проведение международных переговоров относительно сбора и использования предварительной информации о пассажирах круизных судов, расширение сотрудничества через системы конференц-связи, изучение вопроса об использовании поисковых роботов для сбора информации в Интернете, изучение вопроса об использовании приложений передовых технологий.

К ожидаемым средне- и долгосрочным результатам (до 2030 г.) относятся: налаживание системы активного обмена информацией, совершенствование использования крупногабаритного рентгеновского досмотрового оборудования в соответствии с программами развития соответствующих портов, активизация сотрудничества с зарубежными таможенными службами и другими правоохранительными ведомствами и др.

3) Resilience - адаптивность таможенной службы к меняющейся социальной структуре, рискам природных катаклизмов и другим вызовам.

Принципиальные меры в этой сфере - тщательный мониторинг новейших технологий в контексте применимости в условиях катастроф и других чрезвычайных ситуаций и формирование на этой основе высокой адаптивности таможенной системы к непредвиденным ситуациям; предоставление информации об опыте преодоления предыдущих катастроф и своевременное обновление плана бесперебойного функционирования организации в кризисных ситуациях; изучение возможностей использования беспилотных летательных средств, например дронов, и спутниковой информации для мониторинга и контроля береговой линии; разработка и изучение методов универсальных операций и оперативного прохождения таможенного контроля в условиях, когда логистике нанесен ущерб.

Краткосрочные результаты в данной сфере включают в себя: улучшение коммуникативных возможностей через совершенствование таможенной сети (до конца текущего финансового года, т. е. до 31 марта 2021 г.); обновление плана бесперебойного функционирования организации в кризисных ситуациях, регулярное проведение учений; изучение возможностей использования сбора информации о катастрофах на основе ИИ; повышение эффективности удаленной работы на основе улучшения телекоммуникационной среды; изучение возможностей применения беспилотных летательных аппаратов.

В среднесрочном плане планируется обеспечить: повышение надежности операций с использованием обновленной Системы таможенной информации; тестирование беспилотных летательных аппаратов; изучение методов таможенного досмотра на предмет уменьшения объема работ на рабочем месте.

В долгосрочном плане к 2030 г. подразумевается достижение следующих результатов: удобство таможенных процедур, эффективная система мониторинга и контроля, оперативное прохождение процедуры таможенной очистки.

4) Technology & Talent - активное внедрение передовых технологий в таможенные операции с целью повышения их эффективности и удобства, а также в обучение персонала, пересмотр содержания работы и улучшение рабочей среды.

Принципиальные меры в этой сфере - изучение проактивного внедрения и использования ИИ и других передовых технологий в интересах повышения эффективности таможенных операций с учетом допустимых масштабов их использования и соблюдения охраны персональных данных; подготовка кадров, компетентных в сфере передовых технологий (например ИИ и работа с большими данными).

Таможенная служба Японии уже работает с несколькими собственными инициативами в этой области (таможенный досмотр и аудит после выпуска товара с помощью технологий ИИ и анализа больших данных; анализ снимков рентгеновской досмотровой установки с помощью ИИ). Рассматриваются также возможности использования в работе роботизированных систем автоматизации рутинных операций, а также оборудования для обнаружения скрытых наркотиков и стимуляторов на основе ядерного квадрупольного резонанса (ЯКР).

Изучаются инициативы некоторых стран по использованию технологий блокчейна и Интернета вещей, а также инициативы бизнеса по использованию ИИ для подтверждения аутентичности торговых марок.

Краткосрочные результаты в этой области - использование роботизированных систем автоматизации рутинных операций; изучение возможностей использования оборудования для обнаружения скрытых наркотиков и стимуляторов на основе ЯКР; анализ больших данных на основе технологии ИИ в таможенном досмотре и предварительном аудите; изучение использования ИИ при анализе снимков рентгеновской досмотровой установки; подготовка кадров таможенной службы, компетентных в сфере передовых технологий; изучение возможностей эффективного использования облачных технологий; проведение комплексного исследования по использованию передовых технологий и др.

В среднесрочной перспективе ожидаются следующие результаты: создание среды для внедрения и использования передовых технологий; обеспеченность кадрами, компетентными в сфере передовых технологий; последовательное внедрение и использование передовых технологий.

Долгосрочные результаты (к 2030 г.) предполагают оптимизацию рабочих процессов; освобождение сотрудников от рутинных операций и интеллектуализацию работы; повышение эффективности таможенных операций.

Таким образом, реагируя на внешние и внутренние вызовы (увеличение торгового оборота и усложнение структуры товарных потоков, изменение структуры общества и развитие технологий), таможенная служба Японии разработала концепцию своего развития на ближайшее десятилетие. Цели и задачи, поставленные в концепции, а также меры по их реализации заслуживают внимательного изучения и мониторинга. Предусматривается, что концепция будет пересматриваться и дополняться в соответствии с появляющимися новыми вызовами, включая пандемию коронавируса.

Список литературы

1. Free Trade Agreements / Economic Partnership Agreements and Related Initiatives. URL: https://www.mofa.go.jp/policy/economy/fta/index.html (accessed: 04.02.2021).

2. The World Bank LPI Global Ranking 2018. URL: https://lpi.worldbank.org/ international/globAL?sort=asc&order=Customs#datatable (accessed: 02.02.2021).

3. ШШШЮ^ШШ^3> ГЯ^-ИШМ2020] = SMART Customs Initiative 2020. Средне- и долгосрочное видение развития таможенной службы. URL: https://www.customs.go.jp/zeikan/seido/smart/index.htm (accessed: 01.10.2020).

4. бОСО^М^М^ШЩ^-^^иДТТ^^-Г = В шести аэропортах Японии можно пользоваться электронными терминалами для подачи таможенных деклараций. URL: https://www.customs.go.jp/kaigairyoko/egate.htm (accessed: 06.02.2021).

© Хузиятов Т. Д., 2021 © Khuziyatov T. D., 2021

Для цитирования:

Хузиятов Т. Д. Концепция развития таможенной службы Японии в условиях изменения глобального контекста // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 1(94). С. 100-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.