Научная статья на тему 'Разработка мероприятий по совершенствованию таможенной инфраструктуры в современных условиях'

Разработка мероприятий по совершенствованию таможенной инфраструктуры в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1200
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ТАМОЖЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТАМОЖЕННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / БИЗНЕС-СТРУКТУРЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / FOREIGN TRADE / CUSTOMS INFRASTRUCTURE / CUSTOMS SERVICES / REGIONAL CLUSTER / BUSINESS STRUCTURES / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власов Марк Павлович, Моденов Анатолий Константинович

Статья посвящена вопросам совершенствования деятельности таможен-ной службы, модернизации ее инфраструктуры. В статье рассматривают-ся мероприятия по созданию эффективного механизма таможенного адми-нистрирования с целью оказания качественных услуг участникам внешнейторговли. Обосновывается необходимость создания структур, способныхпроводить исследования перспектив развития таможенной инфраструкту-ры. Кроме того, сформулированы проблемы развития таможенной службыи намечены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Власов Марк Павлович, Моденов Анатолий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MEASURES TO IMPROVE THE CUSTOMS INFRASTRUCTURE IN MODERN CONDITIONS

The article is devoted to the issues of improving the activity of the Customs andthe modernization of its infrastructure. The article considers measures to create aneffective customs administration mechanism aiming at providing quality services toforeign trade participants. The necessity of creating structures capable of conductingstudies of prospects for the customs infrastructure development is substantiated. Inaddition, problems of the customs service development are formulated, and waysof their solution are outlined.

Текст научной работы на тему «Разработка мероприятий по совершенствованию таможенной инфраструктуры в современных условиях»

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

DEVELOPMENT OF MEASURES TO IMPROVE THE CUSTOMS INFRASTRUCTURE IN MODERN CONDITIONS

УДК 339.543 DOI: 10.25631/PEJ.2018.2.11

МОДЕНОВ Анатолий Константинович

заведующий кафедрой правового обеспечения экономической безопасности Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, доктор экономических наук, доцент, [email protected]

MODENOV, Anatoly Konstantinovich

Head of the Department of Legal Coverage of Economic Security, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Doctor of Economics, Associate Professor, [email protected]

ВЛАСОВ Марк Павлович

профессор кафедры правового обеспечения экономической безопасности Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, доктор экономических наук, профессор, [email protected]

VLASOV, Mark Pavlovich

Professor at the Department of Legal Coverage of Economic Security, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Doctor of Economics, Professor, [email protected]

Аннотация.

Статья посвящена вопросам совершенствования деятельности таможенной службы, модернизации ее инфраструктуры. В статье рассматриваются мероприятия по созданию эффективного механизма таможенного администрирования с целью оказания качественных услуг участникам внешней торговли. Обосновывается необходимость создания структур, способных проводить исследования перспектив развития таможенной инфраструктуры. Кроме того, сформулированы проблемы развития таможенной службы и намечены пути их решения.

Ключевые слова: внешняя торговля, таможенная инфраструктура, таможенное обслуживание, региональный кластер, бизнес-структуры, модернизация.

© Моденов А. К., Власов М. П., 2018.

Abstract.

The article is devoted to the issues of improving the activity of the Customs and the modernization of its infrastructure. The article considers measures to create an effective customs administration mechanism aiming at providing quality services to foreign trade participants. The necessity of creating structures capable of conducting studies of prospects for the customs infrastructure development is substantiated. In addition, problems of the customs service development are formulated, and ways of their solution are outlined.

Key words: foreign trade, customs infrastructure, customs services, regional cluster, business structures, modernization.

Совершенствование эффективной таможенной инфраструктуры подвержено воздействию целого ряда политических, экономических, социальных условий, осложняющих взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности.

Россия является полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО), и одобренный международными организациями принцип прозрачности и предсказуемости в области внешней торговли должен соблюдаться на всей территории страны. Таможенным структурам необходимо строить свою работу на основе плотного сотрудничества со всеми сторонами, вовлеченными во внешнюю торговлю как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. Для обеспечения стабильных отчислений в федеральный бюджет страны, повышения привлекательности экономики Российской Федерации для инвестиций как внутренних, так и со стороны зарубежных партнеров, создания эффективной защиты в области прав интеллектуальной собственности, необходимо значительное повышение качества предоставляемых таможенными органами услуг.

В настоящее время активизировалась работа по созданию интегрированной информационной базы данных, соответствующей современным стандартам и объединяющей все

заинтересованные ведомства. Продолжается работа по обустройству технически оснащенных на современном уровне таможенных пунктов. Государство реализовало ряд проектов, в рамках которых создана современная таможенная инфраструктура, среди них появились центры управления интегрированным контролем в местах прохождения государственной границы, обновленные центры кинологов, а также модернизированные пункты пропуска через государственную границу [1-7].

Проблема совершенствования таможенной инфраструктуры до сих пор актуальна в связи с тем, что многие пограничные пункты пропуска после развала СССР оказались на территории третьих стран, и до сих пор не имеют достаточной оснащеннсти, чтобы осуществлять надлежащий таможенный контроль. Качество предоставляемых таможенных услуг зависит от состояния инфраструктуры общего пользования, поэтому требует реконструкции и внедрения цифровых технологий.

Модернизация имеющейся инфраструктуры или создание инфраструктуры нового поколения направлены на создание эффективного механизма таможенного администрирования, что позволит повысить скорость взаимодействия между участниками внешней торговли и качество всего спектра предоставляемых услуг за счет сокращения времени таможенного

оформления, упрощения механизма оплаты таможенного обслуживания, увеличения пропускной способности таможенных пунктов.

Для того чтобы улучшить механизм взаимодействия участников внешней торговли (бизнес-структур, общественных организаций) с таможенными органами, необходимо проведение мероприятий, представленных на рисунке 1.

Для реализации указанного комплекса мероприятий по совершенствованию таможенной инфраструктуры и обеспечения экономической безопасности таможенных структур авторами статьи предлагается создание новой финансовой структуры, способной реали-зовывать выполнение следующих функций [2-5], представленных на рисунке 2. Удачным решением может стать создание региональных представительств союза таможенных представителей с союзом таможенных перевозчиков и страховщиков, способных оказать комплекс услуг высокого качества.

Ориентированным на будущее направлением в области оперативного контроля контейнерных перевозок и большегрузных

транспортных средств может стать создание развитой таможенной инфраструктуры с применением информационных и инновационных технологий [3-4].

Нужно отметить, что, несмотря на все положительные тенденции в развитии таможенной инфраструктуры, остается не решенной проблема создания таможенных региональных кластеров, которые смогли бы взять на себя ответственность за содержание, техническое оснащение и модернизацию пунктов пропуска, строительство новых.

В такие таможенные региональные кластеры могут входить как государственные таможенные органы, так и частные организации, задействованные в оказании услуг участникам внешней торговли. Федеральной таможенной службе РФ (ФТС) необходимо постоянно совершенствовать нормативную базу и принять правовые акты о создании таможенного регионального кластера, как о специальной таможенной организации, необходим проект его обустройства.

Особенностью функционирования таких кластеров должна стать возможность орга-

8 I

5

• Повышение информированности бизнес-структур за счет быстрого обеспечения доступа к информации всем заинтересованным лицам (таможенный режим, правила таможенного оформления)

• Формирование и обновление объединенной базы данных о недобросовестных декларантах и нарушениях правил таможенного оформл ения, доступной заинтерес рванным в ед ом ствам

• Оказание консультационных услуг по таможенным спорам, в том числе рассматриваемых в судебном порядке

• Оказание консультационных услуг по оплате таможенных пошлин, пров едению налоговых, бухгалтерских и аудиторских платежей

* Повышение эффективности работы и профессионализма сотрудников таможенных пунктов

Рисунок 1

Комплекс мероприятий по совершенствованию таможенной инфраструктуры

Рисунок 2

Функции совершенствования таможенной инфраструктуры, которые будет выполнять новая финансовая структура

низации работы сотрудников таможенной службы и других государственных органов, осуществляющих экологический, санитарно-эпидемиологический, ветеринарный и фито-санитарный контроль на границе по принципу единого офиса. Необходимо рассмотреть возможность финансирования строительства таких кластеров с выделением не только федеральных средств, но и с привлечением бизнес-структур и средств местных бюджетов с выделением муниципальными властями земельных участков для их размещения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерства и ведомства могли бы передавать по заявкам таможенных органов нежилые здания и сооружения для использования их в качестве служебных помещений для создания терминалов. Передача таких зданий и сооружений не должна осуществляться на принципах безвозмездности, целесообразно будет использование схемы льготного лизинга, с применением сниженных лизинговых ставок.

При этом желательно, чтобы грузовой таможенный терминал, принадлежа по праву собственности резиденту как юридическому лицу, был зарегистрирован как субъект предпринимательской деятельности. А владелец должен предоставлять в установленном порядке помещения для подразделений таможенных органов, осуществлять размещение:

• безвозмездно должностных лиц государственных органов;

• на коммерческой основе бизнес-структур.

Как показывает зарубежный опыт, существование таких терминалов доказало их эффективность. На территории других стран действуют таможенные терминалы, которые принадлежат субъектам ведения хозяйства на праве частной собственности, и нет ни одной государственной формы собственности, а на территории России нет вообще ни одного подобного терминала [3].

Обустройство таких терминалов как на границе, так и внутри страны даст возможность упростить, унифицировать и ускорить процедуры таможенного оформления товаров, создаст необходимую инфраструктуру для углубленного осмотра грузов с необходимыми техническими средствами, такими как эстакады, весы, смотровые площадки, склады для временного или таможенного хранения товаров. Пропускная способность таких терминалов, прибыльность и высокий уровень обслуживания позволят им занять прочную конкурентную позицию в сфере таможенных услуг.

Хорошим примером является инспекцион-но-досмотровый комплекс, который может использоваться как в мобильном, так и в стационарном исполнении. Использование такого комплекса на таможенном посту дает возможность за короткий промежуток времени досмотреть содержимое как контейнера, так и любого транспортного средства. Это является крайне важным аспектом при выявлении попыток провоза незадекларированных товаров в специально сделанных полостях, двойном дне и других местах, борьбе с терроризмом, недостоверным декларированием и существенно уменьшает время прохождения грузов государственной границы.

Инспекционно-досмотровый комплекс является эффективным для контроля грузов, перевозимых контейнерами и транспортными средствами. Принцип работы комплекса заключается в получении изображения как контейнера или транспортного средства, так и находящихся в нем товаров или груза за минимальный промежуток времени. Ин-спекционно-досмотровый комплекс вместе с разработанным для него программным обеспечением дает возможность распознать находящиеся внутри контейнера товары, их количество, наличие контрабанды, не разгружая и не нарушая пломб.

Несмотря на то, что инспекционно-досмотро-вый комплекс использует ионизирующее излучение, он является абсолютно безопасным как для работающих сотрудников, так и для товаров и транспортных средств, так как в нем используется источник, не содержащий радиоактивных веществ. Можно с уверенностью сказать, что все используемые на данный момент комплексы имеют всю необходимую документацию, как разрешительную, так и о прохождении периодического радиационного контроля. Проверка объектов, подвергшихся сканированию, не показала никаких остаточных излучений, радиационный фон соответствует естественному.

В совокупности с применением системы управления рисками внедрение таможенными органами инспекционно-досмотровых комплексов даст возможность повысить достоверность осмотра и значительно сократить время, затрачиваемое на оформление товарных партий, в связи со значительным возрастанием качества контроля, более полным охватом объектов, внедрения выборочных досмотров. Активное применение инспекционно-до-смотровых комплексов уже доказало свою эффективность на многих таможенных постах, в значительной степени увеличив количество пресечённых попыток провоза незадекларированных товаров, а также запрещенных к провозу грузов в скрытых полостях и других местах транспортных средств.

Таким образом, применение инспекцион-но-досмотровых комплексов в совокупности с обязательным электронным декларированием и предварительным информированием позволит:

• значительно ускорить время прохождения государственной границы;

• повысить оперативность предоставления государственных услуг по таможенному контролю грузов;

• внедрить технологии удаленного выпуска.

Все это позволит равномерно распределить нагрузку между внутренними и приграничными таможенными постами и рационально использовать потенциал таможенных служб.

Одним из основных условий повышения качества таможенного обслуживания является разрешение проблемы финансирования процесса развития и совершенствования таможенной инфраструктуры, тем более теперь, когда значительная часть таможенных услуг может предоставляться частными предпринимательскими структурами, нуждающимися в разнообразии источников финансирования.

Но пока основным источником финансирования развития инфраструктуры таможенного обслуживания остается бюджет, а «развитие института таможенного представительства финансируется из собственных ресурсов» [2, с. 91-97].

Основным направлением развития инфраструктуры здесь может стать привлечение финансовых ресурсов страховых и инвестиционных фондов, готовых вкладывать деньги в развитие таможенной инфраструктуры.

Передача прав на оказание таких услуг, как таможенное оформление, декларирование, таможенная очистка товара, временное складирование и хранение, коммерческим структурам, таможенным представителям, заставляют таможенные органы повышать требования к ним и к складам временного хранения. Постоянное ужесточение требований приводит к усилению конкуренции между этими структурами и, соответственно, к более качественному обслуживанию. Но здесь имеется и обратная сторона, а именно монополизация рынка таможенного обслуживания крупными и сильными компаниями. К такому же результату может привести и внедрение новых финансовых требований к представителям, перевозчикам, складам временного хранения, таможенным складам (или к их поручителям), цель которых - увеличение

размера обеспечения, гарантирующего уплату таможенных платежей этими организациями.

Согласно прописанным нормам таможенного законодательства [5; 6] финансовое обеспечение, в качестве которого могут использоваться денежные средства или товарный залог, банковские гарантии или поручительства третьей стороны, должно составлять:

• для таможенного представителя 50 млн руб.;

• для таможенного перевозчика 20 млн руб.;

• для владельцев таможенных складов закрытого типа и складов временного хранения 2 млн 500 тыс. и от 300 руб. до 1 тыс. руб. за квадратный метр полезной площади.

ФТС довольно часто сталкивается с большим количеством нарушений, среди которых недопоставка товаров, неуплата или недоплата таможенных платежей, вызванные недостоверным декларированием. Поэтому государство регламентирует необходимость повышения финансового обеспечения получением больших гарантий, а представители бизнес-структур в этом случае должны получить более качественное обслуживание со стороны профессиональных участников рынка [6]. Но организациям, работающим в сфере предоставления услуг участникам внешней торговли, придется повышать цены на свои услуги, а небольшие компании могут и вовсе уйти с этого рынка, что повлечет за собой уменьшение конкуренции в сфере оформления, хранения и перевозки грузов. В конечном итоге увеличение цен на таможенные услуги приведет к подорожанию импортируемых и экспортируемых товаров и ляжет на плечи конечных потребителей. По ориентировочным расчетам специалистов, повышение финансового обеспечения на 20-30% приведет к удорожанию товаров для потребителя приблизительно на 5% [7; 8].

Проблемы с переводом таможенных платежей зачастую являются основной проблемой, которая может возникнуть у таможенных органов при исполнении своих обязательств перед федеральным бюджетом. Задержки, возникающие с оформлением грузов и их получением участниками внешней торговли, довольно часто происходят в связи с тем, что перечисленные ими деньги долго не поступают на счета таможенных органов. Поэтому

активное применение существующей таможенной карты в качестве единого расчетного механизма позволит:

• минимизировать влияние человеческого фактора;

• в значительной степени ускорить таможенное обслуживание;

• повысить продуктивность и качество таможенного обслуживания;

• значительно облегчит расчет между всеми участниками внешней торговли, околотаможенными структурами и таможенными органами;

• сделает более совершенным обслуживание.

Повсеместное использование такого расчетного механизма даст возможность оперативно вносить таможенные платежи непосредствен-

но во время подачи декларации и, в случае необходимости, доплачивать недостающие суммы. Такая расчетная система будет особенно удобна организациям, регулярно импортирующим и экспортирующим большие партии товаров, и, конечно, таможенным представителям в связи с тем, что они заинтересованы в быстроте таможенного оформления.

На данный момент Федеральной таможенной службой Российской Федерации проделана достаточно большая работа по модернизации уже имеющейся и созданию новой таможенной инфраструктуры на границе Российской Федерации, что позволяет создать условия для более качественного оказания услуг участникам внешнеэкономической деятельности, которые быстро и беспрепятственно могут проходить таможенную границу России.

i Список литературы

I 1. Королев П. Ю. Проблемы формирования системы таможенных пограничных пун-

• ктов пропуска РФ в контексте экономических преобразований в СНГ и ЕврАзЭС // : Проблемы современной экономики. 2007. № 3 (23). URL: http://www.m-economy.ru/ : art.php?nArtId=1459 (дата обращения: 13.04.2018).

I 2. Моденов А. К. Проблемы законодательства по использованию земель и охранных

: зон в субъектах Федерации / «PRO at CONTRA EKOLOGII POGRANICZA», Redakcja

• naukowa Tadeusz Zaborowski, Poznan: Gorzow Wlkp. 2012. 236 p.

: 3. Смирнова И. А., Круглов В. С. Таможенное регулирование и поддержка внешнеэко-

: номической деятельности предприятий // Вестник Саратовского государственного

: социально-экономического университета. 2013. № 4(48). С. 69-73. URL: http://www.

• seun.ru/content/nauka/5/4/doc/4_48_13.pdf (дата обращения: 13.04.2018).

• 4. Власов М. П., Торосян Е. К., Зарубина Ж. Н. Вопросы экономической безопасности организаций с единичным характером производства // Петербургский экономиче-

: ский журнал. 2017. № 1. С. 147-157.

I 5. Таможенное законодательство и внешнеэкономическая деятельность. URL: http://

: www.yurclub.ru/docs/custom/article2.html (дата обращения: 13.04.2018).

: 6. Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года. URL: http://

: www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25512&Itemid=2727

: (дата обращения: 13.04.2018).

7. Моденов А. К. Система управления рисками и применение механизмов мини-

• мизации рисков при осуществлении таможенного контроля / Satori w publicznym : bezpieczenstwie. Satori in Public Safety.Сатори в публичной безопасности / под ред. : Т. Заборовского // Gorzow Wlkp. Poznan. 2012. С. 101-115.

I 8. Кузнецова А. И. Стратегический менеджмент в развитии инновационной инфра-

• структуры региона // Управление экономическими системами: электроннный науч-

• ный журнал. 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskiy-menedzhment-: v-razvitii-innovatsionnoy-infrastruktury-regiona (дата обращения: 12.03.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

: 9. Колесников В. В. Феномен криминализации в экономике: понятие, связь с реформа-

I ми и правовым регулированием // Российский журнал правовых исследований. 2016.

• № 3 (8). URL: http://docplayer.ru/61474458-Fenomen-kriminalizacii-v-ekonomike-ponyatie-: svyaz-s-reformami-i-pravovym-regulirovaniem.html (дата обращения: 12.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.