Научная статья на тему 'Концепция развития социальной зрелости обучающихся профессиональной образовательной организации'

Концепция развития социальной зрелости обучающихся профессиональной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОО / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НАПРАВЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОО / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ОБОГАЩЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ДИСЦИПЛИН / SOCIAL MATURITY OF STUDENTS / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / PROFESSIONAL FOCUS ON FUTURE ACTIVITY / EDUCATIONAL POTENTIAL FOR STUDENT PROFESSIONAL ACTIVITY IN PEO / PROFESSIONAL ORIENTED SUBJECTS / TO INFORM THE PROFESSIONAL ORIENTED SUBJECTS TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семёнова Наталья Валерьевна

Автором представлены теоретические основания для развития социальной зрелости обучающихся в профессиональной образовательной организации (ПОО). Определены ключевые понятия (социальная зрелость обучающихся ПОО, профессионально-направленная деятельность , воспитательный потенциал профессионально-направленной деятельности обучающихся ПОО, профессионально-ориентированные дисциплины, обогащение процесса преподавания профессионально-ориентированных дисциплин, профессионально-педагогическое сопровождение) и теоретико-методологическая основа развития социальной зрелости обучающихся ПОО (положения аксиологического, акмеологического, социально-личностного, субъектно-деятельностного и контекстно-компетентностного подходов). В статье представлена ведущая идея концепции это актуализация и активизация воспитательного потенциала профессионально-направленной деятельности обучающихся ПОО. Сформулированы базовые положения концепции: (а) процесс преподавания профессионально-ориентированных дисциплин осуществляется через содержательное (социальное, эмоциональное, структурное) обогащение; (б) освоение обучающимися профессиональной деятельности осуществляется посредством квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности с учётом социо-культурных и стандартно-компетентностных факторов; (в) механизмы развития социальной зрелости обучающихся это идентификации и персонализации; (г) профессионально-педагогическое сопровождение обучающихся представлено различными тактиками (опекунство, наставничество, партнёрство, сотрудничество) и осуществляется на основе принципов нацеленности на перспективу, ориентации на ценностное отношение к профессии, деятельностного воспитания и социального взаимодействия; (д) организационно-педагогические условия включают трансформацию учебной деятельности в профессиональную, создание учебных проблемных ситуаций, организацию социального взаимодействия обучающихся. В статье описаны этапы (адаптационно-профессиональный и профессионально-личностный), методы и формы развития социальной зрелости обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семёнова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conception development of student social maturity in professional educational organizations

The article presents theoretical base for development of student social maturity in professional educational organizations (PEO). There are key words and theoretical and methodical base for development of student social maturity in PEO. The main idea is the activation of educational potential for student professional activity in PEO. The outfits emphasis important basic conceptions: (a) educational process is via substantial (social, emotional, structural) beneficiation; (b) mastering of professional activity through paraprofessional and educational leadership with socio-cultural and standard skills; (c) mechanisms for development of social maturity are identification and personalization; (d) professional pedagogical support has a base of principles for focus on the future, orientation towards professional values, educational and social interaction; (e) organizational and pedagogical conditions contain transformation of educational activity into professional activity, creation of educational challenging situations, organization of student social interaction. In article there are methods and forms for development of student social maturity.

Текст научной работы на тему «Концепция развития социальной зрелости обучающихся профессиональной образовательной организации»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/27PDMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Семёнова Н.В. Концепция развития социальной зрелости обучающихся профессиональной образовательной организации // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/27PDMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Semenova N.V. (2019). Conception development of student social maturity in professional educational organizations. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/27PDMN519.pdf (in Russian)

Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00268 А «Формирование исследовательских компетенций обучающихся в системе многоуровневого университетского психолого-педагогического образования и повышения квалификации педагогических кадров»

УДК 377.5

Семёнова Наталья Валерьевна

ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», Тюмень, Россия

Преподаватель E-mail: semnaval@mail.ru

Концепция развития социальной зрелости обучающихся профессиональной

организации

Аннотация. Автором представлены теоретические основания для развития социальной зрелости обучающихся в профессиональной образовательной организации (ПОО). Определены ключевые понятия (социальная зрелость обучающихся ПОО, профессионально-направленная деятельность, воспитательный потенциал профессионально-направленной деятельности обучающихся ПОО, профессионально-ориентированные дисциплины, обогащение процесса преподавания профессионально-ориентированных дисциплин, профессионально-педагогическое сопровождение) и теоретико-методологическая основа развития социальной зрелости обучающихся ПОО (положения аксиологического, акмеологического, социально-личностного, субъектно-деятельностного и контекстно-компетентностного подходов).

В статье представлена ведущая идея концепции - это актуализация и активизация воспитательного потенциала профессионально-направленной деятельности обучающихся ПОО. Сформулированы базовые положения концепции: (а) процесс преподавания профессионально-ориентированных дисциплин осуществляется через содержательное (социальное, эмоциональное, структурное) обогащение; (б) освоение обучающимися профессиональной деятельности осуществляется посредством квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности с учётом социо-культурных и стандартно-компетентностных факторов; (в) механизмы развития социальной зрелости обучающихся - это идентификации и персонализации; (г) профессионально-педагогическое сопровождение обучающихся представлено различными тактиками (опекунство, наставничество, партнёрство, сотрудничество) и осуществляется на основе принципов нацеленности на перспективу, ориентации на ценностное отношение к профессии, деятельностного воспитания и социального взаимодействия; (д) организационно-педагогические условия включают трансформацию учебной деятельности в профессиональную, создание учебных проблемных ситуаций, организацию социального взаимодействия обучающихся. В статье описаны этапы

образовательной

(адаптационно-профессиональный и профессионально-личностный), методы и формы развития социальной зрелости обучающихся.

Ключевые слова: социальная зрелость обучающихся ПОО; профессионально-педагогическое сопровождение; профессионально-направленная деятельность; воспитательный потенциал профессионально-направленной деятельности обучающихся ПОО; профессионально-ориентированные дисциплины; обогащение процесса преподавания профессионально-ориентированных дисциплин

Введение

В течении последних десятилетий в индустриально-развитых странах Запада и Америки, как и в России, всё чаще отмечается разрыв между биологическим и социокультурным взрослением молодежи. Это проявляется в нарушении механизма включения молодого поколения в жизнь взрослых, когда необходимо принимать на себя новые обязанности и обязательства. Зарубежными исследователями (Darkenwald G.G., Merriam S.B, Muchielli R., Almond G.A., Verba S., Bierstedt R., Borofsky B., Connolly W.E., DeLuca T., Eliasoph N.) рассматриваются различные социальные феномены, среди которых - феномен «социального иждивенчества молодёжи». Авторами используются в качестве синонимов словосочетания «социальная пассивность», «социальный инфантилизм», «синдром пролонгированного детства». Исследователи отмечают, что вызывает тревогу недостаточная включенность современного молодого человека в общество [1-9].

Введение термина «инфантилизм» как «особого вида остановки развития личности на ювенильной ступени» приписывают французскому психиатру и невропатологу Эрнесту Шарль Ласегу (1864 г.). Отечественные исследователи отмечают в качестве особенностей социального инфантилизма - сохранение в психике и повседневном поведении взрослого человека присущих детскому возрасту социально-психологических характеристик [10-12].

Особо отметим, что в социологических и психолого-педагогических исследованиях, посвящённых изучению жизнедеятельности российской молодёжи, отмечается утрата ею ценностных ориентиров, приводящая к нарушению идентификации личности, потери юношами и девушками смысла дальнейшей жизни, в том числе и смысла получения высшего образования и мотивации обучения. Дефицит ситуаций для социально-психологического самоутверждения личности, отсутствие позитивно оцениваемой, значимой для молодого человека деятельности ведут к формированию отрицательного самоотношения. Неразвитость у молодых людей навыков конструктивного общения приводит к неумению регулировать напряженность в межличностных отношениях, неспособности предупреждать возникновение деструктивных конфликтов и минимизировать их последствия [13-15].

Специалисты, работающие в профессиональных образовательных организациях (ПОО), отмечают у поступающих молодых людей, наряду со снижением уровня школьной подготовленности и низкой мотивацией к обучению, их пассивность в общественной, физкультурно-оздоровительной, досуговой, культурно-массовой и других сферах деятельности. Перечисленные факторы свидетельствуют о социальной незрелости обучающихся ПОО [16-18].

Социальная зрелость лиц юношеского возраста в аспекте акмеологических исследований включает ценностные ориентации, мотивацию образования, достижения в обучении, сформированность «Я-концепции» и механизмов саморегуляции [19].

С позиций психологии социальная зрелость человека зависит от «...осознанности им своей включенности в общности, в которых проходит его жизнедеятельность, эмоционально

положительного отношение к этим общностям и деятельной активности в отношении развития или поддержания стабильности этих общностей» [20, с. 90].

Несмотря на многоаспектность изучения проблемы социальной зрелости, малоизученными остаются вопросы развития социальной зрелости юношей и девушек, обучающихся в ПОО.

Современное общество нуждается в специалистах, обладающих гуманистическим мировоззрением и социальной зрелостью, владеющими глубокими профессиональными знаниями и реализующими свой творческий потенциал в профессиональной деятельности. Педагоги-методологи в области основ преемственности образовательного процесса А.К. Орешкина и З.А. Демченко отмечают, что стратегической задачей образовательного пространства выступает формирование у студентов профессиональных, общекультурных, общенаучных, информационных компетенций, направленных на становление поведенческой модели субъекта деятельности [21].

Реалии общественной жизни свидетельствуют, что постоянно меняющиеся социально-экономические условия жизни вызывают необходимость сопоставления и согласования накопленного опыта с обновляющейся реальностью. Вопросы подготовки специалистов новой формации в соответствии с требованиями общества требуют решения проблемы теоретического обоснования развития социальной зрелости обучающихся [22].

Под социальной зрелостью обучающихся ПОО понимаем интегративную качественную характеристику личности, определяющую её социальную сформированность. Она проявляется в: (а) принятии обучающимися социальных ценностей как личностно-значимых и понимание ими значимости своей профессии для улучшения благосостояния людей; (б) умение работать в коллективе и бесконфликтно общаться; (в) ответственности, самостоятельности, саморазвитии, креативности, рефлексивности, способствующих осмысленному овладению профессиональной деятельностью [23].

Развитие социальной зрелости обучающихся требует учёта социально-профессиональных факторов, и не только социо-культурных, отражающих запрос общества и государства по воспитанию у детей и молодёжи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну. Важно учитывать и стандартно-компетентностные факторы, которые предопределены наличием разработанных для профессионального образования компетенций (понимание сущности и социальной значимости своей профессии, умение организовывать собственную профессиональную деятельность и др.)1.

Цель статьи: представить концепцию развития социальной зрелости обучающихся профессиональной образовательной организации с учётом социально-профессиональных факторов (далее концепция).

Основой для содержательного наполнения концепции послужило следующее определение: «Педагогическая концепция содержит обоснование проблемы и развернутое изложение исходных положений, основных идей, прогностических проработок» [24].

Теоретической базой для разработки концепции развития социальной зрелости обучающихся послужили следующие методологические подходы, теории и положения:

• аксиологический подход (В.В. Ильин), отражающий суть гуманистической педагогики, когда человек рассматривается как наивысшая ценность общества, самоцель общественного развития [25];

1 http://www.edu.ru/abitur/act.86/index.php.

• социально-личностный подход (В.И. Загвязинский), в котором акцент ставится на необходимости воспитания личности, готовой к самоотдаче, к служению высоким идеалам добра и справедливости, способной к общественно полезному труду, умеющей жить и работать в коллективе [26];

• теория коллектива АС. Макаренко, которая обращена к воспроизводству национальной традиционной русской культуры через формирование типа личности коллективиста с высокой ответственностью за человека и его судьбу [27];

• субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев): личность формируется и проявляется в деятельности и требуется специальная работа по отбору и организации деятельности воспитанника, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения [28; 29];

• контекстно-компетентностный подход (А.А. Вербицкий), с позиций которого проектируется и реализуется деятельность студентов от собственно учебной через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную к собственно профессиональной деятельности с помощью трех взаимосвязанных обучающих моделей - семиотической, имитационной и социальной [30; 31];

• акмеологический подход (В.Н. Максимова), в аспекте которого зрелость рассматривается как характеристика рубежных этапов взросления человека в процессе обучения [32];

• теория личностно-развивающего педагогического процесса (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков), в рамках которой развитие личности обучающихся рассматривается как становление их опыта самооценки, смыслообразования, принятия ответственности, саморегуляции, субъектности [33; 34];

• положения психолого-педагогического сопровождения педагогического процесса (Е.А. Александрова), когда сущность сопровождения связывается с оказанием помощи различным участникам педагогических процессов в саморазвитии и осуществлении самостоятельных действий [35] и социально-психологической поддержки (О.С. Газман), если педагогами оперативно осуществляется помощь обучающимся в решении их индивидуальных проблем, связанных с кризисами взросления, вопросами профессионального самоопределения, эффективного взаимодействия, социально ориентированной деятельности) [36].

Ведущая идея концепции - актуализация и активизация воспитательного потенциала профессионально-направленной деятельности обучающихся для развития их социальной зрелости в учебно-воспитательном процессе профессиональной образовательной организации.

Потенциал - это «совокупность средств, возможностей в какой-нибудь области...», поэтому воспитательный потенциал профессионально-направленной деятельности обучающихся ПОО - это возможности в воспитании социальной зрелости обучающихся при погружении их в профессионально-направленную деятельность [37]. Но потенциал вначале необходимо актуализировать (актуализация: переход бытия из состояния возможности в состояние действительности), а затем активизировать (активизация: переход к решительным действиям) [38; 39].

Профессионально-направленная деятельность обучающихся, по мнению А.А. Вербицкого, представляет собой «.активность по воспроизводству «условно профессиональной деятельности» в специально созданных условиях, удовлетворяющих потребности студентов в овладении профессиональными компетенциями» [40].

Профессионально-направленную деятельность обучающихся ПОО, по нашему мнению, необходимо организовывать посредством создания определённых организационно-педагогических условий, которые включают: (1) трансформацию учебной деятельности в профессиональную с постепенной сменой направленности потребностей и мотивов обучающихся с личностно-эгоцентричной на социально-ориентированную профессиональную деятельность; (2) создание учебных проблемных ситуаций, постепенно приближающихся по содержанию и форме к профессиональным, к своему прототипу, заданному в модели деятельности специалиста; (3) организацию социального взаимодействия обучающихся посредством эмоционально-ценностных технологий; (4) установления связей образовательного учреждения с работодателями в рамках сетевого взаимодействия.

В структуре содержания образования ФГОС СПО обозначен блок дисциплин, которые обеспечивают «погружение» обучающихся в профессиональную деятельность2. В процессе преподавания профессионально-ориентированных дисциплин возможны их глубинные качественные изменения, которые связаны с социальным, эмоциональным и структурным обогащением образовательного процесса в целях развития социальной зрелости обучающихся.

Термин «обогащение содержания образования» вошел в отечественную дидактику лишь в начале 90-х годов. Обогащение содержания образования предполагает не количественную перестройку содержания образования, как это было принято традиционно, а глубинные качественные изменения в разработке содержания образования [41].

Социальное обогащение учебно-воспитательного процесса предлагаем реализовывать

через:

• погружение обучающихся в смыслы профессиональной деятельности для осознания миссии профессии;

• расширение профессионального кругозора юношей и девушек за счёт овладения профессиональными терминами в реально существующей профессиональной среде;

• формирование у обучающихся в процессе совместного проектирования и реализации продуктов профессиональной деятельности чувства коллектива как объединяющего начала общих интересов и основы солидарности в принятии решений и оказании помощи другому;

• включение обучающихся в активные виды социально значимых отношений, в том числе в тьюторское сопровождение одногруппников с ограниченными возможностями здоровья;

• создание обучающимися на волонтёрских основаниях продуктов профессиональной деятельности для малоимущих слоёв населения.

Об эмоциональном обогащении образовательного процесса следует говорить тогда, когда педагог, используя эмоционально-ценностные технологии по М.Г. Яновской, вовлекает обучающихся в различные эмоционально значимые ситуации:

• проблемно-поисковые, основанные на активном поиске правильных решений в ситуации заинтересованного общения;

• эмоционально-позитивные, связанные с отработкой навыков безконфликтного и позитивного общения при выполнение совместных проектов, что ведёт к

2 http://www.edu.ru/abitur/act.86/index.php.

приобретению нравственного и эмоционального опыта сопереживания, помощи, защиты;

• профессионально-игровые с целью имитации условно профессиональной деятельности в учебном процессе;

• оценочно-рефлексивные, в основе которых рефлексивная самооценка обучающимся собственной профессиональной деятельности, что побуждает их к самосовершенствованию и саморазвитию [42].

Структурное обогащение преподавания профессионально-ориентированных дисциплин предлагаем реализовывать через: (1) организацию квазипрофессиональной деятельности посредством дифференцировано-групповой и бригадной форм работ; (2) создание профессиональных площадок (по аналогии WorldSkills); (3) установление взаимодействия с производственными организациями3.

В процессе квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности происходит запуск следующих механизмов: (1) идентификации (от латинского «identificare» -«отождествление» - уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо) - установление полного сходства или совпадения обучающегося с образом профессионала, путём вовлечения в реальный производственный процесс; (2) персонификации (от латинское persona (лицо), и facio (делаю) - олицетворение) - персональной ответственности за выполнение профессиональных обязанностей посредством погружения обучающихся в самостоятельную профессиональную деятельность с предоставлением им возможности реализации профессиональных компетенций [43; 44].

Процесс развития социальной зрелости обучающихся включает два этапа: адаптационно-профессиональный и профессионально-личностный.

Цель адаптационно-профессионального этапа - адаптация обучающихся к условиям к ПОО в процессе погружения в учебно-профессиональную деятельность. Задачи: (1) помощь обучающимся при освоении новых правил обучения, контроля и усвоения знаний; (2) включение юношей и девушек в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций; (3) организация деятельности обучающихся по усвоению профессиональных знаний, умений, навыков и качеств. Для решения поставленных задач применяются различные методы обучения и воспитания: разъяснения, убеждения, поощрения, метод формирования сознания, дискуссии, метод взаимодействия. Формы: занятия с элементами деловых игр с применением специальной лексики, познавательные формы (экскурсия, представления-демонстрация (конкурсная программа), фронтальная беседа.

Цель профессионально-личностного этапа - развитие у обучающихся общих профессиональных компетенций. Задачи: (1) организация учебно-профессиональной и квазипрофессиональной деятельности обучающихся; (2) закрепление профессиональных компетенций в реальном производственном процессе; (3) формирование персональной ответственности за выполнение продукта деятельности. Используется широкий спектр учебно-воспитательных методов: проектная деятельность, анализ конкретных ситуаций, организация деятельности в специально созданных условиях, упражнения, метод формирования профессионального сознания, создание социальных проб. Формы: ситуационно-ролевая игра, деловые игры, мозговой штурм, групповая работа, анализ конкретных ситуаций, конкурсы, защита проекта.

3 https://ru.wikipedia.org/wiki/WorldSkills. Страница 6 из 11

https:// mir-nauki. com

Практическая значимость представленной концепции заключается в том, что она была взята за основу разработки модели актуализации и активизации воспитательного потенциала профессионально-направленной деятельности студентов ссуза в формировании у них социальной зрелости.

Модель реализована на базе Тюменского лесотехнического техникума. В исследовании приняли участие студенты специальностей «Технология деревообработки», «Экономика и бухгалтерский учёт», «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования». Возраст испытуемых - от 15 до 19 лет.

В процессе становления социальной зрелости обучающихся ПОО было организовано профессионально-педагогическом сопровождение (позиции педагога рядом с обучающимися). Оно заключается в оказании помощи юношам и девушкам в: (1) преодолении возникающих трудностей и разрешении проблемных ситуаций; (2) выборе оптимальных средств учебно-трудовой деятельности; (3) проявлении альтруистического поведения; (4) освоении профессиональных компетенций [45].

При развитии социальной зрелости обучающихся ПОО педагоги руководствовались следующими принципами: (1) нацеленности на перспективу - утверждение оптимистической гипотезы в походе к каждому воспитаннику, пусть даже с некоторым риском ошибиться (А.С. Макаренко); (2) ориентации на ценностное отношение к профессии - направленность деятельность на освоение обучающимися профессиональных компетенций с пониманием социальной значимости профессиональности деятельности в соответствии с традиционными социокультурными образцами российского общества; (3) деятельностного воспитания -предметное моделирование будущей профессиональной деятельности обучающихся; (4) социального взаимодействия - воспитания в коллективе и через коллектив, поощрение доброжелательности и эмпатии обучающихся, ориентации их на сотрудничество и содействие в процессе профессионально направленной деятельности, выполнение функции наставника в коллективной работе.

В зависимости от уровня развития социальной зрелости обучающихся педагоги реализовывали различные тактики сопровождения: (а) опекунство - безусловное позитивное принятие педагогом обучающегося как личности без всяких предварительных условий); (б) наставничество - помощь подопечному в приобретении опыта, необходимого и достаточного для овладения профессией); (в) партнёрство - обеспечение социально ориентированного общения в диаде «преподаватель - обучающийся»; (г) сотрудничество- совместная деятельность преподавателя и обучающегося для достижения успеха обучения [46].

Концепция развития социальной зрелости обучающихся профессиональной образовательной организации с учётом социально-профессиональных факторов разработана на основе положений аксиологического, социально-личностного, акмеологического, субъектно-деятельностного и контекстно-компетентностного подходов.

Основные положения концепции: содержательное (социальное, эмоциональное, структурное) обогащение процесса преподавания профессионально-ориентированных дисциплин; создание организационно-педагогических условий профессионально-направленной деятельности обучающихся ПОО (трансформация учебной деятельности в профессиональную, создание учебных проблемных ситуаций, организация социального взаимодействия обучающихся на адаптационно-профессиональном и профессионально-личностном этапах); профессионально-педагогическое сопровождение обучающихся на основе

Заключение

принципов нацеленности на перспективу, ориентации на ценностное отношение к профессии, деятельностного воспитания и социального взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ефимова Г.З. Социальный инфантилизм студенческой молодежи как фактор противодействия модернизации современного российского общества // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6 http://naukovedenie.ru/PDF/09PVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/09Р^614в.

2. Бернацкий В.О., Мосиенко Л.И. Концепт «инфантильная молодежь» в контексте диалога семьи и общества // Вестн. Ом. ун-та. 2019. Т. 24, № 1. С. 56-63. DOI: 10.25513/1812-3996. 2019. 24(1). 56-63.

3. Darkenwald G.G., Merriam S.B. Adult Education: Foundations of Practice. N.Y., Harper & Row, 1982. 260 р.

4. Muchielli R. Les methodes actives dans la pedagogie des adultes. P., 1985.

5. Almond G.A., Verba S. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. - Princeton, N.J.: Princeton Univ. Press, 1963.

6. Bierstedt R. An Analysis of Social Power // American Sociological Review. 1950. -Vol. 15. Borofsky B. Liberalism from Self: A Theory of Personal Autonomy. N.Y., 1996. №6.

7. Connolly W.E. The Terms of Political Discourse / 3 rd ed. Oxford: Blackwell, 1993.

8. DeLuca T. The Two Faces of Political Apathy. Philadelphia: Temple University Press. 1995.

9. Eliasoph N. Avoiding Politics. How Americans Produce Apathy in Everyday Life. Cambridge, UK. 1998.

10. Сухобская Г.С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики // Новые знания, 2002 № 4. - с. 17-20.

11. Жесткова Н.А. Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2013. - № 2 (14). - С. 128-136.

12. Деревянных Е.А. Социальный инфантилизм в молодёжной среде // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(24). URL: http://sibac.info/archive/social/10(24).pdf (дата обращения: 12.10.2019).

13. Малярчук, Н.Н. Концепция развития социальной зрелости обучающихся средних заведений [Текст] / Н.Н. Малярчук, Н.В. Семенова // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. Серия: социально-гуманитарная: коллективная монография / колл. авт. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес - Наука - Общество», 2014. С. 137-157.

14. Семенова, Н.В. Развитие социальной зрелости обучающихся ссуза: социально-личностный подход / Н.В. Семенова // Наука и образование: материалы! Международной научно- практической конференции: c6. науч. трудов. - Анталия

- Тамбов: Kutlu&AvciOfset - Изд-во ТРОО «Бизнес - Наука - Общество», 2014.

- С. 89-97.

15. Голиков, Н.А. Качество жизни учащейся молодёжи: социальные механизмы управления / Н.А. Голиков // Теория и практика общественного развития. - 2011.

- №2. - С. 60-65.

16. Малярчук, Н.Н. Социально-личностная незрелость обучающихся ссуза / Н.Н. Малярчук, Н.В. Семенова // Тенденции и перспективы развития современного научного знания: материалы "УМеждународной научно-практической

конференции, г. Москва, 24-25 декабря 2012 г. - М.: Изд-во «Спецкнига», 2012.

- С. 316-321.

17. Семенова, Н.В. Развитие социальной зрелости обучающихся - основной вектор социально-личностной ориентации системы образования / Актуальные психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки: материалы XI Международной научно- практической конференции, г. Стерлитамак, 27 марта 2014 г. / Н.В. Семенова. - Стерлитамак: Изд-во БашГУ, 2014. - C. 226-230.

18. Данилюк, А.Я. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. - 23 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Семенова, Н.В. Концепция развития социальной зрелости студентов ссуза / Н.В. Семенова /Международный научно-исследовательский журнал. - 2013. - №12 (часть 3). -C. 31-32. ISSN 2303-9868.

20. Гудзовская, А.А. Интер- и интрасубъектные факторы становления социальной зрелости. Опыт лонгитюдного исследования / А.А. Гудзовская // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 1(21). - С. 88-95.

21. Орешкина, А.К. Роль образовательных технологий в инновационном подходе к развитию научно-исследовательской деятельности студентов современного вуза / А.К. Орешкина, З.А. Демченко // Отечественная и зарубежная педагогика. -2013. - №5 (14). - С. 12-26.

22. Каменева, Е.Г. Развитие социальной зрелости студентов в педагогическом вузе / Е.Г. Каменева // Вестник ОГУ. - 2004. - №9. - С. 72-76.

23. Семёнова, Н.В. Психолого-педагогические условия формирования социальной зрелости студентов ссуза / Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов / Н.В. Семенова. - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 54. - Ч. 8. - С. 16-21.

24. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2007. 208 с.

25. Ильин, В.В. Аксиология / Ильин В.В. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 216 с.

26. Загвязинский, В.И. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / под ред. В.И. Загвязинского / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Р. Атаханов и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.

27. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса. Общее собрание сочинений в 8-х тт. / А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 1981. - Т. 1.

- 576 с.

28. Славская, А.Н. Основы психологии С.Л. Рубинштейна: Философское обоснование развития / отв. ред. В.А. Кольцова / А.Н. Славская. - Москва: Институт психологии РАН, 2015. - 344 с.

29. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.

30. Вербицкий, А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования / А.А. Вербицкий // Высшее образование в России. - 2010. - №5. -С. 32-37.

31. Johnson Elaine B. Contextual Teaching and Learning. - Corwin Press, INC. A Sage Publications Company. Thousand Oaks, California. - 2002.

32. Максимова, В.Н. Введение в акмеологию школьного образования / В.Н. Максимова. - СПб.: ЛОИРРО, 2002. - 156 с.

33. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитании / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2001. - № 1. - С. 17-24.

34. Сериков, В.В. К методологии экспериментального исследования проблем личностно-развивающего образования / Опытно-экспериментальное исследование в педагогике: логика, содержание, инструментарий: Научно-методические материалы 19-го Всероссийского семинара-практикума по методологии педагогического исследования, 24 ноября 2012 / Под ред. А.Ф. Закировой / В.В. Сериков. - Тюмень: Издательство ТОГИРРО, 2012. - С. 9-13.

35. Александрова, Е.А. Понимающая педагогика как фактор разрешения педагогических проблем социального становления личности // Психолого-педагогические проблемы социального становления личности: Сб. науч. тр. / Под ред. Н.Н. Никитиной, И.Д. Демаковой / Е.А. Александрова. - Ульяновск, 2007. -С.100-106.

36. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / Новые ценности образования: десять концепций и эссе / под. ред. Н.Б. Крыловой. Вып. 3. / О.С. Газман. - М.: Инноватор, 1995. - С. 58-64.

37. В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. Русский толковый словарь. Около 35000 слов. 70000 словосочетаний - 5-е издание, стереотипное - М.: Русский язык, 1998 -834 с.

38. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

39. Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н., Нечаева И.В. Новый словарь иностранных слов: свыше 25 000 слов и словосочетаний. - М.: ООО ИФ «Азбуковник», 2008. -1040 с.

40. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А.А. Вербицкий. - М.: ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.

41. Афанасьева, Д.О. Исследовательский подход в решении задач обогащения содержания образования в педагогическом вузе / Д.О. Афанасьева // Вестник ГУУ. - 2014. - №1. С. 215-219.

42. Яновская М.Г. Эмоционально - ценностные технологии нравственного воспитания / М.Г. Яновская. - Киров, Изд-во? 1998. - С. 36-50.

43. Новейший философский словарь / сост. и гл. науч. ред. А.А. Грицанов. - Минск: Интерпрессервис: Кн. Дом, 2001. - 1279 с. - (Мир энциклопедий).

44. Большой Российский энциклопедический словарь. - Москва, Научное издание «Большая Российская энциклопедия», 2007. С. 1887. ISBN 978-5-85270-332-3.

45. Семёнова, Н.В. Профессионально-педагогическое сопровождение становления социальной зрелости обучающихся ссуза / Н.В. Семенова // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. - 2016 г. - Выпуск 1. -C. 186-191.

46. Семенова, Н.В. Типы сопровождения обучающихся ссуза: попечительство, наставничество, партнерство, соратничество / Н.В. Семенова // Исследование традиционных и новых тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития в экономике проектном менеджменте, образовании юриспруденции, языкознании, культурологии, экологии, зоологии, химии, биологии, медицине, психологии политологии, филологии, философии, социологии, градостроительстве, информатике, технике, математике , физике , истории, растениеводстве: сб. науч. статей по итогам международной научно-практической конференции, г. Санкт-Петербург, 30-31 октября 2014 г./ Семёнова Н.В. - Санкт-Петербург: Изд-во КультИнформПресс, 2014. - C. 146-147.

https:// mir-nauki. com

Semenova Natalya Valerievna

Industrial university of Tyumen, Tyumen, Russia E-mail: semnaval@mail.ru

inception development of student social maturity in professional educational organizations

Abstract. The article presents theoretical base for development of student social maturity in professional educational organizations (PEO). There are key words and theoretical and methodical base for development of student social maturity in PEO. The main idea is the activation of educational potential for student professional activity in PEO. The outfits emphasis important basic conceptions: (a) educational process is via substantial (social, emotional, structural) beneficiation; (b) mastering of professional activity through paraprofessional and educational leadership with socio-cultural and standard skills; (c) mechanisms for development of social maturity are identification and personalization; (d) professional pedagogical support has a base of principles for focus on the future, orientation towards professional values, educational and social interaction; (e) organizational and pedagogical conditions contain transformation of educational activity into professional activity, creation of educational challenging situations, organization of student social interaction. In article there are methods and forms for development of student social maturity.

Keywords: social maturity of students; professional and pedagogical support; professional focus on future activity; educational potential for student professional activity in PEO; professional oriented subjects; to inform the professional oriented subjects teaching

27PDMN519

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.