Научная статья на тему 'Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья'

Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1182
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЬЮТОРСТВО / TUTORING / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / STUDENTS WITH SPECIAL NEEDS / ТЬЮТОРСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / TUTOR SUPPORT / ПРОГРАММА ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / A PROGRAM FOR PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / TUTORS SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горобец Даниил Викторович

В статье раскрыта сущность понятия «тьюторская деятельность», которая направлена на социальное и профессиональное развитие личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; определены и раскрыты педагогические стратегии работы обучающимися с особыми потребностями обогащения, приобщения, ориентирования; очерчены основные особенности использования в работе тьютора стратегии социально-педагогической поддержки и сопровождения, дана характеристика тьюторского сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Tutor Support for Students with Disabilities

The article reveals the essence of the concept of “tutoring activity”, which is aimed at the social and professional development of the personality of students with disabilities; Pedagogical strategies of work with students with special needs are defined and disclosed enrichment, initiation, orientation; Outlines the main features of using the strategy of socio-pedagogical support and support in the work of the tutor, and describes the tutorship support.

Текст научной работы на тему «Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

вного дизайн-образования / Е. В. Ткаченко, С. М. Кожуховская. - М.: НИИ развития проф. образования, 2006. - 43 с.

14. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=191669 &fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.2811870 425369938#0.

15. Фактологический бюллетень по вопросам инвалидности ООН [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/rights/di sabilities/background_7.shtml.

16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Омега-Л, 2013. - 134 с.

17. Хохлова С. В. Мониторинг качества школьного образования: дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2003. - 170 с.

18. Цибульникова В. Е. История внутри-школьного управления: монография / ГОУ ВПО «Московский пед. гос. ун-т». - М.: Прометей, 2011. - 207 с.

Д. В. Горобец

УДК 376.2/.3:37.064.2

ОСОБЕННОСТИ

ТЬЮТОРСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

Сазвитие общества предполагает уважение к каждому человеку, утверждая принцип солидарности и безопасности, обеспечиваю-

щий защиту и полное интегрирование в социум всех слоев населения и, в первую очередь, лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это определено главной целью социального развития - созданием «общества для всех». Основу такого интегрирования составляет концепция целостного подхода, которая открывает путь для реализации прав и возможностей каждого человека, прежде всего, равную доступность к получению качественного образования. Создание равных возможностей для обучающихся-инвалидов означает, что каждый молодой человек имеет право на обучение, воспитание и трудоустройство вместе со своими сверстниками -не инвалидами.

В современном мире происходит модернизация всех сфер жизни, в том числе сферы образования. Как указывает З. Нигматов, меняется отношение к другим/нетипичным: люди признают их права на уникальность и уважение. Наиболее ярко подобная ситуация заявляет себя в психологии инклюзии, учитывающей индивидуальные задатки, интересы и способности молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

Особенность инклюзивного образования состоит в том, что каждый студент является неповторимой и уникальной личностью со своими интересами, способностями и потребностями, требующей индивидуального подхода в процессе обучения и гибкости в использовании различных форм, методов, технологий образования, учитывающих эти особенности.

Согласно Государственной стратегии развития России до 2020 года приоритетного национального проекта «Образование», современная российская система высшего профессионального образования предусматривает изменения в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров нового поколения, которые имеют ограниченные возможности здоровья, но при этом готовы к принятию самостоятельных, ответственных решений, выработке индивидуальной траектории внутри социальной жизни, проектированию и реализации собственного образовательного маршрута, профессиональной образова-

20/7/2

тельной программы, обладают набором необходимых компетентностей в разных областях человеческой деятельности, способны быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.

В современных условиях образовательный процесс высшей школы, внедряющей инклюзивное образование, направлен на выполнение социального заказа - формирование самостоятельной, активной, инициативной, творческой личности, готовой к сотрудничеству, организации деятельности независимо от состояния здоровья. Ключевая роль в этом принадлежит одному из важнейших компонентов образовательного процесса - институту тьюторства. Тьюторство как специально организованная деятельность является, с одной стороны, условием, а с другой - средством обновления и совершенствования качества подготовки студента, предусматриваемого требованиями современного общества.

Основы тьюторской деятельности, ее формы и методы раскрыты в работах A. A. Бар-баржа, Л. А. Богданович, С. В. Дудчик, К. Ма-клафлина, Т. М. Ковалевой, И. Д. Проскуро-вской, Н. В. Рыбалкиной, Т. А. Строковой, И. В. Федорова, П. Г. Щедровицкого, Б. Д. Элько-нина и др. Особенности педагогической и психологической поддержки детей и молодежи раскрыты в работах А. Маслоу, К. Роджерса, О. С. Газмана, Т. В. Фуряевой и др. Выстраивание индивидуальных образовательных траекторий, разработка, реализация и сопровождение программ профессионально-личностного развития обучающихся-инвалидов в педагогическом вузе освещены недостаточно полно.

Целью данной статьи является раскрытие особенностей тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе их адаптации к учебно-воспитательному процессу.

Феномен тьюторства тесно связан с историей английских университетов и подтвержден многовековой практикой. Идея тьютор-ства как одна из институционализированных форм наставничества возникла в первых британских университетах - Оксфорде (XII в.) и

Кембридже (XIII в.), в которых тьюторы до сих пор занимают важное положение в учебной и воспитательной работе, являясь штатной единицей. Английские педагоги считают, что студент формируется как специалист и как личность в условиях так называемого тесного академического сообщества, где существует обратная связь между обучающимися и преподавателем и всем профессорско-преподавательским составом, а тьютор является связующим звеном, обеспечивающим монолитность академического образования [1, с. 44-45].

Тьюторская деятельность охватывала все сферы жизнедеятельности обучающихся в университете, начиная с учебы и заканчивая досугом. Центральное место в тьюторской деятельности отводилось воспитанию, в процессе которого обучающиеся усваивали нормы и правила поведения, проявляли интеллектуальную активность, а тьютор принимал в этом непосредственное участие.

Современная ситуация диктует новые требования, университеты нового типа, особенно те, которые внедряют инклюзивное образование, выделяют в качестве главной ценности образования умение работать с управляемым будущим. Здесь вновь становится востребованной тьюторская деятельность, где тьютор начинает выполнять функцию разработчика образовательных проектов или программ, выступает как консультант в сфере образовательных услуг, совмещая позицию наставника, консультанта и проектировщика.

При анализе научной литературы выявлено, что тьюторство не представлено в советской системе образования, где было принято понятие «наставничество». В отечественной педагогике и практике наставничество получило массовое движение в конце 50-х -начале 80-х гг. XX века.

Разница функций тьютора и наставника лишь в том, что тьютор помогает подопечному адаптироваться к новым условиям обучения, а наставник - к профессии и условиям жизни в коллективе. На современном этапе деятельность тьюторов направлена на социаль-

ное и профессиональное развитие личности, что предполагает формирование социальных навыков, профессиональное ориентирование, информирование о возможном изучении предмета, помощь в их выборе, поддержку, опекунство. Интересной является точка зрения Б. Д. Эльконина, который рассматривает тью-торство как одну из форм посредничества и выделяет личностную и социальную составляющие. По его мнению, посредничество -это ядро, единица, «зернышко», клеточка любой образовательной формы, любой формы, в которой человек строит свой собственный образ и, соответственно, образ всего того, где он находится. Посредническое действие и посредничество Б. Д. Эльконин рассматривает в двух контекстах и двух аспектах: экзистен-циональном (посредническое действие как тип человеческого существования) и социальном (место посреднического действия и посредничества в нарождающейся социальной ткани) [8, с. 38].

Тьютор, как говорилось выше, является посредником между обучающимися и пространством, следовательно, его задача - установление связи между индивидуальными потребностями личности и деятельностью. Тьютор призван соотносить культурные образцы, нормы, понятия с типом поведения и ожиданиями отдельного обучающегося-инвалида. Б. Д. Эльконин отмечает, что в отличие от педагога тьютор занимается составлением с подопечным планов и программ своей работы (учебной, образовательной, воспитательной), т. е. организованностью действий в ресурсно-целевом поле, где человеку необходимо определить область и границы своих возможностей [8].

В нашей стране идеи тьюторства начали распространяться в начале 90-х гг. XX века (Т. М. Ковалева, Н. В. Рыбалкина, П. Г. Ще-дровицкий и др.) и были обусловлены запросом на индивидуализацию обучения и воспитания, развития отдельных навыков и способностей, формирование креативных, социальных и специальных компетентностей, важных для жизни в обществе. Следовательно, система высшего профессионального обра-

зования должна стать гибкой и открытой для введения в нее субъектов образовательного процесса - обучающихся с особыми потребностями.

Т. М. Ковалева отмечает, что осуществлять тьюторскую деятельность возможно только в открытом образовательном пространстве, выделив три основные вектора в работе тьютора: социальный вектор - анализ инфраструктуры образовательного учреждения для реализации индивидуальной образовательной программы; предметный вектор - изменение границ предметного знания и корректировка индивидуальной образовательной программы; антропологический вектор - выявление и расширение личностного, антропологического потенциала и перевод данного потенциала в категорию ресурсов [5, с. 12-13].

Мы согласны с Н. В. Пилипчевской, которая рассматривает тьюторскую деятельность как совместную деятельность тьютора и тьюторируемого, направленную на понимание обучающимися с особыми потребностями возможностей использования ресурсов образовательного и воспитательного пространства вуза для построения и реализации программ личностного и профессионального развития (самоопределения) в социально значимой деятельности [7,с. 40].

На наш взгляд, одним из перспективных направлений высшей школы в современных условиях является построение программ личностного и профессионального развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их сопровождение. Для этого важно учитывать особенности и специфику организации учебно-воспитательного процесса в вузе. Современные исследователи выделяют следующие педагогические стратегии. И. В. Дрыгина [3] - стратегию «обогащения», которая помогает привнести в жизненный опыт обучающихся новые способы действия и взаимодействия в соответствии с поставленной целью. Данную стратегию тьютор может применить на этапе знакомства студента-инвалида с системой обучения в вузе. Тьютор помогает обучающемуся сформулировать собственный образовательный заказ с учетом его

20/7/2

физических и психических возможностей, потребностей и интересов, а главное -оказать помощь в планировании программы (стратегии) личностного и профессионального развития.

Стратегия «приобщения» затрагивает де-ятельностную и когнитивную сферы личности и направлена на овладение различными действиями и способами, позволяющими развить компетентность, самостоятельность, активность, ответственность, инициативность. Исходя из индивидуальных возможностей, потребностей и интересов обучающегося-инва-лида, уровня его компетентности, тьютор может помочь обучающемуся определиться с местом его профессиональных проб (место будущей практики), а также включать обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в различные образовательные события.

Стратегия «ориентирования» направлена на осознание личностью ценностного (аксиологического) аспекта предмета и предполагает выбор и реализацию педагогом соответствующих форм, способов, методов, приемов, средств. Тьютор может применить данную стратегию при выборе наиболее адекватных для обучающегося-инвалида способов осуществления любой деятельности.

Помимо представленных выше педагогических стратегий, в работе с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, выделяют еще две стратегии: стратегию поддержки и стратегию сопровождения.

По мнению многих ученых, сопровождение означает движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости - помощь и поддержку.

Для выявления сущности понятия «педагогическая поддержка» обратимся к трудам отечественного педагога О. С. Газмана, отмечающего, что «педагогическая поддержка» -это деятельность профессионалов, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психологическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной дело-

вой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением - экзистенциальном, нравственном, гражданском, профессиональном, индивидуально-творческом выборе [2, с. 180]. Мнение О. С. Газмана мы считаем значимым, так как своевременное оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в процессе адаптации способствует их личностному раскрытию и формированию значимых качеств личности, например, активности.

Предметом педагогической поддержки, таким образом, становится процесс совместного со студентом-инвалидом определения его собственных интересов, склонностей, способностей, ценностно-целевых установок, возможностей и способов преодоления затруднений, препятствующих его саморазвитию. Следовательно, при работе с обучающимся коллективом важно учитывать групповые ценности, проблемы и трудности, возникающие в учебно-воспитательном процессе, индивидуальные особенности, интересы и потребности каждого члена коллектива.

Педагогическая поддержка, во-первых, предполагает выявление реального затруднения у обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, в разрешении которого требуется помощь; во-вторых, в процессе реализации программ предполагается «плотное» взаимодействие между тьютором и тьюторируемым, более инициативная деятельность тьютора.

Сопровождение отличается от поддержки своей непрерывностью, комплексным характером и опосредованностью (в некоторых случаях даже нарочитой отстраненностью) оказываемой помощи. Сопровождение, в отличие от поддержки, предполагает субъектность подопечного. Поддержка же эпизодична, является адресной (направлена на преодоление конкретных затруднений) и предусматривает большую инициативу тьютора в оказании помощи. На наш взгляд, в поддержке нуждается любой человек, а тем более обучающийся, имеющий проблемы со здоровьем, который входит в новое образовательное и воспитатель-

ное пространство вуза и в новую студенческую среду.

Обратимся к современным исследованиям (Т. М. Ковалева, Н. В. Рыбалкина), которые трактуют тьюторское сопровождение как особую педагогическую технологию, основанную на взаимодействии ученика и тьютора, в ходе которого ученик осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи [8]. Тьюторское сопровождение - это сопровождение процесса индивидуализации в открытом образовании (Т. М. Ковалева).

С. В. Дудчик отмечает, что суть тьютор-ского сопровождения заключается в организации работы на материале реальной жизни подопечного (учебной, трудовой и т. д.), расширении его собственных возможностей, подключении субъектного отношения к построению собственного продвижения к успеху. Тьюторское сопровождение позволяет педагогам работать с интересами каждого ученика, помогать обучающимся осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы [4].

Таким образом, предметом тьюторского сопровождения может являться любая деятельность или процесс, направленные на решение учебно-воспитательных задач. Это дает нам возможность рассматривать тьюторское сопровождение как одну из педагогических технологий, направленную на реализацию программ развития студентов с особыми потребностями.

Мы согласны с определением Н. В. Пи-липчевской, которая рассматривает тьютор-ское сопровождение как особую педагогическую технологию, основанную на личностном взаимодействии и совместной деятельности студентов-первокурсников (тьюторан-тов) и преподавателей (тьюторов), в ходе которой осуществляется построение, осмысление и реализация программ профессионально-личностного развития тьюторантов [6]. Данное определение вполне может быть использовано и для работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. Тьютором могут быть не только преподаватели вуза, но и обучающиеся старших курсов,

которые прошли специальную подготовку, касающуюся организации и содержания инклюзивного образования, способные строить и реализовывать индивидуальные программы развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и осуществляющие социально-педагогическую, а также психологическую поддержку обучающихся-инвалидов.

В связи с этим деятельность тьютора должна быть направлена, в первую очередь, на поддержку активности, инициативности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, формирование у них ответственности за результаты своего личностного и профессионального становления. Это возможно только в совместной деятельности, которая поможет тьютору лучше узнать физические и интеллектуальные возможности студентов-инвалидов, их жизненные ориентиры и интересы, уровень развития познавательной, эмоциональной и волевой сфер. Тьютор должен использовать различные формы социально-педагогического и психологического сопровождения не только в учебной, но и воспитательной работе.

Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо осуществлять по специально разработанной программе; первоначально тьюторы осуществляют функцию поддержки, постепенно переходя к функции сопровождения. Это дает возможность тьютору отслеживать динамику личностного развития обу-чающихся-инвалидов и при необходимости оказывать им своевременную социально-педагогическую и психологическую поддержку в решении проблем, ситуаций и конфликтов, возникающих в процессе межличностной и групповой коммуникации.

Итак, тьюторство в деятельности вузов является одной из тенденций обновления содержания образования, формой социально-педагогической работы по активизации внутренних резервов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе их обучения в вузе. Анализ научных источников дает нам возможность констатировать, что тьюторское сопровождение обучающихся с

20/7/2

ограниченными возможностями здоровья в образовательной деятельности - направление в педагогической деятельности, которое способствует решению задач, стоящих перед вузом, внедряющим систему инклюзивного образования, и позволяет каждому обучающему-ся-инвалиду реализовать намеченную программу собственного личностного, профессионального и социального развития.

Внедрение в работу вузов стратегии тью-торского сопровождения и штатной единицы тьютора даст возможность обучающимся с ограниченными возможностями здоровья быстрее войти в образовательное пространство как академической группы, так и учебного заведения, определить траекторию своего личностно-профессионального становления.

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыта сущность понятия «тьюторская деятельность», которая направлена на социальное и профессиональное развитие личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; определены и раскрыты педагогические стратегии работы с обучающимися с особыми потребностями -обогащения, приобщения, ориентирования; очерчены основные особенности использования в работе тьютора стратегии социально-педагогической поддержки и сопровождения, дана характеристика тьюторского сопровождения.

Ключевые слова: тьюторство, обучающиеся с особыми потребностями, тьюторское сопровождение, тьюторская поддержка, программа личностного и профессионального развития обучающихся, инклюзивное образование.

SUMMARY

The article reveals the essence of the concept of "tutoring activity", which is aimed at the social and professional development of the personality of students with disabilities; Pedagogical strategies of work with students with special needs are defined and disclosed -enrichment, initiation, orientation; Outlines the main features of using the strategy of socio-pedagogical support and support in the work of the tutor, and describes the tutorship support.

Key words: tutoring, students with special needs, tutor support, tutors support, a program for personal and professional development of students, inclusive education.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барбарига A. A., Федорова И. В. Британские университеты: учеб. пособие для пед. ин-тов. - М.: Высш. школа, 1979. -127 с.

2. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М.: МИРОС, 2002. - 296 с.

3. Дрыгина И. В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза: монография / И. В. Дрыгина, O. A. Шушерина, В. В. Игнатова. - Красноярск: СибГТУ, 2006. - 154 с.

4. Дудчик C. B. Проводник в будущее. Заочные курсы повышения квалификации. Занятие № 5 «Тьюторское сопровождение» // Учительская газета. - 2006. - 25 апреля (№ 17). - С. 4-5.

5. Ковалева Т. М. Открытые образовательные технологии как ресурс тьюторской деятельности в современном образовании // Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии: сборник статей. -М.: МИОО, 2008. - С. 8-16.

6. Пилипчевская Н. В. Тьюторская деятельность: теория и практика: учеб.-метод. пособие для студентов-тьюторов и педагогов высш. шк. - Красноярск: Красноярск. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2009. - 136 с.

7. Пилипчевская Н. В. Тьютерское сопровождение адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук. - ГОУВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева», 2010. -204 с.

8. Тьюторство: концепции, технологии, опыт: юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. -Томск: Типография «М-Принт», 2005. - 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.