Научная статья на тему 'Концепция развития радиоактивно загрязненных территорий (на примере Курганской области)'

Концепция развития радиоактивно загрязненных территорий (на примере Курганской области) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
126
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЗОНА РАДИАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / PRIORITY DIRECTIONS / ZONE OF RADIOACTIVE INFLUENCE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Козлова Наталья Ивановна

Рассматриваются приоритетные направления вывода из депрессивного состояния территорий, попавших в зону радиационного воздействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Козлова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF RADIOACTIVE POLLUTED TERRITORIES DEVELOPMENT

Priority directions of a withdrawal from a depression of the territories which have got in a zone of radioactive influence are considered.

Текст научной работы на тему «Концепция развития радиоактивно загрязненных территорий (на примере Курганской области)»

нашем примере функцию tg() искали бы раньше, то вызов arctg() был бы понят как arc и функция tg(), то есть как неправильное выражение).

Разбор ведется с помощью массива строк. В начале в массиве одна строка (сама формула).

1) tg(arctg(Param1 )+X*R/F)

Потом найдется функция arctg() (ищется как «arctg(») и выделяется выражение внутри arctg() c помощью анализа количества закрывающих и открывающих скобок. Таким образом, в массиве окажется две строки:

1) tg({2}+X*R/F)

2) 3(Param1)

В строке 2 находится 3(Param1), так как 3 - это код арктангенса. Строка {2} означает «выражение 2». Далее будет найдена функция tg() :

1) {3}

2) 3(Param1)

3) 15({2}+X*R/F)

Так как больше нет функций, то будут найдены инфиксные функции-операции. Они находятся в порядке: л (степень), /,*,-,+. Такой порядок принят в связи с тем, что если бы мы следовали равенству приоритетов операций - и +, то при нашем разбиении из формулы 10-2+4 мы иногда получали бы то 10-(2+4), то (10-2)+4, что неправильно. Операция Л (степень) при повторении вычисляется справа налево, все остальные - слева направо. Далее в нашем примере будет найдено:

1) {3}

2) 3(Param1)

3) 15({2}+X*{4})

4) 10(R,F)

Потом найдем умножение:

1) {3}

2) 3(Param1)

3) 15({2}+{5})

4) 10(R,F)

5) 11(X,{4})

В конечном итоге получаем:

1) {3}

2) 3(Param1)

3) 15({6})

4) 10(R,F)

5) 11(X,{4})

6) 13({2},{5})

Затем функция ConvertString() изменяет порядок вычисления элементов алгоритма. Первыми вычисляются выражения на основе констант и переменных, то есть получается алгоритм:

1) 10(R,F)

2) 3(Param1)

3) 11(X,{1})

4) 13({2},{3})

5) 15({4})

При вычислении формулы при конкретных параметрах в алгоритме имена переменных заменяются на их значения при помощи функции ReplaceExpr() и вызывается функция С^уС^^^О, которая в цикле вызывает ConvertString() для проведения оптимизации вычислений и доведения их до результата.

Функция ComplexEval() вызывается при вычислении значений комплексных формул. Функция Calc_Elem -контейнер для всех остальных функций, который подготавливает параметры к вычислению, распознает тип формул и направляет формулу в конкретную функцию.

Так как вычисления делает анализатор функций, необходимо для каждого элемента хранить в базе данных его номер, название, все его параметры и формулы расчета матрицы передачи. 192

Программа Есоб1 имеет интерфейс пользователя, который позволяет сохранять результаты вычислений и загружать их из файла, хранить в одном файле расчеты разных элементов с разными параметрами, управлять сообщениями об ошибках, выводить по выбору на экран значения либо всех параметров, либо всех вычисляемых, и т.д., а также содержит настройки управления сообщениями об ошибках. Программа позволяет производить массовый расчет элементов при изменении значений параметров с некоторым шагом. Возможен расчет характеристик акустической эффективности глушителя на любой интересующей исследователя частоте. По результатам расчетов, которые могут быть представлены по желанию пользователя как в графическом виде, так и в виде таблицы, видно, на каких частотах эффективность глушителя недостаточна, и тогда необходимо оптимизировать геометрические размеры заданных элементов либо пересмотреть принципиальную схему.

Разработанная программа реализации метода акустического расчета глушителей шума обеспечивает решение важной прикладной и научно-исследовательской задачи проектирования высокоэффективных глушителей шума с наименьшими затратами времени и материальных средств.

Список литературы

1.Старобинский Р.Н. Теория и синтез глушителей для впускных и выпускных систем двигателей внутреннего сгорания: Дис.... д-ра техн. наук. - Тольятти: ТПИ, 1982. - 333с.

2.Белякин С.К., Гулезов С.С., Терехов А.С. и др. Показатели акустической эффективности глушителей //Вестник Уральского межрегионального отделения академии транспорта. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 1999. -Вып.2. - С. 265 - 267.

3. Ткаченко Ю.Л. Разработка и внедрение методики акустического

расчета реактивных глушителей шума транспортных средств: Дис. ... канд. техн. наук. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998.148 с.

4.Белякин С.К. Разработка метода акустического расчета комбинированных глушителей шума транспортных средств: Дис.... канд. техн. наук. - Курган: Курганский гос. ун-т, 2000.- 189 с.

УДК 33 : 504 (07) Н.И. Козлова

Курганский государственный университет

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РАДИОАКТИВНО ЗАГРЯЗНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ (на примере Курганской области)

Аннотация

Рассматриваются приоритетные направления вывода из депрессивного состояния территорий, попавших в зону радиационного воздействия

Ключевые слова: устойчивое развитие, зона радиационного воздействия.

N.I. Kozlova

Kurgan State University

THE CONCEPT OF RADIOACTIVE POLLUTED TERRITORIES DEVELOPMENT

Annotation

Priority directions of a withdrawal from a depression of the territories which have got in a zone of radioactive influence are considered.

Key words: priority directions, zone of radioactive influence.

Переход к современной модели устойчивого экономического роста территорий Курганской области, попавших в зону радиоактивного загрязнения, может определяться как временными факторами, так и возможными вариантами сценарных условий развития. Осуществляемая в стране экономическая реформа предъявляет новые требования ко всем стадиям и аспектам управления экономикой, в том числе к формированию условий длительного проживания населения при постоянном воздействии радиации.

Радиационная ЧС в Уральском регионе относится к разряду крупномасштабных. Курганская область занимает особое место в оценке ущерба, так как техногенные радиоактивные сбросы в реку Теча продолжались в течение десятка лет, население длительное время проживало и живет в условиях радиации. Защитные меры здесь были проведены ограничено, и поэтому в местах проживания населения сохранился режим радиационной ЧС без отселения. Несмотря на предпринятые экстренные меры, направленные на снижение радиационного воздействия на население загрязненных территорий, а затем проведение реабилитационных мероприятий, обстановка на пострадавших территориях является уникальной: население десятки лет вынуждено проживать в условиях сохраняющегося радиационного воздействия.

На фоне общего кризиса в стране радиоактивно загрязненные территории поставлены в особо сложное социально-экономическое положение. С одной стороны, экономика этих территорий - часть экономики страны и, естественно, как и экономика всей страны, должна перестраиваться, переходить на рыночные отношения; с другой - на них должны осуществляться специальные мероприятия по оздоровлению окружающей природной среды, медицинской и социальной защите населения, требующие централизованного государственного вмешательства.

Поэтому при формировании условий длительного проживания населения с постоянной радиационной нагрузкой необходимо рассмотреть приоритетные направления развития в трех аспектах: экологическом, экономическом и социальном.

Экологический аспект. В области охраны окружающей среды приоритетными направлениями будут: прекращение сброса радионуклидов р.Теча; мониторинг состояния окружающей среды, в том числе радиоактивного, определение степени использования экологической емкости территории с выделением наиболее опасных территорий; проведение мероприятий по радиологическому оздоровлению бассейна р. Теча-Исеть и окружающих территорий; обеспечение радиационной безопасности населения; реализация мероприятий по охране атмосферного воздуха от загрязнений; улучшение состояния водных объектов; предупреждение и ликвидация последствий экологически опасных ситуаций; переработ-

ка и утилизация отходов производства и потребления.

Реализация природоохранной политики не только обеспечит экологическую безопасность загрязненных территорий, позволит улучшить условия природопользования, но и будет способствовать снижению влияния радионуклидов на здоровье населения и их психологическое состояние (рис. 1).

Рис. 1. Экологические составляющие формирования условий длительного проживания населения радиоактивно загрязненных территорий Курганской области

Экономический аспект. Переход на рыночную экономику приватизация собственности и смена критериев оценки работы предприятий, сопровождавшиеся резким спадом инвестиций, привели к снижению производства товаров практически во всех отраслях экономики. Но развитие инфраструктуры территорий, оказавшихся в зоне радиационного воздействия, близость к Уральскому центру с его мощным научно-техническим потенциалом позволят освоить на предприятиях радиоактивно загрязненных районов Курганской области новые технологии, организовывать наукоемкие производства, использовать потенциал оборонного комплекса (рис. 2).

Рис.2. Экономические составляющие формирования условий длительного проживания населения радиоактивно загрязненных территорий Курганской области

Так как пострадавшие территории являются сельскохозяйственными районами, то необходимо с большой эффективностью использовать возможности национального проекта в сельском хозяйстве.

Агропромышленный комплекс. Для дальнейшего роста объемов производства продукции растениеводства необходимо постоянно проводить агротехнические мероприятия и применять новые технологии по снижению радионуклидов на загрязненных территориях, повышать плодородие почв на площадях, не загрязненных радионуклидами, развивать элитное семеноводство, укреплять материально-техническую базу сельскохозяйственных предприятий, формировать систему сельскохозяйственной кооперации. В производстве зерна основным направлением должно оставаться производство фуражного зерна для развития кормовой базы животноводства. Производство картофеля и овощей будет обеспечиваться, в основном, хозяйствами населения и фермерами.

Все больше обостряется ситуация в животноводстве на загрязненных территориях. С 90-х годов наблюдается устойчивое сокращение поголовья сельскохозяйственных животных. При сокращении поголовья скота наблюдалась тенденция к снижению производства основных продуктов животноводства. В результате роста диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, отсутствия реальной финансовой поддержки государства сельское хозяйство в настоящее время стало стабильно убыточным. Поэтому для развития животноводства необходимо увеличить производство молока и мяса в сельхозпредприятиях, где заметно выросла доля хозяйств населения и фермеров в производстве продукции животноводства. Для этого необходимы дотации в отрасль, поддержка племенных репродукторов мясного скотоводства, что позволит увеличить поголовье скота мясной породы и производство молока.

Для дальнейшего развития предприятий, перерабатывающих мясомолочное сырье, необходимо, кроме создания собственной устойчивой сырьевой базы, совершенствовать технологический процесс, проводить техническое перевооружение отрасли. Важное социальное значение имеет развитие собственной индустрии производства детского питания. Для выполнения поставленных задач на загрязненных территориях необходимо следующее: дотирование и поддержка в рамках национальных проектов производства сельскохозяйственной продукции, переход к системе инвестиционной поддержки сельского хозяйства, повышение эффективности использования бюджетных средств; переход от дотаций к субвенциям на производство сельскохозяйственной продукции; техническое перевооружение сельского хозяйства, внедрение новой сельскохозяйственной техники, энерго- и ресурсосберегающих технологий производства; развитие кооперации на селе, внедрение новых форм интеграции предприятий, образование холдинговых структур; развитие агролизинга, создание машинно-технологических станций, предоставляющих в аренду сельскохозяйственную технику сразу нескольким хозяйствам; развитие сервисной инфраструктуры за счет освоения новых методов технического обслуживания; сокращение потерь сырья, его глубокая переработка, расширение ассортимента продукции предприятий перерабатывающей промышленности; увеличение инвестиций в перерабатывающую промышленность, привлечение акционерного и частного капитала; кооперация предприятий перерабатывающей промышленности с сельскохозяйственными товаропроизводителями с целью повышения эффективности реализации продукции; продолжение работы по созданию системы непрерывного сельскохозяйственного образования, подготовке и переподготовке кадров руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий в соответствии с требованиями рынка; поддержка фермерства; предотвращение изыма-

ния лучших земель для сельскохозяйственных нужд, восстановление и воспроизводство генофонда растений и животных.

В промышленном комплексе территорий, подвергшихся радиационному воздействию, произойдут существенные сдвиги, если провести внедрение новых технологий, реорганизацию перерабатывающей отрасли сельхозпродукции.

Перспективное развитие строительного комплекса должно обеспечивать реализацию основных направлений социально-экономического развития загрязненных территорий. Главной целью реструктуризации строительного комплекса является реализация социальных программ, обеспечение населения доступным жильем и объектами коммунально-бытового и социально-культурного назначения.

В транспортном комплексе инновационная политика должна быть направлена на реализацию транспортного потенциала территорий, подвергшихся радиационному воздействию. При решении проблем развития транспорта в целом предполагается соблюдение принципа опережающего транспортного развития территорий в соответствии с прогнозами экономического развития отраслей, учетом межрегиональной и межотраслевой специализации и интеграции.

В области развития связи приоритетами являются мероприятия, обеспечивающие повышение качества, надежности, устойчивости внутризоновой сети связи; создание на загрязненных территориях высокоскоростных сетей передачи данных и цифровой системы интегрального обслуживания; обеспечение спроса населения загрязненных территорий на услуги местной телефонной связи; рост сотовой и пейджинговой связи, развитие компьютерных сетей федерального и регионального значения, создание современной информационной инфраструктуры, расширение возможностей использования информационных ресурсов Интернета.

В ходе институциональных преобразований на территориях Курганской области, подвергшихся радиационному воздействию, формируется новая финансовая система и институты рыночной инфраструктуры. Одним из важнейших условий становления рыночных отношений признано развитие малого бизнеса, представляющее одно из приоритетных направлений государственной политики. На загрязненных территориях в малой степени получили развитие различные формы функционирования субъектов малого предпринимательства: индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, организации малого предпринимательства, фермерские хозяйства. Незначительное развитие малые предприятия получили в промышленности и строительном комплексе. Поэтому необходимо в дальнейшем развивать и поддерживать малый бизнес, подчеркивать его социальную значимость как сферу, предоставляющую дополнительные источники доходов для населения наряду с основным местом работы.

Для привлечения инвестиций в основной капитал, направленный на развитие экономики и социальной сферы территорий, подвергшихся радиационному воздействию, необходимы бюджетные гарантированные ассигнования. Также необходимо привлекать собственные средства предприятий, организаций и граждан и активно использовать кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты, увеличить долю портфельных инвестиций и, самое главное, сделать привлекательными для вложения капитала приоритетные отрасли экономики.

В экономическом аспекте сформулированы основ-

ные направления развития загрязненных территории, которые позволят им выйти из депрессивного состояния и тем самым решить ряд социальных задач.

Социальный аспект. Загрязнение среды обитания радионуклидами привело к значительным потерям здоровья, социально-психологической напряженности, к снижению качества и уровня жизни. Поэтому выбор ориентиров социально-экономической политики на перспективу должен базироваться, в первую очередь, на национальных проектах в области здравоохранения с учетом демографического потенциала пострадавших территорий, количества и качества состояния трудовых ресурсов; в области образования и жилищного строительства необходимо развивать материальную базу социальной сферы, довести уровень и качество жизни до среднеобластных показателей (рис. 3).

Для развития материальной базы социальной сферы приоритетными направлениями в жилищном строительстве будут: строительство нового жилья повышенной комфортности; реализация программы ликвидации ветхого и аварийного жилья за счет строительства муниципального жилья; строительство социального жилья; развитие ипотечного кредитования; развитие индивидуального жилищного строительства.

В сфере образования приоритет необходимо отдать повышению качества общеобразовательного уровня, реформированию системы профессионального образования и адресной подготовке специалистов; замене существующих ветхих и аварийных школьных зданий, в первую очередь, в сельской местности; для высшей школы, системы среднего специального и профессионального образования будет осуществляться строительство новых зданий и сооружений и реконструкция существующих.

Здоровье населения

Со циальный аспект

Жилищное строительство

Образование

Торговля

Бытовое обслуживание

Демогр афическая ситуация

Улучшение социально-психологического климата

Уменьшение миграционных процессов

Рис.3.Социальные составляющие формирования условий длительного проживания населения радиоактивно загрязненных территорий Курганской области

В здравоохранении приоритетными направлениями будут: сохранение и укрепление здоровья человека, ориентация системы здравоохранения на профилактику и улучшение здоровья населения, проживающего в условиях радиационной нагрузки; реструктуризация коечного фонда и внедрение стационарно замещающих технологий; внедрение прогрессивных лечебных технологий с использованием новейшего медицинского оборудования; расширение сети стационарных учреждений социального обслуживания и строительство специальных домов для престарелых и инвалидов с блоками медицинских и бытовых услуг.

Приоритетными направлениями развития отрасли

торговли должны стать: развитие связей организаций торговли с местными товаропроизводителями, создание условий для развития товаров местного производства; формирование эффективно работающих логистических схем, что потребует установления надежных связей с оптовыми поставщиками продукции, постоянного контроля над складскими запасами и регулирования всей системы товародвижения в целом; создание необходимых условий и механизмов, обеспечивающих совершенствование торгового обслуживания на селе.

В области бытового обслуживания населения приоритетным направлением должно стать совершенствование системы бытового обслуживания за счет расширения сети предприятий службы быта, внедрения новых видов бытовых услуг, прогрессивных технологий и техники.

Но одновременно с реализацией национальных проектов и предлагаемых направлений развития депрессивных районов необходимо решать насущные и острые вопросы социально-психологической реабилитации населения.

Социально-психологическое самочувствие и настроение населения, проживающего на пострадавших территориях, ухудшается, социальная напряженность растет. На территориях радиоактивного загрязнения социально-психологическая обстановка более стрессовая, социальная напряженность более высокая, чем на условно «чистой» территории, так как на самочувствие населения существенное влияние оказывает экологическая обстановка, особенно ее радиационный аспект.

Свое воздействие на социально-психологическую обстановку на загрязненных территориях оказывает, безусловно, ход экономических и политических реформ. Однако более детальный анализ оценок населения загрязненной и «чистой» территорий позволяет сделать вывод о том, что более высокий уровень напряженности на пострадавших территориях определяется фактом проживания населения в непосредственной близости от зоны влияния радиоактивно опасного объекта - ПО «Маяк».

Значительная часть населения области осталась социально незащищенной. В основном это население, проживающее в населенных пунктах, расположенных вдоль реки Теча, по разным причинам (главным образом, материально-финансового порядка) не отселенное. На этих территориях и сегодня повышенный уровень среднегодовой эффективной дозы, попадающей в организм, величина которой зависит от «привыкания», - нарушения касаются поймы, в том числе в хозяйственных целях. Поэтому население чувствует себя вдвойне ущемленным: не подпадая под действие существующих «радиационных» законов, которые позволяют хотя бы частично компенсировать прошлое радиационное воздействие, оно продолжает подвергаться действию радиационного фактора и в настоящее время.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Именно это обстоятельство лежит в основе социального расслоения на пострадавших территориях. В большинстве населенных пунктов здесь проживают как те, кто в свое время был насильственно отселен из родных мест, но сегодня пользуется поддержкой государства в виде льгот и компенсаций за причиненный ущерб (отметим, что их контингент не велик), так и те, кто, всю жизнь прожив на «грязной» территории, не подпадает под действие закона и не пользуется социальными льготами, например, население Бродокалмака, Русской Течи и др.

Анализ социально-психологического самочувствия и настроения жителей пострадавших от радиации территорий позволяет считать, что производственное объединение «Маяк» в глазах населения продолжает оставаться потенциально опасным источником радиоактивного

загрязнения окружающей среды и радиационного воздействия на население. Поэтому для живущих здесь в настоящее время и в обозримом будущем сохраняется опасность материальных, социальных и морально-психологических потерь.

В условиях сложной радиоэкологической обстановки система управления социальными процессами на пострадавших территориях должна быть ориентирована на первоочередные проблемы и оптимальные подходы к их достижению. Систему нужно обеспечить рациональным механизмом организации управления этими процессами, который включает в себя кадровый потенциал и стиль управления, координацию и регулирование процесса исполнения, учет общественного мнения, научное обеспечение управления и другие составляющие. С этой точки зрения программно-целевой подход к решению проблемы представляется наиболее рациональным.

Для реализации и эффективности радиационной реабилитации территорий, подвергшихся радиационному воздействию, необходимо откорректировать политику по преодолению последствий радиационных аварий (рис.4).

[ Составляющие политики по преодолению последствий радиационных ЧС |

Z

Юридическая

квалификация

радтционных 1

объектов /

природной среды

Экономический статус территорий, подвергшихся радиационному _воздействию_

Совершенствование организационно-финансового механизма реализации Программ реабилитации

приоритетности вложения

Формирование у населения адекватного восприятия опасности прожитния на территориях, подвергшихся радиационному воздействию

Рис. 4.Направления реабилитационной политики в

Курганской области по преодолению последствий радиационной чрезвычайной ситуации

Проблема радиоактивного загрязнения и радиационной безопасности граждан Уральского региона признана в настоящее время федеральной, однако не в полной мере. Создана необходимая нормативно-правовая и финансовая база для обеспечения социальных гарантий пострадавшему от радиации населению Уральского региона. Статус чрезвычайной экологической ситуации пострадавших территорий, подвергающихся до настоящего времени радиационному воздействию, не имеет на сегодня федерального признания.

Таким образом, сочетание экологических, экономических и социальных составляющих развития с учетом социально-психологической реабилитации населения позволит территориям Курганской области, подвергшимся радиационному воздействию, выйти из депрессивного состояния.

Работа, проводимая в отношении населения, пострадавшего от радиационного воздействия и проживающего в условиях повышенного радиационного риска, нуждается в совершенствовании. С другой стороны, такая работа должна быть распространена на всю территорию области, имея в виду местные ресурсы и приоритеты развития территорий области.

Список литературы

1. Козлова Н.И. Экономическая оценка ущерба от радиационной

чрезвычайной ситуации. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та,

2008.

2. Козлова Н. И. Прямые и опосредованные последствия радиационной

чрезвычайной ситуации // Вестник Тюменского гос. ун-та. - 2005.

- № 4.

3. Козлова Н. И. Реабилитационная политика по ликвидации последствий радиационной чрезвычайной ситуации в Курганской области // Российское предпринимательство. - 2008. - № 7. -Вып. 2.

УДК 638.382.3(075.8) С.П. Левашов

Курганский государственный университет

РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ ЧЕЛОВЕКА ОТ ОПАСНОСТЕЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация

Исследование теоретических и методологических проблем, связанных с анализом безопасности человека как элемента социотехнической системы. Разработка научного инструментария оценки и прогнозирования безопасности на основе междисциплинарного синтеза гуманитарных, технических и естественнонаучных теорий. Выбор приоритетных критериев безопасности и разработка комплексов первоочередных и перспективных мероприятий по снижению рисков. Практическая значимость исследований состоит в возможности применения методологического комплекса при разработке и принятии эффективных управленческих решений для различных иерархических уровней антропоэкологической системы.

Ключевые слова: безопасность человека, антропо-экологическая система, опасность, риск, методология анализа риска.

S.P. Levashov Kurgan State University

DEVELOPMENT OF THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF SECURITY AND HUMAN PROTECTION FROM ENVIRONMENTAL HAZARDS

Annotation

The study of theoretical and methodological problems associated with analysis of human security as an element of socio-technical system. Development of scientific tools evaluation and prediction of security based on an interdisciplinary synthesis of human, technical and natural science theories. There is a selection criteria for priority-governmental security and development of complex primary and promising interventions to reduce risks. The practical significance of research lies in the possibility of using a complex methodology in the development and adoption of effective management decisions for the various hierarchical levels antropoeko-logical system.

Keywords: human security, anthropoecological system, hazard-ities, risk, risk assessment methodology.

1. Актуальность проблемы исследований

Актуальность проблемы безопасности человека в современном мире обусловлена становлением нового типа реальности, характеризующейся взаимопроникно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.