Научная статья на тему 'Механизмы реализации первой Федеральной целевой Программы по социальной реабилитации населения Уральского региона, пострадавшего вследствие деятельности производственного объединения «Маяк»'

Механизмы реализации первой Федеральной целевой Программы по социальной реабилитации населения Уральского региона, пострадавшего вследствие деятельности производственного объединения «Маяк» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
155
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Стариков В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы реализации первой Федеральной целевой Программы по социальной реабилитации населения Уральского региона, пострадавшего вследствие деятельности производственного объединения «Маяк»»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ И ТРУДОВОЕ ПРАВО

В.И. Стариков

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРВОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА, ПОСТРАДАВШЕГО ВСЛЕДСТВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «МАЯК»

Формирование социальной политики на уровне региона (субъекта РФ) - достаточно новое явление в Российской Федерации. С принятием Конституции 1993 г. субъекты РФ стали самостоятельными носителями социально-экономических отношений. Основополагающая роль, безусловно, принадлежит федеральным исполнительным органам.

Большое значение в механизме социальной защиты граждан, пострадавших от радиации, играют представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, а также муниципальные органы. Существенное влияние на решение данных вопросов оказывают общественные объединения. Так, в ст. 12 Федерального закона «О радиационной безопасности» (1996 г.) сказано, что общественные объединения осуществляют общественный контроль за выполнением норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности. В Федеральном законе от 1995 г. установлено право общественных организаций и граждан на участие в обсуждении проектов законодательных актов и программ в области использования атомной энергии, а также в обсуждении вопросов по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Таким образом, органы государственной власти и органы местного самоуправления, на территории которых предполагается разместить ядерные установки, радиационные источники или пункты хранения, обязаны проводить с участием общественных организаций и граждан обсуждения вопросов по размещению, проектированию и сооружению объектов использования атомной энергии.

Специфика производственного объединения «Маяк» заключается в переработке расщепляющего материала, в качестве неизбежного следствия производства которого образуются три вида радиоактивных отходов: низко-, средне-, высокоактивные (НАРАО, СРАРАО, ВАРАО). В ходе деятельности предприятия произошел ряд радиационных инцидентов и катастроф, приведших к радиоактивному загрязнению субъектов РФ Уральского региона.

Следует отметить, что открытая информация о последствиях деятельности ПО «Маяк» появилась в конце 80-х гг. прошлого века. После аварии 1957 г. руководство Челябинской области обратилось в Совет Министров СССР с просьбой поручить Академии наук СССР оценить экологическую ситуацию в Челябинской, Курганской и Свердловской областях.

В 60-е гг. населенные пункты, прилегающие к реке Тече, были эвакуированы. В 1991 г. вышло распоряжение РП-1283 Президента СССР М.С. Горбачева «Об изучении экологической ситуации в Челябинской области РСФСР». В тот же год был разработан проект Программы неотложных мер по ликвидации последствий деятельности ПО «Маяк» на 1991 - 1992 гг., который послужил правовой основой для начала финансирования реабилитационных работ.

12.10.1991 г. вышло Постановление Совета Министров РСФСР № 529 «О мерах по ликвидации последствий радиоактивного загрязнения в результате деятельности производственного объединения “Маяк” и защите населения от его воздействия», поручившее соответствующим министерствам и комитетам, а также Челябинскому, Курганскому и Свердловскому облисполкомам совместно с Уральским отделением АН СССР до ноября 1991 г. завершить разработку и представить в Совет Министров РСФСР:

1. Проект Государственной программы РСФСР по радиационной реабилитации Уральского региона и мерах по оказанию помощи пострадавшему населению на 1991 - 1995 гг.

2. Проект закона РСФСР «О социальной защите граждан РСФСР, пострадавших в результате радиационных загрязнений».

В рамках данного постановления был подготовлен проект закона о мерах социальной компенсации пострадавшему населению Уральского региона.

В январе 1993 г. Программа была одобрена на Президиуме Совета Министров Российской Федерации и передана в Верховый Совет Российской Федерации.

Группой уральских специалистов был разработан научно обоснованный комплекс мер, направленных на нормализацию экологической и социальной ситуации на загрязненных территориях Уральского региона. От Челябинской области в группу разработчиков входили следующие специалисты: В.В. Пантелеев, Э.М. Кравцова, Л.Г. Стоббе, Б. А. Песков и В. А. Ячменев.

В концепции Программы указывалось, что основными концептуальными целями являются:

- локализация источников и предотвращение возможности дальнейшего радиоактивного загрязнения Уральского региона и сопредельных территорий за счет потенциальных радиационных инцидентов, связанных как с накоплением радиоактивных отходов, так и с перераспределением радионуклидов, поступивших к настоящему времени в природные среды в районе размещения производственного объединения «Маяк»;

- экологическое оздоровление (реабилитация) тех участков загрязненной радионуклидами территории, где сохраняется ограничительный режим в отношении проживания и (или) трудовой деятельности населения;

- дальнейшее развитие системы мониторинга эколого-радиационной обстановки на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

- повышение уровня медицинского обслуживания и охраны здоровья населения, подвергшегося повышенному радиационному воздействию, особенно его критических групп, пострадавших от воздействия ионизирующей радиации в связи с загрязнением среды обитания долгоживущими радионуклидами антропогенного происхождения; снижение дополнительных техногенных нагрузок на облученное население за счет нерадиационных факторов;

- развитие социальной и производственной инфраструктуры, повышение уровня обеспеченности населения пострадавших территорий объектами социальной сферы до средних показателей по областям, снижение социально-психологической напряженности (социально-экономическая реабилитация пострадавших территорий).

Для достижения каждой из этих целей предусматривается осуществить комплекс соответствующих мероприятий

Снижение риска повторения крупномасштабного радиоактивного загрязнения территорий и радиационных аварий, связанных с ранее накопленными радиоактивными отходами, в том числе депонированных в природных средах, обеспечивается следующими крупномасштабными мерами:

- ликвидация озера Карачай, локализация загрязненных подземных вод;

- перевод высокоактивных жидких отходов в отвержденное состояние, удовлетворяющее требованиям длительного безопасного хранения;

- сокращение объемов накопленных и вновь образующихся радиоактивных отходов;

- обеспечение безопасности каскада промышленных водоемов-хранилищ низко активных отходов.

Главное внимание в настоящей Программе сосредоточено на вопросах смягчения и преодоления неблагоприятного воздействия радиационного фактора на человека и природную среду. Вместе с тем в ней также сформулированы основные требования и определены мероприятия по ограничению воздействия общеэкологического загрязнения.

При расчетах затрат на радиационную и экономическую реабилитацию территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, а также социальнопсихологическую реабилитацию населения учтены и расходы, связанные с ограничением неблагоприятного воздействия на общеэкологическое состояние этих территорий других факторов.

В Программе предусмотрен мониторинг радиационного и химического загрязнения объектов природной среды и продуктов питания, а также научные исследования по сочетанному воздействию радиационного и других факторов, сформулированы требования по недопущению размещения в районах радиоактивного загрязнения новых и развития действующих экологически вредных производств. Учитывается двойное назначение мер защиты населения от радиационного загрязнения и, одновременно, от неблагоприятного воздействия других факторов, что обеспечивается улучшением медико-санитарного обслуживания населения, его полноценным питанием, контролем природной среды и продуктов питания, экономическими и социально-психологическими мероприятиями.

Медико-психологическую реабилитацию и оздоровление облученного населения планируется осуществить за счет:

- проведения лечебно-профилактических мероприятий для всех облученных лиц (и, в первую очередь, для облученных детей и детей, родившихся от облученных родителей) на основе сплошной целевой диспансеризации;

- повышения уровня медицинского обслуживания облученного населения путем улучшения материально-технического оснащения существующих лечебнопрофилактических учреждений и создания новых необходимых диагностических и лечебных кабинетов и отделений;

- перепрофилирования существующих и создания новых специализированных лечебно-оздоровительных отделений, больниц и центров, а также санаториев, домов отдыха, оздоровительных круглогодичных и летних детских учреждений и лагерей;

- повышения жизненного уровня облученного населения посредством предоставления льгот, предусмотренных соответствующими законодательными актами и правительственными постановлениями.

Для повышения уровня здоровья облученного населения необходимо также улучшение социально-экономических условий проживания в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Поэтому одной из основных концептуальных установок Программы является ликвидация сложившегося отставания социальной и производственной инфраструктуры территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и вывод их в 1995 г. на средний уровень развития соответствующих областей Российской Федерации.

Экологическое оздоровление территорий, загрязненных радионуклидами, планируется обеспечить посредством:

- радиационной реабилитации поймы реки Течи;

- оптимизации землепользования, направленной на минимизацию уровней загрязнения растениеводческой и животноводческой продукции как в государственных, так и в фермерских и личных хозяйствах;

- оздоровления Иртяшско-Каслинской системы озер и других источников водоснабжения населения, проживающего на территории, загрязненной радионуклидами.

Многоплановость защитных мер (медицинские, социально-экономические и т. д.), их разнонаправленность и многообразие не позволяют сформулировать конкретные количественные оценки эффективности предусмотренных в Программе мероприятий, их конечных результатов. В связи с этим целесообразно оценивать эту эффективность с качественных позиций исходя из сформулированных целей разработанных мер.

Реализация Программы осуществляется через годовые (квартальные) прогнозы-задания за счет государственного бюджета и централизованных капитальных вложений.

Затраты на мероприятия, предусмотренные Программой, определены в ценах на

01.01.1991 г.

В целях обеспечения возможности контроля за использованием выделяемых средств из государственного бюджета администрациями Челябинской, Курганской и Свердловской областей, Минатомом России, исходя из положений и показателей настоящей Программы, разрабатываются и утверждаются по согласованию с Гос-комчернобылем России подпрограммы по соответствующим областям и ПО «Маяк» с конкретными мероприятиями и заданиями по ее реализации.

Как справедливо отмечает В. В. Пантелеев, при разработке данной концепции не были известны и, соответственно, не учтены уровни и специфика воздействий деятельности ПО «Маяк» на население и территорию региона 1.

Следует отметить, что реализация данной Программы осуществлялась в условиях экономического кризиса в стране. В итоге из-за недостаточного финансирования не удалось решить многие важные задачи. Так, Программой предусматривалось улучшить социально-бытовую инфраструктуру и снизить уровень социальнопсихологической напряженности в населенных пунктах, расположенных на радиоактивно загрязненных территориях.

М.И. Губенко

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН НАРУШЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данный принцип предполагает наличие и функционирование в организациях определенной системы охраны труда, однако администрация не всегда уделяет ей должное внимание.

1 См.: Пантелеев В.В. // Вопросы радиационной безопасности. 2001. № 3. С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.