ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ
_КОЗЛОВА н.и.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РАДИОАКТИВНО ЗАГРЯЗНЕННЫХ ТЕРРИТОРИИ (на примере Курганской области)
Рассматриваются приоритетные направления вывода из депрессивного состояния территорий, попавших в зону радиационного воздействия
_KOZLOVA N.I.
THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF THE RADIOACTIVE
POLLUTED TERRITORIES
Priority directions of a withdrawal from a depression of the territories which have got in a zone of radioactive influence are considered
Ключевые слова: территория, оценка экономического ущерба, загрязнение окружающей среды, экономический ущерб, реабилитационные программы.
Современная радиоэкологическая обстановка на Южном Урале, имеющийся комплекс проблем обеспечения радиационной безопасности, необходимость реабилитации населения и территорий Уральского региона обусловлены деятельностью ПО «Маяк» Минатома России. Реализация отечественной ядерной программы, особенно в первые годы ее осуществления, нанесла значительный ущерб здоровью населения и экономике региона, который до сих пор не компенсирован. Многолетняя деятельность ПО «Маяк», пущенного в эксплуатацию в 1948 году, сопровождалась беспрецедентными в мировой практике радиационными инцидентами и авариями, что обусловило радиоактивное загрязнение части территорий Челябинской, Свердловской и Курганской областей. Радиоактивное загрязнение во всех случаях сопровождалось выбросами и сбросами долгоживущих радионуклидов: стронция, цезия, смеси изотопов плутония, и до настоящего времени значительная часть населения региона продолжает жить вблизи или на радиоактивно загрязненных территориях.
Устоявшиеся представления в экономической оценке ущерба при загрязнении окружающей среды требуют учета особенной природы загрязнителя при наступлении радиационной чрезвычайной ситуации. Анализ ее последствий показывает, что существует необходимость оценить многоуровневый характер динамики влияния загрязнения, что позволит определить объем проводимых мероприятий и направления экологической и социально-экономической реабилитации радиоактивно загрязненных территорий. Денежное выражение оценки последствий представляет экономический ущерб. С точки зрения авторского концептуального подхода под экономическим ущербом от радиационной чрезвычайной ситуации следует понимать прямой ущерб, обусловленный радиационным воздействием на население и биосистемы, а также опосредованный (вторичный) ущерб, вызванный ограниче-
ниями природопользования и жизнедеятельности на радиоактивно загрязненных территориях.
жающей среды
В отличие от различных видов загрязнения окружающей среды, радиоактивное загрязнение любой территории имеет ряд особенностей (см. рис.1 и 2):
❖ во-первых, действие радионуклидов мгновенно меняет качественные параметры экосистемы, формируя у человека и элементов биосферы изменения на клеточном уровне за очень короткий период. Оно выражается в виде стохастических и детерминированных последствий состояния здоровья в зависимости от уровня радиационного воздействия, которое вызывает генетические и онкологические эффекты;
❖ во-вторых, реабилитация экосистем, попавших в зону воздействия радиационной чрезвычайной ситуации, может распространяться лишь на локальные участки, так как масштабная реабилитация территорий неосуществима;
❖ в-третьих, радиоактивное загрязнение носит длительный характер, снижение радиационного уровня может происходить только на основе естественных процессов, т.е. за счет периода полураспада, который у экологически значимых радионуклидов стронция и цезия составляет примерно 30 лет;
❖ в-четвертых, любая экосистема разрушает традиционные загрязнения за счет ассимиляционного потенциала среды обитания, но при радиационном воздействии имеют место существенные различия в стойкости элементов экосистемы к этому воздействию, вследствие чего экосистемы проявляют низкую способность к самоочищению, что приводит к накоплению радионуклидов и мутациям;
❖ в-пятых, в случае радиоактивного загрязнения требуется проведение экстренных мер для снижения и предупреждения возможных по-
следствий радиационного воздействия на экосистему и организмы животных и человека. Часть экосистемы и ее продукции, оборудование и материалы, сооружения приходится изымать, изолировать и проводить захоронение.
Теоретико-методологические подходы к определению ущерба от радиоактивного загрязнения окружающей среды основаны на выявлении базовых групп натуральных показателей, характеризующих наиболее значимые последствия от техногенных воздействий при последующих совокупных экономических оценках таких последствий [1].
Рис. 2. Этапы оценки экономического ущерба от радиационной чрезвычайной ситуации
Анализ сложившейся ситуации показывает, что радиационные аварии и инциденты на ПО «Маяк» повлияли практически на все стороны жизни населения, проживающего в зоне его влияния. В подвергшихся радиационному воздействию районах инициируются миграционные процессы, наблюдается снижение качества и уровня жизни населения, увеличение количества заболеваний, напрямую связанных с повышенным уровнем радиации, и, как правило, появление у населения устойчивых психологических радиофобий. Это и социально-экономический ущерб, влияние на состояние здоровья, социально-психологическое состояние проживающего здесь населения. Более того, на часть населения продолжает оказывать негативное воздействие повышенное текущее облучение, что усугубляется рисками новых радиационных чрезвычайных ситуаций. Исходя из этого, главная проблема сложившей-
ся ситуации может быть определена как проблема обеспечения безопасного проживания населения в зоне влияния ПО «Маяк» [2].
Параметры среды обитания в результате радиационной чрезвычайной ситуации меняются, что приводит к ограничению природопользования и жизнедеятельности. Прямыми последствиями радиационной чрезвычайной ситуации является радиационное загрязнение экосистемы, что вызывает в ней необратимые экологические нарушения. Чтобы, хотя бы частично, исправить экологическую ситуацию, необходимо экстренное проведение системы мер по улучшению качества среды. К таким мерам можно отнести: дезактивацию объектов инфраструктуры, захоронение радиоактивных материалов, мероприятия по снижению поступления радионуклидов в окружающую среду.
К прямым последствиям чрезвычайной ситуации предлагается отнести потери объектов социально-производственной инфраструктуры и радиа -ционное воздействие на человека и соответствующие ему потери здоровья. Чтобы защитить население от радиационного воздействия или, по крайней мере, уменьшить это воздействие, необходимо решить ряд организационных, экономических и технических задач, т.е. осуществить защитные меры. Прямой ущерб от радиационной чрезвычайной ситуации в Курганской области составляет 3831,0 млн. р. в ценах 2006 г.
Экстренные меры сопровождались ограничением жизнедеятельности и природопользования, что привело к опосредованным последствиям, которые определяются опосредованным ущербом и явно не содержат факторов радиационного воздействия. Основные социально-экономического последствия приводят к опосредованному ущербу, который составляет для Курганской области 11251,0 млн. р. в ценах 2006 г.
Для компенсации экономического ущерба от радиационной чрезвычайной ситуации требуется провести соответствующие затраты. На компенсацию прямого ущерба направляются все прямые затраты и доля опосредованных затрат, связанных с непосредственным радиационным воздействием. Для того, чтобы улучшить экологическую ситуацию на загрязненных территориях, необходимо предпринять масштабные меры по снижению поступлений радионуклидов в окружающую среду, организовать радиационный контроль, провести дезактивацию объектов жизнедеятельности, утилизировать и захоронить радиоактивные материалы и загрязненную сельскохозяйственную продукцию, организовать отселение проживающих в зоне высокого риска и установить санитарно-защитную зону. Ограничение водопользования вызывает необходимость в организации альтернативного природопользования. Все это предопределяет проведение мероприятий, которые оцениваются соответствующими статьями затрат.
Несмотря на предпринятые экстренные меры, направленные на снижение радиационного воздействия на население загрязненных территорий, а затем проведение реабилитационных мероприятий, обстановка в районах радиационного загрязнения является уникальной: жители в течение десятков лет вынуждены проживать в условиях радиоактивного загрязнения. Долго-
срочное влияние радиационной чрезвычайной ситуации привело к нарушениям и изменениям в сложившейся структуре хозяйственных связей, инфраструктуре и в компонентах окружающей среды, что вызывало необходимость проведения мероприятий по ликвидации последствий радиационной чрезвычайной ситуации. Для этого необходимы значительные капиталовложения, однако поступление целевых денежных средств на компенсацию ущерба не проводилось.
Опосредованные затраты были частично реализованы только с 1993г., в рамках Государственной и Федеральной программ реабилитации, фактические затраты по Курганской области на реализацию этих Программ составили 546 млн. р.в ценах 2006г., что совершенно недостаточно для компенсации нанесенного ущерба.
Вышеназванные составляющие не являются исчерпывающими с точки зрения соотношения последствий радиационной чрезвычайной ситуации и реабилитационных мероприятий, направленных на формирование условий длительного проживания населения. Для этого вводится понятие интегрального ущерба. Интегральный экономический ущерб от радиационной чрезвычайной ситуации, нанесенный пойменным территориям и населению в бассейне рек Теча и Исеть Курганской области, составляет 22 696,0 млн. р. в ценах 2006г.
Выявленная структура и полученная оценка экономического ущерба с учетом психологического статуса населения являются материалами для обоснования реабилитационной политики (см. рис. 3), которая реализуется в виде целевых программ. При разработке таких программ принципиально значимо выявление приоритетов по основным направлениям реабилитации.
Формирование условий длительного проживания населения при повышенном радиационном уровне может определяться взаимосвязью природно-ресурсного, промышленного, сельскохозяйственного, трудового, финансового и других потенциалов, т.е. комплексным подходом к общественному воспроизводству региона. А оценка социально-психологического состояния населения, проживающего на пострадавших территориях, будет являться основой управления социальными процессами на этих территориях с точки зрения проведения грамотной социальной политики и политики радиационной реабилитации [3].
В течение последних 15 лет действовали и действуют Госпрограммы реабилитации региона [4]. Целевые программы являются эффективным средством реализации политики государства в области наиболее сложных межотраслевых проблем. Они представляют систему ресурсно-обеспеченных мероприятий по комплексу взаимообусловленных мер, гарантирующих реальное решение основополагающей проблемы. Как правило, целевые программы решают неотложные задачи, обусловленные исключительной значимостью или критичностью сложившейся ситуации по конкретной проблематике. Их начальное наполнение соответствовало сложившейся ситуации. Однако финансирование первой Программы не превышало 5% от плановых показателей.
Рис. 3. Структура оценки и возмещения экономического ущерба от радиационной чрезвычайной ситуации как основы реабилитационных программ
Вторая Программа была сформирована, исходя из практического выполнения первой, и профинансирована на 30%. Третья, ныне действующая Программа, помимо ее низкого уровня финансирования, была изменена организационно, сегодня она включена в единый блок подпрограмм (Чернобыльской, Уральской, Алтайской). Из нее исключены практически все разделы, частично сохранен раздел по охране здоровья, при этом финансирование осуществляется не на уровне региона, а централизованно. Таким образом,
итог всех Госпрограмм оказался, в основном, декларированным, а нанесенный региону ущерб, в том числе Курганской области нескомпенсированным. Нескомпенсированными остаются до настоящего времени: радиационно-стимулированные и неспецифические потери здоровья; отставание показателей качества и уровня жизни пострадавшего населения от среднеобластного уровня; потери от выведения из оборота на постоянно сельскохозяйственных земель, лесных и водных ресурсов.
Оценка статей ущерба позволяет сделать вывод о том, что основными существенными составляющими его являются ущерб от потери здоровья населением на загрязненных территориях и ухудшение социально-экономических условий проживания.
Работа, проводимая в отношении населения, пострадавшего от радиационного воздействия и проживающего на радиоактивно загрязненных территориях области, нуждается в углублении и совершенствовании. Федеральная программа позволила исследовать и осознать масштабы влияния на самочувствие населения только некоторых факторов (в частности, факта радиоактивного загрязнения территорий) и подойти к выработке рекомендаций по коррекции поведения и самочувствия населения.
Установление причинно-следственных связей между радиационным воздействием и вызванными им изменениями в природной среде и среде обитания человека позволяют определить управление медицинской, социальной и психологической реабилитацией на радиоактивно загрязненных территориях, что дает возможность достичь максимальной полезности в деятельности всех управленческих структур в области.
Литература
1. Козлова Н.И. Методологические подходы к экономической оценке ущерба от радиационной чрезвычайной ситуации //Известия УГЭУ, Екатеринбург: Изд-во Уральского эконом. ун-та. 2006. №5(17).Стр.155-162.
2. Козлова Н.И. Социально-экономические проблемы оценки ущерба от радиационной чрезвычайной ситуации - Курган: Изд-во Курганского гос. Ун-та, 2004. 253с.
3. Козлова Н.И. Формирование условий длительного проживания населения на радиоактивно загрязненных территориях (на примере Курганской области) // Известия Уральского государственного экономического университета, Екатеринбург: 2007..№ 1(18). Стр.231-236.
4. Последствия техногенного радиационного воздействия и проблемы реабилитации Уральского региона. Под общей редакцией С.К.Шойгу -М: Изд-во «Комтехпринт», 2002. Стр.158-202.