с оглядкой на... жизнь
реабилитационная политика по ликвидации последствий
радиационной чрезвычайной ситуации
в Курганской области
Многолетняя деятельность ПО «Маяк», пущенного в эксплуатацию _в 1948 году, сопровождалась беспрецедентными в мировой практике
_радиационными инцидентами и авариями, что обусловило
_радиоактивное загрязнение части территорий Челябинской,
_Свердловской и Курганской областей. Во всех случаях это
сопровождалось выбросами и сбросами долгоживущихрадионуклидов:
_стронция, цезия, смеси изотопов плутония. До настоящего времени
_значительная часть населения региона продолжает жить вблизи
_или на радиоактивно загрязненных территориях.
Козлова Н.И.
канд. хим. наук, доцент кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности Курганского государственного университета, докторант Уральского государственного экономического университета
Устоявшиеся представления в экономической оценке ущерба при загрязнении окружающей среды требуют учета особенной природы загрязнителя при наступлении радиационной чрезвычайной ситуации (РЧС). Анализ ее последствий показывает, что существует необходимость оценить многоуровневый характер динамики влияния загрязнения. Это позволит определить объем проводимых мероприятий и направления экологической и социально-экономической реабилитации радиоактивно загрязненных территорий [1]. Денежное выражение оценки последствий представляет экономический ущерб, т.е. прямой ущерб, обусловленный воздействием на население и биосистемы, а также вызванный ограничениями природопользования и жизнедеятельности на загрязненных территориях. Параметры среды обитания в результате РЧС меняются, что приводит к ограничению природопользования и жизнедеятельности. Прямым последствием этого является радиационное загрязнение экосистемы, что вызывает в ней необратимые экологические нарушения. Для
компенсации экономического ущерба от РЧС требуется провести соответствующие затраты. Для того чтобы улучшить экологическую ситуацию на загрязненных территориях, необходимо:
- предпринять масштабные меры по снижению поступлений радионуклидов в окружающую среду;
- организовать радиационный контроль;
- провести дезактивацию объектов жизнедеятельности;
- утилизировать и захоронить радиоактивные материалы и загрязненную сельскохозяйственную продукцию;
- организовать отселение проживающих в зоне высокого риска и установить санитарно-защитную зону.
Ограничение водопользования вызывает необходимость в организации альтернативного природопользования. Все это предопределяет проведение мероприятий, которые оцениваются соответствующими статьями затрат [2]. Прямые затраты (Зпрям) в первую очередь складываются из системы мер по улучшению качества среды обитания (З кач.со) и организации защитных мероприятий (З защмер), т.е.:
З = З + З
^ прям ^ кач.со ^ защ.мер
К опосредованным (косвенным) затратам предлагается отнести те, которые определяются долгосрочным влиянием радиационной чрезвычайной ситуации на сложившуюся инфраструктуру и структуру хозяйственных связей, приводят к отрицательным социальным эффектам и к неспецифической потере здоровья.
Несмотря на предпринятые экстренные меры и проведение реабилитационных мероприятий, обстановка в районах загрязнения является уникальной: жители в течение десятков лет вынуждены проживать в условиях радиоактивного загрязнения. Долгосрочное влияние РЧС привело к нарушениям и изменениям в сложившейся структуре хозяйственных связей, инфраструктуре и в компонентах окружающей
многолетняя
деятельность
ПО «Маяк»
сопровождалась
беспрецедентными
в мировой
практике
радиационными
инцидентами
и авариями
ггл
население
Курганской области в течение десятков _лет вынуждено
проживать
в условиях
„радиоактивного _загрязнения
среды, что вызывало необходимость проведения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Для этого необходимы значительные капиталовложения, которые определяются как опосредованные затраты. Однако поступление целевых денежных средств на компенсацию ущерба не проводилось. Опосредованные затраты были частично реализованы только с 1993 г., в рамках Государственной и Федеральной программ реабилитации, фактические расходы по Курганской области на их реализацию составили 546 млн. руб. в ценах 2006 г., что совершенно недостаточно для компенсации нанесенного ущерба. Вышеназванные составляющие не являются исчерпывающими с точки зрения соотношения последствий РЧС и реабилитационных мероприятий, направленных на формирование условий длительного проживания населения. Для этого вводится понятие интегрального ущерба. Он суммируется из экстренных (прямых) и опосредованных (косвенных) затрат от РЧС, включая корректировку опосредованных (косвенных) затрат на длительную перспективу, а также нескомпенсированного этими затратами доли экономического ущерба. Интегральный экономический ущерб от радиационной чрезвычайной ситуации, нанесенный пойменным территориям и населению в бассейне рек Теча и Исеть Курганской области, составляет 22 696 млн. руб. в ценах 2006 г. Величина интегрального ущерба будет находиться в зависимости от длительности радиационного воздействия на население. Наблюдение и учет действия радиации на организм человека, специальное медицинское обслуживание, выплаты пострадавшим этой категории, денежное обеспечение инвалидов и связанные с этим льготы могут только увеличивать интегральный ущерб. Выявленная структура и полученная оценка экономического ущерба с учетом психологического статуса населения являются материалами для обоснования реабилитационной политики, которая реализуется в виде целевых программ. При их разработке принципиально
значимо выявление приоритетов по основным направлениям реабилитации. Отсутствие целевых компенсаций косвенных экономических потерь в течение длительного промежутка времени привело к накоплению социальных проблем. Существенной их составляющей являются потери здоровья и повышенная смертность населения, вынужденного длительное время проживать на радиоактивно загрязненных территориях Курганской области в депрессивных экономических условиях. В течение последних 15 лет действуют госпрограммы реабилитации региона [3]. Они являются эффективным средством реализации политики государства в области наиболее сложных межотраслевых проблем. Программы представляют систему ресурсно-обеспеченных мероприятий по комплексу взаимообусловленных мер, гарантирующих реальное решение основополагающей проблемы. Они решают неотложные задачи, обусловленные исключительной значимостью или критичностью сложившейся ситуации по конкретной проблематике. Таким образом, итог всех госпрограмм оказался, в основном, декларированным, а нанесенный региону ущерб, в том числе Курганской области, нескомпенсированным. Оценка статей ущерба позволяет сделать вывод о том, что основными существенными составляющими его являются потеря здоровья и ухудшение социально-экономических условий проживания. Поэтому реабилитационная политика по ликвидации последствий РЧС в Курганской области представляется следующим образом:
1) по юридической квалификации территорий, длительное время подвергающихся радиационному воздействию - зоны экологического бедствия;
2) по экономическому статусу этих территорий - депрессивные, в результате чрезвычайной радиационной ситуации; зоны «особой» экономической ситуации;
3) по приоритетности вложения выделяемых средств: на развитие медицинского обслуживания, уделяя особое внимание вопросам меди-
экономический ущерб от радиационной чрезвычайной ситуации
Курганской области составляет 22 696млн. руб.
_отсутствие
компенсаций _экономических потерь привело
_к накоплению
_социальных
_проблем
цинской помощи детям, проживающим на пострадавших территориях; на строительство и ремонт жилья, дорог, образование и воспитание детей; на снижение риска возникновения новых аварий, ликвидацию источников радиоактивного загрязнения;
4) по совершенствованию организационно-финансовой оптимизации программ;
5) по формированию у населения адекватного восприятия опасности повышенного риска проживания на территориях радиационного воздействия.
Выбор ориентиров социально-экономических аспектов реабилитационной политики должен учитывать аграрную специфику территорий Курганской области и инвестиционно-инновационный характер экономических преобразований.
Оценка и учет природно-ресурсного, промышленного, сельскохозяйственного, трудового, финансового и других потенциалов радиоактивно загрязненных территорий региона будет способствовать выбору эффективных управленческих решений в вопросах активного вовлечения в хозяйственный оборот имеющихся региональных ресурсов. Это позволит определить собственные источники развития, занять свою нишу в региональном развитии и, таким образом, включиться в рыночные экономические условия общего развития государства.
Литература
1. Последствия техногенного радиационного воздействия и проблемы реабилитации Уральского региона. Под общей редакцией С.К.Шойгу - М.: Изд-во «Комтехпринт», 2002. - С.1 58-202.
2. Козлова Н.И. Социально-экономические проблемы оценки ущерба от радиационной чрезвычайной ситуации. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. - 253 с.
3. Козлова Н.И. Методологические подходы к экономической оценке ущерба от радиационной чрезвычайной ситуации. // Известия УГЭУ, Екатеринбург: Изд-во Уральского эконом. ун-та. - 2006.- №5(17). - С. 155-162.