* современное природопользование. Современную эпоху природопользования можно характеризовать как эпоху аграрно-индустриального природопользования (XX-XXI века).
Основой реконструкции и периодизации эволюции ЭГС лесостепного Зауралья стал бифуркационно-иннова-ционный принцип - смена технологий и институтов развития и, соответственно, различных хозяйственно-культурных типов. Природопользование и формирующиеся хозяйственные уклады, образуют особый территориальный «рисунок» традиционных хозяйств во всем их культурно-бытовом и территориальном многообразии, которые можно рассматривать как хозяйственно-культурные типы архе- и ретроприродопользования. Как показывает реконструкция природопользования [История Курганской области..., 1995], появление производящего хозяйства в Зауралье произошло в III-II тыс. до н.э., тогда же начинает складываться и интегрированный ХКТ, пришедший на смену узкоспециализированному охотничье-промысловому типу. Комплексность и интеграция в их развитии нарастают, период смены технологий уменьшается вдвое.
В ходе исследования ЭГС Зауралья было выяснено, что сложные комбинированные (интегральные) структуры, к каким относятся этногеосистемы, обладают качественно новыми свойствами и чертами, они тесно соприкасаются с проблемой потенциальных и «теневых» структур [Алаев, 1983; Орлов, 1974]. Исследование показало, что дальнейшие подходы к структуризации и иерархии ЭГС требуют дополнительных исследований, и в этом, по нашему мнению, заложен большой эвристический потенциал выдвигаемых концептуальных положений. Региональный анализ этногеосистем обязательно предполагает интеграцию ряда научных подходов (геосистемного, историко-этнологического, институционального, этнопсихологического, инновационного, ландшафтного и др.).
Список литературы
1.Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь.- М.: Мысль, 1983.- 350 с.
2.Берг Л. С. География и ее положение в ряду других наук// Сб. Вопросы страноведения.- М.; Л., 1925.- С. 3-17.
3.Берг Л. С. Географические зоны Советского Союза.- Изд. 3-е.- М.: Географгиз, 1947.- т.1.- 230с.
4.Завьялова О.Г. Природопользование и развитие: этногеосистемный анализ (на примере Южного Зауралья). Монография.- Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2004.- 212 с. 5.История Курганской области: В7т. /Под ред. Н. Ф. Емельянова.
Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 1995-2002 гг. б.Орлов В. В. Основы философии.- Ч.1: Диалектический материализм.-Пермь, 1991.- 448 с.
Козлова Н.И.
Курганский государственный университет, г. Курган
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ОБЩЕГО УЩЕРБА ПРИ РАДИАЦИОННОЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
Исследованы и определены методологические подходы к оценке ущерба от радиационной чрезвычайной ситуации, которые не вписываются в современную теорию экономического ущерба от загрязнения окружающей среды.
Сегодня существует множество оценок экономического ущерба, которые несет социо-эколого-экономичес-кая система вследствие ухудшения качества природных
ресурсов из-за загрязнения окружающей среды, исследованы его натурально-стоимостной состав и механизм формирования, разработаны методы количественных оценок, утвержден ряд официальных методик. Однако, многие вопросы, касающиеся оценки ущерба Чернобыльской аварии, радиоактивного загрязнения Уральского региона не вписываются в традиционные теоретические схемы и определения, что свидетельствует об уязвимости основ теории экономического ущерба.
Систематизация доминирующих взглядов на проблему оценки ущерба при загрязнении окружающей среды позволила установить, что трактовка ущерба при радиационной чрезвычайной ситуации (ЧС) имеет свои определенные особенности и это связано непосредственно со спецификой изменений как в окружающей среде, так и социальной сфере после радиационного воздействия, поэтому механизм формирования ущерба от радиационной ЧС должен отличаться от традиционных положений теории экономического ущерба.
Устоявшиеся представления в методологическом плане современной экономической теории ущерба при загрязнении окружающей среды требуют иного подхода при радиационной ЧС в силу особенной природы радиационного воздействия. Анализ проблемы показывает, что существует необходимость определить многоуровневый характер влияния динамики загрязнения при радиационной (ЧС), который позволит выяснить структуру и объем проводимых мероприятий, определить направления экологической и социально-экономической реабилитации радиоактивно загрязненных территорий в условиях рынка.
Вместе с тем, стохастическая природа последствий радиационного воздействия на человека предопределяет одно из важных свойств экономического ущерба -его "теневой " характер. В этом смысле ущерб - это некие реально существующие потери, которые в связи с ненадежностью их достоверной оценки не учитываются в планово-калькуляционном виде и не участвуют в народнохозяйственном воспроизводственном цикле.
С другой стороны, в их число входят не только затраты, обусловленные стохастическими составляющими, но и дополнительные затраты, участвующие в общественном воспроизводстве, т.е. те, которые планируются, финансируются и возмещаются. Эти затраты можно рассматривать в виде постоянных (капитализированных) затрат, которые соответствуют прямому ущербу от радиационной ЧС, и переменных (текущих), которые являются законодательно обусловленной частью компенсационной политики государства. Эти расходы имеют фиксированный обусловленный предел, зависящий не столько от реального вреда, причиненного здоровью населения, сколько от финансовых возможностей государства.
Установление причинно-следственных связей между радиационным воздействием и вызванными им изменениями в природной среде и среде обитания человека позволяют представить механизм ущербообразующих факторов структуры экономического ущерба социо-эко-лого-экономической системе (рис.1).
Априори величина затрат на полное восстановление нарушенного экологического и хозяйственного баланса должна соответствовать нанесенному ущербу. Но это неверно, потому что: экологическая система после радиационной аварии на многие десятки лет сохраняет свой измененный характер, экологические параметры могут изменяться перманентно при выполнении, например, определенных агротехнических мероприятий. Здесь необходимо также учесть ассимиляционный природный потенциал, т.е. экосистема не может по качественному
составу, даже при вложении неограниченных денежных средств, вернуться в первоначальное состояние.
Рис.1. Механизм ущербообразующих факторов радиоактивного загрязнения
Сущность внешнего радиационного воздействия позволяет представить, т.е. оценить перенос вещества и энергии в социо-эколого-экономическую систему, который преобразовал параметры среды обитания человека. Это преобразование можно оценить экономическим ущербом, под которым понимают денежную оценку негативных изменений основных свойств окружающей среды и условий жизни человека под воздействием радиоактивного загрязнения с необходимостью стабилизации среды обитания.
Анализ проблемы показывает, что существует необходимость определить многоуровневый характер влияния загрязнения при радиационной чрезвычайной ситуации, который позволит выяснить структуру и объем проводимых мероприятий, определить направления экологической и социально-экономической реабилитации радиоактивно загрязненных территорий.
Прямыми последствиями радиационной ЧС являются изменение параметров окружающей среды и радиационное воздействие на биосистемы, включая человека. При этом радиационно стимулированного разрушения производственной структуры непосредственно не происходит. Прямыми последствиями радиационных аварий являются специфические потери здоровья (детерминированные и стохастические), а также экологические последствия, которые обычно учитываются лишь на по-пуляционном уровне. Специфическая потеря здоровья и экологические последствия формируют прямой экономический ущерб от радиационной ЧС.
Параметры среды обитания в результате радиационной ЧС принципиально изменяются, происходит ее радиоактивное загрязнение, в том числе и долгоживущими радионуклидами. Загрязнение радионуклидами привело к тому, чтобы хоть частично исправить экологическую ситуацию на радиоактивно загрязненных территориях, необходимо было экстренно провести систему мер по улучшению качества среды, направленных на снижение дозовой радиационной нагрузки на население и окружающую среду с тем, чтобы социально защитить население, оздоровить и восстановить хозяйственные объекты территорий, обеспечить нормальную жизнедеятельность населения на пострадавших территориях. К таким мерам можно отнести дезактивацию объектов инфраструктуры, реабилитацию загрязненных земель, захоронение радиоактивных материалов, снижение поступления радионуклидов в окружающую среду. Чтобы защитить насе-
ление от радиационного воздействия или, по крайней мере, уменьшить это воздействие, необходимо решить ряд организационных, экономических и технических задач, возникавших в связи с необходимостью проведения указанных мероприятий, т.е. осуществить защитные меры.
Экстренные прямые затраты, предназначенные для снижения радиационного воздействия на население и природные объекты - это прямые затраты, которые складываются из системы мер по улучшению качества среды обитания и организации защитных мер. Но масштабная реабилитация загрязненных объектов практически не осуществима из-за высокой стоимости реабилитационных работ.
В связи с этим радиационная ЧС вызывает долгосрочное ограничение природопользования и, в более широком плане, ограничение жизнедеятельности на радиоактивно загрязненных территориях. Ограничение жизнедеятельности включает не только нормирование условий проживания, но и ограничение хозяйственной и, в том числе сельскохозяйственной, составляющих деятельности.
Загрязнение природной окружающей среды радионуклидами и радиационное воздействие на население территории привело к социально-экономическому ущербу, который можно рассматривать с точки зрения социальных и экономических последствий радиационной ЧС как вынужденные опосредованные косвенные затраты.
Для оценки последствий радиационной ЧС необходимо оперировать понятием «вынужденные опосредованные косвенные затраты», которые проявляются, как правило, через какой-то отрезок времени от времени события ЧС и определяются как потери, связанные с опосредованными вторичными эффектами.
К вынужденным опосредованным косвенным затратам необходимо отнести дополнительные затраты, которые вызываются опосредованным влиянием ЧС на население и хозяйственные объекты в течение многих лет.
С течением времени косвенный ущерб может увеличиваться, соответственно появляются новые категории затрат, которые необходимо учесть и которые будут являться косвенным следствием радиационной ЧС.
Для оценки последствий радиационной ЧС, которые выявляются через какое-то время после ее наступления, проявляются потери, связанные с опосредованными вторичными эффектами: это убытки, в первую очередь, вызванные изменениями в структуре хозяйственных связей; убытки сельского хозяйства ввиду загрязнения радионуклидами пашен, подсобных хозяйств, пастбищ и сенокосов, а также лесных угодий; убытки, которые были обусловлены разрушением сложившейся системы сельскохозяйственного производства на радиоактивно загрязненных территориях.
Величина экономического ущерба производственно-хозяйственному комплексу учитывается по следующим показателям: от сноса и потерь объектов социально-хозяйственной структуры и оттока населения из пострадавших районов. Невосполнение этих составляющих ущерба предопределяет депрессивность социальных условий на загрязненной территории.
Таким образом, опосредованное влияние радиация оказывает на сложившуюся инфраструктуру и структуру хозяйственных связей, вызывает отрицательные социальные эффекты.
Естественно, что снижение темпов и размеров производства приводит к ухудшению качества и уровня жизни, к увеличению миграционных процессов на загрязненных территориях. При этом неизбежно появляется кумулятивный эффект - неспецифическая потеря здоровья
населения, обусловленная условиями проживания, что, в свою очередь, увеличивает (вторичный) опосредованный экономический ущерб.
Принципы доаварийного хозяйствования после радиационного инцидента резко меняются. Производственная сфера не может быть восстановлена полностью из-за изменения задач производства, нового размещения производительных сил территории, а также из-за нерациональности применения старых технологий. И, конечно же, необратимыми могу быть последствия облучения населения.
Таким образом, под экономическим ущербом от радиационной ЧС следует понимать прямой ущерб, обусловленный радиационным воздействием на население и биосистемы, а также опосредованный (вторичный) ущерб, вызванный ограничениями природопользования и жизнедеятельности на радиоактивно загрязненных территориях с их социально-экономическими качествами.
Схема структуры прямых и опосредованных последствий радиационных ЧС, а также структуры соответствующих затрат представлены на рисунках 2 и 3.
Общий ущерб будет складываться из экстренных прямых и вынужденных опосредованных косвенных затрат радиационной ЧС. Но и данная категория будет являться промежуточной, так как необходимо проводить корректировку вынужденных опосредованных косвенных
затрат с учетом того, что все население работает и проживает в условиях радиационного загрязнения. Это будет оцениваться дополнительными затратами, определяющимися как функция от риска. В этом случае величина цены риска, а именно субъективная ее составляющая, будет в несколько раз выше, чем в нормальных условиях, что, в свою очередь, обязательно скажется на величине общего ущерба. Поэтому общий ущерб как показатель радиационной ЧС может рассматриваться как конечный только на определенном временном этапе.
Общий ущерб будет складываться из экстренных прямых и опосредованных косвенных затрат, направленных на компенсацию последствий, и доли нескомпеси-рованного экономического ущерба.
По-видимому, корректнее понимать под общим ущербом интегральную величину, представленную суммой затрат, направленных на компенсацию нанесенного ущерба и величину нескомпенсированного ими остаточного ущерба. Такое определение позволяет оптимизировать общий ущерб с позиций «затраты - выгоды».
Радиоактивно загрязненным территориям для изменения ситуации в положительную сторону необходимы, в первую очередь, государственные инвестиции с защищенной строкой в бюджете. Во-вторуых, для подобных территорий необходимо разработать и осуществить ряд инновационно-инвестиционных программ для развития производственно-хозяйственной сферы.
Рис. 2. Структурная схема прямых и опосредованных последствий при радиоактивном загрязнении
Рис. 3. Структура экстренных затрат и затрат на обеспечение длительного проживания на территории, подвергшейся
аварийному радиационному воздействию
В-третьих, провести разработки по усилению деловой активности и опоры на собственные силы для населения радиоактивно загрязненных территорий. В-четвертых, разработать программу социально-психологической реабилитации населения. В-пятых, сформировать условия длительного проживания населения на радиоактивно загрязненных территориях.
Величина общего ущерба находится в зависимости от длительности радиационного воздействия нуклидов на население и периода полураспада радиоактивных элементов, так как это определяет генетические изменения, которые могут привести к различным мутациям и наследственным заболеваниям. Наблюдение и учет действия радиации на организм человека, специальное медицинское обслуживание, выплаты пострадавшим по этой категории, денежное обеспечение инвалидов и связанные с этим льготы могут только увеличивать общий ущерб.
В связи с этим для населения, длительно проживающего на радиоактивно загрязненных территориях, необходимо разработать и сформировать условия проживания в условиях рынка с тем, чтобы вывести эти районы из депрессивного состояния. На это требуются определенные затраты, которые будут увеличивать общий ущерб от радиационной ЧС и оцениваться дополнительными затратами общества, т.е. являться по существу дополнительными общественными издержками.
Это общее положение предопределяет особо значимый характер опосредованных последствий чрезвы-
чайной радиационной ситуации. Методологические разработки ключевых позиций по вынужденным опосредованным косвенным затратам могут послужить основой для разработки эффективного механизма реализации реабилитационной политики. Вынужденные косвенные затраты представляют собой потери, являющиеся результатом длительного действия радиационной ЧС и могут оцениваться по экологическим, экономическим и социальным последствиям.
Кузьмин А.П.
Курганский государственный университет, г. Курган
ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕХНОГЕННОГО РИСКА
Рассматриваются методологические аспекты обеспечения техногенной безопасности и оценки риска. Приведены результаты риск-анализа на примере территориально-производственного комплекса. Предложена методика прогнозирования показателей техногенного риска.
Безопасность и устойчивость - две взаимосвязанные составляющие, имеющие определяющее значение