Наталья Ивановна Козлова
Кандидат химических наук, доцент кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности Курганского государственного университета
условий
длительного проживания населения
на радиоактивно загрязненных территориях
(на примере Курганской области)
Осуществляемая в стране экономическая реформа предъявляет новые требования ко всем стадиям и аспектам управления экономикой, в том числе к формированию условий длительного проживания населения при постоянном воздействии радиации.
На фоне общего кризиса в стране радиоактивно загрязненные территории поставлены в особо сложное социально-экономическое положение. С одной стороны, экономика этих территорий - часть экономики страны и, естественно, как и экономика всей страны, должна перестраиваться, переходить на рыночные отношения; с другой - на них должны осуществляться специальные мероприятия по оздоровлению окружающей природной среды, медицинской и социальной защите населения, требующие централизованного государственного вмешательства.
Поэтому при формировании условий длительного проживания населения с постоянной радиационной нагрузкой необходимо рассмотреть приоритетные направления развития в трех аспектах: экологическом, экономическом и социальном.
Экологический аспект. Мониторинг состояния окружающей среды, в том числе радиоактивного; определение степени использования экологической емкости территории с выделением наиболее опасных территорий; проведение мероприятий по радиологическому оздоровлению бассейна р. Теча-Исеть и окружающих территорий; обеспечение радиационной безопасности населения; реализация мероприятий по охране атмосферного воздуха от загрязнений; улучшение состояния водных объектов; предупреждение и ликвидация последствий экологически опасных ситуаций; переработка и утилизация отходов производства и потребления.
Реализация природоохранной политики обеспечит экологическую безопасность загрязненных территорий, позволит улучшить условия природопользования и будет способствовать снижению влияния радионуклидов на здоровье и психологическое состояние населения.
Экономический аспект. Переход к рыночной экономике и смена критериев оценки работы предприятий, сопровождавшиеся резким спадом инвестиций, привели к снижению производства товаров практически во всех отраслях экономики. Тем не менее развитие инфраструктуры территорий, оказавшихся в зоне радиационного воздействия, близость к Уральскому центру с его мощным научно-техническим потенциалом позволят осваивать на предприятиях радиоактивно загрязненных районов Курганской области новые технологии, организовывать наукоемкие производства, использовать потенциал оборонного комплекса.
Агропромышленный комплекс. Для увеличения производства продукции растениеводства необходимо постоянно проводить агротехнические мероприятия и применять новые технологии по снижению радионуклидов на загрязненных территориях, повышать плодородие почв на площадях, не загрязненных радионуклидами, развивать элитное семеноводство, укреплять материальнотехническую базу сельскохозяйственных предприятий, формировать систему сельскохозяйственной кооперации. Основным направлением должно оставаться производство фуражного зерна для развития кормовой базы животноводства. Производство картофеля и овощей будет обеспечиваться в основном хозяйствами населения и фермерами.
На загрязненных территориях обостряется ситуация в животноводстве. С 1990-х годов наблюдается устойчивое сокращение поголовья сельскохозяйственных животных, а следовательно, снижение производства основных продуктов животноводства. В результате роста ■ ■ диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, отсутствия
Формирование
реальной финансовой поддержки государства сельское хозяйство стало стабильно убыточным. Для развития животноводства необходимо увеличить производство молока и мяса в сельхозпредприятиях, где заметно выросла доля хозяйств населения и фермеров в производстве продукции животноводства. Для этого необходимы дотации в отрасль, поддержка племенных репродукторов мясного скотоводства, что позволит увеличить поголовье скота мясной породы и производство молока.
Для дальнейшего развития предприятий, перерабатывающих мясо-молочное сырье, необходимо, кроме создания собственной устойчивой сырьевой базы, совершенствовать технологический процесс, технически перевооружать отрасль. Важное социальное значение имеет создание собственной индустрии производства детского питания. Для выполнения поставленных задач на загрязненных территориях необходимо следующее: дотирование и поддержка в рамках национальных проектов производства сельскохозяйственной продукции; переход к системе инвестиционной поддержки сельского хозяйства; повышение эффективности использования бюджетных средств; переход от дотаций к субвенциям на производство сельскохозяйственной продукции; техническое перевооружение сельского хозяйства; внедрение новой сельскохозяйственной техники, энерго- и ресурсосберегающих технологий производства; развитие кооперации на селе; внедрение новых форм интеграции предприятий; образование холдинговых структур; развитие агролизинга; создание машинно-технологических станций, предоставляющих в аренду сельскохозяйственную технику сразу нескольким хозяйствам; развитие сервисной инфраструктуры; сокращение потерь сырья, его глубокая переработка; расширение ассортимента продукции предприятий перерабатывающей промышленности; увеличение инвестиций в перерабатывающую промышленность; привлечение акционерного и частного капитала; кооперация предприятий перерабатывающей промышленности с сельскохозяйственными товаропроизводителями с целью повышения эффективности реализации продукции; создание системы непрерывной подготовки и переподготовки кадров руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий в соответствии с требованиями рынка; поддержка фермерства; предотвращение изымания лучших земель несельскохозяйственных нужд; восстановление и воспроизводство генофонда растений и животных.
В промышленном комплексе территорий, подвергшихся радиационному воздействию, произойдут существенные сдвиги, если внедрить новые технологии, реорганизовать перерабатывающие сельхозпродукцию отрасли.
Перспективное формирование строительного комплекса должно обеспечивать реализацию основных направлений социально-экономического развития загрязненных территорий. Главной целью реструктуризации строительного комплекса является реализация социальных программ, обеспечение населения доступным жильем и объектами коммунально-бытового и социальнокультурного назначения.
В транспортном комплексе инновационная политика должна быть направлена на реализацию транспортного потенциала территорий, подвергшихся радиационному воздействию. В целом предполагается соблюдение принципа опережающего транспортного развития территорий в соответствии с прогнозами экономического развития отраслей, учетом межрегиональной и межотраслевой специализации и интеграции.
В области развития связи приоритетами являются мероприятия, обеспечивающие: повышение качества, надежности, устойчивости внутризоновой сети связи; создание на загрязненных территориях высокоскоростных сетей передачи данных и цифровой системы интегрального обслуживания; обеспечение спроса населения загрязненных территорий на услуги местной телефонной связи; рост сотовой и пейджинговой связи; формирование компьютерных сетей федерального и регионального значения; создание современной информационной инфраструктуры; расширение возможностей использования информационных ресурсов Интернет.
В ходе институциональных преобразований на территориях Курганской области, подвергшихся радиационному воздействию, формируются новая финансовая система и институты рыночной инфраструктуры. Одним из важнейших условий становления рыночных отношений признано развитие малого бизнеса, представляющее одно из приоритетных направлений государственной политики. На загрязненных территориях в малой степени получили развитие различные формы функционирования субъектов малого предпринимательства: индивидуальные предприниматели без образования юридического лица; организации малого предпринимательства; фермерские хозяйства. В промышленности и строительном комплексе малых предприятий недостаточно, поэтому необходимо поддерживать малый бизнес, подчеркивать его социальную 2 значимость как сферу, предоставляющую дополнительные источники доходов.
Для привлечения инвестиций в основной капитал, направленный на развитие экономики и социальной сферы территорий, подвергшихся радиационному воздействию, необходимы бюджетные гарантированные ассигнования. Важно привлекать и собственные средства предприятий, организаций и граждан, активно использовать кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты, увеличивать долю портфельных инвестиций и, самое главное, сделать привлекательными для вложения капитала приоритетные отрасли экономики.
В экономическом аспекте сформулированы основные направления развития загрязненных территорий, которые позволят им выйти из депрессивного состояния и решить ряд социальных задач.
Социальный аспект. Загрязнение среды обитания радионуклидами привело к значительным потерям здоровья, социально-психологической напряженности, к снижению качества и уровня жизни населения. Поэтому выбор ориентиров социально-экономической политики на перспективу должен базироваться, в первую очередь, на национальных проектах в области здравоохранения, с учетом демографического потенциала пострадавших территорий, количества и качества состояния трудовых ресурсов; в области образования и жилищного строительства необходимо улучшать материальную базу социальной сферы, довести уровень и качество жизни до среднеобластных показателей.
Приоритетными направлениями в жилищном строительстве будут: строительство нового жилья повышенной комфортности; реализация программы ликвидации ветхого и аварийного жилья за счет строительства муниципального жилья; строительство социального жилья; развитие ипотечного кредитования и индивидуального жилищного строительства.
В сфере образования приоритетны: повышение качества общеобразовательного уровня; реформирование системы профессионального образования и адресная подготовка специалистов; замена существующих ветхих и аварийных школьных зданий, в первую очередь в сельской местности. Для высшей школы, среднего специального и профессионального образования будут осуществляться строительство новых зданий и сооружений и реконструкция существующих.
В здравоохранении приоритетными направлениями должны стать: сохранение и укрепление здоровья человека; ориентация системы здравоохранения на профилактику и улучшение здоровья населения, проживающего в условиях радиационной нагрузки; реструктуризация коечного фонда и внедрение стационарно-замещающих технологий; внедрение прогрессивных лечебных технологий с использованием новейшего медицинского оборудования; расширение сети стационарных учреждений социального обслуживания и строительство специальных домов для престарелых и инвалидов с блоками медицинских и бытовых услуг.
К приоритетным направлениям в торговле следует отнести: развитие связей организаций торговли с местными товаропроизводителями; создание условий для выпуска товаров местного производства; формирование эффективно работающих логистических схем, что потребует установления надежных связей с оптовыми поставщиками продукции, постоянного контроля над складскими запасами и регулирования всей системы товародвижения; создание условий и механизмов, обеспечивающих совершенствование торгового обслуживания на селе.
В области бытового обслуживания населения приоритетным направлением должно стать совершенствование системы бытового обслуживания в результате расширения сети предприятий службы быта, внедрения новых видов бытовых услуг, прогрессивных технологий и техники.
Одновременно с реализацией предлагаемых направлений развития депрессивных районов необходимо решать насущные вопросы социально-психологической реабилитации населения.
На территориях радиоактивного загрязнения социально-психологическая обстановка более стрессовая, социальная напряженность более высокая, чем на условно «чистой» территории, так как на самочувствие населения существенное влияние оказывает экологическая ситуация, особенно ее радиационный аспект.
Свое воздействие на социально-психологическую обстановку на загрязненных территориях оказывает, безусловно, ход экономических и политических реформ, однако более детальный анализ оценок, данных населением загрязненных и «чистых» территорий, показывает, что более высокий уровень напряженности на пострадавших территориях определяется фактом проживания в непосредственной близости от ПО «Маяк». Значительная часть населения области осталась социально незащищенной. В основном это те, кто остался проживать в населенных пунктах, расположенных вдоль р. Теча, по разным причинам (главным образом, материально-финансового порядка) не отселенное. На этих территориях и сегодня повышен уровень среднегодовой
эффективной дозы, попадающей в организм, величина которой зависит от «привыкания».
Люди чувствуют себя вдвойне ущемленными, не подпадая под действие «радиационных» законов, которые позволяют хотя бы частично компенсировать прошлое радиационное воздействие.
Именно это обстоятельство лежит в основе социального расслоения на пострадавших территориях. В большинстве населенных пунктов здесь проживают как те, кто в свое время был насильственно отселен из родных мест, но сегодня пользуется поддержкой государства в виде льгот и компенсаций за причиненный ущерб (отметим, что этот контингент невелик), так и те, кто, всю жизнь прожив на «грязной» территории, не подпадает под действие закона и не пользуется социальными льготами, например население Бродокалмака, Русской Течи и др.
Анализ социально-психологического настроения жителей, пострадавших от радиации территорий, позволяет считать, что Производственное объединение «Маяк» в глазах населения продолжает оставаться потенциально опасным источником радиоактивного загрязнения.
В условиях сложной радиоэкологической обстановки система управления социальными процессами на пострадавших территориях должна быть ориентирована на первоочередные социальные проблемы и оптимальные подходы к их достижению. Она должна быть обеспечена рациональным механизмом организации управления этими процессами, который включает в себя кадровый потенциал и стиль управления, координацию и регулирование процесса исполнения, учет общественного мнения, научное обеспечение управления и другие составляющие. С этой точки зрения программно-целевой подход к решению проблемы представляется наиболее рациональным.
Проблема радиоактивного загрязнения и радиационной безопасности граждан Уральского региона признана в настоящее время федеральной, но не в полной мере. Создана необходимая нормативно-правовая и финансовая база для обеспечения социальных гарантий пострадавшему от радиации населению Уральского региона. Однако статус чрезвычайной экологической ситуации пострадавших территорий, подвергающихся до настоящего времени радиационному воздействию, не имеет федерального признания.
Таким образом, сочетание экологических, экономических и социальных составляющих развития с учетом социально-психологической реабилитации населения позволит территориям Курганской области, подвергшимся радиационному воздействию, выйти из депрессивного состояния.
•к •к •к •к •к