СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПОСЛЕ ЯДЕРНЫХ ВЗРЫВОВ И РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ
д.т.н. Владимиров В.А.
Супруги Кюри в том виноваты теперь.
Что открытие их - множит список потерь!
Ведь шесть миллиардов нас нынче живет..
Так что ж, радиация всех изведет?
Г Андреев
Широкое использование ядерной энергии в различных областях: науке, промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, медицине, военном деле, на транспорте стало уже неотъемлемой частью нашей жизни и служит благородным целям - развитию цивилизации.
Достаточно сказать, что в ряде стран, в том числе и в России, с ее помощью вырабатывается значительная часть электрической энергии. Даже ядерное оружие сегодня в большей части является определенным сдерживающим фактором в развязывании крупномасштабных войн.
Вместе с тем радиационные аварии, которые периодически имеют место при использовании ядерной энергии, как правило, приводят к нарушению нормальных условий жизни и деятельности людей, создают угрозу их жизни и здоровью, обусловливают возникновение нередко серьезных социальных последствий этих аварий, а более точно - социально-экономических последствий.
Это подтверждают данные, приведенные в табл.1, характеризующие последствия для России трех наиболее крупных радиационных катастроф - деятельности ПО «Маяк», аварии на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, которые имели место во 2-ой половине XX века.
Причем, основной причиной социально-экономических последствий радиационных аварий является радиоактивное загрязнение окружающей среды
Рассмотрим некоторые аспекты этой проблемы.
Прежде всего, это отчуждение земель, имеющих загрязнения вследствие аварий: на ПО «Маяк» - 4 Ки/км2 и более по стронцию-90 и 40 Ки/км2 и более по цеэию-137 на Чернобыльской АЭС что привело к значительным экономическим потерям, как за счет потери промышленных объектов, сельскохозяйственных и лесных угодий, так и переселения населения, проживающего на этих землях. Население было отселено из 49 населенных пунктов Брянской облзстк и
ПОСЛЕДСТВИЯ КРУПНЕЙШИХ РАДИАЦИОННЫХ КАТАСТРОФ КА ТЕРМ^О^ИИ РОССИИ
^\К атастрофа 11оследствия\.^ Авария на Чернобыльской АЭС Деятельность ПО «Маяк» Ядерные испытания на Семипалатинском полигоне
Выброшено радиоактивности, МКи 50 5.4
Площадь загрязненных территорий, тыс. км2 56 . . Более 23
Изъято из оборота земель, в том числе сельскохозяйственных, тыс га 16,3(14,1) ■ 114(76) г —..
Пострадало населения, млн чел. 2,6 0,5 Более 0,3
Эвакуировано насел е-ния, тыс чел 52,0 21,0 -
Эффективная доза облучения, мЗв Средняя 23,5 (Брянская обл ) Менее 520 Алтайский край (макс 1800) Республика Алтай (средняя 7)
Нанесенный ущерб, млрд. руб. - 14,8
Количество пострадавших субъектов Российской Федерации 19 3 2 1
48 населенных пунктов Челябинской области. Эти факторы отрицательно сказались на социально-экономическом развитии в целом загрязненных территорий. Вызывает беспокойство - наблюдающаяся деградация отчужденных земель.
Радиоактивные загрязнения земель с плотностями ниже приведенных также обусловили целый ряд негативных последствий, которые наложились на тенденции, порожденные в последние годы общим кризисом в экономике России, и усугубили их.
Первопричиной всего является облучение населения, проживающего на загрязненных территориях. Достаточно сказать, что у жителей первого по течению р.Теча села Метлино Челябинской области отмечалась максимальная накопленная эффективная доза 1,4 Зв, а у населения нижележащих сел - от 0,1 до 1,2 Зв. При этом общая численность населения, подвергшегося облучению в гидрографической системе Теча-Исеть, около 400 тыс.человек. Дозы облучения населения на территории Восточно-Уральского радиоактивного следа существенно меньше - в пределах от 0,2 до 62 сЗв.
В Брянской области, наиболее загрязненной, средняя накопленная за 10 лет после аварии на Чернобыльской АЭС эффективная доза облучения населения составляет 23,5 мЗв, а максимальная - 167 мЗв. У 30-35 тысяч жителей этой области она превышает 50 мЗв. Участники же ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, зарегистрированные в Российском государственном медикодозиметрическом регистре, имеют в среднем дозы от 83 до 120 мЗв
Максимальные значения эффективной дозы облучения населения от ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне достигают 1800 мЗв, суммарную накопленную эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв получили более 270 тыс. человек.
Безусловно, что облучение населения не могло в определенной степнни не сказаться на состоянии его здоровья, обусловить медицинские последствия рассматриваемых радиационных катастроф, вплоть до случаев заболевания лейкемией, раком, в том числе щитовидной железы.
Это потребовало усиления медицинского контроля за населением, подвергшимся радиационному воздействию, принятия мер по профилактике возможных заболеваний и оказанию специализированной помощи в случае их возникновения.
Следует отметать, что на протяжении всего периода после возникновения радиационных катастроф принимались и принимаются меры по снижению облучения населения, проживающего на загрязненных территориях
С этой целью осуществлялось, как выше отмечалось, отселение населения с наиболее загрязненных земель. Причем не только из
«зоны обязательного отселения», но и из так называемой просто «зоны отселения» (плотность загрязнения более 15 К и/км2 по цезию-137), в которой в юго-западных районах Брянской области, например, расположено 267 населенных пунктов с населением 91 тыс. человек, включая г. Новозыбков - 42,9 тыс. человек.
Однако отселение населения в ряде случаев осуществлялось с большим опозданием, когда отселяемые уже получили значительные дозы облучения и дальнейшее радиационное воздействие не привело бы к каким-то критическим последствиям. Это имело место на Восточно-Уральском радиоактивном следе, когда часть населения была отселена почти через 2 года после аварии, и тем более в Брянской области, когда решение на отселение даже из зоны обязательного отселения было принято лишь через 3 года (в 1989 году), а вообще отселение продолжалось до 1998 года.
Причем решения, принятые в конце 80-х - начале 90-х годов в отношении отселения населения с территорий, загрязненных вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, были во многом вынужденными. Они принимались под мощным давлением общественного мнения и органов законодательной власти. Ведь это был период демократизации прессы, снятия запретов с информации об атомной промышленности и ядерных испытаниях, в ходе которого тема радиационных воздействий стала популярной среди журналистов, а затем и у начинающих карьеру региональных политиков Особенности же человеческой психики таковы, что человек с большим доверием относится к самым трагичным предположениям о медицинских последствиях радиационных воздействий, чем к уравновешенной, имеющей под собой научную основу, информации. С позиций сегодняшнего же дня можно утверждать, что в условиях, когда избежать отселения было невозможно по социально-психологическим условиям. имело смысл, вероятно, ограничиться предоставлением возможности добровольного выезда.
Большие работы с целью уменьшения доз внешнего облучения населения были проведены по дезактивации населенных пунктов на территориях, загрязненных вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. На это были затрачены значительные средства. В западных районах Брянской области было продезшггивировано 472 населенных пункта. Причем в ряде случаев дезактивация населенных пунктов неоднократно повторялась. Так, в 50 населенных пунктах дезактивация проводилась дважды, а в 6 - трижды: А в принципе это во многом была напрасная работа.
В це^х уменьшения доз внутреннего облучения населения был принят ряд запретительных, ограничительных, агротехнических, агрохямяческих, апюм«лиоративных мер в области ведения
гиропромышленного производства.
На загрязненных территориях были запрещены лов рыбы, сбор грибов и ягод, охота, ограничено использование молока, рекомендованы к выращиванию определенные сельскохозяйственные культуры, правила ведения приусадебных участков, способы переработки продукции, грибов и ягод, правила содержания домашних животных, порядок откорма скота, внесения соответствующих удобрений всей сельскохозяйственной продукцией был установлен радиометрический контроль. В загрязненные районы завозились «чистые» продукты питания.
В результате принятых мер удалось во многом обеспечить производство нормативно чистых зерна, картофеля, овощей, молока и мяса, уменьшить дозы внутреннего облучения населения
Вместе с тем, все это отрицательно сказалось на социальноэкономическом положении загрязненных территорий, где имело место, прежде всего, более значительное сокращение производства. Так, например, если в 1994 году по сравнению с 1993 годом сокращение производства в целом по России составило 23%, то в Брянской области —38%, Калужской области - 30%, Орловской области
- 32% и Тульской области — 41%.
Причиной этому послужило и то, что на загрязненных территориях сформировалось экономическое пространство, в котором установлены ограничения на хозяйственную деятельность, но не определены особые экономические условия функционирования предприятий.
В результате на указанных территориях стало трудно достижима какая-либо рентабельность хозяйствования. В связи с этим требуются меры государственной поддержки для экономического выживания этих регионов в условиях формирующегося российского рыночного пространства, чего и не хватает.
Значительно снизилось производство сельскохозяйственной продукции, произошли значительные структурные изменения в нем, в том числе на приусадебных участках. Например, если в целом по Уральскому региону объем сельскохозяйственного производства в 1991-1994 годах сократился в среднем на 22%, то в Челябинской, Свердловской и Курганской областях, пострадавших вследствие деятельности ПЭ "Маяк", почти на 30%.
Для территорий, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, были характерны при этом, свои определенные особенности. Если в 1986-1990 годах, несмотря на сокращение сельскохозяйственных площадей, ограничения для сельхозпроизводства, урожайность зерновых в Брянской области возросла в 1,44 раза, картофеля в 1,17 раза, а производство молока на 6%, то с началом реформ
(1991 г.) картина изменилась, темпы снижения производства сельхозпродукции по сравнению в целом по России наоборот увеличились. Если в России в 1995 году по сравнению с 1994 годом урожай зерновых составил 77,7%, производство мяса — 84%, то в Орловской области эти показатели соответственно составили 69% и 81%.
Одними из главных причин экономического упадка сельскохозяйственного производства в пострадавших районах явились отсутствие финансовых вложений, интенсивных технологий и существенное ухудшение плодородия земель.
Говоря о структурных изменениях в производстве сельскохозяйственной продукции, достаточно указать, что в Новозыбковском районе Брянской области произошло сокращение посевов бобовых в 2,3 раза, кормовых корнеплодов - в 4,6 раза, картофеля - в 1,9 раза В целом для регионов, пострадавших вследствие радиационных катастроф, характерно нарушение потребительского рынка, разрыв традиционных экономических связей с другими регионами, особенно для реализации продукции агропромышленного комплекса, а также отток специалистов и квалифицированных рабочих.
Одним из важнейших социально-экономических показателей состояния дел в пострадавших регионах является показатель объема розничного товарооборота. Если по России розничный товарооборот за прошедшие годы сократился в среднем на 8%, то, например, в Брянской области - на 30%, в Орловской - на 21%, в Тульской - на 14%, что свидетельствует об ухудшении благосостояния населения. Одной из причин этого является рост безработицы. В 1995 году рост количества безработных составил в Брянской области 13,5%, в Калужской области - 27,8%, в Тульской области на 50,9%. Чтобы сравнить эти цифры с данными в целом по России, то достаточно сказать, что если в среднем по России индекс безработицы (численность граждан, зарегистрированных в списке службы занятости, в расчете на одну вакансию) равен 5,3. то в Брянской области он составляет 34.
Определяющим же критерием оценки социальноэкономического состояния загрязненных территорий принято считать уровень жизни населения, проживающего на этих территориях Питание в значительной доере определяет уровень жизни, состояние здоровья населения, оно служит необходимым условием физического и умственного разщ^тия детского населения, профилактики заболеваний, высокой работоспособности и активного долголетия, позволяет повысить неспецифическую резистентность организма к действию инфекций, химических агентов, радионуклидов
Обпелсяахпе состояния фактического питания населения, про*ива<о!<1*= •' "и .'язненных районах, показывает, что сложив-
шиеся рационы питания, особенно в последние годы, имеют существенные отклонения от принципов сбалансированного питания: для них характерно недостаточное потребление белка, главным образом животного происхождения, низкое содержание ряда витаминов, микроэлементов и пищевых волокон. Например, по данным Института питания РАМН (1991 г.) средний суточный рацион человека в загрязненных районах Калужской области содержит: белков - 69 г, жиров - 100 г, углеводов - 328 г, энергосодержания - 2588 ккал.
За последующие года (1995 г.) дисбаланс в питании населения еще больше увеличился. Потребление углеводистых продуктов возросло, в том числе хлеба— до 143 кг (при норме - 120 кг), картофеля
- на 13-30% и достигло в ряде районов до 210-217 кг (при норме 125 кг на человека). В то же время в структуре питания резко сократилось количество белков, витаминов, микроэлементов. Потребление мяса в районах Брянской области снизилось с 83 до 63 кг (в убойном весе); Калужской - с 71 до 56; Орловской и Тульской - с 83 до 66 (при норме 130 кг/чел ). Потребление молока и молочных продуктов в целом в 1,5-2 раза ниже рекомендуемых норм. На 17-20% снизилось потребление овощей.
К тому же анализ имеющихся на загрязненных территориях перерабатывающих предприятий АПК по их техническому состоянию, использованию производственных мощностей, объемам производства, ассортименту выпускаемой продукции показывает, что существующее положение не отвечает современным требованиям по обеспечению рационального питания и, следовательно, физиологическая реабилитация населения не может быть эффективна.
Возвращаясь к проблеме отселения населения с загрязненных территорий, следует отметить, что неправомерный ажиотаж, поднятый по поводу радиационных воздействий, во многом обусловил демографические и социально-психологические последствия рассматриваемых радиационных катастроф, о которых необходимо сказать особо.
На демографическую ситуацию в загрязненных регионах оказали влияние следующие факторы:
масштабное переселение жителей с загрязненных территорий; добровольный отток населения с загрязненных территорий, в первую очередь интеллигенции, высококвалифицированных рабочих и молодежи;
резко выраженное ухудшение демографической ситуации в целом по стране за последние года (рост смертности, снижение рождаемости), что в перспективе более тяжело отразится на популяции загрязненных регионов.
В результате на загрязненных территориях стал ощущаться
дефицит интеллигенции (врачей, учителей, сельских специалистов). Доля лиц пенсионного возраста в селах достигла 40%, а среди трудоспособного населения доля лиц в предпенсионных возрастах доходила до 30-40%. Обстановка изменилась с начала 90-х годов, когда вследствие социальных процессов, происходящих в России и го-сударствах-участниках СНГ, стал наблюдаться миграционный прирост населения на этих территориях
И все же ряд неблагоприятных демографических тенденций на загрязненных территориях продолжает иметь место. Например, в Тульской области в 1993 году была зарегистрирована минимальная среди всех субъектов Российской Федерации доля лиц в возрасте до 15 лет, составляющая 19,4%. На всех загрязненных территориях усилилась тенденция естественной убыли жителей. В Брянской области, например, число родившихся было меньше числа умерших в 1991 году на 1,4 тыс. человек, в 1992 году - на 3,6 тыс. человек, а к концу 1995 года достигла 4,7 тыс. человек Тоже было характерно и для других загрязненных регионов.
Социально-психологические последствия рассматриваемых радиационных катастроф представляют собой отклик на коллективные психические травмы, каковыми стали катастрофы, а также на последовавшие за ними социально-экономические изменения.
Преимущественно сощильно-психологическая напряженность у населения на загрязненных территориях возникла после аварии на Чернобыльской АЭС и перехода в атомной промышленности и энергетике к режиму гласности и плюрализма мнений, когда информационный вакуум, существовавший до этого в этой области, был заполнен некомпетентными и сенсационными публикациями. Не последнюю роль в формировании психологических последствий сыграло принятое после Чернобыльской аварии законодательство, закрепившее статус «жертв Чернобыля, Маяка и Семипалатинских ядерных испытаний» за несколькими миллионами россиян.
В значительной мере напряженность была обусловлена неадекватным восприятием населением и общественностью степени реального радиационного риска вследствие недостаточной их грамотности в вопросах радиационной безопасности, недостаточности информации и доведения ее до сознания населения, неправильных действий отдельных представителей местной власти, общественности и движений.
Стрессовые нарушения в виде тревоги за здоровье своих детей и свое собственное, снижения возможностей функционирования де-^иантн п о поведения, предъявления большого количества жалоб на -ом'ти^еское здоровье и связь их с радиационным воздействием, ч’Ж'пер^е иа гьным источникам информации, были обнару-
639 '
жены у 44-52% населения, проживающего на загрязненных территориях (на контрольных территориях 35-38%). Причем, как показали проведенные исследования, частота стрессовых нарушений не зависит от степени загрязненности территории. Население, проживающее на территориях с меньшими уровнями загрязнения, может обнаруживать значительно больший уровень тревоги (по данным 1993 г.
- до 70%) и недоверия к официальной информации, чем люди, проживающие на сильнозагрязненных землях. Например, жители Алтайского края и Республики Алтай.
Даже сегодня, через 14 лет после аварии, население продолжает воспринимать радиационные риски как наиболее опасные.
Группами риска психологической дезадаптации среди населения загрязненных территорий являются: матери маленьких детей, соматические больные, педагоги Первые годы после аварии в группу риска входили также медики, однако по мере накопления реальных данных о медицинских последствиях Чернобыля, психологическое состояние медиков стабилизировалось. Этот факт подтверждает значение информации для преодоления социальнопсихологической дезадаптации. Появление новых данных о возможных психических расстройствах у детей 1986-87 годов рождения способствует формированию новых уязвимых групп - родителей этих детей.
Переселенцы также обнаруживают психологический дисст-ресс, однако динамика его несколько отлична от таковой у населения, оставшегося на загрязненных территориях. Особенности переселения в России (близость переселенческих поселков от малой родины, сохранение в течение года старого места жительства, растянутость переселения во времени) позволили переселенцам сохранить социально-психологическую адаптацию. Уровень стрессовых проявлений до 1995 г. составил 39% и был близок к чистым территориям. Однако в дальнейшие годы психологическое состояние населения ухудшилось, что связано с ухудшением социально-экономической ситуации в поселках, обнищанием населения, потерей работы.
Уровень стрессовых нарушений среди участников ликвидации аварии составляет 84-87%, что значительно превышает показатели среди всех других групп населения, вовлеченных в аварию. В отличие от населения, где преобладают психологические реакции, среди ликвидаторов чаще речь идет о клинически выраженных психических нарушениях пограничного уровня. Особенно значимы стали психологические проблемы ликвидаторов во втором десятилетии после аварии.
Когорта ликвидаторов была представлена на момент аварии преимущественно мужчинами трудоспособного возраста (средний
' " 640 ‘
возраст на момент аварии 42 года), прежде всего рабочих специальностей и техническими специалистами, занятыми в отраслях производства. Они испытывают наибольшие трудности в ходе экономических реформ. Большинство ликвидаторов уже неоднократно теряли работу и в совокупности с недостаточным признанием, по их мнению. со стороны общества и негарантированной социальной поддержкой, эти факторы являются причинами социально психологической дезадаптации.
Реакции ликвидаторов характеризуются крайне низкой оценкой своего здоровья, уверенностью связи болезней с аварией, недоверием к официальной информации и государственным структурам, крайне низким уровнем энергетических возможностей, не позволяющим приспосабливаться к изменившимся условиям, склонностью к депрессивным реакциям, суицидоопасному и девиантному поведению.
Ликвидаторы находятся в постоянном конфликте с официальным социумом, поскольку, декларировав гуманный закон о защите, государство не в состоянии его выложить в полном объеме. Борьба за реализацию законных прав и привилегий еще более обостряет психологические проблемы ликвидаторов, формирует рентные установки, отказ от эффективной самореализации и самопомощи.
Основными направлениями в государственной политике по социально-психологической реабилитации являются: постоянное информирование и радиологическое обучение критических групп, улучшение качества медицинской помощи, специализированная психологическая поддержка в центрах психологической реабилитации.
Необходимо подчеркнуть, что при возникновении всех рассматриваемых радиационных катастроф принимались меры по обеспечению безопасности населения и ликвидации последствий катастроф, в том числе социально-экономических. Среди них были решения о возмещении материального ущерба населению, трудоустройстве и обеспечении жильем эвакуированных граждан и другие. Однако правовые нормы, гарантирующие социальную защиту населения, пострадавшего от радиационного воздействия, отсутствовали.
Чернобыльская катастрофа дала толчок к решению этой проблемы. В связи с комплексным характером проблем, стоящих перед радиоактивно загрязненными территориями, в апреле 1990 года, через 4 года после аварии, Верховный Совет СССР утвердил Государственную союзно-республиканскую программ неотложных мер на 1 ^0-1992 годы. А в 1991 году были приняты Закон СССР «О соци-?л*:.л.й зпщще граждан* пострадавших вследствие Чернобыльской катжтрофм" глс/»лм ~а ним аналогичный закон РСФСР. В 1993 году
641
был принят чакон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие деятельности ПО «Маяк»», а в 1995 году - вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Последние два закона определили группы граждан, пострадавших от радиационного воздействия, на которые распространили действие соответствующих статей Чернобыльского закона. Таким образом, Чернобыльский закон стал как бы базовым законодательным актом, определяющим меру и степень социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие рассматриваемых катастроф
Вместе с тем этот закон имеет ряд серьезных недостатков, обусловленных в основном историческими причинами.
Как подчеркивалось выше, популизм властей перевесил рекомендации отечественных специалистов и международных экспертов и в Чернобыльские законы в качестве критерия отнесения населенных пунктов к зонам радиоактивного загрязнения вошла величина плотности загрязнения почвы цезием-137 свыше 1 Ки/км2. Принятие этой величины в качестве опорного значения не было оправданным с точки зрения ущерба здоровью и обусловило многократное расширение зон проведения противоаварийных мероприятий. В экономическом плане это означало неоправданные материальные потери и финансовые расходы, в социальном и социальнопсихологическом - рост страха и озабоченности среди вновь вовлеченного в аварию населения. Признание государством спустя 5 лет после аварии права на льготы и компенсации было эквивалентно признанию нанесенного ущерба
Также упрощенно был решен вопрос о социальных гарантиях участникам работ по ликвидации последствий аварии. Статус ликвидатора получал каждый, кто провел в 30-километровой зоне хотя бы один день до 1990 года Очевидное упрощение этого критерия достаточности по срокам и продолжительности пребывания вылилось в значительный экономический ущерб государству и привело к развитию целого ряда негативных социальных процессов среди ликвидаторов
Аналогично обстоят дела и с льготами и компенсациями для населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях. Выплата компенсаций и предоставление льгот, слабо обоснованных с точки зрения радиационной безопасности, с одной стороны, компенсировало реальное ограничение привычной жизнедеятельности на слабозагрязненных территориях, но при этом, с другой стороны, привела к развитию иждивенческих настроений у населения и сдерживает его инициативу по поиску средств адаптации к существующему экономическому кризису.
Разработанная в 1995 году РНКРЗ «Концепция радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения, подвергшегося аварийному облучению», создала основу для внесения изменений в стратегию долговременных реабилитационных мероприятий, о чем речь будет несколько ниже.
Прежде же хотелось бы отметить, что на основе принятых федеральных законов были разработаны и с 1992 года реализуются федеральные целевые программы, в которых конкретизированы мероприятия по социальной защите и реабилитации населения и территорий, подпадавших под значимое радиационное воздействие. В табл. 2 представлен перечень действующих федеральных целевых программ.
Несмотря на то, что эти федеральные целевые программы были профинансированы не полностью, проделана все же значительная работа по их реализации, по реабилитации населения и территорий, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, деятельности ПО «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В табл. 3 представлены данные, характеризующие проделанную работу в 1992-1998 годах.
В результате проведенных работ:
детализирована радиационная обстановка, уточнены экологические, медико-демографические, экономические и социальные характеристики затронутых радиационными катастрофами территорий и контингентов населения, дающие возможность надежного прогнозирования ситуаций на территориях;
осуществлены мероприятия по защите населения, включающие переселение жителей с наиболее загрязненных территорий, меры в области сельского и лесного хозяйств, санитарной защиты, дезактивации и благоустройства населенных пунктов, в результате чего обеспечено существенное снижение доз облучения населения, проживающего на территориях, загрязненных вследствие радиационных катастроф;
осуществлены мероприятия по экономической и экологической реабилитации территорий, на которых ранее вводились различные ограничения что позволило возвратить в сельскохозяйственный оборот десятки тысяч га земель, возобновить на этих территориях экономическую деятельность;
приняты меры по улучшению медицинского обслуживания населения и ликвидаторов, оказанию специализированной медицинской помощи, развитию системы диспансеризации, материальному оснащению учреждений лечебно-профилактического и оздоровите.^ -?огс профиля, что обеспечило выявление заболеваний на более панней стадии. г'- кращеые стоков стационарного лечения, повыше-
ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
№ 11/П Наименование федеральных целевых программ
1 «Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавшего вследствие деятельности ПО «Маяк», на период до 2000 года».
2 «По защите населения Российской Федерации от воздействия последствий Чернобыльской катастрофы на период до 2000 года»
3 «Дети Чернобыля на 1998-2000 годы».
4. По обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС на 1995-1997 годы» (продлена до 2000 года).
5 «По реабилитации населения и социально-экономическому развитию районов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на 19941995 годы и на период до 2000 года»
6 «По оказанию медицинской, социальной помощи населению и нормализации санитарно-гигиенического состояния населенных пунктов Республики Алтай, подвергшихся воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на 1996-1997 годы и на период до 2000 года».
МЕРЫ ПО КАБИМТАЦМ НАСОТНЖ N ШІОИІ, ПОСТРАДАВШИХ ВСПЕДСШЕ РМРШ»ЮННЫУ ШАСІУО»
(НИ - ИМ ГГ.)
^.Катастрофа Меры по реабилитации Авария на Чернобыльской АЭС Деятельность ПО «Маяк» Ядерные испы- ! тания на Семипалатинском полигоне
Затрачено средств на реабилитацию, млрд. руб (в ценах 1998 г) 28,8 3,3 3,8
Жилой площади, тыс. м2 1289,7 132,8 312,9
Дошкольных учреждений, мест 3465 610 370
Общеобразовательных школ, мест 17043 3124 8085
о X Больниц, коек 862 210 1221
С Поликлиник, число посещений 1460 972 3194
Клубов, домов культуры, мест 3960 - -
Сетей, км 694 (газовых) 125,6 (газовых) 58,1 - водопр. 95,6 - элек-трич 6,5 - тепловых
Количество субъектов РФ. в которых ведуг-! ся(велись) работы 14 3 2
ние эффективности лечения, снижение количества летальных исходов, все эти меры способствовали улучшению социальнопсихологической обстановки среди населения и ликвидаторов;
разработана научная методическая база, позволившая ретроспективно установить среднегодовые и накопленные эффективные дозы облучения населения вследствие деятельности ПО «Маяк», испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, а также оценить суммарные дозы и дозы текущего облучения населения на территориях, загрязненных в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
В табл. 4 представлены недавно обработанные данные по реабилитации пострадавших населения и территорий в 1999 году.
Срок реализации действующих ФЦП по реабилитации населения и территорий истекает в 2000 году.
Учитывая, что преодоление медицинских, социальноэкономических и других последствий рассматриваемых радиационных катастроф объективно носит долговременный характер, а также то что ФЦП из-за недостаточного финансирования в связи с экономическими трудностями в стране оказались невыполненными, требуется подготовка новых ФЦП на период после 2000 года.
Какая же государственная политика в области преодоления последствий радиационных катастроф должна быть после 2000 года, которая должна лечь в основу этих ФЦП?
Проведенные исследования показывают, что эта политика должна учитывать изменение прогнозных показателей реализации последствий облучения населения в соответствии с естественной динамикой отсроченного развития таких последствий, а также изменившуюся демографическую, радиологическую, медицинскую, радиоэкологическую и социально-психологическую обстановку, наконец, естественные процессы миграции радионуклидов. Все это требует изменить характер проводимых мероприятий на загрязненных территориях и перенести акцент с защитных мероприятий на преимущественно реабилитационные, осуществить возврат к нормальной жизнедеятельности на пострадавших территориях.
В связи с этим целью государственной политики Российской Федерации в области преодоления последствий радиационных катастроф на период после 2000 года должны являться дальнейшее снижение негативных медицинских, социальных и психологических последствий радиационных катастроф на население и ликвидаторов до возможно низкого уровня, экологическая и экономическая реабилитация пострадавших территорий, возвращение их части в нормальный сельскохозяйственный оборот.
При этом эта политика должна базироваться на принципах и
МЕРЫ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ НАСЕЛЕНИИ И ТРРИГОРИЙ, ПОСТРАДАВШИХ вследстшеРАДИАЦИОННЫХ КАТАСТРОФ, ИНГ.
Катастрофа Меры по реабилитации \ Авария на Чернобыльской АЭС Деятельность ПО «Маяк» Ядерные испытания на Семипалатинском полигоне
Про МЛН финансировано, руб. 28,8 40,6 27,5
£ 1 с [ Жилой площади, тыс. м2 87,3 4,58
Дошкольных учреждений, мест 25
Общеобразовательных школ, мест 395 40 68
Больниц, коек 362 480 8
Поликлиник, число посещений 540 25 314
Клубов, домов культуры, мест 380 * -
Сетей, км 216,25 (газовых) 4,6 - водопр. 3,8 - электрич. 24,4 - газовых 6,2 - водопровод
Прошли диспансеризацию, тыс. чел. 402,5 22,1 24,4
Находились на лечении, тыс. чел. 195,4 3,06 13,2
Находились на оздоровлении, тыс. чел. 7,94 0,8 9,15
Количество субъектов РФ, в которых ведутся (велись) ^бо^ы 14 3 2 -
критериях, представленных в табл. 5.
В соответствии с Концепцией радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения Российской Федерации, подвергшегося аварийному облучению вследствие деятельности ПО «Маяк», аварии на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, разработанной РНКРЗ и рекомендованной Правительством Российской Федерации к использованию, а также с учетом состояния законодательной и нормативной базы, радиационной обстановки в регионах, имеющейся информации по оценке радиационных воздействий и опережающих научных разработок в стране и за рубежом в данной области, основные направления государственной политики по преодолению последствий радиационных катастроф на период после 2000 года могут быть сформулированы в виде, представленном в табл 6.
Комментируя эти направления государственной политика хотелось бы, прежде всего, отметить, что Концепция радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения Российской Федерации, подвергшегося аварийному облучению, разработанная РНКРЗ, создала основу для внесения изменений в стратегию долговременных реабилитационных мероприятий, определила необходимость переработки базового Чернобыльского закона и целесообразность разработки единого Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся радиационному воздействию вследствие деятельности ПО «Маяк», аварии на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»
Основные положения этого закона представлены в табл. 7.
Перечень мероприятий по реализации направлений государственной политики, представленных в табл. 6, отображен в табл. 8-14.
Осуществление мероприятий в области охраны здоровья и медицинской реабилитации граждан, подвергшихся радиационному воздействию, представленных в табл. 8, способно обеспечить выявление скрытой патологии или заболеваний на ранней стадии у граждан, подвер1тыихся радиационному воздействию вследствие радиационных катастроф, формирование групп повышенного риска, своевременное оказание профилактической, лечебной и реабилитационной медицинской помощи. По результатам анализа данных о структуре заболеваемости граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных катастроф, предлагается установить следующую периодичность проведения диспансеризации:
для граждан, включенных в Национальный радиационноэпидемиологический регистр, и населения, проживающего нэ за-
ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННЫХ КАТАСТРОФ НА ПЕРИОД ПОСЛЕ 2000 ГОДА
1 №№ ! п/п Признаки и критерии
; 1 Охрана здоровья пострадавших граждан, обеспечение благоприятных экологических условий жизни и трудовой деятельности населения на пострадавших территорий является приоритетным направлением государственной политики.
2. Преодоление последствий радиационных катастроф является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
3. Планирование и осуществление мероприятий по преодолению последствий радиационных катастроф проводится с учетом специфики и механизмов Радиационного воздействия, а также уровня социальноэкономических последствий радиационных катастроф.
4. Объем и содержание мероприятий определяется с учетом необходимой достаточности и эффективного использования финансовых ресурсов.
5. Медицинской защите и реабилитации подлежат граждане, включенные в Национальный радиационно-эпидемиологический регистр.
6. Основными критериями для принятия решений о необходимости мероприятий по преодолению последствий радиационных катастроф является средняя годовая эффективная доза облучения населения, а для территорий, где она ниже установленных норм - накопленная лоза облучения населения.
7. 1 Критериями для организации мероприятий в АПК и радиационного контроля продовольственного сырья и пищевых продуктов являются норма гивы гигиенических требований к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов.
! 8. На территориях, где средняя годовая эффективная доза облучения населения менее установленных норм, планируются и осуществляются мероприятия по социально-психологической реабилитации населения и, при необходимости, по радиационному контролю за загрязнением продовольственного сырья и пищевых продуктов.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННЫХ КАТАСТРОФ НА
ПЕРИОД ПОСЛЕ 2000 ГОДА
№№ п/п Основные направления государственной политики
1 Совершенствование законодательной и нормативной правовой базы, регламентирующей проблемы преодоления последствий радиационных катастроф
2 Охрана здоровья и медицинская реабилитация граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных катастроф.
3. Социально-психологическая реабилитация граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных катастроф.
4- ' | 1 Снижение доз облучения населения в районах, сохраняющегося радиоактивного загрязнения, экологическая реабилитация загрязненных территорий.
5 Социально-экономическая реабилитация загрязненных территорий.
1 6 Уменьшение риска возникновения новых радиационных аварий на ПО «Маяк».
7 Международное сотрудничество в области преодоления последствий радиационных катастроф
основные ПОЛОЖЕНИЯ
нового ЦИНОГО «ЩМЛЫЮГО ЗМЯМ Л СОЦИАЛЬНО* ЗАЩИТЕ
граждан ми», ппрпгштгмаэмцот мою
1оар<ст1ио1Мц>сга«<>ятиуюсп1по^1»яь)АМ1нмиА чЕтобьпьсмйАэсияятькислытмайнАсаипммпмаюм
ПОЛИТИК
№№ п/п Основные положения социальной защиты граждан
1 1 1 Основным критерием для принятия решений о необходимости мероприятий по преодолению последствий радиационных катастроф должна являться годовая эффективная доза облучения населения равная 1 мЗв и более, а для территорий, где средняя годовая эффективная доза облучения опустилась ниже или изначально была ниже 1 мЗв, - суммарная накопленная доза облучения населения, проживающего на этих территориях, равная или более 70 мЗв
! 2. ; Необходим переход от неденежных форм предоставления льгот за причиненный возможный ущерб здоровью граждан, пострадавших вследствие радиационных катастроф, к выплате ежемесячных компенсаций в денежной форме
1 3. 1 Выплата компенсаций за причиненный ущерб здоровью должна производиться только гражданам, реально пострадавшим вследствие радиационного воздействия.
4 1 Медицинской защите и реабилитации должны подлежать только граждане, включенные в Национальный радиационноэпидемиологический регистр (НРЭР).
5. | 1 Критериями для получения статуса ликвидатора последствий аварии на Чернобыльской АЭС должны являться временные критерии пребывания на загрязненных территориях: 1986 г. - 3 дня, 1987 г. -10 дней, 1988 г. и последующие годы - 1 месяц
6 1 ! ■ 1 Периодичность проведения диспансеризации должны быть: для граждан, включенных в НРЭР, и населения, проживающего на загрязненных территориях с оцененной средней годовой эффективной дозой облучения I более 1 мЗв - ежегодно: для ликвидаторов 1986-1987 гг. - ежегодно, а для 1988-1989 гг. - 1 раз в 2 года. 1
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ ВСЛЕДСТВИЕ РАДИАЦИОННЫХ КАТАСТРОФ
МЬ№ п/п Наименование мероприятий
1. 1 Социально-гигиенический мониторинг по группам населения, проживающего на загрязненных территориях
| 1, , Оказание специализированной медицинской помощи лицам, пострадавшим от радиационного воздействия, а также ликвидаторам
3 1 1 Совершенствование и дальнейшее развитие медицинского обслуживания населения, проживающего на территориях, пострадавших вследствие радиационных катастроф
4. Проведение мероприятий по комплексному оздоровлению детей, проживающих на загрязненных территориях
5 I Обеспечение функционирования национального и ведомственных радиационно-эпидемиологических регистров облучения населения, включая ликвидаторов и специализированных клинических регистров пострадавших
‘ 1— Обеспечение функционирования и высокого уровня объективности работы межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с воздействием факторов радиационной аварии
1 7 Повышение эффективности медицинской защиты путем совершенствования механизмов медицинского страхования для целевой аккумуляции средств на лечение и реабилитацию реально пострадавших, обеспечение медицинского страхования гарантированно высокого уровня
8. I Создание эффективных механизмов контроля со стороны государства за предоставлением предусмотренных законодательно льгот по лечению, протезированию и обеспечению лекарствами соответствующим категориям 1'раждан, подвергшимся негативному воздействию в результате радиационных катастроф - — 1 ■ ' ... — . 1
грязненных территориях, с оцененной средней годовой эффективной дозой облучения более 2 мЭв - ежегодно, для ликвидаторов 19861987 годов - ежегодно, а 1988-1989 годов — 1 раз в 2 года
Все это будет способствовать повышению эффективной медицинской помощи, снижению количества летальных исходов.
Мероприятия по социально-психологической реабилитации граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие рад- диациошшх катастроф, представленные в табл. 9, определены на основе обобщения и анализа уже многолетнего опыта ведения социально-психологической реабилитации граждан. Психологическая поддержка реализуется через функционирование на территориях Центров психологической реабилитации для населения и ликвидаторов. Основными формами работы Центров является психологическое, семейное консультирование, социальное медиаторство, групповые методы коррекции, целевая работа с педагогами. На территориях, где подобные Центры функционируют, отмечено уменьшение стрессовых реакций, улучшение взаимодействия между властями и населением, уменьшение недоверия.
Мероприятия в области снижения доз облучения населения, экологической реабилитации территорий, представленные в табл. 10 должны позволить уменьшить внутреннее и внешнее облучение населения, проживающего на загрязненных территориях
Общее требование обоснования и оптимизации мер радиационной защиты не имеет в настоящее время базиса в виде установленных рабочих процедур (методик, порядка проведения оптимизации и принятия решений). В международных публикациях оценивается, что большинство защитных мер, применяемых к среде обитания человека, а не собственно контролируемого радиоактивного источника, оправданы при годовых дозах £5-10 мЗв/год. Однако эти оценки не могут быть механически перенесены в российские условия. Таким образом, необходимо разработать и утвердить научнопрактические указания по обоснованию мер радиационной защиты, которые будут применяться для целей текущего и перспективного планирования программных мероприятий.
Реабилитация зоны отчуждения и территорий с действующими ограничениями на хозяйственную деятельность требует разработки дополнительных (к 1 мЗв/год) критериев отмены вмешательства Ведь до сих пор вопрос возвращения к нормальности пока не нашел своего решения ни в международном, ни в отечественном нормировании
Одноь|1ем>»нпо юлжны продолжаться технические мероприя-
-г 'го с* «пиемию возможных чоз потенциального облучения. К это-
'гу грноотп- =(!' . по уыеньг .‘1Ма% риска возникновения новых ра-
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ ВСЛЕДСТВИЕ РАДИАЦИОННЫХ КАТАСТРОФ
, ЛаМЬ п/п Наименование мероприятий
1 Проведение мониторинга социально-психологического состояния населения, проживающего на пострадавших территориях, а также ликвидаторов;
2 Оказание медико-психологической помощи населению и ликвидаторам, пострадавшим вследствие радиационных катастроф,
3. * I,- - - Совершенствование информационно-разъяснительной работы среди населения о состоянии окружающей среды, последствиях радиационного воздействия на здоровье людей и принимаемых мерах по его улучшению, изменениях в действующем законодательстве о защите населения и т.п.;
*■ Оказание психологической поддержки путем семейного консультирования, групповых методов коррекции, обеспечения функционирования центров социально-психологической реабилитации.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ДОЗ ОБЛУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ТЕРРИТОРИЙ
№№ п/п Наименование мероприятий
к Осуществление мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды
2 Радиометрический контроль за загрязнением продовольственного сырья и пищевых продуктов
3 Создание и техническое перевооружение предприятий по хранению и переработке загрязненной сельскохозяйственной и лесной продукции, производству чистых продуктов, в том числе с лечебнопрофилактическими свойствами
4. Г Ведение сельскохозяйственного и лесного хозяйства на загрязненных территориях с учетом совокупности их радиационно-экологических характеристик путем проведения организационно-технических, технологических, ограничительных, информационных, социальноэкономических и профилактических мероприятий, в том числе в целях снижения загрязненности сельскохозяйственной продукции
( 5 Предотвращение деградации земель с высокими плотностями загрязнения, которые временно выведены из землепользования, с целью их последующего возвращения в сельскохозяйственное производство
6 Организация системы поэтапного перевода сельскохозяйственного производства на загрязненных территориях на технологические условия, обеспечивающие гарантированное
7 Выполнение нормативов, установленных для незагрязненных областей страны, внедрение такой системы с учетом различающихся экономических возможностей в общественном и личном секторах сельскохозяйственного производства
I 1 г' Обеспечение поэтапной адресной реабилитации в экономически достижимой последовательности реабилитации каждого хозяйства, где в 1 настоящее время нормативы, предусмотренные для незагрязненных районов, выдержать не удается
9 Разработка научно-обоснованных стандартов для поэтапного перехода от м ■ - м - У --- -- _ аварийных уровней допустимых концентрация радионуклидов в пищевых продуктах к нормативам доаварийного периода
1 1 1 Предотвращение распространения радионуклидов из мест захоронения радиоактивных отходов.
диационных катастроф на ПО «Маяк» и подготовительные меры радиационной защиты населения на случай потенциального облучения. В целях решения этой проблемы должны быть предусмотрены совершенствование системы оперативного радиационного мониторинга ПО «Маяк», дополнительные меры по предотвращению выноса радионуклидов за пределы санитарно-защитной зоны комбината, а также по обеспечению безопасного обращения с радиоактивными отходами всех видов, накопленными на комбинате.
Планируемые мероприятия по уменьшению риска возникновения новых радиационных аварий на ПО «Маяк» должны быть направлены на создание замкнутой схемы обращения с радиоактивными отходами, предусматривающей сокращение объемов хранящихся жидких радиоактивных отходов, концентрирование их на всех уровнях активности с последующим отверждением и контролируемым технологическим хранением. Это позволит освободить и законсервировать потенциально опасные технологические емкости для хранения высокоактивных жидких отходов, исключить сброс средне- и низкоактивных отходов в поверхностные водоемы. После прекращения сбросов должна быть предусмотрена ликвидация водоемов-хранилищ. В целом планируемые мероприятия должны позволить уменьшить риск возникновения новых радиационных аварий, а также улучшить прогнозную оценку потенциального облучения населения.
Мероприятия по социально-экономической реабилитации загрязненных территорий, представленные в табл. И, должны быть направлены на хозяйственное развитие территорий, улучшение бытового обустройства населения и ликвидаторов, вовлечение людей в социально-значимую, престижную с точки зрения населения пострадавших территорий и экономически эффективную деятельность, повышающую их жизненный уровень. Потребуется законодательно создать условия, ориентирующие население на повышение самоэффективности. Одно из положений нового закона должно поощрять инициативу населения, а не рентные ожидания, как это происходит в настоящее время.
Мероприятия по совершенствованию дозиметрического обеспечения и его применения для оценки объективного прогнозирования, подтверждения и преодоления последствий радиационных катастроф, представленные в табл. 12, исходят из того, что критерии зонирования и поэтапного вывода территорий из статуса загрязненных предполагают наличие достоверных значений доз по населенным пунктам, а в последующем — по критическим группам населения. Комплектование групп повышенного риска и проведение радиационно-логических исследований по 656граялению медицинскои;
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЗАГРЯЗНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ
№№ ' п/п Наименование мероприятий
1 | Завершение строительства объектов социальной сферы и коммунального хозяйства на территориях, пострадавших вследствие радиационных катастроф
1 1 Строительство жилья для переселенцев с территорий, пострадавших вследствие радиационных катастроф, и ликвидаторов
3. Создание новых рабочих мест на территориях, пострадавших вследствие _радиационных катастроф
Таблица 12
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДОЗИМЕТРИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОБЪЕКТИВНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ, ПОДТВЕРЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ
РАДИАЦИОННЫХ КАТАСТРОФ
ЛЬЦо п/п Наименование мероприятий
: 1 ; Экспериментально-теоретическая доработка используемых методов реконструктивной дозиметрии, повышение точности и снижение консерватизма в оценке доз облучения населения
2. Получение необходимой дозиметрической информации для полного перехода на дозовые критерии оценки загрязненных территорий и адресный принцип дифференцирования мер реабилитации и социальной компенсации нанесенного ущерба
3 Дозиметрическая поддержка ведения федерального и ведомственных медико-дозиметрических регистров и работы экспертных советов по установлению причинной обусловленности заболеваний у носителей радиационного риска
4. Поддержка обоснованного зонирования и изменения статуса загрязненных территорий в динамике к их нормальному функционированию.
мониторинга территорий необходимо базировать на достоверных неконсервативных оценках доз. Национальный радиационноэпидемиологический реестр (включая РГМДР Чернобыля) таких данных пока не имеет, что препятствует проведению целенаправленной политики медицинской реабилитации и повышает вероятность вынесения агравированных положительных заключений экспертными советами о причинной связи развивающихся заболеваний по факту их развития. В ряде районов Алтайского края и целиком в Республике Алтай остались взаимно не объясненными отдельные частные феномены следовых эффектов радиоактивных загрязнений местности в период проведения ящерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Разработка методов получения оценок доз, исключающих их консервативное завышение, и верификация реалистических оценок с достижением полной взаимной объяснимости всех групп имеющихся исходных данных требует одновременного углубления фундаментальных знаний по физике распределения продуктов взрывов во внешней среде, в том числе и для аномальных местных метеорологических условий и опирающихся на них работ чисто прикладного назначения.
Осуществление мероприятий системно-аналитического и информационного обеспечения государственной политики (в табл. 13) позволит правильно планировать и с достаточной эффективностью проводить мероприятия по преодолению последствий радиационных катастроф, будет способствовать социально-психологической реабилитации пострадавшего населения и ликвидаторов.
Наконец, основная направленность мероприятий международного сотрудничества в области преодоления последствий радиационных катастроф будет способствовать повышению эффективности и ускорению осуществления мероприятий по преодолению последствий радиационных катастроф.
Мероприятия, осуществляемые в целях реализации перечисленных направлений государственной политики, должны в целом обеспечить решение проблемы преодоления последствий аварии на Чернобыльской АЭС, деятельности ПО «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО СИСТЕМНО- АНАЛИТИЧЕСКОМУ И ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОДДЕРЖКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ
' пУп Наименование мероприятий
1. Сбор, обобщение и анализ данных о состоянии радиационногигиенической, медико-демографической, социально-психологической и радиоэкологической обстановке на территории подвергшейся радиационному воздействию, а также об эффективности социальной защиты и реабилитации пострадавшего населения
2. Регулярное обеспечение федеральных и местных органов исполнительной власти объективной систематизированной информацией и аналитическими материалами
3. 1 1 Ведение информационно-разъяснительной работы среди пострадавшего населения и ликвидаторов путем непосредственного общения с ними специалистов, издания популярной литературы, методических пособий аудио и видео продукции и др. По вопросам радиационного воздействия, действующим нормативным и правовым актам и эффективности проводимых социально-защитных мероприятий.
Таблица 14
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ В ОБЛАСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННЫХ КАТАСТРОФ
№№ п/п Наименование мероприятий
1. Разработка и реализация совместных проектов, в том числе с привлечением иностранных инвестиций
2. 1 1 Обмен опытом преодоления последствий радиационных катастроф, согласование подходов, критериев к совершенствованию нормативной правовой базы с зарубежными странами и международными организациями
з Стажировка ученых и специалистов за рубежом, организация и участие в международных конференциях и совещаниях
4, Привлечение иностранных инвестиций и обмен опытом проведения работ в этой области