Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА МЕЗОУРОВНЕ'

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА МЕЗОУРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / INFRASTRUCTURE PROBLEMS / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INNOVATIVE PROJECTS / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / INNOVATIVE PROGRAMS / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / HUMAN INTELLECTUAL CAPITAL / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мордовченков Н.В., Кузьмичев С.В.

Информационные технологии в позиционировании транспортных услуг способствуют развитию и повышению эффектности человеческого капитала в инфраструктуре бизнеса и предпринимательства, способствуют улучшению качества жизни, труда и отдыха, а значит воспроизводству рабочей силы и повышению производительности труда и интенсификации процесса производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мордовченков Н.В., Кузьмичев С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT IN THE FORMATION OF AN INNOVATION INFRASTRUCTURE AT THE MESO LEVEL

Information technologies in the positioning of transport services contribute to the development and enhancement of the effectiveness of human capital in the infrastructure of business and entrepreneurship, contribute to the improvement of the quality of life, work and leisure, which means the reproduction of labor and the increase of labor productivity and the intensification of the production process.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА МЕЗОУРОВНЕ»

DEVELOPMENT OF THE TRADE-LOGISTICS CENTER

FOR AGRICULTURE ENTITIES IN KR THROUGH THE IMPLEMENTATION OF SRM AND CRM SYSTEMS ON THE EXAMPLE OF KOCHKOR-LOGISTICS TLC

R Karimov, A.S. Umetaliev

Keywords: trade-logistics center, SRM, CRM, relationship management system, gross domestic product, export potential, regional business, logistics center, supply chain, market situation transport infrastructure

This article outlines the ways for effective development of the regional trade-logistics centers engaged in agriculture business in Kyrgyz Republic through the implementation of the specialized management computerized systems (SRM and CRM) on the example of Kochkor-Logistics TLC located in Kochkor Regiom in Naryn. The TLC provides services for local potato producers and farmers (growing, collecting, sorting, packaging, storing, transporting and marketing) and serves the local and foreign clients.

Статья поступила в редакцию 20.08.2018 г.

УДК 2964

Н.В. Мордовченков, д.э.н., профессор ФГБОУВО «ВГУВТ» С. В. Кузьмичев, аспирант ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА МЕЗОУРОВНЕ

Ключевые слова: инфраструктурные проблемы, инновационные проекты, инновационные программы, человеческий интеллектуальный капитал, инновационная инфраструктура.

Информационные технологии в позиционировании транспортных услуг способствуют развитию и повышению эффектности человеческого капитала в инфраструктуре бизнеса и предпринимательства, способствуют улучшению качества жизни, труда и отдыха, а значит воспроизводству рабочей силы и повышению производительности труда и интенсификации процесса производства.

Введение

Современная экономика знаний немыслима без генерируемых людьми инноваций и зависит от человеческого капитала инноваторов и уровня их квалификации. Человеческий капитал лежит в основе процесса инновационного развития и формирует структуру инновационного потенциала, поскольку благодаря ему начинается разработка идеи любой инновации [1, с. 7], в т. ч. на рынке транспортных услуг. В свою очередь, соответствующие квалификации характеризуются экзогенными (внешними) источниками знаний и эндогенными (внутренними) навыками и умениями при создании инновационной стратегии в транспортной отрасли экономики. При этом необходимо оценить адаптацию человеческого капитала к потребностям в инновационных услугах для граждан; определить, какое воздействие оказывает

Н.В. Мордовченков, С.В. Кузьмичев

Концепция развития человеческого капитала при формировании инновационной ...

предприятие сферы транспортных услуг при инвестировании в человеческий капитал кадрового ресурсного потенциала [2, с. 52]; каков уровень инфраструктуры рынка труда; какова ротация персонала внутри предприятия сферы транспортных услуг на отраслевом и межрегиональном уровне. Однако количественный и качественный мониторинг (наблюдение и оценка) роли человеческого капитала в инновационной сфере транспортных услуг разработан в недостаточной мере, а соответствующая инновационная диагностика и технологический аудит имеют дискретный характер и не отличаются достаточным уровнем достоверности и простоты на этапе их функционирования.

При решении перспективных социально-экономических задач одним из приоритетов является инновационная инфраструктура в сфере транспортных услуг, обеспечивающая реальные условия для формирования и развития других отраслей экономики, осуществления транспортных преобразований во всех базовых элементах рыночной и социальной инфраструктуры. При непосредственном участии инноваций в сфере транспортных услуг создается значительный прирост не только валового внутреннего продукта [3], но и повышения качества жизни граждан.

Поэтому необходимо укреплять социальную составляющую при решении инфраструктурных проблем, инвестируя инновационные проекты/программы, в первую очередь, в развитие человеческого (интеллектуального) капитала.

Вместе с тем имеет место обратная связь, когда трансформация человеческого капитала непосредственно влияет на кумуляцию физического и финансового капитала. Так, в процессе накопления человеческого капитала создается система новых знаний, углубляется представление об окружающем мире. Процесс накопления знаний создает реальные условия для формирования инновационных технологий, продуктов труда и конкурентоспособных транспортных услуг, решая тем самым приоритетные инфраструктурные проблемы экономики, то есть, трансформируя научно-технический и технологический прогресс, расставляя конкурентоспособные приоритеты, что в конечном итоге существенно влияет на темпы роста производительности труда и повышения экономической и социальной эффективности на мезоуровне.

В свою очередь, качественное развитие человеческого капитала создает реальную возможность не только к возникновения и трансформации инновационных подходов, но и их активного внедрения в сферу транспортных услуг. По мнению Скобляковой И.В. инновационные социальные процессы, связанные с технической и технологической инфраструктурой в эпоху постиндустриальный экономики в полной мере соотнесены с развитием человеческого капитала [4]. Так, широкий резонанс получили кардинальные шаги по повышению эффективности энергетической безопасности, связанные с технологиями обеспечения электроэнергии [5, с.75]. И в этом не последнюю роль играет речной транспорт, который своевременно доставляет до грузополучателя крупногабаритные энергоблоки для будущих АЭС[6].

Современный уровень отечественной инновационной сферы транспортных услуг (особенно на речном и морском флоте) уступает аналогам за рубежом в связи с её недофинансированием. Это негативно сказывается на возможностях простого и расширенного воспроизводства, в т. ч. человеческого капитала, качественных и количественных показателей, необходимых для обеспечения стабильности и перспектив развития транспортно-логистической инфраструктуры в экономике региона.

Вместе с тем, для российской действительности характерна проблема соотнесения инертности мышления и новаторства. Процесс адаптации к инновационным изменениям в экономике и социальной сфере связан с необходимостью потери частью общества знаний, навыков умений, не востребованных в новых условиях. Происходит существенное обесценивание кадрового потенциала, и возникает острая необходимость в получении новых знаний, навыков, умений, адекватных в условиях применения международных санкций, что требует значительных прямых инвестиций, капитальных

вложений, колоссального опыта персонального менеджмента, фактора времени, единовременных затрат, касающихся спроса и предложения в транспортных услугах [7].

Экономическую сущность предпринимательства на транспорте следует соотнести с усилением его роли в условиях формирования и функционирования инновационной инфраструктуры на мезоуровне. Это связано в первую очередь с поиском путей, резервов и возможностей повышения экономической и социальной эффективности и конкурентоспособности субъектов хозяйствования.

По нашему мнению, инфраструктура бизнеса на транспорте - это важнейший фактор конкурентоспособности ресурсного потенциала человеческого капитала, который успешно «встраивается» в различные сферы предпринимательской деятельности, создавая органическое единство (по К. Марксу) социально-экономической системы региона. Предпринимать, по В. Далю, означает затевать, решаться на создание какого-либо нового дела. Это способность к творчеству и новаторству присуща только человеку [2, с. 54].

Мотив научно-образовательной инфраструктуры [2] и практической деятельности проявляется через самовыражение, самореализацию личности, способной достичь цель на различных этапах жизнедеятельности, используя собственный потенциал и опыт, принимая эффективные управленческие решения в условиях риска и неопределенности, проявляя гражданский патриотизм и ответственность за личный и корпоративный результат в целом.

В этом случае инфраструктура труда (инфраструктура рынка труда) и предпринимательство в условиях рынка должны быть соотнесены с конвергенцией инновационных идей в условиях глобализации и государственного регулирования экономики и финансов на мезоуровне.

Удачно сбалансированная инновационная инфраструктура в сфере транспортных услуг ускоряет информационные потоки, минимизирует риски и неопределенности, повышает эффективность труда на транспорте при реализации инновационных проектов.

Например, в условиях конкуренции различных видов транспорта необходимо соотнести базовые критерии, которые в транспортной инфраструктуре включают квадра - критерии: тариф на перевозку, издержки (расходы), ценность и полезность услуги [2, с. 55].

При этом координация взаимодействия элементов инновационной сферы транспортных услуг происходит не только через использование информационного ресурса, но и на основе системы обратной связи.

Информационный ресурс включает в себя статистическую отчетность (перечень сведений в динамике по годам с учетом неравномерности) и динамические процессы в зависимости от лага по времени и географической инфраструктуры (от СМИ и маркетинга до регионального мониторинга, контроллинга, консалтинга и глобальных информационных сетей).

Для России является весьма актуальным формирование информационной инфраструктуры в условиях государственного регулирования рынка. В ней формируется принцип единства сбалансированности интересов отдельного субъекта рыночных отношений и системы в целом. При этом информационная инфраструктура в сфере транспортных услуг имеет тенденцию к повышению эффективности (оптимизации) при возможной реализации социально-экономических программ и развитии внешнеэкономических связей на альтернативной основе.

Для социальной инфраструктуры, бизнеса и предпринимательства будет доступна информация о рыночной инфраструктуре, а также о трудовых ресурсах, потенциальных партнерах, рынке транспортных услуг, а также инвестиционных проектах и программах [2, с. 56, с. 102-114].

В целом информационные технологии в позиционировании транспортных услуг способствуют развитию и повышению эффектности человеческого капитала в инфра-

Н.В. Мордовченков, С.В. Кузьмичев

Концепция развития человеческого капитала при формировании инновационной

структуре бизнеса и предпринимательства, способствуют улучшению качества жизни, труда и отдыха, а значит воспроизводству рабочей силы и повышению производительности труда и интенсификации процесса производства.

В соответствии с авторской гипотезой, инновационная составляющая транспортных услуг как экономическая система стремится к максимуму функции:

Vй fQdu fQ ds

In=UQdQ-LdQdQ

(1)

где О - количество инновационных транспортных услуг; с1и

- приращение доходов (выручки) от потребления конкурентной транспортной

услуги (линии, маршрута, рейса); 5 - затраты на создание инновационной транспортной услуги(линии, маршрута, рейса), руб.;

П - суммарный экономический эффект, то есть сумма получаемой чистой прибыли, руб. [8, с. 37]

В этой связи эффективность человеческого капитала и экономическая система коррелируют между собой. Если добавить к уменьшаемой модели (1) социальную составляющую (на основе экономически обоснованного социального эффекта), система приобретает образ социально-экономической модели (инфраструктурного комплекса) (рис. 1).

Следует отметить, что наряду с возможными взаимодействующими модулями рынка: (2), (3), (4), (5), (6), рыночная инфраструктура на мезоуровне (1) представляет собой социально-экономическую систему, в которой происходит конвергенция составляющих её элементов в условиях глобализации.

Вместе с тем эффективность деятельности менеджера - инноватора транспортного предприятия может быть рассчитана по следующей формуле:

где ДП - прирост прибыли предприятия, обусловленный деятельностью службы инновационного маркетинга, руб.; К - численность персонала отдела инновационного маркетинга, чел.;

ь-аи

' - коэффициент, характеризующий роль инноватора отдела инновационного маркетинга в приросте прибыли ДП предприятия транспортных услуг; Д,0 - должностной оклад менеджера - инноватора с учетом его интеллектуального рейтинга, руб.;

К - коэффициент профессиональной надбавки за выслугу лет инноватора.

Рис. 1. Влияние человеческого капитала на инновационную инфраструктуру транспортных услуг на мезоуровне

Процесс формирования человеческого капитала на предприятии транспортных услуг инновационного типа предлагается интерпретировать в виде графической модели (рис. 2).

Рис. 2. Технологический цикл формирования человеческого капитала на инновационном предприятии транспортных услуг

Я/ - личностно-ориентированный подход кадрового потенциала; IQi - уровень человеческого капитала конкретного инноватора; M0 - инновационный менеджмент;

1(Я) IQi - инжиниринг или реинжиниринг функционирования человеческого капитала.

На современном этапе развития транспортной инфраструктуры необходимо выявлять возможный потенциал инноватора, воздействующего на производительность и интенсификацию производства транспортных услуг.

Вместе с тем, развитие и совершенствование кадрового потенциала способствует развитию инновационной инфраструктуры, её достойной интеграции в международный бизнес и менеджмент (рис. 3).

По мнению авторов статьи, ^ диапазон возможностей инноватора в ре-

шении инфраструктурных проблем в пространстве и во времени.

Н.В. Мордоеченкое, С.В. Кузьмичее

Концепция развития человеческого капитала при формировании инновационной

Рис. 3. Структурообразующие многоуровневые «кольца» конвергенции инновационного менеджмента транспортных услуг в условиях глобализации и государственного регулирования рынка

Разрабатывая комплекс мер по преодолению асимметрии в эффективном функционировании отдельно взятых подразделений транспортных предприятий, следует трансформировать кадровую инфраструктуру. Вместе с тем недостаточно иметь систему «островков инноваций», так как «скорость эскадры определяется скоростью самого тихоходного корабля» [2, с. 60].

Рис. 4. Циклограмма эффективного функционирования человеческого капитала при формировании инновационной инфраструктуры транспортных услуг на мезоуровне

IQ0 - уровень человеческого капитала инноватора до формирования инновационной 158

модели транспортных услуг; IQ1 - уровень человеческого капитала инноватора при функционировании инновационной модели транспортных услуг; еп-1 - инфраструктурные отрасли экономики региона без участия инноватора транспортных услуг;

еп-1 - инфраструктурные отрасли экономики региона с учетом формирования и

функционирования инноватора услуг; ВРИ/ ВРИ! - валовой региональный продукт до участия инноватора транспортных

услуг / на стадии участия инноватора транспортных услуг; R0 - рейтинг региона (транспортной отрасли) до участия инноваторов; Ri - прогнозируемый рейтинг региона (транспортной отрасли) с участием инноваторов.

где ДВРП (ВРИ! - ВРИ0) - прирост валового регионального продукта с учетом внедрения института инноваторов транспортных услуг; Inn0 - инновации, применяемые в сфере транспортных услуг при существующем

уровне человеческого капитала IQ0; Inni - инновации, применяемые в сфере транспортных услуг при инноваторском

уровне человеческого капитала IQi; Inn„

--эффективность инновационной инфраструктуры транспортных услуг (простое

IQo

воспроизводство); Inn,

-- эффективность инновационной инфраструктуры транспортных услуг (расши-

IQi

ренное воспроизводство);

Ио нашему мнению, воздействие человеческого капитала на повышение эффективности инновационной инфраструктуры транспортных услуг в экономике региона целесообразно представить также в виде факторной модели Дюпона1

где ДВРП - прирост валового регионального продукта с учетом внедрения инновационной инфраструктуры в производстве транспортных услуг;

, 1 - эффективность института мезоинноваторства при формировании и функционировании конкурентноспособного человеческого капитала региона. IQ* - трансформация человеческого капитала в производстве транспортных услуг (110+120 ед.< IQ < 180+220 ед.).

Развитие инновационной сферы в производстве транспортных услуг предусматривает повышение требовательности к функциям отдельных звеньев управления и перераспределения (ротации) их полномочий. Система воздействия инновационной инфраструктуры и человеческого капитала позволяет качественно оценить возможности субъекта и объекта сферы услуг.

В этой связи эффективным механизмом рационального использования кадровой инфраструктуры являются инжиниринг и реинжиниринг (рис. 5).

1 Модель Дюпона является модифицированным факторным анализом, позволяющим определить, за счет каких факторов происходит изменение экономической эффективности.

Н.В. Мордоеченкое, С.В. Кузьмичее

Концепция развития человеческого капитала при формировании инновационной ...

Уровень развития человеческого капитала на рынке транспортных услуг

IQr

IQi

IQo

Itnni

Внедрение и трансформация института инноваторов транспортных услуг

Рис. 5. Влияние человеческого капитала на формирование инновацион ной инфраструктуры в производстве транспортных услуг с учетом использования инжиниринга и реинжиниринга на мезоуровне

При этом в полной мере реализуется и стимулируется человеческий потенциал его разработчиков [2, с. 62]. Современный менеджмент инжиниринга и реинжиниринга в транспортной инфраструктуре как эффективного конкурентоспособного организационно-экономического механизма способен кардинально повысить социально-экономический рейтинг региона, создаются реальные возможности повышения 3-х уровней эффективности его функционирования в условиях государственного регулирования рынка транспортных услуг.

1 этап: Щ0 - базовый уровень развития человеческого капитала в производстве транспортных услуг на мезоуровне;

2 этап: IQi - трансформация человеческого капитала в производстве транспортных услуг при решении инжиниринговых задач;

3 этап: - предельный уровень развития человеческого капитала в сфере производства транспортных услуг при решении реинжиниринговых задач.

Графическая модель, представленная на рис 6, позволяет формализовать возможные уровни функционирования инновационной инфраструктуры в производстве транспортных услуг на отраслевом уровне за счет влияния человеческого капитала с учетом как инжиниринговых и реинжиниринговых процессов, так и лага по времени.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При формировании инновационной инфраструктуры производства транспортных услуг необходимо создать конкурентоспособную систему отдельно взятых элементов рыночной экономики и, в первую очередь, ресурса маркетинга как базового элемента рыночной инфраструктуры, связанного с необходимостью уменьшения риска и неопределенности, формированием активного информационного ресурса и при принятии эффективных управленческих решений.

Список литературы:

[1] Тарасов А.Н. Моделирование процесса повышения инновационного потенциала предприятия на основе управления развитием его человеческого капитала: Автореф. дисс.... канд. экон. наук / А.Н. Тарасов, Н.Новгород, 2010, 26 с.

[2] Мордовченков Н.В., Рыбаков Р.А. Методические основы формирования инновационной инфраструктуры в экономике региона. Монография. - Н.Новгород, 2011, 141 с.

[3] Ясин Е.Г. Хозяйственные системы и радикальная реформа / Е.Г. Ясин М.: Экономика, 1989, 319 с.

[4] Скоблякова И.В. воспроизводство индивидуального и общественного человеческого капитала в постиндустриальной экономике. Автореф. дис. ... докт. экон. наук / И.В. Скоблякова, Орел, 2008. 48 с.

[5] Морозова И.А. Маркетинговое обеспечение развития инфраструктуры рынка транспортных услуг: дисс. д-ра экон. наук. / И.А. Морозова, Волгоград, 2008, 360 с.

[6] Петров А. Треугольник водных проблем. Волго-Невский проспект, №3 (309) от 10.02.2017.

[7] Косоногова И.А. Роль инноваций и управление портфелем инноваций для стратегического роста / И.А. Косоногова //Дайджест Финансы, 2003. .№12 (108)

[8] Петраков Н.Я. Русская рулетка: экономический эксперимент ценою 150 миллионов жизней / ред. Кол.: Д.С. Львов (пред.) / Н.Я. Петраков. М: ООО «Экономика», 1998, 286 с.

THE CONCEPT OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT IN THE FORMATION OF AN INNOVATION INFRASTRUCTURE AT THE MESO LEVEL

N. V. Mordovenchenkov, S. V. Kuzmichev

Keywords: Infrastructure problems, innovative projects, innovative programs, human intellectual capital, innovative infrastructure.

Information technologies in the positioning of transport services contribute to the development and enhancement of the effectiveness of human capital in the infrastructure of business and entrepreneurship, contribute to the improvement of the quality of life, work and leisure, which means the reproduction of labor and the increase of labor productivity and the intensification of the production process.

Статья поступила в редакцию 08.06.2018 г.

УДК 65.011.12

Н.В. Мордовченков, д.э.н., профессор ФГБОУВО «ВГУВТ» Т.Е. Новикова, к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ «ДИАГНОСТИКА» КАК МЕТОД В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ (КАДРОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ) ОРГАНИЗАЦИИ

Ключевые слова: диагностика, инфраструктура, кадровый менеджмент, маркетинговые исследования, мотивация, кадровый потенциал.

В данной работе диагностика рассматривается не только как термин экономической теории, но и как метод в практическом менеджменте, касающемся управления пер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.