исследовательский институт транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (НИИ ТК), 2011. - 495 с.
[2] Профессия экспедитор. Кто такой экспедитор // http://work-place.net/?p=903 (был доступен 01 апреля 2017 г.)
PROFESSIONAL PORTRAIT OF A FORWARDER IN KAZAKHSTAN
Zh.K. Kegenbekov, D.M. Tyulubayeva, O. V. Garmash
Key words: logistics, transport, freight transport, forwarder.
In the article the main requirements for forwarders and basic skills which are necessary for specialists working in this field and those who use their services are given.
Статья поступила в редакцию 18.04.2018 г.
УДК 656
Н.В. Мордовченков, доктор экон. наук, профессор ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.
А.А. Сироткин, канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Ключевые слова: инновационная деятельность; транспортно-логистическая сфера.
Разработана методика оценки транспортно-логистических проектов, включающая оценочные критерии, соответствующие требованиям к результатам инновационного развития транспортно-логистической сферы. Рассмотрена роль инфраструктуры в инновационном развитии транспортно-логистической сферы. Представлена российская и зарубежная практика в железнодорожных грузовых перевозках как сегменте транспортно-логистической сферы.
Введение
Ключевое значение для обеспечения долгосрочной эффективности и стратегической конкурентоспособности в транспортно-логистической сфере приобретает инновационная деятельность. В каждом сегменте такой сферы необходимо использовать лучшие научные наработки в области технологий, чтобы сделать работу с грузами более быстрой, диверсифицированной, надежной и экономически привлекательной. Все это в значительной мере определяется тем, как быстро и обоснованно внедряются инновации в реальную практику. В этом плане существуют свои результаты у каждой страны.
Цель работы состоит в комплексном (системном) изучении инновационной деятельности в транспортно-логистической сфере. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: разработать методику оценки транспорт-но-логистических проектов, включающую оценочные критерии, соответствующие требованиям к результатам инновационного развития транспортно-логистической
сферы; сформулировать критерии инновационных проектов развития транспортно-логистической инфраструктуры; представить современную российскую и зарубежную практику инновационной деятельности в железнодорожных грузовых перевозках как сегменте транспортно-логистической сферы.
Методологическая основа исследования.
Научное исследование в рамках данной статьи проводилось с применением методов научного познания: сравнение, анализ и синтез. Для решения поставленных задач в статье применялся метод системного анализа.
Интерпретация результатов исследования и их анализ.
В современных экономических условиях поиск новых направлений для инновационного развития транспортно-логистических сферы и ее элементов является актуальной отраслевой задачей.
Одно из таких направлений - это цифровизация, которая предусматривает ГГ-платформу, интегрирующую в едином окне инновационный механизм подбора маршрута грузовой перевозки вагона (контейнера), типа страхования груза, расчета стоимости комплекса транспортно-логистических услуг. Цифровые инновации в транс-портно-логистической сфере повышают уровень самой логистической работы.
Следует отметить, что инновационное развитие транспортно-логистической сферы должно учитывать требования к ожидаемым результатам от внедрения соответствующих инноваций (табл. 1).
Таблица 1
Соответствие между требованиями к результатам инновационного развития транспортно-логистической сферы и ключевыми показателями перспективности инновационных транспортно-логистических проектов
Требования к результатам инновационного развития транспортно-логистической сферы Ключевые показатели оценки инновационных транспортно-логистических проектов
Удешевление и ускорение транспортно-логистических услуг, ориентированность транспортного обслуживания на специфические требования грузоотправителей Себестоимость и скорость оказания транспорт-но-логистических услуг, количество выполненных индивидуальных (уникальных) транс-портно-логистических заказов
Обеспечение пространственной и энергоэффективности Уровень диверсификации терминалов (грузовых дворов, механизированных дистанций по-грузочно-разгрузочных работ) по услугам, грузам и подвижному составу, уровень энергоэффективности, доля альтернативных источников энергии
Переход на «зеленую логистику» Экологичность транспортно-логистических услуг
Устранение барьеров между различными видами транспорта в международном сообщении при грузовых перевозках Интероперабельносгь и соединенность транспортных систем
По каждому пункту (табл. 1) обязательной составляющей является транспорт, эффективность и предсказуемость его использования во времени и пространстве. Поэтому очень важна роль прогнозирования. В большинстве прогнозов для моделей движения транспорта в грузовых перевозках применяются сложные многопеременные, так называемые логит- или пробит-модели. Модели грузопотока гибко изменяются и все чаще становятся результатом интегрированного планирования комплексных перевозок и экономически обоснованной логистики в пределах отдельной компании [1].
Вместе с тем, зарубежный опыт прогнозирования развития транспортно-логистической сферы в контексте крупных инфраструктурных проектов свидетельствует о следующих приоритетах [1]:
- даже в условиях расширения международного рынка грузоперевозок в Европе есть факторы, которые не поддаются прогнозированию, например, при железнодорожных грузовых перевозках это - негибкость железнодорожных компаний, отсутствие согласованности на транспортных рынках, снижение относительных затрат автомобильного транспорта;
- несмотря на основательную подготовку транспортных инфраструктурных проектов, существует риск существенных ошибок в прогнозировании развития грузопотоков, объема грузоперевозок, направленности изменения этого объема;
- прогнозирование спроса в транспортной отрасли, охватывающее в т.ч. объем грузовых перевозок, территориальное распределение транспорта и распределение между видами транспорта является в значительной мере рискованным.
В Европе осуществляются крупномасштабные инвестиции в развитие объектов транспортной инфраструктуры, обслуживающих грузовые потоки с учетом внутренних, транзитных, экспортных и импортных составляющих в структуре перевозок.
Для оценки перспективности транспортно-логистических инновационных проектов на основании [2, 3] предлагается индекс перспективности инновационных транс-портно-логистических проектов, который должен определяться с учетом представленных в таблице 1 ключевых оценочных показателей, образующих фокус-группу:
= (1)
где I'■ - индекс у-го показателя фокус-группы по i-му проекту (чем лучше значение
показателя, тем выше его индекс); ау - вес у-го показателя фокус-группы; п - число показателей фокус-группы; i - индекс оцениваемого инновационного проекта.
При отборе проектов с помощью предложенного индекса можно руководствоваться двумя дополнительными критериями (табл. 2).
Таблица 2
Дополнительные критерии для оценки проекта (составлено по [2])
Название критерия Характеристика критерия Формализация
«Разумная достаточность» Для дальнейшего развития отбираются проекты, индекс перспективности которых превышает некоторое приемлемое («пороговое») значение "..V- (2)
Максимизация Выбирается проект, обеспечивающий максимальный уровень перспективности — (3)
Окончательный выбор инновационного проекта для реального внедрения должен осуществляться с использованием критериев экономической эффективности, чтобы исключить возможность нерациональных затрат финансовых ресурсов на реализацию инновационно привлекательных, но экономически неэффективных (нерентабельных) проектов.
В связи с тем, что решение инфраструктурных проблем является важным на государственном уровне, целесообразно рассмотреть приоритетные критерии оценки инновационных проектов развития транспортно-логистической инфраструктуры (табл. 3).
Таблица 3
Приоритетные критерии оценки инновационных проектов развития транспортно-логистической инфраструктуры, отвечающие направлениям инновационного развития транспортной системы России
Направление инновационного развития транспортной системы России Решаемые проблемы Приоритетные критерии оценки инновационных проектов развития транспортно-логистической инфраструктуры
Применение инновационных технологий и материалов Ресурсосбережение и экономичность транспортно-логистической инфраструктуры Снижение себестоимости строительства и эксплуатации путей (дорог) для грузовых перевозок, складов для хранения грузов
Повышение качества и доступности транспортных услуг Ликвидация несбалансированности транспортной сети Повышение средней маршрутной и коммерческой скорости грузовых перевозок, рост объема грузовых перевозок и перевалки
Повышение уровня безопасности транспортной системы Сохранение количества и качества перевозимых грузов Отсутствие порчи и утраты (потери) перевозимых грузов
Опережающее развитие единой транспортной системы на основе прогнозирования спроса на услуги в транспортно-логистической сфере Формирование баланса спроса и предложения на грузоперевозки, а также на услуги транспортно -логистической инфраструктуры Уникальность транспортно-логистического сервиса (транс-портно-логистической услуги) с высоким экономическим эффектом
В системе управления транспортно-логистической инфраструктурой выделяют следующие основные компоненты [4]:
- общие вопросы создания и функционирования транспортно-логистической инфраструктуры;
- эффективное использование складских (терминальных) площадей;
- государственно-частное партнерство как инструмент повышения востребованности и инвестиционной привлекательности проектов по транспортно-логистической инфраструктуре;
- развитие сети магистральных и вспомогательных путей.
Уже сегодня грузовые перевозки различными видами транспорта из конкурирующих, разрозненных транспортно-логистических услуг постепенно превращаются в комплементарные, интегрированные в рамках комплексного транспортно-логис-тического обслуживания, осуществляемого многопрофильными транспортными холдингами (логистическими операторами, осуществляющими формирование мультимо-дальных цепей поставок).
Как правило, в транспортно-логистической сфере в роли инноваторов выступают венчурные предприниматели, новые малые компании, а также отдельные специалисты транспортно-логистического бизнеса или команды таких специалистов.
Инновации в транспортно-логистической сфере открывают новые возможности для транспортных (логистических) компаний, регионов и стран и генерируют эффекты различного характера и масштаба.
Рассмотрим российскую практику инновационной деятельности в грузовых железнодорожных перевозок как сегменте транспортно-логистической сферы (табл. 4).
Таблица 4
Российские примеры инноваций в грузовых железнодорожных перевозках как сегменте транспортно-логистической сфере [5, 6]
Год Железная дорога Содержание инновации Экономическая эффективность от внедрения инновации
2017 Калининградская Впервые перегружен груз (уголь) из вагонов российского стандарта в подвижной состав европейской колеи, с дальнейшей отправкой на станцию назначения в Польшу. Для этого на станции Дзержинская-Новая в Калининграде была оборудована площадка по перегрузке угля из вагонов 1520 мм (российского стандарта) в подвижной состав колеи 1435 мм (евростандарт). При этом специалисты Калининградской железной дороги разработали новый маршрут транспортировки грузов через территорию Латвии и Литвы. Повышение привлекательности и конкурен-тоспобности железнодорожного транспорта и данной российской железнодорожной станции. Снижение затрат времени на транспортировку
2018 Калининградская Испытана новая транспортно-логистическая услуга: на станции Дзержинская осуществили параллельный перегруз составов из Германии и Китая. Контейнеры из Германии были перемещены на российскую колею, китайский груз - на железнодорожные пути евростандарта. Время на один перегруз - 2 минуты. Значительное ускорение доставки продукции между КНР и ФРГ
2018 ЮжноУральская Апробирована новая технология перевозки зерна. В целях вывоза железнодорожным транспортом предъявляемых объемов продукции зерно погрузили в полувагоны с полимерными вкладышами для защиты от атмосферных осадков. Обеспечение сохранности груза при экспортной перевозке
Наряду с российским опытом инновационной деятельности в транспортно-логистической сфере рассмотрим зарубежную практику такой деятельности.
1. Инновационные полуприцепы (ISU system) - это новый способ погрузки полуприцепов вместо их перемещения на железнодорожную платформу с помощью кранового оборудования. При новом способе тягач остается на конечной станции. Пользователь системы ISU может осуществлять доставку и сборку на своем собственном парке технических средств. В результате для клиента достигается выгода в виде экономии денежных средств [7].
2. Гидравлическое подъемное устройство системы MOBILER позволяет оперативно и достаточно просто перегружать традиционные (стандартные) и swap body контейнеры между грузовым автомобилем и вагоном - без крана или других специальных приспособлений. С помощью этой технологии можно предложить индивидуальные логистические решения для всей цепочки поставщиков, по всей Европе [7].
3. В Швейцарии с 11 декабря 2016 г. функционирует новая система повагонных грузовых перевозок WLV (Wagenladungsverkehr), которая предлагает сбор и доставку отправок с частотой 3 раза в сутки вместо одного, как было ранее, включая бронирование места в поезде с удобным клиенту временем отправления. Согласно новой системе грузовые вагоны обрабатываются круглосуточно в три смены на таких крупных сортировочных станциях, как Лимматталь, Лозанна и Тичино. Продолжительность этих смен выбрана таким образом, чтобы исключить нежелательные «стыки» по расписанию движения пассажирских поездов в часы «пик» и гарантировать клиентам
доставку в установленные контактом сроки. Этот подход позволяет оптимизировать использование локомотивов, работу и численность машинистов [8].
При этом необходимо использовать резервы и возможности организационно-экономических механизмов и ресурсов управления инновационной деятельностью в транспортно-логистической сфере в условиях государственного регулирования рынка (табл. 5).
Таблица 5
Организационно-экономические механизмы и ресурсы, рекомендуемые к применению в транспортно-логистической сфере
Экономическая категория Трактовка (определение) экономической категории
Организационно-экономические механизмы
Маркетинг рынка транспортных услуг (маркетинг на транспорте) Выявление потребностей рынка в инновационных транспортно-логистических технологиях и услугах, формах организации продвижения таких услуг, а также внешних возможностей и резервов в инфраструктуре, процессах и ресурсах [9]
Логистический аутсорсинг Передача стороннему исполнителю на контактной (договорной) основе некоторых прав (бизнес-функций или составляющих их компонентов), входящих в структуру управления транспортной организацией
Цифровизация Инновационный механизм эффективного управления процессами и информацией, обеспечивающий синергетический эффект в транс-портно-логистической сфере
Контроллинг Комплексный (системный) организационный механизм регулирования, включающий в себя анализ, учет, контроль, оперативное управление, нормативно-правовую базу, отчетность
Организационно-экономические ресурсы
Интеллектуальный капитал Консолидированные опыт, знания и умения персонала транспортной организации, позволяющие эффективно решать задачи и достигать плановые значения целевых показателей [10]
По мнению авторов статьи, инновационная деятельность в транспортно-логи-стической сфере включает не только комплексную систему производительных сил, но и экономически обоснованную координацию как внутриорганизационных, так и межорганизационных взаимодействий.
Таким образом, современные теоретические и практические направления инновационной деятельности в транспортно-логистической сфере включают в себя три вектора:
- накопленный опыт формирования и функционирования транспортно-логисти-ческой инфраструктуры;
- организационно-экономические механизмы и ресурсы, рекомендуемые к применению в транспортно-логистической сфере.
Список литературы:
[1] Фливбьорг Б. Мегапроекты: история недостроев, перерасходов и прочих рисков строительства /Бент Фливбьорг, Нирльс Брузелиус, Вернер Ротенгаттер; Пер с англ. - М.: ООО «Альпина паблишер», 2013. - 288 с.
[2] Кудрявцева А.В. Методология оценки социально-экономической перспективности транспортных инноваций // Экономика железных дорог. 2017. № 4. С. 62-68.
[3] Мачерет Д.А., Измайкова А.В. Экономическая роль инноваций в долгосрочном развитии железнодорожного транспорта: монография. - М.: Изд-во МИИТ, 2016. - 162 с.
[4] Слукина С.А. Инфраструктура и логистика промышленных предприятий: учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2015. - 88 с.
[5] Новая технология перевозки зерновых грузов на экспорт опробована в Оренбургском регионе ЮУЖД. [Электронный ресурс] -http://yuzd.rzd.ru/news/public/ru?structure_id=50&layer_id =4069&refererLayerId=3941&refererPageId=704&id=123303.
[7] Богдан Лисек, Лилиан Крутоног Rail Cargo Logistics Czech - инновационный подход к развитию транспортных услуг // Инновации транспорта. 2016. № 1. С. 22-27
[6] Терминал по перегрузке угля начал работу на станции Дзержинская-Новая Калининградской железной дороги [Электронный ресурс]. -http://kzd.rzd.ru/news/public/ru?structure_id= 4059&layer_id=4069&refererLayerId=3307&id=4913.
[8] SBB Cargo - новации в сфере повагонных перевозок // Железные дороги мира. 2017. № 5. С. 30-32.
[9] Мордовченков Н.В., Сироткин А.А. Маркетинговые исследования на рынке транспортных услуг: учебное пособие. - Москва, 2017. 160 с.
[10] Мордовченков Н.В., Сироткин А.А. Формирование и развитие компетенций по транспорт-но-экспедиционному обслуживанию в условиях рыночной экономики: теория, практика, перспективы: Учебное пособие / Нижний Новгород, 2016. 160 с.
MODERN THEORETICAL AND PRACTICAL TRENDS OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE TRANSPORT AND LOGISTIC SPHERE
N. V. Mordovchenkov, A.A. Sirotkin
Key words: innovative activity; transport and logistic sphere.
The evaluation method of transport and logistic projects including the evaluation criteria meeting the requirements to the results of innovative development of the transport and logistic sphere is developed. The role of the infrastructure in the innovative development of the transport and logistic sphere is considered. The Russian and foreign practice in rail freight transportation as a segment of the transport and logistic sphere is presented.
Статья поступила в редакцию 06.04.2018 г.
УДК 656.62.064
В.В. Цверов, д.э.н., доцент, ФГБОУВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5. А.В. Пучкова, логист, ООО «Автоглушитель» 603029, г. Нижний Новгород, ул. Памирская, 11.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА СКЛАДСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ДОСТАВКИ В СРОК
Ключевые слова: доставка в срок, стандарт на логистический процесс, организационные факторы сбоев при складском обслуживании.
В статье рассмотрена возможность повышения надежности доставки продукции в срок за счет выявления дестабилизирующих складское облуживание организационно-технологических факторов и снижения их влияния посредством совершенствования регламента процесса складского обслуживания.